Главная / Иностранные языки / « Языковой портфель учащегося » англ яз

« Языковой портфель учащегося » англ яз

















« Языковой портфель учащегося »













































ВВЕДЕНИЕ

Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. Однако педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности. Одна из причин: многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем.

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки.Диапазон его применения: от начальной до старшей школы.

ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Диагностическая функция, должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и результатов учащегося, позволит:

  • Отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов ;

  • проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

  • глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам ;

Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:

  • выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;

  • обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений ученика в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);

  • мотивации к необходимости и полезности контроля прежде всего самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.

  • частого контроля, что заставляет школьников учиться интенсивнее.

Организующая функция педагогического контроля знаний школьников проявляется в его влиянии на организацию всего учебного процесса. Основным методом, реализующим данную функцию, признается тестирование школьников.

Реализацию воспитывающей функции педагогического контроля посредством портфолио можно рассматривать как с положительной, так и с отрицательной стороны. Положительным является повышение учебной мотивации школьников, формирование ответственности за результаты своего учебного труда, формирование установок на сотрудничество учеников и учителей в процессе приобретения знаний, поскольку портфолио:

  • документирует все личные достижения школьников, обеспечивая тем самым их официальное признание;

  • поощряет активность и самостоятельность учеников, расширяя возможности обучения и самообучения;

  • выступает как инструмент самооценки и самопознания, развивая навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности учащихся;

  • придает значение планированию учащимся своих образовательных результатов, формируя умение учиться – ставить цели, организовывать собственную учебную деятельность.

Что касается минусов, к ним можно отнести следующие:

«... первое и самое употребительное — ребенок учится для того, чтобы не быть наказанным; второе — ребенок учится для того, чтобы быть награжденным; третье — ребенок учится для того, чтобы быть лучше других; четвертое — ребенок или молодой человек учится для того, чтобы получить выгодное положение в свете». (Л.Н. Толстой)

ПОРТФЕЛЬ И ЕГО ВИДЫ

Применение технологии портфолио (в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”) в учебном процессе позволит изменить к лучшему традиционную систему оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки, осуществляя интеграцию количественной и качественной оценок. Перспективность использования портфолио обусловлена тем, что идея портфолио отражает новые цели образования, понимание сути учебного процесса, способствует развитию личности обучаемого как основной ценности всего образовательного процесса.

В связи с этим , перед учителем иностранного языка стоят следующие задачи:


1) Усилить практическую ориентацию и инструментальную направленность образования: достижение оптимального сочетания фундаментальных и практических знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков.
2) Обеспечение знаний на уровне функциональной грамотности одного иностранного языка и желание изучать другие иностранные языки.
3) Расширить применение интерактивных и коммуникативных форм работы; приблизить изучаемый материал к проблемам повседневной жизни.

4) Развить навык самостоятельной работы учащихся.

5) Усилить дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса.
6) Продолжить работу с одаренными детьми,

7) Развить у учащихся навык рефлексии.

Портфолио в зависимости от целей создания бывают разных типов.
Первый тип портфолио — это “папка достижений”, направленная на повышение собственной значимости ученика и отражающая его успехи (похвальные грамоты за учебу, достижения в спорте, музыке, шахматах и т. д.; благодарственные письма родителям, табели успеваемости, значки, медали и т. п.).
Второй тип — рефлексивное портфолио, раскрывающее динамику личностного развития ученика, помогающее отследить результативность его деятельности как в количественном, так и качественном плане. В эту папку собираются все контрольные и творческие работы ученика: сочинения, изложения, эссе, рисунки, поделки, зачетные работы, видеокассеты, результаты медицинских и психологических обследований и т. д. — в общем, все, что делалось в течение определенного срока (например года).
Третий тип портфолио — проблемно-исследовательский, связанный с написанием реферата, научной работы, подготовкой в выступлению на конференции.
 
Четвертый тип портфолио — тематический, создаваемый в процессе изучения какой-либо большой темы, раздела, учебного курса.
 
В основе технологии ведения языкового портфеля/ портфолио учащегося лежат:
 
- американский портфель,

- языковой портфель России,

- «Общеевропейские компетенции владения иностранным языком»,
принятые Советом Европы в 1996 году в Страсбурге. Учащийся самостоятельно оценивает свои языковые умения и навыки, пользуясь дескрипторами для уровней А, В, С. Кроме того учитель может оценить реальные умения и навыки учащегося. Это позволит создать более объективную картину. Затем как ученик, так и учитель могут планировать дальнейшее развитие специфических языковых умений конкретного учащегося для достижения им намеченного уровня. Через определённый промежуток времени (например, четверть, год, в конце периода обучения) ученик /учитель делают повторный/ финальный замер умений и навыков, чтобы увидеть положительную динамику. 
- Европейский языковой портфель, который осуществляет две функции:
• социальную - демонстрирует способности владельца портфеля по иностранным языкам. Портфель служит в качестве приложения к аттестатам/дипломам, предоставляя дополнительную информацию,
• педагогическую – помогает учащимся развивать свои мыслительные способности и самооценку. Эта функция способствует развитию автономности учащегося к изучению языков на протяжении всей жизни.
 

Таким образом, портфолио - набор инструментов для документирования и оценивания языковых умений учащегося. Он позволяет владельцу вести запись изучения им языка и самостоятельно оценивать свой уровень с помощью таблиц, ставить индивидуальные цели.


ЦЕЛИ СОЗДАНИЯ И ВЕДЕНИЯ ПОРТФОЛИО


• отмечать способности, умения, навыки и личный опыт учащегося на уровне самооценки, взаимооценки и оценки взрослыми
 
• исследовать собственное развитие в течение определённого времени
 
• учить учащихся оценивать себя
• ставить реальные учебные цели, достижение которых возможно в ближайшем будущем
• развивать у учащихся навык рефлексии по поводу проделанной работы
• развивать письменные навыки
 
• обеспечивать преемственность в процессе обучения
 
• узнать что-то новое и улучшить свои знания и умения

СОДЕРЖАНИЕ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА

В портфеле ученика обязательно есть:
• Титульный лист
 
• Содержание
• Цель изучения языка
 
• Письменные работы, характеризующие процесс обучения
 
• Сочинения
 
• Рисунки
• Письменные творческие работы
 
• Листы оценки
• Листы самооценки.

Примерно таким образом выглядит страница «Содержание» в нашем портфеле учащихся:

“Мой языковой портфель”
Содержание
1. Вступление ( Вступление представляет языки общения в семье; где учился; языки, которые изучал в школе и вне школы; пребывание за границей; проекты. Кроме того, он включает Общеевропейскую шкалу уровней владения языками. Пользуясь дескрипторами, учащиеся и учитель оценивают уровень владения иностранным языком учащегося. Шкала даёт учащемуся перспективу дальнейшего развития коммуникативных умений.) 
2. Mой портрет ( Языковая биография)
3. Что я знаю и могу (Опросный лист на русском языке в начальных и 5 классах , на немецком языке в среднем и старшем звене).
4. Моё досье (Досье включает «лучшие» с точки зрения учащегося работы, свидетельствующие об его успехах в овладении языками:
• «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)
• стихи и рассказы, написанные учащимся
 
• индивидуальные и групповые проекты
 
• работы, выполненные на компьютере
 
• письма, открытки
• грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося
• памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).
 
5. Рефлексия включает оценочные листы и отзывы учителя, одноклассников и родителей о портфеле. 
Ученики пишут рефлексию к каждому проекту в портфолио. Для этого была разработана форма оценки и самооценки проектов.


ФОРМА САМООЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
1. Мне нравится в презентации проекта…
2. Цель моего проекта…                                                                                                                                                                                                  
4. Я выбрал(а) эту тему, потому что…
5. Что удалось/не удалось…
В ней они объясняют важность данной конкретной работы для них лично. Объясняют, какая цель была достигнута, какой навык совершенствовался. Что они узнали о себе? Почему это – «лучшая» работа? «Лучшая» не обязательно подразумевает отличную оценку.

ФОРМА ОЦЕНКИ ПРОЕКТОВ
Название проекта______________________________________________
Имя ____________________________________________________

Проект…

Соответствие проекта теме и цели

Наличие и соответствие иллюстраций теме проекта


При отборе проектов для портфолио учащиеся могут руководствоваться критериями:
• Он интересный
• Я думаю, мой проект красивый
• Мне он нравится
• Мои одноклассники считают, что он хороший
 
• Я многое узнал, выполняя это задание
 
• Мне было интересно делать это задание
 
• Мой проект показывает, что я …
 
• Я красиво написал
 
• Мой учитель посоветовал мне
 
• Этот проект показывает мои успехи в изучении языка

Критерии были определены в ходе совместного обсуждения с учащимися.


Оценивание портфеля. 
В конце каждой четверти портфель оценивается учителем и одноклассниками с помощью оценочных листов. В конце года учащиеся представляют свои портфели и защищают его, предварительно получив свои портфели с рецензиями .

Оценить свою работу по созданию языкового портфеля учащиеся могут, участвуя в проведении внеклассных мероприятий.


Работу над Портфелем можно начать с Досье, в которое учащиеся складывают свои работы, проекты, творческие задания.
Можно использовать и обратный порядок.
 
В начале языковой портфель вводится как один из инструментов рефлексии по поводу своей языковой принадлежности и степени владения изучаемыми иностранными языками.
 


Основные положения
создания « Языкового портфеля» заключаются в следующем: 
1. Создание «Языкового Портфеля» требует совместной работы трех заинтересованных сторон - ученика, учителя и родителей.
2. Посредством «Языкового Портфеля» осуществляется поддержка и повышение мотивации на всех этапах обучения за счет активизации самооценки учащихся.
 
3. «Языковой Портфель» усиливает ситуацию успеха в учебной деятельности, что способствует позитивному самоутверждению личности, влияет на формирование ценностных установок.
4. Систематическое поэтапное заполнение «Языкового Портфеля» реализует идею непрерывного образования и приобретает особую значимость при переходе обучающегося с одной ступени обучения на другую.
5. «Языковой Портфель» создает предпосылки для совершенствования и самостоятельного изучения языка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Языковой портфель учащихся
 
- служит средством неформального оценивания достижений учащихся по предмету,
 
- повышает мотивацию учащихся к дальнейшему совершенствованию навыков владения иностранным языком,
 
- учит аккуратно вести записи,
- организовывать их в папку.
 
Как учитель, просматривая портфели, я отмечаю развитие навыков письменной речи учащихся. Но более важно для меня то, что посредством иностранного языка дети раскрывают свою личность, мысли, побуждения и мечты.
 

Я думаю, что портфель может быть использован учителями разных предметов, а также классными руководителями для накопления и обобщения опыта учащихся и своего опыта, потому что работа ученика – это всегда работа учителя.

 

БИБЛИОГРАФИЯ:

1.Новикова T.Г., Прутченков А.С., Пинская М.А. Рекомендации по построению различных моделей и использованию портфолио учащихся основной и полной средней школы // Профильная школа. М., —2004. —С.4-11.

2.Никитина С.И. Эксперимент по созданию портфолио по информатике // Применение новых технологий в образовании: Материалы XVI Международной конференции 28-29 июня 2005. — Троицк, 2005. С. 45-47.

3. Гальскова Н. Д. Языковой портфель как инструмент оценки и самооценки учащихся в области изучения иностранных языков//Иностранные языки в школе. № 5. 2000. С. 6-11.

4. Гроссмейстер образовательных технологий//Коммуникативная методика. № 3. 2003. С. 58-59.

5. Европейский языковой портфель//Перевод. – М.: «Еврошкола», 1998

6. Полат Е. С. Портфель ученика// Иностранные языки в школе. № 1. 2002. С. 22-27.

7. Протасова Е. Ю. Европейская языковая политика//Иностранные языки в школе. № 1. 2004. С. 8-14

8. Стандарт основного общего образования по иностранному языку

 












1) Ходатайство администрации МОУ СОШ № 4 г. Лиски Воронежской области.

 

 Администрация школы выражает поддержку Разуваевой Вере Григорьевне, претенденту на участие в конкурсе «Мои инновации в образовании».

 Разуваева В.Г. - учитель высшей категории с 2002 года, награждена Грамотой Министерства Образования и значком «Отличник народного просвещения». В 2001 году стала победителем городского конкурса «Учитель года». В 2006 году победила в конкурсе лучших учителей РФ в рамках Приоритетного национального проекта и участвовала в Общественно педагогическом форуме в г. Москва.

 Вера Григорьевна имеет 100% успеваемость, с каждый годом растет число школьников, повысивших итоговую отметку. В 2009 году две ученицы успешно сдали ЕГЭ по английскому языку, Жидких Е. получила 98 баллов (второй в районе результат).

Большинство детей имеют хорошие знания по предмету (К2 = 0,87). Лучшие ученики постоянно занимают призовые места на городских олимпиадах по английскому языку (в 2008 – 1, 2 и 3 места среди учащихся 9 класса, 2 место в 11 классе), участвуют в профильно-ориентированных проектах и конкурсах.

 Сочетание учебной и внеурочной деятельности способствует росту мотивации к изучению предмета. Занятия в лингвистической школе, кружок «Английский клуб» и элективные курсы «Страноведение Великобритании», «Английская грамматика – это просто!» помогают углубленному изучению английского языка. Встречи с зарубежными сверстниками, спектакли и конкурсы – вот некоторые формы внеурочной деятельности. Все они вызывают большой интерес у учеников.

 Одной из сильных сторон педагогической деятельности учителя является хорошее владение методикой преподавания иностранных языков. Групповые и парные формы работы, опорные схемы и нетрадиционные подходы – все это Вера Григорьевна использует на своих занятиях. Игры, стихи и песни, которые она широко применяет в своей практике, позволяют снять страх и напряжение в атмосфере урока, создают хорошие взаимоотношения между учащимися и учителем. Это отвечает идеям здоровье - сберегающих технологий. Уже много лет Разуваева В. Г. использует в своей работе технологию В. Монахова и личностно – ориентированные технологии (гуманистическую методологию, идеи целостного обучения, проектный метод). Все это позволяет педагогу учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, развивать творческие способности учащихся.         

Вера Григорьевна регулярно принимает участие в семинарах по новым учебным технологиям и другим вопросам методики и педагогики. В 2002 году приняла участие в первой областной учительской конференции с докладом «Активные формы работы на уроках иностранного языка».

Разуваева В.Г. является классным руководителем 6 «А» класса. Много сил и времени отдает созданию благоприятного психологического климата в классе, развитию самоуправления.

В коллективе позитивная динамика общей успеваемости и качества знаний. Уровень сформированности мотивации учебной деятельности – оптимальный. Занятость учащихся в школьных кружках и учреждениях дополнительного образования – 90%. Ее воспитанники не имеют правонарушений, активно участвуют в жизни школы.

Для Веры Григорьевны характерно уважительное отношение к окружающим, особенно к детям. Это способствует успеху ее педагогической деятельности. Разуваева В.Г пользуется уважением коллег, учащихся и родителей.                                            

 

 

Директор школы:                                    Корышева А. Н.

 

 

 









2) Отзыв о работе учителя английского языка МОУ СОШ № 4 г. Лиски Разуваевой Веры Григорьевны.

 

Учитель английского языка Разуваева В. Г. известна среди родителей и учащихся как творчески работающий педагог. Она реализует инновационные разработки и педагогические технологии в образовательном процессе, добивается высоких результатов в обучении и воспитании школьников. Вера Григорьевна умеет увлечь каждого ученика. Учитывая возможности и интересы детей, она осуществляет индивидуальный и дифференцированный подход к каждому. Учитель широко использует на своих уроках стихи и песни, игры и инсценировки, что вызывает у учащихся большой интерес.

Разуваева В. Г. хорошо знает предмет, который преподает. Она уверена в своих силах, передает ученикам свое уважение и любовь к английскому языку. Ее лучшие ученики постоянно занимают призовые места на городских олимпиадах. Среди выпускников Веры Григорьевны есть дети, которые пошли по стопам учителя и продолжают изучение иностранных языков в ВУЗах.

Вера Григорьевна любит детей, и они отвечают ей большой любовью и уважением.

В общении с родителями Разуваева В. Г. умна и тактична, никогда не обидит и не унизит их достоинство. Старается, чтобы каждая встреча стала для родителей полезной и результативной. В содружестве с родителями она добивается хороших результатов.

Разуваева Вера Григорьевна пользуется большим уважением родителей и учащихся школы.

 

 

Родители 9 «А» класса.

 

 

  

3) Отзыв о работе учителя английского языка МОУ СОШ № 4 г. Лиски Разуваевой В. Г.

 

Учитель - это призвание. Учителями не рождаются, ими становятся. И это в полной мере можно отнести к учителю наших детей – Разуваевой Вере Григорьевне.

Вера Григорьевна  хорошо знает свой предмет, рационально строит уроки в зависимости от уровня развития и интересов учащихся. Умеет предусматривать возможные затруднения учащихся в тех или иных видах деятельности. Применяет  различные методы обучения и наглядные пособия. Многие уроки проводит в игровой форме, это зарождает интерес у учащихся к данному предмету. Уроки проводит доступно, понятно и интересно. На уроках не дает скучать ни одному ученику, учащиеся говорят по - английски, читают, пишут. К учащимся очень добра, в то же время и требовательна.  Её умение подобрать ключик к каждому ребенку, достойно высокой похвалы. Вера Григорьевна умеет "зажечь" наших детей, повести за собой. Вера Григорьевна широко применяет на своих уроках ноутбуки, интерактивную доску, что делает процесс обучения современным и интересным .

Вера Григорьевна – творческий человек. На уроках и во внеклассной работе она стремится развивать творческие способности наших детей. Проводит конкурсы, соревнования, ставит спектакли, организует переписку со сверстниками на английском языке. Несомненно, это вызывает большой интерес у школьников.

Разуваева В. Г. - ответственная,  очень преданна своей работе. Она завоевала авторитет и уважение, как со стороны педагогов, так и родителей учащихся.  

       

Родители 6 «А» класса









Использование языковых игр на уроках английского языка в начальных классах



У школьников младших классов наблюдается большая тяга к изучению иностранного языка, однако из-за ряда разных причин, этот предмет теряет для них свою привлекательность, отстающие учащиеся считают его одним из самых трудных, а следовательно, нелюбимых.

На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым, чтобы предлагаемый ученику материал был доступен по трудности .

Современное образование характеризуется усложнением учебных программ и ростом объема информации не только в средней, но и в начальной школе. В результате младшие школьники испытывают большие психоэмоциональные и физические перегрузки. Психологи определили, что младшим школьникам свойственны повышенная эмоциональность, подвижность, утомляемость от единообразия, целостность восприятия окружающего мира. Обучение в начальной школе нужно строить с учетом этих особенностей, и его базой может стать интегративное обучение.

Под интегративным обучением мы понимаем объединение учебной деятельности с другими значимыми для данного возраста видами деятельности: изобразительной, музыкальной, трудовой, физической, театральной, игровой и т.д. Таким образом, речь идет не об объединении разных учебных дисциплин, то есть межпредметной интеграции, а о взаимодействии различных видов деятельности в ходе учебно-познавательной деятельности . Это в значительной мере способствует вовлечению всех учеников в познавательный процесс. Положительный результат достигается, прежде всего, тем, что в созданной психологической обстановке эмоциональной напряженности нейтрализуются или совсем снимаются отрицательные факторы .

При организации обучения на уроках английского языка можно проводить интегративные занятия следующих видов.

Урок английского языка плюс музыкальная деятельность (пение, музыка, ритмика и т.д.) 
Урок английского языка плюс изобразительная деятельность (рисование, аппликация, лепка).
Урок английского языка плюс физическая деятельность.
Урок английского языка плюс театральная деятельность.
Урок английского языка плюс игровая деятельность .

Традиции школы неразрывно связаны с игровой деятельностью ребенка на всех этапах его обучения в школе. Игра занимает важное место в жизни младшего школьника, являясь для него средством познания действительности. Исходя из особенностей психологического развития младшего школьника, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора [4, С.82] .

Игры на уроках иностранного языка должны являться неотъемлемой частью методической организации урока. Все мы хорошо знаем, что, придя домой из школы, младшие школьники, прежде всего, направляются к своим игрушкам. Сюжеты игр самые незатейливые, однако, детям такая игра доставляет ни с чем несравнимое удовольствие. Эту особенность следует учитывать и широко использовать в учебном процессе, особенно при обучении иностранному языку, так как она апеллирует в основном к памяти учащихся. Память младших школьников непроизвольная, они быстро и без труда запоминают то, что ему нравится .

На уроке мы имеем дело с особым видом игр – языковыми играми. Языковой минимум, являющийся одним из компонентов содержания обучения иностранному языку, включает в себя языковые единицы на различных уровнях языка, совокупность которых образуют лексический, грамматический и фонетический минимумы .Отсюда, различают следующие языковые игры: лексические, грамматические и фонетические. Языковые игры позволяют сделать учебный процесс интересным. Это мощный стимул к овладению иностранным языком. Атмосфера увлеченности, радости, ощущения посильности заданий – все это благотворно сказывается на результатах обучения. Легче усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворенности .

Они отличаются от развлекательных игр тем, что имеют второй план или, иначе говоря, узко методическую цель. Как известно, обучающие игры на уроках и внеклассных занятиях способствуют выполнению важных методических задач:

созданию психологической готовности детей к речевому общению;
– обеспечению естественной необходимости многократного повторения языкового материала;
– тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта.

С помощью игр можно развивать также память, внимание, логическое мышление .

Игры приближают речевую деятельность к естественным нормам, помогают развивать навык общения, способствуют эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивают практическую направленность обучения .

При использовании игр на уроке улучшается дисциплина, появляется заинтересованность ребят в работе, повышается активность, так как в урок вносятся элементы соперничества и соревнования .Они содействуют воспитанию таких качеств, как самостоятельность, инициативность, чувство коллективизма .

Для учащихся учебная игра остается развлечение, тренировка отодвигается на второй план. Для учителя любая игра – это прежде всего упражнение. Учитель всегда точно и четко представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра, однако ему ни в коем случае не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план. Он должен смеяться и радоваться вместе с учениками, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл упражнения, а не учебный. Если учитель раскроет ученикам свой второй план, игра превратится в обычное упражнение.

Одним из наиболее удачных вариантов игры на уроке иностранного языка в младших классах являются игры с игрушками. Учитель может собрать целый набор игрушек и хранить их в шкафу. Обычно их используют только при введении новой лексики как наглядный материал, а ведь с ними можно играть, тем более, что названия игрушек (кукла, медведь, лиса и т. д.) дети запоминают быстрее и без труда .

В процессе обучения учителям следует использовать различные игры в сочетании с рисованием, пением, лепкой, театрализацией и т.д., что будет способствовать эффективности обучения английскому языку. Нужно помнить, что место игры на уроке и отводимое ей время зависит от ряда факторов: подготовки обучающихся, изучаемого материала, конкретных целей, условий урока. Если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться в течение 3-5 минут и служить своеобразным повторением пройденного материала, а также разрядкой на уроке. Другие игры могут быть эффективными при введении нового материала.

Успех использования игр в ходе интегративного обучения зависит, прежде всего, от атмосферы необходимо речевого общения, которую учитель создает в классе. Важно, чтобы обучающиеся привыкли к такому общению, увлеклись им и стали вместе с учителем участниками одного процесса

В играх ученики овладевают такими элементами общения, как умение начать беседу, поддержать ее, прервать собеседника момент, согласиться с его мнением или опровергнуть его, целенаправленно слушать собеседника, задавать уточняющие вопросы. Практически все учебное время в играх, так же как в иноязычной речевой деятельности, отведено на речевую практику, при этом максимально активны не только говорящий, но и слушающий.

Ученики активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей; учитель лишь управляет учебной деятельностью. В процессе игры учитель иногда может взять себе какую-нибудь роль, лучше неглавную, чтобы игра не превратилась в традиционную форму работы под его руководством .

Новое рождается почти на каждом уроке. Фразу “Давайте поиграем” дети ждут с нетерпением. Их веселый смех, желание говорить по-английски служат показателем заинтересованности, увлеченности. Помимо программной лексики вводятся новые слова, которые в игре легко запоминаются.

Наблюдения за процессом обучения английскому языку с использованием игр и игровых ситуаций показывает, что применение их дает возможность привить учащимся интерес к языку, создает положительное отношение к его изучению, стимулирует самостоятельную речемыслительную деятельность детей, дает возможность более целенаправленно осуществлять индивидуальный подход в обучении .

Итак, языковые игры на уроках английского языка в младших классах повышают эффективность учебного процесса, помогают сохранить интерес учащихся к изучаемому предмету на всех этапах обучения. Также игры помогают учащимся использовать имеющиеся знания, сконцентрировать их внимание на главном – овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации общения во время игры. Так как построенная в учебных целях игра вбирает в себя ряд микроситуаций, тесно связанных друг с другом и объединенных тематикой проблемы, положенной в основу данной игры, и представляет собой систему коммуникации в процессе обучения английскому языку.

Далее приведу несколько примерных языковых игр, которые можно использовать на уроках английского языка в 4 классе по определенной теме.

Языковые игры на уроках английского языка в 4-м классе на тему “My Home”

Языковые игры используются при изучении английского языка во всех классах, но характер материала и задачи меняются от класса к классу. Игры подбираются в соответствии с программой и содержанием учебника, также в соответствии с возрастными особенностями детей и их уровнем подготовленности.

Одной из тем, изучаемых в 4 классе, является тема “My Home”.

Лексика, вводимая на первых уроках по данной теме, обычно запоминается учащимися легко, так как это в основном существительные, иллюстрируемые картинками и предметами.

Сложнее усваивается учащимися здесь речевой оборот “There is (are)…”, также вопросительная конструкция данного оборота и краткие ответы на эти вопросы.

Большую помощь в решении данных вопросов оказывают языковые игры. Поэтому нами были рассмотрены различные виды языковых игр на разную тематику. На основе этого мы подобрали игры, которые можно использовать при изучении данной темы. Эти игры направлены на знакомство с новой лексикой, на ее закрепление, на применение ее в устной речи, введение речевого оборота “There is (are)…”, на его закрепление, формирование умения использовать при описании комнаты, на отработку и закрепление вопросительной структуры данного речевого оборота “Is (Are) there …” и кратких ответов на эти вопросы и т.д. Также, они способствуют развитию восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти. Воспитывается чувство коллективизма, товарищество, взаимопомощь, взаимоуважение и т.д.

Игра “Угадай”

Учитель развешивает на доске картинки по теме, один ученик выходит к доске и загадывает слово. Остальные учащиеся стараются угадать данное слово. Ученик, угадавший слово, становится ведущим в игре.

Is it a hall?
– No, it is not.
– Is it a bedroom?
– Yes, it is.’

Игра “Будь внимателен”

Учитель показывает картинки и называет предмет, изображенный на ней. Если утверждение правильное – ученик повторяет его, если оно неверное – ученик исправляет его.

It is a carpet (It is a carpet.)
It is a lamp (It is not a lamp.
It is a fireplace.)

Игра “Круг”

На полу чертится круг. Все участники встают за кругом, каждый по очереди называет слово по теме. Если в слове есть звук [d], все прыгают в круг, если этого звука нет, выпрыгивают из круга.

Игра “Лото”

Учитель раздает ученикам карточки в виде таблицы. В ячейках таблицы написаны слова по-русски или наклеены картинки по теме. Затем учитель диктует слова по-английски (A chair, a sofa, a window, a door, a fireplace, a floor, a lamp etc.) Учитель называет слова с паузами. Дети во время паузы должны закрыть это слово фишкой (учитель заранее готовит фишки из бумаги, которые под номерами.) Затем учитель проверяет работы детей и оценивает их.





Игра “Карусель”

Для игры нужны кубик и два картонных круга, скрепленных по середине. Круги разделены на 8 секторов с изображениями мебели. Верхний круг должен свободно вращаться, у него вырезан один сектор. Ученик кидает кубик и поворачивает верхний круг на столько делений, сколько выпало очков на кубике. В соответствии с картинкой, которую видно через вырезанный сектор, он задает вопрос другому ученику, например: “Is there a chair in your room”. Ученик дает краткий ответ, затем он кидает кубик и т. д.

Игра “Что исчезло”

На доске вывешиваются картинки, ученики называют предметы мебели, изображенные на картинках. Затем закрывают глаза, и учитель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют исчезнувший предмет. Учитель может видоизменить игру и попросить запомнить не только картинки, но и их последовательность. В этом случае учитель не убирает картинки, а меняет их местами.

Игра “Магазин”

Учитель обращает внимание детей на вывеску “магазин” и картинки на доске и сообщает, что дети будут покупателями. Но под каждой картинкой необходимо сделать надпись и определить цену товара. Ученики по очереди выходят к доске и делают соответствующие подписи к картинкам. Например, ученик пишет слово “mirror” и цену “five pounds” под картинкой.

Игра “Снежный ком”

Первый ученик называет слово, второй ученик повторяет его слово и добавляет свое, следующий ученик называет уже два слова и свое и т. д.

A kitchen, a sofa, a wall, a lamp etc.

Игра “Переводчик”

Учащиеся встают в круг, учитель – в центре круга. Учитель по очереди бросает мяч ученикам и произносит различные словосочетания на русском языке. Учащиеся переводят их и бросают мяч учителю.

Большое зеркало – a big mirror.
Смотреть телевизор – to watch TV.
Желтый ковер – yellow carpet.
Etc.

Игра “Придумай слово с данным звуком”

Дети работают в парах. Каждая пара получает 5 транскрипционных значков. Нужно вспомнить и назвать слова по теме с этим звуком, составить предложения к ним.

Игра “Назови рифму”

Учитель называет слово, ученики должны подобрать рифму к этому слову.

Wall – hall.
Floor – door.
Cat – flat.


Игра “Собери в целое”

На доске карточки с частями слов. Ученики выходят к доске и составляют слова.

kit
ror
win
mir
place
or

so
chen
fire
flo
pic
room

dow
fa
bed
arm
chair
ture

Игра “Дизайнеры”

Класс делится на четыре команды. Каждая получает набор игрушечной мебели. Ученики обсуждают интерьер и расставляют мебель. Затем идет представление своего интерьера.

Игра “Что в коробке?”

Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны учащимся. После этого учащиеся поочереди называют по-английски эти предметы, используя речевой оборот “There is (are)…”.

There is a book in the box.
– There are two pen in the box.
Etc.

Игра “Что это?”

Работа в парах с картинками или с предметами (игрушечной мебелью). Один ученик – младший брат или сестра. Он или она показывает на предмет и спрашивает, что это и для чего оно служит. Второй ученик – старший брат или сестра. Он или она отвечают на вопросы.

Игра “Загадочный текст”

Учащимся выдается карточка с текстом, где некоторые слова заменены рисунком. Необходимо прочитать текст.

Итак, игра не должна противопоставляться основной части урока. Наоборот, в ряде случаев она должна стать его содержанием. Чтобы игры вызывали интерес у учеников, они не должны быть однотипными. Предлагаемые игры могут быть полезны для организации разных видов работы с учащимися: индивидуальной, в парах, в группах. Игры можно использовать несколько раз, при этом разрешается изменять роли играющих, содержание материала игры, процесс игры и т.д.

Все учащиеся заинтересованы в участии в играх. Иногда учащиеся берут инициативу на себя, т.е. самые сильные дети пытаются самостоятельно проводить некоторые игры. Ученики активно, увлеченно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих товарищей. Данные игры помогают раскрыться стеснительным учащимся. Важным моментом является то, что речь учащихся оценивается не по косвенным характеристикам (число ошибок, скорость говорения и т.д.), а по коммуникативному эффекту: справился с заданием или нет. В процессе игры исправляются ошибки, подсказываются реплики, правильные варианты и т.д., но главным критерием является успех или неуспех учащихся в коммуникационной ситуации.

Таким образом, использование данных языковых игр положительно влияет на формирование интересов младших школьников, способствует осознанному освоению иностранным языком, в данном случае английским языком. Также, помогает достичь наибольших возможностей и результатов в обучении английскому языку в 4 классе.

Список используемой литературы:

  1. Бутко Г.В. Языковые игры на уроках английского языка в 4 классе // ИЯШ. – 1987. – №4. – С.63 – 65.

  2. Гудкова Л.М. Игры на уроках английского языка в младших классах // ИЯШ. – 1988. – №4. – С.54-55.

  3. Дворник М.В. Игра и игровая ситуация на начальной и средней ступени обучения // ИЯШ – 1990. – №6. – С.48-52.

  4. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // ИЯШ – 1984. – №4. – С.82.

  5. Загребин И.В. Особенности обучения младших школьников английскому языку на начальном этапе // Начальная школа – 2007. – №10. – С.27-31.

  6. Комков И.Ф. Методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие: В.9. – Минск: “Вышэйшая школа”, 1979. – С.91.

  7. Курбатова М.Ю. Игровые приемы обучения грамма тике английского языка на начальном этапе // ИЯШ – 2006. – №3. – С.64-66.

  8. Лобачева Н.П. Игры и сказки // ИЯШ – 2007. – №1. – С.36.

  9. Черноголовая Н.Н. Дидактическая игра как средство развития у учащихся 5-6 классов интереса к изучению английского языка // ИЯШ – 2006. – №5. – С.28.



« Языковой портфель учащегося » англ яз
  • Иностранные языки
Описание:

 

  ВВЕДЕНИЕ

Контроль знаний — это один из важных и ответственных элементов целостного учебно-воспитательного процесса. Однако педагогический контроль не всегда отвечает принципам объективности, научности и всесторонности. Одна из причин: многие функции оценки работают слабо или не реализуются совсем.

Технология портфолио позволяет изменить подходы к традиционной системе оценивания, обеспечивая более полную реализацию всех функций педагогического контроля и оценки.Диапазон его применения: от начальной до старшей школы.

                             ФУНКЦИИ ПОРТФОЛИО

Применение портфолио в рамках существующей системы обучения позволяет более полно реализовать все функции оценки: диагностическую, обучающую, организующую, воспитывающую, на основе системного подхода, который обеспечивает их оптимальное сочетание.

Диагностическая функция, должна не только свидетельствовать об уровне овладения необходимыми знаниями и умениями, но и указывать на причины недочетов в подготовке школьника.

Ведение учащимися индивидуальных портфолио, являющихся коллекцией работ и результатов учащегося, позволит:

·         Отразить степень их активности при изучении различных тем, разделов ;

·         проследить индивидуальный прогресс ученика, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников;

·         глубже понять причины успехов и неудач в учебе, на основе анализа самоотчетов учеников по изучаемым темам, разделам ;

Портфолио расширяет потенциал обучающей функции педагогического контроля, предоставляя дополнительные возможности:

·         выявления пробелов и дифференциации знания от незнания на защите портфолио, осуществляемой, например, по следующим критериям: аккуратность и логичность изложения материала в портфолио; наличие всех запланированных по курсу работ; отражение собственных позиций ученика (самоанализ по теме); оригинальность творческой работы, процесс решения проблем; компетентность ответов на вопросы товарищей по изученной теме;

·         обеспечения обратной связи от ученика к учителю при затрудненном оценивании индивидуальных достижений ученика в коллективных методах работы (метод проектов, обучение в сотрудничестве и т.д.);

·         мотивации к необходимости и полезности контроля прежде всего самому обучаемому, поскольку соединяясь, в результате регулярного выставления самооценок с самоконтролем, он помогает совершенствовать знания, делает их более ясными и систематизированными, содействует развитию памяти и мышления.

 

·         частого контроля, что заставляет школьников учиться интенсивнее.

Автор Алексеева Юлия Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Иностранные языки
Подраздел
Просмотров 1403
Номер материала 33383
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓