МУНИЦИПАЛЬНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ
№ 9 ГОРОДА КУЗНЕЦКА
АКТУАЛЬНОСТЬ
ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ В РОМАНЕ
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
ДЕГТЯРЁВА
О. В.- УЧИТЕЛЬ РУССКОГО
ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Наше время – время переоценки всего и вся: идей и идеалов, эстетических аксиом
и нравственных устоев, настоящего и прошлого. Этим обуславливаются новые
подходы к русской классике. В советской школе отношение к творчеству
Достоевского было неоднозначным. Он является практически единственным русским
философом, который оказал влияние на весь христианский мир. Достоевский
первым в России стал говорить не о чужих мнениях по проблемам философии, а о
самих этих проблемах. Главный вопрос, который поднял Достоевский в романе «
Преступление и наказание» звучит парадоксально и смело для 19 столетия:
«Насколько сильны христианские убеждения русского человека? Есть ли в нем вера
и способность к воскресению?» Эта проблема актуальна и в наши дни, когда идет
разрушение духовных и семейных ценностей, пропагандируется индивидуализм, когда
гордыня овладела современным человеком. Философия произведения насквозь
проникнута евангельскими мотивами, оно послужило объектом нашего исследования,
потому что роман « Преступление и наказание» выражает гигантское идейное содержание,
сопоставимое по своей значимости, наверное, только с миром Священного Писания.
Это гипотеза, которую нам следует доказать. Обратимся к результатам
исследования произведения, где проследим многочисленные аналогии и
реминисценции с библейскими сюжетами. С евангельскими притчами связана
символика романа . Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа
за 30 серебряных монет. Достоевский не случайно использует это число в романе.
Число 30- предательство Иуды, представлено в романе следующими фактами: в 9
часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым
принесла себя в жертву ради спасения голодных детей; последние 30 копеек
вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него
минуту не ощущать себя Иудой; Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой
ямы за 30 тысяч, а он предал её. Число 7 является также наиболее устойчивым и
часто повторяющимся в романе. Роман имеет 7 частей: 6 глав и эпилог. Роковое
время для Раскольникова- 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует
Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число
7- это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая
троица) и числа 4- числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является
символом «союза» Бога и человека. Поэтому, «посылая» Раскольникова на убийство
именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как
хочет разорвать этот союз.«.. он узнал, что завтра , ровно в 7 часов вечера,
Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома…»; Свидригайлов прожил с Марфой
Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги; сон
Раскольникова, когда он представляет себя семилетним мальчиком;« Им оставалось
ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были
смотреть на эти 7 лет как на 7 дней». Вот почему , чтобы восстановить этот
союз, чтобы снова стать человеком, герой должен пройти через это истинно
святое число. В эпилоге романа возникает число 7, но уже не как символ гибели,
а как спасительное число. В романе часто повторяется число 4.Лестница и число 4
связаны, так как лестница ведет к определенному повторяющемуся уровню высоты- к
четвертому. В каждом случае окружающая обстановка отмечает критический момент
психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с
Соней и окончательное признание. Квартира жертвы находится на 4 этаже здания;
Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырехэтажный дом;
убогая комната Мармеладова находится на четвертом этаже; полицейская контора
расположена на 4 этаже этого же здания; чтение про Лазаря происходит через 4
дня после преступления Раскольникова, то есть через 4 дня после его
нравственной смерти. Число 4 имеет основополагающее значение, Есть 4
времени года, 4 Евангелия, 4 стороны света. Вот , например, слова Сони: « Стань
на перекрестке, поклонись всему свету на все 4 стороны». Чтение про Лазаря
происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, то есть через 4 дня
после его нравственной смерти. Связь между Раскольниковым и Лазарем не
прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется
гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа «
отнимите камень» означают: раскайтесь. Сознайтесь в своем преступлении.
Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.Если
выписать из текста романа все места, где Раскольников так или иначе
уподобляется мертвому, то в каждой цитате есть какой- либо один признак
покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал
мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей
книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети
разрозненную картину, то обнаружится следующее: Бледный мертвец лежит в
гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает. Вот
как раскладываются «обломки» этой воображаемой фразы: БЛЕДНЫЙ. Достоевский
постоянно подчеркивает бледность Раскольникова «весь бледный, как платок»,«он
ужасно побледнел»,«обернулся к ней мертвенно-бледное лицо». МЁРТВЫЙ.
Прилагательное «мёртвый» следует за Раскольниковым, как тень, и он сам
постоянно уподобляется мёртвому.«Он остановился и притих, как мёртвый».ЛЕЖИТ.
Раскольников часто валяется и лежит без движения.« Он лег на диван и отвернулся
к стене в полном изнеможении».« Он все время лежал молча, навзничь». В ГРОБУ
.Достоевский пишет о том, что квартира Раскольникова похожа на гроб.« Какая у
тебя дурная квартира, Родя , точно гроб, -сказала Пульхерия Александровна».
ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ. Писатель объясняет этот эпизод, не связанный с
событиями романа. « Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук;
что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой- нибудь». ВЫНОСЯТ. То , что
его выносят, ему кажется в бреду.« То казалось ему, что около его собирается
много народу и хотят его взять и куда-то вынести».ХОРОНЯТ. Раскольников
собирается уходить, мать и сестра упрекают его. Что мало побыл с ними.« Что-то
вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,»- как- то странно проговорил
он». ВОСКРЕСАЕТ. « НО ОН ВОСКРЕС, И ОН ЗНАЛ ЭТО, ЧУВСТВОВАЛ ВСЕМ
ОБНОВИВШИМСЯ СУЩЕСТВОМ СВОИМ». Воскресение в эпилоге описывается коротко.
Но в промежутках между фразами помещается весь роман. Неоднократное указание
в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Число 11-
число высшей справедливости. Оно здесь не случайно. Достоевский хорошо знал
евангельскую притчу о виноградаре и работниках. « В 11 часов зашли Раскольников
с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне»« Я поздно…11 часов есть?»- время
прихода Раскольникова к Соне. После посещения Сони « на другое утро, ровно в 11
часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию
Петровичу»Приблизив встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием
Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот
евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего , пришедшего в
одиннадцатом часу, первым. Давайте разберемся, почему Раскольников так часто
пересекает мост. На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то
погибает, то оживает. Вступив на мост после страшного сна на Васильевском
острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар.
Полный сил и энергии после игры в «кошки- мышки» с Заметовым, он ступает на
мост, его охватывает полнейшая апатия…Переходит он мост и тогда, когда идет
признаваться в убийстве. МОСТ-это своего рода ЛЕТА( В мифологии река мертвых).
Множество раз Раскольников пересекает Неву- как своего рода Лету- и всякий раз
Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход. Переход от жизни к
смерти, в Священном Писании от старого Завета к Новому. Обратимся теперь к
евангельскому имени Марфа, как оно связано с текстом романа, какую смысловую
нагрузку несет? В романе вы видим героиню с таким именем, это Марфа
Петровна Свидригайлова. Не случайно Достоевский называет героиню евангельским
именем .Притча играет свою роль, показывая , что порой забота и суета о многом
бывает в ущерб «благой части».Марфа Петровна, узнав о том, что от неё и людей
Дунечка терпит напраслину( кстати, это считается великим христианским подвигом-
безропотно сносить напрасную обиду), направляется за духовной помощью в храм:
«…убедилась в невинности Дунечкиной и на другой же день, в воскресенье, приехав
прямо в собор, на коленях и со слезами молила Владычицу дать ей силу перенести
это новое испытание и исполнить долг свой. Затем, прямо у собора, ни к кому не
заезжая, приехала к ним, рассказала нам все, горько плакала и , в полном
раскаянии, обнимала и умоляла Дуню простить её. В то же утро, нисколько не
мешкая, прямо от нас, отправилась по всем домам в городе и везде, в самых
лестных для Дунечки выражениях, проливая слезы, восстановила её невинность и
благородство чувств и поведения». А ведь роль шла о «сопернице», в которую
влюбился муж Марфы Петровны. Именно в молитве несчастная черпает силы для
нравственных поступков, для духовного роста, искупления греха. Много суеты,
ненужных хлопот, а суть одна- просто верить в человека, любить его, ради него
выносить все страдания. Мысль об очистительной силе страдания четко
сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается с притчей о конце света и втором пришествии. Страшный
сон приснился Раскольникову на каторге. Так автор показывает, что нарушение
законов Божьих- гибельный путь. Выбранное обособление и индивидуализм, есть не
только грех, но и наказание, как для Библейского Каина. Одинокий человек теряет
веру и впадает в страшный грех самообожествления, потому что, согласно
Достоевскому, если я выше людей, то я Бог. Смертный грех гордыни, грех
утверждения себя вне Бога настиг Раскольникова. Результат этого греха-
полнейшее уничтожение, разрушение, апокалипсис.
Соня первая говорит Раскольникову, как обрести душевный покой: «
Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись всему свету, на все
четыре стороны, и скажи всем вслух: « Я убил!» .Тогда Бог опять тебе жизнь
пошлет… Страдание принять и искупить себя им, вот что надо».
Роман Достоевского «Преступление и наказание»- великое
произведение, показывающее возможность возрождения человека, самого падшего, но
обретшего веру и, значит,- жизнь.
Эта христианская мысль в силу таланта и
глубочайшего внутреннего убеждения Достоевского реализуется в полной мере,
производит сильнейшее воздействие на читателя и , как следствие, доносит до
каждого евангельскую идею спасения и любви.
Достоевского можно по праву назвать художником- пророком. Он
предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось все человечество и
современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности,
обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир
оказались на краю пропасти. Когда стало ясно, что насилие в любой форме может
привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается
пророческий смысл формулы Достоевского «СМИРИСЬ, ГОРДЫЙ ЧЕЛОВЕК!»
Материалы исследования можно использовать на уроках Основ религиозной
культуры и светской этики, литературы, МХК, факультативных занятиях, элективных
курсах.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.Белов С.В. Ф.М.Достоевский. М.,1999.С.95.
2.Библия в книге Бытие главы 4,1-16,5, 3-5.
3.Достоевский Ф.М в воспоминаниях современников. В 2х томах.
Т.1.М.,1964.с.131.
4.Достоевская А.Г.Воспоминания. М.,1981.С.122.
5.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М . Художественная
литература., 1983.
6.Евангелие.Санкт-Петербург. Синодальная типография., 1901.
7. Трифонов Ю. Загадка и провидение Достоевского .Новый
мир.М.,1981.,№11.С 239-244.
8.Христианские мотивы и образы в творчестве Достоевского.www.litra.ru…get.coit.009410
.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.