Главная / ИЗО, МХК / 8 класс пояснительная записка изо

8 класс пояснительная записка изо

Пояснительная записка


Настоящая программа по изобразительному искусству для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 2-е издание, М. Просвещение 2006г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.


Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоративно-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требованиям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятником человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отношения, создавая для их реализации определенную среду. С изменением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организации пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитектуры - используемые по-разному одни и те же элементы формы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Дизайн как искусство возник в ХХ веке. Его предшественниками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промышленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметного мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.

Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды относится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основами образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конструктивных видов композиционного творчества. Принципы пространственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитектуры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде «второй природы», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим сложным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих искусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды искусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической работы по моделированию основополагающих элементов этих искусств.

Изучение конструктивных искусств в VII1 классе прочно опирается на большой материал предыдущих лет обучения по архитектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной деятельности - изобразительный, декоративный, конструктивный). В данной школе программа реализуется за 0,5 часа в неделю. При этом последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала


Содержание

Кол-во часов

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

4

Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий

4

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

5

Всего

17

Программа рассчитана на 17 ч. в год (0,5 часа в неделю)

ЛИТЕРАТУРА  

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 2-е издание, М. Просвещение 2006.

А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник для общеобразовательных учреждений 7- 8 классы. Под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009

Литература: Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 2-е издание, М. Просвещение 2006

. – Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., -Волгоград: Учитель, 2008. -223 с.

Искусство. 6 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285.

Изобразительное искусство. 4 класс: Поурочные планы по программе В.С. Кузина / Авт.-сост. С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 186 с. - Библиогр.: с. 184-185.














Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной композиции

Прямые линии и организация пространства

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Буква - строка - текст. Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции Многообразие форм полиграфического дизайна



II ч е т в е р т ь. Художественный язык конструктивных искусств.

В мире вещей и зданий


Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. Соразмерность и пропорциональность Архитектура - композиционная организация пространства.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

Важнейшие архитектурные элементы здания

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени

Роль и значение материала в конструкции Цвет в архитектуре и дизайне



III ч е т в е р т ь. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека


Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архитектуры прошлого

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании. городской среды Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания пространственно-вещной среды интерьера

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный замысел и его осуществление



IV ч е т в е р т ь. Человек в зеркале дизайна и архитектуры


Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-пространственной среды жилища

Дизайн и архитектура моего сада

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды Грим, визажистика и прическа в практике дизайна Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна Моделируя себя - моделируешь мир




ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (17ч)


1 ч е т в е р т ь. Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Художник - дизайн - архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры





Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 8 класса


Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.


Учащиеся должны уметь:

- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, и др.).
























8 класс пояснительная записка изо
  • ИЗО, МХК
Описание:

Пояснительная записка

 

Настоящая программа по изобразительному искусству для 8 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд», под редакцией Б.М. Неменского, 2-е издание, М. Просвещение 2006г.  Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Рабочая  программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование. Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического  переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску  истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

 

Этот учебный год посвящен содержанию и языку двух видов конструктивных искусств - дизайну и архитектуре, их месту в семье уже знакомых нам искусств (изобразительное и декоратив­но-прикладное искусство). Все виды пространственных искусств связаны многими общими формами выразительных средств и жизненных функций. Между ними нет непроходимых границ, но возникли они в разное время и связаны с разными сторонами жизни общества.

Архитектура как искусство возникла с зарождением городов, когда строения стали отвечать не только элементарным требова­ниям защиты от внешнего мира, но и требованиям красоты.

Архитектура любого века, любого народа является памятни­ком человеческих отношений, закрепленных как в бытовых, так и в религиозных постройках. Архитектура организует эти отно­шения, создавая для их реализации определенную среду. С из­менением отношений в обществе меняется архитектура. Язык этого вида искусства всегда строился и строится на организа­ции пространства (здания, города, села, парка) и проживании в нем человека. В основе образно-выразительного языка архитек­туры - используемые по-разному одни и те же элементы фор­мы (вертикаль, горизонталь, объем, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Дизайн как искусство возник в ХХ веке. Его предшественни­ками можно считать первобытные орудия труда (топор и т. п.), но возникновение этого вида искусства прочно связано с промы­шленностью, с расцветом индустриального производства. Дизайн имеет отношение к созданию всего окружающего нас предметно­го мира: от одежды, мебели, посуды до машин, станков и т. д.

Ныне трудно определить, к архитектуре или дизайну среды от­носится, например, организация парков, выставок, павильонов и т. д. Связи архитектуры и дизайна обусловлены едиными основа­ми образного языка (объем, форма, пространство, фактура, цвет и т. д.).

Основой, позволяющей объединить дизайн и архитектуру в один образовательный блок, является рассмотрение их как конст­руктивных видов композиционного творчества. Принципы прост­ранственно-объемной композиции одинаковы и для архитектуры, и для дизайна. При таком подходе объекты дизайна и архитекту­ры являются темой, содержанием композиции: плоскостной или объемно-пространственной.

Каждый современный человек живет в среде «второй приро­ды», созданной фактически архитектурой и дизайном. Для того чтобы быть квалифицированным пользователем всем этим слож­ным миром построек, конструкций, предметов, материалов, он должен быть элементарно грамотен, знаком как с языком этих ис­кусств, так и с основами их бытования. Познавать эти виды ис­кусств возможно только в единстве языка (образного строя) и жизненных функций. Оптимально эти знания можно получить только в соединении теоретического изучения и практической ра­боты по моделированию основополагающих элементов этих ис­кусств.

Изучение конструктивных искусств в VII1 классе прочно опи­рается на большой материал предыдущих лет обучения по архи­тектуре и дизайну, который освоен учащимися (работавшими по этой программе) в начальной школе (три вида художественной де­ятельности - изобразительный, декоративный, конструктивный). В данной школе программа реализуется за 0,5 часа в неделю. При этом  последовательность учебных  тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

 

Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

 

Содержание

Кол-во часов

Дизайн и архитектура – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств

4

Художественный язык конструктивных искусств в мире вещей и зданий

4

Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

4

Человек в зеркале дизайна и архитектуры

5

Всего

17

                                       

Программа рассчитана на 17 ч. в год (0,5 часа в неделю)  

ЛИТЕРАТУРА  

Учебно-методическое обеспечение

Федеральный компонент государственного стандарта общего образования

Примерные программы по учебным предметам федерального базисного учебного плана

Программы общеобразовательных учреждений. Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд», 1-9 классы, 2-е издание, М. Просвещение 2006.

А.С. Питерских, Г.Е. Гуров. Изобразительное искусство. Дизайн и архитектура в жизни человека: Учебник для общеобразовательных учреждений 7- 8 классы. Под ред. Б.М. Неменского. М.: Просвещение, 2009

 Литература: Программно-методические материалы. Изобразительное искусство и художественный труд. Под руководством Б.М. Неменского, 1-9 классы, 2-е издание, М. Просвещение 2006

. –  Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 8 класс: поурочные планы по программе Б.М. Неменского, - 2-е изд., -Волгоград: Учитель, 2008. -223 с.

Искусство. 6 класс: Поурочные планы по программе Б.М. Неменского / Авт.-сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 286 с. - Библиогр.: с. 285.

Изобразительное искусство. 4 класс: Поурочные планы по программе В.С. Кузина / Авт.-сост. С.Б. Дроздова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 186 с. - Библиогр.: с. 184-185.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основы композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и эмоциональная выразительность плоскостной компо­зиции

Прямые линии и организация пространства

Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и пятна

Буква - строка - текст. Искусство шрифта

Композиционные основы макетирования в полиграфическом дизайне. Текст и изображение как элементы композиции Многообразие форм полиграфического дизайна

 

 

II ч е т в е р т ь.Художественный язык конструктивных искусств.

В мире вещей и зданий

 

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объ­емному макету. Соразмерность и пропорциональность Архитектура - композиционная организация пространства.

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля

Важнейшие архитектурные элементы здания

Вещь: красота и целесообразность. Единство художественного и функционального в вещи. Вещь как сочетание объемов и мате­риальный образ времени

Роль и значение материала в конструкции Цвет в архитектуре и дизайне

 

 

III ч е т в е р т ь.Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека

 

Город сквозь времена и страны. Образно-стилевой язык архи­тектуры прошлого

Город сегодня и завтра. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица

Вещь в городе. Роль архитектурного дизайна в формировании. городской среды Интерьер и вещь в доме. Дизайн - средство создания прост­ранственно-вещной среды интерьера

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафт­ного пространства

Ты - архитектор. Проектирование города: архитектурный за­мысел и его осуществление

 

 

IV ч е т в е р т ь.   Человек в зеркале дизайна и архитектуры

 

Мой дом - мой образ жизни. Функционально-архитектурная планировка своего дома

Интерьер комнаты - портрет ее хозяина. Дизайн вещно-про­странственной среды жилища

Дизайн и архитектура моего сада

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды

Мой костюм - мой облик. Дизайн современной одежды Грим, визажистика и прическа в практике дизайна Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна Моделируя себя - моделируешь мир

 

 

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА (17ч)

1 ч е т в е р т ь.Дизайн и архитектура - конструктивные искусства в ряду пространственных искусств.

Художник - дизайн - архитектура.

Искусство композиции - основа дизайна и архитектуры

 

 

 

Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства  8 класса

 

Учащиеся должны знать:

- как анализировать произведения архитектуры и дизайна; каково место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;

- особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;

- основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства.

 

Учащиеся должны уметь:

- конструировать объемно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объеме);

- моделировать в своем творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;

- работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;

- конструировать основные объемно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объемную и глубинно-пространственную композицию;

- использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объемов, статику и динамику тектоники и фактур;

- владеть навыками формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

- создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;

- создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;

- работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура);

- использовать выразительный язык при моделировании архитектурного ансамбля;

- использовать разнообразные материалы (бумага белая и тонированная, картон; краски: гуашь, акварель; графические материалы: уголь, тушь, карандаш, мелки; материалы для работы в объеме: картон, бумага, пластилин, и др.).

 

 

 

 

 

Автор Бородина Ирина Михайловна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел ИЗО, МХК
Подраздел
Просмотров 1731
Номер материала 17271
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓