Главная / Русский язык и литература / А. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе.

А. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе.

Класс: 6

Предмет: русская литература

Тема: А. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе.

Цели урока:

Образовательная:

  • познакомить обучающихся с одним из образцов античной мифологии – мифом о Нарциссе;

  • формировать ключевые компетенции на основе КОЗ: коммуникативную, информационную, учебно- познавательную, компетентность здоровьесбережения;

  • формировать умения и навыки активного поиска информации,  ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах.

Развивающая:

  • развивать интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием дополнительной литературы;

  • развивать умение отбирать и анализировать информацию;

  • развивать образное мышление и культуру общения;

  • развивать творческие способности обучающихся;

  • развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы;

  • продолжать развитие навыков работы в группе.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело, толерантность и уважение друг к другу во время совместной творческой работы,

  • воспитывать сознательность дисциплины;

  • воспитывать у обучающихся нравственные качества на примере мифа о Нарциссе

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: беседа, эвристический, исследовательский, критическое мышление

Оборудование:

Литература: учебник «Русская словесность»; книга Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»; смайлы, выражающие эмоциональный настрой; листы формата А4, краски; иллюстрации  Никола Пуссена «Нарцисс и Эхо» и Джона Уильяма «Эхо и Нарцисс», Интернет - ресурс www.sadmechty.ru/articles93.html









Ход

  1. Мобилизирующее начало

    1. Приветствие.

    2. Психологический настрой (ребята выражают свое настроение, используя смайлы)

    3. Целеполагание (озвучивание целей урока; запись в тетрадях темы урока)

    4. Работа с эпиграфом (читает учитель)

Откуда ты приходишь, красота?

И для чего её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, сияющий в сосуде?

Н. Заболоцкий

Беседа.

Учитель: Ребята, какие мысли у вас возникают при чтении эпиграфа?

Учащиеся высказывают свои мысли.

Учитель: Запишите в тетрадь слова, которые у вас ассоциируются со словом «красота».

Учащиеся записывают свои ассоциации.

Учитель: Давайте послушаем, что вы записали.

Учащиеся зачитывают вслух слова, которые записали (любовь, человек, природа и др.)

Учитель: Для того чтобы мы с вами смогли ответить на вопрос, который задает в своем стихотворении Заболоцкий, предлагаю вам снова окунуться в античную мифологию и русскую литературу. Для этого сегодня на уроке мы познакомимся с мифом о Нарциссе.

- Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в мифе с таким названием?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Обратимся к “Дереву предсказаний”: запишем на доске 3-4 версии, о чём пойдет речь в мифе.

II. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня на уроке мы будем работать с двумя источниками - с книгой Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» и с нашим учебником, в котором есть еще одно стихотворение А. А. Блока под названием «Нарцисс».

Вы будете работать в группах. Для каждой группы приготовлено задание. Я уверена, что вы все отлично с ним справитесь! Время, за которое вы должны выполнить задание – 15-20 мин. Работа проводится в тетрадях. Обратите внимание на листы самооценок. После того, как задание в группе будет выполнено, вы должны будете оценить работу каждого участника вашей группы, и, конечно же, самого себя.



Задание 1.

  1. В твоем классе поссорились девочки. Одна из них не хочет дружить с одноклассницами, потому что считает себя намного красивей, чем они.

  2. Докажи однокласснице, что:

- красота – это не главное качество в человеке;

- красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.

  1. Источник информации – А. А. Блок «Нарцисс» (учебник «Русская словесность», с.30 - 33)

  2. Свое рассуждение оформи в виде письма однокласснице.



Задание 2.

  1. Твоей старшей сестре - семикласснице не хочется учить биологию. Она считает тему «Царство растений. Семейство лилейные» скучной и неинтересной.

  2. Расскажи сестре миф о происхождении такого декоративного цветка из семейства лилейных, как нарцисс.

  3. Источник информации – Н. А. Кун «Легенды и мифы Древней Греции». «Миф о Нарциссе», (с. 39-40)

  4. Свой пересказ письменно оформи в тетради.



Задание 3.

  1. Ваш класс готовится к спектаклю под названием «Миф о Нарциссе».

  2. Подготовьте декорации к спектаклю.

  3. Для этого внимательно прочитайте «Миф о Нарциссе» - Кун «Легенды и мифы Древней Греции», рассмотрите иллюстрации  Никола Пуссена «Нарцисс и эхо» и Джона Уильяма «Эхо и Нарцисс»

  4. Заполните таблицу цитатами из текста «Миф о Нарциссе».



Природа

Одежда героев

Цвета

Лес

Ручей

Нимфы, нимфа Эхо

Нарцисс




Задание 4 (группа может работать в парах)

    1. Твой одноклассник долго болел, поэтому пропустил уроки по античной мифологии, на которых мы говорили о происхождении мира и богов. Теперь, при чтении стихотворения А. Блока «Нарцисс», твоему товарищу непонятно, кто такие нимфы.

    2. Помоги однокласснику разобраться в возникшем вопросе. Расскажи, кто такие нимфы, какое место они занимают в пантеоне античных богов, чем Эхо отличается от других нимф. Можно ли ее изобразить?

    3. Повтори пройденный материал по теме «Античная мифология» учебник «Русская словесность» (с.13-17), вместе с товарищем прочитайте стихотворение А. Блока «Нарцисс», нарисуйте, какой вам представилась нимфа Эхо.

    4. Выпишите из текста в тетрадь описание нимф, на листе формата А4 изобразите нимфу Эхо.







Задание 5.



  1. Подготовка вашего класса к спектаклю «Миф о Нарциссе» почти завершена. Осталась одна деталь в оформлении декорации – это цветок. Вот только ваша группа никак не может определиться с тем, какой формы, каким цветом и размером должен быть нарцисс, который остался после смерти самовлюбленного юноши.

  2. Помоги своим друзьям решить проблему.

  3. Прочитай «Миф о Нарциссе» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна и стихотворение А. Блока «Нарцисс», для того, чтобы узнать о том, каким описан цветок, как и в какой момент нарцисс должен «появиться» на сцене; поработай с энциклопедией « По страницам «Красной книги». Сокровища растительного мира Казахстана» Алматы 2005 или с Интернетом: на сайте www.sadmechty.ru/articles93.html рассмотри фотографии нарцисса; определись с цветом, формой и размером цветка.

  4. К выбранной тобою фотографии цветка выпиши в тетрадь все эпитеты из мифа и стихотворения о Нарциссе, добавь описание, найденное в Интернет – ресурсе.

III. Физминутка

Учитель: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! Теперь немного отдохнем. Для этого проведем физминутку под названием “Цветок”.

Учитель: Цветок растет.

Учащиеся встают на цыпочки.

Учитель: Цветок подставил листья солнцу.

 Учащиеся разводят руки в стороны.

 Учитель: Цветок качается на ветру.

 Учащиеся выполняют наклоны в стороны.

Учитель: Цветок клонится к земле.

Учащиеся выполняют наклоны вперед.

Учитель: Цветок расцвел.

 Учащиеся улыбаются.



IV. Закрепление

4.1 Беседа по вопросам.

Учитель: Ребята, давайте обратимся к нашему «Дереву предсказаний». Чьи прогнозы совпали?

Учащиеся говорят о своих прогнозах.

Учитель: Скажите, жалко ли вам Нарцисса? Почему?

Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свою точку зрения.

Учитель: Что вы можете сказать о таком качестве человека, как самовлюбленность (эгоизм)?

Учащиеся высказывают свои мысли.

4.2. Метод «Синквейн»

Учитель: Давайте составим «Синквейн».

Продолжается работа в группах.

Учащиеся советуются, делают записи в тетрадях.

«Синквейн»

1. Одно существительное – тема синквейна (Нарцисс)

2. Два прилагательных, раскрывающие тему (красивый, самовлюбленный)

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий (отвергал, полюбил, умер)

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание (либо синоним) (эгоизм)

Представитель каждой группы зачитывает записи, сделанные в тетради.

Д

4.3. Обращение к эпиграфу.

Учитель: Теперь, давайте снова обратимся к эпиграфу и ответим на вопросы, заданные поэтом Заболоцким:

Откуда ты приходишь, красота?

И для чего её обожествляют люди?

Сосуд она, в котором пустота,

Или огонь, сияющий в сосуде?

Учитель: Как теперь вы понимаете слова о красоте? Пустым сосудом или огнем в сосуде является красота? Посовещайтесь в группе, сформулируйте свой ответ.

Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ (Выступают представители каждой группы)

Учитель: Сформулируем резюме нашего урока и запишем в тетрадь. Из мифа о Нарциссе мы поняли, что красота дана человеку в сочетании с высокой нравственностью, она великая спасительная сила, созидающее начало нашей жизни. Красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.

V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам продолжить фразу:

Учитель: Для меня на уроке самым трудным было…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: Для меня на уроке самым интересным было…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: На уроке мне понравилось…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: Я понял, что…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: Я смог…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: А теперь вернемся к нашим смайлам. Предлагаю вам сейчас изобразить на них свое настроение и сравнить, улучшилось ли оно после работы на уроке.

Учащиеся рисуют улыбки

Учитель: Ребята, у меня вопрос: как вы думаете, почему ваше настроение поднялось?

Учащиеся: принимали активное участие на уроке, довольны своей работой в группах.

Учитель: Мне очень приятно, что ваше настроение улучшилось. А сейчас в листах самооценки оцените работу друг друга

VI. Домашнее задание

Написать сочинение – эссе «О чем бы я хотел сказать Нарциссу»

VII. Подведение итогов

Учитель: Ребята, большое спасибо за урок! Вы сегодня все хорошо поработали. Поэтому у вас будет две оценки: первая оценка за устную работу на уроке (ставится одна оценка на группу), а вторая оценка – за вашу письменную работу. Для того чтобы оценить каждого из вас, я соберу ваши тетради для проверки. Листы самооценки вложите в свою тетрадь.

Еще раз спасибо за урок! До встречи!



























А. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе.
  • Русский язык и литература
Описание:

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Приобретая опыт педагогической работы в классах основной школы, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике. Всё это и нашло отражение в уроке.

Автор Конакова Алла Евгеньевна
Дата добавления 18.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 1152
Номер материала 56666
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓