Главная / История / « Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания» (из опыта работы учителя истории и обществознания Бериковой Надежды Бадаевны)

« Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания» (из опыта работы учителя истории и обществознания Бериковой Надежды Бадаевны)


МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»






« Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания»


(из опыта работы учителя истории и обществознания

Бериковой Надежды Бадаевны)

























п .Яшкуль, 2014г.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых зада. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Изучая историю, ученик знакомится с различными формами творчества людей: научным, социальным, художественным, материальным, литературным и др. Историческое развитие – это всегда выбор альтернативы, варианта развития. Это обеспечивает возможность решения альтернативных исторических задач. В основе исторического образования лежат факты, которые подвергаются исследованию. Эта особенность позволяет решать исследовательские задачи. Большой вклад в развитие творческих способностей вносит локальная история и история повседневности, которые могут стать объектами ученических исследований. Об этом свидетельствуют исследовательские работы моих учащихся:: муниципальный конкурс: (2010-2011 уч.г.): Тюлюмджиев Савр - " Честный труд – дело его жизни" , Габунова И., Хван В. - «Учителя, надевшие шинели» (2 место), Гаряева А. – «Проблема подросткового суицида» (3место). Республиканский конкурс: (2009-2010 уч. г.) Мучкаева А., Леджинова Д. -«Петр I и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи» (2 место). (2012-2013 уч.г.) – Абдрахманова Г. «Номто Очиров – выдающийся просветитель 20 века» (3место), Омгоров Д. «Человек не затеряется в истории» (3место), «Моя родословная» (2место), Штепина Т. «Воспоминания вновь всплывает» (5место), «В долгу у памяти» (2место). (2014-2015 уч.г.) Саликтаева И. - «Память о нем жива» (1место). Во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия 20 век» работа Омгорова Д. отмечена грамотой.

Вариантов организации обучения творчеству на материале истории является несколько: организация проблемного обучения на материале истории, организация работы с источником, обучение решению творческих задач, организация игрового обучения,
организация диалогового обучения.       

  Рассмотрим проблемный подход в обучении творчеству. В основе этого подхода лежат следующие основные идеи. Изложение является проблемным, если оно "всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем чтобы учащиеся сами нашли пути его решения" (Н. Г. Дайри). Как же применяется проблемный метод обучения в моей педагогической практике? Так на уроке «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». (А. Блок) в10 классе учащимся были предложен следующие проблемные ситуации:

Что же такое монгольское иго? (Различные точки зрения по поводу монголо - татарского ига)

Кто же напал на Русь, - монголы или татары?

Набег или нашествие?

Последствия монгольского ига.

Цель урока заключалась в знакомстве с различными точками зрения по поводу монголо-татарского ига, подтверждение или опровержение, формирование личной оценки на основе работы с источниками исторической информации. Для этого ребятам предстояло, работая в составе учебных групп, выполнить в течение урока задания в рабочих листах, используя для этого уже имеющие знания, сведения полученные в ходе урока, а также предложенные источники исторической информации. (1-ая группа находит факты, оценивающие монголо-татарское иго положительно, 2-ая группа – отрицательно)

Ценность проблемного подхода в изучении исторических событий подтвердилась на уроке тем, то учащиеся разобрали, оценили, имеющиеся противоречие, то явилось мотивацией для самостоятельного поиска ответа учащимися. Немаловажное значение на уроке имело эмоциональный отклик детей, так как мы чувствуем свою сопричастность к истории, ведь мы потомки Великого Потрясателя Вселенной.

. В ходе урока учащиеся при разрешении проблемных вопросов на частично-поисковом и исследовательском уровнях пришли к следующим выводам:

- исторически обоснованно именно употребление выражений: монгольское нашествие, монгольское иго, монгольское государство.

- исторические документы свидетельствует об организации широкомасштабного и долговременного нашествия, а не молниеносного грабительского набега.

- монголо-татарское иго было и как любое иго оно было тяжело для завоеванной страны. Но и как в любом явлении в нем можно увидеть и положительное. Он позволило сохранить Руси свою духовную основу, территорию и саму государственность, оказав огромное влияние на все последующее ее развитие. В ходе оживленных дискуссий учащиеся внесли изменение в название урока: «Наш путь – стрелой монгольской древней воли пронзил нам грудь».

Урок – исследование в 11 классе «На пути к катастрофе: непреходящие уроки II мировой войны».

Цели урока:

- углубление и обобщение знаний учащихся, выработка собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории;

-формирование умения анализировать и обобщать факты.

Проблемные задания.

1.Существует мнение, что И. В. Сталин сам готовился нанести по Германии превентивный удар. Насколько, по вашему мнению, это было целесообразным и реальным для СССР начала 40-х гг.?

2.Как вы думаете можно ли ставить знак равенства между нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. и вводом советских войск на территории этой страны 17 сентября 1939 г?

3. Можно ли говорить об ответственности правительств, всех ведущих государств за ее возникновение? Различна ли мера этой ответственности?

4. Как вы понимаете, что такое историческая память? Меняется ли память, отношение к войне со сменой поколений?

На уроке, используя исторические документы и мемуарную литературу, учебники по истории, ребята попытались понять политическую ситуацию, сложившуюся в Европе конца 1930-х начала 1940-х гг. и выработать собственное отношение к событиям тех уже достаточно далеких лет. В ходе урока учащиеся пришли к следующим выводам:

- Версия о намерении Советского Союза развязать в 1941 г. войну против гораздо более сильной Германии не может быть признана состоятельной.

- В предвоенный период руководители СССР, Великобритании, Франции и США руководствовались исключительно интересами своих стран.

- Усиление нейтральной России выгоднее усиления воюющей против их страны Германии.

- Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день для всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Размышляя над услышаным, мы не просто впитываем эти знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение становится ближе к прадедам, лучше их понимает.

А это очень важно: не осудить, не быть безразличным, а понять.

Обобщая свой опыт применения проблемного обучения пришла к следующим выводам:

  - Проблемное обучение можно использовать на различных этапах урока. Перед изучением нового материала ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового материала.

- можно проводить целые уроки изучения нового материала в форме проблемного изложения. Начиная изучение нового материала, выдвигаю проблему, предлагаю учебный материал и даю ориентиры для решения проблемы, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее "переоткрыть" (например, определить прогрессивность реформ П.А. Столыпина)

В своей педагогической практике использую также сравнительно-исторический метод познания. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение. Успешность использования сравнительно-исторического метода в моей педагогической практике подтвердилось при проведении следующих уроков: Реформы 1861 и 1892гг. (сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии)-4 место в Республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку урока по сравнительному граждановедению «Мозаика граждановедения.», Русско - Японская война 1904-1905 гг. (сравнительный анализ Русско-Японской и Крымской войн) - 3 место в Районном конкурсе. Учащиеся на таких уроках приобретают умения защищать свою позицию по предложенной ситуации, способность к критическому мышлению и умение решать вопрос по предложенным ситуациям.

Схематично виды сравнения можно представить так: hello_html_m23301e3d.png 

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используются: «Эго-фактор» («Я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы. Одним из интенсивных методов социальной практики является проектная технология, осуществляемая как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Цели проектной работы я бы определила следующим образом:

- стимулирование познавательной самостоятельности учащихся;

- создание условий для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, от замысла до готового продукта;

- совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы и публичного выступления на презентации.

Социальное проектирование может быть реализовано в гражданском образовании и воспитании различными путями. Основными из них может быть: урок, предметная внеурочная воспитательная работа, акция, система работы школы. Первой пробой сил в проектной технологии стало наше участие с проектом «Символы российской государственности в гражданском воспитании школьников» в 2004 г. Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина. Цель проекта: развитие познавательной деятельности учащихся, воспитание патриотизма, чувства уважения к истории России, гордости за ее героическое прошлое. Это совместный проект учащихся двух десятых классов. Кураторы проекта: Берикова Н.Б, Горяева Б.Б. Наиболее активными участниками проекта были: Бабаева Б, Исаева М, Басангова Б, Дюгидова Л, Босундаева Б. Ребята собрали информацию по данной проблеме: провели социологический опрос среди учащихся, родителей по поводу их отношения к государственной символике, узнали насколько важна эта информация для них, изучили СМИ по теме, как эта тема обсуждалась, освещалась на страницах газет, какова реакция властей и населения, встретились с представителями исполнительной власти, для получения официальной информации о претворении в жизнь Федерального закона о государственных символах России. Разработали свой вариант решения проблем. Практический результат: создание Дневника школьника Яшкульского района. Из дневника учащиеся могут почерпнуть сведения о предках калмыков ойратах, об истории создания Икицохуровского улуса, о ветеранах Великой Отечественной войны, о людях, внесших большой вклад в развитие района.

Успешная реализация проектной технологии во внеурочной деятельности способствовала разработке и осуществлению проектной технологии на уроках.

Тема урока: «Глобальные проблемы в современном мире» 11 «в» класс

Целью урока является работа над дальнейшим развитием у учащихся 11 класса ключевых компетенций: умение изучать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, работать в группе. В ходе урока с элементами деловой игры учащиеся опираясь на знания, полученные на уроках ИКТ, географии, биологии, химии, а также СМИ самостоятельно охарактеризовали глобальные проблемы, определяли время их появления, классифицировали глобальные проблемы по группам: «человек-природа», «общество-общество» и «человек-общество» и намечают пути выхода из сложившейся ситуации.

Урок-игра «От Думы до Думы» Отечественный парламентаризм 11 класс

Задача урока смоделировать деятельность Государственной думы как представителя законодательного органа. Класс разделился на ведущих заседание «Государственной думы», экспертов, дающих заключение о важности и необходимости того или иного действия со стороны «Думы», остальные ученики – представляли «Думские фракции»: обсуждали «законопроекты», представляли политические программы своих партий, своих сторонников. В ходе ролевой игры, ребята получили опыт ведения парламентских дискуссий, умения отстаивать свою точку зрения, работать в группе, сотрудничать и быть толерантными.

Информационные технологии в преподавании истории – моя последняя идея-фикс. Нужно отметить, то представленные уроки подготовлены в виде компьютерной презентации в программе РОWЕR POINT. Актуальность внедрения информационных технологий в педагогический процесс сегодня не подвергается сомнению. Наше время требует от педагога высокого профессионализма, оперативности в использовании новых знаний, новых технологий. В современном мире мультимедийные технологии занимают все более значительное место. На уроках истории при использовании этих технологий активизируется внимание учащихся, расширяется поле применения их творческого потенциала, в сознании обучающихся легче и четче формируется исторический образ, они более осознанно подходят к изучению истории человеческого общества. Это в свою очередь, способствует повышению интереса к учебе, лучшему запоминанию изучаемого материала, дает возможность для углубленного изучения того или иного исторического аспекта, расширяет творческие возможности учащихся и учителя.







Литература
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. М.: Владос, 2000.
2. Климушкина Л. Г. Новое в преподавании истории. Познавательно-исследовательский комплект: "Методика учебного исследования". Пермь, 1998.

3. Иванов В.В. Методология исторической науки. М. 1985. С.103

4. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. 1982. 5. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков у учащихся в процессе преподавания истории.1978 г.









« Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания» (из опыта работы учителя истории и обществознания Бериковой Надежды Бадаевны)
  • История
Описание:

                 Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых зада. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Изучая историю, ученик знакомится с различными формами творчества людей: научным,  социальным, художественным, материальным, литературным и др. Историческое развитие – это всегда выбор альтернативы, варианта развития. Это обеспечивает возможность решения альтернативных исторических задач. В основе исторического образования лежат факты, которые подвергаются исследованию. Эта особенность позволяет решать исследовательские задачи. Большой вклад в развитие творческих способностей вносит локальная история и история повседневности, которые могут стать объектами ученических исследований. 

Автор Берикова Надежда Бадаевна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 1009
Номер материала 20598
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓