Главная / Начальные классы / АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ


АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛДАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ

Н.А.Сысоева

КГУ «Булаевская средняя школа №2»


«Школу делает школой учитель»

Организационной основой реализации государственной политики Республики Казахстан в сфере образования должна стать Государственная  программа развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы (далее - Программа), обеспечивающая продолжение модернизации казахстанского образования.

Программа как организационная основа государственной политики                  в сфере образования представляет собой комплекс взаимоувязанных по ресурсам и срокам мероприятий, охватывающих изменения в структуре, содержании  и  технологиях  образования  и  воспитания,  системе  управления, организационно-правовых формах субъектов образовательной деятельности                 и финансово-экономических механизмах.[1]

Выражением творчества учителя, во всех его проявлениях является урок. «Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя – писал В.А.Сухомлинский, мирило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции». [2]

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

Одним из основных требований к уроку является научность, творческий подход к каждому ученику. Я организовываю процесс обучения таким образом, чтобы каждое условие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение; учу ребят самостоятельно работать, высказывать и проявлять предложения, догадки; уметь делать обобщение изученных факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового материала. Работа будет творческой, когда в ней проявляются собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи приобретаемых знаний.

Знания, умения, навыки проверяются на разных этапах учебного процесса – это основные средства, с помощью которых устанавливается, как учащийся усваивает программный материал продвигается в своем развитии.

На каждом этапе проверка выполняет различные функции. В начале изучения нового материала проверяются знания опорных представлений и понятий для уточнения и углубления их с целью подготовки учащихся к усвоению нового материала.

В ходе самого процесса обучения знания проверяются для того чтобы определить их уровень, эффективность процесса обучения, обнаружить пробелы в восприятии и осознании, осмыслении и запоминании, обобщении и систематизации знаний и действий, применение их на практике, а также соответственно, корректировать деятельность учащихся и способы руководства этой деятельностью.

Основной задачей проверки является определении качества усвоения знаний, навыков и умения учащихся. В процессе массовой проверки качества знаний, навыков и умений можно выделить задания следующих уровней их усвоения.

ПЕРВЫЙ, наиболее элементарный уровень, направленный на проверку знаний фактического материала

ВТОРОЙ, направлен на определение, как учащиеся могут воспроизводить формулировки понятий законов, закономерностей и объяснить их сущность или раскрыть объективные связи и отношения между ними.

ТРЕТИЙ уровень предусматривает выявление качества обобщений и систематизации знаний. На этом этапе учащиеся должны охарактеризовать определенное явление в широком плане, используя знания многих разделов программы.

ЧЕТВЕРТЫЙ уровень направлен на проверку знаний и умений учащихся; применять знания, навыки и умения в стандартных условиях или в заранее заданной ситуации.

ПЯТЫЙ уровень требует творческих решений. На этом уровне учащиеся должны уметь применять знания, навыки и умения в нестандартных условиях, без указания на материал и способы выполнения действий.

Определяя структуру урока контроля, целесообразно исходить из принципа постепенного нарастания уровня знаний, навыков, умений от уровня осознания до реконструктивного и конструктивного. При таком подходе структура урока этого типа будет примерно следующей.

1.Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока. Здесь возможен:

А) показ необходимости широкого свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, умений и навыков;

Б) сообщение о характере заданий на уроке, последовательности и способах их выполнения, оформления результатов самостоятельной работы.

2. Проверка знания учащимися фактического материала и умения, раскрывать элементарные внешние связи в предметах и явлениях. Это:

А) устная фронтальная беседа;

Б) устный индивидуальный опрос.

3. Проверка знаний учащимися основных понятий (законов) и умений, объяснить их сущность, приводить наиболее убедительные аргументы к своим суждениям. Здесь возможна:

А) письменная работа (в течение 8-10 мин);

Б) индивидуальный опрос.

4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний в стандартных условиях. Может быть:

А) письменное решение задач;

Б) выполнение самостоятельных, практических заданий по предметам, по готовым данным сформулированным вопросам.

5. Применение знаний в нестандартных условиях. Это:

А) выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия;

Б) выполнение комплексных творческих практических работ.

Планируя опрос учащихся нужно четко определить цель, содержание и методы проверки; наметить сроки; продумать план и содержание проверки; наметить сроки проведения.

Существует формы контроля, такие как обзорный, предварительный, персональный, тематический, фронтальный и другие виды можно осуществить различными методами – это и устная проверка, письменная, графическая, комбинированная, тестирование, групповая работа, конструирование дидактических карточек, дидактических таблиц, пособий и другое.

Активные формы обучения – это исследования с целью выявить принципы и разработать приемы оптимизации образовательного процесса, путем анализа факторов, повышающих образовательную эффективность путем конструирования и применения приемов и материалов, а также оценки применяемых методов. Изменяя, технологию урока я стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик достиг поставленной учителем цели.

Моделируя урок, делаю такие этапные шаги:

  1. Определение того, в чем состоит полное усвоение, какие результаты должны быть достигнуты всеми учениками.

  2. Точно установить эталоны усвоения того или иного предмета (помогают в этом разработанные стандарты).

  3. Примерное составление конкретных результатов обучения, точная модель обучения при которой, каждый ученик достигает хороших результатов.

У меня всегда возникает вопрос; «Чего я хочу?». И сама на него отвечаю: «Хочу. Чтоб хоть один ученик чувствовал себя иначе в школе. Хочу стать учителем, которого не забудут. Хочу найти с учениками общий язык, взаимопонимание. Это толкнуло меня на размышления о новых активных принципах педагогической технологии в школе.

О некоторых методах, формах и видах работы я хочу рассказать.

1.Организация урока.

На этом этапе применяю такие виды работ:

- привлекательная цель – перед учащимися ставлю простую и привлекательную цель, выполняя которую они волей – не волей выполняют учебное действие, которое планирую я. Этот вид постановки цели урока позволяет привлечь внимание всех учащихся к изучаемой цели и изученному материалу.

-Однажды, говорю я, - одной арифметической школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде! А теперь посмотрите в окно! Разве вы с вами не ходим по воде? (на улице зима). Мы так привыкли к воде, что не замечаем, а часто не знаем её удивительных свойств.

И далее переходим к свойствам воды: три ее состояния.

ПРИМЕР МАТЕМАТИКА: ученик с трудом запоминают состав числа 9. Что 4 и 4 – это 8, или 5 и 5 – это 10, а 5 и 4 – это 9 плохо запоминают учащиеся. Я раздаю каждому по 9палочек в руки и предлагаю разложить их так, чтобы в каждой руке было поровну.

Для многих учеников стало открытием, что это сделать не удается. И сами ученики пришли к выводу, что поровну разделить нельзя, а на 4 и 5 можно. Вот теперь усвоили этот факт точно! Этот вид работы развивает у учащихся внимание, мышление, расширяет кругозор.

Удивительно то, что когда в начале урока загадываешь загадку, и отгадка открывается в ходе урока, у детей появляется большое желание работать, не просто что-то решить, а быстро, четко и ясно.

-следующий вид работы – «отсроченная отгадка»

Цель – заинтересовать детей, чтобы у них появилось желание работать.

ПРИМЕР ПОЗНАНИЕ МИРА

-на следующем уроке речь пойдет о животном, очень удивительном.

- как вы думаете о ком? (Ответы: лиса кролик)

- нет, это животное не хищник. Он покрыт иголками и шерстью, у него большие уши – до 5см, хорошо развит слух. У этих зверьков удивительная устойчивость к сильным ядам. Это… Впрочем не будем торопиться. На очередном уроке я открою секрет, что это ушастый еж, (дальше речь пойдет о других животных пустыни), т.е. создаю ситуацию «стремление ученика к дальнейшим знаниям».

Следующая часть структуры урока?

2. Изучение нового материала

На этом этапе применяю такие виды работ:

-даю детям возможность пофантазировать, т.е. реальную ситуацию дополнить фантастикой.

А) «фантастическая добавка»

ПРИМЕР математика

-Сегодня мы совершим полет на Луну с интересными космическими животными, а вот как оно называется, вы узнаете, когда решите примеры и расставите буквы.

49 : 7

7 * 8

28 :7

7 *7

63 : 9

56 : 7

8 * 8

45 :9

Т У О Т О П Г О

4 49 7 64 7 8 56 5

-Ребята, как вы думаете, радо будет космическое животное путешествовать с нами?

Следующий вид работы: «Лови ошибку». Учу детей мгновенно реагировать на ошибки, я поощряю внимание и готовность вмешаться.

ПРИМЕР: предлагаю уравнения, и даю 10 мин для решения. Проходит время, но ответа нет. Один ученик говорит, что решить нельзя, т.к. здесь ошибка.

-Нет. Это я нарочно, чтобы привести вас к пониманию того, как важно удостовериться в правильности задачи, - говорю я.

ПРИМЕР РУССКИЙ ЯЗЫК:

Тема: глаголы – исключения.

Проспрягать глаголы 1 спряжения: держать, дышать и выделить окончания глаголов.

-Почему относятся к 1 спряжению?

Некоторые учащиеся, выделив окончания, говорят, что 1 спряжение, а другие 2 спряжение. Учащимся предлагается доказать к какому спряжению относятся данные глаголы – исключения. Создается проблемная ситуация. Такими ситуациями можно пользоваться на таких этапах урока: повторение, тренировка, отработка умений.

Я предлагаю повторение активное и развивающее, у ребят появляется право выбора заданий, свобода действий в решении упражнений, развиваются творческие способности. При организации повторения применяю следующие виды работы.

3. Повторение с контролем.

Ученики задают свои вопросы, другие по вызову учителя или спрашивающего одноклассника на них отвечают. Постепенно приучаю детей к тому, чтобы система вопросов полностью перекрывала учебный материал.

А) «Свои примеры» игра светофор. Цель: выявить уровень усвоения учебного материала.

Б) «Пересечение тем» этот вид хорош тем, что повторение предыдущего связано с последующим изучением материала, темой и с другими предметами.

4.Домашнее задание

Достаточно распространенный педагогический прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Я считаю, если задавать домашнее задание, то с максимальной пользой! И применяю разнообразные приемы. Домашнее задание задаю на «три уровня».

1 уровень – обязательный – выполняет любой ученик.

2 уровень – тренировочный – выполняет учащийся, который желает хорошо знать предмет.

3 уровень – творческое задание – разработать частушки, басни, сказки.

А) «Массивом»

ПРИМЕР литература

При изучении басен И.А.Крылова, предлагаю выучить одну понравившуюся. Выбор басни отражает личность ученика, его характер. Важно, что класс в течение урока слышит не одно и то же.

ПРИМЕР Математика

Из 15 задач ученик обязан решить 10, а остальные по желанию. Эффект этого приема – самостоятельный выбор задач дает полноценную возможность самореализации, а этого не хватает нашим ученикам.

Б) «Идеальное задание» - я не даю никакого определенного задания, но домашнее задание выполняется, кто – то решит несколько задач, кто-то подберет примеры или нарисует иллюстрацию к изученной теме.

На последнем этапе урока применяю прием:

  1. Опрос – итог

В конце урока задаю вопросы, побуждающие к рефлексии урока.

-Что на уроке было главным?

-Что было интересным?

-Что нового узнали сегодня на уроке?

-Чему вы научились?

На один и тот же вопрос могут ответить несколько человек.

Каковы же результаты применения активных форм на моей практике?

МОИ УЧЕНИКИ:

1.лишены страха высказывать правильную мысль;

2. свободны в выборе путей решения, средств, темпа работы;

3. при решении любого вопроса подходят творчески;

4. при работе в парах формируется умение работать в коллективе, коммуникабельность;

5. САМОЕ ГЛАВНОЕ – учащиеся работают самостоятельно.

Чтобы говорить всерьез о результативности такой работы, возникают много вопросов: КАК? ПОЧЕМУ? Я остаюсь в постоянном поиске, думая, чему бы я хотела научить своих ребят: Повиноваться или познать мир? Если познавать мир, то как? Глазами учителя? А может надо спокойно, неторопливо, принимая мир ребенка, не навязывая ему свою позицию, способствовать формированию его собственного взгляда!?




СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. ГПРК об Образовании 2011-2020г.

  2. Гуманист. Мыслитель. Педагог. Москва «Педагогика» 1991г.

  3. Учитель Казахстана №33-40, 2000г.

  4. Учитель Казахстана №39-42 1999г.

  5. Анатолий Гин «Приемы педагогической технологии», М:.Рига – Пресс, 1999г.

АКТИВНЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН НА 2011-2020 ГОДЫ
  • Начальные классы
Описание:

Современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, его активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования его нравственных основ.

 

         Одним из основных требований к уроку является научность, творческий подход к каждому ученику. Я организовываю процесс обучения таким образом, чтобы каждое условие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формированию у них таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, обобщение, сравнение; учу ребят самостоятельно работать, высказывать и проявлять предложения, догадки; уметь делать обобщение изученных факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Автор Сысоева Наталья Анатольевна
Дата добавления 13.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 317
Номер материала 7080
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓