Главная / Технология / Адаптационная программа дополнительного образования «Конструирование малогабаритной техники». Куратор программы методист Мышкина И.Д.

Адаптационная программа дополнительного образования «Конструирование малогабаритной техники». Куратор программы методист Мышкина И.Д.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей Центр творческого развития и гуманитарного образования

«Радуга» г.Тайшета









Адаптационная программа дополнительного образования

«Конструирование малогабаритной техники»



Для детей среднего и старшего возраста (12-18 лет).


Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года.
















Составитель:

Лукшайтис К.П.

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Куратор: Мышкина И.Д.

методист МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»








г. Тайшет





Пояснительная записка


Программа «Конструирование малогабаритной техники» составлена с учетом требований к программам дополнительного образования детей на основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844.

Программа «Конструирование малогабаритной техники» имеет техническую направленность. Она учит различать технические устройства, прививает навыки разработки и изготовления технических приспособлений, способствующих повышению качества и эффективности труда.

Научно-техническая революция и проникновение ее во все сферы человеческой деятельности вызывает интерес у детей к технике с раннего детства. С каждым годом увеличивается выпуск механических, электрических, электронных игрушек, а значит, есть необходимость развития технических способностей у детей. Во многих семьях имеются мотоциклы, автомобили, поэтому ребята проявляют интерес, знакомясь с устройством и принципом работы двигателя, коробки передач, рулевым управлением.

Занятия техническим творчеством дают обучающимся опыт решения технических задач, дают возможность демонстрировать конструкторские способности, которые остаются невостребованными в школе, помогают выбрать будущую профессию.

Рабочая программа «Конструктор» позволяет учащимся конструировать и изготавливать малогабаритную сельскохозяйственную технику для дачных и приусадебных хозяйств (минитракторы, мотоблоки), различное навесное оборудование к ним (плуги, культиваторы). Минитрактор, мотоблок по сравнению с другими видами автомототехники более безопасный вид транспорта, так как у них небольшая скорость. Поэтому на минитракторе учащиеся учатся основам управления техникой, ремонту и техническому обслуживанию машин.


Цель программы:


удовлетворить интерес школьников к практическому конструированию различных технических устройств.


Задачи 1-го года обучения:


  1. Прививать навыки работы со слесарным инструментом.

  2. Учить читать чертежи.

  3. Изучать устройство и принцип работы двигателей внутреннего сгорания и электродвигателя.

  4. Участвовать в создании действующих моделей существующей сельскохозяйственной техники.

  5. Познакомиться с требованиями, предъявляемыми к безопасности труда при выполнении различных работ.

  6. Познакомиться с требованиями, предъявляемыми к участникам дорожного движения.


Задачи 2-го года обучения:


  1. Совершенствовать навыки работы со слесарным инструментом.

  2. Совершенствовать умение читать чертежи.

  3. Углубить технические знания по использованию различных двигателей в механизации работ.

  4. Создавать действующие модели существующей сельскохозяйственной техники: мотоблок, малогабаритная машина с ДВС, минитрактор.

  5. Учиться управлять мотоциклом, мопедом, минитрактором.


На первом году занятий в кружке, школьникам предлагаются работы по созданию действующих моделей существующей сельскохозяйственной техники. Осваивают навыки работы с двигателями внутреннего сгорания и электродвигателями. Знакомятся с требованиями безопасности груда при выполнении различных работ.

На втором году занятий, школьники продолжают освоение технических знаний. На втором году значительно расширяется перечень тем, над которыми могут работать школьники. Учащиеся более глубоко знакомятся с возможностями использования различных двигателей в механизации работ. В ходе занятий кружков проводятся беседы по истории земледелия, об этапах развития орудий и механизмов.

Итоги работы кружка конструирования малогабаритной техники подводятся по окончании учебного года. Организуются выставки работ кружковцев, демонстрация техники в работе.

В объединении занимаются 2 группы учащихся. Программа первого года обучения

рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. В группе занимаются учащиеся 12-15 лет.

Программа второго года обучения рассчитана на 216 часов, занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, в группе занимаются учащиеся 15-17 лет.


К окончанию занятий первого года обучения кружковцы должны знать устройства плугов, культиваторов, так же знать устройства и принцип работы двигателей внутреннего сгорания. Должны уметь читать несложные чертежи, уметь работать со слесарным инструментом. В необходимом объеме знать правила дорожного движения, требования, предъявляемые к участникам дорожного движения.

На втором году обучения учащиеся знакомятся с устройством и работой мотоблока, учатся управлять им, знакомятся со сферой его применения. Затем знакомятся с устройством колесного трактора , их применением в народном хозяйстве. Должны знать правила конструирования и расчеты малогабаритного трактора:

- крутящего момента

- передаточного отношения

- полезной мощности на крюке.

Учащиеся должны уметь управлять и маневрировать минитрактором с прицепом. Кружковцы должны знать и соблюдать технику безопасности при ведении МТ, при работе со слесарным и электроинструментом. Учащиеся второго года обучения должны уметь работать с электродрелью, заточным станком, уметь работать с электросваркой при соблюдении необходимых мер противопожарной и электробезопасности.


Знания и умения.

К окончанию занятий первого года обучения учащиеся должны знать:

Устройство и принцип работы плугов.

Устройство и принцип работы двигателей внутреннего сгорания.

Основные марки отечественных тракторов.

Меры безопасности при работе в мастерской и обслуживаний техники.

Правила дорожного движения в необходимом объеме.

Основы безопасности вождения минитрактора.

Уметь:

Работать со слесарным инструментом

Самостоятельно готовить технику к работе

Владеть начальными навыками вождения минитрактора.

Выполнять работы по техническому обслуживанию техники.


Второй год обучения.

Должен знать:

Правила конструирования минитрактора.

Правила расчета крутящего момента.

Передаточного отношения.

Устройства и работу всех систем двигателя внутреннего сгорания.

Основы безопасности движения.

Правила дорожного движения.

Уметь:

Управлять и маневрировать минитрактором с прицепом.

Работать с электроинструментом.

Соблюдать технику безопасности при работе.

Самостоятельно находить и устранять неисправности.

Знать последовательность действий при ремонте техники.



1 –ый год занятий.

Примерный тематический план


всего

теория

Практ.

1 .Вводное занятие

2

2


2. Понятие о сельскохозяйственных орудиях, значение механизации.

12

2

10

3. Средства малой механизации (мотоблок, минитрактор ).

12

2

10

4. Двигатели внутреннего сгорания ( 2-х тактные, 4-х тактные ,дизели

18

2

16

5. Техника для вспашки (плуг, борона, культиватор)

12

2

10

6. Картофелекопалка

8

2

6

7.Простейшие транспортные средства

( тачки, тележки).

2.8

4

24

8. Конструирование и изготовление минитрактора

36

2

34

9 Изучение основ ПДД

12

12

-

10 Заключительное занятие.

Подготовка к выставке

4

2

2

ИТОГО:

144

32

112












Программа


Вводное занятие. Развитие сельскохозяйственного производства. Техническое творчество как обязательный элемент совершенствования производства.

Задачи и содержание деятельности кружка, организация и порядок работы кружка, требования к учащимся. Правила безопасности труда на занятиях и во время работ.

Понятие о сельхозорудиях.

Значение механизации. Сельскохозяйственные орудия, их классификация.

Устройство и принцип работы плугов, борон, культиваторов. Устройства IX культиваторов, плугов-окучников.

Средства малой механизации.

Основные требования к средствам малой механизации. Особенности устройства и правила использования средств малой механизации. Практическая работа: разработка и изготовление средств малой механизации.

Двигатели внутреннего сгорания.

Классификация двигателей. История техники. Принцип действия двигателей разных типов, их устройство и правила эксплуатации. Практическая работа: ознакомление с устройством двигателя. Изготовление наглядных пособий.

5. Техника для вспашки. Плуги, фрезы.

6. Картофелекопалка.

Принцип действия различных видов картофелекопалок.

Изготовление простейшей картофелекопалки.

Простейшие транспортные средства.

Классификация транспортных средств. Универсальная тележка. Колесная тележка для перевозки сыпучих грузов и инвентаря. Практическая работа: разработка и изготовление транспортных средств с учетом возникших потребностей.

Конструирование и изготовление минитрактора. Проектирование и разработка основных узлов МТ. Выбор силовой передачи Ходовая часть. Основные виды работ, для которых предназначен минитрактор.

Изучение основ ПДД.

Для чего необходимо знать ПДД. Основные требования, предъявляемые участникам дорожного движения. Значения знаков, дорожной разметки.

Заключительное занятие.

Подведение итогов работы кружка. Демонстрация техники. Лучшие конструкции.



2- й год занятий

Примерный тематический план

Тема

Количество часов


всего

теория

практика


1 Вводное занятие

3

3

-



9

2 Мотоблок и сфера его применения

12

3

3. Конструирование и изготовление малогабаритных машин с ДВС

36

6

30

4. Шасси колесного минитрактора


12

3

9

5. Навесные орудия. Конструирование и изготовление навесных орудий.

39

9

30

6 Конструирование и изготовление минитрактора

48

6

42

7.Ремонт и восстановление гусеничного бульдозера

45

6

30

8 Практическое вождение минитрактора

12

-

12

9.Заключительное занятие. Подготовка к выставке технического творчества.

9

3

6

Итого:

216

39

177




Программа


1 .Вводное занятие.

Ознакомление с планом занятий. Организационные вопросы.

Мотоблок и сфера его применения.

Понятие об унификации и стандартизации в машиностроении. Мотоблок, как наиболее перспективный тип малогабаритной сельхозтехники. Его возможности и способы применения. Методика конструирования и расчеты. Выбор двигателя. Способы охлаждения двигателя. Агрегатируемые с мотоблоком орудия: плуг, культиватор, борона, косилка и т.д. Практическая работа: разработка и изготовление мотоблока и агрегатов к нему

Конструирование и изготовление малогабаритных машин с ДВС. Понятие о культиваторах. Мотофреза, косилка с ротором и другие средства малой механизации сельхозработ.

Шасси колесного трактора

I -снятие о шасси колесного трактора. Трансмиссия, сцепление, коробка передач, дифференциал, тормоза. Рулевое управление. Знакомство с устройством самодельного трактора. Правила конструирования и расчеты малогабаритного с ДВС воздушного охлаждения.

Практическая работа: выбор типа и конструкции, расчет агрегатируемых механизмов и орудий . Безопасность труда.

5. Навесные орудия.

Виды навесных орудий, применяемых при выполнении различных сельхозработ. Безопасность труда.

Практическая работа: разработка и изготовление действующих образцов навесных орудий для выполнения различных видов работ.

6. Конструирование и изготовление минитрактора Правила конструирования и расчеты малогабаритного трактора. Порядок расчета крутящего момента, передаточного отношения и полезной мощности на крюке.

Практическая работа: выбор типа и конструкций, выбор агрегатируемых механизмов.

Практическое вождение минитрактора. Особенности управления минитрактором. Органы управления. Техника безопасности при вождении. Правила дорожного движения.

7. Ремонт и восстановление гусеничного бульдозера, особенности ходовой части гусеничной техники. Органы управления. Гидравлическая система, рактическая работа: ремонт сцепления, монтаж и установка двигателя. 8 Заключительное занятие. Подведение итогов работы кружка. Демонстрация техники. Подготовка к выставке.


Оценка результативности освоения программы для 1-го года обучения


Тема

Форма контроля

Объект контроля

Вопросы контроля

Слесарные работы

Анкетирование

Теоретические знания

1.Порядок разработки и изготовление технологической оснастки для выполнения слесарных работ.

2.Правила безопасности труда.

3.Виды слесарных работ.

4.Необходимые инструменты.

Классификация сельхозтехники

Анкетирование

Теоретические знания

1.Виды сельхозмашин и механизмов.

2.Назначения и принцип их работы.

3.Техническое обслуживание сельхозмашин.

4.Различие в системе управления сельхозмашин.

Двигатели внутреннего сгорания

Тестирование

Теоретические знания

1.Классификация двигателей, используемых в сельхозтехнике.

2.Типы двигателей.

3.Для чего служат ДВС.

4.Из каких частей состоит ДВС.

5.Чем отличается бензиновый двигатель от дизельного.

6.Назовите порядок разборки двигателя.

7.Что такое картер двигателя.

8.Что такое коленчатый вал и для чего он служит.

9.Что такое поршень.

10.Какая бывает система охлаждения.

11.Какая бывает система зажигания.

Вождение минитрактора (МТ)

Тестирование.

Практическое вождение.

Теоретические знания

Практические знания и умения

1.Знания правил дорожного движения

2.Пожарная безопасность.

3.Техника безопасности при вождении МТ

4.Органы управления МТ

5.Правила управления МТ



Промежуточная аттестация обучающихся


Год обучения

Запланированный результат по программе

Какие знания, умения и навыки контролируются в конце года

Форма контроля

1 год обучения

Научиться работать со слесарными инструментами

Пользование, применение в различных ситуациях, соблюдение ТБ при работе

Визуальная

Управление минитрактором

Практическое вождение минитрактора

Визуальная


Участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях.


Результативное участие – награждение грамотами, дипломами, сертификатами



Критерии оценивания теоретических знаний.


Критерии

Балльная система

3 балла

2 балла

1 балл

Полнота ответа

Полный ответ

Недостаточно полный ответ

Плохо владеет информацией

Правильность применения терминологии

Хорошо владеет

Путается в терминологии

Плохо владеет терминологией

Показатели правильности расчета

Умеет производить расчеты

Производит расчеты с незначительными ошибками

Допускает грубые ошибки


Критерии оценивания практических умений.


Критерии

Балльная система

3 балла

2 балла

1 балл

Быстрота реакции

Мгновенно ориентируется в обстановке

Замедленная реакция

Слабая реакция

Самостоятельность

Самостоятельно выполняет упражнения по вождению, ремонту и другие задания педагога

Выполняет упражнения под контролем педагога

Не может выполнить самостоятельно упражнения и задания педагога.

Уверенность

Уверенно чувствует себя в любой ситуации

Небольшая растерянность. Необходима поддержка.

Чувствует себя неуверенно, нуждается в постоянном контроле

Базовый уровень знаний обучающихся - техническое обслуживание, ремонт, навыки вождения.

Творческий уровень знаний обучающихся - работы повышенной сложности, рационализаторские предложения.

Продвинутый уровень - работы высокой сложности, дизайн, рационализаторские предложения, эксперименты.



Оценка результативности освоения программы для 2-го года обучения


Тема

Форма контроля

Объект контроля

Вопросы контроля

Виды соединений деталей

Анкетирование

Теоретические знания

1.Виды неразъемных соединений.

2.Болтовые и резьбовые соединения.

3.Клепаный шов.

4.Необходимые инструменты.

5.Правила расчета соединений на прочность.

6.Замковые соединения.

7.Безопасность труда.

Землеобрабатывающие орудия.

Анкетирование

Теоретические знания

1.Какие бывают орудия.

2.Что такое плуг.

3.Что такое борона.

4.Что собой представляет фреза.

5.Для чего предназначены диски.

Сварочные работы, допуски и посадки.

Тестирование

Теоретические знания

1.Прочность сварочных швов

2.Категории сварочных швов

3.Качество сварочного шва

4.Сварочное оборудование

5.Система отверстия и вала

6.Посадки скольжения

7.Плотные и прессовые посадки

Вождение минитрактора (МТ)

Тестирование.

Практическое вождение.

Теоретические знания

Практические знания и умения

1.Знания правил дорожного движения

2.Пожарная безопасность.

3.Техника безопасности при вождении МТ

4.Органы управления МТ

5.Правила управления МТ


Итоговая аттестация обучающихся


Год обучения

Запланированный результат по программе

Какие знания, умения и навыки контролируются в конце года

Форма контроля

2 год обучения

Конструирование и изготовление минитрактора

Работа с чертежами, дизайнерские разработки, работа с электросваркой, техника безопасности

Визуальная

Управление минитрактором

Практическое вождение минитрактора

Визуальная


Участие в конкурсах, викторинах, соревнованиях.


Результативное участие – награждение грамотами, дипломами, сертификатами


Критерии оценивания теоретических знаний.


Критерии

Балльная система

3 балла

2 балла

1 балл

Полнота ответа

Полный ответ

Недостаточно полный ответ

Плохо владеет информацией

Правильность применения терминологии

Хорошо владеет

Путается в терминологии

Плохо владеет терминологией

Показатели правильности расчета

Умеет производить расчеты

Производит расчеты с незначительными ошибками

Допускает грубые ошибки


Критерии оценивания практических умений.


Критерии

Балльная система

3 балла

2 балла

1 балл

Быстрота реакции

Мгновенно ориентируется в обстановке

Замедленная реакция

Слабая реакция

Самостоятельность

Самостоятельно выполняет упражнения по вождению, ремонту и другие задания педагога

Выполняет упражнения под контролем педагога

Не может выполнить самостоятельно упражнения и задания педагога.

Уверенность

Уверенно чувствует себя в любой ситуации

Небольшая растерянность. Необходима поддержка.

Чувствует себя неуверенно, нуждается в постоянном контроле

Базовый уровень знаний обучающихся - техническое обслуживание, ремонт, навыки вождения.

Творческий уровень знаний обучающихся - работы повышенной сложности, рационализаторские предложения.

Продвинутый уровень знаний обучающихся - работы высокой сложности, дизайн, рационализаторские предложения, эксперименты.


Методическое обеспечение программы

Дидактический материал:

Учебные плакаты

Карты правил дорожного движения

Технологические схемы Демонстрационный материал

Самодельный колесный минитрактор

Мотоциклы

Самодельный трицикл

Техническое оснащение занятий

Специальное помещение - мастерская.

Небольшой полигон во дворе СЮТ и на прилегающей территории.

Станочное оборудование - токарный станок,

Заточный станок,

сварочный аппарат.

Минитрактор

Слесарные инструменты – напильники,

ножницы по металлу,

тиски,

ключи,

сверла

Защитные средства (очки, рукавицы)

Электродрель

«Болгарка»





Список рекомендуемой литературы для педагогов


  1. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ, техническое творчество учащихся. Просвещение. 1988 г. Гл. редактор Рагузин А.С.

  2. Журналы «Моделист-конструктор».

  3. Журналы «Юный техник».

  4. Журналы «Техника молодежи".


Список рекомендуемой литературы для обучающихся


  1. Журналы «Моделист-конструктор».

  2. Журналы «Юный техник».

  3. Журналы «Техника молодежи»

<


Адаптационная программа дополнительного образования «Конструирование малогабаритной техники». Куратор программы методист Мышкина И.Д.
  • Технология
Описание:

Адаптационная программа дополнительного образования

«Конструирование малогабаритной техники»

 

 

Для детей среднего и старшего возраста (12-18 лет).

 

Срок реализации дополнительной образовательной программы – 2 года.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составитель:

Лукшайтис К.П.

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

Куратор: Мышкина И.Д.

методист МБОУ ДОД ЦТР и ГО «Радуга»

 

 

 

 

 

 

 

г. Тайшет

 

Пояснительная записка

 Программа «Конструирование малогабаритной техники» составлена  с учетом требований  к программам дополнительного образования детей на  основании письма Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 года, № 06-1844.       

Автор Мышкина Ирина Дмитриевна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 528
Номер материала 40205
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓