Главная / Классному руководителю / " Каждый ребенок имеет право". Тематический час.

" Каждый ребенок имеет право". Тематический час.

Тематический час.

«Каждый ребенок имеет право».

« У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать».

И.В. Гете

Цели: ознакомить обучающихся с правами несовершеннолетних, способствовать формированию правовой культуры, общечеловеческих ценностей, уважения к правам и свободам личности;

Оборудование: адаптированный текст Конвенции прав ребенка с таблицей, мультимедийная презентация «Права детей».

Ход мероприятия.

  1. Просмотр видеоролика « Я ребенок – я имею право».

  2. Вводная беседа.

Еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отвоёвывал силой. Слабый не имел ни каких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и жизнь. Не так уж и быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Как только появилось государство, у слабых, обманутых появился могущественный заступник.

О правах человека начали задумываться еще в Древней Греции, где ещё в VII веке до нашей эры первые демократические преобразования провел легендарный Солон. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, массовые миграции населения, связанные с войнами, вымирание целых наций , техногенные и экологические катастрофы. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Какие могут быть права у человека, живущего в обществе, сотрясаемом войнами и катастрофами? С особой тревогой мировая общественность заговорила о безопасности после Второй мировой Войны, унесшей миллионы человеческих жизней. Нужно было придумать что – то такое, что было бы посильнее одного государства. Нужен такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Организа́ция Объединённых На́цийОО́Н — международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.

Основы её деятельности и структура разрабатывались в годы Второй мировой войны ведущими участниками антигитлеровской коалиции. Название «Объединённые Нации» было впервые использовано в Декларации Объединённых Наций, подписанной 1 января 1942 года.

Устав ООН был утверждён на Сан-Францисской конференции, проходившей с апреля по июнь 1945 года, и подписан26 июня 1945 года представителями 50 государств. 15 октября 1945 года Польша также подписала Устав, вступив, таким образом, в число первоначальных членов Организации. Дата вступления Устава в силу (24 октября) отмечается как День Организации Объединённых Наций.

ООН заботится и о правах детей. Иногда следует принимать в отношении соблюдения прав ребенка чрезвычайные меры. Для этого создан Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), созданный 11 декабря 1946 г. Главной заботой ЮНИСЕФ стали миллионы детей развивающихся стран, страдающие от недоедания и болезней. В 1965 году ЮНИСЕФ была присуждена Нобелевская премия мира.

Главная задача ЮНИСЕФ – помощь правительствам развивающихся стран в улучшении жизни детей независимо от расовой принадлежности и вероисповедания.

Далее ООН признала необходимым разработать специальный документ по правам ребенка. Сложная работа продолжалась 30 лет и 20 ноября 1989г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. По всей территории СССР Конвенция вступила в силу 15 сентября 1990года.

  1. Ознакомление со статьями Конвенции о правах ребенка.

Статья 1 Определение ребенка. Человек до 18 лет считается ребёнком и обладает всеми правами, заключёнными в данной Конвенции.



Статья 2 Недопущение и предотвращение дискриминации. Каждый ребёнок, независимо от расы, цвета кожи, пола, религии и социального происхождения обладает правами, предусмотренными данной Конвенцией и не должен подвергаться дискриминации.



Статья 3 Соблюдение интересов ребёнка. При принятии решений государство должно обеспечивать интересы ребёнка и предоставлять ему защиту и заботу.



Статья 4 Реализация прав. Государство должно осуществлять все права ребёнка, признанные данной Конвенцией.



Статья 5 Воспитание в семье и развитие способностей ребёнка. Государство должно учитывать права, обязанности и ответственность родителей при воспитании ребёнка.



Статья 6 Право на жизнь и развитие. Каждый ребёнок имеет право на жизнь и государство обязано обеспечивать его здоровое психическое, эмоциональное, умственное, социальное и культурное развитие.



Статья 7 Имя и гражданство. Каждый ребёнок имеет право на имя и гражданство при рождении, а также право знать своих родителей и рассчитывать на них.



Статья 8 Сохранение индивидуальности. Государство должно уважать право ребёнка на сохранение индивидуальности и должно помогать ребёнку в случае их лишения.



Статья 9 Разлучение с родителями. Ребёнок не должен разлучаться со своими родителями, кроме тех случаев, когда это делается в его ин­тересах. В случаях государственного решения о разлучении с одним или обоими родителями, государство должно предоставить всю необходимую ин­формацию о местонахождении его родителей (кроме тех случаев, когда это может нанести вред ребёнку).



Статья 10 Воссоединение семьи. Если ребёнок и родители живут в разных странах, то все они должны иметь возможность пересекать границы этих стран, чтобы поддерживать личные отношения.



Статья 11 Незаконное перемещение. Государство должно предотвращать незаконный вывоз детей из страны.



Статья 12 Взгляды ребёнка. Ребёнок, в соответствии со своим возрастом имеет право свободно выражать свои взгляды по всем затрагивающим его вопросам.



Статья 13 Свобода мнения. Ребёнок имеет право свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию, если только это не вредит другим людям, не нарушает государственную безопасность и общественный порядок.



Статья 14 Свобода мысли, совести и религии. Государство должно уважать право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.



Статья 15 Свобода Ассоциаций. Дети имеют право встречаться и объединяться в группы, если только это не вредит другим людям и не нарушает общественную безопасность и порядок.



Статья 16 Защита права на личную жизнь. Каждый ребёнок имеет право на личную жизнь. Никто не имеет права вредить его репутации, а также входить в его дом и читать его письма без разрешения.



Статья 17 Доступ к необходимой информации. Каждый ребёнок имеет право на доступ к информации. Государство должно поощрять средства массовой информации к распространению материалов, которые способствуют духовному и культурному развитию детей, и запрещать до­ступ к информации, наносящей вред ребёнку.



Статья 18 Ответственность родителей. Родители несут равную ответственность за воспитание и развитие ребёнка. Государство должно оказывать родителям надлежащую помощь в воспитании и развитии детей и обеспечивать развитие сети детских учреж­дений.



Статья 19 Защита от злоупотреблений. Государство должно защищать ребёнка от всех видов насилия, отсутствия заботы и от плохого об­ращения со стороны родителей или других лиц, в том числе помогать ребенку, подвергшемуся жестокому обращению со стороны взрослых.



Статья 20 Защита ребёнка, лишённого семьи. Если ребенок лишается своей семьи, то он вправе рассчитывать на особую защиту со стороны государства. Государство может передать ребёнка на воспитание тем людям, которые уважают его родной язык, религию и культуру.



Статья 21 Усыновление. Государство должно следить за тем, чтобы при усыновлении ребёнка неукоснительно соблюдались его интересы и гарантии его законных прав.



Статья 22 Дети-беженцы. Государство должно обеспечивать особую защиту детям - беженцам, в том числе оказывать им помощь в получении информации, гуманитарную помощь и содействовать воссоединению с семьей.



Статья 23 Дети-инвалиды. Каждый ребёнок, неполноценный в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь.



Статья 24 Здравоохранение. Каждый ребёнок имеет право на охрану своего здоровья: на получение медицинской помощи, чистой питьевой воды и полноценного питания.



Статья 25 Оценка при попечении. Государство должно регулярно проверять условия жизни ребёнка, находящегося на попечении.



Статья 26 Социальное обеспечение. Каждый ребёнок имеет право пользоваться социальными благами, в том числе социальным стра­хованием.



Статья 27 Уровень жизни. Каждый ребёнок имеет право на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного и нравственного развития. Государство должно помогать тем родителям, которые не мо­гут обеспечить своим детям необходимые условия жизни.



Статья 28 Образование. Каждый ребёнок имеет право на образование. В школах должны соблюдаться права ребенка и проявлять уважение к его человеческому достоинству. Государство должно следить за регулярным посещением детьми школ.



Статья 29 Цель образования. Образовательные учреждения должны развивать личность ребёнка, его таланты, умственные и фи­зические способности, воспитывать его в духе уважения к своим родителям, понимания, мира, терпимости, культурных традиций.



Статья 30 Дети, принадлежащие к меньшинствам и коренному населению. Если ребёнок принадлежит к этническому, религиозному или языковому меньшинству, он имеет право говорить на родном языке и соблюдать родные обычаи, исповедовать религию.



Статья 31 Отдых и досуг. Каждый ребёнок имеет право на отдых и игры, а также на участие в культурной и творческой жизни.



Статья 32 Детский труд. Государство должно защищать ребёнка от опасной, вредной и непосильной работы. Работа не должна мешать образованию и духовно-физическому развитию ребенка.



Статья 33 Незаконное употребление наркотических средств. Государство должно сделать всё возможное, что­бы уберечь детей от незаконного употребления наркотиков и психотропных веществ, не допустить участия детей в производстве и торговле наркотиками.



Статья 34 Сексуальная эксплуатация. Государство должно защищать детей от любых форм сексуального насилия.



Статья 35 Торговля, контрабанда и похищение. Государство должно всеми силами бороться против похищения, контрабанды и продажи детей.



Статья 36 Иные формы эксплуатации. Государство должно защищать ребенка от любых действий, которые могут нанести ему вред.



Статья 37 Пытки и лишение свободы. Государство обеспечивает, чтобы ни один ребенок не подвергался пыткам, жестокому обра­щению, незаконному аресту и лишению свобо­ды. Каждый лишенный свободы ребенок имеет право поддерживать контакты со своей семьей, получать правовую помощь и искать защиту в суде.



Статья 38 Вооруженные конфликты. Государство не должно позволять детям до 15 лет вступать в армию или напрямую участвовать в военных действиях. Дети в зонах военных конфликтов должны получать особую защиту.



Статья 39 Восстановительный уход. Если ребёнок оказался жертвой жестокого обращения, конфликта, пыток или эксплуатации, то государство должно сделать все возможное, чтобы восстановить его здоровье и вернуть ему чувство собственного достоинства.



Статья 40 Отправление правосудия в отношении несовершеннолетних. Каждый ребёнок, обвиняемый в нарушении закона, имеет право на основные гарантии, правовую и другую помощь.



Статья 41 Применение наивысших норм. Если законодательство отдельной страны защищает права ребёнка лучше, чем данная Конвен­ция, то следует применять законы этой страны.



Статья 42 Соблюдение и вступление в силу.



Государство должно распространять информацию о Конвенции среди взрослых и детей.



Статьи 43-54 включает нормы того, что взрослые и государство должны сообща обеспечивать все права детей.

  1. Литературно – правовая викторина.

Вопросы викторины:

  1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наше время? (статья 31)

  2. Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные права? Какая статья Конвенции это подтверждает? (статья 15)

  3. Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

  4. Баба – Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Нарушены ли здесь права детей? (статья 16)

5.Дискуссия.

« Я имею на это право», «Почему вы нарушаете мои права» - эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуациях, когда человек явно не прав. Очень часто заявление о своих правах служит оправданием пассивности, лени, иждивенчества, стремления что либо получить, ни чего не отдавая взамен. Давайте разыграем ситуации, когда ребенок заявляет о своих правах не к месту. Ваша задача – составить грамотный ответ взрослого на капризы ребенка, или подискуссировать на заданную тему.

Примерные ситуации для дискуссии: Учащийся разбивает окно в школе.

Ребенок не хочет убирать в доме, объясняя, что у него важная контрольная и родители не имеют права препятствовать получению образования ребенком.

Обучающийся отказывается ходить на физику, так как собирается стать поваром и физика ему не очень то нужна.

Подросток привел домой друзей и они не уходят в 23.00.

  1. Итог.

Очень часто мы помним о своих правах и забываем о правах своих близких, друзей, тех кто рядом с нами. Надеюсь сегодняшнее наше занятие еще раз заставить вас задуматься о законах, о терпимых отношениях и понимании. Все эти знания помогут вам в жизни.

До новых встречь.







" Каждый ребенок имеет право". Тематический час.
  • Классному руководителю
Описание:

   Данную разработку я подготовила для обучающихся старших классов коррекционной школы в рамках правового воспитания. Разработка для проведения классного часа или внеклассного мероприятия. Целью данного мероприятия является воспитание правовой культуры, расширение знаний закона по правам детей, воспитание общечеловеческих ценностей, уважения к правам и свободам личности.

 В коррекционных школах очень много детей с девиантным поведением и тема правового воспитания чрезмерно важна.  В данном мероприятии используется адаптированный материал для детей восьмого вида. Присутствует смена и чередование видов деятельности, так же расширение изучения новых знаний за счет исторических справок. К подомному мероприятию так же подготовлена мультимедийная презентация. 

  Надеюсь моя разработка будет хорошей опорой для проведения подобных мероприятий или классных часов с обучающимися.

 

 

Автор Доннэ Алла Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Классному руководителю
Подраздел Конспекты
Просмотров 636
Номер материала 3135
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓