Главная / Русский язык и литература / А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста в 6 классе.

А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста в 6 классе.

Трофимова Татьяна Анатольевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 2 г.Белинского Пензенской области


Предмет: русский язык

Класс: 6

Тип урока: урок словесности

Технологическая карта изучения темы

Тема

А.С.Пушкин «Зимнее утро» Комплексный анализ текста

Цели


Образовательные: обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве поэта; дать общее представление о лингвистическом анализе текста; учить определять стихотворный размер.

Развивающие: развивать навыки анализа текста, самостоятельной мыслительной деятельности, мировоззрения, эстетического вкуса, умения учиться и думать, системности мышления, умения выделять главное из прочитанного, находить нужное в тексте;творческие способности, речь;

Воспитательные: Воспитывать любовь к природе и поэзии, культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать позитивную жизненную позицию

Планируемый результат

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; совершенствовать навыки чтения, умения работать с текстом (понимать содержание, отвечать на вопросы по тексту);Уметь анализировать языковые и выразительные средства речи.

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками и учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Основные понятия

Выразительные средства речи, ритм и рифма, стихотворный размер

Межпредметные связи

Литература, русский язык, живопиь, музыка

Ресурсы: основные

дополнительные

Текст стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро». Учебник литературы 6 класс.

Презентация к уроку

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах




Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО

в 6 классе по теме «А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста».

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация

(5 мин)

Включение в деловой ритм.

Вступительное слово. Создание проблемной ситуации. (Почему стихотворные произведения заставляют нас испытывать особое чувство эстетического удовольствия? Как удается поэту несколькими словами вызвать в нашем представлении целую картину?)

Постановка задач урока.

Чтение эпиграфа (на экране)


Готовятся к работе.

Записывают дату, тему

Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.


Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

2.Актуализация знаний


Мотивирует работу учащихся на нахождение идеи текста

Дает слово для сообщения об истории написания стихотворения ученику.


Слушают сообщение одноклассника

Уметь слушать и понимать речь других

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания


3.Формирование новых знаний

Эмоциональное восприятие


Создает эмоциональный настрой на слушание и понимание текста

Включает презентацию и музыку Г.Свиридова «Метель»

Создаёт ситуацию успеха.


Слушают музыку и выразительное чтение стихотворения, заранее подготовленное учеником.


Уметь сотрудничать с учителем и сверстниками


4.Первичное восприятие текста

Просит детей определить тему.

Предлагает задуматься над смыслом заглавия.

Проводит лингвистический эксперимент: предлагает подбирать другие эпитеты к слову УТРО.

Определяют тему стихотворения.

Высказываются о своем понимании смысла заглавия.

Подбирают эпитеты к слову УТРО, делают вывод о невозможности замены без утраты смысла текста.

Уметь слушать и понимать речь других людей, оформлять свои мысли в устной форме


5.Комплексный анализ стихотворения по строфам.

1.Читает первую строфу, задает вопросы о значении и понимании учащимися отдельных слов.

Знакомит учащихся с мифологическим словарем.

2. Читает 2-ю строфу.

Дает задание по группам


3. Читает 3-ю строфу.

Предлагает нарисовать словесную картину

Предлагает провести лингвистический эксперимент: дети должны вставить свои эпитеты в строфу.

4. Читает 4- строфу и ее звучание в черновике.

Предлагает проблемный вопрос: почему поэт заменил словосочетание «кобылку бурую»» на «коня черкесского»

5. Читает 5-ю строфу.

Дает задание по группам.

Осуществляет дифференцированный подход к учащимся.


Работают парами.

Индивидуально со словарем.

Делают вывод.


Дети самостоятельно выписываю из нее в столбик глаголы, подбирают к ним однокоренные слова; работают с толковым словарем (МГЛА); подбирают синонимы к указанным словам

Проводят словесное рисование.

Проводят лингвистический эксперимент, делают выводы.




Слушают, отвечают на проблемный вопрос.



Работают над поиском выразительных средств речи

Уметь работать в парах




Уметь проводить лингвистический эксперимент

Уметь строить монологическое высказывание

Уметь делать выводы.

Уметь работать с текстом.





Уметь самостоятельно мыслить и высказывать свою точку зрения.



Уметь осуществлять анализ объектов речи.

6. Включение в систему знаний . Объяснение теоретического материала.

Делает запись на доске: Стихотворный размер.

Просит вспомнить пройденный материал о ритме и рифме.

Предлагает записать в тетради , как определять стих.размер.

Предлагает скандировать первую строфу.

Дает задание определить размер данного стихотворения.



Делают записи в тетради.

Вспоминают пройденный материал.

Скандируют первую строфу.

Работают самостоятельно.


Уметь ориентировать в своей системе знаний.

Учить самостоятельно определять размер стих.

7. Выразительное чтение стихотворения

Предлагает вспомнить идейное значение каждой строфы и выразительно отчитать их все стихотворение в целом.

Читают выразительно текст.

Уметь совершенствовать навыки чтения.

7. Рефлексия

Просит поделить впечатлениями от урока.

Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу.

Оценивает ответы.

Составляют монологическую речь.

Используют клише для рефлексии.

Оценивают свою работу.

Умение давать самооценку своей работе


8.Д.з.

Объясняет домашнее задание:

написать сочинение : «Какое настроение выразил поэт в стихотворении «Зимнее утро»

Советует поработать с орфографическим словарём.

Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные задания (П., Л)

















А.С.Пушкин «Зимнее утро». Комплексный анализ текста в 6 классе.
  • Русский язык и литература
Описание:

План урока  составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока: урок словесности. В технологической  карте изучения темы представлены цели, планируемый результат, основные понятия, межпредметные связи, основные и дополнительные ресурсы. 

Урок состоит из 8 этапов:

 

  1. Мотивация
  2. Актуализация знаний
  3. Формирование новых знаний и эмоциональное восприятие текста
  4. Первичное восприятие текста
  5. Комплексный анализ стихотворения по строфам.
  6. Включение в систему знаний . Объяснение теоретического материала.
  7. Выразительное чтение стихотворения
  8. Рефлексия
  9. Домашнее задание
Автор Трофимова Татьяна Анатольевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1950
Номер материала 46750
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓