Инфоурок Школьному психологу КонспектыАгрессия в подростковом возрасте

Агрессия в подростковом возрасте

Скачать материал

Агрессия в подростковом возрасте

       Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.

Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, педагоги, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и взрослыми, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям, учителям  позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе  чаще всего становится агрессивность.

Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии,изучена  довольно таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).

Агрессия (в наиболее общем определении) -это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется нафизическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Агрессивное поведение в подростковом  возрасте - достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

·        на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);

·         на близких людей;

·         на животных;

·         на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

·        на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

·        на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).     

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты."Психологическая защита" - специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты - устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников - их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными. Отрочество - острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение подростка  следующим образом:

·        просто "не замечайте" реакцию подростка;

·        выражайте понимание чувств подростка: "Я понимаю, что тебе обидно";

·        переключайте внимание подростка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание;

·        позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности подростка .

В момент агрессии опишите поведение подростка  при помощи следующих словесных вариантов:

·        "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);

·        "Ты злишься?" (констатирующий вопрос);

·        "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

·        "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

·        "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

   Демонстрируя свою агрессию, дети  проявляют негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным подростком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен  уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:

·        не повышать голос, не кричать, не устрашать;

·        не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";

·        не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

·        не смеяться над подростком, не передразнивать его;

·        не оценивать личность подростка  или его товарищей;

·        не использовать физическую силу, не угрожать;

·        не читать нотации, проповеди;

·        не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать подростка.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию подростка .

Детям, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить подростку  положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

·        "Ты, возможно, плохо себя чувствуешь", "Ты не хотел ему причинить боль " (публично минимизируйте вину подростка);

·        позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

·        предложите подростку  договор с взаимными уступками.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению подростка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

·        выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

·        тайм-аут (предоставьте подростку  возможность успокоиться в одиночестве);

·        внушайте спокойствие жестами, мимикой;

·        шутите, если это уместно.

       В подростковом, юношеском возрасте занятия различными видами спорта, физические упражнения способствуют активизации умственной работоспособности и психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, усиливая выработку гормонов удовольствия – эндорфинов. При этом резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов. Таким образом, двигательная активность снижает чрезмерное, эмоциональное напряжение, помогает управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

   Также  переключить внимание детей  можно на другой вид деятельности и с помощью игры. Игра -  самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера детей.

В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в «копилку гнева», а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда наша копилка будет полна, то «излишки» гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут «откладываться» в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.

От гнева нужно освобождаться. Конечно, это не значит, что каждый раз нужно «идти врукопашную». Это можно сделать с помощью игр.  Кстати, они будут полезны не только детям, но и взрослым. Так что можно осваивать их вместе с подростками  и применять по мере необходимости в своей жизни, тем самым показывая пример своему сыну или дочери.

Пример: «Подушка для пинаний»

Этот игровой способ справиться с гневом особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать прежде всего физически (сразу лезут в драку, толкаются. Заведите такому ребенку подушку для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую подросток сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.

Примечание. Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток, которым можно бить по стенам и по полу, или боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося гнева не только детям, но и взрослым.

Игры и игровые приемы для работы с гневом:

·        Недружеский шарж;

·        Мешочек гнева ;

·        Листок гнева;

·        Рубка дров.

Обучение самоконтролю

Для того чтобы помочь подростку овладеть навыками самоконтроля, вы должны прежде всего научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как агрессивные дети привыкли действовать импульсивно. Поэтому любой отсроченный во времени и обдуманный вариант поведения можно считать определенным достижением. Для выработки такого умения сдерживать сиюминутные импульсы вы можете использовать следующие игровые приемы.

Игры и игровые приемы для обучения самоконтролю:

·        Сигналы гнева;

·        Гнев на сцене;

·        Посчитал до десяти и решил.

 

Работа с чувствами

С этих игр  хорошо начинать цикл  занятий, направленных на обогащение эмоциональной сферы детей, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей. Так как, чтобы говорить о новой для него сфере, понадобятся новые слова, которые он, может быть, и слышал, но не использовал до сих пор. В этой игре у него появится опыт их употребления.

Игры и игровые приемы для работы с чувствами:

·        Отгадай, что я почувствовал;

·        Страна чувств;

·        Знатоки чувств.

        Любая болезнь тяжела  и сложна. Лучше ее предупредить, чем  лечить. Думается, что только своевременные и совместные усилия педагогов, психолога, классного руководителя, социального педагога, родителей, направленные на профилактику агрессивного поведения детей и подростков, на предупреждение нарушений определённых правил и норм, принятых в современном обществе  помогут  ребёнку, да и  взрослому. Эта помощь окажется эффективной в конструктивном разрешении целого ряда трудностей.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Агрессия в подростковом возрасте"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Системный администратор

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Агрессия в подростковом возрасте Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями. Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, педагоги, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и взрослыми, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям, учителям позицию противоборства.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 065 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.12.2020 155
    • DOCX 26.6 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Софронова Ольга Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Софронова Ольга Владимировна
    Софронова Ольга Владимировна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 71114
    • Всего материалов: 231

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Копирайтер

Копирайтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Диагностика и формирование пространственного представления у детей 5-9 лет

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 10 регионов
  • Этот курс уже прошли 78 человек

Курс повышения квалификации

Стресс и психосоматика

36 ч. — 144 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 390 человек из 66 регионов
  • Этот курс уже прошли 33 человека

Курс повышения квалификации

Базальная стимуляция и развивающий уход - современные подходы в работе с детьми с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 30 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 64 человека

Мини-курс

Современные медиа: экономика, системы и технологии

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

GR-технологии и взаимодействие с СМИ

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и стратегическое развитие высшего образования

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе