Главная / Физика / Action Research по теме «Как выполнение творческой лабораторной работы влияет на развитие некоторых навыков критического мышления?»

Action Research по теме «Как выполнение творческой лабораторной работы влияет на развитие некоторых навыков критического мышления?»

hello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m6d25bd6d.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m6d25bd6d.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m6d25bd6d.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_2d6363f7.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifhello_html_m3626a136.gifhello_html_m1a465d34.gifРефлексивный отчет Чебакова АВ о проведении Action Research

по теме «Как выполнение творческой лабораторной работы влияет на развитие некоторых навыков критического мышления?»

Раздел 1. Обоснование выбора темы для исследования в действии.

1.1

Из семи модулей Программы второго уровня, для исследования, я выбрал второй – формирование критического мышления, предполагающий аналитический подход к осмыслению, оценке, и синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям (Руководство стр.285). В школьной программе физики, нет акцента на развитие критического мышления, на уроке не остается времени на обучение ученика приемам мышления, позволяющим ему рассуждать по принципиальным вопросам, или над практическим опытом. Программа перегружена фактическим материалом и не предусматривает занятий, формирующих у ребенка способности к осмыслению и оценке информации, не учит правильно формулировать выводы. Чему мы учим на уроках физики? Эйнштейн тоже учился в школе, у него был учитель физики, он тоже учил детей, и во время учебы Эйнштейна, часто говорил, что из Альберта не будет толка. Он не рассмотрел в нем величайшего физика всех времен, самого знаменитого человека 20 столетия! Я думаю, а сколько таких эйнштейнов учиться сейчас, или будет учиться потом в наших школах? Сможем ли мы рассмотреть искру таланта, не загасить её? Я глубоко убежден, от того как сформируются умения и навыки изучения физики с самого начала, с первого года изучения физики, во многом зависит эффективность дальнейшего обучения физике. Я решил провести исследование в этом классе, рассуждая так. Фактически, теории в программе физики 7 класса мало, большей частью мы нарабатываем различного рода умения и определенные навыки, так вот в каком направления развиваются у детей эти навыки, умеют ли они самостоятельно мыслить, до какой степени они саморегулируемы и развиваются ли у них навыки критического мышления?

Общеобразовательная Ильинская средняя школа оснащена современными кабинетами, имеет доступ к Интернету через Мегалайн. Она обладает всеми материальными и кадровыми ресурсами для оказания качественных образовательных услуг. Конкретно, на формирование и развитие у детей критического мышления не нацелена, насколько я знаю, никаких форумов на эту тему в ней не проводилось. В тех областях, где ученики действительно демонстрировали бы критическое мышление – в конкурсах научных проектов, олимпиадах, больших результатов у нашей школы нет. Поэтому деятельность школы в этом направлении по развитию критического мышления, была бы очень перспективна как для детей, так и для поднятия рейтинга школы, например в ученических проектах. Если ученики нашей школы будут обладать навыками критического мышления, они будут саморегулируемы, на уроках не будут ждать указаний учителя, как это происходит сейчас, будет больше инициативы, творчества. Ученики научаться демонстрировать и отстаивать свою точку зрения, научаться находить свои оригинальные пути решения проблем.









1.2

Критическое мышление – одно из ведущих современных педагогических понятий, актуальных для развития преподавания и обучения в Казахстане. (Руководство стр. 187.)

Критическое мышление предполагает умение рассуждать по принципиальным вопросам и размышлять над практическим опытом. (Руководство стр. 187.) Джон Дьюи является одним из первых исследователей в сфере образования, который признал, что направленность образовательной программы на формирование навыков мышления учеников, обеспечила бы эффективность не только ученикам, но и обществу, и всему демократическому устройству (Руководство стр. 188.) При планировании урока, записывая цели и задачи урока, раньше я неоднократно писал … формирование навыков мышления. Но понимал ли я значение этих слов, до конца? Теперь я убедился, что нет.

До изучения Программы второго уровня у меня были классические представления о проведении урока, о поведении учеников на уроке, и вообще об организации обучения на уроке. Только сейчас я осознал, какой конкретно конечный продукт моей деятельности должен быть. Ученик, обладающий навыками критического мышления должен быть правдивым, открытым, последовательным, способным к анализу, любознательным, уверенным в рассуждениях, и разумным в принятии решений. (Глейзер Руководство стр. 189).

Первые же занятия на этапе «Лицом к лицу» удивили меня нестандартными подходами к проведению занятий. Разминка в начале занятия не просто игра, при правильном планировании и организации, она будет хорошей предпосылкой к занятию по любому модулю Программы, в том числе и по развитию критического мышления. Коллаборативная среда на занятиях, способствовала формированию критического мышления. Мы были активными, открытыми, готовыми к новому. Мы пытались делать то, к чему небыли привычны – пытались оценивать своё мышление, оценивать мотивы наших действий. Критическое мышление - есть желание и умение оценить свое мышление. (Глейзер Руководство стр. 189).

Критически мыслящие учащиеся активны, задавая вопросы и анализируя доказательства, сознательно применяя стратегии для определения значений; они скептичны в отношении к визуальным, устным и письменным доказательствам; открыты для новых идей и перспектив. (Руководство стр.196). То есть критическое мышление, сформированное у учащихся, влияет на творческий подход к учению, позволяет им демонстрировать и отстаивать свое мнение.

При изучении семи модулей Программы, я сразу остановился на модуле, посвященном развитию критического мышления. На занятиях я убедился, для понимания закономерностей явлений природы, изучаемых физикой, просто необходимы навыки критического мышления. Резюмируя сказанное: на занятиях у нас появилось желание самим стать критически мыслящими и сформировать критическое мышления у своих учеников. Теперь дело за умениями.















1.3

За время своей педагогической практики я часто задавал себе вопрос, какую роль в изучении школьного предмета физики играет принятая в настоящий момент, практика выполнения учащимися лабораторных работ. Почему учащиеся, выполняя лабораторную работу, с увлечением проводят опыты, измерения, а как только подходит дело к выводам, испытывают большие трудности, не могут подвести итоги своей деятельности, делая выводы по работе, объясняя значение промежуточных результатов и их роль для всей работы в целом.

Все лабораторные работы в 7 классе проводятся в парах по одной схеме: дети записали тему, прочитали цель, выписали приборы и материалы, почитали теорию, и приступают к выполнению работы по алгоритму – первое, второе и т.д. Затем пишут вывод – в основном отвечая на вопрос соответствующий цели. Я предположил, что эти действия носят чисто формальный подход к выполнению работы, и, проведя исследование, решил это проверить. Попытался узнать, как изменится поведение детей при выполнении лабораторной работы, творчески, без алгоритма действий. То, что дети не могут правильно сделать выводы, испытывают трудности при осознании целесообразности тех или иных действий, подтолкнуло меня к мысли что, возможно, при выполнении предыдущих лабораторных работ они выполняли их только по алгоритму, механически. Они не использовали свой прошлый опыт, значит у учеников, неразвиты навыки критического мышления, такие как осмысление своих действий, навыки творческого подхода к решению проблем, они не умеют отстаивать свою точку зрения. Я решил исследовать: если не давать детям алгоритма выполнения лабораторной работы, то, как это повлияет на навыки развития творчества, на способности учеников делать выводы. Будут ли теперь дети отстаивать свои идеи, свою точку зрения при выполнении работы? Так возник вопрос исследования «Как выполнение творческой лабораторной работы влияет на развитие некоторых навыков критического мышления?»





























Раздел 2

Отчет о внесенных в практику изменениях и использованных методах сбора данных.

2.1

Вносить изменения в свою практику я начал с первой минуты урока, предполагая, что развитие критического мышления должно осуществляться на всех этапах урока. Во-первых: раньше я никогда не тратил «драгоценное время урока» на разминки, считая, что его необходимо использовать для более важных занятий. Теперь же в начале каждого урока, в любом классе я стал проводить игры и разминки, так как « …игры для развития коммуникативных навыков…проводятся в достаточно короткое время, но придают огромный эмоциональный окрас встрече, тренингу, уроку». (400 игр для развития коммуникативных навыков стр.10). Я заметил, что некоторые игры, очень стимулируют развитие критического мышления – ученик, выступая в роли ведущего, просто вынужден быстро и правильно реагировать на изменение в ситуации, продумывать свои действия, критически относится к действиям других, размышлять и оценивать. Участники игры учатся осмысливать и оценивать информацию, демонстрируют готовность к воображению, учатся принимать во внимание альтернативные решения, внедрять новые или модифицированные способы мышления и действия.

Во-вторых: никогда раньше я не организовывал выполнение лабораторной работы без разработки. Таким образом, лабораторная работа приобретает совершенно новое качество, приблизившись по своему значению к ученическому проекту.

В третьих, перестав давать знания в готовом виде, стал направлять деятельность учащихся, на достижение учебных целей, применяя вопросы, в соответствии с таксономией Блума, в контексте конкретной ситуации. А раньше всегда старался все объяснить ученикам, подробно ответить на поставленный мне вопрос, показать, как правильно выполнить то или иное действие. Я предполагаю что ученикам будет сложно сразу, самостоятельно выполнить лабораторную работу в такой форме, и что бы не оставить их без помощи, решил что моя помощь ограничится тем что я буду направлять их работу задавая «правильные» вопросы.

В исследовании участвовали все дети седьмого класса, но основное внимание было обращено на трех учеников, по-разному проявляющих навыки критического мышления.

Отличник Юрий, всегда осмысливает свои действия, если сталкивается с проблемой, решить которую он не в силах, старается получить помощь. Умеет отстаивать свою точку зрения, первым предлагает пути решения проблемы.

Артем, старательный, внимательный. Может хорошо выполнить работу по образцу, допускает логические ошибки, может легко изменить свою точку зрения. Уважает авторитеты, при подсказке с места от сильного ученика, сразу принимает этот ответ. Выражает свое мнение, но не часто, прошлый опыт использует редко.

Али. Мальчик с дефектом речи, очень не организован, часто работает без осмысления, что видно из его ответов. На просьбу объяснить, зачем он делает именно это, Али не находит ответа, у него нет своих предложений. Слаб в логическом мышлении, иногда путает причину и следствие.

Дети играли в игры «Наш камень в ваш огород» и «Путаница» на разминке, для того чтобы настроиться на работу в группах, и подготовиться к возможному соревнованию групп. Разминкой предполагал стимулировать их к развитию навыков критического мышления - во время первой игры главное внимание было обращено на подготовку детей к коллективной работе – коллективное действие, коллективное принятие решений, так как лабораторная работа будет происходить по-другому – в группах. А во второй игре происходило стимулирование навыков критического мышления, для того чтобы дети подготовились к творческому выполнению лабораторной работы. Я решил чтобы дети выполняли лабораторную работу по новому, для исследования вопроса - повлияет ли её выполнение в такой форме, на развитие навыков их критического мышления.

Новым было то, что ученики сами выбирали и использовали ресурсы, сами предлагали действия для исследования в лабораторной работе, могли высказывать собственное мнение, используя прошлый опыт, проводить физический эксперимент своими методами.



2.2.

Критическое мышление может происходить всякий раз, когда происходит процесс рассуждения, формулировки выводов или решения проблемы, т.е. - всякий раз, когда необходимо установить, чему верить, что делать, и как делать это разумным и рефлексивным способом. (Руководство стр. 187.) Значит, чтобы оценить результат исследования, нужна определенная база данных, в которой можно собрать информацию об изменениях, произошедших в ходе исследования.

Для анализа результативности проведения исследования была собрана доказательная база, которую можно структурировать следующим образом:

  • Видеоматериал

  • Фотоматериал

  • Наблюдение

Основной материал, подготовленный для анализа результатов исследования, это видеоматериал. Был отснят весь процесс исследования. Так как класс очень маленький, то камера могла фиксировать одновременно всех детей в начале урока, когда они сидели по одному, и при проведении разминки. При выполнении творческой лабораторной работы было три вида съемки – обзорная, когда камера направлялась на весь класс, групповая съёмка – на группу, и индивидуальная. Выбор первого вида был обусловлен моментами самостоятельной работы групп, когда дети не нуждались в моей консультации. Такой ракурс позволял проводить съемку в режиме наблюдения, дети не видели меня рядом, о том, что ведется процесс съемки, дети забывали, увлекаясь стоящей перед ними учебной задачей. Это не мешало проявлению их творческих способностей, дети были естественны в своем поведении. К групповому виду съёмки я прибегал тогда, когда мне необходимо было зафиксировать результаты работы групп, или в тот момент, когда я направлял их работу. Дети вначале отвлекались, но довольно скоро перестали обращать внимание на камеру. Индивидуальная съёмка фиксировала естественно, лидеров момента, учеников выражающих свои мысли, отстаивающих свою точку зрения и т.п. Единственной проблемой при съемке исследование было то, что однократно пришлось прервать съемку, чтобы скинуть информацию. При планировании исследования вначале я хотел зафиксировать камеру в одном положении и снимать класс из одной точки, но после размышления решил не делать этого, так как при групповой работе некоторые из детей были бы всегда спиной к камере. Данный метод сбора информации очень помог мне в исследовании, камера беспристрастно фиксировала все моменты урока, после того как дети перестали обращать на неё внимание, они делали только то что являлось их учебной задачей. В этом я вижу главное преимущество видеосъемки как метода сбора данных исследования. Одно дело снять материал, другое подготовить его для анализа. Я думал - можно выбрать просто описательный характер обработки данных – последовательно анализировать действия всего класса, групп, исследуемых учеников. Но я посчитал, что такой метод сбора и обработки данных будет не совсем научным. «Наука начинается там, где начинают измерять» слова великого русского ученого Дмитрия Ивановича Менделеева, стимулировали меня на то чтобы так представить видеоданные, чтобы можно было попытаться их математически обработать. Так как объем видеоматериала очень большой, то для последующего анализа были сделаны стоп кадры всех моментов исследования, характеризующих деятельность ученика, ярких ситуаций их поведения, демонстрацию их эмоционального состояния на каждом этапе урока. В общем, было приготовлено около 250 стоп-кадров. Следует учесть, что я не выбирал специально те или иные ситуации, подтверждающие заранее мои какие-то предположения, то есть я не подгонял результаты видеозаписи под свои рамки. Нет, я последовательно просматривал видео и все изменения в деятельности учеников, в их эмоциональном состоянии фиксировал стоп-кадрами. Это довольно кропотливая работа. Я считаю это еще одним методом сбора данных – наблюдением. Наблюдая за поведением детей на видео, я пытался увидеть учебные ситуации в каждом кадре, и если видел, то фиксировал его стоп-кадром. Учитывая предмет исследования, влияние творческой лабораторной работы на формирование навыков критического мышления, я составил две таблицы, структурированные по категориям, характеризующим навыки критического мышления. Это умение рассуждать и осмысливать свои действия, выражающие способности к оцениванию - умение делать выводы, предлагать свои идеи и умение отстаивать их, навык использования своего опыта, способности находить нужные в данный момент ресурсы. Выводы, основанные на фотоматериалах по первой и второй части исследования, структурированы в таблицу и приводятся в приложении (приложение 3). Если расположить их рядом, видна вся картина для анализа.


hello_html_7beb7b4e.png

hello_html_20f3903e.png




















Данный табличный метод позволяет сделать выводы о степени изменения количества фактов характеризующих осмысление учащимися своей деятельности. Сразу же бросается в глаза изменение количества демонстрирующих фактов, когда учащиеся предлагают свои идеи в проведении опытов, то есть, используя свой прошлый опыт, ученики предлагают новые пути решения учебной задачи поставленной перед ними. В первой таблице есть строчка фиксирующая факты того как ученики думают над решением проблемы. Сколько раз фиксировались факты рассуждений, отстаивания своей точки зрения, самостоятельного использования ресурсов, сколько раз ученики ждали помощи, прежде всего от учителя, как изменяется количество фактов демонстрирующих навыки критического мышления. Итак, произошедшие изменения фиксирует практически каждая строчка таблицы, за исключением строки характеризующей количество моментов, когда ученики формулируют выводы. Все, приведенные выше рассуждения, показывают эффективность такого метода сбора данных. Само по себе полученное мною видео, можно трактовать весьма разнообразно, делать различные выводы. Но если рассматривать это видео в фокусе исследования, делать стоп кадры всех моментов показывающих изменения, происходящие с детьми, с изменениями видов их деятельности то можно сделать много важных выводов. Так же я уверен что данный подход к обработке видеоматериала можно использовать для того чтобы качественную информацию, превратить в количественную. А затем количественную информацию использовать для более наглядного представления результатов исследования, для проведения более точного математического анализа. Хотя нужно учесть, что полученные таким образом данные, в некоторой степени, не являются однозначными. Но проследить действенность моих методов используемых при проведении исследования, на предмет исследования, можно, с высокой долей вероятности. Еще одним важным фактором, который может доказать или опровергнуть справедливость полученных мною при анализе видеоматериала утверждений, является анализ работ учащихся, и выводы самих учащихся полученные в ходе беседы, как до исследования так и во время него. В процессе исследования были сделаны несколько фотографий. Достоинством фотосъемки в данном исследовании является фиксация наиболее ярких моментов исследования. Сделал фотографии учеников в момент демонстрации результатов работы, дети первой группы были горды тем, что справились с поставленной перед ними задачей и то, что учитель фотографировал их в этот момент, играло роль формативного оценивания.




























Раздел 3.1 (1000) Выводы и анализ.


Сразу же бросается в глаза изменения распределения фотоматериала фиксирующего эмоции: первая часть – максимум отрицательных, только один случай проявления положительных эмоций! Во второй части – совершенно другая картина. Предполагаю, что возможность продемонстрировать детям свое мнение, показать использование своего опыта, (то есть типичные признаки критического мышления), повлияли на эмоциональную окраску урока. Им было приятно, что их услышали, что им доверяют. И хоть формально я не исследовал изменение эмоционального фона класса, но считаю, что эмоциональное состояние детей на уроках должно быть одним из главных факторов, учитываемых при любом исследовании.












































Чтобы провести анализ действий направленных на решение вопроса исследования «Как выполнение творческой лабораторной работы, влияет на развитие навыков саморегуляции и метапознание ученика», данные были структурированы по трем категориям.

Первая категория, данные полученные от детей, состоит из трех частей.


  1. Результаты анкетирования, обработанные в приложении Microsoft office Excel, были структурированы в таблицу № 2, из которой сделана выборка данных для анализа (см. приложение 1), и построены сравнительные диаграммы (см. приложение 2).

  2. Оставшаяся качественная информация анкет, была преобразована в количественную информацию, и представлена для анализа в мини таблицах.


10. Оценивал ты свою деятельность?

Раньше

Сейчас

редко

да

иногда

да

66,7%

33,3%

33,3%

66,7%


13. Всегда понимал, зачем нужно делать то или иное задание по разработке

Не понимал

66,7%

Редко понимал

16,6%

Почти всегда понимал

16,6%


14. Трудно выполнять лаб. работу без разработки?

ДА

НЕТ

100%



15. Что интереснее - выполнять с разработкой или без неё?


С разработкой

Без разработки

16, 6%

83,3%



16. Где ты чувствуешь себя комфортнее, на уроке работая в группе или индивидуально?


В группе

индивидуально

83,3%

16, 6%




  1. Данные, полученные при проведении интервью, записей в тетради «резюме урока», бесед и опросов представлены следующим массивом.

На вопрос «что понравилось на уроке», большинство отвечают – играть, делать опыты самому.

На вопрос «что не понравилось на уроке», учащиеся затрудняются ответить.

На вопрос « Как вы относитесь к изменениям на уроке » - все отмечают положительно, им нравится.

Дети в начале исследования не могут объяснить, почему они не могли ответить на вопросы учителя, как организовать свое дальнейшее обучение.

Учащиеся не могут ответить, как конкретно осуществить процесс измерения изученной ранее физической величины.

При попытке оценить себя и свои действия в ходе беседы выяснилось, что ученикам сделать это очень сложно.



D:\3_ЭТАП_КУРСОВ\Рефлексия\Отчет о проведении исследования в действии\Данные\Стоп кадры\Опрос_нет работы\vlcsnap-2013-06-16-09h59m43s173.png


Поведение детей в начале исследования.


D:\3_ЭТАП_КУРСОВ\Рефлексия\Отчет о проведении исследования в действии\Данные\Стоп кадры\vlcsnap-2013-06-16-10h09m55s154.png


При выполнении заданий, формирующих самосознание и навыки метапознания.




  1. Данные из работ детей (постеры, рисунки, фото, видео их работ);

На видео зафиксирован итог работы первой группы – конечный ответ, в числовом выражении;

Ученики первой группы приступили к выполнению постера « Алгоритм проведения лабораторной работы по теме «Определение КПД наклонной плоскости». (Задание, которое работает на будущее).

D:\3_ЭТАП_КУРСОВ\Рефлексия\Отчет о проведении исследования в действии\Данные\Стоп кадры\vlcsnap-2013-06-16-11h58m47s191.png

Результат работы второй группы – два задания из трех выполнили, последнее не до конца.

D:\3_ЭТАП_КУРСОВ\Рефлексия\Отчет о проведении исследования в действии\Данные\Стоп кадры\vlcsnap-2013-06-16-11h55m32s33.png


Проведение рефлексивного оценивания урока дает информацию о достигнутых целях урока.

D:\3_ЭТАП_КУРСОВ\Рефлексия\Отчет о проведении исследования в действии\Данные\Стоп кадры\vlcsnap-2013-06-16-09h50m21s189.png

Вторая категория, состоящая из двух частей, представлена данными полученными из рефлексивного дневника учителя, и результата интерсубъективного сбора данных и формирования выводов (Руководство стр. 244) по материалам видеосъемки уроков, совместно с коллегами.

Из рефлексивного дневника выбраны данные касающиеся только исследования и структурированы следующим образом.

Действие

Ожидание

Реальность

13 мая в 7

пробовал провести исследование в действии

Я думал, проведу успешно исследование

Исследование индивидуальной работы и групповой

Я был уверен, что уроки пройдут успешно, дети справятся с задачами, которые я ставлю перед ними.

Я узнал, что реально учеников можно направить, и они придут к цели сами (Юра, доказал сам условие равновесия рычага).

Я обнаружил, что правильно поставленные вопросы могут очень, очень многое изменить в мотивации деятельности ученика. Что критическое мышление это как раз то, чего так не хватает моим ученикам.

15 мая. Провел 1 урок исследования в 7 классе.

.

Я предполагал, провести исследования, как групповая работа учащихся, повлияет на объем и качества усвоенных за урок знаний.

Я узнал, что дети не используют правильно лабораторное оборудование, не связывают теоретические знания с практикой. Снова возвращаюсь к вопросу о саморегуляции ученика и уровню развития его способностей к метапознанию.


18 мая. Провел 2 урок исследования в 7 классе

Я думал – если четко сформулировать цель урока, и, задавая правильные вопросы, можно направить их деятельность так, что они достигнут целей лабораторной работы, без разработки.

Я был уверен – что такие ученики как Юра, справятся со своей ролью лидера и приведут группу к достижению цели. Ученики с нестандартным мышлением - Влад и Али раскроются с неожиданной стороны. Я был уверен, что все ученики будут активно работать, им будет интересно.

Группа, в которой участвовали, ученик с высоким уровнем учебных достижений Ю. пришли к цели.

Группа, в которой был ученик с низким уровнем учебных достижений, А. и средним уровнем Ар. нет. Подошли к ответу, но до конца решить проблему не смогли. Первая группа приступила к созданию постера – разработки лабораторной работы.



В третью категорию данных вошел видеоматериал в виде банка данных анализа видеоматериала и создания подтверждающих стоп-кадров. +-

Для отслеживания динамики изменений, видеоданные были структурированы по критериям и дескрипторам:

Критерии

Ю.

Ар.

Ал.

часто

иногда

никогда

часто

иногда

никогда

часто

иногда

никогда

1

Обсуждает с одноклассниками.










2

Планирует свои действия.










3

Самостоятельно осуществляет поиск информации.










4

Предложение собственных путей решения (метапознание).










5

Думает перед ответом.










6

Подтверждает ответ.










7

Обдумывает свои действия.










8

Оценивает себя, свои действия.










9

Оценивает других.










10

Работает самостоятельно.










11

Активно взаимодействует.








hello_html_51cb6c8d.png


12

Принимает во внимание альтернативные решения.




hello_html_m779bdaba.png



hello_html_51cb6c8d.png



13

Рассуждает при выполнении работы









hello_html_51cb6c8d.png

14

Формулирует выводы.








hello_html_51cb6c8d.png




Планируя урок в 7 классе, я предполагал провести исследование на тему: «Как групповая работа учащихся, влияет на объем и качество усвоенных за урок знаний». Планировал разбить материал урока на две примерно равные части, одну для изучения по стандартной схеме, другую для изучения в группах. Каждый этап завершить срезом знаний, затем провести анализ и сравнить, сколько информации усвоено в первом случае, сколько во втором. В начале урока, в форме фронтального опроса решил проверить знания пройденного материала, чтобы реализовать один из принципов критического мышления - мышление формируются при взаимодействии новых знаний со старыми. Результаты: во-первых, оказалось - я сам задавал вопросы и сам на них отвечал, во-вторых, при выполнении заданий и индивидуально и в группах, ребята никак не использовали знания, полученные ранее. Это заставило меня задуматься о вопросе своего исследования.

Все три испытуемых думают над решением проблемы, но учитель не может проследить направление их раздумий.

Action Research по теме «Как выполнение творческой лабораторной работы влияет на развитие некоторых навыков критического мышления?»
  • Физика
Описание:

Рефлексивный отчет Чебакова АВ о проведении ActionResearch

 

по  теме  «Как выполнение творческой лабораторной работы влияет на развитие некоторых навыков критического мышления?»

Из семи модулей Программы второго уровня, для   исследования был выбран второй – формирование критического мышления, предполагающий аналитический  подход  к  осмыслению,  оценке,  и  синтезу информации, полученной в результате наблюдения, опыта, размышления или рассуждения, что может в дальнейшем послужить основанием к действиям(Руководство стр.285).В школьной программе физики,  нет акцента на развитие критического мышления, на уроке   не остается  времени на обучение ученика приемам мышления,  позволяющим ему рассуждать по  принципиальным вопросам, или над практическим опытом. Программа перегружена фактическим материалом и  не предусматривает занятий, формирующих у ребенка способности к осмыслению и оценке информации, не учит правильно формулировать выводы. В работе раскрыта попытка исследования этой проблемы.

Автор Чебаков Александр Викторович
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 921
Номер материала 36198
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓