Главная / Начальные классы / Активные формы и приёмы работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

Активные формы и приёмы работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ (модуль ОСЭ)

Активные формы и приёмы работы с родителями

в рамках курса ОРКСЭ (модуль ОСЭ)


Босунова Алёна Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «НОШ № 5» г. Лысьва


Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важной ценностью человека, на мой взгляд, является семья. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо создать определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное. В младшем школьном возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с родным для него человеком. Только в соавторстве, сотрудничестве с родителями мы сможем сохранить традиции семьи.

Опыт трёх лет ведения предмета Основы светской этики, позволяет выделить три этапа работы с родителями.


I. Первый, подготовительный.

Подготовительная работа с родителями включает в себя различные формы, такие как:

  • анкетирование,

  • родительское собрание,

  • заседание родительского клуба,

  • индивидуальные встречи,

  • заключение соглашения с родителями.

Их задача – создать установку на сотрудничество. Предполагаемыми результатами в таком случае будут мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных итогах усвоения содержания курса их детьми.

И начинать такую работу нужно, по моему мнению, с анкетирования,

с целью изучения общественного мнения родителей, их оценки по введению в учебный план курса ОРКСЭ. Вопросы анкеты вы видите на экране:


1. Как Вы относитесь к введению в учебный процесс школ нового курса «ОРКСЭ»?

74.3% родителей положительно,

8,6% - скорее положительно,

2,9% - безразлично,

14,3% - затруднялись с выбором ответа.


2. В чем Вы видите положительное значение введения курса? (можно выбрать несколько вариантов ответа)

  • расширение кругозора детей – 31,4%,

  • формирование уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям – 22,9%,

  • формирование патриотизма и гражданской солидарности – 0%,

  • формирование ценности здорового образа жизни – 2,9%

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни – 17.1%,

  • духовное и культурное развитие детей – 40% родителей.


3. В чем Вы видите риски, связанные с введение курса?

  • дополнительная нагрузка на школьника – 45,7%,

  • формирование формального отношения к религии, вере – 2,9%,

  • снижение уровня терпимого отношения к культурным, конфессиональным и религиозным различиям – 0%,

  • принудительное навязывание веры, религии – 2,9%,

  • принудительное навязывание одного из модулей – 2,9%,

  • затрудняюсь с выбором ответа – 45,7% опрошенных родителей.


4. Какой модуль курса Вы выбрали для своего ребенка?

  • «Основы светской этики» - 54,3%;

  • «Основы православной культуры» - 45,7% родителей.


5. Испытывали ли Вы трудности с выбором? С чем это было связано?

  • да – 37,1%,

  • нет – 62,9% опрошенных родителей.

  • настороженность к новому курсу, недоверие к нововведениям – 73%,


7. Что повлияло на Ваш выбор именно этого модуля курса?

  • интерес ребенка к изучению именно этого модуля курса – 40%

  • мнение классного руководителя или других педагогов – 2,9%

  • уклад жизни семьи, семейные традиции – 22,9%

  • затрудняюсь ответить – 34,2% родителей.

Затем на общешкольном родительском собрании предлагаем информацию по введению нового предмета в школе, знакомим с результатами анкетирования.

По мнению большинства опрошенных родителей, преподавание курса способствует развитию духовно-нравственного воспитания школьников.

В случае нашей школы, были выявлены и проблемы недостаточного понимания определенной частью родительской общественности целей введения данного курса, взаимосвязи его с общей системой воспитательной работы. Поэтому на помощь приходит педагог, который в дальнейшем будет преподавать курс детям. Именно он проводит индивидуальные встречи, чтобы убедить родителей в преподавании этого предмета. Обсуждение проходит только в доброжелательной обстановке, предоставляющей родителям возможность задать все интересующие их вопросы и получить необходимые ответы.

Одной из интересных форм работы с родителями в нашей школе является Родительский клуб «Родничок». Проводим круглый стол и предлагаем родителям встретиться с теми, у детей которых уже ведётся этот курс, чтобы услышать их мнение, дать рекомендации.

II. Следующий шаг - основной этап, цель которого привлечь родителей к активной работе.

Чем могут помочь родители? Они могут помочь детям составить рассказ, объяснить смысл пословицы, сделать подборку иллюстративного материала, провести творческо-исследовательскую работу, организовать экскурсию, а также принять участие в итоговом мероприятии. Обязательно приглашаем родителей на открытые уроки.

Члены семей наших детей выступают с рассказом о семейных традициях: как отмечают в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям и взрослым, как проводит семья выходные, и других интересных чертах семейного уклада. Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов становятся темами семейных конкурсов и викторин. Задания готовят и родители, и дети. Так курс ОРКСЭ имеет продолжение и во внеурочной деятельности.

Немаловажную роль играют совместные экскурсии в музеи; тематические экскурсии по городу; экскурсия на предприятие, где работают наши папы и мамы, узнать о семейных династиях; посещение памятных мест; встречи с интересными людьми; проведение семейных вечеров; создание и презентация семейных проектов – участие в школьном НОУ таких, как «Традиции моей семьи», «Герб моей семьи», «Семейный альбом», «Моя родословная», «Происхождение моей фамилии», «Генеалогическое древо». Традицией школы стали праздники в сотрудничестве с родителями: «День рождения класса», «Мамин праздник», «Масленица», «День Открытых дверей» под девизом: «Вся семья вместе – и душа на месте», «Папа, мама, я – спортивная семья», итоговый праздник «Семья года».

Организуем мастер-классы по этикету: «Как накрыть праздничный стол», «Как вести себя в театре», «Как выбрать подарок», и т.д.

Такие встречи помогают задуматься над воспитанием своих детей, над воспитанием таких ценностей, как любовь и милосердие, свобода и справедливость, честь и достоинство, образование и трудолюбие, красота и гармония.

Когда родители увидят результат своих усилий, они не останутся равнодушными, а дети почувствуют, что они не одиноки, что родители их поддерживают и понимают.

III. Третий завершающий этап.

Цель: рефлексия сотрудничества детей и родителей.

Завершился учебный год. Наиболее интересной работой является написание писем «Мои пожелания тем, кто будет изучать новый предмет». Дети совместно с родителями пишут пожелания, делятся впечатлениями о новом предмете. Вот одно из них: «На этом уроке я научилась понимать людей, распознавать добро и зло, узнала, что значит моральный выбор, научилась понимать других, ценить дружбу» или «Этот предмет помогает людям общаться друг с другом, я даже научился избавляться от вредных привычек» или «ОРКСЭ – очень интересный предмет, здесь некогда скучать. Этот предмет помог мне стать добрым и весёлым» или «Кто не знает Золотого правила нравственности – посетите урок Светской этики»

И вновь круглый стол совместно с родителями. Обсуждаем, что удалось, что не получилось, что не реализовано.

Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.

Мы видим, согласно требованиям ФГОС, что родители становятся активными участниками образовательного процесса:


  • они могут влиять на содержание учебного процесса;

  • помогать в организации внеурочной деятельности класса;

  • принимать в ней активное участие;

  • при необходимости присутствовать на уроках.

Новый предмет открывает перед родителями возможности для укрепления и развития отношений с ребёнком. Только совместно с родителями мы сможем сохранить и преумножить эти традиции.


Активные формы и приёмы работы с родителями в рамках курса ОРКСЭ (модуль ОСЭ)
  • Начальные классы
Описание:

Главная ценность России – люди, их жизнь, труд, культура. Важной ценностью человека, на мой взгляд, является семья. Чтобы открыть для себя эти и другие ценности, надо создать определенную духовную традицию. Духовные традиции позволяют человеку различать добро и зло, хорошее и плохое, полезное и вредное.  В младшем школьном возрасте, когда ребёнок впервые по-взрослому начинает понимать окружающий мир и себя в нём, он особенно нуждается в духовной связи с родным для него человеком. Только в соавторстве, сотрудничестве с родителями мы сможем сохранить традиции семьи.                                                                                 Опыт трёх лет ведения предмета Основы светской этики, позволяет выделить три этапа работы с родителями.

Автор Босунова Алёна Николаевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 748
Номер материала 40967
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓