1.
Пояснительная
записка
Рабочая программа по письму и
развитию речи составлена на основе Программы специальной (коррекционной)
образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В
2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. –
232с. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и
развитие речи», 2001.
Предлагаемая программа ориентирована
на учебник для 5 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений
VIII
вида /Русский язык. 5 класс: учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение,
2009. – 263с.
Соответствует федеральному
государственному компоненту стандарта образования и учебному плану школы.
В процессе изучения грамматики и
правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются
практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается
интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию
высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их
умственного и речевого развития.
В школе для детей с ограниченными
возможностями здоровья в старших классах осуществляются задачи, решаемые в
младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.
Задачи преподавания письма и развития
речи:
·
закрепить навыки грамотного письма на
основе изучения элементарного курса грамматики;
·
учить правильно и последовательно излагать
свои мысли в устной и письменной форме;
·
развивать речь учащихся, обогащать её
словарь;
·
воспитывать у учащихся целенаправленность,
терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность,
навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое
дело до завершения.
Специальная задача коррекции речи и
мышления школьников является составной частью учебного процесса и решается при
формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.
Основные направления коррекционной
работы:
1.
Коррекция фонематического слуха.
2.
Коррекция артикуляционного аппарата.
3.
Коррекция слухового и зрительного
восприятия.
4.
Коррекция мышц мелкой моторики.
5.
Коррекция познавательных процессов.
2.
Общая
характеристика курса
Программа по письму и развитию речи
включает разделы: «Повторение», «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение»,
«Связная речь».
3.
Место
предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для
образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает в V
классе – 175 часова. (5 часов в неделю
4.
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся по письму и развитию речи
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки
гласные и согласные, обозначать их на письме;
- подбирать группы родственных слов
(несложные случаи);
- проверять написание безударных
гласных, звонких и глухих согласных путём изменения формы слова;
- обозначать мягкость согласных
буквой ь;
- разбирать слова по составу;
- выделять имя существительное как
часть речи;
Строить простое распространённое
предложение;
- связно высказываться устно,
письменно (с помощью учителя);
- пользоваться школьным
орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
- способ проверки написания гласных и
согласных (путём изменения формы слова).
Минимальный уровень
Учащиеся должны уметь:
- различать звуки и буквы, звуки
гласные и согласные, обозначать их на письме;
- обозначать мягкость согласных
буквой ь;
- разбирать слова по составу;
- выделять имя существительное как
часть речи;
Строить простое распространённое
предложение;
- пользоваться школьным
орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- алфавит;
Словарь.
Адрес, бензин, беседа, библиотека,
благодарю, болото, ботинки, верблюд, веревка, верстак, география, герой,
горизонт, грамота, граница, долото, до свидания, естествознание, железо,
забота, запад, защита, здравствуй, знамя, инструмент, канал, каникулы, картон,
коллекция, колонна, компас, конверт, космос, матрос, металл, область, овраг,
орден, остров, отряд, охота, охрана, пассажир, победа, природа, равнина,
ракета, расстояние, салат, салют, свобода, север, стамеска, станок, столица,
творог, физкультура (57 слов).
5.
Учебно-тематический
план
Рабочая программа по письму и
развитию речи рассчитана на 175 часов, 5 часов в неделю.
Таблица основных тем по четвертям.
№
|
Тема раздела
|
Кол – во
часов
|
|
|
1
|
Повторение
|
12
|
|
2
|
Звуки и буквы
|
13
|
|
3
|
Состав слова
|
28
|
|
4
|
Части речи:
|
9
|
|
5
|
Имя существительное
|
94
|
|
6
|
Предложение
|
11
|
|
7
|
Повторение
|
8
|
|
|
Итого:
|
175
|
|
6. Содержание тем учебного курса
Повторение
Практические упражнения в составлении и
распространении предложений. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные
члены предложения. Различение предложений по интонации
Звуки и буквы
Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Согласные
твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных буквами ь, е,ё, и, ю, я.
Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных на конце
слов. Буквы е, ё, ю, я в начале слова и после гласных. Гласные ударные и
безударные. Проверка написания безударных гласных путём изменения формы слова.
Алфавит.
Слово
Состав слова. Корень
и однокоренные слова. Окончание, приставка, суффикс. Упражнения в образовании
слов при помощи приставок и суффиксов.
Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и
глухих согласных в корне слова.
Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
Правописание приставок. Приставка и предлог.
Разделительный ъ.
Части речи. Общее понятие о
частях речи: существительное, глагол, прилагательное. Умение различать части
речи по вопросам и значению.
Имя существительное.
Понятие об имени существительном. Имена существительные собственные и
нарицательные, одушевлённые и неодушевлённые.
Изменение имён существительных по числам (единственное
и множественное число).
Род имён существительных, умение различать род (мужской
и женский род, средний род).
Мягкий знак (ь) после шипящих в конце слов у
существительных женского рода (ночь, мышь) и его отсутствие у
существительных мужского рода (мяч, нож).
Изменение существительных по падежам. Умение различать
падежи по вопросам.
Понятие о 1, 2, 3-м склонениях существительных.
Первое склонение имён существительных в единственном
числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных
1-го склонения. Окончания – ы, - и в родительном падеже ( из
комнаты, из деревни), окончание – е в дательном и предложном падежах
(к деревне, в деревне), окончания - ей, - ой в
творительном падеже (за деревней, за страной).
Второе склонение имён существительных в единственном
числе. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных
2-го склонения. Окончания –а, -я в родительном падеже (с
озера, с поля), окончания –у, -ю в дательном падеже (к
огороду, к морю), -е в предложном падеже (в городе, в море),
окончания –ом, -ем в творительном падеже (за полем, за деревом).
Третье склонение имён существительных в единственном
числе. Правописание падежных окончаний существительных 3-го склонения.
Окончание –и в родительном, дательном и предложном падежах (с
лошади, к лошади, на лошади), окончание –ью в творительном падеже
(сиренью).
Упражнения в правописании падежных окончаний имён
существительных 1, 2, 3-го склонения. Упражнения в одновременном склонении имён
существительных, относящихся к различным склонениям (конь, лошадь; забор,
ограда; тетрадь, книга).
Предложение
Главные и второстепенные члены предложения.
Предложения нераспространённые и распространённые.
Однородные члены предложения. Однородные подлежащие,
сказуемые, второстепенные члены. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.
Знаки препинания при однородных членах.
Связная речь
Заполнение дневника учащимися.
Работа с деформированным текстом.
Изложение по предложенному учителем плану (примерная
тематика: из жизни животных, школьные дела, поступки учащихся).
Составление предложений и рассказа по вопросам
учителя, по картине, серии картин, материалам наблюдений.
Составление рассказа по опорным словам после разбора с
учителем (примерная тематика: жизнь класса, школы, проведение каникул, игры
зимой).
Деловое письмо: адрес на открытке и конверте,
поздравительная открытка, письмо родителям.
Повторение пройденного за год.
7.
Календарно
– тематическое планирование
№
|
Тема урока
|
Дата
|
|
|
Повторение
|
1
|
Повторение. Предложение
|
1,09
|
|
2
|
Составление предложений
|
3,09
|
|
3
|
Составление и распространение предложений
|
4,09
|
|
4
|
Связь слов в предложении
|
5,09
|
|
5
|
Главные члены предложения. Подлежащее
|
6,09
|
|
6
|
Главные члены предложения. Сказуемое
|
8,09
|
|
7
|
Обобщение темы «Главные члены предложения»
|
10,09
|
|
8
|
Второстепенные члены предложения
|
11,09
|
|
9
|
Закрепление темы «Второстепенные члены предложения»
|
12,09
|
|
10
|
Работа с деформированным текстом
|
13,09
|
|
11
|
Повествовательные, вопросительные и восклицательные
предложения.
|
15,09
|
|
12
|
Различие предложений по интонации
|
17,09
|
|
Звуки и буквы
|
13
|
Звуки
и буквы. Алфавит.
|
18,09
|
|
14
|
Звуки
гласные и согласные
|
19,09
|
|
15
|
Согласные
твердые и мягкие.
|
20,09
|
|
16
|
Обозначение
мягкости согласных буквами ь,е,ё,и,ю,я.
|
22,09
|
|
17
|
Правописание
слов с разделительным мягким знаком.
|
24,09
|
|
18
|
Правописание
звонких и глухих согласных на конце слов
|
25,0
|
|
19
|
Буквы
е,ё,ю,я в начале слова и после гласных.
|
26,09
|
|
20
|
Работа
с деформированным текстом
|
27,09
|
|
21
|
Проверка
написания безударных гласных путем изменения формы слова
|
29,09
|
|
22
|
Алфавит
|
1,10
|
|
23
|
Фонетический
разбор слова
|
2,10
|
|
24
|
Контрольная
работа №1
|
3,10
|
|
25
|
Анализ
контрольной работы
|
4,10
|
|
Состав слова
|
26
|
Состав
слова
|
6,10
|
|
27
|
Корень
и однокоренные слова.
|
8,10
|
|
28
|
Закрепление
темы «Корень и однокоренные слова»
|
9,10
|
|
29
|
Корень
|
10,10
|
|
30
|
Окончание.
|
11,10
|
|
31
|
Образование
форм слова
|
13,10
|
|
32
|
Составление
рассказа по картине по коллективно составленному плану.
|
15,10
|
|
33
|
Приставка
|
16,10
|
|
34
|
Суффикс.
|
17,10
|
|
35
|
Упражнения
в образовании слов при помощи приставок и суффиксов.
|
18,10
|
|
36
|
Единообразное
написание гласных и согласных в корне слова
|
20,10
|
|
37
|
Единообразное
написание гласных и согласных в приставках
|
22,10
|
|
38
|
Правописание
проверяемых безударных гласных в корне слова.
|
23,10
|
|
39
|
Закрепление
темы «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»
|
24,10
|
|
40
|
Правописание
проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова.
|
25,10
|
|
41
|
Закрепление
темы «Правописание проверяемых звонких и глухих согласных в корне слова.»
|
27,10
|
|
42
|
Контрольная
работа за I - четверть.
|
29,10
|
|
43
|
Анализ
контрольной работы
|
30,10
|
|
44
|
Непроверяемые
гласные и согласные в корне слов.
|
31,10
|
|
45
|
Непроверяемые согласные в корне слов
|
1,11
|
|
46
|
Сложные слова
|
10,11
|
|
47
|
Сложные слова с соединительными гласными
|
12,1
|
|
48
|
Правописание
приставок.
|
13,11
|
|
49
|
Приставка
и предлог
|
14,11
|
|
50
|
Разделительный
ъ
после
приставок
|
15,11
|
|
51
|
Разбор
слов по составу. Обобщение
|
17,11
|
|
52
|
Составление
рассказа по картине А.А Пластова «Фашист пролетел».
|
19,11
|
|
53
|
Деловое
письмо. Записка.
|
20,11
|
|
Части речи
|
54
|
Общее
понятие о частях речи
|
21,11
|
|
55
|
Части
речи.
|
22,11
|
|
56
|
Существительное.
|
24,11
|
|
57
|
Глагол.
|
26,11
|
|
58
|
Имя прилагательное
|
27,11
|
|
59
|
Различение
частей речи по вопросам и значению.
|
28,11
|
|
60
|
Составление
рассказа по вопросам учителя, материалам наблюдений. «В ожидании зимы».
|
29,11
|
|
61
|
Контрольная
работа.
|
1,12
|
|
62
|
Работа
над ошибками.
|
3,12
|
|
Имя существительное
|
63
|
Понятие
об имени существительном
|
4,12
|
|
64
|
Имена
существительные одушевленные и неодушевленные
|
5,12
|
|
65
|
Имена
существительные собственные.
|
6,12
|
|
66
|
Имена
существительные нарицательные
|
8,12
|
|
67
|
Число
имен существительных
|
10,12
|
|
68
|
Составление
рассказа по опорным словам
|
11,12
|
|
69
|
Изменение
имен существительных по числам
|
12,12
|
|
70
|
Склонение
имен существительных
|
13,12
|
|
71
|
Род
имен существительных.
|
15,12
|
|
72
|
Мужской
род имен существительных
|
17,12
|
|
73
|
Женский
род имен существительных
|
18,12
|
|
74
|
Средний
род имен существительных
|
19,12
|
|
75
|
Различение
имен существительных по родам.
|
20,12
|
|
76
|
Закрепление
темы «род имени существительного»
|
22,12
|
|
77
|
Контрольная
работа за II - четверть.
|
24,12
|
|
78
|
Анализ
контрольной работы
|
25,12
|
|
79
|
Ь
после шипящих
|
26,12
|
|
80
|
Правописание
имен существительных мужского и женского рода с шипящей на конце.
|
27,12
|
|
81
|
Закрепление темы «Правописание имен существительных
с шипящей на конце»
|
12,01
|
|
82
|
Имя существительное.
Закрепление по теме.
|
14,01
|
|
83
|
Деловое
письмо. Адрес.
|
15,01
|
|
84
|
Изменение
имен существительных по падежам.
|
16,01
|
|
85
|
Определение
падежей имен существительных по вопросам.
|
17,01
|
|
86
|
Именительный
падеж имен существительных
|
19,01
|
|
87
|
Родительный
падеж имен существительных
|
21,01
|
|
88
|
Дательный
падеж имен существительных
|
22,01
|
|
89
|
Винительный
падеж имен существительных
|
23,01
|
|
90
|
Творительный
падеж имен существительных
|
24,01
|
|
91
|
Предложный
падеж имен существительных
|
26,01
|
|
92
|
Различение
падежей.
|
28,01
|
|
93
|
Закрепление
темы «Падеж имени существительного
|
29,01
|
|
94
|
Три
склонения имен существительных.
|
30,01
|
|
95
|
Сочинение
«История нашей улицы»
|
31,01
|
|
96
|
1 -е
склонение имен существительных
|
2,02
|
|
97
|
2-есклонение
имен существительных.
|
4,02
|
|
98
|
3-есклонение
имен существительных.
|
5,02
|
|
99
|
Различение
имен существительных по склонениям
|
6,02
|
|
100
|
Определение
склонения имен существительных.
|
7,02
|
|
101
|
Контрольная
работа «Склонение имени существительного»
|
9,02
|
|
102
|
Анализ
контрольной работы
|
11,02
|
|
103
|
1-е
склонение имен существительных в единственном числе.
|
12,02
|
|
104
|
Единообразное
написание ударных и безударных окончаний существительных 1 -го склонения
|
13,02
|
|
105
|
Окончание
–ы, -и в родительном падеже
|
14,02
|
|
106
|
Именительный
падеж имен существительных 1-го склонения
|
16,02
|
|
107
|
Родительный
падеж имен существительных 1 -го склонения.
|
18,02
|
|
108
|
Дательный
падеж имен существительных 1-го склонения.
|
19,02
|
|
109
|
Окончание
–е в дательном и предложном падежах
|
20,02
|
|
110
|
Родительный
и дательный падеж имен существительных 1 -го склонения.
|
21,02
|
|
111
|
Винительный
падеж имен существительных 1-го склонения.
|
23,02
|
24,02
|
112
|
Творительный
падеж имен существительных 1-го склонения.
|
25,02
|
|
113
|
Окончание
–ей,-ой в творительном падеже
|
26,02
|
|
114
|
Предложный
падеж имен существительных 1 -го склонения.
|
27,02
|
|
115
|
Дифференциация
окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах.
|
28,02
|
|
116
|
Первое
склонение имен существительных в единственном числе.
|
2,03
|
|
117
|
Сочинение
по серии картин «Нежданный гость»
|
4,03
|
|
118
|
Деловое
письмо. Поздравительная открытка.
|
5,03
|
|
119
|
Второе
склонение имен существительных в единственном числе.
|
6,03
|
|
120
|
Единообразное
написание ударных и безударных окончаний существительных 2-го склонения.
|
7,03
|
|
121
|
Именительный
падеж имен существительных 2-го склонения.
|
9,03
|
|
122
|
Родительный
падеж имен существительных 2-го склонения.
|
11,03
|
|
123
|
Окончания
–а, -я в родительном падеже
|
12,03
|
|
124
|
Дифференциация
окончаний имен существительных 1 -го и 2-го склонения в родительном падеже.
|
13,03
|
|
125
|
Дательный
падеж имен существительных 2-го склонения
|
14,03
|
|
126
|
Окончания
–у, ю в дательном падеже
|
16,03
|
|
127
|
Дифференциация
окончаний имен существительных 1 -го и 2-го склонения в дательном падеже.
|
18,03
|
|
128
|
Винительный
падеж имен существительных 2-го склонения
|
19,03
|
|
129
|
Творительный
падеж имен существительных 2-го склонения
|
20,03
|
|
130
|
Дифференциация
окончаний имен существительных 1 -го и 2-го склонения в творительном падеже.
|
21,03
|
|
131
|
Окончание
–ом, -ем в творительном падеже
|
30,03
|
|
132
|
Контрольная
работа «Падеж имени существительного »
|
1,04
|
|
133
|
Анализ
контрольной работы
|
2,04
|
|
134
|
Предложный
падеж имен существительных 2-го склонения
|
3,04
|
|
135
|
Окончание
–е в предложном падеже
|
4,04
|
|
136
|
Дифференциация
окончаний имен существительных 1 -го и 2-го склонения в предложном падеже.
|
6,04
|
|
137
|
2-е
склонение имен существительных в единственном числе. Закрепление.
|
8,04
|
|
138
|
2-е
склонение имен существительных в единственном числе. Обобщение.
|
9,04
|
|
139
|
Изложение
по вопросам. «Божья коровка»
|
10,04
|
|
140
|
Деловое
письмо. Письмо.
|
11,04
|
|
141
|
Третье
склонение имен существительных в единственном числе.
|
13,04
|
|
142
|
Правописание
падежных окончаний имен существительных 3 склонения.
|
15,04
|
|
143
|
Именительный
падеж имен существительных 3-го склонения.
|
16,04
|
|
144
|
Окончание
-
и в
родительном, дательном и предложном падежах (с лошади, к лошади,
на лошади).
|
17,04
|
|
145
|
Дифференциация
окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения и в родительном,
дательном и предложном падежах
|
18,04
|
|
146
|
Винительный
падеж имен существительных 3-го склонения.
|
20,04
|
|
147
|
Дифференциация
окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в винительном падеже.
|
22,04
|
|
148
|
Творительный
падеж имен существительных 3-го склонения.
|
23,04
|
|
149
|
Дифференциация
окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в творительном падеже.
|
24,04
|
|
150
|
Упражнения
в правописании падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения.
|
25,04
|
|
151
|
Изложение
по предложенному учителем плану по картине А.Н.Комарова «Наводнение». (из
жизни животных)
|
27,04
|
|
152
|
Упражнения
в одновременном склонении имен существительных, относящихся к различным
склонениям (конь, лошадь; забор, ограда; тетрадь, книга).
|
29,04
|
|
153
|
Имя
существительное. Обобщение.
|
30,04
|
|
154
|
Имя существительное.
Правописание безударных окончаний.
|
2,05
|
|
155
|
Контрольная
работа «Имя существительное»
|
4,05
|
|
156
|
Работа
над ошибками.
|
6,05
|
|
Предложение
|
157
|
Главные
второстепенные члены предложения
|
7,05
|
|
158
|
Распространенные и нераспространенные предложения.
|
8,05
|
|
159
|
Однородные члены предложения
|
11,05
|
|
160
|
Изложение
текста с изменением лица
|
13,05
|
|
161
|
Однородные
подлежащие
|
14,05
|
|
162
|
Однородные
сказуемые
|
15,05
|
|
163
|
Составление
рассказа по серии картинок
|
16,05
|
|
164
|
Однородные
второстепенные члены предложения
|
18,05
|
|
165
|
Перечисление
без союзов и с одиночным союзом и
|
20,05
|
|
166
|
Однородные члены предложения с союзами и без них
|
21,05
|
|
167
|
Знаки препинания при ОЧП
|
22,05
|
|
Повторение пройденного
|
168
|
Разбор
слова по составу
|
23,05
|
|
169
|
Безударная
гласная, проверяемая ударением
|
25,05
|
|
170
|
Итоговая
контрольная работа
|
27,05
|
|
171
|
Работа
над ошибками.
|
28,05
|
|
172
|
Склонение
имени существительного
|
29,05
|
|
173
|
Звуки
буквы
|
30,05
|
|
174
|
Знаки препинания
в простом и сложном предложении
|
1,06
|
|
175
|
Подведение
итогов за год
|
2,06
|
|
|
|
|
|
|
Литература:
1. Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII
вида: 5-9 кл.: В 2сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – Сб.1. – 232с.
2. Русский
язык. 5 класс: учеб. для спец. (коррекц.) образоват. Учреждений VIII
вида / Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2009. –
263с.
3. Н.Г.
Галунчикова, Э.В. Якубовская. Рабочая тетрадь по русскому языку. – М.:
Просвещение, 2005.
4. Р.И. Лалаева Логопедическая работа в коррекционных
классах. М.: Гуманитарное
издание центр ВЛАДОС, 2001. - 224с. (коррекционная
педагогика).
5. Л.Н. Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: пособие для логопедов. - М.: Гуманитарное издание центр
ВЛАДОС, 2006.- 335с. (коррекционная педагогика).
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.