Пронинский филиал государственное бюджетное общеобразовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Борискино-Игар
Адаптированная программа по предмету «Математика»
для обучающихся 6 класса основной общеобразовательной школы и
обучающихся 6 класса по программе КРО VII вида
на 2012-2013 уч. год
Программу составила учитель математики Плохова Е.В. 2013г.
Утверждаю
ГБОУ СОШ с. Борискино-Игар
Директор школы _________________
|
Согласовано на МО
Протокол №1
от 27 августа 2011 г.
Руководитель МО_______
|
(Ф.И.О.)
Н.А. Николаев
Приказ № 148 - ОД
от 31августа 2011г.
|
(Ф.И.О.)
Е.Г.Тихонова
|
2013г.
Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа по математике для
основной общеобразовательной школы 6 класса составлена на основе:
- федерального компонента государственного стандарта общего
образования;
- примерной программы основного общего образования по математике 5-6
классы, к учебному комплексу для 5-6 классов (авторы Н.Я. Виленкин, В.И. Жохов,
А.С. Чесноков, С.И. Шварцбурд) – авт.-сост. В.И. Жохов. М.: Мнемозина, 2010г.;
- примерной программы, разработанной в институте коррекционной педагогике
российской академии образования (ИКП РАО);
- федерального перечня учебников, рекомендованных
Министерством образования Российской Федерации к использованию в
образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
- с учетом требований к оснащению образовательного процесса в
соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента
государственного стандарта общего образования;
- тематического планирования учебного материала;
- базисного учебного плана.
Содержание рабочей программы
направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне.
Она включает в себя все темы, предусмотренные Федеральным компонентом
государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Преобладающими формами текущего контроля выступают: письменный опрос,
самостоятельная работа, тестирование, устный опрос.
Виды и формы контроля: переводная аттестация, промежуточный,
предупредительный контроль; контрольные работы.
В классе обучаются дети с задержкой
психического развития (VII вида) – ЗПР, поэтому сохраняется
основное содержание образования математики, но дополняется своеобразием,
предусматривающим коррекционную направленность обучения.
ЗПР проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического
развития. У детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний,
ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных
процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности,
быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов. В одних случаях
(различные виды инфантилизма) у детей преобладает задержка развития
эмоционально-волевой сферы. В других случаях ЗПР преимущественно проявляется в
замедлении развития познавательной деятельности.
Программа
построена с учетом специфики усвоения учебного материала, испытывающими
трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки
психического развития.
Основной задачей обучения
математике в интегрированных классах, как и в общеобразовательной школе, является обеспечение прочных и
сознательных математических знаний и умений, необходимых учащимся в повседневной жизни и будущей трудовой деятельности.
Важнейшими коррекционными
задачами курса математики являются развитие логического мышления и речи учащихся, формирование у них навыков умственного
труда – планирование
работы, поиск рациональных путей ее
выполнения, осуществление
самоконтроля. Школьники должны научиться грамотно и аккуратно делать математические записи, уметь объяснить
их.
Дети с ЗПР из-за особенностей своего психического развития трудно
усваивают
программу
по математике. В связи с этим в
программу общеобразовательной школы
надо вносить некоторые изменения:
усилить разделы, связанные с
повторением пройденного материала,
увеличивать количество упражнений и заданий,
связанных с практической деятельностью
учащихся; некоторые темы давать как ознакомительные;
исключать отдельные трудные
доказательства; теоретический материал
рекомендуется преподносить в процессе
решения задач и выполнения заданий наглядно-практического
характера.
Учитывая психологические особенности
и возможности этих детей, целесообразно давать материал небольшими дозами, с
постепенным его усложнением, увеличивая количество тренировочных упражнений,
включая ежедневно материал для повторения и самостоятельных работ. Следует
избегать механического счета, формального заучивания правил, списывания готовых
решений и т.д. Учащиеся должны уметь показать и объяснить все, что они делают,
решают, рисуют, чертят, собирают. При решении задач дети должны учиться
анализировать, выделять в ней неизвестное, записывать ее кратко, объяснять
выбор арифметического действия, формулировать ответ, т.е. овладевать общими
приемами работы над арифметической задачей, что помогает коррекции их мышления
и речи. Органическое единство практической и мыслительной деятельности учащихся
на уроках математики способствуют прочному и сознательному усвоению базисных
математических знаний и умений.
Коррекционно-развивающая работа с детьми, испытывающими трудности в усвоении математики, должна
строиться в соответствии со следующими основными положениями:
· восполнение
пробелов начального школьного математического развития детей путем обогащения
чувственного опыта, организации предметно-практической деятельности;
· пропедевтический
характер обучения: подбор заданий, подготавливающих учащихся к восприятию новых
тем;
· дифференцированный
подход к детям – с учетом сформированности знаний, умений и навыков,
осуществляемый при выделении следующих этапов работы: выполнение действий в
материализованной форме, в речевом плане без наглядной опоры, в умственном
плане;
· формирование
операции обратимости и связанной с ней гибкости мышления;
· развитие
общеинтеллектуальных умений и навыков – активизация познавательной
деятельности: развитие зрительного и слухового восприятия, формирование
мыслительных операций;
· активизация
речи детей в единстве с их мышлением;
· выработка
положительной учебной мотивации, формирование интереса к предмету;
· формирование
навыков учебной деятельности, развитие навыков самоконтроля.
Любой учебный материал нужно использовать для формирования у
детей различных приемов мыслительной деятельности, для коррекции недостатков их
развития.
Данная
программа, сохраняя основное содержание образования, принятое для массовой
школы, отличается своеобразием, предусматривающем коррекционную направленность
обучения.
Изменения, внесенные в программу
1. Не рассматриваются темы «Столбчатые диаграммы», «Шар», «Масштаб», «Длина
окружности», «Площадь круга».
2. Рассматриваются ознакомительно: «Параллельные прямые», «Изменение величин»,
«Модуль числа».
3. В теме Делимость чисел основное внимание нужно уделять понятиям «делитель и
кратное». Упражнения проводить с опорой на таблицу умножения прямым подбором.
Большее внимание уделять знакомству с признаками делимости, понятием простого и
составного чисел. Разложение числа на простые множители не относить к числу
обязательных.
4.В теме Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями производить подбор
дробей с наиболее удобными знаменателями, которые не требуют громоздких
вычислений.
5.В теме Умножение и деление обыкновенных дробей подбирать задачи на нахождение
дроби от числа и числа по его дроби с самыми простейшими вычислениями.
6.В теме Отношения и пропорции при решении задач на прямую и обратную
пропорциональные зависимости, на проценты с помощью пропорции включать задачи
бытового характера, практические задачи по вычислению расстояний на карте,
подбирая при этом простейшие как по условию, так и по способу.
7.В теме Положительные и отрицательные числа включать игровые моменты с
использованием термометра, таблиц, карточек
8.В теме Координаты на плоскости включать игровые моменты по построению
различных фигур на координатной плоскости. При построении параллельных и
перпендикулярных прямых требовать только умения их строить и находить на
чертеже. Графики и диаграммы дать в ознакомительном порядке.
9.При изучении всего курса математики 6 класса вычисления производятся только
устно и письменно без применения калькулятора.
Преподавание курса
математики в 6 классе ведется по учебнику «Математика
6» Виленкин Н.Я., Жохова В.И., Чесноков А.С., Шварцбурд С.И. (М.: Мнемозина,
2008) очень удобен, содержит большое количество заданий как
устного, так и письменного плана, интересные логические задания, исторический
материал. Задания поделены на разделы (классный, домашний, творческий,
игровой).
Учебник позволяет свободно перейти в
7 классе на любой комплект УМК, что тоже не мало важно.
В учебнике найдутся упражнения и задания как для слабых учеников, так и для
наиболее сильных. Некоторые задания, с учетом специфики обучающегося контингента,
не выполняются, так как очень сложны, или наоборот их очень мало.
Общая характеристика учебного предмета
Данный курс создан на основе
личностно ориентированных, деятельностно- ориентированных и культурно
ориентированных принципов, сформулированных в стандарте 2-го поколения,
основной целью которого является формирование функционально грамотной
личности, готовой к активной деятельности и непрерывному образованию в
современном обществе, владеющей системой математических знаний и умений,
позволяющих применять эти знания для решения практических жизненных задач,
руководствуясь при этом идейно-нравственными, культурными и этическими
принципами, нормами поведения, которые формируются в ходе
учебно-воспитательного процесса.
При разработке рабочей программы
были учтены основные идеи и положения Программы формирования и развития учебных
универсальных действий (познавательных,
регулятивных, коммуникативных) для основного общего
образования, которые нашли свое отражение в формулировках метапредметных и
личностных результатов.
Содержание математического
образования в 6 классе представлено разделом арифметика, который служит базой для дальнейшего изучения учащимися математики и
способствует приобретению практических навыков в осуществлении арифметических
операций, необходимых в повседневной жизни.
Одним из приоритетных направлений в
обучении математике в 6 классе является формирование навыков осуществления
различного вида вычислений с помощью всевозможных вычислительных способов и
средств. Содержание курса 6 класса нацелено на достижение основной предметной
компетенции - вычислительной, а также метапредметных и личностных результатов
обучения.
Познавательные: в предлагаемом курсе математики изучаемые определения и правила
становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов. В
процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются
основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения,
аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения,
обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование
информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие
предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и
преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи,
рассматриваемые в данном курсе, можно выстроить индивидуальные пути работы с
математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления.
Отличительной особенностью рассматриваемого курса математики является
появление содержательного компонента «Решение комбинаторных задач».
Регулятивные:
математическое содержание позволяет развивать и эту группу умений. В процессе
работы ребёнок учится самостоятельно определять цель своей деятельности,
планировать её, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и
корректировать полученный результат (такая работа задана самой структурой учебника).
Коммуникативные: в процессе изучения математики осуществляется знакомство с
математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать
суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать
вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или
неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
Работая в соответствии с инструкциями к заданиям учебника, дети учатся работать
в парах, выполняя заданные в учебнике проекты в малых группах. Умение достигать
результата, используя общие интеллектуальные усилия и практические действия,
является важнейшим умением для современного человека.
Образовательные и воспитательные
задачи обучения математике решаются комплексно. В основе методического аппарата
курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа
читательской деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие
формировать у учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности.
Деятельностный подход
– основной способ получения знаний.
В основе методического аппарата курса лежит
проблемно-диалогическая технология, технология правильного типа читательской
деятельности и технология оценивания достижений, позволяющие формировать у
учащихся умение обучаться с высокой степенью самостоятельности. При этом
проблемная ситуация естественным образом строится на дидактической игре.
В данном курсе математики
представлены задачи разного уровня сложности по изучаемой теме. Это создаёт
возможность построения для каждого ученика самостоятельного образовательного
маршрута, пользуясь принципом минимакса.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В Федеральном базисном
образовательном плане на изучение математики в 6 классе отводится 5 часов в неделю,
всего - 170 часов.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценностные ориентиры изучения
предмета «Математика» в целом ограничиваются ценностью истины, однако данный
курс предлагает как расширение содержания предмета (компетентностные задачи,
где математическое содержание интегрировано с историческим и филологическим
содержанием параллельных предметных курсов), так и совокупность методик и
технологий (в том числе и проектной), позволяющих заниматься всесторонним
формированием личности учащихся средствами предмета «Математика» и, как
следствие, расширить набор ценностных ориентиров.
Ценность истины – это ценность
научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности
бытия, мироздания.
Ценность человека как разумного
существа, стремящегося к познанию мира и самосовершенствованию.
Ценность труда и творчества
как естественного условия человеческой деятельности и жизни.
Ценность свободы как свободы
выбора и предъявления человеком своих мыслей и поступков, но свободы,
естественно ограниченной нормами и правилами поведения в обществе.
Ценность гражданственности
– осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и
государства.
Ценность патриотизма
– одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России,
народу, в осознанном желании служить Отечеству.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета
По окончании курса математики в 6
классе у учащихся должны быть сформированы следующие результаты:
1. Предметные:
-
владение базовым понятийным аппаратом (обыкновенные дроби,
положительные и отрицательные числа, перпендикулярные и параллельные прямые,
координатная плоскость);
-
владение символьным языком математики;
-
владение навыками выполнения устных, письменных и
инструментальных вычислений;
-
владение навыками упрощения числовых и буквенных выражений.
2. Метапредметные:
-
наличие представлений об идеях и о методах математики как об
универсальном языке науки;
-
умение видеть математическую задачу в контексте проблемной
ситуации в окружающей жизни.
3. Личностные:
-
умение ясно и точно излагать свои мысли; развитие
креативного мышления.
Содержание
учебного предмета
1. «Делимость чисел»
(16/16 часов-для детей ЗПР)
Делимость натуральных чисел.
Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10. Простые и
составные числа. Разложение натурального
числа на простые множители. Наибольший общий
делитель и наименьшее общее кратное. Деление с
остатком.
Цель - завершить
изучение натуральных чисел, подготовить основу для освоения действий с
обыкновенными дробями.
Учащиеся должны знать:
·
понятия "делитель" и "кратное",
"наибольший общий делитель" и "наименьшее общее кратное";
·
признаками делимости на 2, 3, 5, 10;
Учащиеся должны
уметь:
·
применять алгоритмы нахождения наибольшего общего делителя и
наименьшего общего кратного;
·
разлагать число на простые множители;
2.
«Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями» (25/26часов)
Обыкновенная дробь.
Основное свойство дроби.
Сравнение дробей.
Сложение и вычитание дробей с разными знаменателями.
Цель – выработать
прочные навыки преобразования дробей, сложения и вычитания дробей.
Учащиеся
должны знать
·
основное свойство дроби;
·
понятие общего знаменателя;
·
правила сложения и вычитания дробей с разными
знаменателями;
Учащиеся должны уметь:
· выполнять
сложение и вычитание дробей с разными знаменателями и смешанных чисел;
·
сравнивать дроби и упорядочивать наборы дробных чисел;
·
сокращать дроби;
3. «Умножение и деление обыкновенных дробей» (33/33
часа)
Умножение и деление обыкновенных дробей. Нахождение части от целого и целого по
его части.
Цель – выработать прочные навыки арифметических
действий с обыкновенными дробями и решения основных задач на дроби.
Учащиеся должны знать:
- правила умножения
и деления дробей и смешанных чисел;
Учащиеся должны уметь:
·
выполнять умножение и деление дробей
·
применять распределительный закон умножения при действиях с
дробями;
·
решать текстовые задачи на нахождение дроби от числа и числа
по его дроби;
·
вычислять дробные выражения;
4. «Отношения и
пропорции» (17/15 часов)
Отношение, выражение отношения в процентах.
Пропорция. Пропорциональная и обратно
пропорциональная зависимости.
Цель – сформировать понятия
пропорции, прямой и обратной пропорциональностей величин.
Учащиеся должны знать:
·
основное свойство пропорции;
Учащиеся должны уметь:
·
решать задачи с помощью пропорций на проценты;
·
решать практические задачи на прямую и обратную
пропорциональную зависимости.
5. «Положительные и отрицательные числа» (13/12 часов)
Целые числа: положительные, отрицательные и
нуль. Модуль (абсолютная величина) числа. Сравнение рациональных чисел.
Цель – расширить
представления учащихся о числе путем введения отрицательных чисел.
Учащиеся должны знать:
·
понятие координатной прямой;
·
понятие модуля числа;
·
противоположные числа;
Учащиеся должны уметь:
·
изображать положительные и отрицательные числа на
координатной прямой;
·
уяснить понятие модуля числа;
·
сравнивать числа;
6. «Сложение и вычитание положительных и отрицательных числа»
(12/15 часов)
Сложение и
вычитание положительных и отрицательных чисел.
Цель – выработать прочные навыки сложения и вычитания
положительных и отрицательных чисел.
Учащиеся должны знать:
·
правила сложения и вычитания положительных и отрицательных
чисел;
Учащиеся должны уметь:
·
выполнять сложение и вычитание положительных и отрицательных
чисел;
7. «Умножение и деление положительных и отрицательных чисел»
(9/10 часов)
Умножение и деление положительных и отрицательных чисел.
Числовые выражения, порядок действий в них, использование скобок. Законы
арифметических действий: переместительный, сочетательный, распределительный.
Цель - выработать
прочные навыки арифметических действий с положительными и отрицательными
числами.
Учащиеся должны знать:
·
правила умножения и деления положительных и
отрицательных чисел;
·
рациональные числа;
Учащиеся должны уметь:
·
выполнять умножение и деление положительных и отрицательных
чисел;
·
выполнять арифметические действия с рациональными числами;
8. «Решение уравнений» (18/18 часов)
Уравнение с одной переменной. Корень
уравнения. Линейное
уравнение. Простейшие преобразования
выражений: раскрытие скобок, приведение подобных слагаемых.
Цель – подготовить
учащихся к выполнению преобразований выражений, решению уравнений.
Учащиеся
должны знать:
·
правило раскрытия скобок;
·
правило приведения подобных слагаемых;
Учащиеся должны уметь:
·
решать линейные уравнений и уравнения, сводящиеся к ним;
·
выполнять простейшие преобразования выражений при решении
уравнений;
·
выполнять арифметические действия с рациональными числами;
9 «Координаты на плоскости» (11/9 часов)
Параллельные
и перпендикулярные прямые (знакомство).
Декартовы координаты на плоскости. Координаты
точки.
Цель – познакомить учащихся с прямоугольной
системой координат на плоскости.
Учащиеся
должны знать:
· определение
перпендикулярных и параллельных прямых;
· координатную плоскость;
Учащиеся должны уметь:
·
распознавать параллельные и перпендикулярные прямые,
различать их взаимное расположение;
· определять координаты точки плоскости;
· строить точки с заданными координатами;
·
строить фигуры по точкам.
10. «Повторение» (16/16 часов)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.