Главная / Технология / «Активность как показатель профессионализма учителя»

«Активность как показатель профессионализма учителя»

«Активность как показатель профессионализма учителя».

Большое значение в воспитании подрастающего поколения отводится личностной активности учителя. Вспоминая своих учителей, взрослые люди обычно называют не методы их преподавания, а особенности характера, отношение к учащимся. Именно черты личности педагога, его отношение к учащимся запечатлеваются у человека на всю жизнь. Формирование личностных качеств ученика во многом зависит от структуры личности учителя. В самом деле, нет другой области человеческой деятельности, где в результатах работы так сильно сказывались бы личные качества самого работника, его мировоззрение, выдержка, самообладание, его умение влиять на детский коллектив и вести его за собой, как в педагогической работе.

Эффективно и адекватно педагогические воздействия реализуются на высших уровнях проявлений личности, фиксируемой в различных формах социальной активности, что обеспечивает трансляцию личностных качеств педагога в личность учащегося.

Многие учителя, оценивая особенности своего труда, менее всего склонны видеть причины кризисной ситуации в образовании из-за особенностяй своей активности, в своей профессиональной несостоятельности, в низком культурном уровне, в отношении к своему труду, в своем понимании смысла и предназначения своей деятельности, в своем отношении к личности ребенка.

Творческая активность учителя - ценнейшее качество. Если педагог постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен достигнутым, он может стать мастером педагогического труда. А тот учитель, который довольствуется однообразной службой, проводит уроки сегодня как вчера, а завтра как сегодня, превращается в ремесленника.

Сложность работы педагога состоит в том, что ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и воспитательного характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками педагогики и методики. Здесь учитель решает вопросы сам, полагаясь на свое педагогическое мастерство, интуицию, знания.

Необходимо постоянно помнить, что педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и организации обучения.

Творчески активный учитель технологии, обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их предупреждения, заблаговременно готовить необходимое оборудование. Умелый педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учащихся проявляют высокий интерес к работе, активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности; нацелены на качество результатов труда. А так же учитывает индивидуальные возможности и способности своих учащихся, у него на уроке царит деловая атмосфера в сочетании с непринужденностью и естественностью.

Я считаю, что самое сложное и тонкое в педагогическом мастерстве - психологическая направленность действий и педагогических приемов. Наиболее важным при этом является понимание тех трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще всего ошибаются, свои педагогические воздействия нужно выстраивать таким образом, чтобы можно предупредить эти трудности и ошибки.

Искать, творить новое можно только при высокой педагогической эрудиции, творчески используя эффективный педагогический опыт, проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое.

Одним из важных критериев педагогического мастерства определяющих авторитет учителя, нужно считать его умение устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися и с членами педагогического коллектива.

Хороший педагог не может быть безразличным к своим воспитанникам, особенно к их стремлению учиться лучше. Любое действие учащихся - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку.

Важным проявлением педагогического мастерства – является умение прежде всего побуждать, а не принуждать учащихся к правильным действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности.

Во взаимоотношениях с учащимися творчески активного педагога отличает выдержка, большое терпение, целеустремленность, настойчивость. Важнейшим критерием педагогического мастерства, является его «профессионализм».

Для приобретения профессионализма необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками высококвалифицированного труда; это особое мировоззрение человека.

Я знаю, что на уровне бытового сознания многие педагоги понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак его профессионализма. Ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести профессиональный опыт, а также необходима соответствующая профессиональная среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.

Пройти путь от новичка до мастера непросто.

От выявления способности учителя к самооценке и самоанализу зависит рост его профессионального мастерства, требовательность к своей работе, отношение к критике в свой адрес, адекватная оценка реального уровня профессионального развития, а в дальнейшем и его творческое саморазвитие.

Особую роль в процессе творческого саморазвития учителя играет его инновационная деятельность. Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную деятельность, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность педагога к инновациям.

Только педагог со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на процесс становления нового, быть инициатором нововведений.

Я думаю, что одной из актуальных проблем управления инновационными процессами в образовательном учреждении является проблема отношения педагогов к инновациям.

Педагогическая техника как форма организации активного поведения учителя представляет собой комплекс профессиональных умений – в том числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.

Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития.

Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, способен решать педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности, разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.

Я мыслю так, если педагог готов к созданию авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, совершенствование авторского стиля его педагогической деятельности, - то это несомненно отразиться на личностных показателях развития педагога.

Сегодня на учителя и учащегося легло немало проблем, связанных с условиями социальной среды, все усиливающимися проблемами материальной стороны жизнеобеспечения. А отсюда и напряженность, сплошь и рядом возникающие стрессовые ситуации, конфликты. Дискомфортность становится, к сожалению, привычным условием жизнетворчества, профессионально-педагогического общения, а также взаимодействия учителя и учащихся.

На практике я столкнулся с тем, что в некоторых случаях на стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя технологии оказывают влияние такие барьеры, как:

                     слабая учебно-материальная база;

                     неудовлетворенность учителя методами самореализации.

Их сдерживающая значимость различается в зависимости от условий деятельности и конечно же от активности самого учителя.

На первый взгляд, эти барьеры затрудняют создание и поддержание комфортной образовательной среды, проявляют сдерживающее влияние на стимулирование мотивации творческой активности учителя.

Но современная система образования обеспечивает реальные возможности построения и реализации индивидуальных траекторий творческого саморазвития, стимулирующих активность учителя в овладении методами и средствами осуществления данного процесса, необходимых для раскрытия индивидуальности,  творческого начала, способствующих профессиональному становлению и самоосуществлению, совершенствованию педагогического мастерства. Учитель должен постоянно стремиться к самосовершенствованию, активизируя достижение более высокого уровня профессионализма и учитывая свой творческий потенциал, профессиональные и личностные качества.

Работая в условиях «мыслинного эксперимента», в активном творческом поиске, учитель осваивает эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся, экспериментирует и исследует, стремится повысить результаты своего труда, а такой характер деятельности предполагает творческую свободу и комфортные условия образовательной среды.

Творческая активность учителя должна идти от умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими знаниями.

Восхождение к творчеству - нелегкая работа. Это было во все времена: трудности они всегда были и будут, их нужно учиться преодолевать. Сейчас нельзя пересидеть, переждать, когда все основные проблемы будут решены, когда будут созданы более благоприятные условия в системе образования. Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в союзе с его профессионализмом.

«Активность как показатель профессионализма учителя»
  • Технология
Описание:

Большое  значение  в  воспитании  подрастающего  поколения  отводится  личностной  активности  учителя. Вспоминая  своих  учителей, взрослые  люди  обычно  называют  не  методы  их  преподавания, а  особенности  характера, отношение  к  учащимся. Именно  черты  личности  педагога, его  отношение  к  учащимся  запечатлеваются  у  человека  на  всю  жизнь. Формирование  личностных  качеств  ученика  во  многом  зависит  от  структуры  личности  учителя. В  самом  деле, нет  другой  области  человеческой  деятельности, где  в  результатах  работы  так  сильно  сказывались  бы  личные  качества  самого  работника, его  мировоззрение, выдержка, самообладание, его  умение  влиять  на  детский  коллектив  и  вести  его  за  собой, как  в  педагогической  работе.

Автор Федоров Владимир Валентинович
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 1229
Номер материала 41109
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓