Главная / Физика / Адаптированная рабочая программа "Физика 10-11" (индивидуальное обучение)

Адаптированная рабочая программа "Физика 10-11" (индивидуальное обучение)





«Утверждено»

директор МБСКОУ «СКОШ для детей с ОВЗ №154» г. Перми


___________/М.Ю. Жукова/















Рабочая программа

по предмету «Физика»

10-11 классы

Базовый уровень

Индивидуальная форма обучения










Составила: М.А. Гостева







2013-2014 учебный год





Пояснительная записка


Программа «Физика 10-11 классы» в объеме 85 часов составлена и адаптирована на основе:

  • Примерной программы по физике для средней (полной) школы (составители: Ю.И. Дик, В.А. Орлов, В.А. Коровин) в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, утвержденной Министерством образования РФ (2004 г.) и авторской программы курса физики 10-11 классов (составитель С.В. Громов);

  • школьного учебного плана общеобразовательного учреждения.

Данная адаптированная программа предназначена для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом, обучающимися на дому, и направлена на всестороннее развитие детей, максимальное использование всех сохранных анализаторов, их стимуляцию и развитие. В этом контексте реализуется идея индивидуализации обучения, учет индивидуально-типологических особенностей и обеспечение своевременной коррекции деятельности каждого учащегося, в соответствии, с чем произведена адаптация содержания в программе объема часов предназначенных для ее освоения.

Согласно, учебному плану МСКОУ «Школа №154» на изучение физики в 10-11 классах отводится 85 часов:

  • 10 класс - 34 час (1 час в неделю);

  • 11 класс - 51 час (1,5 часа в неделю).

Из них: контрольные работы – 4 часа:

  • 10 класс - 2 часа;

  • 11 класс - 2 часа.

Контрольные работы проводятся раз в полугодие.

Лабораторные работы - 5 часов:

  • 10 класс - 3 часа;

  • 11 класс - 2 часа.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета с определением целей его изучения; ценностные ориентиры; предполагаемые результаты освоения курса физики; основное содержание курса; тематическое планирование с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого раздела. Требования к образовательным результатам достижений учащихся представлены в разделе «Контроль и оценка».

Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья, социальными требованиями к уровню развития их личностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным содержанием для средней (полной) общеобразовательной школы; в-третьих, психологическими возрастными особенностями учащихся.

Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся специальных коррекционных классов в связи с их особенностями: быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, слабые учебные навыки. Поэтому в связи с уменьшением учебных часов с 140 - при общем уровне изучения физики - до 85 часов, предусмотренных учебным планом, с учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.


Распределение учебного времени,

отведенного на изучение отдельных разделов курса по классам:


Основное содержание

Количество часов, отведенных на изучение

10 класс

11 класс

Всего по факту

Механика

22


22

Электродинамика

12


12

Молекулярная физика


18

18

Оптика


16

16

Квантовая физика


4

4

Атомная физика


13

13

Итого:

34

51

85




Адаптация предметного содержания происходит за счёт объединения близких тем в блоки. Ряд вопросов излагается в виде обзора с акцентом на наиболее значимых выводах. Часть материала изучается в ознакомительном плане (знания по такому учебному материалу не включаются в контрольные работы). Решение задач на вычисление вызывает значительные сложности у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в силу их индивидуально-типологических особенностей. В связи с этим набор решаемых задач ограничивается задачами, решаемыми в 1-2 действия, обеспечивающие отработку основных учебных компетенций.

В 10 классе количество учебных часов сокращено на 36 часа (из них 2 часа – резервное время), соответственно часть вопросов изучается в ознакомительном плане или обзорно.

В ознакомительном плане изучаются следующие темы:

  • Принципы симметрии.

  • Следствия из законов Ньютона.

  • Теория относительности.

  • Расчет электрических цепей.

За счет объединения близких тем обзорно изучаются следующие вопросы:

  • Движение под действием силы тяжести. перегрузки и невесомость.

  • Закон сохранения импульса и однородность пространства. Столкновение тел.

  • Энергия электрического поля. Электрическое поле Земли.

  • Электрический ток в полупроводниках, электролитах, газах и вакууме.

  • Магнитные свойства вещества.

  • Электромагнитная индукция.

  • Колебательный контур. Автоколебания.

  • Принципы радиосвязи.

Уроки «Решение задач» вынесены на факультативные занятия.


В 11 классе количество учебных часов сокращено на 19 (из них 2 часа – резервное время), соответственно часть вопросов изучается в ознакомительном плане или обзорно за счет объединения нескольких тем.

Уроки «Решение задач» вынесены на факультативные занятия.

В разделе «Оптика» объединены следующие темы:

  • Поляризация и отражение света.

  • Геометрическая оптика. Линзы.

На факультативное занятие выносится вопрос:

  • Спектральный анализ. Эффект Доплера.

В разделе «Тепловые явления. Строение и свойства вещества» объединены следующие темы:

  • Фазовое пространство. Внутренняя энергия.

  • Первый закон термодинамики. Энтропия.

  • Второй закон термодинамики. Температура.

  • Третий закон термодинамики. Тепловые двигатели.

На факультативное занятие выносится вопрос:

  • Экологические проблемы использования тепловых машин.

В разделе «Физика атома» объединены следующие темы:

  • Постулаты Бора. Атом водорода.

На факультативное занятие выносится вопрос:

  • Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

В разделе «Атомное ядро» объединены следующие темы:

  • Ядерные реакции. Деление ядер урана. Цепная ядерная реакция. Применение физики атомного ядра.

На факультативное занятие выносится вопрос:

  • Соотношение неопределенностей Гейзенберга.

  • Биологическое действие ионизирующих излучений.


Учебно- методическое обеспечение

Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания. В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья, обеспечивает уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету.

Для реализации программы будет использован учебно-методический комплект для 10-11 классов общеобразовательных учреждений С. В. Громова. Который содержит:

  • учебники для 10, 11 классов (С. В. Громов);

  • книгу для учителя 10, 11 класс (С. В. Громов, Н.В. Шаронова);

  • поурочное планирование 10-11 классы (А. Г. Пахомов, А. Р. Акжигитов);

  • контрольные работы, 10-11 (А.Е. Марон, Е.А. Марон).

Учебники С. В. Громова содержат теоретический материал, достаточное количество вопросов, задач, упражнений, также примеры решения основных типов задач, тем самым полностью обеспечивая учебный процесс. Благодаря экскурсам в историю физика предстает как развивающаяся наука, а краткость учебных текстов позволяет формулировать задания поискового уровня, посильные для учащихся.

Книга для учителя включает: программу курса физики 10-11 классов; краткие характеристики каждой темы курса; тематическое планирование учебного материала. поурочное планирование учебного процесса; дидактические материалы по проектированию познавательной деятельности учащихся.

Поурочное планирование имеет целью логически выстроить учебный материал каждого урока, постепенно вводя ключевые понятия.

Контрольные работы содержат разноуровневые варианты работ по всем основным темам курса физики 10-11 классов. Контрольные работы рассчитаны на один урок в виде раздаточного материала.

Особое внимание при изучении курса физики уделяется постановке и организации эксперимента. Для обеспечения экспериментальной базы учебного процесса целесообразно использовать модели физических экспериментов, демонстрационные опыты и лабораторные работы, представленные на CD-дисках, а также Интернет-ресурсы.



Общая характеристика учебного предмета

Школьный курс физики - системообразующий для естественнонаучных учебных предметов, поскольку физические законы лежат в основе содержания курсов химии, биологии, географии и астрономии.

Целями изучения физики в средней (полной) школе являются:

  • формирование у обучающихся умения видеть и понимать ценность образования, значимость физического знания для каждого человека, независимо от его профессиональной деятельности; умений различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • формирование у обучающихся целостного представления о мире и роли физики в создании современной естественно-научной картины мира; умения объяснять объекты и процессы окружающей действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, используя для этого физические знания;

  • приобретение обучающимися опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания; ключевых компетенций, имеющих универсальное значение для различных видов деятельности, - навыков решения проблем, принятия решений, поиска, анализа и обработки информации, коммуникативных навыков, навыков измерений, навыков сотрудничества, эффективного и безопасного использования различных технических устройств;

  • овладение системой научных знаний о физических свойствах окружающего мира, об основных физических законах и о способах их использования в практической жизни.



Ценностные ориентиры содержания предмета

Ценностные ориентиры содержания курса физики в средней (полной) школе определяются спецификой физики как науки. Понятие «ценности» включает единство объективного (сам объект) и субъективного (отношение субъекта к объекту), поэтому в качестве ценностных ориентиров физического образования выступают объекты, которые изучаются в курсе физики и к которым у учащихся формируется ценностное отношение. При этом ведущую роль играют познавательные ценности, так как данный учебный предмет входит в группу предметов познавательного цикла, главная цель которых заключается в изучении природы.

Основу познавательных ценностей составляют научные знания, научные методы познания.

В качестве объектов ценностей труда и быта выступают творческая созидательная деятельность, здоровый образ жизни.

Курс физики обладает возможностями для формирования коммуникативных ценностей, основу которых составляют процесс общения, грамотная речь.



Результаты освоения курса

Личностными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются:

  • в ценностно-ориентационной сфере – чувство гордости за российскую физическую науку, гуманизм, положительное отношение к труду, целеустремленность;

  • в трудовой сфере – готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

  • в когнитивной сфере – умение управлять своей познавательной деятельностью.

Метапредметными результатами обучения физике в средней (полной) школе являются;

  • использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации целей и применять их на практике;

  • использование различных источников для получения физической информации, понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

Предметными результатами обучения физике в средней (полной) школе на базовом уровне являются:

  1. в познавательной сфере:

давать определения изученным понятиям;

называть основные положения изученных теорий и гипотез;

описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого родной язык и язык физики;

классифицировать изученные объекты и явления;

делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных физических закономерностей, прогнозировать возможные результаты;

структурировать изученный материал;

интерпретировать физическую информацию, полученную из других источников;

применять приобретенные знания по физике для решения практических задач, встречающихся в повседневной жизни, для безопасного использования технических устройств, рационального природопользования и охраны окружающей среды;

  1. в ценностно-ориентационной сфере – анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием физических процессов;

  2. в трудовой сфере – проводить физический эксперимент;

  3. в сфере физической культуры – оказывать первую помощь при травмах, связанных с лабораторным оборудованием и бытовыми техническими устройствами.


Содержание программы

Курс физики в программе представлен следующим образом: классическая механика, теория относительности и электродинамика, молекулярная физика, физика атома, атомного ядра и элементарных частиц.

Структура раздела «Механика» традиционная. Ведущими идеями, положенными в основу данного раздела, выступают принципы относительности, причинности, симметрии и пространственно-временного существования движущихся тел.

Раздел «Оптика» не входит в состав электродинамики и квантовой физики и представляет собой самостоятельный раздел, включающий волновую оптику, геометрическую оптику как предельный случай волновой и квантовой физики. Выделение оптики в самостоятельный раздел обусловлено той большой ролью, которую играют световые явления в жизни человека.

В разделе «Электродинамика» вначале рассматриваются электрическое и магнитное поля в вакууме, затем электрическое и магнитное поля в веществе и в третьей части переменное электромагнитное поле. Основными идеями, лежащими в основе этого раздела, можно считать существование единого электромагнитного поля и взаимосвязь вещества и поля как видов материи.

Раздел «Тепловые явления. Строение и свойства вещества» рассматривает статистические закономерности, в то время как в механике и электродинамике обсуждаются динамические закономерности. Кроме традиционных тем (МКТ, термодинамика, физика атома, атомного ядра и элементарных частиц), есть самостоятельная тема «Атмосфера Земли», которая позволяет приблизить изучение физики к тому, что играет существенную роль в жизни человека.

Следует отметить, что тема «Теория относительности» рассматривается обзорно в связи с малым количеством часов выделяемых учебным планом на изучение физики.

Программой предусмотрено распределение учебных часов, необходимое на изучение отдельных разделов курса.

Предполагается наличие небольшого количества задач с использованием алгоритмов их решения, преимущественно в 1-2 действия.

Программа предусматривает использование Международной системы единиц (СИ).

В данной программе перечислены демонстрационные опыты и лабораторные работы, призванные обеспечить экспериментальную базу учебного процесса. При индивидуальном обучении целесообразно использовать модели физических экспериментов, представленных на CD-дисках.

В соответствии с общими задачами обучения и развития к уровню подготовки выпускника средней (полной) общеобразовательной школы предъявлены три группы требований: освоение экспериментального метода научного познания; владение определенной системой физических законов и понятий; умение воспринимать и перерабатывать учебную информацию. «Требования к уровню подготовки выпускников» являются составной частью федерального компонента государственного образовательного стандарта.


10 класс (34 часа)

МЕХАНИКА (22 ч)

Основы кинематики – 5 ч

Основы динамики – 7 ч

Законы сохранения – 4 ч

Колебания и волны – 6 ч

Научный метод познания окружающего мира. Физика – наука о простейших и фундаментальных свойствах природы. Физическая картина мира.

Механическое движение и его относительность. Системы отсчета. Пространство и время в классической механике. Инерциальные и неинерциальные системы отсчета. Принцип относительности Галилея. Законы Ньютона и принцип причинности в механике. Концепция дальнодействия. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Закон сохранения механической энергии. Колебательные и волновые механические процессы. Звук. Механическая картина мира и ее ограниченность.


Демонстрации:

1. Моделирование системы отсчета.

2. Зависимость характера движения от выбранной системы отсчета.

3. Виды механического движения (интерактивная модель).

4. Движение тела по инерции.

5. Зависимость ускорения тел при взаимодействии их от инертности (интерактивная модель).

6. Вес тела при ускоренном подъеме и падении (интерактивная модель).

7. Невесомость (фрагмент фильма).

8. Движение тела, брошенного горизонтально.

9. Реактивное движение (фрагмент фильма).

10. Зависимость ускорения тела от массы тела и силы, действующей на него (интерактивная модель).

11. Равенство и противоположность направления сил действия и противодействия.

12. Сохранение импульса (интерактивная модель).

13. Зависимость колебаний маятника от времени.

14. Свободные колебания.

15. Вынужденные колебания.

16. 0бразование и распространение волн.

17. Источники звука.

18. Распространение звука в воздушной среде (интерактивная модель).



ЭЛЕКТРОДИНАМИКА (12 ч)

Электромагнитное поле в вакууме – 5 ч

Электромагнитное поле в веществе – 4 ч

Переменное магнитное поле - 3 ч

Электрический заряд. Элементарный заряд. Закон Кулона. Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Потенциальность электростатического поля. Разность потенциалов. Принцип суперпозиции полей. Проводники в электрическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков. Энергия электрического поля конденсатора.

Электрический ток. Носители свободных электрических зарядов в металлах, жидкостях и газах. Сила тока. Работа тока. Напряжение. Мощность тока. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной электрической цепи. Сопротивление последовательного и параллельного соединения проводников.

Магнитное поле. Индукция магнитного поля. Сила Ампера. Сила Лоренца. Магнитный поток.

Закон электромагнитной индукции Фарадея. Вихревое электрическое поле.

Самоиндукция. Индуктивность. Электромагнитные колебания в колебательном контуре. Переменный ток. Производство, передача и потребление электрической энергии.

Электромагнитное поле. Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Радио. Телевидение.


Демонстрации:

1. Взаимодействие заряженных тел.

2. Сохранение электрического заряда (интерактивная модель).

  1. Делимость электрического заряда (интерактивная модель).

  1. Визуализация линий напряженности электростатического поля различных заряженных тел (интерактивная модель).

  1. Энергия конденсатора (интерактивная модель).

  2. Закон Ома для полной цепи (интерактивная модель).

  3. Взаимодействие параллельных проводников с током (интерактивная модель).

  4. Опыт Эрстеда (интерактивная модель).

  5. Действие магнитного поля на проводник с током (интерактивная модель).

10. Магнитное поле прямого тока и катушки с током (интерактивная модель).

  1. Отклонение электронного пучка в магнитном поле (интерактивная модель).

  2. Электромагнитная индукция (интерактивная модель).

  3. Излучение и прием электромагнитных волн (интерактивная модель).

  4. Свойства электромагнитных волн (интерактивная модель).

  5. Радиосвязь (интерактивная модель).


11 КЛАСС (51 ч)

ОПТИКА (16 ч)

Волновая и геометрическая оптика - 12 ч

Квантовая оптика – 4 ч

Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Спектральное разложение при интерференции. Дифракция света. Принцип Гюйгенса - Френеля. Дифракционная решетка. Дифракционный спектр. Поляризация света и ее применение в технике. Дисперсия света. Электромагнитные излучения разных длин волн. Свойства и применение этих излучений.

Геометрическая оптика как предельный случай волновой оптики. Законы геометрической оптики: закон прямолинейного распространения света, законы отражения и преломления. Плоское и сферическое зеркала. Полное отражение света.

Трудности волновой теории света. Гипотеза Планка. Фотоэффект. Корпускулярно-волновой дуализм.


Демонстрации:

  1. Интерференция света (интерактивная модель).

  2. Дифракция света (интерактивная модель).

  3. Поляризация света (интерактивная модель).

  4. Разложение света в спектр.

  5. Преломление света.

  6. Полное отражение света (интерактивная модель).

  7. Получение изображения с помощью линзы.

  8. Фотоэффект (интерактивная модель).

ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ (18 ч)

Основные положения МКТ - 3 ч

Идеальный газ - 6 ч

Физика атмосферы - 3 ч

Основные понятия статистической термодинамики - 6 ч

Основы молекулярной физики. Экспериментальные основания молекулярно-кинетической теории. Опыты Штерна и Перрена. Масса и размеры молекул. Количество вещества. Моль. Постоянная Авогадро.

Идеальный газ. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией молекул идеального газа. Уравнение Клапейрона - Менделеева. Работа при изменении объема идеального газа. Изопроцессы.

Термодинамика. Тепловое равновесие. Температура. Связь температуры со средней кинетической энергией частиц вещества. Количество теплоты. Теплоемкость. Первый закон термодинамики. Второй закон термодинамики и его статистическое истолкование. КПД теплового двигателя.


Демонстрации:

  1. Модель теплового движения (интерактивная модель).

  2. Модель броуновского движения (интерактивная модель).

  3. Диффузия.

  4. Изменение внутренней энергии тел при совершении работы и при теплопередаче (интерактивная модель).

  1. Газовые законы (интерактивная модель).

  1. Постоянство температуры кипения жидкости (интерактивная модель).

  1. Кипение воды при пониженном давлении (интерактивная модель).

  2. Измерение влажности воздуха.

  3. Модели тепловых двигателей (интерактивная модель).

ФИЗИКА АТОМА (3 ч)

Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.


Демонстрации:

Модель опыта Резерфорда (интерактивная модель).

Лазер. Свойства лазерного излечения (интерактивная модель).

ФИЗИКА ЯДРА. ЭЛЕМЕНТАРНЫЕ ЧАСТИЦЫ (10 ч)

Строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Квантово-статистическая картина мира.


Демонстрации:

Способы регистрации элементарных частиц (видеофрагмент).


В результате изучения физики на базовом уровне ученик должен
      знать/понимать
      • 
смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
      • 
смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
      • 
смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
      • 
вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;
      уметь
      • 
описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
      • 
отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
      • 
приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
      • 
воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;
      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
      • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
      • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
      • рационального природопользования и защиты окружающей среды.


Контроль и оценка результатов

Контроль и оценка результатов освоения физики осуществляется в процессе проведения разноуровневых самостоятельных и контрольных работ, которые могут быть выполнены с использованием карточек-опор; лабораторных работ; тестирования; зачетов; защитой творческих работ (кроссвордов) и рефератов, а также устных ответов, выполнения учащимися индивидуальных заданий, проектов, исследований; формализованного наблюдения за навыками использования Интернет-ресурсов.

Контрольные работы составлены по уровням. Учащиеся имеют право выбора уровня и право пересдачи материала, с использованием более высокого уровня по отношению к выбранному первоначально.


Оценка письменных контрольных работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов; при наличии 4-5 недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.

При выполнении контрольных работ предусмотрены варианты работ на определенную оценку (разноуровневые контрольные работы).

При полном и правильном решении контрольной работы ученик обеспечивает себе получение определенной оценки: «3», «4», «5».


Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка «4» за работу, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной грубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта и измерения были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, измерения, вычисления, наблюдения проводились неправильно.

Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.


Оценка тестовых заданий

Работа, как правило, состоит из 20 заданий с выбором ответа. Она проверяет уровень подготовки учащихся в рамках обязательного минимума содержания основного общего образования по физике и позволяет поставить любую отметку: «2», «3», «4», «5».

Число ответов для выбора к каждому заданию - 4.

За каждое верное выполнение начисляется 1 балл.

Среднее время выполнения каждого задания - 2,5 мин.

Общее время выполнения работы - 45 мин.

Критерии оценок:

Оценка «5» ставится за 18 - 20 баллов (89 – 100%);

Оценка «4» - за 14 - 17 баллов (74 – 88%);

Оценка «3» - за 11 - 16 баллов (51 – 73%);

Оценка «2» - за 10 баллов и меньше (50% и менее).


Оценка устных ответов

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:

а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;

б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;

в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;

г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;

д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;

е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;

ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.

Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:

а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;

б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой (например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).

Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:

а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,

в) отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,

г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:

а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,

б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,

в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.


Критерии оценки устного ответа учащегося на экзамене

Оценка «5» - «отлично» ставится за развернутый, полный, безошибочный устный ответ, в котором выдерживается план, содержащий введение, сообщение основного материала, заключение, характеризующий личную, обоснованную позицию ученика по спорным вопросам, изложенный литературным языком без существенных стилистических нарушений.

Оценка «4» - «хорошо» ставится за развернутый, полный, с незначительными ошибками или одной существенной ошибкой устный ответ, в котором выдерживается план сообщения основного материала, изложенный литературным языком с незначительными стилистическими нарушениями.

Оценка «3» - «удовлетворительно» ставится за устный развернутый ответ, содержащий сообщение основного материала при двух-трех существенных фактических ошибках, язык ответа должен быть грамотным.

Оценка «2» - «неудовлетворительно» ставится, если учащийся во время устного ответа не вышел на уровень требований, предъявляемых к «троечному» ответу.

Оценка «1» - «очень плохо» ставится, если учащийся не смог ответить по заданию учителя даже с помощью наводящих вопросов или иных средств помощи, предложенных учителем.

Грубыми считаются следующие ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений физических величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений,

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

  • неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

  • неумение пользоваться учебником и справочником по физике и технике;

  • нарушение техники безопасности при выполнении физического эксперимента;

  • небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

  • ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы (например, зависящие от расположения измерительных приборов, оптические и др.);

  • ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, условий работы измерительного прибора (неуравновешенны весы, не точно определена точка отсчета);

  • ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточность графика и др.;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи в общем виде.







Адаптированная рабочая программа "Физика 10-11" (индивидуальное обучение)
  • Физика
Описание:

Пояснительная записка

 

Программа «Физика 10-11 классы» в объеме 85 часов составлена и адаптирована на основе:

·           Примерной программы по физике для средней (полной) школы (составители: Ю.И. Дик, В.А. Орлов, В.А. Коровин) в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений, утвержденной Министерством образования РФ (2004 г.) и авторской программы курса физики 10-11 классов (составитель С.В. Громов);

·           школьного учебного плана общеобразовательного учреждения.

Данная адаптированная программа предназначена для работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья с сохранным интеллектом, обучающимися на дому, и направлена на всестороннее развитие детей, максимальное использование всех сохранных анализаторов, их стимуляцию и развитие. В этом контексте реализуется идея индивидуализации обучения, учет индивидуально-типологических особенностей и обеспечение своевременной коррекции деятельности каждого учащегося, в соответствии, с чем произведена адаптация содержания  в программе объема часов предназначенных для ее освоения.

Согласно, учебному плану МСКОУ «Школа №154» на изучение физики в 10-11 классах отводится 85 часов:

·           10 класс -  34 час (1 час в неделю);

·           11 класс - 51 час (1,5 часа в неделю).

Из них: контрольные работы – 4 часа:

·           10 класс - 2 часа;

·           11 класс - 2 часа.

Контрольные работы проводятся раз в полугодие.

Лабораторные работы -  5 часов:

·           10 класс - 3 часа;

·           11 класс -  2 часа.

Программа включает следующие разделы: пояснительную записку; общую характеристику учебного предмета с опреде­лением целей его изучения; ценностные ориентиры; предполагаемые результаты ос­воения курса физики; основное содержание курса; те­матическое планирование с указанием числа часов, отводимых на изучение каждого раздела. Требования к образовательным результатам  достижений учащихся представлены в разделе «Контроль и оценка».

Содержание программы имеет особенности, обусловленные, во-первых, задачами развития, обучения и воспитания учащих­ся с ограниченными возможностями здоровья, социальными требованиями к уровню развития их лич­ностных и познавательных качеств; во-вторых, предметным со­держанием для средней (полной) общеобразовательной школы; в-третьих, психологическими возрастными особенностями учащихся.

Усвоение программного материала по физике вызывает большие затруднения у обучающихся специальных коррекционных классов в связи с их особенностями: быстрая утомляемость, недостаточность абстрактного мышления, недоразвитие пространственных представлений, слабые учебные навыки. Поэтому в связи с уменьшением учебных часов с 140 - при общем уровне изучения физики - до 85 часов, предусмотренных учебным планом, с учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.

Автор Гостева Марина Алексеевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 746
Номер материала 47745
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓