Агрессия в подростковом возрасте
Период взросления характеризуется
стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится
играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих
ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность
поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои
поступки только собственными устремлениями.
Большинству же взрослых подобная позиция
ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в
свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь
заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода
считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают
родители, педагоги, ребенок же просто слушается. В результате подобной
воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между
взрослеющим ребенком и взрослыми, преодолеть который с течением времени
становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям, учителям
позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего
становится агрессивность.
Тема агрессии, а тем более подростковой
агрессии,изучена довольно таки плохо, но это не потому
что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что
данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и
проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в
связи с этим существует множество определений подростковой
агрессивности от разных авторов).
Агрессия (в наиболее
общем определении) -это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме
подразделяется нафизическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную:
оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается
негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям,
агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.
Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого
инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у
животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её
в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу.
Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с
причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление
агрессивной энергии до опасного уровня.
Агрессивное поведение в подростковом
возрасте - достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка
может быть направлена:
·
на
окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);
·
на
близких людей;
·
на
животных;
·
на
себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);
·
на
внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);
·
на
символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные
игры агрессивного содержания).
Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы
могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками
(оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают
человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как
проявление ребёнком психологической защиты."Психологическая
защита" - специальная система стабилизации личности, направленная на
устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием
конфликта. Главная задача психологической защиты - устранение
психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации.
Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не
нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не
приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек
вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать
"виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).
Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход
от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности
(возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых
потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые
переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается
значительно чаще.
Агрессивное поведение подростков часто означает "быть
взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников - их
особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с
отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у
подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными.
Отрочество - острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и
легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские
отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.
Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр
возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные
рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют
в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное
разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.
Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.
Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно
реагировать на поведение подростка следующим образом:
·
просто
"не замечайте" реакцию подростка;
·
выражайте
понимание чувств подростка:
"Я
понимаю, что тебе обидно";
·
переключайте
внимание подростка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо
задание;
·
позитивно
обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".
Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на
личности подростка .
В момент агрессии опишите поведение подростка при помощи следующих
словесных вариантов:
·
"Ты
ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);
·
"Ты
злишься?" (констатирующий вопрос);
·
"Ты
хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие
мотивов агрессора);
·
"Мне
не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь,
когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к
нежелательному поведению);
·
"Ты
нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).
Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Демонстрируя свою агрессию, дети проявляют негативные эмоции:
раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно
настроенным подростком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но
взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя
положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте
партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:
·
не
повышать голос, не кричать, не устрашать;
·
не
демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";
·
не
принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);
·
не
смеяться над подростком, не передразнивать его;
·
не
оценивать личность подростка или его товарищей;
·
не
использовать физическую силу, не угрожать;
·
не
читать нотации, проповеди;
·
не
оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать подростка.
Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию подростка .
Детям, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою
неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило,
приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить
подростку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с
ним:
·
"Ты,
возможно, плохо себя чувствуешь", "Ты не хотел ему причинить боль
" (публично минимизируйте вину подростка);
·
позвольте
выполнить ваше требование частично, по-своему;
·
предложите
подростку договор с взаимными уступками.
Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.
В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Поведение взрослого
должно быть противоположно плохому поведению подростка. Поэтому здесь
возможно использование следующих приёмов:
·
выдерживайте
паузу (выслушивайте молча);
·
тайм-аут
(предоставьте подростку возможность успокоиться в одиночестве);
·
внушайте
спокойствие жестами, мимикой;
·
шутите,
если это уместно.
В подростковом, юношеском возрасте занятия различными видами
спорта, физические упражнения способствуют активизации умственной
работоспособности и психической устойчивости, влияют на деятельность
гормональной сферы, усиливая выработку гормонов удовольствия – эндорфинов. При
этом резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов. Таким
образом, двигательная активность снижает чрезмерное, эмоциональное напряжение,
помогает управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.
Также переключить внимание детей можно на другой вид деятельности и с
помощью игры. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного
времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение,
тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе,
развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера детей.
В нашем обществе принято считать,
что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый
раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы
превращаемся в «копилку гнева», а это уже сродни бомбе замедленного действия.
Когда наша копилка будет полна, то «излишки» гнева выльются либо на случайно
подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут
«откладываться» в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.
От гнева нужно освобождаться.
Конечно, это не значит, что каждый раз нужно «идти врукопашную». Это можно
сделать с помощью игр. Кстати, они будут полезны не только детям, но и
взрослым. Так что можно осваивать их вместе с подростками и применять по мере
необходимости в своей жизни, тем самым показывая пример своему сыну или дочери.
Пример: «Подушка для пинаний»
Этот игровой способ справиться с
гневом особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать
прежде всего физически (сразу лезут в драку, толкаются. Заведите такому ребенку
подушку для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую
подросток сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно
рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным
способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.
Примечание. Аналогами подушки могут стать
надувной резиновый молоток, которым можно бить по стенам и по полу, или
боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося гнева не только
детям, но и взрослым.
Игры и игровые приемы для работы с гневом:
·
Недружеский шарж;
·
Мешочек гнева ;
·
Листок гнева;
·
Рубка дров.
Обучение самоконтролю
Для того чтобы помочь подростку
овладеть навыками самоконтроля, вы должны прежде всего научить его осознавать и
понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития.
Это непростая задача, так как агрессивные дети привыкли действовать
импульсивно. Поэтому любой отсроченный во времени и обдуманный вариант
поведения можно считать определенным достижением. Для выработки такого умения
сдерживать сиюминутные импульсы вы можете использовать следующие игровые
приемы.
Игры и игровые приемы для обучения
самоконтролю:
·
Сигналы гнева;
·
Гнев на сцене;
·
Посчитал до десяти и решил.
Работа с чувствами
С этих игр хорошо начинать цикл
занятий, направленных на обогащение эмоциональной сферы детей, развитие
интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других
людей. Так как, чтобы говорить о новой для него сфере, понадобятся новые слова,
которые он, может быть, и слышал, но не использовал до сих пор. В этой игре у
него появится опыт их употребления.
Игры и игровые приемы для работы с
чувствами:
·
Отгадай, что я почувствовал;
·
Страна чувств;
·
Знатоки чувств.
Любая болезнь тяжела и сложна. Лучше ее предупредить, чем
лечить. Думается, что только своевременные и совместные усилия педагогов,
психолога, классного руководителя, социального педагога, родителей,
направленные на профилактику агрессивного поведения детей и подростков, на
предупреждение нарушений определённых правил и норм, принятых в современном
обществе помогут ребёнку, да и взрослому. Эта помощь окажется эффективной в
конструктивном разрешении целого ряда трудностей.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.