Класс:
6
Предмет:
русская литература
Тема:
А. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе.
Цели урока:
Образовательная:
§
познакомить обучающихся с
одним из образцов античной мифологии – мифом о Нарциссе;
- формировать
ключевые компетенции на основе КОЗ: коммуникативную, информационную,
учебно- познавательную, компетентность здоровьесбережения;
- формировать умения и навыки активного поиска
информации, ее отбора и организации, оценки собственной деятельности
и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах.
Развивающая:
- развивать интерес к учебно-исследовательской
деятельности с использованием дополнительной литературы;
- развивать умение отбирать и
анализировать информацию;
- развивать образное
мышление и культуру общения;
- развивать
творческие способности обучающихся;
- развивать
мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного,
целеустремлённого члена группы;
- продолжать развитие навыков работы в группе.
Воспитательная:
- воспитывать чувство ответственности за порученное
дело, толерантность и уважение друг к другу во время совместной творческой
работы,
- воспитывать сознательность дисциплины;
- воспитывать у обучающихся
нравственные качества на примере мифа о Нарциссе
Тип
урока: урок изучения нового материала
Методы:
беседа, эвристический, исследовательский, критическое мышление
Оборудование:
Литература:
учебник «Русская словесность»; книга Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней
Греции»; смайлы, выражающие эмоциональный настрой; листы формата А4, краски;
иллюстрации Никола Пуссена «Нарцисс и Эхо» и Джона Уильяма «Эхо и Нарцисс»,
Интернет - ресурс www.sadmechty.ru/articles93.html
Ход
I.
Мобилизирующее начало
1.1
Приветствие.
1.2
Психологический настрой (ребята выражают свое настроение,
используя смайлы)
1.3
Целеполагание (озвучивание целей урока; запись в тетрадях темы
урока)
1.4 Работа
с эпиграфом (читает учитель)
Откуда
ты приходишь, красота?
И для чего её обожествляют люди?
Сосуд она, в котором
пустота,
Или огонь, сияющий в сосуде?
Н. Заболоцкий
Беседа.
Учитель:
Ребята, какие мысли у вас возникают при чтении эпиграфа?
Учащиеся
высказывают свои мысли.
Учитель:
Запишите в тетрадь слова, которые у вас ассоциируются со словом
«красота».
Учащиеся
записывают свои ассоциации.
Учитель:
Давайте послушаем, что вы записали.
Учащиеся
зачитывают вслух слова, которые записали (любовь, человек, природа и др.)
Учитель:
Для того чтобы мы с вами смогли ответить на вопрос, который
задает в своем стихотворении Заболоцкий, предлагаю вам снова окунуться в
античную мифологию и русскую литературу. Для этого сегодня на уроке мы
познакомимся с мифом о Нарциссе.
- Как вы думаете, о чём
или о ком пойдет речь в мифе с таким названием?
Учащиеся
высказывают свои предположения.
Учитель:
Обратимся к “Дереву предсказаний”: запишем на
доске 3-4 версии, о чём пойдет речь в мифе.
II.
Изучение нового материала
Учитель:
Сегодня на уроке мы будем работать с двумя
источниками - с книгой Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней
Греции» и с нашим учебником, в котором есть еще одно стихотворение А. А. Блока
под названием «Нарцисс».
Вы будете работать в
группах. Для каждой группы приготовлено задание. Я уверена, что вы все
отлично с ним справитесь! Время, за которое вы должны выполнить задание – 15-20
мин. Работа проводится в тетрадях. Обратите внимание на листы самооценок.
После того, как задание в группе будет выполнено, вы должны будете оценить
работу каждого участника вашей группы, и, конечно же, самого себя.
Задание
1.
1. В
твоем классе поссорились девочки. Одна из них не хочет дружить с
одноклассницами, потому что считает себя намного красивей, чем они.
2. Докажи
однокласснице, что:
- красота – это не
главное качество в человеке;
- красота, которая
порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.
3. Источник
информации – А. А. Блок «Нарцисс» (учебник «Русская словесность», с.30 - 33)
4. Свое
рассуждение оформи в виде письма однокласснице.
Задание
2.
1. Твоей
старшей сестре - семикласснице не хочется учить биологию. Она считает тему
«Царство растений. Семейство лилейные» скучной и неинтересной.
2. Расскажи
сестре миф о происхождении такого декоративного цветка из семейства лилейных,
как нарцисс.
3. Источник
информации – Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции». «Миф о Нарциссе», (с.
39-40)
4. Свой
пересказ письменно оформи в тетради.
Задание
3.
1. Ваш
класс готовится к спектаклю под названием «Миф о Нарциссе».
2. Подготовьте
декорации к спектаклю.
3.
Для этого внимательно прочитайте «Миф о
Нарциссе» - Кун «Легенды и мифы Древней Греции», рассмотрите иллюстрации Никола Пуссена «Нарцисс и эхо»
и Джона Уильяма «Эхо и Нарцисс»
4. Заполните
таблицу цитатами из текста «Миф о Нарциссе».
Природа
|
Одежда
героев
|
Цвета
|
Лес
Ручей
|
Нимфы,
нимфа Эхо
Нарцисс
|
|
Задание
4 (группа может работать в парах)
1. Твой
одноклассник долго болел, поэтому пропустил уроки по античной мифологии, на
которых мы говорили о происхождении мира и богов. Теперь, при чтении стихотворения
А. Блока «Нарцисс», твоему товарищу непонятно, кто такие нимфы.
2. Помоги
однокласснику разобраться в возникшем вопросе. Расскажи, кто такие нимфы, какое
место они занимают в пантеоне античных богов, чем Эхо отличается от других
нимф. Можно ли ее изобразить?
3. Повтори
пройденный материал по теме «Античная мифология» учебник «Русская словесность»
(с.13-17), вместе с товарищем прочитайте стихотворение А. Блока «Нарцисс»,
нарисуйте, какой вам представилась нимфа Эхо.
4. Выпишите
из текста в тетрадь описание нимф, на листе формата А4 изобразите нимфу Эхо.
Задание
5.
1. Подготовка
вашего класса к спектаклю «Миф о Нарциссе» почти завершена. Осталась одна
деталь в оформлении декорации – это цветок. Вот только ваша группа никак не
может определиться с тем, какой формы, каким цветом и размером должен быть
нарцисс, который остался после смерти самовлюбленного юноши.
2. Помоги
своим друзьям решить проблему.
3. Прочитай
«Миф о Нарциссе» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна и
стихотворение А. Блока «Нарцисс», для того, чтобы узнать о том, каким описан
цветок, как и в какой момент нарцисс должен «появиться» на сцене; поработай
с энциклопедией « По страницам «Красной книги». Сокровища растительного мира
Казахстана» Алматы 2005 или с Интернетом: на сайте www.sadmechty.ru/articles93.html
рассмотри фотографии нарцисса; определись с цветом, формой и размером
цветка.
4. К
выбранной тобою фотографии цветка выпиши в тетрадь все эпитеты из мифа и
стихотворения о Нарциссе, добавь описание, найденное в Интернет – ресурсе.
III.
Физминутка
Учитель:
Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь немного отдохнем. Для
этого проведем физминутку под названием “Цветок”.
Учитель: Цветок растет.
Учащиеся встают на цыпочки.
Учитель: Цветок подставил листья солнцу.
Учащиеся разводят руки в
стороны.
Учитель: Цветок качается на ветру.
Учащиеся выполняют наклоны
в стороны.
Учитель: Цветок клонится к земле.
Учащиеся выполняют наклоны вперед.
Учитель: Цветок расцвел.
Учащиеся улыбаются.
IV.
Закрепление
4.1 Беседа по вопросам.
Учитель:
Ребята, давайте обратимся к нашему «Дереву предсказаний». Чьи прогнозы
совпали?
Учащиеся говорят
о своих прогнозах.
Учитель: Скажите, жалко ли вам Нарцисса?
Почему?
Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя
свою точку зрения.
Учитель: Что вы можете сказать о
таком качестве человека, как самовлюбленность (эгоизм)?
Учащиеся высказывают
свои мысли.
4.2. Метод «Синквейн»
Учитель: Давайте
составим «Синквейн».
Продолжается работа в группах.
Учащиеся советуются,
делают записи в тетрадях.
«Синквейн»
1. Одно существительное – тема синквейна (Нарцисс)
2. Два прилагательных, раскрывающие тему (красивый, самовлюбленный)
3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к
теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий (отвергал, полюбил, умер)
4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая
выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться
цитата, крылатое выражение).
5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию
темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание (либо синоним) (эгоизм)
Представитель каждой группы зачитывает
записи, сделанные в тетради.
Д
4.3.
Обращение к эпиграфу.
Учитель: Теперь, давайте снова обратимся к
эпиграфу и ответим на вопросы, заданные поэтом Заболоцким:
Откуда ты
приходишь, красота?
И для чего её
обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь,
сияющий в сосуде?
Учитель: Как теперь вы понимаете слова о
красоте? Пустым сосудом или огнем в сосуде является красота? Посовещайтесь в
группе, сформулируйте свой ответ.
Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя
свой ответ (Выступают представители каждой группы)
Учитель:
Сформулируем резюме нашего урока и запишем в тетрадь.
Из мифа о Нарциссе мы поняли, что красота дана человеку в сочетании с высокой
нравственностью, она великая спасительная сила, созидающее начало нашей
жизни. Красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и
разрушительной.
V.
Рефлексия
Учитель: Предлагаю
вам продолжить фразу:
Учитель: Для
меня на уроке самым трудным было…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: Для
меня на уроке самым интересным было…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: На
уроке мне понравилось…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: Я
понял, что…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель:
Я смог…
Учащиеся продолжают фразу
Учитель: А
теперь вернемся к нашим смайлам. Предлагаю вам сейчас изобразить на них
свое настроение и сравнить, улучшилось ли оно после работы на уроке.
Учащиеся
рисуют улыбки
Учитель: Ребята,
у меня вопрос: как вы думаете, почему ваше настроение поднялось?
Учащиеся: принимали
активное участие на уроке, довольны своей работой в группах.
Учитель: Мне
очень приятно, что ваше настроение улучшилось. А сейчас в листах самооценки
оцените работу друг друга
VI.
Домашнее задание
Написать сочинение – эссе «О чем бы я
хотел сказать Нарциссу»
VII.
Подведение итогов
Учитель: Ребята,
большое спасибо за урок! Вы сегодня все хорошо поработали. Поэтому у вас
будет две оценки: первая оценка за устную работу на уроке (ставится одна
оценка на группу), а вторая оценка – за вашу письменную работу. Для того
чтобы оценить каждого из вас, я соберу ваши тетради для проверки. Листы самооценки
вложите в свою тетрадь.
Еще раз спасибо за урок! До встречи!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.