Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыАктуальность христианских мотивов в романе Достоевского

Актуальность христианских мотивов в романе Достоевского

Скачать материал

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 

ГИМНАЗИЯ № 9 ГОРОДА КУЗНЕЦКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ХРИСТИАНСКИХ МОТИВОВ В РОМАНЕ

 

                      Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

ДЕГТЯРЁВА  О. В.- УЧИТЕЛЬ РУССКОГО  

                                                                                                               ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Наше время – время переоценки всего и вся: идей и идеалов, эстетических аксиом и нравственных устоев, настоящего и прошлого. Этим обуславливаются новые подходы к русской классике. В советской школе отношение к творчеству Достоевского было неоднозначным. Он является практически единственным русским философом,  который оказал влияние на весь  христианский мир. Достоевский первым в России стал говорить не о чужих мнениях по проблемам философии, а о самих этих проблемах. Главный вопрос, который поднял Достоевский  в романе « Преступление и наказание» звучит парадоксально и смело для 19 столетия: «Насколько сильны христианские убеждения русского человека? Есть ли в нем вера и способность к воскресению?» Эта проблема актуальна и в наши дни, когда идет разрушение духовных и семейных ценностей, пропагандируется индивидуализм, когда гордыня овладела современным человеком. Философия произведения   насквозь проникнута евангельскими мотивами, оно послужило объектом нашего исследования, потому что роман « Преступление и наказание» выражает гигантское идейное содержание, сопоставимое по своей значимости, наверное, только с миром Священного Писания. Это гипотеза, которую нам следует доказать. Обратимся к результатам исследования произведения, где проследим  многочисленные аналогии и реминисценции с библейскими сюжетами.   С евангельскими притчами связана символика романа  . Число 30  связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30- предательство Иуды, представлено в романе следующими фактами: в 9 часов вечера выложила Соня 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым  принесла себя в жертву ради спасения голодных детей; последние 30 копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту не ощущать себя Иудой; Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, а он предал её. Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся  в романе. Роман имеет 7 частей: 6 глав и эпилог. Роковое время для Раскольникова- 7 часов вечера. Цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как  число 7- это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4- числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом «союза» Бога и человека. Поэтому, «посылая» Раскольникова на убийство именно в 7 часов вечера, Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как хочет разорвать этот союз.«.. он узнал, что завтра , ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры, не будет дома…»; Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги; сон Раскольникова, когда он представляет себя  семилетним мальчиком;« Им оставалось ещё 7 лет. Семь лет, только 7 лет! В начале своего счастья они оба готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней». Вот почему , чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен пройти  через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число. В романе часто повторяется число 4.Лестница и число 4 связаны, так как лестница ведет к определенному повторяющемуся уровню высоты- к четвертому. В каждом случае  окружающая обстановка  отмечает критический момент психической эволюции Раскольникова: убийство, поиски тайника, первая встреча с Соней и окончательное признание. Квартира жертвы находится  на 4 этаже здания; Раскольников прячет вещи во дворе под камень, где строится четырехэтажный дом; убогая комната Мармеладова находится на четвертом этаже; полицейская контора расположена на 4 этаже этого же здания; чтение про Лазаря происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, то есть через 4 дня после его нравственной смерти.  Число 4 имеет основополагающее значение, Есть 4 времени года, 4 Евангелия, 4 стороны света. Вот , например, слова Сони: « Стань на перекрестке, поклонись всему свету на все 4 стороны». Чтение про Лазаря происходит через 4 дня после преступления Раскольникова, то есть  через 4 дня после его нравственной смерти. Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа « отнимите камень» означают: раскайтесь. Сознайтесь в своем преступлении. Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.Если выписать из текста романа все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мертвому, то в каждой цитате  есть какой- либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое  затем разбил и разбросал обломки по всей книге. И если собрать осколки, подбирая один к другому, как составляют дети разрозненную картину, то обнаружится следующее: Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает. Вот как раскладываются  «обломки» этой воображаемой фразы: БЛЕДНЫЙ. Достоевский постоянно подчеркивает бледность Раскольникова «весь бледный, как платок»,«он ужасно побледнел»,«обернулся к ней мертвенно-бледное лицо». МЁРТВЫЙ. Прилагательное «мёртвый» следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.«Он остановился и притих, как мёртвый».ЛЕЖИТ. Раскольников часто валяется и лежит без движения.« Он лег на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении».« Он все время лежал молча, навзничь». В ГРОБУ .Достоевский  пишет о том, что квартира Раскольникова похожа на гроб.« Какая у тебя дурная квартира, Родя , точно гроб, -сказала Пульхерия  Александровна». ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ. Писатель объясняет этот эпизод, не связанный с событиями романа. « Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой- нибудь». ВЫНОСЯТ. То , что его выносят, ему кажется в бреду.« То казалось ему, что около его собирается много народу  и хотят его взять и куда-то вынести».ХОРОНЯТ. Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его. Что мало побыл с ними.« Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,»- как- то странно проговорил он». ВОСКРЕСАЕТ. « НО ОН ВОСКРЕС, И ОН ЗНАЛ ЭТО, ЧУВСТВОВАЛ ВСЕМ ОБНОВИВШИМСЯ  СУЩЕСТВОМ СВОИМ». Воскресение в  эпилоге описывается коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман. Неоднократное  указание  в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом. Число 11- число высшей справедливости. Оно здесь не случайно. Достоевский хорошо знал евангельскую притчу о виноградаре и работниках. « В 11 часов зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне»« Я поздно…11 часов есть?»- время прихода Раскольникова к Соне. После посещения Сони « на другое утро, ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение  пристава следственных дел к Порфирию Петровичу»Приблизив встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего , пришедшего в одиннадцатом часу, первым.  Давайте разберемся, почему Раскольников так часто пересекает мост.  На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает.  Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар. Полный сил и энергии после игры в «кошки- мышки» с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…Переходит он мост и тогда, когда идет признаваться в убийстве. МОСТ-это своего рода ЛЕТА( В мифологии река мертвых). Множество раз Раскольников пересекает Неву- как своего рода Лету- и всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает его переход. Переход от жизни к смерти, в Священном Писании  от старого Завета к Новому. Обратимся  теперь к евангельскому  имени Марфа, как оно связано с текстом романа, какую смысловую нагрузку несет? В романе вы видим героиню с таким именем, это Марфа  Петровна Свидригайлова. Не случайно Достоевский называет героиню  евангельским  именем  .Притча играет свою роль, показывая , что порой забота и суета о многом бывает в ущерб «благой части».Марфа Петровна, узнав о том, что от неё и людей Дунечка терпит напраслину( кстати, это считается великим христианским подвигом- безропотно сносить напрасную обиду), направляется за духовной помощью в храм: «…убедилась в невинности Дунечкиной и на другой же день, в воскресенье, приехав прямо в собор, на коленях и со слезами молила Владычицу дать ей силу перенести это новое испытание и исполнить долг свой. Затем, прямо у собора, ни к кому не заезжая, приехала к ним, рассказала нам все, горько плакала и , в полном раскаянии, обнимала и умоляла Дуню простить её. В то же утро, нисколько не мешкая, прямо от нас, отправилась по всем домам в городе и везде, в самых лестных для Дунечки выражениях, проливая слезы, восстановила её невинность и благородство чувств и поведения». А ведь роль шла о  «сопернице», в которую влюбился муж Марфы Петровны. Именно в молитве несчастная черпает силы для нравственных  поступков, для духовного роста, искупления греха. Много суеты, ненужных хлопот, а суть одна- просто верить в человека, любить его, ради него выносить все страдания.   Мысль об очистительной силе страдания четко сформулированы Достоевским в эпилоге. Сон Раскольникова перекликается с притчей о конце света и втором пришествии. Страшный сон приснился Раскольникову на каторге. Так автор показывает, что нарушение законов Божьих- гибельный путь. Выбранное обособление и индивидуализм, есть не только грех, но и наказание, как для Библейского Каина. Одинокий человек теряет веру и впадает в страшный грех самообожествления, потому что, согласно Достоевскому, если я выше людей, то я Бог. Смертный грех гордыни, грех утверждения себя вне Бога настиг Раскольникова. Результат этого греха- полнейшее уничтожение, разрушение, апокалипсис.

       Соня первая говорит Раскольникову, как обрести душевный покой: « Поди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем вслух: « Я убил!» .Тогда Бог опять тебе жизнь пошлет… Страдание принять  и искупить себя им, вот что надо».

      Роман Достоевского «Преступление и наказание»- великое произведение, показывающее возможность возрождения человека, самого падшего, но обретшего веру и, значит,- жизнь.

   Эта христианская мысль  в силу таланта и глубочайшего внутреннего убеждения  Достоевского реализуется в полной мере, производит сильнейшее воздействие на читателя и , как следствие, доносит до каждого  евангельскую идею спасения и любви.

  Достоевского можно по праву назвать художником- пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось все человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти. Когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского «СМИРИСЬ, ГОРДЫЙ ЧЕЛОВЕК!»

 

Материалы исследования можно использовать на уроках  Основ религиозной культуры и светской этики, литературы, МХК, факультативных занятиях, элективных курсах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                          СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

 

1.Белов С.В. Ф.М.Достоевский. М.,1999.С.95.

2.Библия  в книге Бытие  главы 4,1-16,5, 3-5.

3.Достоевский Ф.М в воспоминаниях современников. В 2х томах. Т.1.М.,1964.с.131.

4.Достоевская А.Г.Воспоминания. М.,1981.С.122.

5.Достоевский Ф.М. Преступление и наказание. М . Художественная литература., 1983.

6.Евангелие.Санкт-Петербург. Синодальная типография., 1901.

7. Трифонов Ю. Загадка и провидение Достоевского .Новый мир.М.,1981.,№11.С 239-244.

8.Христианские мотивы  и образы в творчестве Достоевского.www.litra.ru…get.coit.009410

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Актуальность христианских мотивов в романе Достоевского"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Противопожарный инженер

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

 В данной статье рассматривается символика романа Ф.М.Достоевского с точки зрения православия.В романе можно выделить цифровую символику, связанную с цифрами 30,4, 7, 11 и евангельскими притчами, где встречаются данные цифры.

  Тесная связь с библейскими мотивами обнаруживается в сценах чтения Евангелия о воскресении Лазаря, рассказе о Марфе.

  Символическое значение имеет слово "мост", который не один раз пересекает Раскольников.

  Актуальность романа и его христианских мотивов заключается в главной мысли автора , призывающей смириться гордому человеку.

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 048 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

  • 03.10.2020
  • 497
  • 2
«Русский язык», Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др.
Перспективный план работы учителя-логопеда с родителями воспитанников подготовительной к школе группы для детей с ТНР.
  • Учебник: «Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.
  • Тема: § 4. Волшебная сила слова
  • 03.10.2020
  • 670
  • 4
«Русский язык», Граник Г.Г., Крюкова Т.Ш. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 24.12.2014 1146
    • DOCX 49.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Дегтярёва Ольга Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Дегтярёва Ольга Васильевна
    Дегтярёва Ольга Васильевна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 50688
    • Всего материалов: 22

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания учебного предмета «Родной (русский) язык» в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 105 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 1 199 человек

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 87 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 254 человека

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Разнообразные методы и формы обучения в высшем образовании

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Эффективная самопрезентация

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 55 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Интерактивные материалы на печатной основе

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 25 регионов
  • Этот курс уже прошли 30 человек