Главная / Классному руководителю / Адаптированная образовательная программа "Вместе мы сможем всё" Программа «Вместе мы сможем всё» разработана для реализации дополнительного образования в социально – педагогической области. Актуальность программы заключается в усилении важн

Адаптированная образовательная программа "Вместе мы сможем всё" Программа «Вместе мы сможем всё» разработана для реализации дополнительного образования в социально – педагогической области. Актуальность программы заключается в усилении важн


Адаптированная образовательная программа



 

«Вместе мы сможем всё»





 

Введение.hello_html_m10261466.png


Восточная мудрость гласит: “Если ты думаешь на год вперед – посади семя. Если ты думаешь на десятилетия вперед, - посади дерево.  Если ты думаешь на век вперед, воспитай человека”.  Действительно, воспитание на современном этапе, провозглашая главной целью - развитие личности ребенка, стремится, по существу, к тому же — к «идеалу совершенного человека».

В условиях кризиса современного общества и изменения морально – нравственных и ценностных установок возросло число подростков склонных к асоциальному поведению, а вместе с ними количество правонарушений совершаемых несовершеннолетними. hello_html_18e2a3f4.png

Специфический способ преобразования социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения к ним получил название девиатнтного поведения, которое характеризуется использованием собственных приемов самовыражения:

cленг, стиль, символика, мода, манера, проступок,

Но если одежды и приверженностью к какому–либо стилю самовыражения подросток не приносит вреда окружающим, а только вызывает их недовольства, то проступками он наносит ощутимых ущерб и себе и другим людям. При этом его девиантные действия выступают:

В качестве средства достижения значимой цели:

  • как способ психологической разрядки, замещения блокированной потребности и переключения деятельности;

  • как самоцель, удовлетворяющая потребность в самореализации и самоутверждении.

Поведение подростков с девиантым поведением отличается рядом особенностей, таких как:

  • недостаточно жизненного опыта и низкий уровень самокритики;

  • отсутствия внутренней оценки жизненных обстоятельств;

  • повышенная эмоциональная возбудимость;

  • импульсивность, двигательная и вербальная активность;

  • повышенная внушаемость и подражательность;

  • обостренное стремление к независимости и негативизм;

  • неуравновешенность между процессами возбуждения и торможения;

  • низкая правовая грамотность,

По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Причин такого феномена множества: это и безнадзорность детей, и склонность к правонарушениям в связи с особенностями структуры психики и несформированность процессов торможения психических реакций на стрессовые ситуации, безответственность самого подростка за собственные поступки, которая нередко оправдывается незнанием законов.

 

Пояснительная записка.

Создание программы вызвано потребностью методического и нормативного обеспечения  социально–педагогическое направления в системе дополнительного образования и необходимостью решения проблем воспитания подростков новыми средствами, а также повышение качества и значимости дополнительно образования.

Программа «Вместе мы сможем всё» разработана для реализации дополнительного образования в социально – педагогической области. Актуальность программы заключается в усилении важной инновационной составляющей образования: переход от идеи долга к идеи права (права выбора), то есть реализуется добровольный принцип получения образования.

Целью программы является создание условий для формирования социально-адекватной личности, и удовлетворение конкретных потребностей и запросов детей и их родителей, развитие мотивации личности к познанию и творчеству.

Обучение программы «Вместе мы сможем всё» предполагает решение следующих задач:


  • способствовать осознанию воспитанником ценности собственного «Я»,

  • создавать условия для осознанного выбора профессии,

  • способствовать сознательному прогнозированию подростком своей жизни,

  • приобщать к современному стилю жизни,

  • формировать культуру безопасного поведения в обществе.

Настоящая программа предназначена для подростков 12-15 лет и рассчитана на 3 года обучения.

Адаптированная образовательная программа «Вместе мы сможем всё» разработана на основе авторской комплексной программы «Молодое поколение за безопасность» творческого союза авторов МОУ ДОД детско-юношеского центра «Спутник», а также на основе авторской программы «Успех» Н.В. Панкратьевой.

Основу содержания данной программы составляют шесть преподаваемых блоков:

  • «Создай себя сам» (основы психологических знаний);

  • «Мир вокруг нас» (основы экологических знаний);

  • «А у нас во дворе» (основы досуговой деятельности);

  • «Семейная гостиная» (основы профессионального выбора, семейного воспитания);

  • «Мои права и обязанности» (основы правовых знаний);

  • «На страже Родины» (основы патриотического воспитания).

Освоив данную программу, молодой человек, может стать полноценным членом общества, готовым к самостоятельной жизни, к решению самых сложных социальных проблем, которые ждут его на жизненном пути. Он получит возможность зарабатывать дополнительные средства для содержания себя и своей семьи.

Идеи данной программы - помочь воспитаннику стать полноценным членом общества, реализовать себя как личность. Программа предназначена для подростков 12-15 лет и рассчитана на 3 года обучения.

Заповеди.

  • «Чем больше трудностей, тем больше бодрости»,

  • «Думай, разведывай, соображай, решения, и планы друзей уважай»,

  • «Получи задание, не ищи легкой работы себе»



Принципы программы.

Единства образовательного и воспитательного процесса на основе деятельности подхода, подразумевающего активность самого ребенка во взаимодействии его с окружающей средой,

Гуманистический подход, основывающийся на вере в возможности каждого ребенка и его собственной вере в возможность достижения поставленных перед ним задач,

Социальная адекватность воспитания, строящаяся на вовлечении детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного эмоционального воздействия окружающей среды, для выработки определенных способов этого преодоления, адекватных индивидуальным особенностям человека.

 Реализация этих принципов возможна в рамках комплексной адаптированной программы, осуществляемой педагогом дополнительного образования объединения «Успех» как посредником между ребенком, родителем и социумом.

Виды деятельности.

  • деловые, сюжетно – ролевые игры,

  • круглые столы,

  • диспуты,

  • аукционы,

  • соревнования,

  • походы,

  • конкурсы рисунков, сочинений,

  • турниры,

  • презентации,

  • экскурсии на предприятия,

  • пресс-конференции.

Реализация программы.

Важную роль в реализации программы играют:

  • учёт возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и общего развития личности;

  • доброжелательный психологический климат на занятиях, целенаправленность деятельности педагога и воспитанника;

  • высокий уровень квалификации и мастерства педагога;

  • владение современными педагогическими технологиями, обеспечивающими познавательную активность детей и умение включать в содержание темы сведения о новых достижениях техники, науки, культуры;

  • правильный подбор методов и средств обучения соответственно целям и содержанию занятия и эффективность их применения;

  • умение оптимально сочетать индивидуальную, парную, групповую, коллективную формы обучения.




Методическое обеспечение:


  • методические разработки и планы-конспекты занятий, методические указания и рекомендации к практическим занятиям, инструкционные и технологические карты;

  • развивающие и диагностические процедуры: тесты, дидактические и психологические игры, кроссворды;

  • дидактический материал;

  • зрительный ряд: видеофильмы, фотоальбомы, репродукции, журналы, буклеты, альбомы;

  • литературный ряд: стихи, легенды, высказывания;

  • музыкальный ряд: аудиокассеты с подбором мелодий, соответствующих темам занятий и способствующих созданию и поддержанию спокойной творческой атмосферы.


 

















Психологический блок «Создай себя сам».

hello_html_m39cce786.pnghello_html_52756154.png

Цель: Создание комфортной среды для успешной адаптации подростка в современном обществе.


Задачи:

  • способствовать сознательному прогнозированию подростком своей жизни;

  • помочь определить содержание смысла жизни на различных уровнях (практическом, социальном, семейном);

  • раскрыть многообразие жизненных обстоятельств;

  • обучение проектированию социальных ролей подростков.



Каждый воспитанник, независимо от особенностей его индивидуального развития и степени готовности, достигнув определённого возраста, оказывается поставленным в соответствующее, принятое в данном обществе положение и тем самым попадает в систему объективных условий, определяющих характер его жизни и деятельности на данном возрастном этапе. Соответствовать этим условиям для воспитанника жизненно важно, так как только при этом он может чувствовать себя на высоте занимаемого положения и испытывать эмоциональное благополучие.

Данный блок содействует не только успешному преодолению возникающих в жизни личности внутренних противоречий, но и их возникновению. Создавая оптимальные меры, обучение и воспитание успешно формируют новые действия и необходимые для них мотивы, помогают личности находить соответствующие требованиям общества и её собственным идеалам формы проявления своего стремления к самостоятельности, к самоутверждению.



Экологический блок hello_html_m1b6700c1.png

«Мир вокруг нас».

Здоровье – это вершина,

на которую человек должен подняться сам.

И. Брахман.


Цель: Создание условий, содействующие сохранению и укреплению физического и психологического здоровья детей.


Задачи:

  • способствовать сознательному владению социально приемлемыми формами проявления негативных эмоций;

  • формирование антиалкогольных, антитабачных и антинаркотических установок;

  • отработка навыков эмоционального реагирования.


Приоритетность принципа охраны здоровья детей, защита их прав и законных интересов в области обеспечения благоприятных и безопасных условий жизнедеятельности закрепления законодательно в Международной конвенции «О правах ребенка», Федеральных Законов «О санитарно – эпидемиологическом благополучии населения», Законах « Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» и другие.

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим биологические характеристики ребенка, его жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнство и детства.

Какой бы элемент воспитания ребенка не взяли, окажется, что среди них нет несущественных. И все же главное – ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявленные ему требования, здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарований и природных способностей.

Здоровье подрастающего поколения – проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.




Досуговый блок

«А у нас во дворе».



Цель: Создание условий для удовлетворения духовных, физических и других социально значимых потребностей воспитанника.

Задачи:

  • способствовать использованию своих индивидуальных способностей на практике;

  • научить подростка рационально и с пользой проводить свой досуг;

  • привлечь подростков к организованной досуговой деятельности, освободить их от влияния неформальных объединений.


Подростковый период – один из самых благодатных для становления личности человека для осознания своей жизни в целом, оценки реального мира. В ранней юности естественным является желание изменить мир. Отсутствие жизненного опыта придает смелость в суждениях и безоглядность в критике окружающей жизни.

Досуг (отдых) – это психофизическое состояние человека, достигаемое в результате переключения с одного вида занятий на другой. Право на отдых и на образование гарантировано всем гражданам Конституцией Российской Федерации. Досуг имеет весьма благородные и социально значимые цели: восстановление сил, развитие творческих способностей.

Самореализация подростков происходит через комплекс основных видов деятельности: познание, предметная деятельность, эмоционально-ценностное общение и игра. Подросток ощущает себя, свободным в выборе места, времени и формы деятельности в интересном для него объединении.

Реализация программ позволяет расширить круг образовательных и специальных знаний, помогает формированию научных интересов и профессиональных склонностей.




Семейный блок

«Семейная гостиная»


Цель: Создание условий, содействующих объединению усилий по воспитанию детей.

Задачи:

  • способствовать бесконфликтному взаимодействию со взрослыми;

  • способствовать определению своих способностей;

  • формирование умения анализировать свою профессиональную пригодность;

  • формирование знаний потребности региона в определённых профессиях и умение их выделять.




Правовой блок

«Мои права и обязанности»

Цель: Создание условий для изучения гарантий защиты прав воспитанников, их человеческого достоинства.


Задачи:

  • способствовать ознакомлению с правовыми документами (Семейный кодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; Жилищный кодекс РФ; Кодекс законов о труде РФ; и др.);

  • способствовать развитию ответственности подростков за своё поведение;

  • способствовать расширению представлений о правах и обязанностях граждан.



В настоящее время, когда решение социальных проблем молодёжи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское, трудовое и социальное становление.

Нельзя не учитывать, что рост преступности несовершеннолетних происходит в условиях интенсивного социального расслоения общества, обострения межнациональных конфликтов, неблагоприятного развития семейно-брачных отношений, роста различных проявлений жестокого обращения с несовершеннолетними. В этой обстановке первостепенное значение имеют социальные, экономические и воспитательно-профилактические меры.

Практика доказывает, что юридически грамотный и осторожный человек гораздо реже попадает в неловкие или криминальные ситуации. Анализ реальных ситуаций судебной практики в отношении несовершеннолетних гораздо эффективней, чем многократные предупреждения.

Анализ извлечений из данных законов и кодексов позволит воспитанникам не только узнать нормы международного и отечественного права в отношении несовершеннолетних: в ситуативных практикумах приводятся региональный опыт из судебной практики, реальные примеры криминальной хроники. Всё это призвано убедить воспитанников в неминуемом наказании за проступки или преступления.

Патриотический блок

«На страже Родины»



Цель: Создание условий для развития системы патриотического воспитания граждан РФ.


Задачи:

  • формирование патриотических чувств и сознания;

  • способствовать развитию сознания граждан на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира;

  • способствовать сохранению и развитию чувства гордости за свою страну.


Патриотическое чувство российского гражданина выражается в осознинии долга по отношению к Родине, в стремлении охранять и приумножать вё то материальное и духовное, что накоплено поколениями предшественников, в желании содействовать улучшению жизни соотечественников, наконец, в готовности пожертвовать ради Отчизны личными интересами и даже жизнью.

Процесс патриотического воспитания включает, в первую очередь, воздействие на воспитанников с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях российского народа, героической борьбе, подвигах, талантах, нравственных качеств, непримиримости к врагам и недоброжелателям России.

Изучение опыта историков и методистов по формированию чувства любви к Отечеству на занятиях, позволяет прийти к выводу, что на современном этапе патриотическое воспитание должно вестись по трём неразрывно связанным между собой направлениям:

  1. Изучение истории своей семьи.

  2. Изучение истории родного края.

  3. Изучение героических страниц истории Отечества.











Тематическое планирование 1 года обучения.


Образовательный блок


Наименование темы


Количество часов

 теория

практика

всего



  1. Вводное занятие.


2


1


3

Психологический блок

«Создай себя сам»

  1. Оформление помещения.


  1. Что такое психология. Первое впечатление. Какой я?


  1. Психологическая игра «Я - и моё имя».


  1. Как стать лидером? Социально-педагогический тренинг.


  1. Психологи мира: имена, теории, методы.


  1. Итоговое занятие.


2



2




1



2





3



1

2



2




1



2





1



1


4



4




2



4





4



2

 

Экологичесий блок

«Мир вокруг нас»

 

 

 

  1. Факторы, укрепляющие здоровье человека.


  1. Факторы, вредящие здоровью человека.



7



2

5



2

12



4



Досуговый блок

«А у нас во дворе»

 

  1. Вводное занятие.

  2. Творческая мастерская.

  3. Предметно-игровая деятельность.

  4. Организация коллектива.


2


4


3


4

2


2


5


6

4


6


8


10

Семейный блок

«Семейная гостиная»

 

  1. Дом. Семья. Квартира.

  2. Праздники русской

церкви.


  1. Какого на дому, такого самому.


  1. История возникновения тульского самовара.


  1. Календарные праздники.


  1. Семейные традиции.


2


2



4



2




3



2



2



6



2




3



4

2


4



10



4




6



6

Правовой блок «Мои права и обязанности»

  1. Конвенция ООН о правах ребёнка.

  2. Конституция РФ – основной закон нашей страны.

  3. Конституция РФ – основной закон нашей страны.

  4. Итоговое занятие. Диспут «Имею право».

8



4




6




2


4







6






12



4




12




2

Патриотический блок «На страже Родины»

  1. История России, моего города.

  2. Операция «Доброе утро, ветеран».



4



3

6



3





10



6

 

Итого:

77

67

144


 







Содержание программы.


1. Тема. Вводное занятие.


Теория. Обсуждение плана работы. Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Проведение анкеты «Я – моя семья». Изготовление альбома. Свободное общение.


Психологический блок «Создай себя сам»


2. Тема. Что такое психология. Первое впечатление. Какой я?


Теория. Предмет и методы психологии.

Практика. Демонстрационные тесты – кратковременная память, сокращённый вариант пиктограммы. Игра-знакомство.


3. Тема. Психологическая игра «Я – и моё имя».


Теория. Групповая работа по принятию имени.

Практика. Групповое упражнение «Нарисуй имя».


4. Тема. Как стать лидером?


Теория. Способы выхода в лидерскую позицию.

Практика. Ролевой тренинг «Я – лидер».


5. Тема. Психологи мира: имена, теории, методы.


Теория. Краткий обзор жизни и деятельности крупнейших психологов России и мира.

Практика. Работа с литературой.


6. Тема. Итоговое занятие. Подведение итогов. Итоговый вечер.

Контроль:

Экологический блок «Мир вокруг нас».


7.Тема. Факторы, укрепляющие здоровье человека.


Теория. Какие факторы влияют на человека. Здоровье – один из важнейших показателей сохранения окружающей среды. Понятие «здоровый образ жизни».

Практика. Подвижные игры на свежем воздухе. Разучивание физкультминуток.


8.Тема. Факторы, вредящие здоровью человека.


Теория. Окружающая среда – источник инфекционных заболеваний.

Практика. Ролевая игра «Спасибо – нет!».

Контроль:

Досуговый блок «А у нас во дворе»


9. Тема. Вводное занятие.


Теория. Знакомство с «Мастерской игр». Общий инструктаж по технике безопасности. План работы.

Практика. Игры-испытания («Товарищи командиры» и др.).



10. Тема. Мастерская.

Теория. Бумага – писчая, газетная, рисовальная, обёрточная, калька, цветная. Сходства и отличия. Свойства различных видов бумаги: прочность, белизна, непрозрачность, водоустойчивость. Свойства картона: прочность, плотность.

Практика. Игра «Из какого материала сделана игрушка». Поход в парк.


11. Тема. Предметно-игровая деятельность.

Теория. Понятие: игрушка, игровой инвентарь. История русской народной игрушки. Инвентарь для народных, познавательных и ролевых игр.

Практика. Игры с игрушками. Праздник санок. Экскурсия в парк.


12. Тема. Организация коллектива.

Теория. Игровые обряды знакомства, встречи, прощания. Поздравления с днём рождения.

Практика. Выбор должностей на каждом занятии. Работа по должностям. Изготовление игр для друзей, родственников. Участие в играх и праздниках. Выставка «Игрушки, которые сделали мои родители».

Контроль:



Семейный блок «Семейная гостиная»


13. Тема. Дом. Семья. Квартира.


Теория. Понятие о значимых для каждого человека словах «дом», «семья», «квартира».


14. Тема. Праздники русской церкви: Рождество Христово, Крещение, Святки.


Теория. Разработка сценария.

Практика. Разучивание колядок, песен.


15.Тема. Какого на дому, такого самому.

Теория. Рассказы о своей семье, её радостях, проблемах.

Практика. Конкурс рисунков (фотографий) «Моя семья». Конкурс лучших исполнителей дворовых песен. Конкурс сочинений и поделок. Викторина «Счастливый случай».


16.Тема. «Самовар – это для души».


Теория. Краткий обзор о тульских самоварах.

Практика. Викторина «Чай – как он приятен».


17.Тема. История праздников.


Теория. История праздника всех влюблённых. История праздника всех мужчин.

Практика. Изготовление валентинок. Поведение праздника «Ступени знаний».


18. Тема. Семейные традиции.


Теория. Обзор о профессиях родителей.

Практика. Экскурсии на предприятия города.

Контроль: анкетирование, диагностика, анализ собственных выступлений.



Правовой блок «Мои права и обязанности».


19. Тема. Конвенция о правах ребёнка.


Теория. Конвенция как международный закон. Права детей. Нормы здоровья, образования, социальной защищённости. Право на защиту от физического и психологического насилия. Положение ребёнка в обществе.

Практика. Фотовыставка «Мамины глаза». Сочинение «Я и мой мир» или «Мои права».


20. Тема. Конституция РФ – основной закон нашей страны.


Теория. Право на жизнь, труд, отдых, неприкосновенность личности, неприкосновенность жилища, на социальное обеспечение и т.д. Обязанности граждан РФ. Взаимосвязь прав и обязанностей.


21. Тема. Уголовный кодекс РФ.

Теория. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним. Применение и содержание принудительных мер воспитательного характера к несовершеннолетним.

Практика. Экскурсия в милицию. Интеллектуальная игра «Мои права». Занятие «Я знаю, что я делаю».


22. Тема. Итоговое занятие. Диспут «Имею право».

Контроль: разработка кодекса чести объединения


Патриотический блок «На страже Родины».


23.Тема. История России, моего города.


Теория. Краткий обзор об истории города, названий улиц. Дискуссия «Герб, флаг, гимн России».

Практика. Экскурсия в музей восковых фигур «История России. XVIII век». Экскурсия в краеведческий музей. Спортивно-игровая программа «Весёлые старты».


24. Тема. Операция «Доброе утро, ветеран».


Теория. Беседа с ветеранами. Подготовка и проведение концертной программы «Не забудем годы войны!».

Практика. Изготовление поделок, открыток. Оказание посильной помощи ветеранам. Вахта памяти.

Контроль: соцопрос, диагностика.




















Тематическое планирование 2 года обучения.



Образовательный блок


Наименование темы


Количество часов

 теория

практика

всего

Психологический блок

«Создай себя сам»

  1. Вводное занятие.


  1. Психология групп. Элементарные понятия социальной психологии.


  1. Элементы психологии семейных отношений.


  1. Введение в конфликтологию.


  1. Введение в психологический тренинг.

2


6





6



7



4



1


6





3



2



5

3


12





9



9



9

 

Экологичесий блок

«Мир вокруг нас»

 

 

 


  1. «Мы за здоровое общество».


  1. Уроки здоровья.


6



6


18



6


24



12

Досуговый блок

«А у нас во дворе»

 

  1. Вводное занятие.

  2. Предметно-игровая деятельность.

  3. Организация коллектива.

1


5



4

2


19



5

3


24



9


Семейный блок

«Семейная гостиная»

 

  1. Семейные традиции.


  1. История праздников.


3


10

6


11

9


21

Правовой блок «Мои права и обязанности»

  1. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.

  2. Итоговое занятие. Диспут «Я могу».

20




3

13







33




3


Патриотический блок «На страже Родины»

  1. Российская символика.

  2. Операция «Доброе утро, ветеран».

  3. Память поколений.

  4. Итоговое занятие. Подведение итогов.

3


3



3


3

9


6



9

12


9



12


3

 

Итого:

95

121

216



Содержание программы.


1. Тема. Вводное занятие.


Теория. Цели и задачи второго года обучения. Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Свободное общение.


Психологический блок «Создай себя сам».


2. Тема. Психология групп. Элементарные понятия социальной психологии.


Теория. Что такое группа. Виды групп. Общество. Социальная среда. Социальные группы, роли и функции.

Практика. Групповое упражнение «кто мя?» (выработка общегрупповых представлений о целях и задачах группы). Обсуждение результатов. Игровой тренинг общения в группе. Тестирование по теме «группы. Общение в малых группах».


3.Тема. Элементы психологии семейных отношений.

Теория. Понятие о семье. Проблемы семейных отношений. Роли и позиция членов семьи. Эмоциональные связи и развитие человека в семье.

Практика. Дискуссия: «Подросток в современной семье. Его роли и возможности».


4.Тема. Введение в конфликтологию.


Теория. Понятие о конфликте. Виды конфликтов. Ресурсы для разрешения конфликтов. Толерантность.

Практика. Тест конфликтности. Тренинг разрешения конфликтов.


5.Тема. Введение в психологический тренинг.


Теория. Назначение и методы тренинга. Правила поведения во время тренинга. Доработка и утверждение правил группой.

Практика. Групповой тренинг общения «Есть контакт».

Контроль:


Экологический блок «Мир вокруг нас».


6. Тема. «Мы за здоровое общество».


Теория. Курение. Влияние на организм человека. Привычки. Их влияние на здоровье.

Практика. Акция «Фото обвиняет». Работа на приусадебном участке. Спортивные игры, эстафеты на свежем воздухе. Рек5лама и антиреклама табака и алкоголя.


7. Тема. Уроки здоровья.


Теория. Как закаляться. Обтирание и обливание. Как следует питаться.

Практика. Подвижные игры. Обработка материалов газеты «ЗОЖ».

Контроль:


Досуговый блок «А у нас во дворе».


8. Тема. Вводное занятие.


Теория. Знакомство с планом работы.

Практика. Поход в парк.


9. Тема. Предметно-игровая деятельность.

Теория. Игрушки народов мира. Сходства и отличия с русскими народными игрушками. Эстетические стороны народной игрушки. Современная игрушка, положительные и отрицательные стороны. Комплектация игрового инвентаря для игротек (семейной, школьной и т.д.). Требования к комплекту игр, игротеки. Виды настольных игр.

Практика. Организация игр с игрушками. Изготовление комплектов игр для игротеки. Соревнование по настольным играм. Изготовление игр для воспитанников детского сада. Посещение выставок прикладного искусства. Экскурсия в парк. Игры на свежем воздухе.


10. Тема. Организация коллектива.


Теория. Составление сценария праздника. Поздравления с днём рождения. История праздника «Татьянин день».

Практика. Участие в празднике. Изготовление подарков девочкам Таням.

Контроль:


Семейный блок «Семейная гостиная».


11. Тема. Семейные традиции.


Теория. Обзор о видах профессий. Их классификация.

Практика. Экскурсия на предприятие города.


12. Тема. История праздников.

Теория. Разработка праздничного сценария «Валентин + Валентина». Переписывание текста роли тематических стихов. Репетиция к «Рыцарскому турниру». Подготовка материалов о праздниках русской церкви: Пасха, Красная Горка.

Практика. Изготовление подарков. Подготовка и проведение праздников.

Контроль:


Правовой блок «Мои права и обязанности».


13. Тема. Права, обязанности и ответственность несовершеннолетних.


Теория. Гражданство и гражданин. Как использовать свои права. Правовые взаимоотношения обучающихся в образовательном учреждении. Прокурор и адвокат – две стороны судебного процесса. Тюрьмы освободят от несовершеннолетних? Как мы говорим? Судопроизводство по уголовным делам несовершеннолетних.

Практика. Мини-викторина «Что знаешь о паспорте?». Фотовыставка «Я и моя мама». Познавательная игра «Древо жизни, или моя СемьЯ». Конкурс рисунков на правовую тему. «Час суда», или если бы я был прокурором».


14. Тема. Итоговое занятие. Диспут «Я могу».

Контроль:


Патриотический блок «На страже Родины».


15. Тема. Российская символика.


Теория. Герб, флаг, гимн Пензенской области.

Практика. Игра «Овеянный славой Гимн и Герб». Конкурс рисунков и рассказов по теме: «Символика Пензенской области».


16. Тема. Операция «Доброе утро, ветеран».


Теория. Воспоминания о войне. Встреча с ветеранами.

Практика. Оказание посильной помощи ветеранам.


17. Тема. Память поколений.


Теория. Рассказы о воинах-интернациалистах.

Практика. Экскурсии по мемориалам памятным местам города Каменки. Спортивно-игровая программа «Весёлые старты».


  1. Тема. Итоговое занятие. Подведение итогов за год, вручение грамот.

Контроль:






























Тематическое планирование 3 года обучения.



Образовательный блок


Наименование темы


Количество часов

 теория

практика

всего

Психологический блок

«Создай себя сам»

  1. Вводное занятие.


  1. Методы исследования и диагностики в психологии личности.



  1. Игровой учебно-исследовательский практикум «Наша лаборатория».


  1. Мир профессий.



  1. Итоговое занятие.

1


6





9





3



3

2


6





12






3


12





21





3



3

 

Экологический блок

«Мир вокруг нас»

 

 

 

  1. «Мы – здоровое общество».


  1. Итоговое занятие. Конференция.

9



3

24




33



3

Досуговый блок

«А у нас во дворе»

 

  1. Вводное занятие.

  2. Творческая мастерская.

  3. Предметно-игровая деятельность.

  4. Учебно-исследовательская работа.

  5. Итоговое занятие.

1


1



1



3




3


2


5



2



15






3


6



3



18




3

Семейный блок

«Семейная гостиная»

 

  1. Семейные традиции.


  1. История праздников.

3


12

12


9

15


21

Правовой блок «Мои права и обязанности»

  1. Юридическая ответственность несовершенно

летних.

  1. Права и ответственность членов семьи.

  2. Исследовательская работа.

  3. Итоговое занятие. Творческий отчёт.




9





3




6



3

6





6




3






15





9




9



3



Патриотический блок «На страже Родины»

  1. Государственная символика.

  2. Операция «Доброе утро, ветеран».

  3. Живая память.

  4. Итоговое занятие. Подведение итогов.

3



3


3


3


6



12


3

9



15


6


3

 

Итого:

91

125

216



Содержание программы.



1. Тема. Вводное занятие.


Теория. Цели и задачи третьего года обучения. Вводная беседа. Инструктаж по технике безопасности.

Практика. Составление плана работ на год. Свободное общение.


Психологический блок «Создай себя сам».


2. Тема. Методы исследования и диагностики в психологии личности.


Теория. Этапы и факторы развития личности. Как человек становится взрослым (методы и результаты исследований). О правах ребёнка. Теории и наблюдения в психологии подростков. Обязательно ли переживать «кризис переходного возраста»? Подросток в большом городе – психолого-экологические проблемы.

Практика. Игровые занятия. Применение простых психодиагностических методик. Обсуждение результатов. Обсуждение и самоанализ личных проблем членов группы. Упражнения тренинга со сменой ролей, элементы психодрамы.


3. Тема. Игровой учебно-исследовательский практикум «Наша лаборатория».


Теория. Организация «Мини-лаборатории прикладной психологии». Психологические учреждения России. Их достижения в психологии. Работа малых исследовательских групп. Принципы и правила организации работы исследовательской группы, теоретическая подготовка учебных исследований. Презентация научного результата в устном выступлении.

Практика. Ролевая игра: распределение ролей и планирование работ мини-лаборатории. Выполнение и защита групповых мини-исследований. Выступления учащихся


4. Тема. Мир профессий.


Теория. Понятие о профессиональной деятельности. Как найти себя.


5. Тема. Итоговое занятие. Подведение итогов. Итоговый вечер.

Контроль:



Экологический блок «Мир вокруг нас».


6. Тема. «Мы – здоровое общество».


Теория. Дискуссия: «Чистота – залог здоровья». Как устроен человек. Части тела, их рациональность и необходимость. Преимущества разнообразия в жизни человека. Обсуждение тематики и плана работ в написании реферата.

Практика. Работа на приусадебном участке. Акция «Фото обвиняет». Игры на запоминание особенностей членов группы. Выполнение реферата.


7. Тема. Итоговое занятие. Конференция.

Контроль:


Досуговый блок «А у нас во дворе».


8. Тема. Вводное занятие.


Теория. Знакомство с планом работы.


9. Тема. Творческая мастерская.


Теория. Инструктор – мастер по изготовлению игр. Требования к инструктору.

Практика. Знакомство с книгами о мастерах. Экскурсия в мастерскую народных промыслов.


10. Тема. Предметно-игровая деятельность.


Теория. Игровые аттракционы (понятие). Виды. Катальная гора и русские качели, история.

Практика. Участие в игровых аттракционах.


11. Тема. Учебно-исследовательская работа.


Теория. Экспедиция. Что называется экспедицией. Цели, задачи, маршрут экспедиций. Этнографические экспедиции по собиранию игр, история, участники. Материалы экспедиций.

Практика. Тренировочные походы. Творческие отчёты об экспедициях.


12. Тема. Итоговое занятие.


Теория. Итоговый вечер.

Практика. Проведение праздника «День студента».

Контроль:



Семейный блок «Семейная гостиная».


13. Тема. Семейные традиции.


Теория. Диспут: «Кем бы нам в дальнейшем стать?».

Практика. Экскурсии на предприятия города. Конкурс семейных альбомов.

Конкурс «Фамильный герб».


14. Тема. История праздников.


Теория. Социальное проектирование. Составление сценария праздника, работа в группах. Индивидуальная консультация.

Практика. Проведение праздников.

Контроль:


Правовой блок «Мои права и обязанности».


15. Тема. Юридическая ответственность несовершеннолетних.


Теория. Дискуссия: «Влияние средств массовой коммуникации на молодёжь». Беседа «Наркотики и закон». Диспут: «Хулиганство несовершеннолетних. Каковы последствия?».

Практика. Фотовыставка «Самая, самая…». Практикум: «Час суда», или порядок работы судебного заседания по уголовным делам.


16. Тема. Права и ответственность членов семьи.


Теория. Правовые основы семейных отношений.

Практика. Брейн-ринг «Что необходимо знать перед созданием семьи?». Встреча с работниками правоохранительных органов.


17. Тема. Исследовательская работа.


Теория. Выбор темы, индивидуальная консультация.

Практика. Обработка материала, написание реферата.


18. Тема. Итоговое занятие. Творческий отчёт.

Контроль:


Патриотический блок «На страже Родины».


19. Тема. Государственная символика.


Теория. Федеральные законы о государственных символах России.

Практика. Познавательная игра «Поле чудес» по теме «Государственная символика России». Конкурс «Герб Каменки».


20. Тема. Операция «Доброе утро, ветеран.


Теория. Встреча с ветеранами.

Практика. Оказание посильной помощи ветеранам. Вахта памяти. Отчётное сочинение «Память, которой не будет конца».


21. Тема. Живая память.

Теория. Рассказы о воинах-интернациалистах.

Практика. Экскурсия к мемориалам.


22. Тема. Итоговое занятие. Подведение итогов, вручение свидетельств, грамот.

Контроль:













Адаптированная образовательная программа "Вместе мы сможем всё" Программа «Вместе мы сможем всё» разработана для реализации дополнительного образования в социально – педагогической области. Актуальность программы заключается в усилении важн
  • Классному руководителю
Описание:

Создание программы вызвано потребностью методического и нормативного обеспечения  социально–педагогическое направления в системе дополнительного образования и необходимостью решения проблем воспитания подростков новыми средствами, а также повышение качества и значимости дополнительно образования.

 

   Программа «Вместе мы сможем всё»  разработана для реализации дополнительного образования в социально – педагогической  области. Актуальность программы заключается в усилении важной инновационной составляющей образования: переход от идеи долга к идеи права (права выбора), то есть реализуется добровольный принцип получения образования.

Автор Алова Наталья Борисовна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 330
Номер материала 33534
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓