Главная / Обществознание / Алгоритм написания исследовательских работ (7-11 класс)

Алгоритм написания исследовательских работ (7-11 класс)

элективномуый курс

«Алгоритм написания исследовательских работ»

(8-11 КЛАСС)


Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты программы)Данный элективный курс рассчитан на учащихся 7-11 классов, выразивших желание научиться создавать и правильно оформлять научно-исследовательские работы. Элективный курс предполагает возможность выяснить учащимися своих способностей. Проявить познавательную активность в овладении некоторыми практическими знаниями и навыками работы как с литературой, так и с компьютером, населением …. На занятиях учащиеся могут не только познакомиться с различными профессиями, но и попробовать себя в качестве некоторых. Опыт, приобретенный в ходе занятий, поможет в будущем заниматься исследовательскими работами, писать курсовые работы, дипломы, составлять различные презентации, проекты и т. д. В любом случае умение работать с литературой и документами, умение составлять анкеты и общаться с другими людьми поможет в будущем детям проявить себя в любой сфере. Данный элективный курс сочетает в себе теоретические занятия с практическим их применением.

Учащиеся могут посещать данный курс несколько раз:

  1. В первый год занятий они обучаются основам научно-исследовательской деятельности: им объясняются методы исследования, определение тем, составление плана работы, постановка цели и задач, правила написания исследовательских работ, их оформления и защита и т. д. На этом этапе важно научить учащихся работать с каталогами, печатными изданиями, архивными материалами, проводить интервьюирование и анкетирование, обрабатывать полученный материал... В результате данной формы работы учащиеся приобретают знания об основных методах исследования, знакомятся с литературой по теме, у них формируются навыки практической работы.

  2. В последующие годы учащиеся углубляют свои знания, полученные в первый год. Они самостоятельно работают над своими проектами под руководством руководителя, готовятся к участию в научно-практических конференциях.

Цели и задачи курса (в целях курса учитываются цели и задачи школы, МО) – Цель: познакомить учащихся с методикой написания и защиты исследовательских работ.

Задачи данного курса:

  • Развитие образовательной мотивации: повышение интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

  • создание системы глубоких, прочных и действенных знаний;

  • развитие интеллектуальных способностей;

  • формирование умений и навыков самообразования, то есть способов активной познавательной деятельности

  • развитие креативного мышления.

Практическая деятельность (какие виды деятельности предусмотрены для практической направленности) – лекция, составление проектов; проведение анкетирования; поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из них; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации; пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности; работа с каталогами, работа с информантами, проведение социологического опроса и т. д.

Критерии оценивания различных видов работ – Критерии оценивания обсуждаются на вводном занятии. Для подтверждения своей успешности обучения при изучении данного курса учащиеся будут выполнять определенные задания, выполнять практические работы, тестирование, участвовать в научно-практической конференции, составлять презентации для уроков. По завершению курса учащийся либо оформляет папку, в которую войдут все практические работы им выполненные, либо оформляет свою исследовательскую работу.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты –

Технология личностно-ориентированного образования играет роль объединяющего начала для всех других технологий. Причём это объединение носит системный характер, где каждой технологии определены своё место и роль. Личностно-ориентированное обучение и воспитание направлено на развитие личностных качеств учащихся, способствующих адаптации и успешности человека в обществе. К личностным качествам относятся надпредметные умения и ключевые компетентности (общекультурные, учебно-познавательные и информационные, социально-трудовые, коммуникативные, компетенции в сфере личностного определения). В личностно-ориентированной технологии использованы методы учебных  проектов и исследовательской деятельности в малых группах, реализующие деятельностный подход в обучении; научный метод познания и обучение. Для данных методов характерны все те особенности, которые присущи проблемному методу. Ожидаемые результаты: формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, рефлективность, альтернативность принимаемых решений; развитие критического мышления, рефлективности, коммуникативности, самостоятельности, толерантности, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности; критически оценивать новые знания, де­лать выводы и обобщения; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности пуск механизмов самообразования и самоорганизации.

Проектная технология - одна из основополагающих гимназического образования на различных ступенях. Образовательный процесс при этом учитель строит не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении. Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - основной тезис понимания метода проектов в гимназическом образовании. Проектный метод реализуется на уроке через:

- организацию деятельностного подхода;

  - создание ситуации  самостоятельности приобретения учащимися недостающих знаний из разных источников;

- каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Позиция учителя при такой технологии: энтузиаст, специалист, консультант, руководитель, «человек, задающий вопросы», координатор, эксперт.

Учебно-социальные практики – вид практик, целью которых является освоение учащимися технологий успешной деятельности в различных жизненных ситуациях. Это один из важных социализирующих факторов в гимназическом образовании. Практики основаны:

-на свободном выборе учащимися определенной темы для исследования или определенном виде задания;

-ответственности учащегося за свой выбор;

-результативности, т.е., выбрав задание, учащийся ответственно его выполняет, затем представляет в виде готового продукта своей деятельности.

Информационно-коммуникационные технологии обеспечивают такие новые формы учебной деятельности, как регистрация, сбор, накопление, хранение, обработка информации об изучаемых объектах, явлениях, процессах, передача достаточно больших объемов информации, представленных в различной форме. Ведущей целью применения ИКТ на уроке является достижение более глубокого запоминания учебного материала через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия, обеспечение “погружения” в конкретную социокультурную среду. Современный учитель обязан уметь работать с современными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав обучающихся – право на качественное образование.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные) работы на урокеПродуктивные - объяснять значение понятий; систематизировать материал; знакомиться с написанием исследовательских работ, аннотации, кратких аннотаций; ориентироваться при работе с разными каталогами и т. д. Репродуктивные - называть характерные черты; раскрывать причинно-следственные связи; писать исследовательские работы, брать интервью; проводить социологические опросы и т. д.

Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая и коллективная работа.

Список литературы

Для учителя:


  1. http://upr.1september.ru/articlef.php?ID=200602007

  2. Intel «Обучение для будущего»: Учеб пособие – 7-е изд., испр., - М.: Интернет-Университет Информационных Технологий, 2006.

  3. Байкальский ветер. Вестник ЦДЮТиК. Выпуск 8. – Иркутск: ЦДЮТиК, 2007. - 70 c.

  4. Ермаков Д.С., Петрова Г.Д. Создание элективных учебных курсов для профильного обучения//Технологизация образования: теория и опыт. - 2003. - № 6. – с. 23.

  5. Прокофьева Л.Б. Открытые образовательные технологии: исследовательская деятельность учащихся./ ж. «Школьные технологии», - 2006, № 4.

  6. Справочник библиотекаря /Под ред. А. Н. Ванеева, В. А. Микиной. – СПб., Изд-во «Профессия», 2000. – 432с.

  7. Ткачева Н.Н. Организация научно-исследовательской деятельности в школе. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,4473/Itemid,118/

  8. Щеглова Т.К. Методика сбора устных исторических источников./Школьное краеведение. – М., 1993.- с. 1-24.


Для обучающихся:


  1. Байкальский ветер. Вестник ЦДЮТиК. Выпуск 8. – Иркутск: ЦДЮТиК, 2007. - 70 c.

  1. Зачесова Е.В. Представление результатов исследований школьников. / ж. «Школьные технологии», - 2006, № 4.

  2. Исследовательская деятельность участников туристско - краеведческого движения «Отечество»./Наследие и современность: Информационный сборник. Вып. 11: Школьное краеведение: проблемы, программы, методики. М.: 2002. С.134-151.

  3. История, этнография, архитектура подгорно-трактовых сел Предбайкалья: Материалы научно-практической конференции 19 апреля 2002 года, посвященной 300-летию сибирского села Залари. – Иркутск, 2000. – 88с.

  4. Кутц С. Ученические исследования: определение темы и планирования работы // История: Еженед. прил. к газ. «Первое сентября». – 1999. – № 5. – С. 1.

  5. Научно-исследовательская работа (рекомендации). http://www.machinelearning.ru/wiki/index.php?title=%D0%9F%D0%BE%D0%B4%D0%B3%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BA%D0%B0_%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B9_(%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B4%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8)

  6. Озеров А.Г. Историко-этнографические исследования учащихся (Учебно-методическое пособие). Под общей редакцией Е.Л. Галкиной – М.: ФЦДЮТиК, 2007. – 160с.


Календарно-тематическое планирование

«Алгоритм написания исследовательских работ»

урока

Тема урока (раздела)

Практическая часть

1

Введение.


2-3

Глоссарное обучение.

Составление краткого словаря исследователя, рефлексия

4-5

Методика организации

исследовательской деятельности учащихся.


6-7

Определение темы и планирование работы.

Выполнение мини-практикума по формулированию темы, цели и задач; рефлексия.

8-9

Определение актуальности, целей и задач исследования

Составить цель и задачи к предложенной теме.

10-11

Работа с библиографическими источниками.

Оформить предложенные источники (книги, интервьюирование)

12

Правила цитирования источников.

Процитировать фразу из предложенного источника, сделать на него ссылку

13-14

Работа с каталогами.

Работа с библиографическими каталогами в библиотеке (1 час) и в Интернете (1 час)

15-16

Опрос населения, работа с информантами.

Провести интервьюирование кого-либо на предложенную тему, заполнить индивидуальную карточку информант

17-18

Анкетирование, его анализ.

Провести анкетирование среди учащихся по предложенной теме и сделать его анализ.

19-20

Поиск полезной информации в Интернете.

Работа в Интернете

21-23

Дидактические материалы и результаты исследований учащихся, представленные средствами электронных таблиц.

Составление электронных таблиц, графиков, диаграмм…

24-27

Написания научно-исследовательской работы.

Подготовка черновой рукописи и изложение научных материалов

28

Правила составления мультимедийной презентации.


29-30

Составление мультимедийных презентаций учащихся.

Составление мультимедийной. презентации

31

Подготовка и защита исследовательской работы.

Практическая работа «Защити проект»


32

Как составить

тезисы краткие аннотации.

Составление тезисов и

кратких тезисов на свою исследовательскую работу или предложенную учителем

33-34

Критерии оценки исследовательской работы.

Проанализировать предложенную исследовательскую работу согласно критериям, изложенным в приложении № 1



Алгоритм написания исследовательских работ (7-11 класс)
  • Обществознание
Описание:

Данный элективный курс рассчитан на учащихся 7-11 классов, выразивших желание научиться создавать и правильно оформлять научно-исследовательские работы. Элективный курс предполагает возможность выяснить учащимися своих способностей. Проявить познавательную активность в овладении некоторыми практическими знаниями и навыками работы как с литературой, так и с компьютером, населением …. На занятиях учащиеся могут не только познакомиться с различными профессиями, но и попробовать себя в качестве некоторых.   Опыт, приобретенный в ходе занятий, поможет в будущем заниматься исследовательскими работами, писать курсовые работы, дипломы, составлять различные презентации, проекты и т. д. В любом случае умение работать с литературой и документами, умение составлять анкеты и общаться с другими людьми поможет в будущем детям проявить себя в любой сфере. Данный элективный курс сочетает в себе теоретические занятия с практическим их применением.

Автор Китина Светлана Валерьевна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Обществознание
Подраздел
Просмотров 1308
Номер материала 11088
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓