Инфоурок Химия Другие методич. материалыАлгоэвристическая программа « Фосфор»

Алгоэвристическая программа « Фосфор»

Скачать материал

Алгоэвристическая программа « Фосфор».

Дорогой друг!

Сегодня тебе представляется уникальная возможность самостоятельно изучить новую тему. А название темы ты узнаешь, отгадав загадку:

Я светоносный элемент

Я спичку вам зажгу в момент

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой станет кислотой!

    Каждый из нас хотел бы найти клад, отыскать тайник полный сокровищ, и тебе, мой друг, улыбнулась удача. Ты отправляешься на поиски клада в таинственную, полную загадок страну Фосфорландию. В рукописях древних ученых Фосфорландии мы отыскали карту, следуй маршруту, обозначенному на ней, и ты обязательно найдешь клад! Удачного путешествия!

                                                                                                             Горная гряда применения

 

 

 

 

 

 

 

 


   

 

                            Пролив

                            Загадок

                            получения                  Область химических свойств

 

Вот ты и на острове Тайн Строения! Здесь тебя ожидает первое задание, дав на него правильный ответ, ты окажешься у Пролива Загадок Получения.

 Задание 1. Дай характеристику элемента фосфора, исходя из его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.

         Положение в периодической системе

1)      Химический символ, относительная атомная масса

2)      Период (малый, большой); ряд (четный, нечетный)

3)      Группа, подгруппа (главная, побочная)

                Строение атома

1)      Число протонов (равно порядковому номеру элемента)

2)      Заряд ядра (= порядковому номеру элемента)

3)      Число электронов (= порядковому номеру элемента)

4)      Число энергетических уровней (= № периода)

5)      Электронная формула

6)      Число электронов на внешнем энергетическом уровне (= № группы)

7)      Завершенный или незавершенный внешний электронный слой (завершенным считается электронный слой s2p6)

8)      Характерная степень окисления (высшая положительная степень окисления = № группы; высшая отрицательная степень окисления =(8-№группы))

Cоединения элемента

1)      Валентность (высшая валентность элементов главных подгрупп = № группы)

2)      Простое вещество (металл, неметалл).

3)      Формула высшего оксида, его характер.

4)      Формула гидроксида (гидрокисдом неМе является кислота)

5)      Формула гидрида (соединение элемента с водородом)

Задание 2. Впиши недостающие слова вместо прочерков.

Фосфор – аналог азота, так как имеет электронную структуру .

? Сравни азот и фосфор по предлагаемым признакам, правильно расставив знаки (больше или меньше).

Признак сравнения

Азот

Знак

(<,>)

Фосфор

Число электронных слоев.

 

 

 

Радиус атома

 

 

 

Неметаллические свойства

 

 

 

Электроотрицательность

 

 

 

Энергия ионизации

 

 

 

! * Поэтому для фосфора реже встречается степень окисления ­­_ и чаще ­­_.

Приведи примеры соединений фосфора в степени окисления -3, и +5             .

Кто же первый?

Французский историк Ф. Гефер утверждает, что фосфор умели получать еще в 12 веке арабские алхимики, причем технология у них была такая же, как у Бранда: выпаривание мочи и нагревание  сухого остатка с углем и песком.Если так, то человечество знакомо с элементом № 15 почти 800 лет!

 

 

 
Ты справился с загадками острова Тайн Строения, и достигаешь следующего этапа путешествия, тебе нужно перебраться через Пролив Загадок Получения, для этого тебе понадобится корабль, но любопытные члены его экипажа подготовили для тебя вопросы, справившись с которыми матросы помогут тебе перебраться через пролив.

 

 

 

 

 


Р4

 

2SiO2

 

6CaSiO3

 

10 С

 

2Ca3(PO4)2

 
Правильно расположи прямоугольники и получи уравнение реакции получения фосфора

                                                                                                                               

 

!* Из каких еще веществ можно получить фосфор? Предложите уравнения реакций.

Перед тобой, дорогой путешественник, гостеприимные объятья распахнула Долина «Нахождение в природе», но помни испытания не закончились!

Встречается ли в природе фосфор  свободном виде? Свой ответ обоснуйте.

Назови известные тебе месторождения Казахстана по добыче фосфоритных руд. (Подсказка: Эти географические объекты находятся на юге нашей Республики.)

 

А содержится ли фосфор в организме человека?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


А вот и середина пути – Государство Свойств. Интересно, какие испытания ждут тебя в области физических свойств?

Какие аллотропные модификации фосфора вы знаете? Затрудняешься?! Прочти в учебнике на стр. 248.

Построй дом

Под каждую крышу собери соответствующие кирпичи.

Белый фосфор

 

Черный фосфор

 
Надпись: Красный фосфор

Белое кристаллическое вещество

 

Некристаллическое аморфное вещество

 

Ядовит

 

Воспламеняется при нагревании

 

Легковоспламеняющееся вещество, хранят под водой

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Чем объясняются различия свойств аллотропных модификаций фосфора?

Прочитай внимательно текст и сделай вывод.

В жидком и растворенном состояниях, а также в парах или при температуре ниже 800 фосфор состоит из молекул Р4. При нагревании выше 800 молекулы диссоциируют. Последние при температурах выше 2000 распадаются на атомы:   Р4         2 Р2

Таким образом, атомы фосфора могут объединяться в молекулы          ,            и в                    вещества.

Ты завершил еще один этап своего путешествия, долгожданный клад уже не за горами!            Приготовься к серьезным испытаниям, потому что перед тобой Область Химических Свойств.

Фосфор взаимодействует со многими простыми веществами, проявляя окислительные и восстановительные свойства.

Запиши уравнения реакций пользуясь схемой.

Р

Окислитель

 

Восстановитель

 
 

 


                                                                                                           

O2

(образуютсяоксиды)

 

CL2

(образуются хлориды фосфора III и V валентного)

 
 

 

 


 

Пузырек для мыслей: облако: А знаешь ли ты, что в Англии предложить зажженную спичку для прикуривания сигареты является признаком «дурного тона».
 «Странно» - подумаешь ты, но не безосновательно с химической точки зрения, так как при взаимодействии бертолетовой соли (спичечная головка) с красным фосфором, расположенным на спичечной коробке, выделяется очень вредный газ – оксид фосфора (V ) .
Большая часть пути пройдена, перед тобой, дорогой  путешественник, Озеро Чудес, то место, где ты сможешь передохнуть после пройденных испытаний и узнать нечто интересное!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отдохнул?! А вот и последний этап твоего путешествия – горная гряда «Применение»

Прочитав текст учебника (на стр. 249), заполни схему: «Применение фосфора»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Поздравляю тебя, дорогой путешественник, теперь этот клад – знания о фосфоре, навсегда останется с тобой!

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Алгоэвристическая программа « Фосфор»"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Эксперт по взаимоотношениям

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Вашему вниманию представлена алгоэвристическая программы для самостоятельного изучения темы "Фосфор". В данной программе в форме дидактической игры учащиеся знакомятся с достаточно сложной темой легко и качественно. Программа составлена согласно технологии проблемного обучения.Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потреб­ность что-то понять. А такая потребность возникает лучше все­го в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, — определить, как и когда его использовать. Учащиеся же должны решать проблемы, которые ставит перед ними учитель. Глав­ное при осуществлении проблемного обучения — проанализиро­вать содержание, чтобы обнаружить в нем проблемы, а затем выстроить их в порядке подчинения друг другу. В этом слу­чае использование проблемного обучения приобретает свойство системности, что очень важно для развития мышления.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 290 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 355
    • DOCX 39.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Обичкина Анастасия Михайловна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Обичкина Анастасия Михайловна
    Обичкина Анастасия Михайловна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13098
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 324 человека из 67 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 137 человек

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия")

Учитель химии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 11 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология и химия: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель биологии и химии

500/1000 ч.

от 8900 руб. от 4450 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 46 человек из 26 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек

Мини-курс

Поиск работы: карьерные ориентиры и мотивы выбора профессии

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Методика поддержки физкультурно-спортивной деятельности для людей с ограниченными возможностями здоровья

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Основы работы в After Effects

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе