Инфоурок Химия Другие методич. материалыАлгоритм решения задач по химии

Алгоритм решения задач по химии

Скачать материал

Алгоритм решения задач по химии

 Чтобы решить химическую задачу рекомендуется следующий порядок действий.

Изучите внимательно условия задачи: определите, с какими величинами предстоит проводить вычисления, обозначьте их буквами, установите единицы их измерения, числовые значения, определите, какая величина является искомой. Запишите данные задачи в виде кратких условий.

 

Если в условиях задачи идет речь о взаимодействии веществ, запишите уравнение реакции (реакций) и уравняйте его (их) коэффициентами.

Выясните количественные соотношения между данными задачи и искомой величиной. Для этого расчлените свои действия на этапы, начав с вопроса задачи, выяснения закономерности, с помощью которой можно определить искомую величину на последнем этапе вычислений. Если в исходных данных не хватает каких-либо величин, подумайте, как их можно вычислить, т.е. определите предварительные этапы расчета. Этих этапов может быть несколько.

Определите последовательность всех этапов решения задачи, запишите необходимые формулы расчетов.

Подставьте соответствующие числовые значения величин, проверьте их размерности, произведите вычисления.

Как вычислить молекулярную и молярную массы вещества? 

 

Для этого нужно сложить массы всех атомов в этой молекуле.   

 

Пример 1. В молекуле воды   Н2О 2 атома водорода и 1 атом кислорода. Атомная масса водорода = 1, а кислорода – 16. Поэтому молекулярная масса воды равна 1 + 1 + 16 = 18 атомных единиц массы, а молярная масса воды = 18 г/моль.  

 

Пример 2. В молекуле серной кислоты Н2SO4 2 атома водорода, 1 атом серы и 4 атома кислорода. Поэтому молекулярная масса этого вещества составит 1 2 + 32 + 4 16 = 98 а.е.м, а молярная масса – 98 г/моль.  

 

Пример 3. В молекуле сульфата алюминия А12(SO4)3 2 атома алюминия, 3 атома серы и 12 атомов кислорода. Молекулярная масса этого вещества равна 27 ·  2 + 32 · 3 + 16 · 12 = 342 а.е.м., а молярная масса – 342 г/моль. 

 

Как решить простейшую расчетную задачу по химическому уравнению? 

 

1.     Сначала записываем числовые данные из условия задачи – массу вещества, или объем газа. Затем выясняем, что нужно определить в той задаче, и записываем вопрос под условием задачи. Далее действуем так:  

2.     Определяем количества веществ, массы или объемы которых даны в условии задачи. 

3.     Записываем уравнение реакции, о которой сказано в условии задачи и расставляем в нем коэффициенты. 

4.     Вычисленное количество вещества записываем над формулой этого вещества в уравнении реакции. 

5.     Учитывая коэффициенты, определяем количества тех веществ, массы или объемы которых нужно определить в данной задаче. 

6.     По найденным количествам веществ рассчитываем массы или объемы этих веществ. 

7.     Проверяем, на все ли поставленные вопросы условия задачи найдены ответы. 

8.     Записываем ответы задачи.  

 

Как решать задачи с участием растворов веществ?  

 

1.     Если в условии задачи указаны объем и плотность раствора, то по этим данным можно найти массу раствора (объем раствора в мл умножается на плотность раствора). 

2.     По массе раствора находится масса растворенного вещества (масса раствора умножается на массовую долю растворенного вещества и переводится в проценты). 

3.     По найденной массе растворенного вещества определяется его количество (масса растворенного вещества делится на его молярную массу) 

4.     Записывается уравнение реакции, о которой сказано в условии задачи, и в нем расставляются все коэффициенты. 

5.     Найденное в п.3 количество вещества записывается над формулой этого вещества в уравнении реакции. 

6.     Учитывая коэффициенты, определяется количество вещества, массу или объем которого нужно найти. 

7.     По найденному количеству вещества определяются его масса или объем.  

 

Как решать задачи, где одно из реагирующих веществ дано в избытке?  

 

1.     Если в условии задачи есть числовые данные (массы или объемы) по обоим веществам, участвующим в реакции, то, возможно, одно из них находится в избытке. Поэтому решение задачи начните  с расчета количеств этих веществ в моль. 

2.     Далее запишите уравнение нужной реакции со всеми коэффициентами. 

3.     По коэффициентам в уравнении и найденным количествам веществ определите, какое из веществ находится в избытке, а какое – в недостатке. 

4.     В уравнении реакции над формулой вещества, находящегося в недостатке, записываем его количество в моль и с учетом коэффициентов находим количества остальных веществ, участвующих в реакции. 

5.     Далее рассчитываются массы или объемы остальных веществ. 

 

В реакцию с соляной кислотой вступило 13 г цинка. Определите массы  израсходованной кислоты и полученной соли, а также объем выделившегося газа.

 

Решение.   

 

1.         Находим  количество вещества цинка, разделив его массу на молярную массу: 

 

  n(Zn)  =  m : M  =  13 г  :  65 г/моль  =  0,2 моль 

 

2.         Вносим эту величину в уравнение реакции и с ее помощью определяем количества всех указанных в задаче веществ (с учетом коэффициентов): 

 

0,2 моль    0,4 моль           0,2 моль        0,2 моль

 

Zn       +       2HCl    →     ZnCl2      +       H2

 

   Далее расчеты по формулам:   

 

    m(HCl)  =  M · n = 36,5  г/моль · 0,4 моль  = 14,6 г 

 

    m(ZnCl2)  =  M · n = 136 г/моль · 0,2 моль = 27,2 г

 

Объем водорода находим аналогично:

 

V(H2)  =  Vm  · n  =  22,4 л/моль  ·  0,2 моль  = 4,48 л  

 

ЗАДАЧИ НА ИЗБЫТОК РЕАГЕНТА

   

Главный отличительный признак таких расчетов – это наличие числовых данных (массы, объема, количества вещества или необходимых компонентов для их вычисления) по обоим веществам, реагирующим между собой. Чаще всего это говорит о том, что одно из этих веществ находится в избытке и вступит в реакцию не полностью. Определить же, что именно в избытке, удобнее всего, когда известны количества вещества реагентов. Если они не указаны в условии, их следует вычислить по исходным данным.  

 

Задача 1.

 

 8 г серы нагрели с 28 г железа. Определите массу продукта реакции.   

 

Решение.   

 

1.               Так как в условии указаны массы железа и серы одновременно, то одно из этих веществ  вполне может оказаться в избытке. Для выяснения этого находим количества вещества реагентов: 

 

  n(Fe)  =  m : M  =  28 г : 56 г/моль  =  0,5 моль

 

n(S)  =  m : M =  8 г : 32 г/моль  =  0,25 моль 

 

2.               Записываем уравнение реакции и по коэффициентам определяем мольные отношения реагентов: 

 

 Fe  +  S   →   FeS 

 

 

3.               Так как железа и серы должно реагировать равное количество молей, то ясно, что в этой реакции будет израсходовано по 0,25 моль их, избыток железа при этом составит 0,5 – 0,25 + 0,25 моль, и в реакцию не вступит.

 

 

4.               Так как сера  взята в недостатке, то по ее количеству определяем количество продукта реакции, а затем его массу:   

 

           0,25 моль          0,25 моль              0,25 моль

 

                 Fe           +      S          →              FeS 

 

   m (FeS)   =   M ·  n   =  88  г/моль · 0,25 моль  =  22 г 

 

Задача 2.   

 

Для реакции взято 56 л хлора и 56 г железа. Определите массу полученного продукта.   

 

Решение. 

 

  2Fe  +  3Cl2    →  2 FeCl3 

 

 В этом случае расчет избытка более сложен, поэтому можно использовать такую хитрость: 

   

В первой строке пишем формулы реагирующих веществ, во второй – их мольные отношения по уравнению реакции (по коэффициентам), а в двух следующих – количества  этих  веществ, имеющихся в наличии, причем на разных строках.  Далее по этим данным находим количества вещества реагента, необходимого для взаимодействия с этими количествами вещества железа  и хлора: 

   

  Далее анализируем полученные данные. Железа есть  1 моль, а для реакции с 2,5 моль хлора его нужно в полтора раза меньше, это составляет 1,67 моль, чего у нас нет. Следовательно, железо в недостатке, а число 1,67 можно зачеркнуть.  Хлора имеется 2,5 моль, а на реакцию с железом нужно лишь 1,5 моль, поэтому хлор взят в избытке. Избыток хлора составляет  2,5 – 1,5 = 1 моль. 

Таким образом, в недостатке железо, и дальнейшие расчеты ведем по его количеству: 

 

   1 моль         1,5 моль          1 моль 

 

     2Fe     +       3Cl2    →    2 FeCl3 

 

m  (FeСl3)   =   M ·  n   =  162,5  г/моль · 1 моль  =  162,5  г 

 

Задача 3. 

 К раствору, содержащему 26,1 г нитрата бария, добавлен раствор, содержащий  35,5 г сульфата натрия, осадок отфильтрован. Что находится в фильтрате и в каком количестве? Решение. 

 

n   [Ba(NO3)2]  =  26,1 г  :  261 г/моль   =  0,1  моль

 

n (Na2SO4)  =  35,5 г  :  142 г/моль  =  0,25 моль (избыток 0,15 моль)

 

 

0,1 моль                0,1 моль                 0,1 моль         0,2 моль

 

Ba(NO3)2    +      Na2SO4         →            BaSO4    +    2HCl

 

В растворе после реакции окажется 0,2 моль нитрата натрия и остаток сульфата натрия  0,15 моль. При необходимости можно найти массы этих веществ.

Иногда от количеств вещества реагентов может зависеть не только количество продуктов реакции, но и их состав. 

 

Задача 4.  

 

К раствору, содержащему 49 г серной кислоты, добавлено 20 г гидроксида натрия. Определите состав и массу полученной соли. 

 

Решение.    

 

n (H2SO4) = 49 г  :  98 г/моль  = 0,5 моль

 

n  (NaOH) = 20 г  :  40 г/моль  =  0,5 моль 

 

Так как серная кислота двухосновна, то она может образовать два ряда солей:

 

2 NaOH  +  H2SO4  → Na2SO4  +  2H2O      средняя соль 

 

 NaOH  +  H2SO4   → NaHSO4  +  H2O       кислая соль 

 

В нашей задаче оказалось равное мольное количество кислоты и щелочи, поэтому расчет следует вести по второму уравнению реакции:

 

0,5 моль         0,5 моль           0,5 моль 

 

   NaOH    +    H2SO4     →        NaHSO4  +  H2

 

  m (NaHSO4)  =  M ·  n =  120 г/моль · 0,5 моль  =  60 г.  

 

Задача 5. 

 

Через раствор, содержащий 60 г гидроксида натрия, пропущен углекислый газ, полученный при действии избытка соляной кислоты на 200 г карбоната  кальция. Определите состав и массу полученной соли.   

 

Решение.   

1.       Определяем количества вещества веществ, указанных в условии задачи: 

 

  n (NaOH)  =  m : M  =   60 г : 40 г/моль = 1,5 моль

 

n (CaCO3)  =  m : M  =  200 г : 100 г/моль  = 2 моль 

 

2.       Записываем уравнение  реакции,  в которой был получен углекислый газ, и по количеству вещества СаСО3 определяем, сколько моль газа выделилось: 

 

2 моль                                                 2 моль

CaCO3  +  2HCl   →   CaCl2  +  H2O  +  CO2 

3.       Таким образом, для второй реакции у нас имеется 2 моль углекислого газа и 1,5 моль гидроксида натрия. Так как СО2 – ангидрид двухосновной угольной кислоты Н2СО3, то при его взаимодействии с щелочами могут образоваться как средние, так и кислые соли: 

 

 NaOH  +  CO2  →   NaHCO3

 

2NaOH  +  CO2  →  Na2CO3  +  H2

 

Теперь нужно определиться, по какому из двух уравнений реакций нам вести расчет. Для образования средней соли щелочи должно быть вдвое больше, чем газа. У нас же наоборот, газа больше, чем щелочи. Следовательно, реакция пойдет по первому уравнению, с образованием кислой соли, причем СО2 окажется в избытке (0,5 моль): 

 

1,5 моль      1,5 моль      1,5 моль

 

 NaOH     +   CO2  →    NaHCO3

 

m (NaHCO3)   =  M · n  = 84 г/моль · 1,5 моль  = 126 г. 

 

 Решите самостоятельно. 

 

1.               14 г оксида кальция обработали раствором, содержащим 36 г азотной кислоты. Какова масса полученной соли?   (41 г).   

 

2.               К раствору, содержащему 40 г сульфата меди (II), добавили 12 г железных опилок. Останется ли в растворе сульфат меди после реакции?   

 

3.               Хватит ли 15 л кислорода для сжигания 4 г серы?  (да) 

 

4.               В раствор, содержащий 16 г сульфата меди (II), пропустили сероводород объемом 5,6 л. Какова масса выпавшего осадка?  (9,6 г).   

 

5.               К раствору, содержащему 10,4 г хлорида бария, добавили 9,8 г серной кислоты.

Определите массу осадка и состав полученного раствора.  (11,65 г) 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Алгоритм решения задач по химии"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Социальный работник

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

В данной разработке представлен алгоритм решения некоторых типов задач по химии, даны рекомендации для выполнения следующиего порядка действий: предлагается изучить внимательно условия задачи: определить, с какими величинами предстоит проводить вычисления, обозначить их буквами, установить единицы их измерения (предложенными в таблице), числовые значения, определить, какая величина является искомой, а затем записать данные задачи в виде кратких условий. Данный алгоритм поможет при решении задач.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 984 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 05.01.2015 3542
    • PDF 131.9 кбайт
    • 32 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Бормотова Наталья Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 10
    • Всего просмотров: 43651
    • Всего материалов: 16

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Химия окружающей среды

72/108 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 440 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4150 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Мини-курс

Развитие предметно-практических действий, игровых навыков и математических представлений у детей раннего возраста

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективное управление запасами

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Теоретические аспекты трекинга и менторства

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе