Инфоурок Биология Другие методич. материалыАдаптированная рабочая программа по природоведению

Адаптированная рабочая программа по природоведению

Скачать материал

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

школа-интернат основного общего образования г.Белебея

муниципального района Белебеевский район

Республики Башкортостан

 

 

 

                РАССМОТРЕНО                                          СОГЛАСОВАНО                                        УТВЕРЖДАЮ

                на заседании ШМО пр.№1                          зам.директора по УВР                                Директор школы-интерната

                «__»_______________2014г.                     ________ И.Н. Сюсина                              _____________Р.К. Салихова

               ______________________                         «___»___________2014г.                             «____»____________2014г.

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по  природоведению для 5б,в класса

   на    2014-2015 учебный год

 

 

 

 

 

                         

                                                                                                                                      Учитель   Хусаинова Алия Ахметовна

 

 

2014г.

Пояснительная  записка

Рабочая программа учебного курса природоведения для 5 класса  «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы основного общего образования по природоведению авторов: В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой (2009 год).

В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для основного общего  образования  и в соответствии с учебным планом МБОУ школы-интерната г.Белебея для 5 класса в объеме 2 учебных часа в неделю.

Количество контрольных работ за год – 5

Количество лабораторных работ за год – 14

Количество практических работ за год - 3

Курс природоведения в 5 классе продолжает од­ноименный курс начальной школы и является про­педевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической геогра­фии в основной школе.

          Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели и задачи изучения природоведения в 5 классе:

Цель программы обучения: 

Обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и яв­лений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воз­действием человека.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на решение задач:

·        овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измере­ния, описывать их результаты, формулировать вы­воды;

·        развитие интереса к изучению природы, интел­лектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

·        воспитание положительного эмоционально-цен­ностного отношения к природе, стремления дейст­вовать в окружающей среде в соответствии с эколо­гическими нормами поведения, соблюдать здоро­вый образ жизни;

·         применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жиз­ни, безопасного поведения в природной среде, ока­зание простейших видов первой медицинской по­мощи.

Изложенный в программе материал соответст­вует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по приро­доведению — «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» — и рас­пределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучеб­ных, так и специальных умений и навыков, на­правленных на работу с различными литературны­ми источниками, наблюдения за природными объ­ектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологиче­ских проектов и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы учебного предмета

Природоведение.  Природа неживая и живая. 5класс.

 

Всего: 70 часов.

Введение (2 часа).

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная (8 часов).

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвез­дия. Полярная звезда и созвездия Большая и Ма­лая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение сол­нечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су­точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и мете­ориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

2. Строение и свойства вещества (12 часов).

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообраз­ных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че­ловеком физических и химических явлений при­роды в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

3. Воздух  (7 часов).

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для жи­вых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосфер­ное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Из­менение температуры воздуха с высотой. Образова­ние облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Рабо­та ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказа­ние погоды. Влияние погоды на организм челове­ка.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение на­правления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здо­ровья при различных погодных условиях.

4. Вода (4 часа).

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нераство­римые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, ов­рагов, ущелий. Значение воды в природе. Исполь­зование воды человеком. Охрана воды.

5.  Горные породы (5 часов).

Горные породы. Разнообразие горных пород. Об­ломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обло­мочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Металлы. Использование ме­таллов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и мине­ралов, полезных ископаемых.

6. Почва (6 часов).

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Струк­тура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

Демонстрация почв своей местности, почв с раз­ной структурой; опытов по определению свойств почвы.

7. Организмы (5 часов).

Организм. Свойства живых организмов (биоло­гические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспо­собленность растений и животных к жизни в раз­ных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организ­мов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Зна­комство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери­ала.

Наблюдения за растениями, животными, факто­рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

8. Растения (7 часов).

Характерные признаки растений. Растения цвет­ковые и нецветковые. Цветковые растения, их ор­ганы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Мно­гообразие культурных растений: полевые, овощ­ные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных об­разцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

9. Грибы (2 часа).

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядови­тые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шля­почных грибов и их муляжей.

10. Животные (6 часов).

Характерные признаки животных, сходство с рас­тениями и отличия от них. Животные дикие и до­машние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспо­собленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми жи­вотными. Животные Красной книги. Охрана Ди­ких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Мно­гообразие домашних животных, уход за ними, со­здание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чу­чел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, поч­венной, воздушно-наземной средах обитания.

11. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа).

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природ­ных ситуациях (во время грозы, ливней, под гра­дом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физиче­ской нагрузки.

 

 

 

Требования к результатам подготовки учащихся 5 класса по биологии

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать

·        многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

·        строение живой клетки (главные части);

·        царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

·        среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

·        природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

·        изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

·        важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

·        основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

·        основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

·        узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

·        приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

·        указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

·        находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

·        описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

·        сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

·        описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

·        использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

·        находить значение указанных терминов в справочной литературе;

·        кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

·        использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

·        пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

·        следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

·        определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

·        измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

·        определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

·        составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

·        оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

 

Формы и средства контроля.

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос  и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Рабочей программой предусматривается проведение 14 лабораторных работ и трех практических работ.

 

Лабораторная работа №1 « Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».

Цель работы: научить работать со звездной картой, определять звездные созвездия.

Ход выполнения работы:

1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.

2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.

3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится?

4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.

5. Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.

6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.

 

Лабораторная работа №2 «Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий».

Цель работы: научить определять по глобусу и карте полушарий экватор, полушария, полюса.

Ход работы:

1. Рассмотреть глобус и карту полушарий.

2. Найти северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие.

3. Описать их местоположение на глобусе.

 

Лабораторная работа  № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Цель работы: научить определять свойства  твердых, жидких и газообразных тел.

Ход работы:

1. Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?

2. Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали.

3. На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды. Наклонить  пластинку. Что вы наблюдаете?

4. Сожмите ластик в руке  и отпустите его. Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.

5. Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой.  Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали.

 

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

Цель работы:  научиться описывать горные породы, определять их свойства.

Ход работы:

1.Рассмотреть коллекцию горных пород.

2.Определить цвет (металлический,  неметаллический),  прозрачность, твердость ( на мягком ноготь оставляет царапину).

3.Заполнить таблицу:

Название горной породы

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

Происхождение

 

 

 

 

 

 

4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от друга, что общего.

 

Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

Цель работы:  ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

Ход работы:

1.Рассмотреть образцы местных полезных ископаемых. Определить их названия.

2. Описать их внешний вид, признаки (цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).

3. Сделать вывод о свойствах каждого изученного полезного ископаемого.

4. Как используются местные полезные ископаемые?

 

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Цель работы: научиться распознавать органы цветковых растений.

Ход работы:

1.Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он выполняет в жизни растения?

4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните их названия.

6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое растение.

 

Лабораторная работа №7  «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян».

 Цель работы: определить влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян.

Ход работы:

1.Взять 4 стакана и в каждый поместить по 10-15 семян гороха, фасоли или пшеницы.

2.Наблюдать, что происходит с семенами в каждом стакане при определенных условиях. Сделать анализ.

3.Сделать выводы, какие условия необходимы для прорастания семян.

 

Лабораторная работа № 8 « Определение названий растений».

Цель работы:  определить названия растений, занесенных в Красную Книгу.

Ход работы:

1.Рассмотреть растения на гербарии.

2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков или атласом- определителем.

3.Выписать названия растений в тетрадь.

 

Лабораторная работа № 9 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.

Ход работы:

1.Рассмотреть муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек.  Зарисуйте в тетрадь строение гриба.

1.Среди грибов найти съедобные, ядовитые . Какие из них растут в нашей местности? Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.

2.Выписать в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.

 

Лабораторная работа № 10 «Узнавание животных своей местности».

Цель работы: научить узнавать животных своей местности по рисункам.

Ход работы:

1. Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.

1. Выбрать животных, обитающих в нашей местности. Выписать их названия в тетрадь. Какие из  них нуждаются  в охране?

2. Из животных своей местности опишите 2-3 животных по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается, поведение.

3. Сделать вывод о том, в каких отношениях находится описываемое животное с факторами неживой и живой природы.

Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»

Цель работы:  Научиться определять показания развития своего организма.

Ход работы:

1. Измерить  свой рост

2. Измерить свой вес.

3. Измерить свой пульс.

4. Измерить температуру тела.

5. Запишите полученные результаты в таблицу:

Показатели развития

Показатели измерений

Рост, см.

 

Вес, кг.

 

Пульс, уд/мин.

 

Температура, С

 

6. Сравните полученные результаты с показателями нормального развития организма по таблице  на стр. 211.. Сделать вывод о состоянии развития своего организма:  в норме, выше нормы, ниже нормы.

Лабораторная работа № 12 - 14 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях».

Цель работы: научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжении связок, кровотечениях.

Ход работы:

1.Выбрать предполагаемое место ушиба. Взять мягкую  тряпочку и намочить ее в холодной воде. Положить мокрую тряпочку на ушибленное место.

2.Снять охлажденную тряпочку, наложить на ушибленное место давящую повязку. Плотно забинтовать.

3.Определить предполагаемое место растяжения связок.  Приложить к поврежденному месту холод, туго перебинтовать сустав.

4.Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении: обработать кожу вокруг ранки настойкой йода. Закрыть ее бинтом или ватой. Прижать пальцем. По какому признаку вы определили капиллярное кровотечение?

 

Виды коррекционной работы с обучающимися СКК VII вида

1)    Коррекция памяти через неоднократное повторение;

2)    Психокоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты;

3)    Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу;

4)    Коррекция внимания через работу с таблицами, схемами, алгоритмами;

5)    Коррекция пространственной ориентации через распознавание знакомых предметов;

6)    Коррекция речи через комментирование действий и правил;

7)    Коррекция долговременной памяти через воспоминание, пояснение;

8)    Развитие слухового восприятия через лекцию;

9)    Коррекция мышления через поведения операции анализа;

10)Коррекция умений сопоставлять и делать выводы;

11) Коррекция умений в установлении причинно-следственных связей;

12) Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу;

13) Коррекция волевых усилий при выполнении задания.

 

Оценка достижения планируемых результатов освоения

рабочей программы учебного курса, предмета химии в классах СКК VII вида .

 

Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы обучающихся рекомендуется осуществлять контроль устных и письменных работ по учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Так в вышеуказанных документах, применительно к классам СКК 7 вида, рекомендуется не применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их работоспособности, активизацией познавательной деятельности.    В основу оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели: правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.

Ошибки:- неправильный ответ на поставленный вопрос; — неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;- при правильном выполнении задания неумение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:- неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;- при правильном ответе неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;- неумение точно сформулировать ответ решенной задачи; — медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; — неправильное произношение химических терминов.

 

 

Норма оценок в классах СКК VII вида (КРО)

Устные ответы

«5» -ставиться, если учащийся понимает сущность химических явлений, закономерностей;

-дает правильный ответ на поставленный вопрос;

-строит ответ самостоятельно или по учебнику, сопровождая примерами;

-умеет применять теоретические знания на практике;

Допускается 1-2 неточности в ответе, которые ученик сам исправляет.

«4» -ставиться в том случае, если в ответе допускается 1 ошибка, которую ученик сам может исправить;

-или не может применять знания в новой ситуации;

-не умеет связывать ответ с предыдущим материалом, хотя ответ на поставленный вопрос дал правильный.

«3» -если учащийся в целом понимает сущность химических систем и процессов, происходящих в них, но допускает грубые ошибки;

-недочеты в ответе;

-затрудняется делать выводы;

- не умеет читать таблицы.

«2» -если учащийся не овладел основными понятиями;

-допускать грубые ошибки, которые не может исправить при помощи учителя, учащихся;

-недобросовестно готовил домашнее задание;

Оценку «2» в классах СКК VII вида (КРО) ставлю за письменные контрольные работы, тест, если учащийся выполнил ½ работы (в обычных классах).

Практические работы

«5» -ставиться, если работа выполнена аккуратно в полном объеме с заданной последовательностью проведения наблюдений, опытов;

-сделан вывод, рисунки выполнены карандашом.

Допускаются орфографические ошибки (учащихся очень неграмотные).

«4» -ставится, если допущены (2-3) недочета;

-небрежность в оформлении;

-вывод неполный.

«3» -работа выполнена не полностью;

-выводы неполные, хотя оформлена работа аккуратно;

-рисунки яркие, но нет пояснения к ним.

«2» -работа выполнена на 50%;

-допущены грубые ошибки;

-выводов нет.

 

 

Календарно-тематическое планирование

Природоведение. 5класс

 

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

1.

Введение

2.

Вселенная

3.

Строение и свойства вещества

12ч

4.

Воздух

5.

 Вода

6.

Горные породы

7.

Почва

8.

Организмы

9.

Растения

10.

Грибы

11.

Животные

12.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

13.

Резерв

Итого:

Всего:

70ч

 

 

 

 

 

 

 

Календарно-тематическое планирование по природоведению 5б,в класса.      

 

Тема урока

Тип урока

Дата 5б

Дата 5в

КРР

Примечание

п/п

урока

по плану

факти

ческая

по плану

факти

ческая

Введение (2 часа)

1

1

Неживая и живая природа. Человек и    природа. Вводный инструктаж по ТБ.

комбинированый

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

2

2

Как изучали природу.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

Вселенная (8 часов)

3

1

Звёзды на небе.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

4

2

Практическая работа.

Л.Р. №1 «Определение на звёздной карте

Созвездий Северного полушария».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

5

3

Земля – наш дом.

Л.Р. №2 «Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

6

4

Оболочка Земли.

П.Р. №1 «Ориентирование на местности с помощью компаса».

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

7

5

Луна – естественный спутник Земли.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

8

6

Солнце. Солнечная система.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

9

7

Практическая работа.

П.Р. №2 «Ориентирование на местности по солнцу в полдень».

П.Р. №3 «Определение сторон горизонта по звёздам».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

10

8

Обобщающее повторение

по теме «Вселенная».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Строение и свойство вещества (12 часов)

11

1

Тела и вещества.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

12

2

Свойства твёрдых тел, жидкостей, газов.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

13

3

Практическая работа.

Л.Р. №3 «Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

14

4

Вещество и смеси.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

15

5

Молекулы. Атомы. Элементы.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

16

6

Движение частиц вещества.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

17

7

Взаимодействие частиц.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

18

8

Разнообразие веществ.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

19

9

Явления природы. Физические явления.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

20

10

Химические явления. Горение.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

21

11

Окисление.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

22

12

Обобщающее повторение по теме «Вещества».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Воздух (7 часов)

23

1

Воздух – смесь газов.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

24

2

Свойства воздуха.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

25

3

Вес воздуха и атмосферное давление.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

26

4

Изменение давления воздуха с высотой.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

27

5

Погода и её предсказание.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

28

6

Практическая работа.

П.Р. №4 «Описание погоды за месяц».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

29

7

Обобщающее повторение по теме «Воздух».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Вода (4 часа)

30

1

Три состояния воды.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

31

2

Тепловое расширение воды.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

32

3

Вода – растворитель. Работа воды в природе.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

33

4

Обобщающее повторение по теме «Вода».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Горные породы (5 часов)

34

1

Внутреннее строение Земли. Л.Р. №4 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

35

2

Разрушение горных пород.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

36

3

Полезные ископаемые. Металлы.

 

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

37

4

Полезные ископаемые нашей местности.

Л.Р. №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

38

5

Обобщающее повторение по теме: «Горные породы».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Почва - особое тело Земли (6 часов)

39

1

Образование почв и их разнообразие.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

40

2

Состав и свойства почвы.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

41

3

Уход за почвой.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

42

4

Влияние растений на почву.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

43

5

Разрушение почв.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

44

6

Обобщающее повторение по теме: «Почва».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Организмы (5 часов)

45

1

Организм и его свойства.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

46

2

Где живут организмы?

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

47

3

Увеличительные приборы.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

48

4

Строение организмов.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

49

5

Обобщающее повторение по теме: «Организмы».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Растения - посредники между небом и Землей (7 часов)

50

1

Признаки растений.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

51

2

Разнообразие растительного мира.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

52

3

Строение цветковых растений.

Л.Р. №6 «Распознавание органов цветкового растения».

Л.Р. №7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание семян».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

53

4

Места обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

54

5

Красная книга растений. Л.Р. №8 «Определение названия растений».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

55

6

Многообразие культурных растений.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

56

7

Обобщающее повторение по теме: «Растения»

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Грибы (2 часа)

57

1

Разнообразие грибов.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

58

2

Шляпочные грибы.

Л.Р. №9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Животные – братья наши меньшие (6 часов)

59

1

Признаки животных.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

60

2

Условия жизни и многообразие диких  животных.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

61

3

Значение диких животных и их охрана.

Л.Р.№10 «Узнавание животных своей местности».

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

62

4

Домашние животные.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

63

5

Связи живого и неживого.

комбинированный

 

 

 

 

Коррекция внимания.

 

64

6

Обобщающее повторение по теме: «Животные».

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

Человек. Его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

65

1

Человек и окружающая среда.

Л.Р. №11 «Определение показателей развития своего организма».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

66

2

Как беречь свое здоровье и жизнь.

Л.Р. №12 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

67

3

Способы оказания первой помощи.

Л.Р. №13 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок».            

Л.Р. №14и«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении».

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

68

4

Вредные привычки и их предупреждение.

изучение нового материала

 

 

 

 

Коррекция памяти.

 

Резерв (2 часа)

69

1

Зачёт по курсу природоведению.

обобщающий

 

 

 

 

Коррекция учебных навыков.

 

70

2

Итоговый урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

 

1. Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2011. – 222с.

 

2. Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2011. – 111с.

 

 

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методическое обеспечение

·         набор муляжей плодов и корнеплодов;

·         плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи);

·         таблицы;

·         карты.

Оборудование лабораторное

Приборы

·                      Лупа

Приборы (демонстрационные)

·                      Микроскоп учебный УМ-301

Оборудование для опытов

·                      Воронка лабораторная

·                      Зажим пробирочный

·                      Колба коническая

·                      Колпак стеклянный

·                      Ложка для сжигания веществ

·                      Мензурка

·                      Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ

·                      Спиртовка лабораторная

·                      Цилиндр измерительный

·                      Чаша выпарительная

·                      Лоток для раздаточного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Адаптированная рабочая программа по природоведению"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по привлечению инвестиций

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Данная рабочая программа рассчитана на детей со средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с дополнительной литературой.

Цель программы обучения: 

         Обеспечить освоение знаний о многообразии объектов и яв­лений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воз­действием человека.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на решение задач:

·        овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измере­ния, описывать их результаты, формулировать вы­воды;

·        развитие интереса к изучению природы, интел­лектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

·        воспитание положительного эмоционально-цен­ностного отношения к природе, стремления дейст­вовать в окружающей среде в соответствии с эколо­гическими нормами поведения, соблюдать здоро­вый образ жизни;

 

·         применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жиз­ни, безопасного поведения в природной среде, ока­зание простейших видов первой медицинской по­мощи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 189 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1162
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.01.2015 345
    • DOCX 68.2 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Хусаинова Алия Ахметовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Хусаинова Алия Ахметовна
    Хусаинова Алия Ахметовна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 2186
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 36 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 142 человека

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Курс повышения квалификации

Государственная итоговая аттестация как средство проверки и оценки компетенций учащихся по биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 273 человека

Мини-курс

Нейропсихология в школе: путь к успеху и благополучию детей

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 78 человек из 32 регионов
  • Этот курс уже прошли 56 человек

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Музыкальная журналистика: создание и продвижение контента

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе