Главная / Директору-завучу / Акмеологические технологии обучения и компетентностный подход в образовательной среде.

Акмеологические технологии обучения и компетентностный подход в образовательной среде.

Методический лекторий

Акмеологические технологии обучения и компетентностный подход в образовательной среде.


Пути повышения эффективности обучения ищут во всех странах мира. Проблема результативности, качества образования - одна из актуальных и приоритетных в системе современного отечественного образования. Одним из важных направлений решения этой проблемы является разработка и внедрение новых педагогических технологий. В основе многих из них - обращение к личности и индивидуальности каждого ученика.

Как сформировать у растущей личности умение жить, умение достичь жизненного успеха в сложном, быстро меняющемся современном социуме? Дать ответ на эти вопросы и реализовать подобную модель обучения, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели гуманизации, и повышает качество образования, призваны акмеологические технологии.

Акмеология – новая наука, уверенно заявившая о себе в конце 80-х гг 20-го века. Четко обозначив свои цели и задачи, очертив предметное и объектное пространство, научную проблематику, акмеология сразу приобрела независимый статус – была официально зарегистрирована как самостоятельная наука.

В 1991 году была создана и официально зарегистрирована Международная академия акмеологических наук со своей штаб-квартирой в Санкт-Петербурге. В 1994 году начал издаваться теоретический журнал «Акмеология», а с 1997 года и журнал «Вопросы акмеологии». Стали регулярно проводиться научные конференции и симпозиумы по акмеологии.

В Моcкве был создан Международный акмеологический институт – первое учебное заведение для подготовки специалистов-акмеологов высшей квалификации. Возникновение, становление и развитие акмеологии непосредственно связано с именами члена-корреспондента РАО, профессора Нины Васильевны Кузьминой и действительного члена РАО, профессора Алексея Александровича Бодалева.

Акмеология в образовании - это наука о закономерностях целостного и устойчивого развития человека.

Акмеологические технологии направлены на достижение успеха каждым учеником и каждым учителем, на формирование устойчивой внутренней мотивации.

К числу акмеологических можно отнести следующие технологии:

  • игровые (дидактическая игра, технологии игромоделирования),

  • технологии психоконсультирования,

  • тренинговые технологии,

  • технологии развивающего обучения,

  • технология личностно-ориентированного обучения,

  • технология критического мышления,

  • метод проектов.

Отличительной особенностью акмеологических технологий являются специфические структурные компоненты - стадии саморазвития ученика:

- самоактуализация, потребность в достижениях;

- самоанализ своих проблем и достижений;

- самооценка своих результатов;

- самореализация в творчестве;

- саморегуляция своей работы;

- развитие самосознания ученика как субъекта образования,

т.е. сформировать и закрепить в самосознании человека востребованную необходимость в самосознании, саморазвитии и самореализации, позволяющих специальными приемами и техниками самоактуализирвать личностное и профессиональное Я.

Акмеологическая среда

* создаёт условия для: самоопределения учащихся (творческого, профессионального и т.д.); развития индивидуальных личностных качеств ребенка; творческого самовыражения; психолого-педагогического сопровождения ребенка; дополнения домашнего воспитания.

* учитывает: индивидуальные личностные качества ребенка; внутренние мотивы ребенка; современный социальный заказ на образовательные услуги.

* предоставляет возможность: для развития и саморазвития индивидуальных личностных качеств ребенка; для эффективного использования потенциала свободного времени;ребенку свободного выбора для развития своих способностей; компенсировать недостаток образовательных услуг; субъективизации родителей в учебно-воспитательный процесс.

* формирует акмеологическую модель выпускника и педагога.

Использование акме-технологий позволяет предложить механизм проектирования, создания собственной профессиональной и личностной деятельности, это целенаправленный процесс, благодаря которому ребенок осознает четкие перспективы своей будущей профессии, готовится к добровольной активности в карьерном росте.

Акме-технологии направлены на формирование мотива самоутверждения. В связи с этим приоритетным для учителя и руководителя становится проблема развития учебной мотивации учащихся. Не секрет, что учащиеся старших классов, имея высокую мотивацию, только иногда (или редко) реализуют названные мотивы в учебной деятельности. Менее половины учащихся стремятся к учебному успеху, для остальных равнозначными оказываются стремления к успеху и недопущение неудачи. У подавляющего большинства учащихся внешние и внутренние мотивы выражены в равной степени, при этом учебные мотивы в поведении реализуются довольно редко. Акме-технологии призваны помочь учащимся познать себя, свой внутренний мир, осознать себя частью социума. Успешность социализации зависит от ценностных ориентаций и отношений, составляющих ядро личности. Во многом оно определяется запасом приобретенных в школе знаний, умений и навыков, которые будут характеризовать ребенка как субъекта деятельности.

Профессиональное становление и развитие педагога невозможно без сформированных критериальных зрелостей самого учителя. В настоящее время профессионализм учителя определяется его способностью к диагностике, прогнозированию и моделированию педагогического процесса, иными словами, уровнем владения проектировочными умениями.

Учитель акмеологической школы должен быть исследователем, для которого чрезвычайно важным являются аналитические способности, умение определять цели и задачи своей деятельности, планировать методическую работу, умение формулировать прогнозируемые результаты и корректировать свою деятельность на основе данных педагогического мониторинга. Проектировочные умения необходимы учителю-акмеологу для выстраивания своего профессионального роста, определения тех профессиональных вершин, достижение которых будет способствовать повышению педагогического мастерства и качества образования.

Первая и одна из наиболее важных составляющих проектировочной культуры учителя является целеполагание. Постановка человеком сколько-нибудь значимых жизненных целей потенциально содержит в себе элемент творчества. Однако реализовать этот потенциал могут далеко не все люди. Действительно, способность к творчеству - это еще одна составляющая профессиональной культуры учителя акмеологической школы.

Следующими по степени значимости следует назвать аналитические и рефлексивные умения учителя, причем здесь имеются ввиду не только умения анализировать проведенный или увиденный урок, умения учителя корректировать свою деятельность на уроке в зависимости от ситуации, но и умение обобщать свой педагогический опыт, определять наиболее перспективные и личностно значимые для методического самосовершенствования темы.

Одним из самых важных компонентов профессиональной зрелости учителя является профессиональная компетентность.

В материалах модернизации образования провозглашается компетентностный подход как одно из важных концептуальных положений обновления содержания образования.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Цель компетентностного подхода – обеспечение качества образования. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые конструкты: компетентности, компетенции.

Компетентности – это содержательные обобщения теоретических и эмпирических знаний, представленных в форме понятий, принципов, смыслообразующих положений.

В самом общем виде компетентности можно определить как целостную и систематизированную совокупность обобщенных знаний.

Универсальные компетентности широкого спектра использования называют ключевыми или базовыми компетентностями, тем самым подчеркивая их первичность по отношению к другим метаобразовательным конструктам: компетенциям. Базовые компетентности многофункциональны, надпредметны и междисциплинарны, так как включают познавательные, операционально-технологические, эмоционально-волевые и мотивационные компоненты.

Базовые компетентности:

  • компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности (основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации, в том числе внешкольных);

  • компетентность в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение ролей гражданина, избирателя, потребителя);

  • компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда, оценивать собственные профессиональные возможности, ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений, навыки самоорганизации);

  • компетентность в бытовой сфере (включая аспекты собственного здоровья, семейного бытия и проч.);

  • компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности (включая выбор путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность).

Компетенции – это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности. Это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Ядром компетенции являются деятельностные способности – совокупность способов действий. Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций помимо деятельностных (процедурных) знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сферы. Важным компонентом компетенций является опыт – интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, получили название ключевых. Одни и те же ключевые компетенции обеспечивают продуктивность различных видов деятельности.

Не существует единого согласованного перечня ключевых компетенций. Поскольку компетенции - это, прежде всего, заказ общества к подготовке его граждан, то такой перечень во многом определяется согласованной позицией социума в определенной стране или регионе. Во время симпозиума Совета Европы по теме «Ключевые компетенции для Европы» был определен следующий примерный перечень ключевых компетенций.

Изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; организовывать свои собственные приемы изучения;• уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением.

Искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их.

Думать: организовывать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ;• уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, а также с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

Сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения, улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты.

Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; входить в группу или коллектив и вносить свой вклад; доказывать солидарность; уметь организовывать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказывать гибкость перед лицом быстрых изменений; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Изучив международный опыт в проекте модернизации образования, отечественные педагоги выделяют несколько основных групп ключевых компетенций, формированию которых придается важное значение в подготовке молодежи:

Ценностно-смысловые компетенции: предполагают умения:- формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к изучаемым учебным предметам и сферам деятельности; - владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций; уметь принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок;- осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм.

Учебно-познавательные компетенции: предполагают умения:- ставить цель и организовывать её достижение, уметь пояснить свою цель; - организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;- задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; - ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; описывать результаты, формулировать выводы;- выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий.

Информационные компетенции: предполагают умения:- владеть навыками работы с различными источниками информации: книгами, учебниками, справочниками, атласами, картами, энциклопедиями, словарями, Интернет;- самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее;- ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять в них главное и необходимое; уметь осознанно воспринимать информацию, распространяемую по каналам СМИ;- владеть навыками использования информационных устройств: компьютера, мобильного телефона, факса, принтера;- применять для решения учебных задач информационные и телекоммуникационные технологии: аудио и видеозапись, электронную почту, Интернет;

Коммуникативные компетенции: предполагают умения:- уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме;- уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;- выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;- владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо);- владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы;- иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, основанные на знании исторических корней и традиций различных национальных общностей и социальных групп.

Социально-трудовые компетенции: предполагают умения:- владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: семьянина, гражданина, работника, потребителя; уметь действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы; - определять свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеть культурными нормами и традициями; владеть эффективными способами организации свободного времени;- иметь представление о системах социальных норм и ценностей;- действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений;- владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя и др.

Компетенции личностного самосовершенствования: предполагают умения:- иметь опыт ориентации и экологической деятельности в природной среде;- знать и применять правила поведения в экстремальных ситуация;- позитивно относиться к своему здоровью; владеть способами физического самосовершенствования, эмоциональной саморегуляции и самоконтроля;- знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности; владеть способами оказания первой медицинской помощи;- владеть элементами психологической грамотности, половой культуры и поведения;- иметь многообразие двигательного опыта и умение использовать его в массовых формах соревновательной деятельности, в организации активного отдыха и досуга.

Т.о., компенентности – это то, что мы знаем, компетенции – это то, чем мы владеем.

Подведём итог вышесказанному: использование комплекса акмеологических технологий на основе компетентностного подхода способствует формированию качественно нового образовательного продукта, обладающего всеми ключевыми компетенциями, востребованными в современном обществе и необходимых человеку информационной цивилизации.

Акмеологические технологии обучения и компетентностный подход в образовательной среде.
  • Директору-завучу
Описание:

Как сформировать у растущей личности умение  жить, умение достичь жизненного успеха в сложном, быстро меняющемся современном социуме? Дать ответ на эти вопросы и реализовать подобную модель обучения, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего  цели гуманизации, и повышает качество образования, призваны акмеологические технологии. Конспект методической лекции содержит разъяснение понятия "акмеология" и показывает взаимосвязь между применением акмеологических технологий и формированием базовых компетенций участников образовательного процесса.

Автор Кучерова Татьяна Александровна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 1365
Номер материала 19651
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓