Главная / Русский язык и литература / Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения на дому по чтению и развитию речи

Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения на дому по чтению и развитию речи

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья –

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9







Адаптированная

рабочая программа для индивидуального обучения на дому

Предмет:

«Чтение и развитие речи»





























Мысковский городской округ 2014-2015.





Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «Чтение», 5 «И» класс разработана Мурашкиной Г.Г. для использования в индивидуальном обучении на дому.











































Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «Чтение», 5 и класс разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение», 2013 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.).

Структура адаптированной рабочей программы:

1) Пояснительная записка.

2) Общая характеристика учебного предмета, курса.

3) Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

4)  Содержание учебного предмета, курса.

5) Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

6) Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

7) Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.



  1. Пояснительная записка



Адаптированная основная образовательная программа (АООП) обучающихся с тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости. Данная образовательная программа, адаптированная для обучения категории обучающихся с учётом особенностей из психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающая коррекцию нарушений развития и адаптацию в социуме.

Адаптированная образовательная рабочая программа основного общего образования «Чтение», 5 «И» класс разработана, Наприенко Оксаной Александровной, учителем первой квалификационной категории, в соответствии с ФГОС общего образованиядля обучающихся с тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости, с учётом примерной адаптированной основной образовательной программы.



Нормативно - правовую базу разработки АООП обучающихся с тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости составляют:

Федеральный закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 23.07.2013 № 203 –ФЗ);

Федеральный Государственный стандарт начального общего образования для обучающихся с тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости;

Нормативно- методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые акты в области коррекционного образования,

Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработана на основе ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью, и в соответствии с уставом и положением МКОУ СКОШ VIII вида.

Важнейшие задачи образования в школе VIII вида: формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам. Однако каждый из них имеет свою специфику.

Обучающиеся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеют конкретное негибкое мышление, образование отвлеченных понятий значительно затруднено или невозможно. Ограниченно формируется понимание и использование речи, которая часто сопровождается косноязычием и аграмматизмами. Словарный запас состоит из наиболее часто употребляемых в обиходе слов и выражений. Языковые средства часто оказываются несформированными. Внимание у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью с трудом привлекается, отличается неустойчивостью и отвлекаемостью. Слабость активного внимания препятствует решению задач познавательного развития, однако, при высокой мотивации его продолжительность может быть увеличена.

У детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью запас сведений и представлений об окружающем мире существенно сужен. Отмечается значительное недоразвитие восприятия и памяти. Вместе с тем, при целенаправленной планомерной коррекционно- педагогической работе у обучающихся формируются элементарные представления об окружающей действительности и о себе. Перенос освоенных действий и применение представлений в новых ситуациях часто затруднены, требуются дополнительные в них упражнения, либо формирование заново.

Общемоторное развитие, как правило, нарушено. Имеются отклонения в координации, точности и темпе движений. Движения замедленны, неуклюжи, что препятствует формированию некоторых прикладных физических действий (бег, прыжки и др.). У обучающихся возникают большие сложности при переключении движений, быстрой смене поз и действий. Часть детей с умеренной умственной отсталостью имеет замедленный темп, вялость, неловкость движений. У других наблюдается повышенная подвижность, сочетающаяся с нецеленаправленностью, беспорядочностью, нескоординированностью движений.

Значительная часть детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью имеют другие нарушения (сенсорные, моторные, расстройства аутистического спектра и др.). В таких случаях речь идет о тяжелых и множе ственны х наруш ениях развития (ТМНР)

В связи с выраженными нарушениями и (или) искажениями процессов познавательной деятельности, прежде всего: восприятия, мышления, внимания, памяти непродуктивным оказываются подходы, требующие абстрактного мышления, задействование процессов анализа и синтеза. Вследствие чего возникают серьезные трудности в усвоении «академического» компонента различных программ школьного образования. Специфика эмоциональной сферы определяется ее неустойчивостью, часто гиперсензитивностью. В связи с неразвитостью волевых процессов дети оказываются не способны произвольно регулировать свое эмоциональное состояние в процессе деятельности, что не редко вызывает проблемы поведения. Кроме всего перечисленного, трудности в обучении вызываются недоразвитием мотивационно - потребностной сферы обучающихся с умственной отсталостью и ТМНР. Интерес к какой-либо деятельности, если возникает, то, как правило, носит кратковременный, неустойчивый характер.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у обучающихся с ОВЗ достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графемы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей — все это приводит к тому, что дети с ОВЗ читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряет строку и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.

Уроки чтения и развития речи являются действенным средством нравственного, эстетического и экологического воспитания умственно отсталых учащихся.

Уроки чтения и развития речи способствуют развитию связной, устной речи детей.

Главная задача уроков чтения и развития речи —выработка у детей навыков правильного, беглого, выразительного и сознательного чтения. Кроме общих с массовой школой задач уроки чтения и развития речи в специальной школе VIII вида выполняют функцию коррекционной направленности. Например у обучающихся, с ОВЗ исправляется произношение, становится более стабильным внимание, совершенствуется память, сглаживаются некоторые дефекты логического мышления, в частности, затруднения в установлении последовательности и связи событий, причинной зависимости явлений. Работа над содержанием прочитанного в большой степени помогает исправить недостатки образного восприятия, активизировать словарь детей, в той или иной степени устранить нарушения монологической речи, усовершенствовать словесную систему мышления.

Таким образом, чтение и развитие речи является эффективным средством всестороннего развития личности школьника с ОВЗ тяжёлой и глубокой формой умственной отсталости.







2.Общая характеристика учебного предмета

Обучающиеся с ОВЗ тяжёлой и глубокой степенью умственной отсталости с большим трудом овладевают грамотой, т.е. первоначальными навыками чтения и письма. Это объясняется особенностями самого русского языка, его звуковой и слоговой структуры, а также недоразвитием познавательной деятельности детей, её высших психических функций - анализа и синтеза, сравнения и обобщения, а также отдельных психофизических компонентов, сохранность которых обеспечивает полноценный процесс обучения и развития.

Обучение чтению обучающихся, воспитанников с нарушениями ведется звуковым аналитико-синтетическим методом, однако его применение при обучении этих детей имеет свою специфику.

Одной из особенностей применения этого метода является то, что в процессе обучения осуществляется коррекция самой аналитико-синтетической деятельности и отдельных психофизических функций, т.к. используются специфические методы и приемы обучения, имеющие коррекционный характер, меры индивидуальной и групповой коррекции.

Обучение чтению начинается с усвоения звуков, т.е. выделения их из речи, правильного артикулирования, различения в разных звуковых сочетаниях, дифференциации смешиваемых звуков.

Также тщательно, как и звуки, изучаются буквы, а затем устанавливается соотношение между звуком и буквой.

Основным приемом обучения чтению (слиянию букв в слоги) является чтение «по следам анализа». Важными, используемыми при обучении выступают приемы - чтение по подобию, с предварительной подготовкой; по аналогии, путем преобразования, наращивания, изменения формы слова и другие, соответствующие той или иной группе звуков.

Задачи:

1.Воспитание у обучающихся интереса к чтению как к процессу.

2. Формирование у обучающихся навыков сознательного чтения: читать доступный для понимания текст в слух, шёпотом, а затем и про себя, осмысленно воспринимать содержание прочитанного, сопереживать героям произведения, давать оценку их поступкам во время коллективного анализа;

3. Развитие у обучающихся умения общаться на уроке чтения и развития речи с педагогом: отвечать на вопросы учителя, делиться впечатлениями о прочитанном, дополнять пересказы текста, рисовать к тексту словесные картинки, обсуждать предполагаемый ответ и др.

На уроках чтения и развития речи следует учитывать степень обучаемости, уровень утомляемости, осуществлять индивидуально личностный подход к обучающемуся ребёнку.

Конечная цель обучения предмету чтение и развитие речи заключается в том, чтобы научить обучающегося читать несложный текст, ответить на вопросы педагога, эмпатично откликаться на прочитанное, сопереживать героям.

3.Описание места учебного  предмета, курса в учебном плане.

На изучение предмета чтение и развитие речи в индивидуальном обучении в 5 «И» классе отводится 2 часа в неделю, всего – 68 часов.



4.  Содержание учебного предмета, курса

Чтение произведений устного народного творчества: загадки, поговорки, потешки, сказки. Отличие сказки от рассказа. Рассказы , стихотворения русских и зарубежных классиков, современных детских писателей о природе родного края, о жизни детей, об их взаимоотношениях. Рождественские рассказы. Статьи занимательного характера об интересном и необычном в окружающем мире, о культуре поведения, об искусстве, историческом прошлом и др.

Техника чтения. Чтение без искажения звукового состава слова с соблюдением правильного ударения.

Орфоэпическое чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов с простыми слоговыми структурами, по слоговое чтение орфографическое чтение малознакомых слов со сложными слоговыми структурами: всмотрелся, встречался.

Выразительное чтение с соблюдением пауз на знаках препинания, интонации конца предложения, восклицательной и вопросительной интонации, интонации перечисления. Выбор соответствующего тона голоса для передачи эмоционального содержания читаемого (гордость, грусть, удивление, обида и т.д.) Выделение ремарок автора, подсказывающих тон голоса и темп речи ( мальчик затараторил, радостно воскликнул, удивлённо произнёс и др.) . Чтение по ролям и драматизация отработанных диалогов.

Сознательное чтение. Прослушивание произведения с установкой на его эмоциональную оценку (первое впечатление, элементарный анализ). Установление причинности событий и поступков героев. Умение узнавать эмоциональное состояние персонажа, выделяя для этой цели под руководством учителя авторские слова, характеризующие действующее лицо. Определение отношения автора к своим героям (как можно узнать об этом). Собственная оценка событий и персонажей с опорой на собственный опыт и вопросы учителя. Коллективная работа над идеей произведения. Сравнивание произведений, одинаковых по теме, по поступкам героев, по общности идеи ( добро побеждает зло, ложь до добра не доведёт; поступай с другими так, как хочешь, чтоб поступали с тобой, и др.). Развитие умения задавать вопросы по содержанию произведения, обращаясь за ответом к учителю, одноклассникам. Работа с заглавием произведения. Прогнозирование, о чём может идти речь в рассказе. Сравнивание прогноза с содержанием прочитанного. Выделение обучающимися непонятных для низ слов. Привлечение одноклассников к их толкованию. Помощь учителя в объяснении семантики слова (опора на наглядность и опыт учащихся) Коллективное выделение логических частей текста, подбор к ним заглавий изданных учителем.

Развитие речи. Составление собственного рассказа по заглавию или иллюстрациям к произведению. Сравнение рассказа, придуманного обучающимися , и рассказа, написанного автором. Подобный пересказ всего произведения своими словами с использованием приёмов, делающих этот пересказ коммуникативно-целесообразным (по цепочке, с эстафетой, по «скрытой» картинке, по картинному плану к рассказу и др.). Предварительная работа над текстовыми синонимами (как по-разному, не повторяясь, можно называть героя произведения; как можно сказать, заменяя слово было, и др.). Выборочный пересказ эпизодов из прочитанного с использованием авторских слов и выражений. Словесное рисование картинок к отдельным отрывкам текста.

Внеклассное чтение. Чтение детских книг русских и зарубежных писателей, знание заглавия и автора книги, ориентировка в книге по оглавлению. Ответы на вопросы о прочитанном, пересказ отдельных эпизодов. Регулярное посещение школьной библиотеки. Отчёт о прочитанной книге перед классом на уроке чтения.

Повторение материала 4-го класса.

Переход к чтению целыми словами. Составление слогов из букв, слов из слогов с использованием букв разрезной азбуки, кассы слогов. Чтение слогов и слов со стечением согласных.

Чтение коротких, сюжетно завершенных текстов с последующим пересказом по вопросам учителя и по серии последовательно подобранных сюжетных картинок. Соотнесение текста и иллюстрации.

Элементы выборочного чтения. Нахождение в тексте слов с заданным звуком, заданного значения.

Закрепление навыков правильного чтения с соблюдением пауз на точках. Упражнения в чтении рукописного материала.

Заучивание отрывков из произведений

С. Маршак «Сентябрь»

М. Ивенсон «Листопад»

С. Маршак «Ноябрь»

В. Бромловская «Бабушкины руки»

О. Высоцкая «Первое мая»

С. Маршак «Июнь»



Региональный компонент: (15часов)

Составление коротких предложений о Кузбассе; 5ч.

Составление коротких предложений о природе Кузбасса; 5ч.

Составление предложений по схеме о родном крае; 5ч.



5. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.

Тематика.


Здравствуй школа


10ч.

Люби всё живое


10ч.

Учимся трудиться


10ч.

Славная осень


8 ч.

Что такое хорошо…


25ч.

Народные сказки


10ч.

Вот пришли морозы – и зима настала…


21ч.

Смешные истории


11ч.

Весна в окно стучится...


20ч.

Внеклассное чтение.


Итого:

Региональный компонент

136ч.

15ч.

































Виды учебной деятельности:



Уроки изучения нового: 98 ч.

Урок игра: 3

Урок викторина: 4

Уроки закрепления изученного материала: 26 ч.

Внеклассное чтение: 1ч.

Урок наблюдения: 4







6. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная система.

Школьный учебный кабинет – это единая, органически связанная система учебного оборудования по предмету, смонтированная в одной классной комнате, оформленная в соответствии с требованиями научной организации труда как учителя, так и учащихся и обеспечивающая достаточно высокий уровень преподавания. Таким образом, кабинет начального звена представляет собой комплексную материальную базу обучения, опираясь на которую учитель оказывает функциональное воздействие на весь учебно-воспитательный процесс. Вопрос организации данного кабинета в специальной (коррекционной) школе VIII вида не получил освещения в специальной литературе, поэтому учителя испытывают в этом значительные трудности. Кабинет – это не только база занятий с учащимися, но и место методической работы учителя.

Кабинет «Среднего звена» соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010 г. N 189)

  • Количество рабочих мест для обучающихся соответствует вместимости кабинета (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.1) 6 рабочих мест.

  • Каждый обучающийся обеспечен рабочим местом в соответствии с его ростом (п. 5.1)

  • Для подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность стола и стула в виде полос (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)

  • В кабинетах используются различные виды ученической мебели: парты- 4 шт., стулья – 8 шт, шкафы – 2 шт, школьная доска- 1 шт (п. 5.3).

  • Ученическая мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.2)

  • При оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)

  • Кабинет имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному, совмещенному освещению. (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.7.1.)

  • В кабинете используется ТСО: компьютер, проектор. (технические средства установлены согласно СанПиН 2.4.2.2821.)

Оборудование кабинета включает в себя:

Дидактичесий материал: «Игра слоги», «Игра Слова»

Программа обеспечивается УМК:

Смирнова З.Н., Гусева Г.М. Чтение: учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: изд. Просвещение , 2013.





7. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Обучающиеся должны уметь:

  • осознанно и правильно читать текст вслух по слогам и целыми словами;

  • пересказывать содержание прочитанного по вопросам;

  • участвовать в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;

  • выразительно читать наизусть 5- 7 коротких стихотворений перед обучающимися класса.



Критерии оценки

Оценка

% выполнения заданий

Удовлетворительно

35-50 %

Хорошо

50-65%

Очень хорошо

Свыше 65%





























Используемая литература

1. ФГОС начального общего образования Утв. Приказом Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009г № 373.

2. Федеральный закон «Об образовании» (последняя редакция)

3. Положение о Рабочей программе муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья – специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIIIвида №9

4. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования.

5. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010г. № 189 г. Москва Об утверждении СанПин 2.4.2.2821– 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях.

6. Программа Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта : программно-методические материалы / под ред. И.М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010.

7. Аксёнова А.К.Методика обучения русскому языку в (коррекционной) школе: Учеб.для студ. Дефектол. Фак. Педвузов.-М.: изд.центр ВЛАДОС, 2000, 320с





Адаптированная рабочая программа для индивидуального обучения на дому по чтению и развитию речи
  • Русский язык и литература
Описание:

Адаптированная образовательная  рабочая программа основного общего образования «Чтение», 5 и класс  разработана на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией доктора педагогических наук И.М. Бгажноковой, Москва «Просвещение», 2013 г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 г.).

 

 

 

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у обучающихся с ОВЗ достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графе­мы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей — все это приводит к тому, что дети  с ОВЗ читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряет строку и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у обучающихся с ОВЗ достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графе­мы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей — все это приводит к тому, что дети  с ОВЗ читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряет строку и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.

 

Полноценный навык чтения характеризуется следующими качествами: правильностью, беглостью, выразительностью и осознанностью. Процесс формирования каждого качества у обучающихся с ОВЗ достаточно своеобразен. Своеобразие проявляется уже в период обучения грамоте: дети медленно запоминают буквы, смешивают сходные по начертанию графе­мы, недостаточно быстро соотносят звук с буквой, длительное время не могут перейти с побуквенного чтения на слоговое, искажают звуковой состав слов, испытывают большие трудности в соотнесении прочитанного слова с предметом, действием, признаком. Недостаточность звукового анализа и синтеза, нарушение произносительной стороны речи, слабость зрительного восприятия, пониженные работоспособность и внимание, бедность словаря и несовершенство грамматического строя речи, затруднения в понимании логических связей — все это приводит к тому, что дети  с ОВЗ читают текст со значительными искажениями: пропускают, переставляют, заменяют буквы, слоги, сливают конец одного слова и начало второго, теряет строку и др. Ошибки, нарушающие правильность чтения, единичные для учеников массовой школы, оказываются многочисленными, типичными для учеников специальной (коррекционной) школы и представляют собой явление довольно стойкое, которое сохраняется даже в старших классах и тормозит развитие навыка беглого чтения.

 

Автор Мурашкина Галина Григорьевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2413
Номер материала 47412
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓