Главная / Химия / « Познакомьтесь – это химия:» Урок для 5-7 класов, проводится вместе с учащимися 8-11 класов)

« Познакомьтесь – это химия:» Урок для 5-7 класов, проводится вместе с учащимися 8-11 класов)









Гимназия Новокаховского горсовета

Урок

« Познакомьтесь – это химия:»

Урок для 5-7 класов, проводится вместе с учащимися 8-11 класов)



Учитель химии

Гайдучик Н.А.

hello_html_md048569.png


Цель: заинтересовать учащихся начальной школы наукой химией, вызвать стремление познавать и объяснять «удивительные» явления.

Метод проведения: рассказ, беседа на основе демонстрационных и лабораторных опытов.

Оснащение и оборудование урока.

1. На доске запись: «Вступление в науку химию. Химия - наука о веществах и их превращениях».

2. Химический стакан с водой, стеклянная палочка и трубочка, предметное стекло, сливной стакан, спиртовка, спички, фильтровальная бумага, воронка, платочек, держалка, щипцы. Штатив с пробирками, стеклянная трубочка, индикаторная бумага, тонкая полоска хлопчатобумажной ткани, смоченная раствором чая, питьевая сода, колба с водой, растворы уксусной кислоты, соляной кислоты, силиката натрия.

Ход урока:

Учитель:

- Ребята! В восьмом классе вы начнете изучать новый для вас предмет - химию. Наверняка, вы и раньше слышали: «химический», «химия», «химик». Очень часто мы, говоря «химическое вещество», подразумеваем что-то нехорошее, полученное искусственно, вредное для здоровья человека.

Оказывается, это не совсем так. Вес, что нас окружает, состоит из химических веществ. Мы сами образованы этими веществами, мы ими дышим, их пьем, их едим.

- Как вы думаете, химические вещества могут превращаться друг в друга?

Конечно, да! Что мы вдыхаем? А выдыхаем? Значит, в нашем организме кислород превращается в углекислый газ! Это не какое-нибудь, а химическое превращение!

- Это превращение вредно или полезно для нас?

Представьте себе, что произойдет, если мы перестанем дышать. Оказывается, химические превращения могут быть полезными и даже необходимыми! Так стоит ли нам бояться химических явлений или химических веществ? Конечно, нет!

Итак ребята, химия - наука, умеющая творить чудеса. В этом определении химии, которое по случайности не вошло в учебники, нужно твердо усвоить, что химия - это наука. И как всякая наука, она требует к себе самого серьезного, самого ответственного отношения.

Химия - это наука о веществах и превращениях настолько необыкновенных, что для непосвященных они кажутся чудом.


Ведущий 1 . Конечно же, вам хочется увидеть чудеса? Это возможно. Любители химии вам их покажут.

Мы часто используем химические превращения, не задумываясь об этом. Давайте сейчас с вами «похимичим». Я проведу химический опыт, назову вещества, которые участвуют в химических превращениях, а вы попробуете угадать, где это химическое явление человек использует.

Возьмем пищевую соду, растворим ее в воде и добавим несколько капель уксусной кислоты. Что мы наблюдаем?

Содержание опыта.

В пробирку насыпают соду, добавляют воды до получения прозрачного раствора. Затем приливают осторожно по каплям раствор уксусной кислоты, предварительно дав понюхать сидящим за первыми партами (осторожно, соблюдая правила безопасности), чтобы ребята сами определили, что это за вещество.


Сейчас, наверное, нам в первую очередь ответят девочки. Кто из вас помогает маме печь блины, оладьи, печенье? Оказывается, это химическое превращение помогает тесту подниматься за счет выделяющегося газа, и оно получается мягкое и пышное. Так что и в этом случае химическая реакция не приносит никакого вреда, а наоборот, помогает нам.

- А теперь давайте представим, что мы уже испекли, например, печенье. Собираемся его съесть. Как вы думаете, с этим печеньем будут происходить какие-то изменения?


Ведущий 2.

Возьмем вместо печенья кусочек индикаторной бумаги. Эта бумага имеет замечательное свойство: она меняет цвет в зависимости от того, с каким веществом соприкасается. Например, при соприкосновении со щелочами она становится синей, а с кислотами - красной. Итак, сначала наше «печенье» попадает в рот. Кто из вас покушал во время перемены? Какого цвета стала индикаторная бумага после соприкосновения со слюной? Значит, слюна имеет щелочную реакцию среды. Затем по пищеводу пища попадает куда? Правильно. В желудок. В этой пробирке у меня раствор вещества, которое содержится в желудочном соке. Давайте поместим в неё индикаторную бумагу. Бумага окрасилась в красный цвет. Кто запомнил, при взаимодействии с какими веществами бумага становится красной? Правильно, с кислотами. Значит, в желудочном соке содержится кислота. Она называется соляной.


Содержание опыта.

Сначала индикаторная бумага смачивается слюной, а кием помещается в пробирку с раствором соляной кислоты.




Ведущий 3.

А теперь проверим, какое вещество входит в состав хлеба и картофеля. В этой пробирке у меня клейстер, приготовленный из крахмала. Я добавлю в него капельку обыкновенного йода. Что мы видим? Верно, клейстер приобрел темно-фиолетовую окраску. Всегда, когда «встречаются» йод и крахмал, мы будем видеть такой цвет. Теперь возьмем кусочек хлеба и разрезанный картофель, капнем йодом. О чем нам сигнализирует появление фиолетовой окраски? Изменение окраски - это последствия произошедшей между крахмалом и йодом химической реакции. С этой химической реакцией вы могли сталкиваться на уроках биологии, когда изучали процесс фотосинтеза в листьях на свету. В результате этого биологического процесса образуется крахмал. Так что, как видите, химическая наука помогает и в изучении биологических процессов.

Дома вы сами можете проверить, какие продукты содержат крахмал, а какие - нет, выступив в роли исследователей.


Содержание опыта.

В пробирку с крахмальным клейстером добавляют по каплям спиртовой раствор йода, а затем капают йодом на кусочек хлеба и срез картофеля.

Тонкую полоску белой хлопчатобумажной ткани, смоченную наполовину в слабом растворе чая, опускают в пробирку с раствором перекиси водорода.


Ведущий 4.

Теперь представим себе, что во время приема пищи мы с вами испачкали одежду, например чаем. Что мы будем делать? Правильно, застираем. В рекламе по телевизору очень часто упоминаются вещества-отбеливатели. Одним из компонентов некоторых отбеливателей являются пероксиды. А в медицине как обеззараживающее средство

используют перекись водорода. Теперь возьмем кусочек ткани, испачканный в чае, и опустим в пробирку с пероксидом водорода. Как видите, ткань побелела. Произошла химическая реакция, которая помогла нам «вернуть вещи ее первоначальную чистоту и белизну» (как говорят в рекламных роликах). Такая же реакция лежит в основе процесса отбеливания волос. Во всех осветлителях основным отбеливающим веществом является гидропирит - пероксид водорода. Таким образом, химические процессы, реакции помогают женщинам становиться более, с их точки зрения, привлекательными.


Ведущий 5.

А теперь давайте представим себе, как засыхает клей. Мы наносим на бумагу прозрачный раствор, который со временем затвердевает. Причем таким затвердевшим клеем можно даже порезаться - его края острые, как стекло. Почему же застывает клей? Оказывается, он не просто высыхает на воздухе, как, например, разлитая вода, а взаимодействует с углекислым газом, входящим в состав воздуха. А откуда в воздухе берется углекислый газ? Правильно, его выдыхаем мы, а также другие живые организмы.


Содержание опыта.

Демонстрируется бутылочка канцелярского клея с застывшими по краям потеками, а затем отсоединяются кусочки высохшего клея и демонстрируются ученикам.


Теперь давайте попробуем воспроизвести процесс высыхания канцелярского клея. В пробирке находится его раствор. Как видите, он прозрачный и подвижный. Теперь я попрошу кого-нибудь из вас выдыхать в этот раствор по трубочке воздух.

Что происходит? Обратите внимание, что раствор вначале мутнеет, а затем в нем образуется осадок, похожий на студень или желе. Это и есть новое вещество - кремниевая кислота, которая образуется при засыхании канцелярского клея на воздухе. Она-то и склеивает бумагу. Итак, мы с вами посмотрели лишь несколько химических реакций из миллиона миллионов, протекающих вокруг нас. Очень большое количество химических процессов человек научился использовать для своего блага. Открыть секреты химических веществ и химических явлений вы сможете, изучая химию. Так что -


Содержание опыта.

В пробирку наливают 0,5 мл раствора силиката натрия и по стеклянной трубочке продувают выдыхаемый воздух.


Ведущий 6.

От удивления вы немного, конечно, вспотели. Вам нужен платочек? Мы можем вам дать волшебный несгораемый платок. (Демонстрация о п ы т а.) Не верите, смотрите: поджигаем; горит, но не сгорает. Разве не волшебство?!



Ведущий 7.

Наверное, кто-то из вас любит молоко? Мы, химики, можем его получить из простой воды. (Демонстрация опыта. Взаимодействие хлорида бария с сульфатом натнрия.)


Ведущий 8.

А в заключение наших чудес получим немного воды с сиропом и с сюрпризом. (Демонстрация опыта действие фенолфталеина на щелочи)

Возьмем воду, капнем в неё каплю бесцветного вещества (фенолфталеин) и прильём немного бесцветной жидкости. Вот сироп и готов.

Вот какие чудеса может творить химия! Но чудеса - это для непосвященных людей. А в химии эти чудеса как называются? Конечно, химические превращения, или химические реакции. Кто же скажет, о чем наука химия?

(О веществах и их превращениях.)

Правильно, молодцы!


Ведущий 9. Вам, конечно, очень хочется самим «похимичить». Да? Попробуем сотворить чудеса с хорошо вам знакомой поваренной солью. Это вещество очень нужно для людей и животных. А знаете ли, ребята, что у древних народов нередко бывали войны из-за соли, а некоторые народы Африки за соль платили золотом. У римлян ни одно жертвоприношение не обходилось без соли. А римские легионеры времен Цезаря часть жалованья получали солью.

В Китае, в XIII в., как говорят путешественники, из соли изготовлялись монеты. И даже в 1927 г. в Эфиопии, по свидетельству академика Николая Ивановича Вавилова, соль заменяла крупные деньги, а красный перец - мелкие. У всех народов соль - символ гостеприимства, верности и радушия. Хлебом-солью встречают самых дорогих гостей. А вот просыпать соль означало, по древним поверьям, навлечь на себя гнев богов.

Каждый человек в год употребляет 3-3,5 кг соли. Подсчитали, что все жители нашей планеты в год расходуют около 17 млн тонн соли, которую можно разместить в поезде длиной примерно 5000 км.

Соль человек добывает со дна испарившихся соляных озер. Такими озерами на территории нашей страны является озеро Сиваш. Оно обладает большими запасами соли. Но это не значит, что ее не надо беречь и экономить.


Ведущий 10. Случилась беда. Соль смешалась с песком и глиной, а другой нет. Что же делать?..

В очистке нам поможет химическое оборудование, оно у вас на столе. Это химический стакан, палочка для размешивания, фильтровальная бумага, воронка, держалка, стеклышко для выпаривания, спиртовка, сливной стакан.

Проверим, как вы запомнили название оборудования. Я буду называть различные предметы, а вы их должны поднять... Молодцы!


Ведущий 11. Выполнение лабораторного опыта.

Возьмите химический стакан, высыпьте в него загрязненную соль. Стеклянной палочкой с резиновым кончиком помешайте полученную смесь, пока соль не растворится. Когда соль растворится, перестаньте мешать, положите палочку на стол, на свое место. Так, все растворили?

Возьмите в руки фильтр, отсоедините один лист, вставьте в центр фильтра палец, смочите фильтр, вставьте в воронку и поставьте в пробирку (стакан). Поставив стеклянную палочку в угол воронки, налейте отстоявшуюся жидкость на фильтр.

Смотрите, не перелейте через край!

Обратите внимание: через фильтр проходит вода и становится очень прозрачной, на фильтре остаются частички песка и глины. Где соль? Конечно, соль в воде. Как же выделить ее из воды? Воду надо выпарить.

Для этого возьмите спиртовку, поставьте ее на середину стола, снимите колпачок, поправьте пластину, фитиль расправьте в виде султанчика и зажгите. А теперь возьмите держалку, укрепите в ней стеклышко, нанесите на него полученный фильтрат и прогрейте все стеклышко. Только не касайтесь фитиля: он холодный, поэтому стеклышко может лопнуть. Что вы наблюдаете? Пар. Это испаряется вода. А на стеклышке что? Белая, чистая соль самого высшего качества.

Вот вы и сами научились делать чудеса. Какие?

(Из грязной соли получать чистую).

А как вы это делали?

(Растворяли, фильтровали, выпаривали.)

А пригодится ли вам это в жизни?

(Да. Если у нас будет грязная соль, мы сумеем ее очистить.)

Учитель.

Урок наш окончен. До новых встреч на уроках удивительной и умной науки химии.


« Познакомьтесь – это химия:» Урок для 5-7 класов, проводится вместе с учащимися 8-11 класов)
  • Химия
Описание:

Этот урок проводится для учеников 5-6 классов, которые ещё не изучают химию, но их нужно подготовить к изучению этого предмета, заинтересовать. Учителю помогают старшеклассники, которые проводят конкурсы, химические эксперименты, закомят с правилами по технике безопасности при работе в химкабинете.

Проводимые опыты интересные и доступные, многие ученики потом могут провести их в домашних условиях, реактивы практически все безопасны и могут быть найдены на домашней кухне.

Можно проводить такой урок и для учеников младшей школы на уроках природоведения, привлекая учеников старших классов, осуществляя связь между младшей и старшей школой

Автор Гайдучик Неля Андреевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Химия
Подраздел
Просмотров 440
Номер материала 33459
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓