Главная / Начальные классы / А. Чехов "Мальчики" 4 класс

А. Чехов "Мальчики" 4 класс

Предмет: литература, 4 класс

Дата проведения: 2 декабря 2014 год

Место проведения: 38 кабинет

Тема: А. П. Чехов «Мальчики»

Цель: продолжить знакомство с биографическими сведениями А. Чехова и его произведением «Мальчики»

Задачи:

- обучающие: продолжить знакомство учащихся с творчеством великого русского драматурга А.П.Чехова и его рассказом «Мальчики»; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

- развивающие: развивать аналитико-синтезирующее мышление, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

- воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Методы: проекта, сотрудничества, диалога, групповая работа.

Оборудование: портрет писателя, ИКТ, слайды, жетоны.


Ход урока.

I. этап. Индукция. (создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, личностного отношения к предмету обсуждения)

1. Организационный момент. 

Класс делится на группы

Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок, мы будем работать в группах, но прежде чем по мы начнём наш урок, я предлагаю вам выбрать из моей коробочки любою карточку со словом, и сядьте за тот стол, который соответствует слову на вашей карточки.

После посадки в группы

Учитель: Давайте вспомним правила работы в группе

(Учитель берёт по одному слову у каждой группы и крепит эти слова на доску в столбик)

Учитель: Посмотрите на получившийся ряд слов. В каких жизненных ситуациях все эти предметы могут нам пригодиться?

Дети: в путешествии

Учитель: В каком рассказе ребята хотели отправиться в путешествие, прихватив все эти предметы?

Дети: в рассказе «Мальчики»

Учитель: А кто автор этого произведения?

Дети: А. П. Чехов

Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. И правильно вы сказали, написал этот рассказ Антон Павлович Чехов. (Слайд 1)

II этап. Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решение текста, рисунка, проекта).

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

(Слайд 2-10)

1 ученик: Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Родился Антон Павлович Чехов в Таганроге 29 января 1860 года. Дед его был крепостным, выкупившим своё семейство на волю ещё до отмены крепостного права. Отец, Павел Егорович, в 1854 году женился на Евгении Яковлевне Морозовой, матери писателя. А через 3 года открыл самостоятельную торговлю в Таганроге, стал купцом.

Павел Егорович, который был очень талантливым человеком, обладал тяжёлым характером. О детстве Чехов вспоминал с болью: семейные скандалы, долгие сидения в лавке отца, частое пение в церковном хоре, который организовал Павел Егорович. На всю жизнь запомнил Антон чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Но Павел Егорович, который сам прошёл тяжёлую школу, искренне верил в то, что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы, и говорил: «Меня так же учили, а я, видишь, вышел в люди».

2 ученик: Но было в чеховском детстве и иное: море с любимой рыбалкой, летние  поездки  в  степь,  гимназические  проделки  и  развлечения.  Но особенно  его  увлекал  театр.  Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.

Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году поступает в Таганрогскую гимназию. К сожалению, Павел Егорович оказался неудачливым предпринимателем. Лавка приносила ему одни убытки, строительство нового дома окончательно подорвало бюджет, и разорившийся купец тайно бежал в Москву. Вскоре в Москву переехала вся семья. В Таганроге остались лишь 15-летний Антон и его младший брат Иван, которым надо было окончить гимназию. Дом Чеховых был продан за долги, новый хозяин предложил Антону в нём угол за уроки, которые тот должен был давать его племяннику, Иван переехал жить к тётке.

3 ученик: Так прошло 3 года. Окончив гимназию, юноша уезжает в Москву и застаёт свою семью в тяжелейшем положении. 19-летний Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Учится он много, усердно и с большим интересом. Но ему нельзя было только учиться – приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье. И вот однажды он решил послать в журнал написанный им очень коротенький и смешной рассказ, который назывался: «Письмо донского помещика к учёному соседу д-ру Фридриху». Конечно, Антон очень волновался, пока пришёл ответ, а ответ был такой: «Совсем недурно. Присланное поместим...»

С тех пор рассказы Чехова стали появляться в развлекательных журналах «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза». Подписывал он их не своим именем, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте» – прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии.

4 ученик: В 24 года А. П. Чехов окончил университет и получил диплом врача. На входных дверях чеховской квартиры появилась вывеска: «Доктор А. П. Чехов». Стали приходить больные; практики было много, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно – это всё были знакомые или же бедняки, как он сам. Чехов был прекрасным врачом: вдумчивым, терпеливым, добросовестным. Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте.

Рассказы А. П. Чехова почти всегда короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах», – как-то сказал о себе Чехов, и позже – «Краткость – сестра таланта».

5 ученик: В 1892 году А. П. Чехов переезжает из Москвы в купленное им подмосковное имение Мелихово. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…» Здесь он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим.

В 1895 году Чехов знакомится с художником Левитаном, которого он считал лучшим русским пейзажистом. Позже это знакомство переросло в тесную дружбу.

Через несколько лет (1898 г.) в связи с обострением туберкулёза Чехов уезжает в Ялту. А через год, после смерти отца, Мелихово было продано, и писатель проводит в Ялте последние годы жизни, лишь изредка приезжая в Москву. Рядом с ним – мать и сестра Мария. В 1901 году Чехов женится на знаменитой актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер.

1 мая 1904 года Чехов уезжает из Ялты в Москву, а затем с женой в Германию. В Германии (г. Баденвейлер) 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер на руках жены. Тело писателя было доставлено в Москву, он похоронен на  Новодевичьем кладбище.

После рассказа о судьбе писателя следует дать детям возможность высказать их мысли, поделиться чувствами.

Учитель: Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жиж?
Дети: тяжёлой

Учитель: Почему?

Дети: потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец был суровым человеком и т.д.

Учитель: Что было хорошего в его жизни?

Дети: был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование

Учитель: Кем он стал?

Дети: писателем, врачом

Учитель: А где учился писатель?

Дети: В гимназии

Учитель: А в какой школе вы учитесь?

Дети: тоже в гимназии

III этап – социоконструкция (работа в парах по построению элементов)

Учитель: Составьте и запишите в группах ассоциативный ряд из пяти слов к слову «гимназия».

(Слайд 11)

Лидеры каждой группы зачитывают свой ассоциативный ряд.

Учитель: я заметила, что в ваших ассоциациях встречаются такие слова, как: школа, форма, уроки, дневник и т.д.

IV этап - социализация (выступление ученика в группе: сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

Учитель: Как вы думаете, как эти предметы выглядели 2 века назад? Подумайте, порассуждайте.

Дети:

Учитель: Давайте окунёмся в историю того времени. О том, что представляет собой современное образование, каждый школьник знает не понаслышке. А вот каким оно было, 2 века назад? Вот, например дневник

(Слайд 12 - дневник)

Удивительное дело - в этой книжице для оценок выделена не одна как в современном варианте, а три! Оказывается, в первой ученик сам ставил себе балл за подготовку к уроку, во второйсосед по парте и лишь в третьей учитель. Форма гимназистов имела полувоенный характер. Сходные по фасону шинели и гимнастерки отличались цветом, кантами, также пуговицами и эмблемами, а головы покрывали светло-синие фуражки с черным козырьком. В холода надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри либо башлык (капюшон) из верблюжьей шерсти.

Форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (ткань темнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясан черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой. Брюки черные, без канта, ботинки — черные, на шнуровке.

Постоянным спутником гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета. В старших классах книги и тетради носили без ранца, крест-накрест перетянутые двумя кожаными ремешками. Упаси Бог, если ученик забывал ранец дома — надзиратели его строго наказывали. Невероятное восхищение одноклассников вызывал гимназист, который приходил на занятия без ранца и при этом мог выпутаться из ситуации.

Мальчикам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма, например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть только черного и никакого другого цвета. Однако тот, кто осмеливался одеться в разную цветовую гамму, считался среди товарищей взрослым и самостоятельным на это решались лишь старшеклассники. Все обмундирование обычно покупалось на вырост, у первоклассника часто шинель волочилась по земле, из рукавов не было видно пальцев, тужурка доходила чуть до колен. В семьях, как правило, одежда переходила от старшего брата к младшему.

Малейшие нарушения расстегнутый воротник, плохо пришитые или неначищенные пуговицы, наброшенная на плечи шинель, отсутствие ранца — сурово преследовались учителями и надзирателями. Наказанием было лишение обеда, жалобы родителям и снижение оценок по поведению.

Вот так выглядела форма гимназистов в 19 веке (Слайд 13)

http://botinok.co.il/sites/default/files/images/8c374b86795acd6a89eeeedf447ffd96_20-2.jpgC:\Users\User\Desktop\image.jpg

А так ходите вы сейчас: (Слайд 14)

(Слайд 15)

Учитель: пришло время нам, опять поработать в группе. Давайте сравним гимназию 19 века с нашей любимой гимназией 21 века. Каждой группе я раздаю карточку в которой вы должны закончить предложение....

Работа в группах.

  1. группа: Мы узнали, что

  2. группа: Оказывается, что

  3. группа: В отличие от современной гимназии

  4. группа. Хорошо, что в нашей гимназии нет таких правил, как

Учитель: Подытожив ваши - ответы анкета учащихся 19 века и анкета современного ученика может выглядеть так:

(Слайд 16)

C:\Users\User\AppData\Local\Temp\FineReader11\media\image9.jpeg


V этап афиширование (предъявление коллективных работ учеников)

Учитель: Герои рассказа А. П. Чехова были тоже гимназистами и сегодня они пришли к нам на урок (Слайд 17)

Инсценировка рассказа «Мальчики»

Входят 2 мальчика.

Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…

Второй: Знаете кто я?

Учитель: Господин Чечевицын!

Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.

(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).

Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

Володя: А Калифорния?

Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).

(Слайд 18)

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке? (Пройти пешком несколько километров, встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.)

Учитель: Что приготовили в дорогу наши путешественники ? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и четыре рубля денег).

Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?

Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!

Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.

Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.

Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?

Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).

Так ты поедешь?

Володя: По…еду!

Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).

Учитель: Молодцы ребята, проходите на свои места.

VI этап - разрыв (внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому)

Учитель: Вспомните, добрались ли мальчики до Америки? Где их задержали?

Дети: их задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и спрашивали порох)

Учитель: В центре этого рассказа романтическая затея – бегство в Америку. Мальчики тщательно продумали маршрут путешествия, все подготовили в дорогу. Но как ни увлечен Володя планом побега, перед самым уходом из родительского дома он заплакал. Но не потому, что испугался трудностей?

Учитель: Как вы думаете, почему Володя не хочет уезжать?

Дети: Он очень любит свою маму, всю семью и не хочет их огорчать.

Учитель: Рассказ юмористический. Какие эпизоды, детали рассказа вызвали у вас добродушный смех?

Дети: Смешные прозвища героев, отец Володи путает фамилию Чечевицына; мальчики, собираясь в Америку, рассматривают карту Азии.

Учитель: Задание группам.

группа: Образ Володи Ковалёва

группа: Образ Чечевицына

группа: что общего между Володей и Чечевицыным

группа: нарисовать портреты этих героев

Учитель: Вы можете пользовать учебником, искать выдержки из рассказа на это вам 3 минуты

В результате работы получаются круги Вена

Обсуждение в группах и презентация своих ответов.

Учитель: Володя и Чечевицын такие разные и в тоже время они так похожи своими идеями и теперь я предлагаю вам объединиться в две группы. Вторая группа пожалуйста подойдите к первой группе, а четвёртая к третьей. У нас получилось два группы.

  1. группа: Вы должны доказать, что отправиться в путешествие это плохая идея

  2. группа. Вы должны доказать что отправиться в путешествие это хорошая идея.

Запишите свои аргументы на лист бумаги, та команда которая соберёт больше аргументов и побеждает. Вам на это 5 минут.

Группы выполняют задание.

Учитель. Выберите одного представителя каждой группы, который будет защищать вашу точку зрения. За каждый аргумент я буду давать вам жетоны. В конце этой работы мы подсчитаем ваши жетоны. Если ваши аргументы закончились, то команда может помогать своему представителю.

Проводятся дебаты.

Вывод: Путешествие это конечно хорошая идея, но можно ли самостоятельно без родителей являясь ещё детьми отправиться в путешествие? Ведь уходя из дома ребёнка поджидают много опасностей и трудностей?

Таким образом сделайте вывод чему нас учит это произведение?

VII этап - Рефлексия.

Учитель: На этом наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к истории, вспомните какие дневники были в 19 веке?

И сейчас я вам тоже раздам такие дневники, в которых вы должны вписать свою фамилию и имя. В первую графу поставьте себе оценку за урок сами, насколько вы себя сегодня оцениваете, во второй графе вас должен оценить сосед, передайте ваши дневники, и я тоже оценю вашу работу. А в журнал я выставлю уже средний бал за урок.

Спасибо за внимание и вашу работу на уроке. На этом наш урок окончен.

Домашнее задание: написать ээсе «Герои решились на побег, потому, что....»


11


А. Чехов "Мальчики" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

Предмет: литература, 4 класс

Предмет: литература, 4 класс

Дата проведения: 2 декабря 2014 год

Место проведения: 38 кабинет

Тема: А. П. Чехов «Мальчики»

Цель: продолжить знакомство с биографическими сведениями А. Чехова и его произведением «Мальчики»

Задачи:

- обучающие: продолжить знакомство учащихся с творчеством великого русского драматурга А.П.Чехова и его рассказом «Мальчики»; формировать умения раскрывать смысл произведения, выделять главное, существенное в изучаемом материале, составлять план текста; отрабатывать навыки осознанного, выразительного, беглого чтения.

- развивающие:развивать аналитико-синтезирующее мышление, произвольную память; расширять оперативное поле чтения; усиливать коммуникативные свойства речи (выразительность).

- воспитательные: воспитывать чувство ответственности перед окружающими людьми, внимание, веру в свои силы, стремление к самостоятельной деятельности.

Методы: проекта, сотрудничества, диалога, групповая работа.

Оборудование: портрет писателя, ИКТ, слайды, жетоны.

 

Ход урока.

I. этап. Индукция. (создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, личностного отношения к предмету обсуждения)

1. Организационный момент. 

Класс делится на группы

Учитель: Ребята сегодня у нас необычный урок, мы будем работать в группах, но прежде чем по мы начнём наш урок, я предлагаю вам выбрать из моей коробочки любою карточку со словом, и сядьте за тот стол, который соответствует слову на вашей карточки.

После посадки в группы

Учитель: Давайте вспомним правила работы в группе

(Учитель берёт по одному слову у каждой группы и крепит эти слова на доску в столбик)

Учитель: Посмотрите на получившийся ряд слов. В каких жизненных ситуациях все эти предметы могут нам пригодиться?

Дети: в путешествии

Учитель: В каком рассказе ребята хотели отправиться в путешествие, прихватив все эти предметы?

Дети: в рассказе «Мальчики»

Учитель: А кто автор этого произведения?

Дети: А. П. Чехов

Вступительное слово учителя.

Учитель: Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. И правильно вы сказали, написал этот рассказ Антон Павлович Чехов. (Слайд 1)

II этап. Самоконструкция (индивидуальное создание гипотезы, решение текста, рисунка, проекта).

2. Знакомство с жизнью и творчеством писателя.

(Слайд 2-10)

1 ученик: Антон Павлович Чехов – один из известнейших на весь мир писателей. Родился Антон Павлович Чехов в Таганроге 29 января 1860 года. Дед его был крепостным, выкупившим своё семейство на волю ещё до отмены крепостного права. Отец, Павел Егорович, в 1854 году женился на Евгении Яковлевне Морозовой, матери писателя. А через 3 года открыл самостоятельную торговлю в Таганроге, стал купцом.

Павел Егорович, который был очень талантливым человеком, обладал тяжёлым характером. О детстве Чехов вспоминал с болью: семейные скандалы, долгие сидения в лавке отца, частое пение в церковном хоре, который организовал Павел Егорович. На всю жизнь запомнил Антон чувство обиды, унижения, беспомощности, которое испытывал, когда отец наказывал его. Но Павел Егорович, который сам прошёл тяжёлую школу, искренне верил в то, что детей нужно наказывать, пороть для их же пользы, и говорил: «Меня так же учили, а я, видишь, вышел в люди».

2 ученик: Но было в чеховском детстве и иное: море с любимой рыбалкой, летние  поездки  в  степь,  гимназические  проделки  и  развлечения.  Но особенно  его  увлекал  театр.  Антоша был неистощим на выдумки, да и все братья Чеховы любили шутку, понимали её, умели смеяться; казалось, смех, весёлая, озорная шутка защищали их от всего тяжёлого, что было в их жизни.

Семи лет от роду Чехов был определен в греческую школу, где пробыл два года, а в 1869 году поступает в Таганрогскую гимназию. К сожалению, Павел Егорович оказался неудачливым предпринимателем. Лавка приносила ему одни убытки, строительство нового дома окончательно подорвало бюджет, и разорившийся купец тайно бежал в Москву. Вскоре в Москву переехала вся семья. В Таганроге остались лишь 15-летний Антон и его младший брат Иван, которым надо было окончить гимназию. Дом Чеховых был продан за долги, новый хозяин предложил Антону в нём угол за уроки, которые тот должен был давать его племяннику, Иван переехал жить к тётке.

3 ученик: Так прошло 3 года. Окончив гимназию, юноша уезжает в Москву и застаёт свою семью в тяжелейшем положении. 19-летний Чехов поступает на медицинский факультет Московского университета. Учится он много, усердно и с большим интересом. Но ему нельзя было только учиться – приходилось зарабатывать деньги, чтобы помогать семье. И вот однажды он решил послать в журнал написанный им очень коротенький и смешной рассказ, который назывался: «Письмо донского помещика к учёному соседу д-ру Фридриху». Конечно, Антон очень волновался, пока пришёл ответ, а ответ был такой: «Совсем недурно. Присланное поместим...»

С тех пор рассказы Чехова стали появляться в развлекательных журналах «Будильник», «Осколки», «Зритель», «Сверчок», «Стрекоза». Подписывал он их не своим именем, а разными псевдонимами, чаще всего «Антоша Чехонте» – прозвище, которое дал ему один из учителей таганрогской гимназии.

4 ученик: В 24 года А. П. Чехов окончил университет и получил диплом врача. На входных дверях чеховской квартиры появилась вывеска: «Доктор А. П. Чехов». Стали приходить больные; практики было много, но половина больных лечилась у Чехова бесплатно – это всё были знакомые или же бедняки, как он сам. Чехов был прекрасным врачом: вдумчивым, терпеливым, добросовестным. Но доктор Чехов не бросал своих литературных занятий; он продолжал писать, и скоро вышел первый сборник рассказов Антоши Чехонте.

Рассказы А. П. Чехова почти всегда короткие. «Умею коротко говорить о длинных вещах», – как-то сказал о себе Чехов, и позже – «Краткость – сестра таланта».

5 ученик: В 1892 году А. П. Чехов переезжает из Москвы в купленное им подмосковное имение Мелихово. «Если я врач, то мне нужны больные и больница; если я литератор, то мне нужно жить среди народа…» Здесь он не только принимал больных, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, но и строил школы и церкви, организовывал помощь голодающим.

В 1895 году Чехов знакомится с художником Левитаном, которого он считал лучшим русским пейзажистом. Позже это знакомство переросло в тесную дружбу.

Через несколько лет (1898 г.) в связи с обострением туберкулёза Чехов уезжает в Ялту. А через год, после смерти отца, Мелихово было продано, и писатель проводит в Ялте последние годы жизни, лишь изредка приезжая в Москву. Рядом с ним – мать и сестра Мария. В 1901 году Чехов женится на знаменитой актрисе Художественного театра Ольге Леонардовне Книппер.

1 мая 1904 года Чехов уезжает из Ялты в Москву, а затем с женой в Германию. В Германии (г. Баденвейлер) 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов умер на руках жены. Тело писателя было доставлено в Москву, он похоронен на  Новодевичьем кладбище.

После рассказа о судьбе писателя следует дать детям возможностьвысказать их мысли, поделиться чувствами.

Учитель: Что вы можете сказать о судьбе писателя? Какой была его жиж?
Дети: тяжёлой

Учитель: Почему?

Дети: потому что ему приходилось трудиться в лавке отца, его отец былсуровым человеком и т.д.

Учитель: Что было хорошего в его жизни?

Дети: был врачом, печатался в журналах, получил хорошее образование

Учитель: Кем он стал?

Дети: писателем, врачом

Учитель: А где учился писатель?

Дети: В гимназии

Учитель: А в какой школе вы учитесь?

Дети: тоже в гимназии

III этап – социоконструкция (работа в парах по построению элементов)

Учитель: Составьте и запишите в группах ассоциативный ряд из пяти слов к слову «гимназия».

(Слайд 11)

Лидеры каждой группы зачитывают свой ассоциативный ряд.

Учитель: я заметила, что в ваших ассоциациях встречаются такие слова, как: школа, форма, уроки, дневник и т.д.

IV этап - социализация (выступление ученика в группе: сопоставление, сверка, оценка, коррекция)

Учитель: Как вы думаете, как эти предметы выглядели 2 века назад? Подумайте, порассуждайте.

Дети:

Учитель: Давайте окунёмся в историю того времени. О том, что представляет собой современное образование, каждый школьник знает не понаслышке. А вот каким оно было, 2 века назад? Вот, например дневник

(Слайд 12 - дневник)

Удивительное дело - вэтой книжице для оценоквыделенане одна как в современном варианте, атри!Оказывается, в первойучениксам ставилсебе балл заподготовку к уроку, во второйсосед попарте и лишь в третьей учитель.Форма гимназистов имела полувоенный характер. Сходные по фасонушинели и гимнастерки отличалисьцветом, кантами,такжепуговицамии эмблемами, а головы покрывалисветло-синие фуражки счернымкозырьком.В холода надевали наушники из черногофетра на коричневой байке внутрилибо башлык (капюшон) из верблюжьей шерсти.

Форма гимназистов состояла из суконной гимнастерки синего цвета (тканьтемнее, чем на фуражке) с серебряными выпуклыми пуговицами, подпоясан черным лакированным ремнем с серебряной пряжкой. Брюки черные, без канта, ботинки — черные, на шнуровке.

Постоянным спутником гимназистов был ранец. Он был из черной кожи, крышка обшита тюленьим мехом серо-зеленого цвета. В старших классах книгии тетради носили без ранца, крест-накрест перетянутые двумя кожаными ремешками. Упаси Бог, если ученик забывал ранец дома — надзиратели его строго наказывали. Невероятное восхищение одноклассников вызывал гимназист, который приходил на занятия без ранца и при этом мог выпутаться из ситуации.

Мальчикам строго запрещалось носить разные по цвету предметы костюма,например, серую блузу и черные брюки. Костюм должен был быть толькочерного и никакого другого цвета. Однако тот, кто осмеливался одеться вразную цветовую гамму, считался среди товарищей взрослым и самостоятельным на это решались лишь старшеклассники. Всеобмундирование обычно покупалось на вырост, у первоклассникачасто шинель  волочилась поземле, из рукавов не было видно пальцев, тужуркадоходила чуть до колен. В семьях, как правило, одежда переходила отстаршего брата к младшему.

Малейшие нарушения расстегнутый воротник, плохо пришитые или неначищенные пуговицы, наброшенная на плечи шинель, отсутствие ранца — сурово преследовались учителями и надзирателями. Наказанием было лишение обеда, жалобы родителям и снижение оценок по поведению.

Вот так выглядела форма гимназистов в 19 веке (Слайд 13)

                  

                                           А так ходите вы сейчас: (Слайд 14)

(Слайд 15)

Учитель: пришло время нам, опять поработать в группе.  Давайте сравним гимназию 19 века с нашей любимой гимназией 21 века. Каждой группе я раздаю карточку вкоторой вы должны закончить предложение....

Работа в группах.

1                    группа: Мы узнали, что______________________________

2                     группа: Оказывается, что ______________________________

3                     группа: В отличие от современной гимназии______________

4                     группа. Хорошо, что в нашей гимназии нет таких правил, как

Учитель: Подытожив ваши - ответы анкета учащихся 19 века и анкета современного ученика может выглядеть так:

(Слайд 16)

Vэтап афиширование (предъявление коллективных работ учеников)

Учитель: Герои рассказа А. П. Чехова были тоже гимназистами и сегодня они пришли к нам на урок (Слайд 17)

Инсценировка рассказа «Мальчики»

Входят 2 мальчика.

Первый: Мы пришли со страниц рассказа Антона Павловича Чехова. Я – Володя Королев. Это, честь имею представить, мой товарищ Чечевицын, ученик второго класса… Я привез его с собой погостить у нас…

Второй: Знаете кто я?

Учитель: Господин Чечевицын!

Второй: Нет! Я Монтигомо Ястребиный Коготь: вождь непобедимых.

(Оба мальчика подходят к столу; Володя садится с одной стороны на стул, они внимательно рассматривают карту).

Чечевицын: (тихо) Сначала в Пермь, Оттуда в Тюмень…потом Томск…потом…потом в Камчатку. Оттуда самоеды перевезут на лодках через Берингов пролив. (Опасливо озираясь) Вот тебе и Америка… Тут много пушных зверей.

Володя: А Калифорния?

Чечевицын: Калифорния ниже… Лишь бы в Америку попасть, а Калифорния не за горами. Добывать же себе пропитание можно охотой и грабежом. (Внимательно рассматривают карту).

(Слайд 18)

Учитель: Ребята, давайте вспомним, какими трудностями пугает Володю Чечевицын? Что они встретят в Америке? (Пройти пешком несколько километров, встретится с тиграми и дикарями, добывать золото и слоновую кость, убивать врагов, поступить в морские разбойники, пить джин, жениться на красавицах и обрабатывать плантации.)

Учитель: Что приготовили в дорогу наши путешественники ? (Пистолеты, два ножа, сухари, увеличительное стекло, компас и четыре рубля денег).

Чечевицын : (сердито ) Так ты не поедешь? Говори: не поедешь?

Володя: (плача ) Господи! Как же я поеду? Мне маму жалко!

Чечевицын: Бледнолицый брат мой, я прошу тебя, поедем! Ты же уверял, что поедешь, сам меня сманивал, а как ехать, так струсил.

Володя: Я…я не струсил, а мне… мне маму жалко.

Чечевицын: Ты говори: поедешь или нет?

Володя: Я поеду, только… только погоди. Мне хочется дома пожить.

Чечевицын:(решительно) В таком случае, я сам поеду: и без тебя обойдусь. А еще тоже хотел охотиться на тигров, сражаться! Тогда так, отдай мои пистоны! ( Володя плача).

Так ты поедешь?

Володя: По…еду!

Чечевицын: Так одевайся! (Мальчики складывают карту и осторожно уходят).

Учитель: Молодцы ребята, проходите на свои места.

VIэтап - разрыв (внутреннее осознание участником неполноты или несоответствия своего прежнего знания новому)

Учитель: Вспомните, добрались ли мальчики до Америки? Где их задержали?

Дети: их задержали в городе, в Гостином дворе (там они ходили и спрашивали порох)

Учитель: В центре этого рассказа романтическая затея – бегство в Америку. Мальчики тщательно продумали маршрут путешествия, все подготовили в дорогу. Но как ни увлечен Володя планом побега, перед самым уходом из родительского дома он заплакал. Но не потому, что испугался трудностей?

Учитель: Как вы думаете, почему Володя не хочет уезжать?

Дети: Он очень любит свою маму, всю семью и не хочет их огорчать.

Учитель: Рассказ юмористический. Какие эпизоды, детали рассказа вызвали у вас добродушный смех?

Дети: Смешные прозвища героев, отец Володи путает фамилию Чечевицына; мальчики, собираясь в Америку, рассматривают карту Азии.

Учитель: Задание группам.

группа: Образ Володи Ковалёва

группа: Образ Чечевицына

группа: что общего между Володей и Чечевицыным

группа: нарисовать портреты этих героев

Учитель: Вы можете пользовать учебником, искать выдержки из рассказа на это вам 3 минуты

В результате работы получаются круги Вена

Обсуждение в группах и презентация своих ответов.

Учитель: Володя и Чечевицын такие разные и в тоже время они так похожи своими идеями и теперь я предлагаю вам объединиться в две группы. Вторая группа пожалуйста подойдите к первой группе, а четвёртая к третьей. У нас получилось два группы.

1      группа: Вы должны доказать, что отправиться в путешествие это плохая идея

2       группа.Вы должны доказать что отправиться в путешествие это хорошая идея.

Запишите свои аргументы на лист бумаги, та команда которая соберёт больше аргументов и побеждает. Вам на это 5 минут.

Группы выполняют задание.

Учитель. Выберите одного представителя каждой группы, который будет защищать вашу точку зрения. За каждый аргумент я буду давать вам жетоны. В конце этой работы мы подсчитаем ваши жетоны. Если ваши аргументы закончились, то команда может помогать своему представителю.

Проводятся дебаты.

Вывод: Путешествие это конечно хорошая идея, но можно ли самостоятельно без родителей являясь ещё детьми отправиться в путешествие?Ведь уходя из дома ребёнка поджидают много опасностей и трудностей?

Таким образом сделайте вывод чему нас учит это произведение?

VIIэтап - Рефлексия.

Учитель: На этом наш урок подходит к концу. Давайте вернёмся к истории, вспомните какие дневники были в 19 веке?

И сейчас я вам тоже раздам такие дневники, в которых вы должны вписать свою фамилию и имя. В первую графу поставьте себе оценку за урок сами, насколько высебя сегодняоцениваете, во второй графе вас должен оценить сосед, передайте ваши дневники, и я тоже оценю вашу работу. А в журнал я выставлю уже средний бал за урок.

Спасибо за внимание и вашу работу на уроке. На этом наш урок окончен.

Домашнее задание: написать ээсе «Герои решились напобег,потому,что....»

 

 

Автор Заитова Дарья Викторовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2044
Номер материала 52387
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓