«Активность как показатель
профессионализма учителя».
Большое значение в воспитании
подрастающего поколения отводится личностной активности учителя.
Вспоминая своих учителей, взрослые люди обычно называют не методы их преподавания,
а особенности характера, отношение к учащимся. Именно черты личности
педагога, его отношение к учащимся запечатлеваются у человека на всю
жизнь. Формирование личностных качеств ученика во многом зависит от
структуры личности учителя. В самом деле, нет другой области
человеческой деятельности, где в результатах работы так сильно
сказывались бы личные качества самого работника, его мировоззрение,
выдержка, самообладание, его умение влиять на детский коллектив и вести
его за собой, как в педагогической работе.
Эффективно и адекватно педагогические
воздействия реализуются на высших уровнях проявлений личности,
фиксируемой в различных формах социальной активности, что обеспечивает
трансляцию личностных качеств педагога в личность учащегося.
Многие учителя, оценивая особенности своего
труда, менее всего склонны видеть причины кризисной ситуации в
образовании из-за особенностяй своей активности, в своей профессиональной
несостоятельности, в низком культурном уровне, в отношении к своему
труду, в своем понимании смысла и предназначения своей деятельности, в
своем отношении к личности ребенка.
Творческая активность учителя - ценнейшее качество.
Если педагог постоянно стремится к совершенствованию, не удовлетворен
достигнутым, он может стать мастером педагогического труда. А тот учитель,
который довольствуется однообразной службой, проводит уроки сегодня как вчера,
а завтра как сегодня, превращается в ремесленника.
Сложность работы педагога состоит в том, что
ему часто приходится принимать комплексные решения учебного и воспитательного
характера, которые не могут быть подсказаны ни инструкцией, ни учебниками
педагогики и методики. Здесь учитель решает вопросы сам, полагаясь на свое
педагогическое мастерство, интуицию, знания.
Необходимо постоянно помнить, что
педагогическое мастерство не приходит само собой, оно формируется в процессе
активного творческого педагогического труда, на основе глубоких и
разносторонних знаний в области профессии, педагогики, психологии, методики и
организации обучения.
Творчески активный учитель технологии,
обладающий высоким педагогическим мастерством, должен уметь заранее продумать и
спланировать свое педагогическое воздействие на учащихся. Тщательно подбирать
наиболее целесообразные учебно-производственные задания, учитывать особенности
восприятия учащихся, возможные затруднения и ошибки, намечать способы их
предупреждения, заблаговременно готовить необходимое оборудование. Умелый
педагог хорошо организует учебный процесс: применяет разнообразные методы
обучения в комплексе, сочетает различные формы обучения, учащихся проявляют высокий
интерес к работе, активность, эмоциональный тонус, дух соревновательности; нацелены
на качество результатов труда. А так же учитывает индивидуальные возможности и
способности своих учащихся, у него на уроке царит деловая атмосфера в сочетании
с непринужденностью и естественностью.
Я считаю, что самое сложное и тонкое в
педагогическом мастерстве - психологическая направленность действий и
педагогических приемов. Наиболее важным при этом является понимание тех
трудностей, которые испытывают учащиеся, где они чаще всего ошибаются, свои
педагогические воздействия нужно выстраивать таким образом, чтобы можно предупредить
эти трудности и ошибки.
Искать, творить новое можно только при высокой
педагогической эрудиции, творчески используя эффективный педагогический опыт,
проверенные жизнью традиции, не превращая их в отжившее и старое.
Одним из важных критериев педагогического
мастерства определяющих авторитет учителя, нужно считать его умение
устанавливать и поддерживать правильные взаимоотношения с учащимися и с членами
педагогического коллектива.
Хороший педагог не может быть безразличным к
своим воспитанникам, особенно к их стремлению учиться лучше. Любое действие
учащихся - хорошее или плохое - должно находить справедливую оценку.
Важным проявлением педагогического мастерства –
является умение прежде всего побуждать, а не принуждать учащихся к правильным
действиям и поступкам, поведению, активной созидательной деятельности.
Во взаимоотношениях с учащимися творчески
активного педагога отличает выдержка, большое терпение, целеустремленность,
настойчивость. Важнейшим критерием педагогического мастерства, является его
«профессионализм».
Для приобретения профессионализма необходимы
соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и
совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается характеристиками
высококвалифицированного труда; это особое мировоззрение человека.
Я знаю, что на уровне бытового сознания многие
педагоги понимают, что получение выпускником вуза диплома – это еще не признак
его профессионализма. Ему еще требуется определенное время, чтобы приобрести
профессиональный опыт, а также необходима соответствующая профессиональная
среда, предоставляющая ему возможность сформироваться как профессионалу.
Пройти путь от новичка до мастера непросто.
От выявления способности учителя к самооценке
и самоанализу зависит рост его профессионального мастерства, требовательность к
своей работе, отношение к критике в свой адрес, адекватная оценка реального
уровня профессионального развития, а в дальнейшем и его творческое
саморазвитие.
Особую роль в процессе творческого
саморазвития учителя играет его инновационная деятельность. Если педагогу,
работающему в традиционной системе, достаточно владеть педагогической техникой,
т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему осуществлять учебно-воспитательную
деятельность, то для перехода в инновационный режим определяющим является
готовность педагога к инновациям.
Только педагог со сформированной
профессиональной позицией способен активно влиять на процесс становления
нового, быть инициатором нововведений.
Я думаю, что одной из актуальных проблем
управления инновационными процессами в образовательном учреждении является
проблема отношения педагогов к инновациям.
Педагогическая техника как форма организации активного
поведения учителя представляет собой комплекс профессиональных умений – в том
числе актерских и режиссерских, связанных с умением управлять собой и умением
взаимодействовать в процессе решения педагогических задач.
Педагогическая техника как компонент
профессионального мастерства учителя шлифуется, в основном, в практической
деятельности. Однако при освоении новых педагогических принципов и технологий
необходимым условием является не только совершенствование технических
педагогических приемов, но и личностное саморазвитие педагога, самоактуализация
его личности. Процесс самоактуализации включает в себя переход потенциальных
особенностей человека в актуальные. Динамика превращения потенциальных
особенностей в актуальные выступает как основной механизм саморазвития.
Учитель, владеющий современными
педагогическими технологиями и обладающий технологической культурой, должен
проявлять гибкость при использовании методов и средств обучения, уметь
модифицировать свои профессиональные действия, способен решать педагогические
задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической деятельности,
разрабатывая при этом свою собственную педагогическую технологию.
Я мыслю так, если педагог готов к созданию
авторской технологии, характеризующейся согласованностью методических приемов,
оригинальностью их сочетания в целостной системе, соответствующей единому
замыслу и личностному опыту учителя, совершенствование авторского стиля его
педагогической деятельности, - то это несомненно отразиться на личностных
показателях развития педагога.
Сегодня на учителя и учащегося легло немало
проблем, связанных с условиями социальной среды, все усиливающимися проблемами
материальной стороны жизнеобеспечения. А отсюда и напряженность, сплошь и рядом
возникающие стрессовые ситуации, конфликты. Дискомфортность становится, к
сожалению, привычным условием жизнетворчества, профессионально-педагогического
общения, а также взаимодействия учителя и учащихся.
На практике я столкнулся с тем, что в
некоторых случаях на стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя технологии
оказывают влияние такие барьеры, как:
слабая учебно-материальная база;
неудовлетворенность учителя методами самореализации.
Их сдерживающая значимость различается в зависимости
от условий деятельности и конечно же от активности самого учителя.
На первый взгляд, эти барьеры затрудняют
создание и поддержание комфортной образовательной среды, проявляют сдерживающее
влияние на стимулирование мотивации творческой активности учителя.
Но современная система образования обеспечивает
реальные возможности построения и реализации индивидуальных траекторий
творческого саморазвития, стимулирующих активность учителя в овладении методами
и средствами осуществления данного процесса, необходимых для раскрытия
индивидуальности, творческого начала, способствующих профессиональному
становлению и самоосуществлению, совершенствованию педагогического мастерства. Учитель
должен постоянно стремиться к самосовершенствованию, активизируя достижение
более высокого уровня профессионализма и учитывая свой творческий потенциал,
профессиональные и личностные качества.
Работая в условиях «мыслинного эксперимента»,
в активном творческом поиске, учитель осваивает эффективные технологии
обучения, воспитания, развития творческих способностей учащихся,
экспериментирует и исследует, стремится повысить результаты своего труда, а
такой характер деятельности предполагает творческую свободу и комфортные
условия образовательной среды.
Творческая активность учителя должна идти от
умения нестандартно распорядиться добытыми наукой и им самим педагогическими
знаниями.
Восхождение к творчеству - нелегкая работа. Это
было во все времена: трудности они всегда были и будут, их нужно учиться
преодолевать. Сейчас нельзя пересидеть, переждать, когда все основные проблемы
будут решены, когда будут созданы более благоприятные условия в системе
образования. Нет важнее собственной активной творческой позиции педагога в
союзе с его профессионализмом.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.