Главная / Русский язык и литература / А.С. Пушкин. Роман "Дубровский" (6 класс)

А.С. Пушкин. Роман "Дубровский" (6 класс)

Литература 6 класс



Рабочая тема урока: А.С. Пушкин. Роман «Дубровский»

Тип урока: Урок открытия новых знаний

М/к: договариваться о совместных действиях, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять взаимный контроль, выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников.



Этапы урока

Содержание

Формирование УУД и технология оценивания

  1. Орг. момент




Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.




Регулятивные УУД

1. Самостоятельно

формулировать тему, проблему и цели урока.

2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.

Познавательные

УУД

1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.

2. Пользоваться изучающим видом чтения.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).

4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.

5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-

рочно.

6. Пользоваться словарями, справочниками.

7. Осуществлять анализ и синтез.

8. Устанавливать причинно-следственные связи.

9. Строить рассуждения.

Коммуникативные

УУД

1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.

2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.

3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.

4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.

5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.

6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.

Личностные результаты

1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.

2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.



Технология оценивания

«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.

АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ

(вопросы к ученику):

1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?

4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?

Какую оценку ты себе ставишь?



Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».

Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».

Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.


II. Активизация знаний обучающихся.

Литературная разминка




-Начнем урок с литературной разминки. (Презентация. Слайды 1,2,3,4,5)

- Перед вами ребусы на литературную тему. Итак, что зашифровано в первом ребусе? Во 2-ом? И т.д.




III.Формулирование темы и целей урока

- Выделите лишнее слова среди отгаданных. (Роман)

- Почему вы решили, что оно лишнее? (все остальные слова – фамилии писателей и поэтов)

- Итак, ключевое слово нашей темы вы отгадали.

- С романом какого писателя, как вы думаете, мы познакомимся? Чье имя носит школа, в которой вы учитесь? (с романом Пушкина)

- А как называется роман? ( «Дубровский»)

- Откуда вы знаете? (вы задали на дом прочитать первую главу этого романа)

- О чем говорит нам название романа? (скорее всего, это имя главного героя)

- Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд 6)

- Каковы цели нашего урока?




IV. Вступительное слово учителя

- На этом уроке мы продолжим знакомство с творчеством

А.С. Пушкина.

Произведение «Дубровский»… Небольшой роман, но, несмотря на это, он не менее интересен, чем другие произведения Пушкина.

Чтобы глубже, полнее понять и осмыслить произведение, почувствовать выразительность и точность пушкинской прозы, мы разделимся на 3 группы:

1-я – литературоведы (Агибалова Аня, Мишина Настя)

2-я – художники (Петрова Дарья, Старкова Юлия)

и 3-я – самая многочисленная – текстологи.


V. Слово литературоведам

Итак, это произведение автор отнес к жанру романа. Как вы думаете, что такое роман? Что его отличает от простой истории?

Слово предоставляется литературоведу Агибаловой Анне.



(Роман (франц.) – жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою – целых поколений в связи с судьбой общества и исторической обстановкой. Это определяет значительность объема романа. Особенностью его является разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений героев.)





- Как вы думаете, в чем особенность композиции романа?

Об этом подробнее нам расскажет литературовед Мишина Анастасия.



(Работа со схемой). Особенностью романа является сложная композиция:

1) экспозиция (предыстория событий или событий, лежащих в основе художественного произведения), то, что мы будем рассматривать на этом уроке;

2) завязка (момент, с которого начинает разворачиваться действие);

3) развитие действия;

4) кульминация (высшая точка напряжения в развитии действия);

5) развитие действия;

6) развязка (исход событий).




VI. Творческий проект-презентация и беседа по содержанию проекта

- Над романом «Дубровский» Пушкин работал с октября с 1832 года по февраль 1833 года. Но роман был не закончен и при жизни писателя не был напечатан.

- Об истории создания романа вы сейчас узнаете, посмотрев проект-презентацию вашего одноклассника Умеренкова Алексея. Слушайте очень внимательно, так как после просмотра Алеша подготовил для вас вопросы. (Слайд 7)



- Итак, насколько внимательно вы слушали, покажут ваши ответы на вопросы от создателя презентации.


VII. Индивидуальное творческое задание для художников

Действие романа происходит в 1820-е годы, т.е. в годы молодости Пушкина. Автор пишет о том, что хорошо знает, что его волнует. Постараемся внимательно прочитать роман и увидеть, что он не только о событиях почти двухсотлетней давности, но и о нашем времени.



На сегодняшнем уроке мы познакомимся с экспозицией этого романа, узнаем, что было с героями до начала развития основных событий, как автор раскрывает их характеры.



- Дома вы должны были прочитать I главу.



- Я попрошу наших художников : Петрову Дарью и Старкову Юлию - передать свое отношение, свое видение главных героев через рисунок, используя форму, цвет, ассоциации. Посмотрим, что у них получится.




VIII. Динамическая пауза


IX. Словарная работа

- Рассказывая о Троекурове и Дубровском, Пушкин употребляет слова, которые, может быть, не всем знакомы. Обратимся к текстологам и попросим объяснить значение этих слов (на доске: подобострастие, тщеславились, надменный)



(Текстолог Сквара Анастасия: подобострастие – льстивость, угодливость; тщеславились – хвалились, кичились; надменный – высокомерный, подчеркивающий свое превосходство перед другими).


Х. Фронтальный опрос

- Итак, познакомимся с главными героями, их характерами, поступками. В этом нам помогут текстологи.



  1. Кто такой Троекуров?

(Кирилла Петрович Троекуров – старинный русский барин)



  1. Что можно сказать о характере Троекурова, его привычках, времяпрепровождении?

(Троекуров пользовался всеми правами владетельного барина, не знающего ни в чем отказа. Он был «необразован», избалован, своеволен, при «довольно ограниченном уме». Время проводил в шумных, а иногда и буйных увеселениях, пировал, «страдал от обжорства, пил, ежедневно изобретал «проказы», жертвами которых становились его знакомые – он по существу издевался над ними).



  1. Что избаловало Троекурова? Докажите, что окружающие относились к нему с подобострастием.

(«богатство, знатный род и связи», постоянное подобострастие окружающих; соседи были рады угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань;

Дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность, разделяя шумные, а иногда и буйные его увеселения. Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское).



- Текстологи, вы обратили внимание, как точно и выразительно Пушкин показывает раболепие окружающих.

(рады угождать, трепетали при его имени, готовы были тешить его праздность, не дерзали отказываться от его приглашения или не являться с должным почтением).



- Но был один человек среди окружения Троекурова, к которому Кирилла Петрович относился с уважением, считая его своим другом. Это Андрей Гаврилович Дубровский.



  1. Что вы можете сказать о Дубровском, его характере? (гордый, независимый)



  1. Что сближало обоих помещиков и что их разделяло?

(Судьбы обоих похожи: ровесники, одного сословия, одинаковое воспитание, соседи по имению, вместе служили, женились по любви, рано овдовели, один растит сына, другой – дочь, сходились отчасти и в характерах, и в наклонностях. Оба были горды и независимы. Отличались состоянием – один бедный, другой богатый).




ХI. Чтение эпизода.


- Прочитает 3-й абзац текстолог Окомин Илья. (до слов «Нечаянный случай»)


Х. Беседа по прочитанному

  1. «Остался вне общего закона». А какой был общий закон?

(Все должны были угождать малейшим прихотям Троекурова, никто не смел дерзнуть высказать свое мнение, противоречащее мнению помещика).



  1. Как вы думаете, это исключение из правил долго могло сохраниться или конфликт неизбежен? Почему?

(Конфликт должен был произойти, потому что богатый бедного не разумеет).



- Действительно, «нечаянный случай все расстроил и переменил».




ХI. Пересказ эпизода «На псарне « и обсуждение.

- Кто виноват в ссоре двух друзей?

а) Виноват Троекуров – стал смеяться над дерзкой шуткой псаря.

б) Псарь, обидно пошутивший.

В) Дубровский, ведь он позавидовал и вспылил.



- По мнению одного литературоведа, Троекуров – олицетворение всех пороков: обжорства, безделья, гнева, гордыни, блуда. Много зла в нем, но на этот раз чиркнул спичкой не он. Дубровский на самом деле во многом был таким же, как и он. Вы согласны?




ХII. Просмотр эпизода «На псарне» из кинофильма «Дубровский» и его обсуждение.

- Как артисты передали душевное состояние своих героев?

(При виде псарни Троекурова от зависти играют желваки на лице Дубровского. От неслыханной дерзости псаря Дубровский ломает трость. Троекуров, в свою очередь, стал призывно смеяться над дерзкой шуткой псаря.)



- Совпадает ли ваше представление о героях романа после просмотра фильма?



- Тихон Задонский писал: « Как пожар, если его не потушить, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед». Ситуация, возникшая на псарне, стала той спичкой, от которой вспыхнул пожар взаимной вражды. «Солнце да не зайдет во гневе вашем», - учил апостол Павел. Увы, солнце зашло, оставив в гневе обоих приятелей.

- Проследите поэтапно, как они вели себя в гневе.

(Узнав об отъезде Дубровского, Троекуров не попросил, а «веле тотчас его догнать и воротить непременно». Оскорбленный Дубровский, просит выслать людей Троекурова с повинной, а он будет «волен их миловать, наказывать». Будучи на охоте, Троекуров нарочно поехал полями Дубровского. Дубровский наказал воровавших у него лес мужиков Троекурова – «известных разбойников». Троекуров «вышел из себя», «хотел разорить Кистеневку дотла и осадить самого помещика в его усадьбе. Таковы подвиги были ему не в диковинку» - в Троекурове вспыхивает жажда мести).



- Какой в конечном итоге избирает способ мести Троекуров?

(Троекуров выбрал самый подлый способ мести – он решил незаконно отобрать имение у своего бывшего товарища, пользуясь услугами судейского заседателя Шабашкина).








ХIII. Проверка творческого индивидуального задания художников

Вспомним о наших замечательных художниках и посмотрим, удалось ли им передать свое отношение, свое видение главных героев через рисунок, используя форму, цвет, ассоциации.


XIV. Выставление отметок



ХV. Домашнее задание

  1. Чтение 2, 3 глав.

  2. Пересказ эпизода «В суде».

  3. Индивидуальные задания: а) нарисовать иллюстрацию «Шабашкин у Троекурова» (не забыть отразить характеры, социальное положение, взаимоотношение персонажей);

б) пересказ-описание Кистеневки и Покровского (обратите внимание, что в названиях поместий отражается социальное положение их владельцев: Кистеневка – суффикс –к- придает пренебрежительный оттенок названию, Покровское – что-то торжественное, важное, значительное)



ХV. Подведение итогов

- Итак, на сегодняшнем уроке мы познакомились с экспозицией романа «Дубровский», с его героями, их взаимоотношениями. Но, как я сказал в начале урока, это произведение не только о событиях двухсотлетней давности, но и о нашем времени. Читая его, можно извлечь для себя много нравственных уроков. Первый из них: «Мирись с соперником скорее, пока ты еще на пути с ним». Эти слова принадлежат библейскому персонажу Матфею. Помните, к чему могут привести длительные ссоры. Я вам желаю никогда не допускать подобного в отношениях с близкими и друзьями.

И не только я.

Герои пушкинского романа передали вам свои наказы, свои напутствия, чтобы вы, герои настоящего, не повторили ошибок прошлого, ошибок Троекурова и Дубровского (поднос с перьями)







А.С. Пушкин. Роман "Дубровский" (6 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

Урок литературы по теме "А.С. Пушкин "Дубровский" представляет собой урок открытия новых знаний. В ходе урока шестиклассники учатся договариваться о совместных действиях, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь и осуществлять необходимый контроль, выступать с сообщениями перед аудиторией сверстников. Также школьники учатся самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока, в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы, самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации:фактуальную, подтекстовую, концептуальную; извлекать информацию, представленную в разных формах.

Автор Нагорнова Наталья Ивановна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 991
Номер материала 38727
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓