Главная / Русский язык и литература / Актуальность христианских мотивов в романе Достоевского

Актуальность христианских мотивов в романе Достоевского

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА КУЗНЕЦКА












АКТУАЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ В РОМАНЕ


Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»












ДЕГТЯРЁВА О. В.- УЧИТЕЛЬ РУССКОГО

ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ





















Наше время – время переоценки всего и вся: идей и идеалов, эстетических аксиом и нравственных устоев, настоящего и прошлого. Этим обуславливаются новые подходы к русской классике. В советской школе отношение к творчеству Достоевского было неоднозначным. Он является практически единственным русским философом, который оказал влияние на весь христианский мир. Достоевский первым в России стал говорить не о чужих мнениях по проблемам философии, а о самих этих проблемах. Главный вопрос, который поднял Достоевский в романе « Преступление и наказание» звучит парадоксально и смело для 19 столетия: «Насколько сильны христианские убеждения русского человека? Есть ли в нем вера и способность к воскресению?» Эта проблема актуальна и в наши дни, когда идет разрушение духовных и семейных ценностей, пропагандируется индивидуализм, когда гордыня овладела современным человеком. Философия произведения насквозь проникнута евангельскими мотивами, оно послужило объектом нашего исследования, потому что роман « Преступление и наказание» выражает гигантское идейное содержание, сопоставимое по своей значимости, наверное, только с миром Священного Писания. Это гипотеза, которую нам следует доказать. Обратимся к результатам исследования произведения, где проследим многочисленные аналогии и реминисценции с библейскими сюжетами. С евангельскими притчами связана символика романа . Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30- предательство Иуды, представлено в романе следующими фактами: в 9 часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей; последние 30 копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой; Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал её. Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 глав и эпилог. Роковое время для Раскольникова- 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7- это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4- числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом «союза» Бога и человека. Поэтому, «посылая» Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как хочет разорвать этот союз.«.. он узнал, что завтра , ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома…»; Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги; сон Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком;« Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней». Вот почему , чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число. В романе часто повторяется число 4.Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведет к определенному повторяющемуся уровню высоты- к четвертому. В каждом случае окружающая обстановка отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание. Квартира жертвы находится на 4 этаже здания; Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвертом этаже; полицейская контора расположена на 4 этаже этого же здания; чтение про Лазаря происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, то есть через 4 дня после его нравственной смерти.  Число 4 имеет основополагающее значение, Есть 4 времени года, 4 Евангелия, 4 стороны света. Вот , например, слова Сони: « Стань на перекрестке, поклонись всему свету на все 4 стороны». Чтение про Лазаря происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, то есть через 4 дня после его нравственной смерти. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа « отнимите камень» означают: раскайтесь. Сознайтесь в своем преступлении. Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.Если выписать из текста романа все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мертвому, то в каждой цитате есть какой- либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрозненную картину, то обнаружится следующее: Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает. Вот как раскладываются «обломки» этой воображаемой фразы: БЛЕДНЫЙ. Достоевский постоянно подчеркивает бледность Раскольникова «весь бледный, как платок»,«он ужасно побледнел»,«обернулся к ней мертвенно-бледное лицо». МЁРТВЫЙ. Прилагательное «мёртвый» следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.«Он остановился и притих, как мёртвый».ЛЕЖИТ. Раскольников часто валяется и лежит без движения.« Он лег на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении».« Он все время лежал молча, навзничь». В ГРОБУ .Достоевский пишет о том, что квартира Раскольникова похожа на гроб.« Какая у тебя дурная квартира, Родя , точно гроб, -сказала Пульхерия Александровна». ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ. Писатель объясняет этот эпизод, не связанный с событиями романа. « Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой- нибудь». ВЫНОСЯТ. То , что его выносят, ему кажется в бреду.« То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести».ХОРОНЯТ. Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его. Что мало побыл с ними.« Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,»- как- то странно проговорил он». ВОСКРЕСАЕТ. « НО ОН ВОСКРЕС, И ОН ЗНАЛ ЭТО, ЧУВСТВОВАЛ ВСЕМ ОБНОВИВШИМСЯ СУЩЕСТВОМ СВОИМ». Воскресение в эпилоге описывается коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман. Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Число 11- число высшей справедливости. Оно здесь не случайно. Достоевский хорошо знал евангельскую притчу о виноградаре и работниках. « В 11 часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне»« Я поздно…11 часов есть?»- время прихода Раскольникова к Соне. После посещения Сони « на другое утро, ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу»Приблизив встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего , пришедшего в одиннадцатом часу, первым. Давайте разберемся, почему Раскольников так часто пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает. Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар. Полный сил и энергии после игры в «кошки- мышки» с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…Переходит он мост и тогда, когда идет признаваться в убийстве. МОСТ-это своего рода ЛЕТА( В мифологии река мертвых). Множество раз Раскольников пересекает Неву- как своего рода Лету- и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход. Переход от жизни к смерти, в Священном Писании от старого Завета к Новому. Обратимся теперь к евангельскому имени Марфа, как оно связано с текстом романа, какую смысловую нагрузку несет? В романе вы видим героиню с таким именем, это Марфа Петровна Свидригайлова. Не случайно Достоевский называет героиню евангельским именем .Притча играет свою роль, показывая , что порой забота и суета о многом бывает в ущерб «благой части».Марфа Петровна, узнав о том, что от неё и людей Дунечка терпит напраслину( кстати, это считается великим христианским подвигом- безропотно сносить напрасную обиду), направляется за духовной помощью в храм: «…убедилась в невинности Дунечкиной и на другой же день, в воскресенье, приехав прямо в собор, на коленях и со слезами молила Владычицу дать ей силу перенести это новое испытание и исполнить долг свой. Затем, прямо у собора, ни к кому не заезжая, приехала к ним, рассказала нам все, горько плакала и , в полном раскаянии, обнимала и умоляла Дуню простить её. В то же утро, нисколько не мешкая, прямо от нас, отправилась по всем домам в городе и везде, в самых лестных для Дунечки выражениях, проливая слезы, восстановила её невинность и благородство чувств и поведения». А ведь роль шла о «сопернице», в которую влюбился муж Марфы Петровны. Именно в молитве несчастная черпает силы для нравственных поступков, для духовного роста, искупления греха. Много суеты, ненужных хлопот, а суть одна- просто верить в человека, любить его, ради него выносить все страдания. Мысль об очистительной силе страдания четко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается с притчейо конце света и втором пришествии. Страшный сон приснился Раскольникову на каторге. Так автор показывает, что нарушение законов Божьих- гибельный путь. Выбранное обособление и индивидуализм, есть не только грех, но и наказание, как для Библейского Каина. Одинокий человек теряет веру и впадает в страшный грех самообожествления, потому что, согласно Достоевскому, если я выше людей, то я Бог. Смертный грех гордыни, грех утверждения себя вне Бога настиг Раскольникова. Результат этого греха- полнейшее уничтожение, разрушение, апокалипсис.

Соня первая говорит Раскольникову, как обрести душевный покой: « Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: « Я убил!» .Тогда Бог опять тебе жизнь пошлет… Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».

Роман Достоевского «Преступление и наказание»- великое произведение, показывающее возможность возрождения человека, самого падшего, но обретшего веру и, значит,- жизнь.

Эта христианская мысль в силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и , как следствие, доносит до каждого евангельскую идею спасения и любви.

Достоевского можно по праву назвать художником- пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось все человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти. Когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского «СМИРИСЬ, ГОРДЫЙ ЧЕЛОВЕК!»


Материалы исследования можно использовать на уроках Основ религиозной культуры и светской этики, литературы, МХК, факультативных занятиях, элективных курсах.













СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ




1.Белов С.В. Ф.М.Достоевский. М.,1999.С.95.

2.Библия в книге Бытие главы 4,1-16,5, 3-5.

3.Достоевский Ф.М в воспоминаниях современников. В 2х томах. Т.1.М.,1964.с.131.

4.Достоевская А.Г.Воспоминания. М.,1981.С.122.

5.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М . Художественная литература., 1983.

6.Евангелие.Санкт-Петербург. Синодальная типография., 1901.

7. Трифонов Ю. Загадка и провидение Достоевского .Новый мир.М.,1981.,№11.С 239-244.

8.Христианские мотивы и образы в творчестве Достоевского.www.litra.ru…get.coit.009410

.






















Актуальность христианских мотивов в романе Достоевского
  • Русский язык и литература
Описание:

 В данной статье рассматривается символика романа Ф.М.Достоевского с точки зрения православия.В романе можно выделить цифровую символику, связанную с цифрами 30,4, 7, 11 и евангельскими притчами, где встречаются данные цифры.

  Тесная связь с библейскими мотивами обнаруживается в сценах чтения Евангелия о воскресении Лазаря, рассказе о Марфе.

  Символическое значение имеет слово "мост", который не один раз пересекает Раскольников.

  Актуальность романа и его христианских мотивов заключается в главной мысли автора , призывающей смириться гордому человеку.

 

Автор Дегтярёва Ольга Васильевна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 383
Номер материала 11775
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓