Главная / Начальные классы / « Формирование навыка динамического чтения в начальной школе»

« Формирование навыка динамического чтения в начальной школе»

Кичигина Елена Валерьевна

ГУ СОШ № 39

Г. Павлодара


Данная статья предназначена для учителей начальной школы. В статье описаны эффективные приёмы по обучению динамическому чтению, которые способствуют повышению техники чтения, формируют интерес к чтению и позволяют сделать уроки разнообразными и не похожими друг на друга.

«Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира». В.А.Сухомлинский



Тема: « Формирование навыка динамического чтения в начальной школе»


Динамичное чтение – это скорочтение. Скорочтение на данный момент очень актуально, потому что, владея им можно за короткое время получить нужный объём информации из литературных источников и затратив меньшее времени и усилий.

Всем известно, что дети обучаются намного быстрее взрослых людей, поэтому если ребёнок в детском возрасте научиться скорочтению, то это обязательно приведёт к положительному результату в обучении.

История динамического чтения началась в первой половине 20 века, но тогда подобные методики не были известны и популярны, всё начало меняться после 1945 года. Самые первые курсы скорочтения появились в Гарварде, а затем распространились и в других университетах США и Великобритании. Также известно, что Франклин Рузвельт читал со скорость 1000 сл/мин. Для того, что бы достичь этого он занимался скорочтением. Он практиковался ежедневно и достиг того, что мог читать 2 строки одновременно, а после дословно их пересказывать.

Скорочтение можно определить как навык, необходимый для желающих повысить свой интеллектуальный потенциал и расширить возможности памяти. Он способствует формированию навыков эффективного взаимодействия с потоком информации любого объёма.

Конечно же, чтобы обеспечить успешное обучение учащихся в среднем и старшем звене, мы учителя начальных классов должны работать над скоростью чтения, доводить ее по возможности до динамического чтения.

Динамическое чтение – это чтение не по буквам, слогам, словам, а чтение групп слов, предложений, блоков. (Динамическое чтение - это чтение глазами. ) Ученик читает, минуя речедвигательный и слуховой аппарат, слова воспринимаются как картинки, он читает текст в целом, воспринимает всю информацию.

А сейчас я предлагаю вам почувствовать себе не только в роли экспертов нашего занятия, но побыть в роли учеников экспериментального класса. В группе вам надо расписать ключевое слово нашего занятия – это ДИНАМИЧЕСКОЕ. Расшифруйте каждую букву этого слова. Синонимом динамического чтения - скорочтение.

Мой вариант.

Д - динамично

И - информативно

Н – научить детей

А – активно

М – мыслить

И – и

Ч – чтение

Е – ежедневно

С – сможет способствовать

К – качественному

О – обучению

Е – естественно.


Я расскажу о некоторых методических приемах и средствах обучения динамическому чтению, которые использую для блокирования речемоторного и речеслухового осмысления текста.

Начинать работу над скорочтением нужно с развития зрительной памяти и внимания. Этому способствует так называемое упражнение «фотографирование».

« фотографирование» различного рода картинок, карточек, предметов. Учащиеся должны запомнить всё, что изображено на картинке - « сфотографировать». Одну секунду можно отмерить, произнося число двадцать один про себя. Например, я показываю иллюстрацию к сказке. Дети должны за одну секунду запомнить всё, что на ней изображено и, сказать, как называется сказка. Перед демонстрацией предупреждаю учащиеся, что они должны смотреть очень внимательно. Затем после команды « Приготовиться! Внимание!» даю команду « Фотографируем!»

В этом учебном году я работаю в 1 классе и предлагаю учащимся следующие задания.

  1. Найди лишнею букву (фотографируем):

а, о, м, у, и.

2. Найти лишний слог: по, ро, но, лы, ко, со.





3. Найти лишнее слово:


река слон мама

речка лев моль

ручей мак мела

ручка тигр мила



4.Разделили слова на две группы:

корова заяц ленивый

соловей горох смелый

коза ёжик честный

ворона медведь жадный

овца капуста добрый

сорока волк трусливый



5.Найди все повторы слов на строке

Рамочка рюмка Рома рамочка мамочка раночка ракушка рамочка

Картон карта картон картина бутон батон канон картон картон

Штука шутка штучка штука штукатур шутить штука штука

Кабан кабак кабачок кабан кабан каблук банка кабан кабанчик

Дети читают первое слово, фотографируют его зрительно и находят все повторы на строке, не читая их. Работать можно в паре, с разными карточками.



6. Лестница слов.

Составьте лестницу слов на заданную букву. Слова каждой последующей ступеньки начинаются с заданной буквы и увеличиваются на одну букву.

у

ум

уха

узор

улица

Кто первым составит лестницу из 5 ступенек?


7. «Буксир»

Суть упражнения “Буксир” заключается в чтении в паре. Взрослый читает “про себя” и пальцем следит по книге. А ребенок читает вслух, но по пальцу взрослого. Таким образом, он должен поспевать за его чтением. Такое упражнение я рекомендую родителям для занятий дома.


Второй вариант упражнения “Буксир” заключается в одновременном чтении учителя и ребенка вслух. Учитель читает в пределах скорости ребенка, который должен подстроиться под его темп. Затем взрослый замолкает и продолжает читать “про себя”, ребенок следует его примеру. Затем снова идет чтение вслух. И если ребенок правильно “уловил” темп чтения, то “встретится” с ним на одном слове.


8.Чтение за диктором:

Мама ушла. Гриша и Слава дома одни. Они любят играть. У Гриши кубики. У Славы машина и конь. Он дал брату машину. Дружно живут мальчики.

2 – чтение в паре.

3 – пересказ с опорой на текст.

4 – многократное чтение.

1 раз - правильное (ознакомление)

2 раз – без учителя

3 раз – целыми словами

4 раз – наращивая скорость чтения

5 раз – красивое прочтение


9. Упражнения по методике О.И.Крупенчук

При работе с детьми плохо читающими использую уникальную методику О.И.Крупенчук « 77 упражнений для увеличения скорости чтения». В основе методики лежит понятие о так называемых общих словах. Я называю слово и прошу быстро найти его в таблице и прочесть. Произнесённое слово облегчает чтение, а требование его найти побуждает к быстрому узнаванию. Затем прошу прочитать все слова в таблице слева направо, сверху вниз, без определённого порядка.

БЫ

НО

ТА

ЛИ

НИ

ТО

КО

НУ

ТУ

Следующий этап работы связан с предложениями. В предложениях слова из таблицы. Задача ребёнка – найти знакомое слово в предложении, узнать его и прочесть. При этом цель прочитать всё предложение не ставиться.

Мы хотели бы приехать, но дела мешают.

Ни кола ни двора.

То берёзка, то рябина…

Ну, идём, что ли!

Ко мне, Дружок!

Мне нравится та груша: дайте эту и ещё ту, пожалуйста.

Затем предлагается вставить в предложение подходящие по смыслу слова из таблицы. Ребёнок закрепляет достигнутые результаты, читая тексты после упражнений.

  • Иди … мне, Жучка.

Я … взял тебя с собой, … нельзя!

Такие упражнение дают хорошие результаты. Выпускники вычитывают норму, дети грамотно пишут сочинение и изложения.

Каждый, пусть даже самый маленький успех ученика, стараюсь заметить и отметить, чтобы превратить учёбу в удовольствие и создать атмосферу успешности у всех учащихся. Конечно, великим стимулятором активной учебной деятельности (обучения чтению) является система поощрения:

1. Орден «Чтения».

2. Медаль «Лучший читатель».

3. Читательские дневники.

4. Подарок – книга.

5. Грамоты.

6. Инсценирование сказок.

7. Праздники.

8. Выступления на родительских собраниях.


Все данные о технике чтения учащихся передаю учителю литературы в 5-ом классе. Очень важно, чтобы была преемственность в работе учителя начальных классов и учителя литературы в 5-ом классе.

Самая большая моя радость – мои ребята, любящие читать, радующиеся каждой встрече с новой книгой. Самое важное – это успехи, удачи, серьёзные достижения моих учеников.




« Формирование навыка динамического чтения в начальной школе»
  • Начальные классы
Описание:

     

В данной статье представлены примеры программ, способствующие развитию ИКТ компетенций младших школьников, существенно  повышающие качество образования. 

Данная статья предназначена для учителей начальной школы. В статье описаны эффективные приёмы по обучению динамическому чтению, которые способствуют повышению техники чтения, формируют интерес к чтению и позволяют сделать уроки разнообразными и не похожими друг на друга.

«Уметь читать – это означает быть чутким к красоте слова, к его тончайшим оттенкам. Только тот ученик «читает», в сознании которого слово играет, трепещет и переливается всеми красками и мелодиями окружающего мира».  В.А.Сухомлинский  

Автор Трушакова Елена Валерьевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Другое
Просмотров 1045
Номер материала 2726
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓