8 класс. Программа А.В.Пёрышкина. Система РО
Лабораторная
работа №6 «Проверка зависимости сопротивления проводника от силы тока в нём и
напряжения на его концах»
Цели:
- продолжить формирование у учащихся
исследовательских умений, ориентировочных действий, рефлексивно-оценочного
компонента учебной деятельности, диалектико-материалистического мировоззрения,
уверенности в собственных познавательных возможностях, коммуникативной культуры;
- освоение учащимися способа измерения
проводника с помощью амперметра и вольтметра; углубление знаний об
электрическом сопротивлении.
Оборудование: 1. Комплект
для лабораторной работы (для каждой пары учащихся): источник тока, амперметр,
вольтметр, реостат, спираль, ключ, соединительные провода.
2. Листы заданий (на каждую парту). (Они
позволяют учащимся продвигаться в уроке в индивидуальном темпе).
Домашнее задание:
- Повторение по необходимости §§ 37- 46, упр.
20 № 4
- Составить задачу с «ловушками»
- Творческое задание.
Содержание урока
I.
ОМЭ
- Актуализация знаний. Работа в паре с
раздаточным материалом. Проговаривание вслух друг другу ответов на вопросы
задания 1.
- Фронтальный опрос, соотнесение собственных
ответов с правильными. Самооценка.
- По мере ответов на вопросы на доске
появляется запись (её записывают ученики, отвечающие при фронтальном
опросе)
I
U R
А
В Ом
I
= U/R R = U/I
4. Учитель вводит
учащихся в проблемную ситуацию:
«Закон Ома для
участка цепи гласит, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на участке
цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка. Посмотрите на эти
две формулы. Из одинакового вида формул следует ли, что и сопротивление
проводника прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально
силе тока? Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нём и
напряжения на его концах?»
*Обсудите в паре,
группе.
При обсуждении
выявляются две точки зрения, два мнения, две гипотезы - «зависит» и «не зависит»,
т.е. возникает противоречие. (Гипотезы, выдвинутые учащимися, учитель
записывает на доске)
*Как же проверить
правильность гипотез? ( Опытом).
II.
ОИЭ
- Предлагаю вам
выполнить лабораторную работу, которая поможет нам установить, какая гипотеза
верна. (Примечание: учебники и инструкции к работе закрыты, ими не пользуются
в течение всего урока)
Задание 2. (Раздаточный
материал) Работая в паре или группе, определите: тему, цель работы, план
действий, оборудование, таблицу результатов измерений, схему электрической
цепи.
(Каждый пункт
обсуждается в паре (группе), при необходимости учитель оказывает помощь
методом наводящих вопросов, делается самооценка). Постепенно идёт оформление
лабораторной работы в тетради.
Ученики
предлагают следующее:
Тема - «Проверка зависимости сопротивления проводника от силы тока в нём и
напряжения на его концах»
Цель: выяснить, зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нём
и напряжения на его концах.
План действий:1.Измерить U
2. Измерить I
3.Рассчитать R=U/I
4. Изменить
силу тока с помощью реостата
5.Повторить
1, 2, 3
6. Сравнить R1
и R2
7. Сделать
вывод
На основе плана действий выбирается
оборудование (источник тока, резистор, реостат, амперметр, вольтметр, провода,
ключ), составляется электрическая схема, предлагается таблица (по формуле R=U/I определяют, что в
таблице три колонки для двух опытов).
(Такое проектирование позволяет каждому
ученику осмысленно приступить к непосредственной работе с оборудованием.
Работа уже проделана в мысленном плане, её осталось лишь
материализовать)
Задание 3. Выполните работу. Проанализируйте
полученные результаты, сделайте выводы в соответствии с целями работы.
Объясните результаты.
После выполнения работы, получения
численных значений и их анализа, все пары (группы) приходят к выводу, что сопротивление
проводника не зависит от напряжения на его концах и силе тока в нём.
(Учащиеся, гипотеза которых не подтвердилась,
осознают, что сопротивление проводника определяется веществом проводника,
длиной и площадью поперечного сечения проводника, на это указывает формула R = ρl/S).
III.
РОЭ
- Подведение итогов по теме урока.
- Итоговая самооценка (выставляется учеником в
виде отметки за лабораторную работу). (При проверке работы учитель ставит
свою отметку, давая возможность ученику оценить степень адекватности
самооценки.)
- Домашнее задание: 1. Повторение по
необходимости §§ 37- 46, упр.20 № 4
2. Составить задачу с ловушками.
3. Творческое задание
Приложение
Раздаточный
материал
Задание 1.
Ответьте на вопросы,
проговаривая ответы в паре:
- Что такое электрический ток?
- Назовите физические величины,
характеризующие ток.
- Дайте их определения.
- Назовите их единицы.
- Назовите приборы для их измерения.
- Что такое закон Ома? В чём его сущность?
- На резисторе стёрта надпись. Как узнать его
сопротивление? Предложите способ.
Сделайте самооценку – ответил успешно;
- затруднялся
(в каком вопросе, почему?);
- не
ответил (почему?).
Задание 2.
Работая в паре или группе, определите:
- Тему работы
- Цель работы
- План действий
- Необходимое оборудование
- Схему электрической цепи
- Таблицу результатов измерений
Сделайте самооценку – справился успешно
- затруднился
(в каком пункте)
- не
справился (с каким пунктом, почему)
Задание 3.
Выполните работу. Проанализируйте полученные
результаты, сделайте выводы в соответствии с целями работы. Объясните
результаты.
Ответьте на вопросы:
- Выполнил ли я поставленную цель?
- Испытывал ли я затруднения? В чём? Почему?
- Все ли этапы выполнения лабораторной работы
я освоил? В какой степени?
- Что мне нужно сделать, чтобы ликвидировать
затруднения?
- Доволен ли я собой, своей работой на уроке?
- Сделайте итоговую самооценку.
Спасибо за работу на уроке!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.