Главная / Физика / Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.



Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.



Хорошо - плыть по течению: не надо шевелить ни рукой, ни ногой, за тебя эту работу выполняет спокойный поток; привычные, обычные пейзажи по берегам не бередят душу, но клонят ко сну. Неважно, куда несет река, главное - делает она это незаметно, буднично, без волнений. Вечные вопросы - что такое хорошо и плохо, кто виноват, что делать - постепенно лишаются смысла. На них отвечают те, кто за все отвечает. Они же и принимают решения - за нас и о нас.
Но самое главное: позитивное отношение к такому пониманию своего места в жизни - это уже обычное, а поэтому - привычное и даже любимое состояние. Не для всех, но для значительного большинства, в том числе - и учителей, около 60 % которых сохраняют верность традициям обычного урока.
Хорошо это или плохо? Можно сказать, что обычный урок - это хорошо, как проверенный временем залог нормального и стабильного познания для нормальной и стабильной жизни.
Порожденные ими проблемы сошлись сегодня в одной критической точке - современной школе. От нее все еще зависит, куда повернет наше медленно запрягающее, но быстро едущее общество. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию - как своему, так и всего общества. 
Все это - это обычные уроки нашей повседневной жизни. Ведь урок - это не только "основная форма организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.

Каждый ребенок от природы наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т.д. Важно только в процессе его обучения развить эти способности. Пассивная передача знаний учителя ученику не позволяет личности самой приобретать знания, активно и творчески пользоваться ими в жизни как собственным приобретением. Пассивный подход к образованию не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими. Преодолеть эти недостатки позволяют современные методы организации и проведения нестандартных уроков физики.

Учитель- это организатор познавательной деятельности учащихся. Опираясь на опыт работы учителей-новаторов, я выбрал для себя основополагающие принципы в работе:

  • учитель не над учеником, а с учеником;

  • в работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональные сферы ребенка;

  • всю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта; отсутствуют оценка, соревнование, соперничество; их заменяют самооценка, самовоспитание;

  • учитель не формулирует тему урока, а создает мотивационный фон,

вызывает у учащихся информационный запрос.

Проблема разнообразия видов учебных занятий представляется актуальной, так как ее решение отвечает задачам создания адаптивной образовательной среды в массовой сельской общеобразовательной школе. Перспективность опыта, заключается в том, что он позволяет учитывать разнообразные познавательные потребности и интересы разных групп учащихся, создает условия для самоопределения и самореализации каждого ребенка.

Система работы, позволяет успешно разрешать многие противоречия, затрудняющие работу учителя, а именно:

  • между необходимостью усвоения учебной информации и непривлекательностью учебной деятельности для многих учащихся;

  • необходимостью усвоения учебной информации и невозможностью ее усвоения в силу плохого состояния здоровья;

  • необходимостью усвоения учебной информации и интеллектуальными затруднениями у отдельных учащихся.

Цель обучения изменилась и, как известно, она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это все, то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность.

Логически мыслящие (здравомыслящие) люди хорошо понимают, что только цель может определять (но не оправдывать) задачи и средства. Нарушение этого порядка приводит к абсурду. В нашей педагогике именно это и происходит: новая цель обучения понимается исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и развития, решать которые очень удобно все теми же средствами формирования познавательного интереса. В их основе - активность, но не учеников, а учителя, продолжающего оставаться главным и единственным действующим лицом на уроке.
Глубина конфликта между здравым смыслом и абсурдом измеряется все новыми поколениями выпускников. Они вступают в самостоятельную жизнь как привычные к внешнему управлению и опеке объекты педагогических воздействий. Очевидно, что это - абсурдный парадокс с элементами откровенного попирания законов. Во всех нормативных актах об образовании законодательно определено, что ученик - это не только субъект образовательной, но и социальной, и собственной жизни, ее самоорганизации и самореализации. 
Разобраться в происходящем достаточно сложно. К сожалению, теоретические разработки ученых тонут в водовороте решения повседневных проблем учителями-практиками. Вместе с тем, все большее количество учителей видят смысл не только в стихийно-интуитивном нащупывании правильных решений, но и в научном обосновании своей деятельности. С другой стороны, обнаружить в море научной литературы конкретные рекомендации, соответствующие новым требованиям, разработки уроков на основе этих требований с каждым годом становится все труднее. Как правило, их авторы аккуратно подгоняют хорошо известные методики преподавания к новым целям образования, особенно не заботясь о принципиальной несовместимости первого со вторым.
Но и в дидактике они те, же самые - традиции научения, наставления и опеки, вырваться из-под обаятельного гнета которых чрезвычайно трудно.
Чтобы не усложнять и без того сложное состояние понимания, расставим некоторые акценты. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании, можно. Однако, для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности и, соответственно, к ученикам. 
Проще всего сделать это не сразу, а последовательно переходя к конкретным формам не совсем обычной деятельности обучения. Первая ступень перехода - не совсем обычный урок. Отказаться термина "нетрадиционный урок", потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности.



С другой стороны, есть традиции, отказ от которых чреват серьезными последствиями. Этими ценностными разночтениями традиционная, обычная дидактика отличается от не совсем традиционной (совсем нетрадиционная - это уже другая дидактика).
Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства - монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл - требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным становится введение так называемых "увлекательных добавок": проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более ста типов, даже разработана их классификация.
"Учение с увлечением" оформилось в серьезную педагогическую практику в опыте учителей-новаторов. Обратившись к увлекательной стороне знаний, они преодолели сложившийся шаблон в проведении обычных уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку. Тем не менее, "педагогика сотрудничества", идущая от учителей, определила серьезные изменения в организации урока. В нем появились элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и многие другие, уверенно вытеснявшие скуку и формализм из образования.
Сегодня есть все основания утверждать, что такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Очевидным становится и то, что игнорировать этот этап нельзя, как нельзя и ограничиваться только им. Поэтому на уроках физики необходимо использовать нестандартные уроки.


Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.
  • Физика
Описание:

 Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.

 

 

Хорошо - плыть по течению: не надо шевелить ни рукой, ни ногой, за тебя эту работу выполняет спокойный поток; привычные, обычные пейзажи по берегам не бередят душу, но клонят ко сну. Неважно, куда несет река, главное - делает она это незаметно, буднично, без волнений. Вечные вопросы - что такое хорошо и плохо, кто виноват, что делать - постепенно лишаются смысла. На них отвечают те, кто за все отвечает. Они же и принимают решения - за нас и о нас.
Но самое главное: позитивное отношение к такому пониманию своего места в жизни - это уже обычное, а поэтому - привычное и даже любимое состояние. Не для всех, но для значительного большинства, в том числе - и учителей, около 60 % которых сохраняют верность традициям обычного урока.
Хорошо это или плохо? Можно сказать, что обычный урок - это хорошо, как проверенный временем залог нормального и стабильного познания для нормальной и стабильной жизни.
Порожденные ими проблемы сошлись сегодня в одной критической точке - современной школе. От нее все еще зависит, куда повернет наше медленно запрягающее, но быстро едущее общество. Именно здесь, на уроке, идет подготовка сознания: либо к обычному существованию на уровне выживания, либо к необычной активной деятельности по преобразованию себя и продвижению к благополучию - как своему, так и всего общества. 
Все это - это обычные уроки нашей повседневной жизни. Ведь урок - это не только "основная форма организации учебного процесса". Это еще и то, какие уроки мы извлекаем из организации нашей жизни. Обучение этому процессу начинается в школе.

Каждый ребенок от природы  наделен способностями практически ко всем видам человеческой деятельности: к овладению естественными и гуманитарными знаниями, к изобразительному искусству, музыке и т.д. Важно только в процессе его обучения развить эти способности. Пассивная передача знаний учителя ученику не позволяет личности самой приобретать знания, активно и творчески пользоваться ими в жизни как собственным приобретением. Пассивный подход к образованию не раскрывает творческий потенциал человека, заложенный при его рождении природой, а закрепляет его зависимость от решений, принимаемых другими. Преодолеть эти недостатки позволяют современные  методы организации и проведения  нестандартных уроков физики.

Учитель- это организатор познавательной деятельности учащихся. Опираясь на опыт работы учителей-новаторов, я выбрал для себя основополагающие принципы в работе:

Øучитель не над учеником, а с учеником;

Øв работу включаются не только органы чувств, но и эмоциональные сферы ребенка;

Øвсю работу учащиеся выполняют по-своему, исходя из своих способностей, интересов, личного опыта; отсутствуют оценка, соревнование, соперничество; их заменяют самооценка, самовоспитание;

Øучитель не формулирует тему урока, а создает мотивационный фон,

     вызывает у учащихся информационный запрос.

Проблема разнообразия видов учебных занятий представляется  актуальной, так как ее решение отвечает задачам создания адаптивной образовательной среды в массовой сельской общеобразовательной школе. Перспективность опыта, заключается в том, что он позволяет учитывать разнообразные познавательные потребности и интересы разных групп учащихся, создает условия для самоопределения и самореализации каждого ребенка.

Система работы, позволяет успешно разрешать многие противоречия, затрудняющие работу учителя, а именно:

Øмежду необходимостью усвоения учебной информации и непривлекательностью учебной деятельности для многих учащихся;

Øнеобходимостью усвоения учебной информации и невозможностью ее усвоения в силу плохого состояния здоровья;

Øнеобходимостью усвоения учебной информации и интеллектуальными затруднениями у отдельных учащихся.

Цель обучения изменилась и, как известно, она состоит не только в накоплении суммы знаний, умений и навыков, а в подготовке школьника как субъекта своей образовательной деятельности. Но задачи урока остаются неизменными многие десятилетия: это все, то же воспитание и развитие личности, основным средством решения которых продолжает оставаться познавательная активность.

Логически мыслящие (здравомыслящие) люди хорошо понимают, что только цель может определять (но не оправдывать) задачи и средства. Нарушение этого порядка приводит к абсурду. В нашей педагогике именно это и происходит: новая цель обучения понимается исходя из привычного смысла хорошо знакомых задач воспитания и развития, решать которые очень удобно все теми же средствами формирования познавательного интереса. В их основе - активность, но не учеников, а учителя, продолжающего оставаться главным и единственным действующим лицом на уроке.
Глубина конфликта между здравым смыслом и абсурдом измеряется все новыми поколениями выпускников. Они вступают в самостоятельную жизнь как привычные к внешнему управлению и опеке объекты педагогических воздействий. Очевидно, что это - абсурдный парадокс с элементами откровенного попирания законов. Во всех нормативных актах об образовании законодательно определено, что ученик - это не только субъект образовательной, но и социальной, и собственной жизни, ее самоорганизации и самореализации. 
Разобраться в происходящем достаточно сложно. К сожалению, теоретические разработки ученых тонут в водовороте решения повседневных проблем учителями-практиками. Вместе с тем, все большее количество учителей видят смысл не только в стихийно-интуитивном нащупывании правильных решений, но и в научном обосновании своей деятельности. С другой стороны, обнаружить в море научной литературы конкретные рекомендации, соответствующие новым требованиям, разработки уроков на основе этих требований с каждым годом становится все труднее. Как правило, их авторы аккуратно подгоняют хорошо известные методики преподавания к новым целям образования, особенно не заботясь о принципиальной несовместимости первого со вторым.
Но и в дидактике они те, же самые - традиции научения, наставления и опеки, вырваться из-под обаятельного гнета которых чрезвычайно трудно.
Чтобы не усложнять и без того сложное состояние понимания, расставим некоторые акценты. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании, можно. Однако, для этого необходимо изменить отношение учителя к смыслу его учебной деятельности и, соответственно, к ученикам. 
Проще всего сделать это не сразу, а последовательно переходя к конкретным формам не совсем обычной деятельности обучения. Первая ступень перехода - не совсем обычный урок. Отказаться термина "нетрадиционный урок", потому что его широкое использование в методической литературе отличается от традиционной организации обучения только внешними, процессуальными средствами активизации познавательной активности.

 


С другой стороны, есть традиции, отказ от которых чреват серьезными последствиями. Этими ценностными разночтениями традиционная, обычная дидактика отличается от не совсем традиционной (совсем нетрадиционная - это уже другая дидактика).
Опираясь на обычные ценности, традиционная дидактика предписывает обучать, используя прямые методы передачи знаний. Основные средства - монологические объяснения при помощи рассказов, бесед, лекций. Их смысл - требование воспроизвести сказанное учителем в форме монологического или диалогического ответа, привести пример на применение полученного знания, использовать информацию для решения учебных задач, выполнения заданий и т.д.
Не совсем обычным становится введение так называемых "увлекательных добавок": проблемного обучения, поисковых, исследовательских, эвристических и т.д. методов обучения. Они представлены и как фрагменты в ткани урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Таких уроков сегодня насчитывается более ста типов, даже разработана их классификация.
"Учение с увлечением" оформилось в серьезную педагогическую практику в опыте учителей-новаторов. Обратившись к увлекательной стороне знаний, они преодолели сложившийся шаблон в проведении обычных уроков, вызывающих у школьников равнодушие к учебе, откровенную скуку. Тем не менее, "педагогика сотрудничества", идущая от учителей, определила серьезные изменения в организации урока. В нем появились элементы интригующей проблемности, парадоксальности, новизны известных фактов и многие другие, уверенно вытеснявшие скуку и формализм из образования.
Сегодня есть все основания утверждать, что такая организация урока, где за основу берется познавательный интерес - это только первое приближение к формированию познавательной активности учащихся. Очевидным становится и то, что игнорировать этот этап нельзя, как нельзя и ограничиваться только им. Поэтому  на уроках физики необходимо использовать нестандартные уроки.

 

 

 

Автор Радионова Екатерина Яковлевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 484
Номер материала 34818
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓