Главная / Технология / АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ

ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ

ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО


И.В. Топоркова


Частное общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная школа «Развитие» города Армавира


Аннотация: статья содержит часть авторской программы, составленной для реализации курса технологии в малокомплектной основной общеобразовательной школе, с учётом малокомплектных классов, а так же неделимости классов и имеет комбинированное содержание по направлениям «Индустриальные технологии» и «Технологии домашнего хозяйства», представленным в примерной программе по учебному предмету «Технология» 5-9 классы.

Abstract: The article contains part of the author's program made for realization of a course of technology at small main comprehensive school, taking into account low-complete classes and as indivisibility of classes and has the combined contents in the «Industrial technologies» and «Technologies of a Household directions» presented in the approximate program for the subject "Technology" 5-9 classes.

Ключевые слова: образование, воспитание, обучение, учебный предмет «Технология», малокомплектная школа, основное общее образование, неделимые классы по гендерному признаку, авторская программа,

Keywords: education, training, the subject "Technology", small school, the main general education, indivisible classes on a gender sign, the author's program.


В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» понятие образование трактуется как единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание как, деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; и обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1].

Данные понятия необходимы нам для более глубокого понимания учебного процесса. Рассмотрим учебный процесс в условиях малокомплектной школы на примере учебного предмета «Технология».

Малокомплектная школа – это школа без параллельных классов, с малым контингентом учащихся [2].

В настоящее время малокомплектные школы в основном остались в сельской местности, но не стоит упускать из внимания тот факт, что открываются частные общеобразовательные школы в городах. Учредители формируют малокомплектные классы, численность обучающихся в которых не превышает 20 человек [3]. В связи с этим возникает вопрос, как проводить уроки по предметам которые предполагают деление на группы («Технология», «Иностранный язык», «Информатика и ИКТ»).

А основной целью изучения учебного предмета «Технология» в системе общего образования является формирование представлений о составляющих техносферы, о современном производстве и о распространенных в нем технологиях. Освоение технологического подхода как универсального алгоритма преобразующей и созидательной деятельности определяет общие цели учебного предмета «Технология». Предмет обеспечивает формирование представлений о технологической культуре производства, развитие культуры труда подрастающих поколений, становление системы технических и технологических знаний и умений, воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств личности.

В основной школе не зависимо от того, является она малокомплектной или нет, учащийся должен: овладеть необходимыми в повседневной жизни базовыми приёмами ручного и механизированного труда с использованием распространённых инструментов, механизмов и машин, способами управления отдельными видами распространённой в быту техники, необходимой в обыденной жизни и будущей профессиональной деятельности; научиться применять в практической деятельности знания, полученные при изучении основ наук. Особенностью преподавания учебного предмета «Технология» в 5-8 классах в малокомплектных классах является то, что ученики не делятся по гендерному признаку, они обучаются совместно.

В связи с этим у учителя возникает необходимость создания собственной авторской программы по учебному предмету. Подобная программа, на наш взгляд, должна быть интегрированной, содержать в себе два или все три направления «Индустриальные технологии», «Технологии ведения дома», «Сельскохозяйственные технологии». При разработке интегрированной авторской программы были выбраны следующие разделы.

Из направления «Индустриальные технологии» можно выбрать раздел «Технологии обработки конструкционных материалов», который включает в себя технологии ручной и машинной обработки древесных материалов, металлов и искусственных материалов, а также их художественно-прикладной обработки. Так же интересен раздел, который рассматривает «Технологии домашнего хозяйства». Он включает в себя технологии ремонта деталей интерьера, одежды, обуви, ремонтно-отделочные работы, ремонта элементов систем водоснабжения и канализации, а так же эстетику и экологию жилища.

Из направления «Технологии ведения дома» нужно включить раздел «Кулинария», он познакомит учеников с правилами этикета и сервировки стола, гигиеной и физиологией питания, научит приготовлению блюд из яиц, овощей, молока и кисломолочных продуктов, рыбы и нерыбных продуктов моря, птицы, мяса, круп, бобовых и макаронных изделий. Раздел «Художественные ремесла» расскажет о декоративно-прикладном искусстве, о традиционных видах рукоделия, ознакомит с основами композиции и законами восприятия цвета при создании предметов декоративно-прикладного искусства. Раздел «Оформление интерьера» даст общие сведения из истории архитектуры и интерьера, о направлениях стиля, о композиции в интерьере. Раздел «Электротехника» познакомит учеников с бытовыми электроприборами, с правилами эксплуатации и принципами их работы. Раздел «Современное производство и профессиональное самоопределение» даст понятие о сферах производства, профессиональном образовании и профессиональной карьере. А раздел «Технологии исследовательской и опытнической деятельности» научит определять и формулировать проблемы, осуществлять подбор необходимой информации для ее решения, разрабатывать варианты решения проблемы и обосновывать выбор лучшего варианта.

Каждый компонент примерной программы включает в себя основные теоретические сведения и практические работы. При этом предполагается, что изучение материала, связанного с практическими работами, должно предваряться освоением учащимися необходимого минимума теоретических сведений с опорой на лабораторные исследования.

В программе должно быть предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении продукта труда или того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи (его потребительной стоимости).

Основным дидактическим средством обучения технологии в основной школе является учебно-практическая деятельность учащихся.

Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, практические работы, выполнение проектов. Все виды практических работ в авторской программе направлены на освоение различных технологий.

Для практических работ учитель в соответствии с имеющимися возможностями выбирает такой объект, процесс или тему проекта для учащихся, чтобы обеспечить охват всей совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При этом педагог должен учитывать посильность объекта труда для школьников соответствующего возраста, а также его общественную или личную ценность.

Интегративный характер содержания обучения технологии предполагает построение образовательного процесса на основе использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией при проведении расчетных и графических операций; с химией при характеристике свойств конструкционных материалов; с физикой при изучении механических свойств конструкционных материалов, устройства и принципов работы машин, механизмов, приборов, видов современных технологий; с историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.

В связи с перераспределением времени между указанными разделами в комбинированных программах уменьшается объем и сложность практических работ с сохранением всех информационных составляющих минимума содержания обучения технологии.

Авторская программа должна строиться исходя из неделимости классов, необходимости учёта потребностей личности школьника, его семьи и общества, а так же с учётом интересов, и склонностей учащихся, возможностей образовательных учреждений, местных социально-экономических условий. Так же не должно нарушиться освоение материала по сквозным образовательным линиям, указанным в примерной образовательной программе по технологии 5-9 классы. Авторская программа для неделимых классов должна содержать разделы, которые будут интересны и мальчикам, и девочкам.

В авторской программе для малокомплектных школ не должно быть нарушено содержание разделов и тем, объем времени должен соответствовать примерной программе по технологии 5-9 классы. Так же, может быть выделено дополнительное время для обучения технологии за счет резерва времени в базисном учебном (образовательном) плане.

Согласно требованиям ФГОС ООО занятия в 8 и 9 классах могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов во внеурочное время как дополнительное образование во второй половине дня. Таким образом, произошло сокращение учебных часов предмета по ФГОС ООО 5-6 классы – по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, в 7 классе – 34 ч, из расчета 1 ч в неделю по сравнению с предыдущим стандартом, в котором предполагалось обучение в 5-7 классах – по 68 ч, из расчета 2 ч в неделю, 8 классе – 34 ч, из расчета 1 ч в неделю, занятия в 9 классе могут быть организованы вне обязательной учебной сетки часов.

Такое изменение в учебном плане может быть особенно актуально для малокомплектной школы. Оно может помочь решению проблем школы с аудиториями, с оборудование учебного кабинета для уроков технологии, но при решении материальных проблем не стоит забывать о развитии творческого потенциала личности ребёнка [4].

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что малокомплектная школа выделяется своей непохожестью, нестандартностью педагогических условий, проблем, способов их решений. В этом мы убедились на примере учебного предмета «Технология». Существенное влияние на построение педагогического процесса оказывает малочисленность обучающихся в классе и классов, которая имеет как положительные стороны, так и создаёт определённые трудности для учителя и ученика. На уроках «Технологии» не происходит деления обучающихся по гендерному признаку, а значит, программа должна быть составлена с учетом интересов и склонностей учащихся, возможностью образовательного учреждения и других факторов с одной стороны и с другой должна соответствовать примерной программе по учебному предмету.

Этим и объясняется актуальность разработки авторской программы по учебному предмету «Технология» в системе общего образования для малокомплектной школы в условиях реализации ФГОС ООО.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации».

  2. Российская педагогическая энциклопедия. Под ред. В. Г. Панова, 1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://didacts.ru/dictionary/ 1041/ word/malokomplektnaja-shkola.

  3. Устав Частного общеобразовательного учреждения – средней общеобразовательной школы «Развитие» г. Армавира, утвержденного решение Учредителя № 1 от 21.09.2012 г.

  4. Примерная образовательная программа по технологии 5-9 классы, подготовленной в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения» реализуемого Российской академией образования по заказу Министерства образования и наук Российской Федерации и Федерального агентства по образованию, руководителями которого являются: вице-президент РАО А.А. Кузнецов, академик РАО М.В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А.М. Кондаков.


АКТУАЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ТЕХНОЛОГИЯ» В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ МАЛОКОМПЛЕКТНОЙ ШКОЛЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО
  • Технология
Описание:

 

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273 «Об образовании в Российской Федерации» понятие образование трактуется как единый, целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов; воспитание как, деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства; и обучение как целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни [1].

Автор Топоркова Ирина Викторовна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1287
Номер материала 24513
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓