Главная / Другое / « Развитие познавательных способностей и активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста»

« Развитие познавательных способностей и активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста»









Тема « Развитие познавательных способностей и активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста»

Автор Баймулдина Гульжан Наримановна.

Республика Казахстан

Акмолинская область

Енбекшильдерский район

с. Яблоновка

Яблоновская ОШ.



















Тема « Развитие познавательных способностей и активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста» в настоящее время актуальна. Развивать познавательные, интеллектуальные способности невозможно, не активизируя творческую мысль учащихся, и наоборот, творческая работа невозможна без интеллектуальных способностей.

Для решения этой проблемы я использую передовые педагогические технологии: игровые технологии Никитина Б.П., Кирюшина В.В., раннего и эффективного обучения грамоте Зайцева Н.А., проблемного обучения Дж. Дьюи, интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, комментированное управление С.Н.Лысенковой, коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко, система развивающего обучения Л.В.Занкова, гуманно-личностной технологии Ш.Амоношвили.

Развивать познавательные, интеллектуальные способности нужно на всех уроках. Система развивающего обучения предполагает проведение интегрированных уроков для активизации творческой деятельности учащихся. Важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Содержанием урока, цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая деятельность учащихся.

Один из путей повышения эффективности учебного процесса в малокомплектной школе – это проведение однопредметных и однотемных уроков. Основой однотемных уроков в первую очередь является постоянно сопутствующее повторение, поэтому однотемные уроки лучше проводить в 1-й и 4 –й четверти учебного года, когда учебный материал позволяет проводить больше уроков- закрепления, обобщения, систематизации знаний.

Исходя из данного подхода, применяю в своей работе разнообразные и разноуровневые формы обучения, создаю все необходимые условия для реализации обучения детей с разными способностями, с разной степенью усвоения материала.

Технология уровневой дифференциации Ж.Караева, Ж. Кобдиковой позволяет раскрыть возможности каждого учащегося в классе.

К заданиям 1-го уровня ставятся следующие требования:

задания должны быть на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных знаний без их видоизменения (то есть копирование). Необходимо знание формулировки правил, определений, законов и т.д. Это задания, выполняя которые учащиеся самостоятельно приобретают основные опорные знания, которые должны получить в результате изучения данной темы.

тренировочные задания - воспроизведение изученного в процессе применения на практике, то есть применение усвоенных правил, определений и законов. При конструировании таких заданий необходимо придать особое значение их познавательным и занимательным моментам. В математике это задачи, решаемые аналогичным путем, не требующие преобразований, расчета по заданной формуле, пересказа определений, теорем и т.д.

типичные для новой темы задачи, связанные с жизнью.

К заданиям 2-го уровня относятся:

задания в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение ранее изученного материала, то есть решение аналогичных задач, требующих преобразования полученных знаний. В математике к такой деятельности приводит решение обратных текстовых задач.

проверочные задания, выполняющие функцию обратной связи.

задачи на внимание, составленные с учетом национальных особенностей и имеющие зачастую познавательное и поучающее значение.

Это: математические кроссворды, ребусы, логические задачи.

К заданиям 3-го уровня относятся:

задания познавательно-поискового (эвристического) типа, в процессе выполнения которых учащиеся приобретают новые знания. Они связаны с выполнением заданий, которые совершенствуют и углубляют ранее усвоенные знания. Такая работа требует применения приемов мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, выделение главного, обобщения. При решении таких задач учащиеся сталкиваются с новыми задачами, возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей овладения новыми методами и приемами решения учебных проблем.

самостоятельное составление и решение примеров, задач, графиков, диаграмм на основе собранного материала из жизни, измерительные работы на местности, изготовление наглядных пособий. Задачи на осмысление - выработка рефлексии.

решение задач, разными способами и путями.

Задания 4-го уровня

составляются таким образом, чтобы учащиеся опираясь на богатство понятий и связей, а также способов действий, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и активного мышления создавали нечто новое, оригинальное, в той или иной мере выражающее их индивидуальные склонности (без опоры на учебник, без помощи учителя доказательство теорем, вывод закономерностей и т.п.)

Работа над развитием познавательных способностей учащихся ведется на уроках постоянно и в системе, постепенно усложняясь.

Например, по предмету литературное чтение, после того, как дети прочитали несколько стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в частности, над эпитетами, им дается текст с пропущенными определениями, и надо придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не просто любые определения. Или дописать рассказ, который прочитан без окончания.

Затем степень самостоятельности ученика-читателя увеличивается. Дети уже сами могут написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления природы, обосновать которое научно они еще не могут. Эта работа — тоже «по образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы ее сюжета, а затем придумывали свои сюжеты. А затем — собственно творчество учащихся, когда они сочиняют стихи и рассказы, создают самые настоящие творческие проекты, а также написать «конспект» любого урока.

Главная функция учебника – собеседника это руководство всеми видами познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления и практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения - направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей личности. При этом значительная роль отведена элементам проблемного метода изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде - мысль ученика направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических наблюдений и осмысления над математическими фактами, их сравнения, анализа и обобщения, доступных учащимся выводов на основе выполнения несложных самостоятельных заданий по пройденным темам с включением нового материала.

Учить детей мыслить вслух с самого первого дня учения- один из принципов обучения. Работать в этом направлении помогает метод С.Н.Лысенковой комментированное управление: учит не один учитель, учит и каждый ученик в классе, когда, мысля вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных.

Опережающий метод обучения (метод С.Н.Лысенковой) меня, как учительницу малокомплектных классов, просто «Спасает».

В век мобильности, сплошной компьютеризации работа с алгоритмами, составление схем, таблиц значительно упрощает изучение нового материала учащимися.

Также в своей работе использую игровые технологии (различные педагогические игры, технология развивающих игр Б. П. Никитина, деловые игры и т.д.).

Развивать познавательные способности помогают игры, так как познавательная деятельность младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме. Во-первых, потому, что дети этого возраста- недавние дошкольники и игра занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объём знаний не способствует серьезной познавательной деятельности, и она требует яркого игрового оформления. Грамотно организованные познавательные игры активизируют процесс познания школьников, создают положительную эмоциональную атмосферу в группе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать игры вновь и вновь, не боясь трудностей и преодолевая препятствия. Кроме того, в играх дети незаметно для себя, без особых усилий овладевают очень важными умениями. Они учатся работать в группе: ставить общие цели и задачи, совместно действовать, распределять роли, координировать общие усилия. Не менее важны и умения работать с книгой: ставить вопросы, искать на них ответы, находить нужную информацию, выделять существенное, ориентироваться в книжном мире.

Игра и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в большой степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулируют познавательную активность всех учащихся, что особенно важно для слабоуспевающих детей. Игра- способ сделать учение, познание делом непринуждённым, увлекательным, интересным. Играя, ребёнок радостно и счастливо проживает значимый момент жизни. Не готовится к жизни, а живёт «здесь и сейчас», в каждый момент своего бытия.





























« Развитие познавательных способностей и активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста»
  • Другое
Описание:

Тема « Развитие познавательных способностей и  активизация творческой мысли детей младшего школьного возраста» в настоящее время актуальна. Развивать познавательные, интеллектуальные способности невозможно, не активизируя творческую мысль учащихся, и наоборот, творческая работа невозможна без интеллектуальных способностей.

Для решения этой проблемы я использую передовые педагогические технологии: игровые технологии Никитина Б.П., Кирюшина В.В., раннего  и эффективного обучения грамоте Зайцева Н.А., проблемного обучения Дж. Дьюи, интенсификации обучения на основе схем и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова, комментированное управление С.Н.Лысенковой, коллективного способа обучения А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко, система развивающего обучения Л.В.Занкова, гуманно-личностной технологии Ш.Амоношвили.

Развивать познавательные, интеллектуальные способности нужно на всех уроках. Система развивающего обучения предполагает проведение интегрированных уроков для активизации творческой деятельности учащихся. Важен не только результат творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового, к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Содержанием урока, цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая деятельность учащихся.

 

Автор Боровская Надежда Карловна
Дата добавления 24.03.2015
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 403
Номер материала 58550
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓