Главная / Директору-завучу / Адаптивно-образовательная среда профильной школы как условие самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития

Адаптивно-образовательная среда профильной школы как условие самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития

Л. П. Лехтина

Адаптивно-образовательная среда профильной школы как условие самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития


Формирование образованных, мобильных, творческих, инициативных людей, способных легко адаптироваться к быстро изменяющимся условиям жизни, темпам экономического развития, обладающих потребностью и способностью к самосовершенствованию - главная задача образования, которая в свете новых представлений неизбежно требует качественных изменений на всех уровнях:

приоритетность обобщения и распространения инновационных образовательных программ и технологий, инновационных моделей образования;

стремление к достижению системой образования соответствия динамично меняющимся потребностям личности, общества и государства;

необходимость формирования новых ориентиров качества образования, систем оценки качества, определения общественного представления о результатах образования;

  • переориентация структуры и содержания общего образования на развитие новых навыков и способностей, востребованных обществом в долгосрочной перспективе;

актуальность компетентностного подхода при конструировании учебных и образовательных программ;

ценность развития общего образования как открытой системы, ориентированной на потребности личности и общества;

культурно-историческая трансформация института образования в направлении замещения школы (как основной организующей образование единицы) образовательной программой, в том числе индивидуальной образовательной программой;

необходимость создания экономических механизмов повышения качества педагогического труда и качества образования;

важность расширения общественного участия в управлении образованием, организации переговорных площадок по достижению понимания целей и результатов образования и педагогического труда;

необходимость определения новых стандартов педагогической деятельности для обеспечения открытости, личностной ориентации, индивидуализации образовательного процесса, реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Одним из наиболее перспективных подходов к решению данных вопросов, на наш взгляд, является создание адаптивной образовательной среды.

Проблема формирования адаптивной образовательной среды в последние годы находится в центре внимания многих исследователей. Вопросы формирования образовательной среды с позиций ее адаптивности рассматриваются в работах М.Р. Битяновой, А.С. Границкой, Т.М. Давыденко, Н.А. Заруба, Н.П. Капустина, С.В. Красикова, Н.А. Рогачевой, И.Б. Сенновского, П.И. Третьякова, Т.И. Шамовой, И.С. Якиманской, Е.А. Ямбурга и др. Проблеме создания условий, позволяющих воспитывать у учеников способность самостоятельно учиться всю жизнь, посвящены работы Я.А. Коменского, И.Г. Песталоции, Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского и др.

Изучение научной литературы, отражающей разработку вопросов, связанных с поливариантным развитием личности ребенка, показало, что решение обозначенной проблемы в настоящее время имеет серьезное научно-методические обоснование. Вместе с тем, несмотря на постоянный интерес к изучению проблем адаптации, приходится признать, что еще недостаточно комплексных психологических исследований, посвященных адаптации школьников к условиям новой системы обучения, недостаточно рассмотрены факторы, влияющие на успешность адаптации учащихся в зависимости от типа учебного учреждения, в том числе, практически отсутствуют научные исследования, посвященные психологическим проблемам обучения в условиях профильной школы.

Теоретические основания организации адаптивно-образовательной среды в школе профильного обучения предполагают необходимость выявления теорий, направлений, концепций, помогающих её разрешить.

К числу основных подходов исследования проблемы организации адаптивно-образовательной среды профильной школы следует рассматривать адаптивный подход. В образовании изучение адаптивного подхода осуществляется следующими авторами: Н.А. Заруба Е.А. Ямбург, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.П. Капустин и др.

Среди направлений совершенствования качества современного образования значительное место занимает идея построения адаптивной школы, учитывающей возможности каждого ученика, ориентированной на удовлетворение разнообразных познавательных потребностей и интересов школьников в аспекте дальнейшего жизненного самоопределения и самореализации.

Основная образовательная цель адаптивной школы, по мнению многих исследователей, состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждым учеником индивидуальной траектории развития, способа осуществления индивидуальных направлений самореализации и самосовершенствования в многофункциональном контексте человеческой культуры, а также сохранения и развития его здоровья.

Характеристика адаптивной школы, представленная в науке, которую мы представляем в этой статье, позволит нам определить содержание адаптивно-образовательной среды школы, необходимой для самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития.

Е.А. Ямбург, автор Концепции адаптивной школы, ориентированной на разноуровневое и многопрофильное обучение детей [8,с.12], полагает, что в такой школе должно найтись место каждому ребёнку, вне зависимости от его индивидуальных психофизиологических особенностей, способностей и склонностей. Он считает, что «адаптивная школа выстраивается таким образом, чтобы у каждого ребенка развить механизмы природной и социальной адаптации. Для решения указанной цели вносятся изменения во все компоненты образовательного процесса, а именно, в структуру, содержание, формы, методы и технологии (что особенно важно для адаптивной школы), в условия, критерии оценки результатов. Таким путем в адаптивной школе реализуются принципы природо- и целесообразности учебно-воспитательного процесса. Поэтому логика развития человека, индивида и личности в искусственной образовательной системе воспринимается учащимися как естественное явление (развитие происходит как бы само собой»)[8,с.52].

Концепция, в соответствии с которой адаптивная школа понимается как школа, ориентированная на удовлетворение разнообразных потребностей и интересов учащихся, обеспечивающая условия для их жизненного самоопределения, представлена в науке учёными: Т.М. Давыденко, Н.А. Рогачёва, Т.И. Шамова и др.

Согласно точке зрения Т.И.Шамовой, основные функции адаптивной школы осуществляются в целостном образовательном процессе на основе идей гуманитарно-культурологического подхода, творческого развития личности и рефлексивного управления.

Таковыми функциями, по её мнению, являются:

- ориентационная – создание условий для профессионального выбора личностного самоопределения учащихся;

- коррекционная – нивелирование учебно-воспитательных трудностей и проблем;

- реабилитационная – профилактика «психологических зажимов» и «комплексов неполноценностей» обучаемых;

- стимулирования – содействие формированию у школьников потребности внутренней и внешней мотивации учения;

- предупреждения затруднений у учащихся – создание условий для ликвидации случаев отставания школьников в учении, достижение каждым учеником оптимального уровня образованности в зоне ближайшего развития.[6, с.59].

М.М. Поташник, А.М. Моисеев, говоря об адаптивной школе, отмечают её ярко выраженную гуманистическую направленность, реализующую аффективную (эмоционально-ценностную практику) образования в режиме личностно-ориентированной парадигмы.

Н.А. Заруба, автор Концепции адаптивной школы, прежде всего,как школы интеллектуального, духовного, физического, психического здоровья, отмечает при этом, что это открытая самоуправляемая и самоорганизующаяся целостная система, обладающая способностью приспосабливаться к изменяющимся условиям среды. Развитие адаптивной школы идёт, по её мнению, как за счёт использования внутренних возможностей, так и факторов внешней среды [2].

Прогрессивность взглядов этого автора, на мой взгляд, заключается, прежде всего, в том, что понятие «адаптивная школа» рассматривается в более широком значении, чем традиционно. Автором обосновывается целесообразность считать «адаптивными» школами образовательные учреждения любого типа и вида (лицеи, гимназии, профильные и др.), так как гибко реагировать на социально-экономические изменения в обществе и на потребности и возможности обучающегося должно любое образовательное учреждение.

Точка зрения Н.П. Капустина на адаптивную школу не противоречит позициям учёным, взгляды которых изложены выше. Он подтверждает то, что можно считать уже устоявшимся в науке. По его мнению «адаптивная школа – это определенная социально-педагогическая система, которая приспосабливается к особенностям личности каждого учащегося, помогая ему адаптироваться к школе и социуму в процессе образования и самообразования, развития и саморазвития. Педагогическая деятельность в такой школе – это решение профессиональных задач различного класса, типа и уровней. Профессиональная готовность учителя такой школы проявляется в его способности управлять процессом саморазвития. В научной литературе проблема формирования готовности учителя к труду в адаптивной школе средствами решения педагогических задач пока еще не нашла своего отражения. До сих пор не получило однозначной и общепринятой трактовки понятие «педагогическая задача…»[3 ].

Адаптивная школа - образовательное учреждение, в котором обучаются дети с разными образовательными возможностями и потребностями. Процессы адаптации в такой школе имеют встречный характер: образовательный процесс должен гибко учитывать особенности обучения разных детей, с другой стороны - школа должна обеспечить адаптацию ребенка к образовательной среде на уровне, требуемом государственными образовательными стандартами.

Характерной особенностью адаптивной школы является формирование в ней адаптивно – образовательной среды, способствующей самостоятельному выбору учеником индивидуальной траектории развития. Думается, следует согласиться с точкой зрения И.С. Якиманской, что в адаптивной многопрофильной школе через организацию единой образовательной среды создаются условия для изучения личности каждого ученика, определение индивидуальной траектории обучения, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок [7, с.144].

Этому способствуют такие структурно-функциональные особенности образовательного пространства адаптивной школы, как открытость, динамичность, сложность, неопределенность и автономность, единство систематического, синергетического и диалогического подходов к выстраиванию педагогического взаимодействия (Т.И. Шамова) [6, с. 9] .

Следует учитывать, что адаптивная, т.е. максимально приспособленная к ребенку образовательная среда, в функционале педагогического воздействия отнюдь не утверждает приоритеты излишней заботы об учащихся, что замедляет процесс формирования необходимых навыков по преодолению жизненных трудностей, а наоборот, способствует преодолению трудностей. Например, освоение профильных программ обучения, не за счёт высокой цены здоровья школьников, а за счёт индивидуальной, самостоятельно выбранной траектории индивидуального развития. Наибольшее значение для успешной адаптации к условиям обучения в профильной школе имеют следующие характеристики личности старшеклассников: высокий уровень развития личностного адаптационного потенциала, адекватная самооценка, эмоциональная устойчивость, низкий уровень тревожности, общительность и самоконтроль.

Утверждение и реализация личностно-развивающих возможностей школьника в условиях образовательного пространства адаптивной школы во многом определяется уровнем демократизации и гуманизации управленческих процессов, что предполагает создание максимально благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ученика педагогического процесса с учетом его индивидуальных особенностей и возможностей на основе его самостоятельного выбора своей индивидуальной траектории развития.

Изучение подходов к пониманию сущности понятия «адаптивная образовательная среда» позволило сделать следующие выводы:

  • Сущность понятия «адаптивная образовательная среда» следует рассматривать в общей сложности таких как «среда», «образовательная среда», «адаптация»; в свою очередь понятие «адаптация» - в философском, социологическом и психологическом аспектах;

  • Под адаптивной образовательной средой мы понимаем все протекающие в школе процессы, в которых ученик без принуждения, по собственному выбору может принимать участие, развивать свои индивидуальные способности, получать возможность для саморазвития, самоопределения, самореализации при условиях сохранения здоровья.

Профильное обучение на современном этапе является очередным шагом в развитии российского образования. Согласно Концепции профильного обучения, профильное обучение есть "средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования".

Таким образом, думается, что адаптивно-образовательная среда профильной школы представляет собой разнообразное пространство единой образовательной среды, в которой создаются условия для изучения и развития личности каждого ученика, самостоятельного определения его индивидуальной траектории обучения в виде профиля обучения, способствующей проявлению познавательных интересов и потребностей, личностно значимых ценностей и жизненных установок.



Литература


1.Антропова, Л. В. Подготовка учителя к работе в адаптивной школе / Л. В. Антропова // Педагогика.-2004.-№1.-С.68-74

2. Заруба Н.А. Теория и практика управления адаптивной школой./ Монография// Кемерово, ОблИУУ,2001.-291с.

3. Капустин, Н.П. Педагогические технологии адаптивной школы: учебное пособие для вузов / Н. П. Капустин – М. : ACADEMIA, 2001. – 215 с. – ( Высшее образование )

4. Логинов, В.Е. Образовательная среда как объект управления / Е.В.Логинов // актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе: тезисы научно-практической конференции. – Самара: Изд-во Сам-ГПУ, 2000. – С.36 – 39.

5. Сопов, В.Ф. Мотивационно - ориентированная модель образовательного пространства / В.Ф. Сопов // Актуальные вопросы развития высшего и среднего образования на современном этапе: тезисы научно-практической конференции. – Самара: Изд-во Сам ГПУ, 2000. – С. 259 – 263.

6. Шамова, Т.И. Исследовательский подход в управлении школой / Т.И.Шамова – М.: АПП ЦИПТ, 1992. – 65с.

7. Якиманская, И.С. Технология личностно – ориентированного обучения в современной школе / И.С. Якиманская. – М.: педагогика, 1995. – 186 с.

8. Ямбург, Е. А. Управление развитием адаптивной школы / Е.А.Ямбург – М.: PerSe, 2004. – 366 с. – ( Культурно-историческая педагогика )



Адаптивно-образовательная среда профильной школы как условие самостоятельного выбора учеником индивидуальной траектории развития
  • Директору-завучу
Описание:

В статье предложены материалы по актуальной проблеме: поиск эффективных подходов обеспечения качества современного образования.

Сегодня необходимо  разработать системы обучения и воспитания, которые способствовали бы эффективному развитию обучающегося с учётом самостоятельного выбора индивидуальной траектории развития.

Примером такого пути может быть адаптивно-образовательная  среда профильной школы.

 

Ключевые слова: адаптивная школа, сущность и функции адаптивной школы, адаптивно-образовательная среда, адаптивно-образовательная среда профильной школы.

Автор Лехтина Лариса Петровна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Директору-завучу
Подраздел
Просмотров 690
Номер материала 27534
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓