Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат
основного общего образования г.Белебея
муниципального
района Белебеевский район
Республики
Башкортостан
РАССМОТРЕНО
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО пр.№1 зам.директора по
УВР Директор школы-интерната
«__»_______________2014г. ________ И.Н.
Сюсина _____________Р.К. Салихова
______________________
«___»___________2014г. «____»____________2014г.
АДАПТИРОВАННАЯ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
природоведению для 5б,в класса
на 2014-2015 учебный год
Учитель
Хусаинова Алия Ахметовна
2014г.
Пояснительная
записка
Рабочая программа учебного курса природоведения для 5
класса «Природа. Неживая и живая» составлена на основе федерального компонента
государственного стандарта основного общего образования и программы основного
общего образования по природоведению авторов: В.В.Пасечника, В.В.Латюшина,
В.М.Пакуловой (2009 год).
В
соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего
образования и в соответствии с учебным планом МБОУ школы-интерната г.Белебея
для 5 класса в объеме 2 учебных часа в неделю.
Количество контрольных работ за год – 5
Количество
лабораторных работ за год – 14
Количество
практических работ за год - 3
Курс
природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и
является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики,
химии, физической географии в основной школе.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Данная рабочая программа рассчитана на детей со
средней мотивацией и успеваемостью. Предполагается дифференцированное обучение
на всех этапах курса. В частности для детей со слабой успеваемостью
предполагается работа по обучению пересказа параграфа, усвоению элементарных
исторических терминов и понятий. Для детей с повышенной мотивацией
предполагается дополнительные задания в рабочих тетрадях, работа с
дополнительной литературой.
В соответствии с
указанными особенностями были поставлены следующие цели и задачи изучения
природоведения в 5 классе:
Цель
программы обучения:
Обеспечить
освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой
и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека.
Изучение
природоведения в 5 классе направлено на решение задач:
·
овладение
начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения,
описывать их результаты, формулировать выводы;
·
развитие
интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения познавательных задач;
·
воспитание
положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать
в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения,
соблюдать здоровый образ жизни;
·
применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни,
безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой
медицинской помощи.
Изложенный в
программе материал соответствует трем основным содержательным разделам
стандарта основного общего образования по природоведению — «Как человек
изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье
человека и безопасность жизни» — и распределен по соответствующим темам.
Кроме системы
знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так
и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными
литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с
ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических
проектов и т. д.
Содержание
программы учебного предмета
Природоведение.
Природа неживая и живая. 5класс.
Всего: 70 часов.
Введение (2 часа).
Природа.
Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.
1. Вселенная (8 часов).
Вселенная.
История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд.
Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние
до звезд, их яркость и движение.
Солнце
— раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия.
Значение солнечной энергии для жизни на Земле.
Планета
Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера,
биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.
Солнечная
система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение
космоса.
2. Строение и свойства вещества (12 часов).
Тела
и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и
газообразных тел.
Молекулы.
Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.
Вещества
чистые и смеси, простые и сложные.
Явления
природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые),
химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и
химических явлений природы в повседневной жизни.
Демонстрация
опытов по электризации тел путем трения.
3. Воздух (7 часов).
Состав
воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха
для живых организмов. Изменение состава воздуха.
Плотность
и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.
Нагревание воздуха от поверхности Земли.
Изменение температуры воздуха с высотой. Образование облаков. Осадки и их
виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в
природе.
Погода.
Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм
человека.
Значение
воздуха в природе. Охрана воздуха.
Демонстрация
модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).
Наблюдения
систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего
здоровья при различных погодных условиях.
4. Вода (4 часа).
Три
состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.
Вода
— растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе.
Работа
воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе.
Использование воды человеком. Охрана воды.
5. Горные породы (5 часов).
Горные
породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька,
песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.
Полезные
ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов
человеком, их экономия. Охрана недр.
Демонстрация коллекций горных пород и минералов,
полезных ископаемых.
6. Почва (6 часов).
Почва,
ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.
Состав
почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.
Плодородие
почвы. Обработка почвы. Почва и растения.
Эрозия
почв, ее виды. Охрана почв.
Демонстрация
почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств
почвы.
7. Организмы (5 часов).
Организм.
Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов:
среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных
к жизни в разных условиях среды обитания.
Экология
— наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.
Клеточное
строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.
Разнообразие
организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов.
Причины сокращения организмов.
Демонстрация
микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.
Наблюдения за растениями, животными, факторами
неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по
плану.
Экскурсия
в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к
условиям среды».
8. Растения (7 часов).
Характерные
признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы.
Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие
растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение
дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые
растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения
Красной книги.
Культурные
растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные,
цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных
растений в жизни человека.
Демонстрация
живых растений, гербарных образцов, таблиц.
Наблюдения
различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в
уголке живой природы.
9. Грибы (2 часа).
Грибы.
Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы
съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Демонстрация
свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.
10. Животные (6 часов).
Характерные
признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.
Дикие
животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в
водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.
Многообразие
диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные.
Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги.
Охрана Диких животных.
Домашние
животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание
благоприятных условий жизни.
Демонстрация
живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.
Наблюдения
за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.
11. Человек, его здоровье и безопасность
жизни (4 часа).
Общий
обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки
и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).
Правила
поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под
градом и др.).
Травмы
человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.
Наблюдения
за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической
нагрузки.
Требования
к результатам подготовки учащихся 5 класса по биологии
В
результате изучения природоведения ученик должен:
знать/
понимать
·
многообразие
тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы
изучения природы;
·
строение
живой клетки (главные части);
·
царства
живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);
·
среды
обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко
характеризовать);
·
природные
сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
·
изменения
природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
·
важнейшие
экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
·
основные
характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы
своей местности и пути их решения;
·
основные
характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы
своей местности и пути их решения;
уметь
·
узнавать
наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе
редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием
атласа определителя;
·
приводить
примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений
растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям
среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;
·
указывать
на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
·
находить
несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
·
описывать
собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и
полученные результаты;
·
сравнивать
природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
·
описывать
по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
·
использовать
дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
·
находить
значение указанных терминов в справочной литературе;
·
кратко
пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять
его главную мысль;
·
использовать
изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных
сообщениях (2-3 минуты);
·
пользоваться
приборами для измерения изученных физических величин;
·
следовать
правилам безопасности при проведении практических работ;
использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
·
определения
сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
·
измерение
роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с
возрастными нормами;
·
определения
наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и
опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в
природной среде;
·
составления
простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими
культурными растениями, домашними животными;
·
оказания
первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Формы
и средства контроля.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный
опрос и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках
каждой темы в виде фрагментов урока.
Рабочей
программой предусматривается проведение 14 лабораторных работ и трех
практических работ.
Лабораторная
работа №1 « Определение на звёздной карте
созвездий Северного полушария».
Цель работы: научить работать со звездной картой,
определять звездные созвездия.
Ход выполнения работы:
1. Внимательно рассмотреть карту звездного неба.
2. Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица.
Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.
3. Найти полярную звезду. В каком созвездии она
находится?
4. Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы.
Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать
созвездия и подписать их названия.
5. Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно
соединить две крайние звезды, расположенные напротив ручки
ковша в созвездии Большой Медведицы и продолжить эту линию до
первой яркой звезды, которая находится в конце ручки ковша
созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.
6. Встать к ней лицом. Прямо перед вами север.
Лабораторная
работа №2 «Определение на глобусе (карте
полушарий) экватора, полюсов, полушарий».
Цель работы: научить определять по глобусу и карте
полушарий экватор, полушария, полюса.
Ход работы:
1. Рассмотреть глобус и карту полушарий.
2. Найти северный полюс, Южный полюс, экватор,
Северное и Южное полушарие.
3. Описать их местоположение на глобусе.
Лабораторная
работа № 3 «Определение
физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».
Цель работы: научить определять свойства твердых,
жидких и газообразных тел.
Ход работы:
1. Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его
форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?
2. Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что
изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел
вы наблюдали.
3. На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды.
Наклонить пластинку. Что вы наблюдаете?
4. Сожмите ластик в руке и отпустите его.
Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите.
Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином.
Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.
5. Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой.
Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите
руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство
газообразных тел вы наблюдали.
Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».
Цель работы:
научиться описывать горные породы, определять их свойства.
Ход работы:
1.Рассмотреть
коллекцию горных пород.
2.Определить цвет
(металлический, неметаллический), прозрачность, твердость ( на
мягком ноготь оставляет царапину).
3.Заполнить таблицу:
Название горной породы
|
Цвет
|
Блеск
|
Прозрачность
|
Твердость
|
Происхождение
|
|
|
|
|
|
|
4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от
друга, что общего.
Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их
физическими свойствами».
Цель работы:
ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.
Ход работы:
1.Рассмотреть образцы
местных полезных ископаемых. Определить их названия.
2. Описать их внешний
вид, признаки (цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).
3. Сделать вывод о
свойствах каждого изученного полезного ископаемого.
4. Как используются
местные полезные ископаемые?
Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».
Цель работы: научиться распознавать органы цветковых
растений.
Ход работы:
1.Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую
функцию он выполняет в жизни растения?
2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в
жизни растения?
3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он
выполняет в жизни растения?
4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в
жизни растения?
5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните
их названия.
6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое
растение.
Лабораторная
работа №7 «Влияние температуры, воздуха и влажности на прорастание
семян».
Цель работы: определить влияние температуры,
воздуха и влажности на прорастание семян.
Ход работы:
1.Взять 4 стакана и в каждый поместить по 10-15 семян
гороха, фасоли или пшеницы.
2.Наблюдать, что происходит с семенами в каждом стакане
при определенных условиях. Сделать анализ.
3.Сделать выводы, какие условия необходимы для
прорастания семян.
Лабораторная
работа № 8 « Определение
названий растений».
Цель работы: определить названия растений,
занесенных в Красную Книгу.
Ход работы:
1.Рассмотреть растения на гербарии.
2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков
или атласом- определителем.
3.Выписать названия растений в тетрадь.
Лабораторная работа № 9
« Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
Цель
работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.
Ход
работы:
1.Рассмотреть
муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек. Зарисуйте в тетрадь
строение гриба.
1.Среди
грибов найти съедобные, ядовитые . Какие из них растут в нашей местности?
Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.
2.Выписать
в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.
Лабораторная работа № 10 «Узнавание животных своей местности».
Цель работы: научить узнавать животных своей местности по
рисункам.
Ход работы:
1. Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.
1. Выбрать животных, обитающих в нашей местности.
Выписать их названия в тетрадь. Какие из них нуждаются в охране?
2. Из животных своей местности опишите 2-3 животных
по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается,
поведение.
3. Сделать вывод о том, в каких отношениях находится
описываемое животное с факторами неживой и живой природы.
Лабораторная работа № 10 «
Определение показаний развития своего организма»
Цель
работы: Научиться определять показания развития своего организма.
Ход
работы:
1. Измерить
свой рост
2. Измерить
свой вес.
3. Измерить
свой пульс.
4. Измерить
температуру тела.
5. Запишите
полученные результаты в таблицу:
Показатели
развития
|
Показатели
измерений
|
Рост,
см.
|
|
Вес, кг.
|
|
Пульс,
уд/мин.
|
|
Температура,
С
|
|
6.
Сравните полученные результаты с показателями нормального развития организма по
таблице на стр. 211.. Сделать вывод о состоянии развития своего
организма: в норме, выше нормы, ниже нормы.
Лабораторная работа № 12 - 14 « Овладение способами оказания первой помощи
при ушибах, растяжении связок, кровотечениях».
Цель работы: научить оказывать первую помощь при ушибах,
растяжении связок, кровотечениях.
Ход работы:
1.Выбрать предполагаемое место ушиба. Взять мягкую
тряпочку и намочить ее в холодной воде. Положить мокрую тряпочку на ушибленное
место.
2.Снять охлажденную тряпочку, наложить на ушибленное
место давящую повязку. Плотно забинтовать.
3.Определить предполагаемое место растяжения
связок. Приложить к поврежденному месту холод, туго перебинтовать сустав.
4.Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении:
обработать кожу вокруг ранки настойкой йода. Закрыть ее бинтом или ватой.
Прижать пальцем. По какому признаку вы определили капиллярное кровотечение?
Виды
коррекционной работы с обучающимися СКК VII
вида
1) Коррекция
памяти через неоднократное повторение;
2) Психокоррекция
поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты;
3) Коррекция
зрительного восприятия через работу по образцу;
4) Коррекция
внимания через работу с таблицами, схемами, алгоритмами;
5) Коррекция
пространственной ориентации через распознавание знакомых предметов;
6) Коррекция
речи через комментирование действий и правил;
7) Коррекция
долговременной памяти через воспоминание, пояснение;
8) Развитие
слухового восприятия через лекцию;
9) Коррекция
мышления через поведения операции анализа;
10)Коррекция умений сопоставлять и делать
выводы;
11) Коррекция умений в установлении
причинно-следственных связей;
12) Коррекция индивидуальных пробелов в
знаниях через индивидуальную работу;
13) Коррекция волевых усилий при
выполнении задания.
Оценка достижения планируемых результатов освоения
рабочей программы учебного курса, предмета химии в классах
СКК VII вида .
Для поддержания интереса к обучению и созданию благоприятных и
комфортных условий для развития и восстановления эмоционально-личностной сферы
обучающихся рекомендуется осуществлять контроль устных и письменных работ по
учебным предметам по изменённой шкале оценивания. Так в вышеуказанных
документах, применительно к классам СКК 7 вида, рекомендуется не
применять при оценивании знаний обучающихся отметку «2», так как это влияет на
мотивацию в изучении данного предмета, а так же является преодолением негативных
особенностей эмоционально-личностной сферы, совершенствование учебной
деятельности обучающихся с задержкой психического развития, повышением их
работоспособности, активизацией познавательной деятельности. В основу
оценивания устного ответа обучающихся положены следующие показатели:
правильность, обоснованность, самостоятельность, полнота.
Ошибки:-
неправильный ответ на поставленный вопрос; — неумение ответить на поставленный
вопрос или выполнить задание без помощи учителя;- при правильном выполнении задания
неумение дать соответствующие объяснения.
Недочеты:-
неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;- при правильном ответе
неумение самостоятельно и полно обосновать и проиллюстрировать его;- неумение
точно сформулировать ответ решенной задачи; — медленный темп выполнения
задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника; — неправильное
произношение химических терминов.
Норма оценок в классах СКК VII вида (КРО)
Устные
ответы
«5» -ставиться,
если учащийся понимает сущность химических явлений, закономерностей;
-дает
правильный ответ на поставленный вопрос;
-строит
ответ самостоятельно или по учебнику, сопровождая примерами;
-умеет
применять теоретические знания на практике;
Допускается
1-2 неточности в ответе, которые ученик сам исправляет.
«4» -ставиться
в том случае, если в ответе допускается 1 ошибка, которую ученик сам может
исправить;
-или
не может применять знания в новой ситуации;
-не
умеет связывать ответ с предыдущим материалом, хотя ответ на поставленный
вопрос дал правильный.
«3» -если
учащийся в целом понимает сущность химических систем и процессов, происходящих
в них, но допускает грубые ошибки;
-недочеты
в ответе;
-затрудняется
делать выводы;
- не
умеет читать таблицы.
«2» -если
учащийся не овладел основными понятиями;
-допускать
грубые ошибки, которые не может исправить при помощи учителя, учащихся;
-недобросовестно
готовил домашнее задание;
Оценку
«2» в классах СКК VII вида (КРО) ставлю за письменные контрольные работы, тест,
если учащийся выполнил ½ работы (в обычных классах).
Практические
работы
«5» -ставиться,
если работа выполнена аккуратно в полном объеме с заданной последовательностью
проведения наблюдений, опытов;
-сделан
вывод, рисунки выполнены карандашом.
Допускаются
орфографические ошибки (учащихся очень неграмотные).
«4» -ставится,
если допущены (2-3) недочета;
-небрежность
в оформлении;
-вывод
неполный.
«3» -работа
выполнена не полностью;
-выводы
неполные, хотя оформлена работа аккуратно;
-рисунки
яркие, но нет пояснения к ним.
«2» -работа
выполнена на 50%;
-допущены
грубые ошибки;
-выводов
нет.
Календарно-тематическое
планирование
Природоведение.
5класс
№
п/п
|
Наименование раздела и тем
|
Часы учебного времени
|
1.
|
Введение
|
2ч
|
2.
|
Вселенная
|
8ч
|
3.
|
Строение и свойства вещества
|
12ч
|
4.
|
Воздух
|
7ч
|
5.
|
Вода
|
4ч
|
6.
|
Горные
породы
|
5ч
|
7.
|
Почва
|
6ч
|
8.
|
Организмы
|
5ч
|
9.
|
Растения
|
7ч
|
10.
|
Грибы
|
2ч
|
11.
|
Животные
|
6ч
|
12.
|
Человек,
его здоровье и безопасность жизни
|
4ч
|
13.
|
Резерв
|
2ч
|
Итого:
|
Всего:
|
70ч
|
Календарно-тематическое
планирование по природоведению 5б,в класса.
№
|
Тема
урока
|
Тип
урока
|
Дата
5б
|
Дата
5в
|
КРР
|
Примечание
|
п/п
|
урока
|
по
плану
|
факти
ческая
|
по
плану
|
факти
ческая
|
Введение (2 часа)
|
1
|
1
|
Неживая
и живая природа. Человек и природа. Вводный инструктаж по ТБ.
|
комбинированый
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
2
|
2
|
Как изучали природу.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
Вселенная (8 часов)
|
3
|
1
|
Звёзды
на небе.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
4
|
2
|
Практическая
работа.
Л.Р. №1 «Определение
на звёздной карте
Созвездий
Северного полушария».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
5
|
3
|
Земля –
наш дом.
Л.Р. №2 «Определение
на глобусе экватора, полюсов, полушарий».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
6
|
4
|
Оболочка
Земли.
П.Р. №1 «Ориентирование
на местности с помощью компаса».
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
7
|
5
|
Луна –
естественный спутник Земли.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
8
|
6
|
Солнце. Солнечная
система.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
9
|
7
|
Практическая
работа.
П.Р. №2 «Ориентирование
на местности по солнцу в полдень».
П.Р. №3 «Определение
сторон горизонта по звёздам».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
10
|
8
|
Обобщающее
повторение
по теме
«Вселенная».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Строение и свойство вещества (12 часов)
|
11
|
1
|
Тела и
вещества.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
12
|
2
|
Свойства
твёрдых тел, жидкостей, газов.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
13
|
3
|
Практическая
работа.
Л.Р. №3 «Определение
физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
14
|
4
|
Вещество
и смеси.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
15
|
5
|
Молекулы.
Атомы. Элементы.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
16
|
6
|
Движение
частиц вещества.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
17
|
7
|
Взаимодействие
частиц.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
18
|
8
|
Разнообразие
веществ.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
19
|
9
|
Явления
природы. Физические явления.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
20
|
10
|
Химические
явления. Горение.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
21
|
11
|
Окисление.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
22
|
12
|
Обобщающее
повторение по теме «Вещества».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Воздух (7 часов)
|
23
|
1
|
Воздух –
смесь газов.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
24
|
2
|
Свойства
воздуха.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
25
|
3
|
Вес
воздуха и атмосферное давление.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
26
|
4
|
Изменение
давления воздуха с высотой.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
27
|
5
|
Погода и
её предсказание.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
28
|
6
|
Практическая
работа.
П.Р. №4 «Описание
погоды за месяц».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
29
|
7
|
Обобщающее
повторение по теме «Воздух».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Вода (4 часа)
|
30
|
1
|
Три
состояния воды.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
31
|
2
|
Тепловое
расширение воды.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
32
|
3
|
Вода –
растворитель. Работа воды в природе.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
33
|
4
|
Обобщающее
повторение по теме «Вода».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Горные породы (5 часов)
|
34
|
1
|
Внутреннее
строение Земли. Л.Р. №4 «Описание минералов и горных пород,
определение их свойств».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
35
|
2
|
Разрушение
горных пород.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
36
|
3
|
Полезные
ископаемые. Металлы.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
37
|
4
|
Полезные
ископаемые нашей местности.
Л.Р. №5 «Ознакомление
с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
38
|
5
|
Обобщающее
повторение по теме: «Горные породы».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Почва - особое тело Земли (6 часов)
|
39
|
1
|
Образование
почв и их разнообразие.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
40
|
2
|
Состав и
свойства почвы.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
41
|
3
|
Уход за
почвой.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
42
|
4
|
Влияние
растений на почву.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
43
|
5
|
Разрушение
почв.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
44
|
6
|
Обобщающее
повторение по теме: «Почва».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Организмы (5 часов)
|
45
|
1
|
Организм
и его свойства.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
46
|
2
|
Где
живут организмы?
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
47
|
3
|
Увеличительные
приборы.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
48
|
4
|
Строение
организмов.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
49
|
5
|
Обобщающее
повторение по теме: «Организмы».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Растения - посредники между небом и Землей (7 часов)
|
50
|
1
|
Признаки
растений.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
51
|
2
|
Разнообразие
растительного мира.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
52
|
3
|
Строение
цветковых растений.
Л.Р. №6 «Распознавание
органов цветкового растения».
Л.Р. №7 «Влияние
температуры, воздуха и влажности на прорастание семян».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
53
|
4
|
Места
обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптека».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
54
|
5
|
Красная
книга растений. Л.Р. №8 «Определение названия растений».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
55
|
6
|
Многообразие
культурных растений.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
56
|
7
|
Обобщающее
повторение по теме: «Растения»
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Грибы (2 часа)
|
57
|
1
|
Разнообразие
грибов.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
58
|
2
|
Шляпочные
грибы.
Л.Р. №9 «Узнавание
съедобных и ядовитых грибов».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Животные – братья наши меньшие (6 часов)
|
59
|
1
|
Признаки
животных.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
60
|
2
|
Условия
жизни и многообразие диких животных.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
61
|
3
|
Значение
диких животных и их охрана.
Л.Р.№10 «Узнавание
животных своей местности».
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
62
|
4
|
Домашние
животные.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
63
|
5
|
Связи
живого и неживого.
|
комбинированный
|
|
|
|
|
Коррекция
внимания.
|
|
64
|
6
|
Обобщающее
повторение по теме: «Животные».
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
Человек. Его здоровье и безопасность жизни (4 часа)
|
65
|
1
|
Человек
и окружающая среда.
Л.Р. №11
«Определение
показателей развития своего организма».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
66
|
2
|
Как
беречь свое здоровье и жизнь.
Л.Р. №12
«Овладение
простейшими способами оказания первой помощи при ушибах».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
67
|
3
|
Способы
оказания первой помощи.
Л.Р. №13
«Овладение
простейшими способами оказания первой помощи при растяжении
связок».
Л.Р. №14и«Овладение
простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном
кровотечении».
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
68
|
4
|
Вредные
привычки и их предупреждение.
|
изучение
нового материала
|
|
|
|
|
Коррекция
памяти.
|
|
Резерв (2 часа)
|
69
|
1
|
Зачёт по
курсу природоведению.
|
обобщающий
|
|
|
|
|
Коррекция
учебных навыков.
|
|
70
|
2
|
Итоговый
урок.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Литература
1. Учебник:
Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для
общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2011.
– 222с.
2. Природоведение.
Природа. Неживая и живая. 5класс. Тематическое и поурочное планирование к
учебнику В.М.Пакуловой, Н.В.Ивановой «Природоведение. Природа. Неживая и живая.
5класс»: пособие для учителя / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа, 2011. –
111с.
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Учебно-методическое обеспечение
·
набор муляжей плодов и корнеплодов;
·
плодовые тела съедобных и ядовитых грибов (муляжи);
·
таблицы;
·
карты.
Оборудование лабораторное
Приборы
·
Лупа
Приборы
(демонстрационные)
·
Микроскоп учебный УМ-301
Оборудование
для опытов
·
Воронка лабораторная
·
Зажим пробирочный
·
Колба коническая
·
Колпак стеклянный
·
Ложка для сжигания веществ
·
Мензурка
·
Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ
·
Спиртовка лабораторная
·
Цилиндр измерительный
·
Чаша выпарительная
·
Лоток для раздаточного материала
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.