«Адаптивная школа»
Юналиева
Л. Р.
МБОУ
СОШ №10, город Димитровград, Россия.
Дети — это
взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
М.Цветаева
Ребёнок приходит
в этом мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь и будущее целиком зависит от
мира на Земле, от родителей, от педагогов, от действий других людей. Ребёнок
верит в любовь, верит в доброе отношение со стороны взрослых и со стороны
сверстников. «Я часто думал о том, что значит «быть добрым»? Мне кажется,
добрый человек - это такой человек, который обладает воображением и понимает,
каково другому, умеет почувствовать, что чувствует другой». Трудно не
согласиться со словами великого педагога Януша Корчака, посвятившего всю свою
жизнь воспитанию и обучению детей с отклонениями в развитии.
В
настоящее время социальная перспектива в отношении детей с отклонениями в
развитии существенно меняется: наиболее приоритетным и закономерным направлением
является инклюзивное образование. Инклюзивное образование - это образование,
способное обеспечивать адекватное обучение, воспитание, социализацию как детей
с особенностями развития, так и их обычных сверстников, их включение на равных
в контекст широкого социокультурного взаимодействия. На необходимость
вовлечения детей с отклонениями в развитии в среду нормально развивающихся
сверстников указывал Л.С. Выготский: «Чрезвычайно важно не замыкать аномальных
детей в особые группы, а как можно шире практиковать их общение с остальными
детьми». Важным направление государственной политики в отношении детей с
ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является обеспечение их прав на
реабилитацию средствами образования.
В 2008
году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», в которой
«государства-участники» признают права детей-инвалидов на образование (24
статья). В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства
возможностей обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях.
Все дети
имеют право ходить в школу. Дети с ОВЗ имеют право изучать те же предметы, что
и другие обучающиеся; они имеют полное право чувствовать себя частью большого
целого. Но готовы ли образовательные учреждения к этому? Да, если это адаптивные
школы! Что же такое адаптивная школа? Это
массовая образовательная школа для детей самых разных возможностей. Цель
адаптивной школы состоит в создании условий для самостоятельного выбора каждой
личностью своей стратегии поведения, способов существования, направлений
самореализации и самосовершенствования в контексте человеческой культуры.
Адаптивная
образовательная система нашей школы обладает такими свойствами, как гибкость,
полиструктурность, открытость, благодаря чему выводит ребенка на более высокий
потенциально возможный уровень развития, приспосабливая (адаптируя) его к своим
требованиям. Такое взаимное приспособление образовательной системы к ученику, а
ученика к требованиям системы и входит в понятие «социальная адаптация».
Согласно определению, адаптация (от позднелатинского adaptation —
приспособление) — вид взаимодействия личности или социальной группы с
социальной (образовательной) средой, в ходе которого согласовываются требования
и ожидания его участников. Важнейший компонент адаптации — согласование самооценок
и притязаний с его (ученика) возможностями и с реальностью социальной среды,
включающее также тенденции развития среды и субъекта». В МБОУ СОШ №10
реализуется адаптивная образовательная система.
Вы
когда-нибудь чувствовали, что все о Вас забыли? Дети, которым трудно видеть,
слышать, передвигаться, к сожалению, часто чувствуют себя забытыми. Существует
много препятствий, которые могут помешать их участию в жизни общества наравне
со здоровыми детьми. Например, ребёнок с диагнозом ДЦП тоже хочет посещать
школьные занятия. И теперь у большинства детей есть такая возможность! Всё
больше и больше школ вступают в государственную федеральную программу
«Доступная среда». И наша школа не стала исключением. В рамках данной программы
приобретено оборудование, произведена реконструкция входной группы, туалетов,
пандуса. Закуплено оборудование для сенсорной комнаты, кабинета здоровья,
диагностические методики.
Практика
показывает, что развитие инклюзивного образования – процесс сложный,
многогранный, затрагивающий научные, методологические и административные
ресурсы. Педагоги и администрация школы, принявшие идею инклюзии, особенно
остро нуждаются в помощи по организации педагогического процесса, отработке
механизма взаимодействия между всеми участниками образовательного процесса, где
центральной фигурой является ребенок.
В МБОУ СОШ
№10 обучается 289 учащихся, 92 ученика с ограниченными возможностями здоровья, 5
из них дети - инвалиды. Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются
как в специализированных классах, так и в общеобразовательных. В специальных
классах дети обучаются по разной траектории развития. Почти для каждого
ученика имеется индивидуальная образовательная программа.
Социальная
инфраструктура для
детей с ОВЗ направлена на обеспечение
полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и
оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.
Остро
стоит проблема совершенствования условий социально-культурной реабилитации
детей с ограниченными возможностями здоровья:
-
развитие детей с ОВЗ протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые
не всегда оптимальны;
- процесс
личностного формирования отягощен неблагоприятными факторами биологического,
социального, психологического, педагогического происхождения.
Для
преодоления этих трудностей образовательное учреждение разработало:
-нормативную
базу процесса инклюзивного образования детей с ОВЗ в системе общего
образования;
-обеспечивает
образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами;
-создает
комплексную модель деятельности специалистов различного профиля;
-разрабатывает
программно-методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы,
учебные программы (их варианты);
-обеспечивает
межведомственное взаимодействие и социальное партнерство между организациями,
учреждениями, ведомствами, обеспечивающими психолого-педагогическую и
социальную поддержку детей с ОВЗ;
-обеспечивает
работу с семьей ребенка с ОВЗ.
Перед
педагогами стоят достаточно сложные задачи при осуществлении совместного
обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей, не имеющих ограничений. Специфика
организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими
нарушения развития, обуславливает необходимость специальной подготовки
педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа.
Педагогические работники школы должны знать основы коррекционной педагогики и
специальной психологии; методики и технологии организации образовательного и
реабилитационного процесса для детей с ОВЗ; (Письмо Министерства образования и
науки Российской Федерации от 18.04.2008г. № АФ-150/06).
В
образовательном учреждении работает 27 педагогов, все они прошли подготовку
для работы с детьми с ОВЗ. Тематика курсовой подготовки охватила все
направления работы:
-в рамках
Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 годы курсы
«Реализация модели деятельности инновационного образовательного учреждения,
осуществляющего интеграционное обучение детей с ограниченными возможностями
здоровья, в соответствии с современными требованиями модернизации образования;
-в
Институте проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ по программе
«Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка - инвалида
в части получения детьми – инвалидами образования в обычных образовательных
учреждениях»;
-в Ульяновском
государственном педагогическом университете имени Н.Н. Ульянова по теме: «Образовательная
и воспитательная система деятельности педагога с детьми с ограниченными возможностями
здоровья».
Формы инклюзивного
обучения МБОУ СОШ №10:
-инклюзивный
класс, в котором обучаются ученики с особыми образовательными способностями, ученики
с ОВЗ, кроме того, обучаются дети-инвалиды, которые на основании заявления
родителей и медицинских показаний частично посещают уроки в школе с целью
социальной адаптации;
-специальные
(коррекционные) классы. Обучение осуществляется по специальным адаптивным
программам государственного образца.
-индивидуальное,
дистанционное обучение. На данный момент 10 учащихся находятся на
индивидуальном обучении, 2 на дистанционном обучении.
Каждый
человек способен чувствовать и думать, каждый имеет право на общение и на то,
чтобы быть услышанным. Канадский педагог Жан Ванье утверждает, что «Каждый
человек – это священная история». Успех, богатство, признание, власть, сила-
всё это со временем обесценивается. Есть ли смысл во власти, которую у Вас
могут отнять? Имеет ли значение сила, с которой неизбежно придётся расстаться в
старости? И разве не ограничены возможности нашего интеллекта? Поэтому
канадский педагог обращается не к нашему разуму, а к тому, что лежит в глубине
каждого человека - раненому сердцу ребёнка.
Пока
маленький ребёнок открыт миру, нужно помочь ему увидеть солнце, радугу, звёзды,
дождь, снег; научить подниматься по ступенькам мастерства и успеха, переживать
взлёты и падения, победы и поражения, слёзы радости и огорчения…
Профессионализм
педагога - это основной фактор успешности инклюзивного образования «Школа для
всех». Я считаю, что в такой школе самое важное – раскрыть способности каждого
обучающегося, воспитать самостоятельную, творческую, уверенную в себе личность,
готовую жить в современном мире. Мы, взрослые, должны учитывать особые
потребности ребёнка, его личностные особенности, права. И тогда в детских душах
никогда не поселится разочарование и одиночество. Все дети разные, все дети
едины.
В школе
мы, педагоги, ежедневно видим счастливые глаза детей, ради этого работаем, ради
этого живём. Детский коллектив МБОУ СОШ №10 – коллектив, нацеленный на
творчество. Именно в творческом коллективе дети (обычные и «необычные»)
вырастают, не приспосабливаясь к жизни, а преобразуя её вокруг себя.
Из опыта
нашей совместной работы, мы пришли к выводу, что трудностей по вхождению детей
с особенностями в развитии в школьную среду не возникает. Они воспринимают себя
как равных по отношению к здоровым сверстникам, соответственно, и обратное
отношение аналогично.
В процессе
обучения дети осознают, что каждый человек независимо от расы, цвета кожи,
пола, языка, религии, состояния здоровья, социального происхождения – имеет
право на жизнь, охрану здоровья, равенство с другими людьми; имеет право на
обучение, воспитание, развитие, защиту и на активное участие в жизни общества.
«Дети
прежде всего!» [Януш Корчак].
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.