Тема: «Активизация
познавательной деятельности
на
уроках географии».
В условиях
модернизации образования главным направлением развития средней школы является
повышение качества образования, создание условий для развития личности каждого
ученика через совершенствование системы преподавания.
Я считаю, что
невозможно добиться успехов в решении задач, поставленных перед учителем, без
активизации познавательной деятельности, внимания учащихся, формирования и
развития устойчивого познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формирование
познавательных интересов и активизация личности – процессы взаимообусловленные.
Познавательный интерес порождает активность, но в свою очередь, повышение
активности укрепляет и углубляет познавательный интерес.
Проблема
интереса в обучении не нова. Значение его утверждали многие дидакты прошлого. В
самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике главную
функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить,
“зацепить” так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без
удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Весь
многовековой опыт прошлого дает основание утверждать, что интерес в обучении
представляет собой важный и благоприятный фактор развития активности и
самостоятельности учения.
Ян Амос
Коменский, совершивший революцию в дидактике, рассматривая новую школу как
источник радости, света и знания, считал интерес одним из главных путей
создания этой светлой и радостной обстановки обучения. Ж.-Ж. Руссо, опираясь на
непосредственный интерес воспитанника к окружающим его предметам и явлениям,
пытался строить доступное и приятное ребенку обучение. К.Д. Ушинский в интересе
видел основной внутренний механизм успешного учения.
Глубоко изучив
методологические основы познавательной деятельности учащихся, я поставила перед
собой задачу решения проблемы “Активизация познавательной активности на уроках
географии”. Причиной этого явилось и наблюдение общего снижения интереса
школьников к учебной деятельности.
Работа над этой
проблемой побудила к поиску таких форм обучения, методов и приёмов, что
позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают
распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе
воспитывать у него стремление к познанию и творчеству. Я убеждена, что это
возможно только при целостном подходе к учебной деятельности. Нетрадиционные
методы и средства являются важным средством активизации познавательной
деятельности, а их применение актуальной проблемой.
Исследовав
методологические аспекты поставленной проблемы, изучив и обобщив ценности,
находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою
деятельность на развитие и формирование познавательных интересов учащихся на
уроках географии, на создание общей системы учебной и воспитательной работы.
При организации
и осуществлении учебно-познавательной деятельности, стимулировании и мотивации,
контроле и самоконтроле в своей практике использую нетрадиционные подходы в
преподавании географии: игровые моменты по теме, объяснение с использованием
стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы
обучения на разных типах уроков.
Работая по
проблеме “Активизация познавательной деятельности на уроках географии”, я
ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы
трудный материал стал более понятным и доступным для учащихся, а уроки более
интересными. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов
и форм обучения на разных этапах урока.
Нетрадиционные,
проблемно-развивающие, личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое
включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через
рефлексивное управление началом урока.
Решению этих
задач способствуют нетрадиционные формы и методы обучения. С этой целью я
использую на уроках такие приёмы: опорные схемы, диалог, “мозговой штурм”,
постановка проблемных вопросов, и, как следующий этап, перевод их в проблемные
ситуации, игровые моменты.
Использую на
уроках и внеклассной работе такое эффективное свойство, как занимательность,
которая вызывает у учащихся чувство удивления, обостряет внимание и,
воздействуя на эмоции учеников, способствует созданию у них положительного
настроя к учению и готовности к мыслительной деятельности.
Для активизации
познавательной деятельности, повышения интереса к изучению географии в учебном
кабинете использую в качестве наглядности сменные выставки фотографий и
иллюстраций “Природа Южных материков”, “По Северным материкам”, “Волгоград-малая
Родина”, “Россия – Родина моя”.
В ходе работы
над проблемою я пришла к такому выводу: в процессе обучения важно предусмотреть
такие пути, которые были бы обращены к различному уровню развития
познавательного интереса учащихся и находили опору в различных сторонах
обучения: в содержании, в организации процесса деятельности (самостоятельная
работа), в приемах побуждения и активизации учащихся.
Системная
работа в этом направлении на уроках географии позволила мне добиться роста
качества знаний, отсутствия неуспевающих по предмету, дети на протяжении
последних лет уверенно занимают призовые места в районных олимпиадах, возрос
интерес к изучению географии.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.