Этапы урока
|
Содержание
|
Формирование УУД и технология
оценивания
|
I.
Орг.
момент
|
Приветствие. Проверка
готовности к уроку. Выявление отсутствующих.
|
Регулятивные
УУД
1.
Самостоятельно
формулировать
тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге
с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно
вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую,
концептуальную.
2.
Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать
информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст:
иллюстрация, таблица, схема).
4.
Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать
содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6.
Пользоваться словарями, справочниками.
7.
Осуществлять анализ и синтез.
8.
Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить
рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2.
Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать
вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать
важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять
свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать
тексты различного типа, стиля, жанра.
6.
Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и
слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения.
8. Выступать
перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные
результаты
1.
Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2.
Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология
оценивания
«На уроке ученик сам
по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется)
отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить
оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет
учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку,
если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или
занижена.
АЛГОРИТМ
САМООЦЕНКИ
(вопросы
к ученику):
1
шаг. Что
нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно
было получить в результате?
2
шаг.
Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3
шаг.
Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в
чем)?
4
шаг.
Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто
помогал, в чем)?
Какую
оценку ты себе ставишь?
Необходимый
уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить
сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо
всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный
уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить
знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и
умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной
грамотности - «отлично».
Максимальный
уровень -
решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением
самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
|
II. Активизация знаний
обучающихся.
Литературная разминка
|
-Начнем урок с
литературной разминки. (Презентация. Слайды 1,2,3,4,5)
- Перед вами ребусы на
литературную тему. Итак, что зашифровано в первом ребусе? Во 2-ом? И т.д.
|
III.Формулирование темы и целей
урока
|
- Выделите лишнее слова
среди отгаданных. (Роман)
- Почему вы решили, что
оно лишнее? (все остальные слова – фамилии писателей и поэтов)
- Итак, ключевое слово
нашей темы вы отгадали.
- С романом какого
писателя, как вы думаете, мы познакомимся? Чье имя носит школа, в которой вы
учитесь? (с романом Пушкина)
- А как называется роман?
( «Дубровский»)
- Откуда вы знаете? (вы
задали на дом прочитать первую главу этого романа)
- О чем говорит нам название
романа? (скорее всего, это имя главного героя)
- Сформулируйте тему
нашего урока. (Слайд 6)
- Каковы цели нашего
урока?
|
IV. Вступительное слово учителя
|
- На этом уроке мы
продолжим знакомство с творчеством
А.С. Пушкина.
Произведение
«Дубровский»… Небольшой роман, но, несмотря на это, он не менее интересен,
чем другие произведения Пушкина.
Чтобы глубже, полнее
понять и осмыслить произведение, почувствовать выразительность и точность
пушкинской прозы, мы разделимся на 3 группы:
1-я – литературоведы
(Агибалова Аня, Мишина Настя)
2-я – художники (Петрова
Дарья, Старкова Юлия)
и 3-я – самая
многочисленная – текстологи.
|
V. Слово литературоведам
|
Итак, это произведение
автор отнес к жанру романа. Как вы думаете, что такое роман? Что его отличает
от простой истории?
Слово предоставляется
литературоведу Агибаловой Анне.
(Роман (франц.) – жанр
повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих
человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений
в связи с судьбой общества и исторической обстановкой. Это определяет
значительность объема романа. Особенностью его является разветвленность
сюжета, отражающая сложность отношений героев.)
- Как вы думаете, в чем
особенность композиции романа?
Об этом подробнее нам
расскажет литературовед Мишина Анастасия.
(Работа
со схемой). Особенностью романа является сложная композиция:
1)
экспозиция (предыстория событий или событий, лежащих в основе художественного
произведения), то, что мы будем рассматривать на этом уроке;
2)
завязка (момент, с которого начинает разворачиваться действие);
3)
развитие действия;
4)
кульминация (высшая точка напряжения в развитии действия);
5)
развитие действия;
6)
развязка (исход событий).
|
VI. Творческий проект-презентация и
беседа по содержанию проекта
|
- Над романом
«Дубровский» Пушкин работал с октября с 1832 года по февраль 1833 года. Но
роман был не закончен и при жизни писателя не был напечатан.
- Об истории создания
романа вы сейчас узнаете, посмотрев проект-презентацию вашего одноклассника
Умеренкова Алексея. Слушайте очень внимательно, так как после просмотра Алеша
подготовил для вас вопросы. (Слайд 7)
- Итак, насколько
внимательно вы слушали, покажут ваши ответы на вопросы от создателя
презентации.
|
VII. Индивидуальное творческое
задание для художников
|
Действие романа
происходит в 1820-е годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том,
что хорошо знает, что его волнует. Постараемся внимательно прочитать роман и
увидеть, что он не только о событиях почти двухсотлетней давности, но и о
нашем времени.
На
сегодняшнем уроке мы познакомимся с экспозицией этого романа, узнаем,
что было с героями до начала развития основных событий, как автор раскрывает
их характеры.
-
Дома вы должны были прочитать I главу.
-
Я попрошу наших художников : Петрову Дарью и Старкову Юлию - передать свое
отношение, свое видение главных героев через рисунок, используя форму, цвет,
ассоциации. Посмотрим, что у них получится.
|
VIII. Динамическая пауза
|
|
IX. Словарная работа
|
-
Рассказывая о Троекурове и Дубровском, Пушкин употребляет слова, которые,
может быть, не всем знакомы. Обратимся к текстологам и попросим объяснить
значение этих слов (на доске: подобострастие, тщеславились, надменный)
(Текстолог
Сквара Анастасия: подобострастие – льстивость, угодливость; тщеславились –
хвалились, кичились; надменный – высокомерный, подчеркивающий свое
превосходство перед другими).
|
Х. Фронтальный опрос
|
- Итак,
познакомимся с главными героями, их характерами, поступками. В этом нам
помогут текстологи.
- Кто
такой Троекуров?
(Кирилла Петрович Троекуров – старинный
русский барин)
- Что
можно сказать о характере Троекурова, его привычках,
времяпрепровождении?
(Троекуров пользовался всеми правами
владетельного барина, не знающего ни в чем отказа. Он был «необразован»,
избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в
шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства, пил,
ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он
по существу издевался над ними).
- Что
избаловало Троекурова? Докажите, что окружающие относились к нему с
подобострастием.
(«богатство, знатный род и связи»,
постоянное подобострастие окружающих; соседи были рады угождать малейшим его
прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович
принимал знаки подобострастия как надлежащую дань;
Дом его всегда был полон гостями,
готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные
его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в
известные дни не являться с должным почтением в село Покровское).
- Текстологи, вы обратили внимание, как
точно и выразительно Пушкин показывает раболепие окружающих.
(рады угождать, трепетали при его имени,
готовы были тешить его праздность, не дерзали отказываться от его приглашения
или не являться с должным почтением).
- Но был один человек среди окружения
Троекурова, к которому Кирилла Петрович относился с уважением, считая его
своим другом. Это Андрей Гаврилович Дубровский.
- Что
вы можете сказать о Дубровском, его характере? (гордый, независимый)
- Что
сближало обоих помещиков и что их разделяло?
(Судьбы обоих похожи: ровесники, одного
сословия, одинаковое воспитание, соседи по имению, вместе служили, женились
по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь, сходились отчасти и
в характерах, и в наклонностях. Оба были горды и независимы. Отличались
состоянием – один бедный, другой богатый).
|
ХI. Чтение эпизода.
|
-
Прочитает 3-й абзац текстолог Окомин Илья. (до слов «Нечаянный случай»)
|
Х. Беседа по прочитанному
|
- «Остался
вне общего закона». А какой был общий закон?
(Все должны были угождать малейшим
прихотям Троекурова, никто не смел дерзнуть высказать свое мнение,
противоречащее мнению помещика).
- Как
вы думаете, это исключение из правил долго могло сохраниться или
конфликт неизбежен? Почему?
(Конфликт должен был произойти, потому
что богатый бедного не разумеет).
- Действительно, «нечаянный случай все расстроил
и переменил».
|
ХI. Пересказ эпизода «На
псарне « и обсуждение.
|
- Кто
виноват в ссоре двух друзей?
а)
Виноват Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря.
б)
Псарь, обидно пошутивший.
В)
Дубровский, ведь он позавидовал и вспылил.
- По
мнению одного литературоведа, Троекуров – олицетворение всех пороков:
обжорства, безделья, гнева, гордыни, блуда. Много зла в нем, но на этот раз
чиркнул спичкой не он. Дубровский на самом деле во многом был таким же, как и
он. Вы согласны?
|
ХII. Просмотр эпизода «На
псарне» из кинофильма «Дубровский» и его обсуждение.
|
- Как
артисты передали душевное состояние своих героев?
(При
виде псарни Троекурова от зависти играют желваки на лице Дубровского. От
неслыханной дерзости псаря Дубровский ломает трость. Троекуров, в свою
очередь, стал призывно смеяться над дерзкой шуткой псаря.)
-
Совпадает ли ваше представление о героях романа после просмотра фильма?
- Тихон
Задонский писал: « Как пожар, если его не потушить, многие поедает дома, так
и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих
бед». Ситуация, возникшая на псарне, стала той спичкой, от которой вспыхнул
пожар взаимной вражды. «Солнце да не зайдет во гневе вашем», - учил апостол
Павел. Увы, солнце зашло, оставив в гневе обоих приятелей.
-
Проследите поэтапно, как они вели себя в гневе.
(Узнав
об отъезде Дубровского, Троекуров не попросил, а «веле тотчас его догнать и
воротить непременно». Оскорбленный Дубровский, просит выслать людей
Троекурова с повинной, а он будет «волен их миловать, наказывать». Будучи на
охоте, Троекуров нарочно поехал полями Дубровского. Дубровский наказал
воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров
«вышел из себя», «хотел разорить Кистеневку дотла и осадить самого помещика в
его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковинку» - в Троекурове
вспыхивает жажда мести).
- Какой
в конечном итоге избирает способ мести Троекуров?
(Троекуров
выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у
своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина).
|
ХIII. Проверка творческого
индивидуального задания художников
|
Вспомним
о наших замечательных художниках и посмотрим, удалось ли им передать свое
отношение, свое видение главных героев через рисунок, используя форму, цвет,
ассоциации.
|
XIV. Выставление отметок
|
|
|
ХV. Домашнее задание
|
1) Чтение
2, 3 глав.
2) Пересказ
эпизода «В суде».
3) Индивидуальные
задания: а) нарисовать иллюстрацию «Шабашкин у Троекурова» (не забыть
отразить характеры, социальное положение, взаимоотношение персонажей);
б) пересказ-описание Кистеневки и
Покровского (обратите внимание, что в названиях поместий отражается
социальное положение их владельцев: Кистеневка – суффикс –к- придает
пренебрежительный оттенок названию, Покровское – что-то торжественное,
важное, значительное)
|
|
ХV. Подведение итогов
|
- Итак,
на сегодняшнем уроке мы познакомились с экспозицией романа «Дубровский», с
его героями, их взаимоотношениями. Но, как я сказал в начале урока, это
произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем
времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый
из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова
принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести
длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с
близкими и друзьями.
И не
только я.
Герои
пушкинского романа передали вам свои наказы, свои напутствия, чтобы вы, герои
настоящего, не повторили ошибок прошлого, ошибок Троекурова и Дубровского
(поднос с перьями)
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.