Главная / Химия / Алгоэвристическая программа « Фосфор»

Алгоэвристическая программа « Фосфор»

hello_html_m253b57cb.gifhello_html_m5ee37896.gifhello_html_1db5034d.gifhello_html_mcc76721.gifhello_html_m2dbfd693.gifhello_html_m543f0f01.gifhello_html_m686447f2.gifhello_html_eacd938.gifhello_html_6f7827f.gifhello_html_m5058b479.gifhello_html_m4054e401.gifhello_html_7c5f2271.gifhello_html_m6f09ef7a.gifhello_html_m4ce8095.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_506903c4.gifhello_html_m6b5cbbe.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_m7eb30bbf.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_25a3225f.gifhello_html_33da5710.gifhello_html_33da5710.gifhello_html_156cb86d.gifhello_html_2a6f6544.gifhello_html_e51fb83.gifhello_html_5d3a6ea3.gifhello_html_6729fc74.gifhello_html_7510ee13.gifhello_html_202c5412.gifhello_html_m36cb1c9d.gifhello_html_m5a607d99.gifhello_html_6d6ea3be.gifhello_html_490e96eb.gifАлгоэвристическая программа « Фосфор».

Дорогой друг!

Сегодня тебе представляется уникальная возможность самостоятельно изучить новую тему. А название темы ты узнаешь, отгадав загадку:

Я светоносный элемент

Я спичку вам зажгу в момент

Сожгут меня - и под водой

Оксид мой станет кислотой!

Каждый из нас хотел бы найти клад, отыскать тайник полный сокровищ, и тебе, мой друг, улыбнулась удача. Ты отправляешься на поиски клада в таинственную, полную загадок страну Фосфорландию. В рукописях древних ученых Фосфорландии мы отыскали карту, следуй маршруту, обозначенному на ней, и ты обязательно найдешь клад! Удачного путешествия!

Горная гряда применения

Клад

Долина Нахождение в природе


Озеро Чудес





Остров

Тайн Строения


Государство Свойств



Область физических св-в



Пролив

Загадок

получения Область химических свойств


Вот ты и на острове Тайн Строения! Здесь тебя ожидает первое задание, дав на него правильный ответ, ты окажешься у Пролива Загадок Получения.

Задание 1. Дай характеристику элемента фосфора, исходя из его положения в Периодической системе Д.И. Менделеева.

Положение в периодической системе

  1. Химический символ, относительная атомная масса

  2. Период (малый, большой); ряд (четный, нечетный)

  3. Группа, подгруппа (главная, побочная)

Строение атома

  1. Число протонов (равно порядковому номеру элемента)

  2. Заряд ядра (= порядковому номеру элемента)

  3. Число электронов (= порядковому номеру элемента)

  4. Число энергетических уровней (= № периода)

  5. Электронная формула

  6. Число электронов на внешнем энергетическом уровне (= № группы)

  7. Завершенный или незавершенный внешний электронный слой (завершенным считается электронный слой s2p6)

  8. Характерная степень окисления (высшая положительная степень окисления = № группы; высшая отрицательная степень окисления =(8-№группы))

Cоединения элемента

  1. Валентность (высшая валентность элементов главных подгрупп = № группы)

  2. Простое вещество (металл, неметалл).

  3. Формула высшего оксида, его характер.

  4. Формула гидроксида (гидрокисдом неМе является кислота)

  5. Формула гидрида (соединение элемента с водородом)

Задание 2. Впиши недостающие слова вместо прочерков.

Фосфор – аналог азота, так как имеет электронную структуру .

? Сравни азот и фосфор по предлагаемым признакам, правильно расставив знаки (больше или меньше).

Признак сравнения

Азот

Знак

(<,>)

Фосфор

Число электронных слоев.




Радиус атома




Неметаллические свойства




Электроотрицательность




Энергия ионизации




! * Поэтому для фосфора реже встречается степень окисления _ и чаще _.

Приведи примеры соединений фосфора в степени окисления -3, и +5 .

Кто же первый?

Французский историк Ф. Гефер утверждает, что фосфор умели получать еще в 12 веке арабские алхимики, причем технология у них была такая же, как у Бранда: выпаривание мочи и нагревание сухого остатка с углем и песком.Если так, то человечество знакомо с элементом № 15 почти 800 лет!



Ты справился с загадками острова Тайн Строения, и достигаешь следующего этапа путешествия, тебе нужно перебраться через Пролив Загадок Получения, для этого тебе понадобится корабль, но любопытные члены его экипажа подготовили для тебя вопросы, справившись с которыми матросы помогут тебе перебраться через пролив.

Это интересно











Р4

2SiO2

10 СО

6CaSiO3

10 С

2Ca3(PO4)2

Правильно расположи прямоугольники и получи уравнение реакции получения фосфора



!* Из каких еще веществ можно получить фосфор? Предложите уравнения реакций.

Перед тобой, дорогой путешественник, гостеприимные объятья распахнула Долина «Нахождение в природе», но помни испытания не закончились!

Встречается ли в природе фосфор свободном виде? Свой ответ обоснуйте.

Назови известные тебе месторождения Казахстана по добыче фосфоритных руд. (Подсказка: Эти географические объекты находятся на юге нашей Республики.)



А содержится ли фосфор в организме человека?



Процесс обмена углеводов в тканях мозга, синтез полисахаридов в мозгу

Входит в состав костной ткани; СаНРО4 – формула, отражающая состав костей.

Фосфорсодержащий фермент фосфорилаза способствует распаду полисахаридов





















А вот и середина пути – Государство Свойств. Интересно, какие испытания ждут тебя в области физических свойств?

Какие аллотропные модификации фосфора вы знаете? Затрудняешься?! Прочти в учебнике на стр. 248.

Построй дом

Под каждую крышу собери соответствующие кирпичи.

Белый фосфор

В темноте светится

Белое кристаллическое вещество

Красный фосфор

Черный фосфор







Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде.



Встречается редко



Некристаллическое аморфное вещество

Растворяется в сероуглероде

В темноте не светится



Не ядовит



Воспламеняется при нагревании

Легковоспламеняющееся вещество, хранят под водой

Ядовит







Чем объясняются различия свойств аллотропных модификаций фосфора?

Прочитай внимательно текст и сделай вывод.

В жидком и растворенном состояниях, а также в парах или при температуре ниже 800 фосфор состоит из молекул Р4. При нагревании выше 800 молекулы диссоциируют. Последние при температурах выше 2000 распадаются на атомы: Р4 2 Р2

Таким образом, атомы фосфора могут объединяться в молекулы , и в вещества.

Ты завершил еще один этап своего путешествия, долгожданный клад уже не за горами! Приготовься к серьезным испытаниям, потому что перед тобой Область Химических Свойств.

Фосфор взаимодействует со многими простыми веществами, проявляя окислительные и восстановительные свойства.

Запиши уравнения реакций пользуясь схемой.

Р

Восстановитель

Окислитель





CL2

(образуются хлориды фосфора III и V валентного)

O2

(образуютсяоксиды)

Н2

(образуется гидрид - фосфин)

Ме

(образуются соли - фосфиды)






А знаешь ли ты, что в Англии предложить зажженную спичку для прикуривания сигареты является признаком «дурного тона».

«Странно» - подумаешь ты, но не безосновательно с химической точки зрения, так как при взаимодействии бертолетовой соли (спичечная головка) с красным фосфором, расположенным на спичечной коробке, выделяется очень вредный газ – оксид фосфора (V ) .

Большая часть пути пройдена, перед тобой, дорогой путешественник, Озеро Чудес, то место, где ты сможешь передохнуть после пройденных испытаний и узнать нечто интересное!






















Отдохнул?! А вот и последний этап твоего путешествия – горная гряда «Применение»

Прочитав текст учебника (на стр. 249), заполни схему: «Применение фосфора»










Р



















Поздравляю тебя, дорогой путешественник, теперь этот клад – знания о фосфоре, навсегда останется с тобой!


























6


Алгоэвристическая программа « Фосфор»
  • Химия
Описание:

Вашему вниманию представлена алгоэвристическая программы для самостоятельного изучения темы "Фосфор". В данной программе в форме дидактической игры учащиеся знакомятся с достаточно сложной темой легко и качественно. Программа составлена согласно технологии проблемного обучения.Проблемное обучение — это развивающее обучение, так как мыслить человек начинает лишь тогда, когда у него есть потреб­ность что-то понять. А такая потребность возникает лучше все­го в условиях проблемного обучения. Следовательно, задача, которая стоит перед учителем в рамках проблемного обучения, — определить, как и когда его использовать. Учащиеся же должны решать проблемы, которые ставит перед ними учитель. Глав­ное при осуществлении проблемного обучения — проанализиро­вать содержание, чтобы обнаружить в нем проблемы, а затем выстроить их в порядке подчинения друг другу. В этом слу­чае использование проблемного обучения приобретает свойство системности, что очень важно для развития мышления.

Автор Обичкина Анастасия Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 382
Номер материала 16420
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓