Главная / Технология / : Взаимосвязь формы изделия и пластичности ткани

: Взаимосвязь формы изделия и пластичности ткани

Конспект урока

(8 класс)


Тема: Взаимосвязь формы изделия и пластичности ткани

Цели:

Воспитывающая: Определить составляющие пластичность ткани. Выявить зависимость формы изделия от пластичности ткани.

Коррекционная: Учить сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитывающая: Учить сосредотачивать свои усилия для преодоления даже незначительных препятствий, возникающих по ходу подборки тканей к заданным моделям одежды.


Задачи:

- Использование на практике ранее полученных знаний о структуре ткани и формах изделия.

- Коррекция и развитие мыслительной деятельности – установление логических и причинно-следственных связей физико-механических свойств тканей и фасона изделия.

- Развитие внимания и аккуратности.


Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.


Оборудование: компьютер, образцы волокон и тканей, таблицы для записи результатов, небольшие манекены.


План урока

  1. Организационный момент

а) Отметить отсутствующих;

б) Организовать рабочее место обучающихся.

2.Сообщение темы урока

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Взаимосвязь формы изделия и пластичности ткани».

Рассмотрим эволюцию производства и использования тканей. Какие формы одежды встречаются на протяжении столетий? Какие ткани сейчас вырабатываются промышленностью и какие ткани можно считать тканями будущего? Определим взаимосвязь ткани, формы и назначения одежды. Такова программа действия на сегодняшнее занятие.

  1. Создание первых тканей.

Культура каждой эпохи пользуется достижениями прошлых эпох. Первая одежда создавалась из звериных шкур, непромокаемые накидки изготавливали из кишок рыб, первые ткани которыми обертывали тело создавались из пеньки и трав.

Материалы и способ их производства диктовали формы одежды. Из грубых и жестких материалов создавались несложные по конструкции формы, а появившиеся более пластичные и тонкие ткани давали возможность создавать сложные силуэтные формы. Стоит только сравнить костюм античного времени и эпохи Возрождения.

(Педагог показывает иллюстрации с моделями одежды от Античности до современного времени слайды №№ 1, 2, 3, 4,5, 6, 7, 8, 9).

Вопрос: Ребята, вспомните национальный костюм японцев и индийское сари. Какими свойствами должна обладать ткань для каждого из этих костюмов? Тонкой, пластичной, легко драпирующейся или должна держать форму?

Примерные ответы обучающихся: для японского костюма ткань должна держать форму; для индийского сари должна, как говорят, пролезть через колечко».

Сейчас ткани создаются с учетом функциональности одежды. Одежда: профессиональная, обрядовая или символическая требуют от тканей практических свойств (физико-механических свойств) - плохой сминаемости, легко стирающейся, легко утюжащейся;

защитных свойств - непромокаемую, не пропускающую радиацию, неподверженную горению;

гигиенических свойств - «дышащих», хорошо впитывающих влагу (гигроскоскопичнось), нераздражающих кожу и не вызывающих аллергических реакций и т. д.

В 1998 году Оливье Лапидус представил куртку – парку, ткань которой состояла из солнечных батарей.

Сейчас все больше рисунок на ткани для обуви выполняется с использованием лазерной техники.

Все модели Рако Рабана выполнены из металлических пластин или нитей. Однако, посмотрите, как многие из них пластичны.

(Преподаватель показывает фотографии с моделями Лапидуса, Пако Рабана слайды №№ 10, 11, 12, 13).


  1. От чего зависит пластика ткани.

Ткани, которые вы видите в магазинах, из которых изготовлена наша с вами одежда намного проще.

Вопрос: Мы уже знакомились с тканями и знаем, что они различаются по виду волокна. Кто назовет мне их?

Примерные ответы обучающихся: По виду волокна ткани различаются на натуральные, синтетические и искусственные. Натуральные волокна получают из растений и шерсти животных. Искусственные волокна для тканей получают путем механической и химической переработки сырья растительного и животного происхождения. Синтетические волокна получают путем химической переработки угольных нефтяных и других смол.

По форме образования нити подразделяются на нити с большой или слабой круткой, с фасонной и т. д.

Задание: Девушки, возьмите в руки маршрутные карты с образцами тканей и назовите нити; образующиеся эти кусочки тканей.

Примерные ответы обучающихся: По форме нити подразделяются на буклированные, металлизированные, ворсистые.

Вопрос: Ткани подразделяются по видам ткацкого переплетения. Назовите их пожалуйста.

Примерные ответы обучающихся: полотняное, саржевое, атласное и прочие.

Таким образом, сочетая различные волокна по составу, по форме образования нити и способу переплетения, мы получаем огромное количество различных тканей с различными пластическими характеристиками. Запомнить это невозможно. Поэтому очень важно научиться самому определять пластические характеристики ткани и правильно их использовать.

  1. Определение пластики ткани.

С помощью каких характеристик мы определяем пластичность ткани?

  • Драпируемость - характер складок при драпировке;

  • Сминаемость;

  • Упругость;

  • Формоустойчивость;

Как же это установить?

Возьмем, например, капроновую ткань и определим ее пластичность. Для этого данный кусок набрасываем на манекен или на его правую сторону. Визуально определяем каков характер полученных складок, примните его и станет вам ясно насколько эта ткань сминается, упруга и формоустойчива.

Вопрос: Какой характер складок получился при драпировке? Они мягкие и плавные, округлые или острые и торчащие?

Примерные ответы обучающихся: складки острые и торчащие, ткань обладает достаточной упругостью.

Педагог дополняет. Что такая ткань обладает формоустойчивостью. Результаты визуального осмотра записываем. Снимаем с манекена ткань и разворачиваем ее на 90° и опять набрасываем на манекен. Определили ее пластичность, записали и проделали тоже самое только под углом 45°. Успех модели во многом определяется тем на сколько рационально сможете использовать свойства ткани, в своей модели. Каким же образом используются характеристики капроновой ткани? Вспомните, какие детали одежды или части ее вам встречались. Это подъюбники к очень пышным платьям, это пачка балерины, это элементы карнавальных костюмов связанных с объемами и пышностью. Ребята вы заметили, что когда я развернула кусок капрона под углом 45°, характер складок стал более мягким и округлым, упругость уменьшилась, но формоустойчивость почти осталась прежней. Поэтому, если модель будет легкой и еще двойной, можно создать форму в виде шара или сферы.

(Преподаватель показывает эскизы моделей из капрона слайды №№ 14, 15, 16).


  1. Самостоятельная работа

Определение пластичности ткани и подбор формы изделия к данной ткани

Сейчас приступили к практической работе. Перед каждым из вас стоит манекен и куски ткани. На этом манекене необходимо определить пластику выбранного куска ткани и создать фасон юбки, используя при этом булавки, иголки, если нужно, то и нитки. Ваша задача состоит в том, чтобы лучшие качества ткани проявлялись в фасоне, выбранного вами изделия. Для этого тщательно проверьте пластические свойства ткани, по основе, утку и но косой нити. Перед тем как приступить к практической части вспомним технику безопасности при работе с ножницами, иголками и булавками.

  • Нельзя делать резких движений и размахивать руками, если в руках у всех имеются ножницы или иголки, булавки;

  • Необходимо ножницы передавать кольцами, держась за сомкнутые лезвия;

  • Иголки и булавки вкалывать только в подушечки;

  • Иголки не должны быть без ниток;

  • Нельзя брать в рот ни булавки, ни иголки;

  • После работы необходимо посчитать количество иголок;

  • Сломанные иглы и булавки отдаем учителю.

Через 30 минут педагог подходит к учащимся и оценивает каждую работу в отдельности. При необходимости педагог задает вопросы:

  • Какая характеристика ткани подсказала создать это изделие?

Если модель неординарна, педагог ее демонстрирует учащимся и объясняет чем она так понравился.

  1. Подведение итогов.

Вопрос: Ребята, скажите какие свойства ткани диктуют: прямоугольную форму?

Примерные ответы обучающихся: прочные, плохо сминаемые, держащие форму.

Вопрос: Какие свойства ткани предполагают трапециевидную форму? Примерные ответы обучающихся: хорошо драпирующиеся, мягкие или держащие форму по косой нити.

Вопрос: Какие свойства ткани предполагают овальную форму?

Примерные ответы обучающихся: хорошо драпирующиеся, но характер складок должен иметь плавные округлые формы и не торчащие и острые как в трапециевидной форме.

Итак мы сегодня доказали своим практическим заданием, что форма изделия зависит от пластических свойств ткани.



ЛИТЕРАТУРА

  1. Детская энциклопедия «Я познаю мир» История моды. М. ACT 1998 г.

  2. Энциклопедия для малышей и всех, всех, всех. Царство людей. Утварь. Обычаи М. РОСМЭН 1994 г.

  3. Саларна Дэвид, Морли Жаклин, «Штрихи времени. Одежда для работы и отдыха». М. «Детская книга». 1994 г.

  4. Бланк А. Ф., Фомина 3. М., «Русская народная одежда и современное платье». М. «Легкая и пищевая промышленность» 1982 г.

  5. Козлова Т. В. «Культура современного костюма» М. «Легкая индустрия» 1987 г.

  6. Журналы: Voque, Elle.





























П Р И Л О Ж Е Н И Е




















Определение сминаемости ткани


Название

ткани

Характер образованных складок ткани

По долевой

Под углом 45%

По утку

Ситец





Шелк





Органза





Трикотажное полотно







Слова для справок: острые углы, мягкие, округлые, упругие ит.п.













: Взаимосвязь формы изделия и пластичности ткани
  • Технология
Описание:

Воспитывающая: Определить составляющие пластичность ткани. Выявить зависимость формы изделия от пластичности ткани.

Коррекционная: Учить сравнивать, обобщать, анализировать.

Воспитывающая: Учить сосредотачивать свои усилия для преодоления даже незначительных препятствий, возникающих по ходу подборки тканей к заданным моделям одежды.

 

Задачи:

- Использование на практике ранее полученных знаний о структуре ткани и формах изделия.

- Коррекция и развитие мыслительной деятельности – установление логических и причинно-следственных связей физико-механических свойств тканей и фасона изделия.

- Развитие внимания и аккуратности.

 

Тип урока: Обобщения и систематизации знаний.

 

Оборудование: компьютер, образцы волокон и тканей, таблицы для записи результатов, небольшие манекены.

 

План урока

1.   Организационный момент

    а) Отметить отсутствующих;

    б) Организовать рабочее место обучающихся.

2.Сообщение темы урока

Тема нашего сегодняшнего занятия: «Взаимосвязь формы изделия и пластичности ткани».

Рассмотрим эволюцию производства и использования тканей. Какие формы одежды встречаются на протяжении столетий? Какие ткани сейчас вырабатываются промышленностью и какие ткани можно считать тканями будущего? Определим взаимосвязь ткани, формы и назначения одежды. Такова программа действия на сегодняшнее занятие.

3.   Создание первых тканей.

Культура каждой эпохи пользуется достижениями прошлых эпох. Первая одежда создавалась из звериных шкур, непромокаемые накидки изготавливали из кишок рыб, первые ткани которыми обертывали тело создавались из пеньки и трав.

Материалы и способ их производства диктовали формы одежды. Из грубых и жестких материалов создавались несложные по конструкции формы, а появившиеся более пластичные и тонкие ткани давали возможность создавать сложные силуэтные формы. Стоит только сравнить костюм античного времени и эпохи Возрождения.

Автор Юрикова Елена Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Технология
Подраздел
Просмотров 623
Номер материала 38153
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓