Главная / Классному руководителю / "Адаптация неслышащих первоклассников к школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов"

"Адаптация неслышащих первоклассников к школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов"

«Адаптация неслышащих первоклассников к школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов»


Учитель Хабирова Ирина Владиславовна.


«Адаптация» – термин ввёл А. Уберт (немецкий психолог) «adaptatio» - прилаживание, приспособление, приноровление.

Адаптация к школе — это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.

Период адаптации ребенка к школе длится от 2–3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т. д. 

В зависимости от различных факторов уровень адаптации неслышащих детей к новым условиям может быть разным: высоким, средним и низким. Психологами доказано, что наиболее напряженными для всех детей являются первые четыре недели обучения.

А.Л. Венгер описывает три уровня адаптации к школьному обучению:

  1. Высокий уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе; требования воспринимает адекватно; учебный материал усваивает легко, глубоко и полно; решает усложненные задачи; прилежен, внимательно слушает указания и объяснения учителя; выполняет поручения без лишнего контроля; проявляет большой интерес к самостоятельной работе; готовится ко всем урокам; занимает в классе благоприятное статусное положение.

  2. Средний уровень адаптации. Первоклассник положительно относится к школе, ее посещение не вызывает отрицательных переживаний; понимает учебный материал, если учитель излагает его подробно и наглядно; усваивает основное содержание учебных программ; самостоятельно решает типовые задачи; бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным; общественные поручения выполняет добросовестно; дружит со многими одноклассниками.

3. Низкий уровень адаптации. Первоклассник отрицательно относится к школе, нередки жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдаются нарушения дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает фрагментарно, самостоятельная работа с учебником затруднена; при выполнении самостоятельных учебных заданий не проявляет интереса; к урокам готовится нерегулярно, ему необходим постоянный контроль, систематические напоминания и побуждения со стороны учителя и родителей; сохраняет работоспособность и внимание при удлиненных паузах для отдыха; близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одноклассников.

Условия адаптации:

Физиологические Психологические

-Изменение режима дня -психологический климат в семье

-Необходимость игры - самооценка ребёнка

-Правильная посадка - самоценность ребёнка для родителей

-Организация правильного питания - формирование интереса к школе

-Развитие двигательной активности - дружеское общение с одноклассниками

-Воспитание самостоятельности и - недопустимость физического воздействия ответственности

- предоставление самостоятельности

- учёт темперамента ребёнка

- организация контроля за учёбой

- поощрение за успехи и достижения

- моральное стимулирование

- развитие самоконтроля и самооценки.

Обучение в 1 классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе;

  • длительность уроков – 35 минут;

  • обучение проводится без бального оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;

  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти.

Для удовлетворения двигательной активности, профилактики утомления, нарушения осанки, зрения в режиме дня первоклассников предусмотрены:

  • ежедневная утренняя гимнастика;

  • физминутки, гимнастика для глаз во время уроков;

  • подвижные игры на переменах;

  • ежедневная динамическая пауза;

  • дни здоровья, внеурочные физкультурно-оздоровительные мероприятия.

Как сделать так, чтобы глаза младших школьников не потухли?

Как сделать так, чтобы глаза младших школьников не потухли

Для начала необходимо зафиксировать основные проблемы с которыми обычно сталкивается ребёнок в первые месяцы обучения в 1 классе.

  • Изменяется характер взаимодействия учителя с детьми: число запретов и предписаний резко увеличивается, отношение взрослых к нарушению правил поведения становится существенно более серьёзным.

  • Появляется учебное содержание, от усвоения которого зависит самооценка и социальный статус ребёнка, ответственность ребёнка перед лицом учителя и родителей.


Успешность адаптации зависит от готовности к обучению в школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов



Виды универсальных учебных действий по новым ФГОС 

личностные

познавательные

коммуникативные

регулятивные




Социальная готовность (коммуникативные УУД) – предполагает развитие у детей сотрудничества: умение обратиться к товарищу или другому лицу по собственному желанию, по заданию учителя, участвовать в диалоге на основе слухо-зрительного восприятия устной речи, понимать и выполнять поручения, выражать просьбу и желание, задавать вопросы познавательного характера, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать, строить отношения как с учителем, так и со сверстниками.



Личностная готовность предполагает, что первоклассник должен понимать и выполнять нормы и правила поведения в школе, быть в ладу с самим собой, сдерживать, контролировать себя. По новым стандартам это звучит так: личностные УУД – готовность и способность глухого ребёнка к обучению, включая мотивированность к познанию и приобщению к культуре общества. Главное в первом классе - это формирование учебной мотивации: развитие познавательных («хочу всё знать») и социальных («хочу стать взрослым…») мотивов у первоклассника способствует возникновению внутренней позиции школьника, освоению статуса ученика.



Готовность к школе предполагает и сформированность регулятивных УУД – умения управлять познавательной и учебной деятельностью.

Первоклассник должен быть готов:

  • Понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности.

  • Определять последовательность действий при выполнении учебной задачи.

  • Выполнять советы учителя по подготовке рабочего места для учебных занятий в школе и дома.

  • Правильно пользоваться учебными принадлежностями.

  • Привыкать соблюдать правильную осанку за рабочим местом.

  • Овладевать отдельными приемами самоконтроля.

  • Учиться правильно оценивать свое отношение к учебной работе.



Интеллектуальная, умственная готовность предполагает сформированность познавательных УУД: умениеть оперировать признаками предметов: выделять существенные признаки
знакомых предметов, явлений; владеть логическими действиями классификации, сопоставления на основании умений анализа, выделение главного, сравнения; умением элементарного эмпирического обобщения; уметь определять знакомое понятие через род и видовое отличие; понимать смысл и правильно употреблять логические связки «и», «или», «не»; понимать смысл и правильно употреблять логические слова (кванторы) «все», «некоторые».

Важнее не учить ребёнка читать, а развивать речь и способность различать звуки, не учить писать, а развивать мелкую моторику. Важно качество мышления, а не сумма знаний.


Чтобы ребёнок стал успешным первоклассником также, ему нужны:

  • любовь и забота членов семьи;

  • внимание взрослых и сверстников;

  • одобрение окружающих;

  • режим дня;

  • разнообразное питание;

  • обязанности по дому;

  • авторитет и пример взрослого; 

  • быть подготовленным к уроку;

  • читать каждый день;

  • много разговаривать;

  • много рисовать и разукрашивать;

  • много бегать, плавать, танцевать, играть; 

  • много свежего воздуха;

  • развиваться постепенно;

  • быть здоровым! 

Семья – залог успеха.

Терпение и доброжелательность, эмоциональная поддержка и похвала, любовь и участие родителей – залог успешной адаптации первоклассника.


Значимым моментом адаптационного периода являются родительские собрания.

24 октября 2014 г. проведено родительское собрание на тему «Адаптация первоклассников к школе».

Цель:

-познакомить с особенностями и спецификой обучения и воспитания неслышащих первоклассников;

-рассказать о первых трудностях и успехах детей, проявленных в ходе адаптационного периода;

-прояснить ожидания родителей от обучения неслышащего ребёнка в школе;

-дать рекомендации родителям по адаптации первоклассников;

-провести среди родителей анкетирование.


Шкала общения родителей с ребенком.
Прежде всего ученик, конечно, общается с родителями, и климат в семье для него в основном зависит от них и от их эмоций. А климат семьи — индикатор того, как все-таки в доме живется ребенку, что чувствует он, находясь рядом с родителями, унижен ли или парит в небесах. Все это подскажет шкала общения родителей с ребенком.

Методы воспитания, вызывающие у ребенка

положительные эмоции

отрицательные эмоции

Сколько раз Вы сегодня ребенка (ребенку, ребенком)

хвалили

упрекали

поощряли

подавляли

одобряли

унижали

целовали

обвиняли

обнимали

осуждали

ласкали

отвергали

симпатизировали

одергивали

сопереживали

позорили

улыбались

читали нотации

восхищались

лишали чего-то необходимого

делали приятные сюрпризы

шлепали, пороли

делали подарки

ставили в угол

По этой шкале приблизительно можно понять состояние ученика на данный момент и в данное время, узнать, как обращаются дома с ним, какие эмоции преобладают в процессе общения родителей с ребёнком.


Правила, которые помогут ребёнку в общении.

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе в период адаптационного периода. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их помощью, готовить ребенка к взрослой жизни.

  1. Не отнимай чужого, но и своё не отдавай.

  2. Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться.

  3. Не дерись без причины.

  4. Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это нестыдно.

  5. Играй честно, не подводи своих товарищей.

  6. Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

  7. Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.

  8. Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

  9. Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

  10. Старайся быть аккуратным.

  11. Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой.

  12. Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповторимый для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Фразы для общения с ребёнком.

Не рекомендуемые фразы для общения: 

-Я тысячу раз говорил тебе, что…
-Сколько раз надо повторять…
-О чём ты только думаешь…
-Неужели тебе трудно запомнить, что…
-Ты становишься…
-Ты такой же как,…
-Отстань, некогда мне…
-Почему Лена(Настя, Вася и т.д.) такая, а ты - нет…

Рекомендуемые фразы для общения:
-Ты у меня умный, красивый (и т.д.).
-Как хорошо, что  у меня есть ты.
-Ты у меня молодец.
-Я тебя очень люблю.
-Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
-Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
-Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.


Упражнение для родителей «Снежинка»

Сейчас мы с вами немного отдохнём и выполним интересное упражнение. Главное условие, не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию.

Перед Вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета.

Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок

- опять сложите пополам

- снова оторвите правый верхний уголок

- сложите лист пополам

- оторвите правый верхний уголок.

Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я попрошу Вас найти и среди остальных снежинок точно такую же, как у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые. Нашли? А почему? Как вы думаете? Вывод: дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.


Итоги и выводы:

На основании вышеизложенного, у всех учащихся 1 класса прошла нормальная адаптация (средний уровень), т.е.:

  • настроение у всех учащихся 1 класса стабильное, эмоционально уравновешенное;

  • легко и уверенно входят в коллектив, активно и легко устанавливают контакты друг с другом и учениками других классов;

  • на уроках проявляют активность и интерес, посещают все уроки без принуждения;

  • выполняют практически все требования учителя, старательны;

  • гнев, агрессия, страх практически отсутствуют;

  • дети все подвижны, активны на перемене;

  • на общее самочувствие активно не жалуются, но к 6 уроку возникает чувство усталости;

  • успеваемость – удовлетворительная.


Рекомендации для педагогов и родителей:

-Помогать преодолевать детям адаптационный период.

-Оказывать детям поддержку.

-Обеспечить ребёнку достойные условия проживания и обучения.














"Адаптация неслышащих первоклассников к школе в свете Федеральных Государственных Образовательных Стандартов"
  • Классному руководителю
Описание:

В моей работе описан материал, который понадобится учителям-дефектологам коррекционных школ. Проводилось наблюдение за адаптацией первоклассников к школьным условиям по следующему плану: I. Психодиагностические исследования по выявлению уровня психофизиологической зрелости, уровня мотивации и адаптации первоклассников. II. Дефектологическое обследование детей, поступивших в первый класс. III. Посещение уроков с целью анализа преемственности между начальной школой и ДОУ.

Автор Хабирова Ирина Владиславовна
Дата добавления 29.11.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел Другое
Просмотров 311
Номер материала MA-062769
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓