Выбранный для просмотра документ Жизнь моя - сложный роман.docx
Скачать материал "А. Фет. "Лирика и судьба" (10 класс)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Выбранный для просмотра документ Лирика и судьба Фета.ppt
Скачать материал "А. Фет. "Лирика и судьба" (10 класс)"
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
1 слайд
Лирика и судьба А. А. Фета (1820-1892)
Если хочешь ты душу мою разгадать,
то перечти со вниманием эту тетрадь.
А. Фет
2 слайд
Жизнь моя – самый сложный роман
А.А.Фет.
3 слайд
Перед вами строки стихотворений А.С. Пушкина и Н.А. Некрасова.
На какие из них могли ссылаться
чистые лирики?
а) Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
б) Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
4 слайд
Шопот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, и заря…
5 слайд
Так ли неясно его содержание нам?
Салтыков–Щедрин писал: « Содержание его составляет чувство неясное, что даже для собственного определения оно не может остановиться ни на каком отдельном образе, а беспрерывно мчится от образа к другому…»
6 слайд
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Всё бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди...
На заре она сладко так спит!
<1842>
7 слайд
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь. – Но только песня зреет.
8 слайд
9 слайд
Определим тему: о чём стихотворение?
«солнце встало»
«горячим светом по листам затрепетало»
«лес проснулся»
«каждой птицей встрепенулся»
«с той же страстью»
«душа… счастью и тебе служить готова»
«весельем веет»
«буду петь»
О природе
О любви
Природа, пейзаж- лишь I план стихов, основная же тема-любовь
Какое настроение создают образы
природы?
Развивается ли это настроение
в продолжении стихотворения?
10 слайд
Лирическое движение
В стихотворении нет сюжета, нет события. Но мы чувствуем, как нарастает чувство радости от жизни, от любви, и мы можем определить этапы этого развития:
Радость героя мир, залитый солнцем,
проснувшийся лес человеческое сердце, открывшееся счастью и готовое ему служить,
зреющая в душе торжественная песня
А скрепляют строки повторы
11 слайд
Основные темы фетовской поэзии -
ЛЮБОВЬ и ПРИРОДА
12 слайд
13 слайд
Мария Петровна Боткина
14 слайд
Возвращение к фамилии Шеншин
Поэт писал своей жене об охвативших его в тот момент чувствах: «Теперь, когда все, слава богу, кончено, ты представить себе не можешь, до какой степени мне ненавистно имя Фет. Умоляю тебя, никогда его мне не писать, если не хочешь мне опротиветь. Если спросить, как называются все страдания, все горести моей жизни Я отвечу тогда - имя Фет».
15 слайд
Ты отстрадала, я еще страдаю,
Сомнением мне суждено дышать,
И трепещу, и сердцем избегаю,
Искать того, чего нельзя понять.
А был рассвет! Я помню, вспоминаю
Язык любви, цветов, ночных лучей. –
Как не цвести всевидящему маю
При отблеске родном таких очей!
Очей тех нет – и мне не страшны гробы,
Завидно мне безмолвие твое,
И, не судя ни тупости, ни злобы,
Скорей, скорей в твое небытие!
16 слайд
Критики и современники его лирику
воспринимали по- разному.
«Мир Фета тесен, однообразен,ограничен.»
« Мелкость идеи и колоссальная напыщенность формы.»
« Поэтическую трапезу г.Фета составляют: вечер весенний, вечер летний, вечер зимний, утро весеннее, утро летнее, затем ножки, душистый локон, плечи…»
Для них Фет- «замеча-тельный лирический поэт,способный сказать всякому читателю столько нового, светлого и от-радного».
Критики демократ. направления
Критики эстетич. направления
17 слайд
21 ноября 1892 года поэт торжественно выпил бокал шампанского, немало удивив этим супругу, а затем нашел предлог и отослал ее из дома.
Когда Мария Петровна ушла, Фет позвал своего секретаря и продиктовал: «Не понимаю сознательного приумножения неизбежных страданий. Добровольно иду к неизбежному». И подписал «21 ноября, Фет (Шеншин)».
Затем он схватил стальной стилет, служивший для разрезания бумаг, и попытался ударить себя им в висок. Но секретарь, поранив себе руку, вырвала у старика стилет и хотела дать ему успокоительное. Пока она наливала микстуру в стакан, Фет выбежал из комнаты и устремился в столовую. Старик одной рукой схватился за дверцу кухонного ящика, а другой потянулся к ножу, но, так и не сумев его взять, упал.
Бросившаяся за ним секретарь наклонилась над Фетом, лежащим на полу, и с трудом разобрала в его бессвязном шепоте только одно слово «Добровольно…». Сказав это, поэт потерял сознание и через несколько минут умер.
18 слайд
Выводы:
Превосходно передает Фет и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью.
Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний.
Он умеет уловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами.
19 слайд
Смысл раскрывается в подтексте, за словами. Чувство любви для Фета-тончайшее, словами не выразимое, невыразимо сильное чувство.
Лирика его реалистична: идёт от ощущения радости, красоты.
Сочетание реалистичного и суггестивного: реалистичного с непрояснённым.
Штриховая манера письма-поток образов и впечатлений, ассоциаций.
Импрессионизм поэтики(неожиданное освещение предмета, впечатление)
20 слайд
Природа никогда не оставляла Фета равнодушным.
Его эпитеты необыкновенны. « Что не выскажешь словами, звуком на душу навей…», «тающая скрипка», « серебряные сны», « румяное сердце», «овдовевшая лазурь».
Звукопись и ассоциации сближают стихотворения с музыкой.
21 слайд
Россия … прозевала Фета.
Б.Садовский
22 слайд
Домашнее задание: наизусть 3 стихотворения
(на выбор)
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Рабочие листы
к вашим урокам
Скачать
Разработка урока состоит из конспекта, презентации и двух звуковых файлов.
В конспект урока входят следующие этапы жизни и творчества поэта:
1) Понятие теории “чистого искусства”.
2) Двойственность натуры Фета.
3) Рождение поэта, судьба незаконнорожденного сына.
4) Начало творческого пути. Первые публикации. Стихотворение “Я пришел к тебе с приветом” как лирический автопортрет и поэтическая декларация Фета.
5) Основные темы и мотивы фетовской поэзии.
6) Трагическая любовь Фета и Марии Лазич. (Запись в тетрадь).
7) 50-е годы – вершина поэтической славы Фета.
8) Жизнь поэта в 60-70-е годы.
9) Последние годы жизни поэта.
В презентацию включены стихотворения «Шопот, робкое дыханье..», «На заре ты ее не буди», «Я пришел к тебе с приветом…», «У камина», «Ты отстрадала, я еще страдаю…»; работа над анализом одного из стихотворений; высказывания критиков о поэте; выводы по его творчеству.
6 655 383 материала в базе
Настоящий материал опубликован пользователем Мурашева Евгения Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Удалить материалВаша скидка на курсы
40%Курс профессиональной переподготовки
300 ч. — 1200 ч.
Курс повышения квалификации
72 ч. — 180 ч.
Курс профессиональной переподготовки
300/600 ч.
Мини-курс
10 ч.
Мини-курс
10 ч.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.