Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья – специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 9
Рассмотрено:
Согласовано:
Утверждено:
на
_____________________ заместитель директора директор
протокол
№ _____ по УВР_________________ МКОУ
СКОШ VIII вида № 9
от
«___»_______20___г. _______________________ _____________
Поставная А.К.
(ФИО, подпись) приказ № ___ от «___»_______20_г.
Адаптированная образовательная
рабочая
программа
общего
образования
«Чтение и развитие речи»
5 – 9 классы
Мысковский городской округ
2014
Программа разработана: Кузнецовой Ж.В. – учителем чтения и развития речи
Адаптированная образовательная рабочая программа по чтению и развитию
речи разработана на основе Программы специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, 5 – 9 классы, под
редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010
г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта общего образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от
6 октября 2009 г.).
Структура рабочей программы
1) Пояснительная
записка.
2) Общая
характеристика учебного предмета.
3) Описание
места учебного предмета, курса в учебном плане.
4) Личностные,
метапредметные и предметные результаты освоения предмета.
5)
Содержание учебного предмета.
6) Тематическое
планирование с определением основных видов учебной деятельности.
7) Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса.
8)
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Важнейшие задачи образования в начальной школе: формирование
предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность
продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться –
способности к самоорганизации с целью решения учебных задач; индивидуальный
прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной,
познавательной, регулятивной реализуются в процессе обучения всем предметам.
Однако каждый из них имеет свою специфику.
В начальной школе чтение и развитие речи служит
опорным предметом для изучения смежных дисциплин, а в дальнейшем знания и
умения, приобретенные при ее изучении, и первоначальное овладение чтением и
развитием речи станут необходимыми для подготовки учащихся с ОВЗ к жизни,
овладению доступными профессионально-трудовыми навыками и фундаментом обучения в
основной школе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений.
Адаптированная
рабочая программа по учебному курсу «Чтение и развитие речи» составлена с
учетом психофизических особенностей обучающихся
с ОВЗ.
Характеризуя обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, хочется
отметить, что умственная отсталость связана с нарушениями интеллектуального развития, которые возникают вследствие органического поражения головного мозга на ранних этапах онтогенеза (от момента внутриутробного развития до трех лет). Общим признаком у всех обучающихся с умственной
отсталостью выступает
недоразвитие психики с явным преобладанием интеллектуальной недостаточности, которое приводит к затруднениям в усвоении содержания школьного образования и социальной адаптации.
Своеобразие развития детей с легкой умственной
отсталостью обусловлено особенностями их высшей нервной
деятельности, которые выражаются в разбалансированности процессов возбуждения и торможения, нарушении взаимодействия первой
и второй сигнальных систем. В структуре психики таких обучающихся
в первую очередь отмечается недоразвитие познавательных интересов и снижение
познавательной активности, что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не только высшие
психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых
случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является процесс мышления, и прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вследствие чего знания обучающегося
с умственной отсталостью об окружающем
мире являются неполными и, возможно,
искаженными, а их жизненный опыт крайне беден. В свою очередь, это оказывает
негативное влияние на овладение
знаниями в процессе школьного
обучения.
Развитие всех психических процессов у ребенка с легкой умственной
отсталостью отличается
качественным своеобразием, при этом нарушенной оказывается уже первая ступень познания – ощущения и восприятие. Неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых, кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых
ощущений приводят к затруднению адекватности ориентировки в окружающей
среде. В процессе освоения
учебного предмета это проявляется в замедленном темпе узнавания и понимания
учебного материала.
Вместе с тем,
несмотря на имеющиеся недостатки,
обучающийся
с умственной отсталостью оказывается значительно более сохранным, чем процесс мышления, основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез,
сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация. У этой категории обучающихся из всех видов мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное
и словесно-логическое) в большей
степени
нарушено
логическое мышление, что выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Особые сложности возникают у обучающегося при понимании переносного смысла
отдельных
фраз
или целых текстов. Обучающемуся с легкой умственной отсталостью присуща сниженная
активность мыслительных процессов и
слабая регулирующая роль мышления: как правило, они
начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания,
не имея внутреннего плана действия.
Особенности восприятия и осмысления обучающимся учебного материала неразрывно связаны с особенностями его памяти. Запоминание, сохранение и воспроизведение полученной информации обучающегося с умственной
отсталостью также обладает целым рядом специфических особенностей: лучше запоминает внешние, иногда случайные, зрительно воспринимаемые признаки,
при этом, труднее
осознается и запоминается внутренние логические связи; формируется произвольное
запоминание, которое требует многократных повторений. Менее
развитым оказывается логическое опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть сформирована на более высоком
уровне. Недостатки памяти
обучающихся с умственной
отсталостью проявляются не столько
в трудностях получения
и сохранения информации, сколько ее воспроизведения:
вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим
количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Однако использование различных дополнительных средств и приемов
в обучении (иллюстративной, символической наглядности, различных вариантов планов, вопросов
педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на повышение
качества воспроизведения словесного материала.
Особенности нервной системы школьника с умственной отсталостью проявляется и в особенностях их внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью, трудностями его распределения, замедленностью переключения. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности.
Для успешного
обучения необходимы достаточно развитые представления и воображение. Представлениям обучающихся с умственной
отсталостью свойственна недифференцированность, фрагментарность, уподобление образов,
что, в свою очередь,
сказывается на узнавании
и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее
сложных процессов
отличается значительной несформированностью, что выражается
в его
примитивности, неточности и схематичности.
У обучающихся с умственной отсталостью отмечаются
недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых
является нарушение взаимодействия между первой
и второй сигнальными системами, что, в свою очередь,
проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической.
Психологические особенности обучающегося
с умственной отсталостью проявляются и в нарушении эмоциональной сферы.
При легкой умственной
отсталости эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью.
Волевая сфера обучающихся,
воспитанников характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений, большой внушаемостью. В процессе выполнения учебного задания
они
часто
уходят
от
правильно
начатого
выполнения
действия,
«соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем переносят их в прежнем
виде, не учитывая изменения
условий.
Таковы наиболее характерные
черты недоразвития и особенности протекания познавательных и
эмоционально-волевых процессов умственно отсталых школьников.
Чтение и развитие речи является эффективным
средством всестороннего развития личности обучающегося с ОВЗ. На уроках чтения
в 5-9 классах продолжается формирование у школьников техники чтения:
правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого
материала. Это связано с тем, что не все учащиеся старших классов в достаточной
степени владеют указанными навыками. Кроме того, изучение каждого
художественного произведения вызывает у них затруднения при его чтении и
понимания содержания. Ведь рекомендуемые произведения разножанровые и при
работе с ним требуется большая методическая вариативность.
Обучающиеся с ОВЗ трудно воспринимают биографические
данные писателей, тем более их творческий путь, представленный даже в
упрощенном варианте. Биографию писателей они часто отождествляют с биографией
героев читаемых произведений. В исторических произведениях учащиеся с трудом
воспринимают описываемые события, не всегда понимают слова и выражения,
используемые автором.
Для передачи того или иного факта, поступка героя.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники
чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое
внимание развитию речи учащихся и их мышлению.
Обучающиеся учатся отвечать на поставленные вопросы;
полно, правильно, последовательно передавать содержание прочитанного; кратко
пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и
второстепенных героев. Давать им характеристику, адекватно оценивать их
действия и поступки; устанавливать несложные причинно-следственные связи и
отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.
Это требует серьезной методической подготовки учителя
к уроку по каждому художественному произведению, способствует решению проблемы
нравственного воспитания обучающихся, понимания ими соответствия описываемых
событий жизненным ситуациям.
Адаптированная рабочая программа по чтению и
развитию речи, 5-9 классы разработана на основе программы специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, под редакцией
доктора педагогических наук В. В. Воронковой, Москва «Просвещение» 2010
г. и в соответствии с требованиями Федерального Государственного
образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобрнауки РФ
№ 1897 от 17 декабря 2010г.).
Нормативно-правовую базу разработки адаптированной рабочей
программы «Чтение и развитие
речи» составляют:
·
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ);
·
Нормативно-методические документы Минобрнауки Российской Федерации и другие нормативно-правовые
акты в области образования;
·
Адаптированная основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе
ФГОС для обучающихся с умственной
отсталостью;
·
Положение
о рабочей программе школы;
·
Устав образовательной организации.
Программа обеспечивается УМК:
Чтение, 5 класс, автор - составитель:
Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.
Чтение, 6 класс, автор-составитель:
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.- М.:Просвещение, 2014г.
Чтение,
7 класс, автор-составитель
А.К. Аксёнова, учебник для специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.
Книга для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева
З.Ф.- М.: Просвещение, 2013г
Чтение, 9 класс,
автор-составитель: А.К. Аксёнова,
М.И.Шишкова - М.:
Просвещение, 2014г.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Процесс
обучения чтению и развитию речи неразрывно связан с решением специфической
задачи специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств
ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости,
настойчивости, воли, любознательности, формированием умений планировать свою
деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение чтению и
развитию речи носит практическую направленность и тесно связано с другими
учебными предметами, жизнью, является одним из
средств социальной адаптации в условиях современного общества.
Цели и задачи обучения:
- овладение осознанным, правильным, беглым и
выразительным чтением как базовым навыком в системе образования школьников;
формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной
читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных
способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных
произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение
первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
- обогащение нравственного опыта школьников средствами
художественного текста; формирование представлений о добре и зле, уважения к
культуре народов многонациональной России и других стран.
Наряду с этими задачами на занятиях
решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию и развитие:
– основных мыслительных
операций;
– наглядно-действенного, наглядно-образного
и словесно-логического мышления;
– зрительного восприятия и
узнавания;
– пространственных
представлений и ориентации;
– речи и обогащение
словаря;
– коррекцию нарушений
эмоционально-волевой и личностной сферы;
– коррекцию индивидуальных
пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Основные виды деятельности
на уроке
Аудирование (слушание) — это
умение слушать и слышать, т. е. адекватно воспринимать на слух звучащую речь
(высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Чтение понимается как
осознанный самостоятельный процесс чтения доступных по объему и жанру
произведений, осмысление цели чтения (зачем я буду читать) и выбор вида чтения
(ознакомительное, выборочное и т. д.); выразительное чтение с использованием
интонации, темпа, тона, пауз, ударений — логического и др., соответствующих
смыслу текста.
Говорение (культура речевого общения) на основе
разных видов текстов определяет специфические умения участия в диалоге:
отвечать и задавать вопросы по тексту; создавать монолог: отбирать и
использовать изобразительно-выразительные
средства языка для создания собственного устного
высказывания; воплощать свои жизненные впечатления в словесных образах,
выстраивать композицию собственного высказывания, раскрывать в устном
высказывании авторский замысел, передавая основную мысль текста.
Каждый урок чтения и развития речи оснащается
необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими
средствами обучения.
Программный
материал в программе представлен в сравнительно небольшом объеме с учетом
индивидуальных показателей скорости и качества усвоения представлений, знаний,
умений практического материала, их применения в зависимости от степени
выраженности и структуры дефекта обучающихся, что предусматривает необходимость
индивидуального и дифференцированного подхода на уроках чтения и развития речи.
Контроль за состоянием
техники чтения проводится 1 раз в четверть.
3. Описание места учебного предмета в учебном плане ОУ
Согласно учебному
плану всего на изучение учебного предмета «Чтение и развитие речи» в средней
школе выделяется; в 5-м, 6-м классах - 4 часов в неделю, 136 часов в год ( 34
учебные недели); в 7х, 8-х 9-х – 102 часов в год, в неделю 3 часов (34 учебные
недели)
4 Личностные, метапредметные и
предметные результаты освоения предмета.
Личностные УУД
-
гордиться
школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей;
-
адекватно
эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.
-
уважительно
и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
-
бережно
относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны;
-
понимать
личную ответственность за свои поступки на основе представлений о этических
нормах и правилах поведения в современном обществе.
Метапредметными
результатами изучения курса Чтение и развитие
речи является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
-
принимать
и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач,
осуществлять коллективный поиск средств их существования;
-
осознанно
действовать на основе разных видов инструкций для решения учебных задач;
-
осуществлять
взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное
поведение и поведение окружающих;
-
осуществлять
самооценку и самоконтроль деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль
и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные УУД
-
дифференцированно
воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
-
использовать
логические действия (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию,
установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на
наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в
соответствии с индивидуальными возможностями, применять начальные сведения о сущности
и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных,
социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием
конкретного учебного предмета и для решения познавательных и практических
задач;
-
использовать
в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие доступные
существенные связи и отношения между объектами и процессами.
-
Коммуникативные УУД
·
вступать
и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия
(учебных, трудовых, бытовых и др.);
·
слушать
собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения,
аргументировать свою позицию;
·
дифференцированно
использовать разные виды речевых высказываний (вопросы, ответы, повествование,
отрицание и др.) в коммуникативных ситуациях с учетом специфики участников
(возраст, социальный статус, знакомый – незнакомый и т.п.);
·
использовать
разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач;
·
использовать
разные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и
познавательных задач, в том числе информационные.
·
5) Содержание учебного предмета, курса;
5 класс
№ п/п
|
Название раздела / темы
|
Количество
часов
|
1.
|
Устное народное
творчество
|
4
|
2.
|
Сказки
|
16
|
3.
|
Картины родной
природы
|
13
|
4
|
О друзьях
товарищах
|
10
|
5
|
Басни И.А.
Крылова
|
6
|
6
|
Спешите делать
добро
|
10
|
7
|
Картины родной
природы
|
25
|
8
|
О животных
|
12
|
9
|
Из прошлого
нашего народа
|
15
|
10
|
Из произведений
зарубежных писателей
|
16
|
11
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
12
|
Региональный
компонент
|
10
|
|
|
|
6 класс
№ п/п
|
Название раздела / темы
|
Количество
часов
|
1.
|
В.П.Астафьев
|
5
|
2.
|
П.П. Бажов
|
4
|
3.
|
В.В.Бианки
|
3
|
4
|
А.М.Волков
|
2- 14
|
5
|
А.П.Гайдар
|
3
|
6
|
Л.А.Кассиль
|
6
|
7
|
В.П. Катаев
|
2
|
8
|
С.Я. Маршак
|
8
|
9
|
Мамин - Сибиряк
|
3
|
10
|
Н.Н.Носов
|
6
|
11
|
К.Г.Паустовский
|
7
|
12
|
Е.А.Пермяк
|
1
|
13
|
М.Н.Пришвин
|
10
|
14
|
Дж. Родари
|
6
|
15
|
Г.А. Скрибицкий
|
3
|
16
|
И.В.Крылов
|
2
|
17
|
А.С. Пушкин
|
1
|
18
|
М.Зощенко
|
2
|
19
|
В.Песков
|
1
|
20
|
М.Ножкин
|
1
|
21
|
А.Алексеев
|
3
|
22
|
Р.Глинка
|
1
|
23
|
Е.Холмогоров
|
8
|
24
|
И.Никитин
|
1
|
25
|
И.Суриков
|
1
|
26
|
Ю.Рит хеу
|
2
|
27
|
Ю.Дмитриев
|
2
|
28
|
В.Жуковский
|
1
|
29
|
А.Твардовский
|
1
|
30
|
А.Плещев
|
1
|
31
|
В.Набоков
|
1
|
32
|
М.Дудин
|
1
|
33
|
Н.Рыленков
|
1
|
34
|
В.Бии
|
1
|
35
|
А.Дорохов
|
1
|
36
|
А.Толстой
|
1
|
37
|
Устное народное творчество. Сказки
народов мира
|
24
|
38
|
Внеклассное чтение
|
9
|
39
|
Региональный компонент
|
10
|
7 класс
№ п/п
|
Название раздела / темы
|
Количество
часов
|
4.
|
Произведения
русских писателей 19 века
|
30
|
5.
|
Произведения
русских писателей 1 – й половины 20 века
|
49
|
6.
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
4
|
В том числе
региональный компонент
|
10
|
8 класс
№ п/п
|
Название раздела / темы
|
Количество
часов
|
1.
|
Произведения
русских писателей 19 века
|
33
|
2.
|
Произведения
русских писателей 1- й половины 20 века
|
22
|
3.
|
Произведения
русских писателей 2- й половины 20 века
|
24
|
4
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
5
|
В том числе
региональный компонент
|
10
|
|
|
|
9 класс
№ п/п
|
Название раздела / темы
|
Количество
часов
|
1.
|
Устное народное
творчество
|
8
|
2.
|
Из произведений
русской литературы 19века
|
42
|
3.
|
Из произведений
русской литературы 20 века
|
43
|
4
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
5
|
Региональный
компонент
|
10
|
|
|
|
6) Тематическое планирование с определением основных видов учебной
деятельности;
5
класс
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
В
том числе на:
|
Форма
контроля
|
Уроки освоения новых знаний
|
Уроки
закрепле
ния знаний
|
Уроки
комплексного примене
ния знаний
|
Уроки обобщения
и систематизации знаний
|
Уроки
контроля, оценки
и коррекции знаний
|
1.
|
Устное народное
творчество
|
4
|
Урок
формирова ния новых знаний -1 Урок-беседа -2
|
|
|
Урок-игра
-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
2.
|
Сказки
|
16
|
Вводный
урок -1
Урок
формирова
ния
новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-5
|
|
Урок-игра
-2
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
3.
|
Картины родной
природы
|
13
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-2
Урок
формирова
ния
новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
|
Урок
путешествие-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
4.
|
О друзьях
товарищах
|
10
|
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-7
|
Медиа-урок-1
|
|
Урок-игра
-1
|
|
Тест
|
5.
|
Басни И.А.
Крылова
|
6
|
Урок –лекция-1
Урок
формирова
ния
новых знаний -2
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
|
Урок
путешествие-1
|
|
|
6.
|
Спешите делать
добро
|
10
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-2
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
|
Урок
путешествие-1
|
|
Тест
|
7.
|
Картины родной
природы
|
25
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-5
Урок
формирова
ния
новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-10
|
|
Урок
путешествие-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
8.
|
О животных
|
12
|
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-7
|
Медиа-урок-3
|
|
Урок-игра
-1
|
|
Тест
|
9.
|
Из прошлого
нашего народа
|
15
|
Урок –лекция-1
Урок
формирования новых знаний -5
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-7
|
|
Урок
путешествие-1
|
|
|
10.
|
Из произведений
зарубежных писателей
|
16
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-5
Урок
формирова
ния
новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
|
Урок
путешествие-1
|
Урок-зачет
-1
|
|
11.
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-4
|
Медиа-урок-3
|
|
Урок-игра
-1
|
|
|
12.
|
Региональный
компонент
|
10
|
Урок –лекция-1
Урок
формирования новых знаний -5
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-2
|
|
Урок
путешествие-1
|
|
|
|
Итого
за курс,
в
том числе региональный компонент
|
136/10
|
Формы
уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения
программного материала.
|
6
класс
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
В
том числе на:
|
Форма
контроля
|
Уроки освоения новых знаний
|
Уроки
закрепле
ния знаний
|
Уроки
комплексного примене
ния знаний
|
Уроки обобщения
и систематизации знаний
|
Уроки
контроля, оценки
и коррекции знаний
|
1.
|
Произведения
русских писателей 19 века
|
16
|
Урок
формирова ния новых знаний -3
Урок-беседа
-2
|
Медиа
урок-9
|
|
Урок-игра
-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
2.
|
Произведения
русских писателей 20 века
|
41
|
Вводный
урок -10
Урок
формирова
ния
новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-5
|
|
Урок-игра
-2
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
3.
|
Родная природа и
бережное отношение к ней
|
26
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-5
Урок
формирова
ния
новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
Медиа
урок-10
|
Урок
путешествие-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
4.
|
Героическое
прошлое нашей Родины
|
14
|
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-7
|
Медиа-урок-5
|
|
Урок-игра
-1
|
|
Тест
|
5.
|
Труд людей
|
6
|
Урок –лекция-1
Урок
формирова
ния
новых знаний -1
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
Медиа-урок-1
|
Урок
путешествие-1
|
|
|
6.
устное
|
Устное народное
творчество «Сказки народов мира»
|
24
|
Вводный
урок-4
Урок-беседа
-9
|
Медиа-урок-10
|
|
Урок-игра
-1
|
|
Тест
|
7.
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
Урок –лекция-1
Урок
формирова
ния
новых знаний -2
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-4
|
|
Урок
путешествие-1
|
|
|
8.
|
В том числе
региональный компонент
|
10
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-2
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-5
|
|
Урок
путешествие-1
|
|
Тест
|
|
Итого
за курс,
в
том числе региональный компонент
|
136/10
|
Формы
уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения
программного материала.
|
7
класс
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
В
том числе на:
|
Форма
контроля
|
Уроки освоения новых знаний
|
Уроки
закрепле
ния знаний
|
Уроки
комплексного примене
ния знаний
|
Уроки обобщения
и систематизации знаний
|
Уроки
контроля, оценки
и коррекции знаний
|
1.
|
Произведения
русских писателей 19 века
|
30
|
Урок
формирова ния новых знаний -1 Урок-беседа -15
|
Медиа
урок- 12
|
|
Урок-игра
-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
2.
|
Произведения
русских писателей 1 – й половины 20 века
|
49
|
Вводный
урок -6
Урок
формирова
ния
новых знаний -10
|
Урок-совершенствование-10
Медиа-урок-5
|
Медиа
урок-15
|
Урок-игра
-2
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
3.
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-2
Урок
формирова
ния
новых знаний -1
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
Медиа
урок-1
|
Урок
путешествие-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
4.
|
В том числе
региональный компонент
|
10
|
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-7
|
Медиа-урок-1
|
|
Урок-игра
-1
|
|
Тест
|
|
Итого
за курс,
в
том числе региональный компонент
|
102/10
|
Формы
уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения
программного материала.
|
8
класс
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
В
том числе на:
|
Форма
контроля
|
Уроки освоения новых знаний
|
Уроки
закрепле
ния знаний
|
Уроки
комплексного примене
ния знаний
|
Уроки обобщения
и систематизации знаний
|
Уроки
контроля, оценки
и коррекции знаний
|
1.
|
Произведения
русских писателей 19 века
|
33
|
Урок
формирова ния новых знаний -1 Урок-беседа -10
|
|
Медиа
урок -20
|
Урок-игра
-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
2.
|
Произведения
русских писателей 1- й половины 20 века
|
22
|
Вводный
урок -1
Урок
формирования новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-5
Медиа-урок-7
|
|
Урок-игра
-2
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
3.
|
Произведения
русских писателей 2- й половины 20 века
|
24
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-2
Урок
формирования новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
Медиа
урок- 11
|
Урок
путешествие-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
4.
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-4
|
Медиа-урок-1
|
Медиа
урок -2
|
Урок-игра
-1
|
|
Тест
|
5.
|
В том числе
региональный компонент
|
10
|
Урок –лекция-1
Урок
формирования новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
|
Урок
путешествие-1
|
|
|
|
Итого
за курс,
в
том числе региональный компонент
|
102/10
|
Формы
уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения
программного материала.
|
9
класс
№ п/п
|
Наименование
разделов и тем
|
Всего
часов
|
В
том числе на:
|
Форма
контроля
|
Уроки освоения новых знаний
|
Уроки
закрепле
ния знаний
|
Уроки
комплексного примене
ния знаний
|
Уроки обобщения
и систематизации знаний
|
Уроки
контроля, оценки
и коррекции знаний
|
1.
|
Устное народное
творчество
|
8
|
Урок
формирова ния новых знаний -1 Урок-беседа -1
|
|
Медиа
урок -4
|
Урок-игра
-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
2.
|
Из произведений
русской литературы 19века
|
42
|
Вводный
урок -1
Урок
формирования новых знаний -10
|
Урок-совершенствование-5
Медиа-урок-15
|
|
Урок-игра
-1
|
Урок-зачет
-10
|
Тест
|
3.
|
Из произведений
русской литературы 20 века
|
43
|
Вводный
урок -1
Урок
–лекция-10
Урок
формирования новых знаний -12
|
Урок-совершенствование-6
Медиа-урок-1
|
Медиа
урок- 11
|
Урок
путешествие-1
|
Урок-зачет
-1
|
Тест
|
4.
|
Внеклассное
чтение
|
9
|
Вводный
урок-1
Урок-беседа
-4
|
Медиа-урок-1
|
Медиа
урок -2
|
Урок-игра
-1
|
|
Тест
|
5.
|
Региональный
компонент
|
10
|
Урок –лекция-1
Урок
формирования новых знаний -6
|
Урок-совершенствование-1
Медиа-урок-1
|
|
Урок
путешествие-1
|
|
|
|
Итого
за курс,
в
том числе региональный компонент
|
102/10
|
Формы
уроков могут быть изменены на усмотрение учителя, по мере прохождения
программного материала.
|
7. Описание
учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного
процесса
Из материально – технического обеспечения имеется в наличии: компьютерный
стол, специализированный стул, компьютер, отдельная комната.
Эффективность преподавания во многом зависит не только от содержания учебного
материала, но и от условий обучения. Одним из важнейших факторов
совершенствования учебно-воспитательного процесса является кабинетная
система. Кабинет, в котором проходит индивидуальное обучение
соответствует следующим требованиям по санитарно-эпидемиологические правила и
нормативы СанПиН 2.4.2.2821-1 (от 29 декабря 2010
г. N 189)
·
Для
подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее
цветовая маркировка (согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.4)
·
Ученическая
мебель изготовлена из материалов безвредных для здоровья детей и соответствует
росто-возрастным особенностям обучающегося и требованиям эргономики (согласно СанПиН
2.4.2.2821-10 п.5.2)
·
При
оборудовании учебных помещений соблюдаются размеры проходов и расстояния
(согласно СанПиН 2.4.2.2821-10 п.5.6)
·
Кабинет
имеет естественное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к
естественному, искусственному, совмещенному освещению (согласно СанПиН
2.4.2.2821-10 п.7.1.)
В кабинете используется
ТСО: компьютер, проектор (технические средства установлены согласно СанПиН
2.4.2.2821.)
Программа обеспечивается УМК:
Чтение, 5 класс, автор - составитель:
Малышева З.Ф.- М.:Просвещение, 2013г.
Чтение, 6 класс, автор-составитель:
Бгажнокова И.М., Погостина Е.С.- М.:Просвещение, 2014г.
Чтение,
7 класс, автор-составитель А.К. Аксёнова, учебник для специальных
(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2013 г.
Книга
для чтения , 8 класс, автор-составитель: Малышева З.Ф.- М.: Просвещение,
2013г
Чтение, 9 класс, автор-составитель: А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова - М.: Просвещение,
2014г.
Демострационные
пособия
Портреты
писателей, репродукции картин ( 25 шт, ф А4 )
Компьютерные программы и пособия, таблицы, карточки, ребусы
8.Планируемые
результаты изучения учебного предмета.
Предметными
результатами изучения курса «Чтение и развитие
речи» является сформированность следующих умений:
5 класс
Минимальный уровень
-читать правильно,
целыми словами, выполняя задания учителя, пересказывать не сложные по
содержанию, тексты с помощью учителя.
- наизусть 2-3
стихотворений
Достаточный уровень
- наизусть 6-8
стихотворений
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»,
выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы
учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью
учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.
6 класс
Минимальный уровень
- наизусть 4-5
стихотворений;
-читать вслух
правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную
мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный
уровень
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную
мысль произведения;
-определять основные
черты характера действующих лиц;
-пересказывать текст по плану полно и
выборочно.
7 класс
Ми нимальный уров ень
- наизусть 4-5 стихотворений;
- читать вслух
правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную
мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный уров ень
- наизусть 10 стихотворений
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную
мысль произведения;
-характеризовать
главных действующих лиц;
-пересказывать содержание прочитанного.
8 класс
Ми нимальный уров ень
- наизусть 5-6 стихотворений;
- читать вслух
правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную
мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный уров ень
- наизусть 10 стихотворений,
прозаический отрывок
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную
мысль произведения;
-давать
характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая
своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного,
используя слова и выражения, взятые из текста.
9 класс
Ми нимальный уров ень
- наизусть 6 -7
стихотворений;
- читать вслух
правильно, выразительно (про себя);
-выделять главную
мысль произведения по наводящим вопросам учителя.
Достаточный уров ень
наизусть 10 стихотворений,
2 прозаических отрывок
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную
мысль произведения;
-давать
характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая
своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного,
используя слова и выражения, взятые из текста.
Основные
требования к знаниям и умениям обучающихся
Обучающиеся 5 класса должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений
Обучающиеся 5 класса должны уметь:
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»,
выполняя задания учителя;
-отвечать на вопросы
учителя;
-пересказывать текст по плану с помощью
учителя, несложные по содержанию тексты-самостоятельно.
Обучающиеся 6 класса должны знать:
- наизусть 8-10 стихотворений
Обучающиеся 6 класса должны уметь:
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную
мысль произведения;
-определять основные
черты характера действующих лиц;
-пересказывать текст по плану полно и
выборочно.
Обучающиеся 7 класса должны знать:
- наизусть 10 стихотворений
Обучающиеся 7 класса должны уметь:
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную
мысль произведения;
-характеризовать
главных действующих лиц;
-пересказывать содержание прочитанного.
Обучающиеся 8 класса должны знать:
- наизусть 10 стихотворений,
прозаический отрывок
Обучающиеся 8 класса должны уметь:
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную
мысль произведения;
-давать
характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая
своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного,
используя слова и выражения, взятые из текста.
Обучающиеся 9 класса должны знать:
- наизусть 10 стихотворений,
2 прозаических отрывок
Обучающиеся 9 класса должны уметь:
-читать осознанно,
правильно, бегло, выразительно вслух;
-читать «про себя»;
-выделять главную
мысль произведения;
-давать
характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая
своё отношение к ним;
-пересказывать содержание прочитанного,
используя слова и выражения, взятые из текста.
Оценивание ЗУН
Оценка знаний
проводится в форме устного опроса, тестирования, проверки техники чтения. Контрольные
задания подбираются в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся.
Оценивание результатов
При проверке
техники чтения рекомендуется подбирать незнакомые, но доступные тексты примерно
следующего объема (на конец года):
Vкласс -45-60 слов
VIкласс-70-80 слов
VII класс – 70-80 слов.
VIIIкласс-80-90 слов
IXкласс-90-100 слов
При оценке
принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения
(правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
В начале очередного
учебного года техника чтения проверяется по текстам, объем которых
соответствует объему текстов предыдущего года.
При оценке
принимаются во внимание успешность овладения обучающимися техникой чтения
(правильность, беглость, выразительность) и содержанием читаемого (выделение
главной мысли, ответы на вопросы, пересказ) в соответствии с программными
требованиями по каждому году обучения.
- оценка
«5» ставится обучающимся, если они: читают правильно, бегло, выразительно с соблюдением
норм литературного произношения; выделяют основную мысль произведения или
части рассказа с незначительной помощью учителя; делят текст на части и
озаглавливают их самостоятельно ; называют главных действующих лиц
произведения, характеризуют их поступки; отвечают на вопросы и передают
содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
-
оценка «4» ставится обучающимся, если они: читают, в основном, правильно ;
допускают одну-две ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, знаков препинания,
передающих интонацию логических ударений; допускают неточности в выделении основной
мысли произведения или части рассказа, исправляют их с помощью учителя;
допускают ошибки в делении текста на части и озаглавливании частей, исправляют
их с помощью учителя; называют главных действующих лиц произведения,
характеризуют их поступки с помощью учителя; допускают неточности в ответах на
вопросы и при передаче содержания, но исправляют их самостоятельно или с
незначительной помощью учителя;
-
оценка «3» ставится обучающимся, если они: читают по слогам и целыми словами,
допускают ошибки при чтении; выделяют основную мысль произведения или части
рассказа с помощью учителя; делят текст на части и озаглавливают части с
помощью учителя; затрудняются назвать главных действующих лиц произведения и
характеризовать их поступки; отвечают на вопросы и пересказывают неполно, непоследовательно.
-
оценка «2» ставится обучающимся, если они: читают по слогам; допускают много
ошибок при чтении, не могут выделять основную мысль произведения, части
рассказа даже с помощью учителя; не делят текст на части; не называют главных
действующих лиц произведения, не характеризуют их поступки; не отвечают на
вопросы и не пересказывают содержание, не используют помощь учителя.
Список
литературы
1. Федеральный
закон РФ «Об образовании в РФ» №273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от
07.05.2013 № 99-ФЗ).
2. Адаптированная
основная образовательная программа общего образования, разработанная на основе
ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (проект).
3.Постановление
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010
г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10
"Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения
в общеобразовательных учреждениях.
4.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9
классы [Текст] / Отв.ред В.В. Воронкова. –
М.: Гуманитар. изд. центр «ВЛАДОС», 2010
г. - Сб. 1.
5.
Федеральный
Государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ
Минобрнауки РФ № 1897 от 17 декабря 2010
г.).
6. Устав МКОУ СКОШ VIII вида № 9.
7. Положение о Рабочей программе муниципального казенного
специального (коррекционного) образовательного учреждения для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - специальной
(коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида № 9
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.