Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыА.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста в 6 классе.

А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста в 6 классе.

Скачать материал

           Трофимова Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г.Белинского Пензенской области

 

Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока: урок словесности

Технологическая карта изучения темы

Тема

А.С.Пушкин «Зимнее утро»  Комплексный анализ текста

Цели

 

Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве поэта; дать общее представление о лингвистическом анализе текста; учить определять стихотворный размер.

 Развивающие: развивать  навыки  анализа  текста, самостоятельной мыслительной деятельности, мировоззрения, эстетического вкуса, умения  учиться и думать, системности мышления, умения выделять главное из прочитанного, находить нужное в тексте;творческие способности, речь;

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и поэзии, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать  позитивную  жизненную позицию

Планируемый результат

Познавательные УУД:  умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту);Уметь анализировать языковые и выразительные средства речи.

Личностные УУД:  способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД:  определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Основные понятия

Выразительные средства речи, ритм и рифма, стихотворный размер

Межпредметные связи

Литература, русский язык, живопиь, музыка

Ресурсы: основные

 дополнительные

Текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».  Учебник литературы 6 класс. 

Презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах

 


 

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

                                  в 6 классе по теме «А.С.Пушкин «Зимнее утро».  Комплексный анализ текста».

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

  1. Мотивация

(5 мин)

Включение в деловой ритм.

Вступительное слово. Создание проблемной ситуации. (Почему стихотворные произведения заставляют нас испытывать особое чувство эстетического удовольствия? Как удается поэту несколькими словами вызвать в нашем представлении целую картину?)

Постановка задач урока.

Чтение эпиграфа (на экране)

 

Готовятся к работе.

Записывают дату,  тему

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

 

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

         2.Актуализация знаний

 

Мотивирует работу  учащихся на нахождение идеи  текста

 Дает слово для сообщения об истории написания стихотворения ученику.

 

Слушают сообщение одноклассника

Уметь  слушать и понимать речь других

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

 

         3.Формирование новых знаний

Эмоциональное восприятие

 

Создает эмоциональный настрой на слушание и понимание  текста

Включает презентацию и музыку Г.Свиридова «Метель»

Создаёт ситуацию успеха.

 

Слушают музыку и  выразительное чтение стихотворения, заранее подготовленное   учеником.

 

Уметь сотрудничать  с учителем и сверстниками

 

4.Первичное восприятие текста

Просит детей определить тему.

Предлагает задуматься над смыслом  заглавия.

Проводит лингвистический эксперимент: предлагает подбирать  другие эпитеты к слову  УТРО.

Определяют тему стихотворения.

Высказываются о своем понимании смысла заглавия.

Подбирают эпитеты к слову УТРО, делают вывод о невозможности замены без утраты смысла текста.

Уметь слушать и понимать речь других людей, оформлять свои мысли в устной форме

 

5.Комплексный анализ стихотворения по строфам.

1.Читает первую строфу, задает вопросы о значении и понимании учащимися отдельных слов.

Знакомит учащихся с мифологическим словарем.

2. Читает 2-ю строфу. 

Дает задание по группам

 

3. Читает 3-ю строфу.

Предлагает нарисовать словесную картину

Предлагает провести лингвистический эксперимент: дети должны вставить свои эпитеты в строфу.

4. Читает 4- строфу и  ее звучание в черновике.

Предлагает проблемный вопрос: почему поэт заменил словосочетание   «кобылку бурую»» на «коня черкесского»

5. Читает 5-ю строфу.

Дает задание по группам.

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.

 

Работают  парами.

Индивидуально со словарем.

Делают вывод.

 

Дети самостоятельно выписываю из нее в столбик глаголы, подбирают к ним однокоренные слова; работают с толковым словарем (МГЛА); подбирают синонимы к указанным словам

Проводят словесное рисование.

Проводят лингвистический эксперимент, делают выводы.

 

 

 

Слушают, отвечают на проблемный вопрос.

 

 

Работают над поиском выразительных средств речи

Уметь работать в парах

 

 

 

Уметь проводить лингвистический эксперимент

Уметь строить монологическое высказывание

Уметь делать выводы.

Уметь работать с текстом.

 

 

 

 

Уметь самостоятельно мыслить и высказывать свою точку зрения.

 

 

Уметь осуществлять анализ объектов речи.

         6. Включение в систему знаний . Объяснение теоретического материала.

         Делает запись на доске: Стихотворный размер.

Просит вспомнить пройденный материал о ритме и рифме.

Предлагает записать в тетради , как определять стих.размер.

 Предлагает скандировать первую строфу.

Дает задание определить размер данного стихотворения.

 

 

         Делают записи в тетради.

Вспоминают пройденный материал.

Скандируют первую строфу.

Работают  самостоятельно.

 

Уметь ориентировать в своей системе знаний.

Учить самостоятельно определять размер стих.

7. Выразительное чтение стихотворения

Предлагает вспомнить идейное значение каждой строфы и выразительно отчитать их все стихотворение в целом.

Читают выразительно текст.

Уметь совершенствовать навыки чтения.

7. Рефлексия

         Просит поделить впечатлениями от урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу.

Оценивает ответы.

         Составляют монологическую речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Умение давать самооценку своей работе

 

         8.Д.з.

Объясняет домашнее задание:

написать сочинение : «Какое настроение выразил поэт в стихотворении «Зимнее утро»

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные  задания  (П.,  Л)

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста в 6 классе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Психолог в социальной сфере

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

План урока  составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: урок словесности. В технологической  карте изучения темы представлены цели, планируемый результат, основные понятия, межпредметные связи, основные и дополнительные ресурсы. 

Урок состоит из 8 этапов:

 

  1. Мотивация
  2. Актуализация знаний
  3. Формирование новых знаний и эмоциональное восприятие текста
  4. Первичное восприятие текста
  5. Комплексный анализ стихотворения по строфам.
  6. Включение в систему знаний . Объяснение теоретического материала.
  7. Выразительное чтение стихотворения
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 063 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 526
    • DOCX 26.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Трофимова Татьяна Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Трофимова Татьяна Анатольевна
    Трофимова Татьяна Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 6321
    • Всего материалов: 7

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания русского языка в условиях реализации ФГОС

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 139 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 478 человек

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 23 человека

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 235 человек из 59 регионов
  • Этот курс уже прошли 3 167 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Здоровые взаимоотношения: адаптация и развитие ребенка через привязанность и игрушки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 90 человек из 37 регионов
  • Этот курс уже прошли 58 человек