Тема «
Развитие познавательных способностей и активизация творческой мысли детей
младшего школьного возраста»
Автор
Баймулдина Гульжан Наримановна.
Республика
Казахстан
Акмолинская
область
Енбекшильдерский
район
с. Яблоновка
Яблоновская
ОШ.
Тема
« Развитие познавательных способностей и активизация творческой мысли детей
младшего школьного возраста» в настоящее время актуальна. Развивать
познавательные, интеллектуальные способности невозможно, не активизируя
творческую мысль учащихся, и наоборот, творческая работа невозможна без
интеллектуальных способностей.
Для
решения этой проблемы я использую передовые педагогические технологии: игровые
технологии Никитина Б.П., Кирюшина В.В., раннего и эффективного обучения
грамоте Зайцева Н.А., проблемного обучения Дж. Дьюи, интенсификации обучения на
основе схем и знаковых моделей учебного материала В.Ф.Шаталова,
комментированное управление С.Н.Лысенковой, коллективного способа обучения
А.Г.Ривина и В.К.Дьяченко, система развивающего обучения Л.В.Занкова,
гуманно-личностной технологии Ш.Амоношвили.
Развивать
познавательные, интеллектуальные способности нужно на всех уроках. Система
развивающего обучения предполагает проведение интегрированных уроков для
активизации творческой деятельности учащихся. Важен не только результат
творческого поиска, а важен не меньше, а иногда и больше сам процесс. Именно он
приобщает ребёнка и взрослого к радости творчества, к законам открытия нового,
к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности. Содержанием урока,
цель которого – образование и развитие, является самостоятельная и творческая
деятельность учащихся.
Один
из путей повышения эффективности учебного процесса в малокомплектной школе –
это проведение однопредметных и однотемных уроков. Основой однотемных уроков в
первую очередь является постоянно сопутствующее повторение, поэтому однотемные
уроки лучше проводить в 1-й и 4 –й четверти учебного года, когда учебный
материал позволяет проводить больше уроков- закрепления, обобщения,
систематизации знаний.
Исходя
из данного подхода, применяю в своей работе разнообразные и разноуровневые
формы обучения, создаю все необходимые условия для реализации обучения детей с
разными способностями, с разной степенью усвоения материала.
Технология
уровневой дифференциации Ж.Караева, Ж. Кобдиковой позволяет раскрыть
возможности каждого учащегося в классе.
К
заданиям 1-го уровня ставятся следующие требования:
–задания должны быть на припоминание и актуализацию уже имеющихся усвоенных
знаний без их видоизменения (то есть копирование). Необходимо знание
формулировки правил, определений, законов и т.д. Это задания, выполняя которые
учащиеся самостоятельно приобретают основные опорные знания, которые должны
получить в результате изучения данной темы.
–тренировочные задания - воспроизведение изученного в процессе применения на
практике, то есть применение усвоенных правил, определений и законов. При
конструировании таких заданий необходимо придать особое значение их
познавательным и занимательным моментам. В математике это задачи, решаемые
аналогичным путем, не требующие преобразований, расчета по заданной формуле,
пересказа определений, теорем и т.д.
–типичные для новой темы задачи, связанные с жизнью.
К заданиям 2-го уровня относятся:
–задания
в измененной ситуации на систематизацию и упорядочение ранее изученного
материала, то есть решение аналогичных задач, требующих преобразования
полученных знаний. В математике к такой деятельности приводит решение обратных
текстовых задач.
–проверочные
задания, выполняющие функцию обратной связи.
–задачи на внимание, составленные с учетом национальных особенностей и имеющие
зачастую познавательное и поучающее значение.
Это:
математические кроссворды, ребусы, логические задачи.
К заданиям
3-го уровня относятся:
–задания познавательно-поискового (эвристического) типа, в процессе выполнения
которых учащиеся приобретают новые знания. Они связаны с выполнением заданий,
которые совершенствуют и углубляют ранее усвоенные знания. Такая работа требует
применения приемов мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения,
выделение главного, обобщения. При решении таких задач учащиеся сталкиваются с
новыми задачами, возникает проблемная ситуация, требующая поисков путей
овладения новыми методами и приемами решения учебных проблем.
–самостоятельное составление и решение примеров, задач, графиков, диаграмм на
основе собранного материала из жизни, измерительные работы на местности,
изготовление наглядных пособий. Задачи на осмысление - выработка рефлексии.
–решение задач, разными способами и путями.
Задания 4-го уровня
составляются
таким образом, чтобы учащиеся опираясь на богатство понятий и связей, а также
способов действий, накопленных в учении и жизненном опыте, силой воображения и
активного мышления создавали нечто новое, оригинальное, в той или иной мере
выражающее их индивидуальные склонности (без опоры на учебник, без помощи
учителя доказательство теорем, вывод закономерностей и т.п.)
Работа
над развитием познавательных способностей учащихся ведется на уроках постоянно
и в системе, постепенно усложняясь.
Например,
по предмету литературное чтение, после того, как дети прочитали несколько
стихотворений известных поэтов и поработали над изобразительными средствами, в
частности, над эпитетами, им дается текст с пропущенными определениями, и надо
придумать и вставить эпитеты, именно эпитеты, а не просто любые определения.
Или дописать рассказ, который прочитан без окончания.
Затем
степень самостоятельности ученика-читателя увеличивается. Дети уже сами могут
написать сказку, рассказ и даже придумать свой миф для объяснения явления
природы, обосновать которое научно они еще не могут. Эта работа — тоже «по
образцу», поскольку сказка сочиняется после работы на уроке над волшебной
сказкой, где ученики сначала выделяли постоянные элементы ее сюжета, а затем
придумывали свои сюжеты. А затем — собственно творчество учащихся, когда они
сочиняют стихи и рассказы, создают самые настоящие творческие проекты, а также
написать «конспект» любого урока.
Главная функция учебника – собеседника это руководство всеми видами
познавательной деятельности учащихся, развитие наблюдательности, мышления и
практических действий, что отвечает главной цели развивающего обучения -
направленности на общее развитие школьников и индивидуальных способностей
личности. При этом значительная роль отведена элементам проблемного метода
изложения знаний, проблемным заданиям. Знания не даются в готовом виде - мысль
ученика направлена на поиск, «добывание» знаний путем систематических
наблюдений и осмысления над математическими фактами, их сравнения, анализа и
обобщения, доступных учащимся выводов на основе выполнения несложных
самостоятельных заданий по пройденным темам с включением нового материала.
Учить
детей мыслить вслух с самого первого дня учения- один из принципов обучения.
Работать в этом направлении помогает метод С.Н.Лысенковой комментированное
управление: учит не один учитель, учит и каждый ученик в классе, когда, мысля
вслух, объясняя свои действия, «ведёт» за собой остальных.
Опережающий
метод обучения (метод С.Н.Лысенковой) меня, как учительницу малокомплектных
классов, просто «Спасает».
В
век мобильности, сплошной компьютеризации работа с алгоритмами, составление
схем, таблиц значительно упрощает изучение нового материала учащимися.
Также
в своей работе использую игровые технологии (различные педагогические игры,
технология развивающих игр Б. П. Никитина, деловые игры и т.д.).
Развивать
познавательные способности помогают игры, так как познавательная деятельность
младших школьников проходит преимущественно в игровой, занимательной форме.
Во-первых, потому, что дети этого возраста- недавние дошкольники и игра
занимает существенное место в их жизни. А во-вторых, небольшой объём знаний не
способствует серьезной познавательной деятельности, и она требует яркого
игрового оформления. Грамотно организованные познавательные игры активизируют
процесс познания школьников, создают положительную эмоциональную атмосферу в
группе, вызывают чувство удовлетворения и желание продолжать игры вновь и
вновь, не боясь трудностей и преодолевая препятствия. Кроме того, в играх дети
незаметно для себя, без особых усилий овладевают очень важными умениями. Они
учатся работать в группе: ставить общие цели и задачи, совместно действовать,
распределять роли, координировать общие усилия. Не менее важны и умения
работать с книгой: ставить вопросы, искать на них ответы, находить нужную
информацию, выделять существенное, ориентироваться в книжном мире.
Игра
и игровое общение по сравнению с традиционными формами учебного общения в
большой степени способствуют возникновению и проявлению активности, стимулируют
познавательную активность всех учащихся, что особенно важно для слабоуспевающих
детей. Игра- способ сделать учение, познание делом непринуждённым,
увлекательным, интересным. Играя, ребёнок радостно и счастливо проживает
значимый момент жизни. Не готовится к жизни, а живёт «здесь и сейчас», в каждый
момент своего бытия.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.