Инфоурок Литература КонспектыА. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе.

А. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе.

Скачать материал

Класс: 6

Предмет: русская литература

Тема:  А. А. Блок. «Нарцисс».  Миф о Нарциссе.

 Цели урока:

Образовательная: 

§  познакомить  обучающихся с одним из образцов античной мифологии – мифом о Нарциссе;

  • формировать ключевые компетенции на основе КОЗ: коммуникативную, информационную, учебно- познавательную, компетентность здоровьесбережения;
  • формировать умения и навыки активного поиска информации,  ее отбора и организации, оценки собственной деятельности и деятельности «сотрудников» в своей и в других группах.

Развивающая:

  • развивать  интерес к учебно-исследовательской деятельности с использованием дополнительной литературы;
  • развивать умение отбирать и анализировать информацию;
  • развивать  образное  мышление и  культуру общения;
  • развивать  творческие способности  обучающихся;
  • развивать мотивацию: из пассивного слушателя превратиться в активного, целеустремлённого члена группы;
  • продолжать  развитие навыков  работы в группе.

Воспитательная:

  • воспитывать чувство ответственности за порученное дело, толерантность и уважение друг к другу во время совместной творческой работы,
  • воспитывать сознательность дисциплины;
  • воспитывать  у обучающихся  нравственные качества на примере мифа о Нарциссе

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы:  беседа, эвристический, исследовательский, критическое мышление

Оборудование:

Литература:  учебник «Русская словесность»;  книга  Н. А. Кун. «Легенды и мифы Древней Греции»;   смайлы, выражающие эмоциональный настрой; листы формата А4, краски; иллюстрации  Никола Пуссена «Нарцисс и Эхо» и Джона Уильяма «Эхо и Нарцисс»,  Интернет - ресурс www.sadmechty.ru/articles93.html

 

 

 

 

Ход

I.       Мобилизирующее начало

1.1    Приветствие.

1.2    Психологический настрой (ребята выражают свое настроение, используя смайлы)

1.3    Целеполагание (озвучивание целей урока; запись в тетрадях темы урока)

1.4    Работа с эпиграфом (читает учитель)

                                                                                    Откуда ты приходишь, красота?

                                                                                    И для чего её обожествляют люди?

                                                                                    Сосуд она, в котором пустота,

                                                                                    Или огонь, сияющий в сосуде?

                                                                                                            Н. Заболоцкий

 Беседа.

Учитель: Ребята, какие мысли у вас возникают при чтении  эпиграфа?

Учащиеся высказывают свои мысли.

Учитель: Запишите  в тетрадь слова, которые у вас ассоциируются со словом «красота».

Учащиеся записывают свои ассоциации.

Учитель: Давайте послушаем, что вы записали.

Учащиеся зачитывают вслух слова, которые записали (любовь, человек, природа и др.)

Учитель: Для того   чтобы  мы с вами смогли ответить на вопрос, который задает в своем стихотворении   Заболоцкий, предлагаю вам снова окунуться в античную мифологию и русскую литературу. Для этого  сегодня на уроке мы познакомимся с мифом о Нарциссе.

- Как вы думаете, о чём или о ком пойдет речь в мифе с таким названием?

Учащиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Обратимся к  “Дереву  предсказаний”: запишем на доске  3-4 версии, о чём пойдет речь в мифе.

II. Изучение нового материала

Учитель:  Сегодня на уроке мы будем работать с двумя источниками - с  книгой  Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции» и  с нашим учебником, в котором есть еще одно стихотворение А. А. Блока под названием «Нарцисс».

  Вы будете работать в группах.  Для каждой группы  приготовлено задание.  Я уверена, что вы все отлично с ним справитесь! Время, за которое вы должны выполнить задание – 15-20 мин. Работа проводится  в тетрадях. Обратите внимание на листы самооценок. После того, как задание в группе будет выполнено, вы  должны будете оценить работу каждого участника вашей группы, и, конечно же, самого себя.

 

Задание 1.

1.      В  твоем классе поссорились девочки. Одна из них не хочет дружить с одноклассницами, потому что считает  себя  намного красивей, чем они. 

2.      Докажи  однокласснице, что:

-  красота – это не главное качество  в человеке;

-  красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.

3.      Источник информации – А. А. Блок «Нарцисс» (учебник «Русская словесность», с.30 - 33)

4.      Свое  рассуждение оформи в виде письма  однокласснице.

 

Задание 2.

1.      Твоей старшей сестре - семикласснице  не хочется учить биологию. Она считает тему «Царство растений. Семейство лилейные»  скучной и неинтересной.

2.      Расскажи сестре  миф о происхождении такого декоративного цветка  из семейства лилейных, как нарцисс.

3.      Источник информации – Н. А.  Кун «Легенды и мифы Древней Греции». «Миф о Нарциссе», (с. 39-40)

4.      Свой  пересказ  письменно оформи в тетради.

 

Задание 3.

1.      Ваш класс готовится к спектаклю под названием «Миф о Нарциссе».

2.      Подготовьте  декорации к спектаклю.

3.       Для этого внимательно прочитайте  «Миф о Нарциссе»  - Кун «Легенды и мифы Древней Греции», рассмотрите  иллюстрации   Никола Пуссена «Нарцисс и эхо» и Джона Уильяма «Эхо и Нарцисс»

4.       Заполните  таблицу цитатами из текста «Миф о Нарциссе».

 

Природа

Одежда героев

Цвета

Лес

Ручей

Нимфы, нимфа Эхо

Нарцисс

 

 

Задание 4 (группа может  работать в парах)

1.      Твой  одноклассник  долго болел, поэтому пропустил уроки по античной мифологии, на которых мы говорили о происхождении мира и богов. Теперь,  при чтении стихотворения  А. Блока «Нарцисс», твоему  товарищу   непонятно, кто такие нимфы.

2.      Помоги однокласснику разобраться в возникшем вопросе. Расскажи, кто такие нимфы, какое место они занимают в пантеоне античных богов,  чем Эхо отличается от других нимф.  Можно ли ее изобразить?

3.      Повтори пройденный материал по теме «Античная мифология»  учебник «Русская словесность» (с.13-17), вместе с товарищем  прочитайте стихотворение  А. Блока «Нарцисс»,  нарисуйте, какой вам представилась  нимфа Эхо.

4.      Выпишите из текста  в тетрадь описание нимф, на листе формата А4 изобразите нимфу Эхо.

 

 

 

Задание 5.

 

1.      Подготовка  вашего класса к спектаклю  «Миф о Нарциссе» почти завершена. Осталась одна деталь в оформлении декорации – это цветок. Вот только ваша группа никак не может определиться с  тем, какой формы, каким цветом и размером   должен быть нарцисс, который остался после смерти самовлюбленного юноши.

2.       Помоги своим друзьям решить проблему.

3.      Прочитай  «Миф о Нарциссе» в книге «Легенды и мифы Древней Греции» Н. А. Куна  и стихотворение А. Блока «Нарцисс», для того,  чтобы узнать о том, каким описан цветок, как и  в какой момент нарцисс  должен «появиться» на сцене;  поработай с энциклопедией « По страницам «Красной книги». Сокровища растительного мира Казахстана» Алматы 2005  или с Интернетом:  на сайте  www.sadmechty.ru/articles93.html   рассмотри фотографии  нарцисса; определись с  цветом,  формой и размером цветка.

4.      К  выбранной тобою фотографии цветка выпиши в тетрадь все  эпитеты из мифа и стихотворения о Нарциссе, добавь  описание, найденное в Интернет – ресурсе.

III. Физминутка

 Учитель: Молодцы, ребята, вы справились  с заданием! Теперь немного отдохнем.  Для этого проведем физминутку под названием  “Цветок”.

Учитель: Цветок растет.

Учащиеся встают на цыпочки.

Учитель: Цветок подставил листья солнцу.

 Учащиеся разводят руки в стороны.

 Учитель: Цветок качается на ветру.

 Учащиеся выполняют наклоны в стороны.

Учитель: Цветок клонится к земле.

Учащиеся выполняют наклоны вперед.

Учитель: Цветок расцвел.

 Учащиеся  улыбаются.

 

IV. Закрепление

4.1  Беседа по вопросам.

Учитель: Ребята, давайте обратимся  к нашему «Дереву предсказаний». Чьи прогнозы совпали?

Учащиеся говорят о своих прогнозах.

Учитель: Скажите, жалко ли вам Нарцисса? Почему?

Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свою точку зрения.

 Учитель: Что вы можете сказать о таком качестве человека, как самовлюбленность (эгоизм)?

Учащиеся высказывают свои мысли.

4.2.  Метод  «Синквейн» 

Учитель: Давайте составим «Синквейн».

Продолжается работа в группах.

Учащиеся советуются, делают записи в тетрадях.

«Синквейн»

1. Одно существительное – тема синквейна  (Нарцисс)

2. Два прилагательных, раскрывающие тему (красивый, самовлюбленный)

3. Три глагола, описывающие действия, относящиеся к теме, характеризующие или объясняющие суть происходящих событий (отвергал, полюбил, умер)

4. Фраза (предложение) из четырех слов, позволяющая выразить свое отношение к теме или содержащая вывод (может использоваться цитата, крылатое выражение).

5. Одно слово – резюме, дающее новую интерпретацию темы; содержащее ассоциацию с ней; восклицание (либо синоним) (эгоизм)

Представитель каждой группы зачитывает записи, сделанные в тетради.

Д

4.3. Обращение к эпиграфу.

Учитель:  Теперь, давайте снова обратимся к эпиграфу и  ответим на вопросы, заданные поэтом Заболоцким:         

Откуда ты приходишь, красота?

 И для чего её обожествляют люди?

             Сосуд она, в котором пустота,

 Или огонь, сияющий в сосуде?

Учитель:  Как теперь вы понимаете слова о красоте? Пустым  сосудом или огнем  в сосуде является красота?  Посовещайтесь в группе, сформулируйте свой ответ.

Учащиеся отвечают на вопрос, аргументируя свой ответ  (Выступают  представители   каждой группы)

Учитель: Сформулируем резюме нашего урока и запишем в тетрадь. Из мифа о Нарциссе мы поняли, что красота дана человеку в сочетании с высокой нравственностью, она великая спасительная сила, созидающее начало нашей жизни.   Красота, которая порождает эгоизм, становится бесполезной и разрушительной.

V. Рефлексия

Учитель: Предлагаю вам продолжить фразу:

Учитель: Для меня на уроке самым трудным было…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: Для меня на уроке самым интересным было…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: На уроке мне понравилось…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: Я понял, что…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: Я смог…

Учащиеся продолжают фразу

Учитель: А теперь вернемся к нашим смайлам. Предлагаю вам сейчас изобразить на них свое настроение и сравнить, улучшилось ли оно после  работы на уроке.

Учащиеся рисуют улыбки

Учитель:  Ребята, у меня вопрос: как вы думаете, почему ваше настроение поднялось?

Учащиеся: принимали активное участие на уроке, довольны своей работой в группах.

Учитель:  Мне очень приятно, что ваше настроение улучшилось. А сейчас в листах самооценки оцените работу друг друга

VI.  Домашнее задание

 Написать сочинение – эссе «О чем бы я хотел сказать Нарциссу»

VII. Подведение итогов

Учитель:   Ребята, большое спасибо  за урок!  Вы  сегодня все хорошо поработали. Поэтому у вас будет две оценки: первая оценка за устную  работу на уроке (ставится одна оценка на группу),  а  вторая оценка – за вашу  письменную работу. Для того чтобы оценить каждого из вас, я соберу ваши тетради для проверки. Листы самооценки  вложите в свою тетрадь.

Еще раз спасибо за урок!  До встречи!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "А. А. Блок. «Нарцисс». Миф о Нарциссе."

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Секретарь-администратор

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Поэтому меня давно волнует вопрос создания условий для проявления познавательной активности обучающихся: для успешной самостоятельной работы, самореализации при решении поставленных на уроке задач. Приобретая опыт педагогической работы в классах основной школы, я пришла к выводу, что повышению активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках гуманитарного цикла значительно способствуют элементы проблемного и программированного обучения, обобщения в процессе изучения материала, новые подходы к использованию различных средств наглядности и моделирования, исследовательская деятельность. Воспитание общих приёмов мышления требует создания условий для целенаправленного восприятия изучаемого материала по предмету и его осмысления, для творческой переработки знаний и применения их на практике. Всё это и нашло отражение в уроке.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 664 711 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 02.11.2020 328
    • DOCX 28.7 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галичина Алевтина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галичина Алевтина Ивановна
    Галичина Алевтина Ивановна
    • На сайте: 3 года и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 80898
    • Всего материалов: 207

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к сдаче ОГЭ по русскому языку в условиях реализации ФГОС ООО

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 340 человек из 63 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 708 человек

Курс повышения квалификации

Методика обучения русскому языку в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 481 человек из 71 региона
  • Этот курс уже прошли 5 634 человека

Курс повышения квалификации

Особенности преподавания родного (русского) языка и родной литературы в образовательной организации

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 148 человек

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Цифровая трансформация в бизнесе: аспекты управления и развития

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Профессиональное развитие бизнеса: стратегии и инструменты

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе