Главная / Русский язык и литература / Алгоритм работы над сочинением в ЕГЭ по русскому языку

Алгоритм работы над сочинением в ЕГЭ по русскому языку

Задание ЕГЭ № 25 по тексту Воробьева

Пишем по алгоритму



1. Формулируем проблему или вопросы, пытаемся определить тему

Как много произведений современной русской литературы рассказывают нам о страшном опыте Великой Отечественной войны и о мучительном, трудном послевоенье! Замечательный писатель К.Д Воробьев один из тех, кто говорит об этом времени, казалось бы, негромко, без пафоса, но так, что слова его проникают в самое сердце. Если бы пришлось определить тему данного отрывка, я мог бы сказать о ней словами из текста: «Живая душа». А если попытаться сформулировать главный вопрос текста, то он , как мне кажется, будет звучать так: « Какие человеческие качества помогли выстоять в войне?»


2. Комментарии к тексту. Помним, что текст художественный, значит, многое скрыто в деталях, на них необходимо обратить внимание .

Эпизод, произошедший с героем рассказа во время его возвращения с войны домой, кажется, на первый взгляд, незначительным. Но к каким глубоким выводам подводит нас автор!

Что же происходит в отрывке? Увидев, каким тяжким трудом достается женщинам пахота (они шли «путаным шагом» ,привязав к тяжелому бревну плуг), шофер, сговорившийся подвезти героя за литр спирта, привязывает плуг к своему «виллису» и вспахивает пятьдесят кругов. Залив в бензобак обещанный спирт (доехать–то надо на чем-то) , от денег шофер отказывается и уезжает. Вот и все события.

Но за ними виден целый пласт жизни : и мучительно тяжелый труд оставшихся без кормильцев женщин, и радость , общая на всех, когда возвращается герой рассказа, и душевная щедрость людей того времени, их бескорыстие и благородство. Их «живые души»!


3. Позиция автора

Прочитав этот рассказ, понимаешь, как мы победили врага: не превосходством мертвого металла , а сплоченностью и взаимовыручкой «живых душ» ! Такова , на мой взгляд, позиция автора.

4. Аргументация собственного мнения. Помним, что аргументы должны подтверждать какой-либо тезис! Сначала формулируем тезис, а потом ищем аргументы!

Рассказ К.Д Воробьева произвел на меня большое впечатление, всякий раз, когда я слышу истории о людской доброте, бескорыстии и благородстве, я испытываю очень хорошие чувства, просто не могу точно их определить: гордость, радость или что-то в этом роде. У наших людей всегда были «живые души»!!! тезис

И в нашей русской литературе таких примеров много: какое мужество и взаимовыручку, например, проявляли герои «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого!

Или вот еще один пример замечательной широты русской души: милость, проявляемая даже к врагам. Помните, как отнеслись к пленному мальчику- барабанщику в отряде Денисова в романе «Война и мир»? Истинно, пока живы наши души, будет жить и наша страна!





Алгоритм работы над сочинением в ЕГЭ по русскому языку
  • Русский язык и литература
Описание:

Продолжаю публикацию сочинений к заданию 25 в ЕГЭ по русскому языку. Работаем  в классе по текстам, уже опубликованным на сайте ФИПИ,приучаемся к алгоритму, формулируем проблему, анализируем текст с точки зрения автора, вычленяем его позицию, выдвигаем тезис, который необходимо подкрепить собственными аргументами. 

Вот текст К.Д.Воробьева

 

(1) Всяк по-своему возвращался с войны в отчий дом. (2) В те памятные послевоенные дни загородных автобусов не было, и по шоссейным и проселочным дорогам народ передвигался как умел. (3) Я подглядел на станции притаившийся «виллис», судя по окраске, не нюхавший войны, и с ходу предложил усатому шоферу-сержанту триста рублей за перегон в сорок километров. – (4) Чего-о? – изумился он. (5) – А еще офицер! – (6) Есть литр спирту. (7) Разделим пополам, отвези только, браток. (8) С фронта ведь еду, – попросил я. – (9) Это другое дело, – уже иным тоном отозвался сержант, и мы поехали. (10) Минут через двадцать мы вынырнули из балки на пригорок, где стояли с детства знакомые мне Дворики, деревенька домов в тридцать. (11) Шофёр затормозил, мы вышли из машины и минуты три стояли не двигаясь. (12) Вдруг сержант толкнул меня локтем. – (13) Ты погляди-ка туда, старшой! (14) За околицей деревни, куда-то в даль поля, двигалась толпа баб. (15) Низко наклоняясь, они шли путаным шагом, поддерживая на руках белое длинное бревно. (16) Далеко позади них тяжело, еле ноги передвигая, ступал высокий старик, одетый во все белое. – (17) Куда это они ползут? – смятенно спросил шофер. (18) Я не знал, и тогда сообразил сам: – (19) Пашут!.. (20) Да, они пахали: к бревну рушниками и обрывками веревок был прицеплен плуг, у поручня которого шёл парнишка лет тринадцати. (21) Метров за двадцать от меня бабы остановились, выпрямились, и я услыхал: (22) «Иваниха, да это ж твой!». (23) Бабы кинулись ко мне разом, и все до одной запричитали тягуче, смертно, одинаково. (24) И не разобрать, кто из них мать, и я обнимал их тоже всех разом. (25) Потом подошел тот – белый старик. (26) Этот старик был дядя Тимофей. (27) На лямке он влачил борону. (28) Он отстранился от моих объятий, только сжал руку. (29) Подрулив к нам, шофёр молча, не взглянув ни на кого, отвязал от плуга бревно, ожесточенно швырнул его в сторону и, завязав на веревке петлю, накинул ее на крюк в задке своего «виллиса». (30) И бабы, и дядя Тимофей, и я стояли и гадали: что он задумал? – (31) Чепляй, отец, борону к плугу! – глухо, с обидой на кого-то сказал он дяде Тимофею. (32) Старик удивленно взглянул на меня, но я уже все понял. (33) – Цепляй, дядя Тимофей! (34) Цепляй скорее… (35) На пятьдесят седьмом круге «виллис» остановился. (36) Шофёр махнул рукой дяде Тимофею, дескать, всё, потом устало стал отвинчивать пробку бензинового бака. – (37) А ну, давай твой спирт, – приказал он. (38) Я торопливо достал из чемодана заветный литр. (39) – Лей, – твердо сказал шофёр и ткнул пальцем в воронку бензобака. (40) – Лей всё. (41) Доехать-то нужно. (42) Он уже взялся за руль, когда я достал деньги и неуклюже, будто приготовил ему незаслуженную обиду, попросил: (43) «Тогда вот возьми, пожалуйста». (44) «Чего-о? – знакомым мне тоном спросил шофёр. (45) – Тебе, брат, найдется тут для них дырка. (46) Спрячь и бывай здоров!» (47) Машина снялась с места какими-то смешными рывками. (48) Утопая в свежей пахоте, ко мне подошел дядя Тимофей и, взглянув на зажатые в моем кулаке деньги, с удивлением и восхищением одновременно шепотом спросил: (49)«Не взял? (50) Вот же живая душа!» (По К.Воробьеву)

Автор Павлова Елена Анатольевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2777
Номер материала 38436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓