Главная / Школьному психологу / Агрессия в подростковом возрасте

Агрессия в подростковом возрасте

Агрессия в подростковом возрасте

Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.

Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, педагоги, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и взрослыми, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям, учителям позицию противоборства. Его орудием в этой нравственной борьбе чаще всего становится агрессивность.

Тема агрессии, а тем более подростковой агрессии,изучена довольно таки плохо, но это не потому что агрессивное поведение подростков не желают изучать, а потому что данная тема настолько обширна и многогранна, что систематизировать и проанализировать все факты связанные с агрессией, однозначно никто не смог (в связи с этим существует множество определений подростковой агрессивности от разных авторов).

Агрессия (в наиболее общем определении) -это поведение, причиняющее ущерб. Агрессия по форме подразделяется нафизическую (избиение, ранение) и вербальную (словесную: оскорбление, клевета, отказ от общения). Агрессия всегда сопровождается негативными эмоциями и намерением причинить зло. Согласно некоторым теориям, агрессия является неотъемлемой частью человеческой природы.

Психолог К. Лоренц считал, что агрессия берёт начало из врождённого инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у всех людей, так же как у животных. Агрессивная энергия накапливается с течением времени. И чем больше её в организме, тем менее значимый нужен толчок, чтобы она выплеснулась наружу. Лоренц полагал, что если человек участвует в действиях, не связанных с причинением ущерба, это ослабляет агрессию или предотвращает накопление агрессивной энергии до опасного уровня.

Агрессивное поведение в подростковом возрасте - достаточно обычное явление. Агрессия ребёнка может быть направлена:

  • на окружающих людей вне семьи (на педагога, одноклассников);

  • на близких людей;

  • на животных;

  • на себя (выдёргивание волос, кусание ногтей, отказ от еды);

  • на внешние объекты (разрушение предметов, порча имущества);

  • на символические и фантазийные объекты (рисунки, собирание оружия, компьютерные игры агрессивного содержания).     

Агрессивное поведение чаще всего бессознательно. Его мотивы могут не осознаваться ребёнком. Агрессия вызывается словами и поступками (оскорбление, провокация, обвинение, издёвка, насмешка), которые унижают человеческое достоинство. В таких случаях агрессивное поведение выступает как проявление ребёнком психологической защиты."Психологическая защита" - специальная система стабилизации личности, направленная на устранение или сведение до минимума чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта. Главная задача психологической защиты - устранение психологического дискомфорта, а не реальное разрешение конфликтной ситуации. Поэтому некоторые психологи считают, что психологическая защита является не нормальным, а необычным способом разрешения ситуации, которая человеку не приятна. О действии психологической защиты можно говорить тогда, когда человек вместо выявления причин проблемной ситуации начинает искать "виновного" и продумывает способы мести (становится агрессивен).

Характер агрессивного поведения во многом определяется возрастными особенностями. Переход от возраста к возрасту сопровождается естественными пиками агрессивности (возрастные кризисы). Возрастные кризисы связаны с появлением новых потребностей, которые не удовлетворяются по различным причинам. Если взрослые переживают возрастные кризисы каждые 7-10 лет, то у ребёнка это наблюдается значительно чаще.

Агрессивное поведение подростков часто означает "быть взрослым и сильным". Зависимость подростков от мнения сверстников - их особенность. В этом возрасте наблюдается самый большой процент детей с отклоняющимся поведением. Наиболее высок уровень агрессивности у подростков, которые в классе являются лидерами или отверженными. Отрочество - острый кризис взросления. Этот кризис будет проходить быстрее и легче, если взрослые готовы формировать с подростками равноправные, партнёрские отношения и проявлять готовность к сотрудничеству.

Для предупреждения агрессивного поведения детей существует широкий спектр возможностей. Специалистами (психологами, педагогами) разработаны специальные рекомендации для взрослых по работе над агрессивным поведением детей. Эти правила позволяют в конфликтной ситуации с детьми и подростками обеспечить её позитивное разрешение конфликта и установить партнёрские отношения.

Правило 1. Игнорируйте незначительную агрессию.

Когда агрессия детей не опасна и объяснима, взрослому целесообразно реагировать на поведение подростка следующим образом:

  • просто "не замечайте" реакцию подростка;

  • выражайте понимание чувств подростка: "Я понимаю, что тебе обидно";

  • переключайте внимание подростка на что-то, например, предложите выполнить какое-либо задание;

  • позитивно обозначьте его поведение: "Ты злишься потому, что устал".

Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках (поведении), а не на личности подростка .

В момент агрессии опишите поведение подростка при помощи следующих словесных вариантов:

  • "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);

  • "Ты злишься?" (констатирующий вопрос);

  • "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты демонстрируешь мне силу?" (раскрытие мотивов агрессора);

  • "Мне не нравится, когда со мной говорят в таком тоне", "Я напрягаюсь, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств по отношению к нежелательному поведению);

  • "Ты нарушаешь правила поведения" (апелляция к правилам).

Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.

Демонстрируя свою агрессию, дети проявляют негативные эмоции: раздражение, гнев, возмущение, страх, беспомощность. При общении с агрессивно настроенным подростком аналогичные эмоции могут возникнуть и у взрослого. Но взрослый, должен уметь сдерживаться. Контролируйте себя, демонстрируя положительный пример в обращении со встречной агрессией, и сохраняйте партнёрские отношения, необходимые для дальнейшего сотрудничества. Старайтесь:

  • не повышать голос, не кричать, не устрашать;

  • не демонстрировать свою власть: "Будет так, как я скажу";

  • не принимать агрессивные позы и жесты (сжатые челюсти, пальцы в кулаки);

  • не смеяться над подростком, не передразнивать его;

  • не оценивать личность подростка или его товарищей;

  • не использовать физическую силу, не угрожать;

  • не читать нотации, проповеди;

  • не оправдываться, не пытаться защищать себя или подкупать подростка.

Правило 4. Сохраняйте положительную репутацию подростка .

Детям, как и некоторым взрослым, очень трудно признать свою неправоту. Публичное обсуждение может его больно ранить и, как правило, приведёт только к усилению агрессивного поведения в дальнейшем. Чтобы сохранить подростку положительную репутацию, используйте следующие варианты поведения с ним:

  • "Ты, возможно, плохо себя чувствуешь", "Ты не хотел ему причинить боль " (публично минимизируйте вину подростка);

  • позвольте выполнить ваше требование частично, по-своему;

  • предложите подростку договор с взаимными уступками.

Правило 5. Демонстрируйте неагрессивное поведение.

В результате конфликта обе стороны теряют контроль. Поведение взрослого должно быть противоположно плохому поведению подростка. Поэтому здесь возможно использование следующих приёмов:

  • выдерживайте паузу (выслушивайте молча);

  • тайм-аут (предоставьте подростку возможность успокоиться в одиночестве);

  • внушайте спокойствие жестами, мимикой;

  • шутите, если это уместно.

В подростковом, юношеском возрасте занятия различными видами спорта, физические упражнения способствуют активизации умственной работоспособности и психической устойчивости, влияют на деятельность гормональной сферы, усиливая выработку гормонов удовольствия – эндорфинов. При этом резко сокращается выделение адреналина и «стрессовых» гормонов. Таким образом, двигательная активность снижает чрезмерное, эмоциональное напряжение, помогает управлять и владеть своими отрицательными эмоциями.

Также переключить внимание детей можно на другой вид деятельности и с помощью игры. Игра - самый лучший способ весёлого и занимательного времяпрепровождения, а также это лучший способ снять эмоциональное напряжение, тревоги, страх. На смену агрессии в игре приходит уверенность в себе, развивается позитивная самооценка, укрепляется эмоциональная сфера детей.

В нашем обществе принято считать, что воспитанный человек не должен проявлять свой гнев. Однако если мы каждый раз сдерживаем эту эмоцию и не даем ей выхода ни в какой форме, то мы превращаемся в «копилку гнева», а это уже сродни бомбе замедленного действия. Когда наша копилка будет полна, то «излишки» гнева выльются либо на случайно подвернувшегося под руку человека, либо истерикой и слезами, либо начнут «откладываться» в самом человеке, приводя к различным проблемам со здоровьем.

От гнева нужно освобождаться. Конечно, это не значит, что каждый раз нужно «идти врукопашную». Это можно сделать с помощью игр. Кстати, они будут полезны не только детям, но и взрослым. Так что можно осваивать их вместе с подростками и применять по мере необходимости в своей жизни, тем самым показывая пример своему сыну или дочери.

Пример: «Подушка для пинаний»

Этот игровой способ справиться с гневом особенно необходим тем детям, которые, разозлясь, склонны реагировать прежде всего физически (сразу лезут в драку, толкаются. Заведите такому ребенку подушку для пинаний. Пусть это будет небольшая подушка темного цвета, которую подросток сможет пинать, бросать и колотить, когда почувствует себя сильно рассерженным. После того как ему удастся выпустить пар таким безобидным способом, можно перейти к другим средствам решения проблемной ситуации.

Примечание. Аналогами подушки могут стать надувной резиновый молоток, которым можно бить по стенам и по полу, или боксерская груша, которая поможет избавиться от накопившегося гнева не только детям, но и взрослым.

Игры и игровые приемы для работы с гневом:

  • Недружеский шарж;

  • Мешочек гнева ;

  • Листок гнева;

  • Рубка дров.

Обучение самоконтролю

Для того чтобы помочь подростку овладеть навыками самоконтроля, вы должны прежде всего научить его осознавать и понимать свои чувства, оценивать ситуацию общения и прогнозировать варианты ее развития. Это непростая задача, так как агрессивные дети привыкли действовать импульсивно. Поэтому любой отсроченный во времени и обдуманный вариант поведения можно считать определенным достижением. Для выработки такого умения сдерживать сиюминутные импульсы вы можете использовать следующие игровые приемы.

Игры и игровые приемы для обучения самоконтролю:

  • Сигналы гнева;

  • Гнев на сцене;

  • Посчитал до десяти и решил.


Работа с чувствами

С этих игр хорошо начинать цикл занятий, направленных на обогащение эмоциональной сферы детей, развитие интереса и способности к пониманию своего внутреннего мира и эмоций других людей. Так как, чтобы говорить о новой для него сфере, понадобятся новые слова, которые он, может быть, и слышал, но не использовал до сих пор. В этой игре у него появится опыт их употребления.

Игры и игровые приемы для работы с чувствами:

  • Отгадай, что я почувствовал;

  • Страна чувств;

  • Знатоки чувств.

Любая болезнь тяжела и сложна. Лучше ее предупредить, чем лечить. Думается, что только своевременные и совместные усилия педагогов, психолога, классного руководителя, социального педагога, родителей, направленные на профилактику агрессивного поведения детей и подростков, на предупреждение нарушений определённых правил и норм, принятых в современном обществе помогут ребёнку, да и взрослому. Эта помощь окажется эффективной в конструктивном разрешении целого ряда трудностей.





Агрессия в подростковом возрасте
  • Школьному психологу
Описание:

 Агрессия в подростковом возрасте

       Период взросления характеризуется стремлением ребенка к самостоятельности, к самоутверждению. Подросток стремится играть определённую значимую социальную роль, причем не только среди своих ровесников, но и среди взрослых людей, ощущает настоятельную потребность поступать так или иначе, исходя из собственных желаний и мотивируя свои поступки только собственными устремлениями.

Большинству же взрослых подобная позиция ребенка кажется противоестественной, а иногда — просто недопустимой, и они, в свою очередь, стремятся любыми путями ограничить его самостоятельность, пытаясь заставить его продолжать жить по той схеме, которая до определенного периода считалась нормальной, естественной и единственно возможной: решения принимают родители, педагоги, ребенок же просто слушается. В результате подобной воспитательной тактики, как правило, возникает психологический барьер между взрослеющим ребенком и взрослыми, преодолеть который с течением времени становится все труднее. Подросток принимает по отношению к родителям, учителям  позицию противоборства.      

Автор Рябинина Татьяна Витальевна
Дата добавления 26.01.2015
Раздел Школьному психологу
Подраздел Конспекты
Просмотров 614
Номер материала 54992
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓