Главная / Физика / 8 класс. Лабораторная работа №6 «Проверка зависимости сопротивления проводника от силы тока в нём и напряжения на его концах» Система развивающего обучения.

8 класс. Лабораторная работа №6 «Проверка зависимости сопротивления проводника от силы тока в нём и напряжения на его концах» Система развивающего обучения.

Каптелова Н.В., учитель физики МБОУ «Гимназия №79» г.Барнаула


8 класс. Программа А.В.Пёрышкина. Система РО

Лабораторная работа №6 «Проверка зависимости сопротивления проводника от силы тока в нём и напряжения на его концах»


Цели:

- продолжить формирование у учащихся исследовательских умений, ориентировочных действий, рефлексивно-оценочного компонента учебной деятельности, диалектико-материалистического мировоззрения, уверенности в собственных познавательных возможностях, коммуникативной культуры;

- освоение учащимися способа измерения проводника с помощью амперметра и вольтметра; углубление знаний об электрическом сопротивлении.

Оборудование: 1. Комплект для лабораторной работы (для каждой пары учащихся): источник тока, амперметр, вольтметр, реостат, спираль, ключ, соединительные провода.

2. Листы заданий (на каждую парту). (Они позволяют учащимся продвигаться в уроке в индивидуальном темпе).

Домашнее задание:

  1. Повторение по необходимости §§ 37- 46, упр. 20 № 4

  2. Составить задачу с «ловушками»

  3. Творческое задание.

Содержание урока


  1. ОМЭ

  1. Актуализация знаний. Работа в паре с раздаточным материалом. Проговаривание вслух друг другу ответов на вопросы задания 1.

  2. Фронтальный опрос, соотнесение собственных ответов с правильными. Самооценка.

  3. По мере ответов на вопросы на доске появляется запись (её записывают ученики, отвечающие при фронтальном опросе)

I U R

А В Ом


I = U/R R = U/I

4. Учитель вводит учащихся в проблемную ситуацию:

«Закон Ома для участка цепи гласит, что сила тока прямо пропорциональна напряжению на участке цепи и обратно пропорциональна сопротивлению этого участка. Посмотрите на эти две формулы. Из одинакового вида формул следует ли, что и сопротивление проводника прямо пропорционально напряжению и обратно пропорционально силе тока? Зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нём и напряжения на его концах?»

*Обсудите в паре, группе.

При обсуждении выявляются две точки зрения, два мнения, две гипотезы - «зависит» и «не зависит», т.е. возникает противоречие. (Гипотезы, выдвинутые учащимися, учитель записывает на доске)

*Как же проверить правильность гипотез? ( Опытом).


  1. ОИЭ

- Предлагаю вам выполнить лабораторную работу, которая поможет нам установить, какая гипотеза верна. (Примечание: учебники и инструкции к работе закрыты, ими не пользуются в течение всего урока)

Задание 2. (Раздаточный материал) Работая в паре или группе, определите: тему, цель работы, план действий, оборудование, таблицу результатов измерений, схему электрической цепи.

(Каждый пункт обсуждается в паре (группе), при необходимости учитель оказывает помощь методом наводящих вопросов, делается самооценка). Постепенно идёт оформление лабораторной работы в тетради.

Ученики предлагают следующее:

Тема - «Проверка зависимости сопротивления проводника от силы тока в нём и напряжения на его концах»

Цель: выяснить, зависит ли сопротивление проводника от силы тока в нём и напряжения на его концах.

План действий:1.Измерить U

2. Измерить I

3.Рассчитать R=U/I

4. Изменить силу тока с помощью реостата

5.Повторить 1, 2, 3

6. Сравнить R1 и R2

7. Сделать вывод

На основе плана действий выбирается оборудование (источник тока, резистор, реостат, амперметр, вольтметр, провода, ключ), составляется электрическая схема, предлагается таблица (по формуле R=U/I определяют, что в таблице три колонки для двух опытов).

(Такое проектирование позволяет каждому ученику осмысленно приступить к непосредственной работе с оборудованием. Работа уже проделана в мысленном плане, её осталось лишь материализовать)

Задание 3. Выполните работу. Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы в соответствии с целями работы. Объясните результаты.

После выполнения работы, получения численных значений и их анализа, все пары (группы) приходят к выводу, что сопротивление проводника не зависит от напряжения на его концах и силе тока в нём.

(Учащиеся, гипотеза которых не подтвердилась, осознают, что сопротивление проводника определяется веществом проводника, длиной и площадью поперечного сечения проводника, на это указывает формула R = ρl/S).


  1. РОЭ

  1. Подведение итогов по теме урока.

  2. Итоговая самооценка (выставляется учеником в виде отметки за лабораторную работу). (При проверке работы учитель ставит свою отметку, давая возможность ученику оценить степень адекватности самооценки.)

  3. Домашнее задание: 1. Повторение по необходимости §§ 37- 46, упр.20 № 4

2. Составить задачу с ловушками.

3. Творческое задание


Приложение

Раздаточный материал


Задание 1.

Ответьте на вопросы, проговаривая ответы в паре:

  1. Что такое электрический ток?

  2. Назовите физические величины, характеризующие ток.

  3. Дайте их определения.

  4. Назовите их единицы.

  5. Назовите приборы для их измерения.

  6. Что такое закон Ома? В чём его сущность?

  7. На резисторе стёрта надпись. Как узнать его сопротивление? Предложите способ.

Сделайте самооценку – ответил успешно;

- затруднялся (в каком вопросе, почему?);

- не ответил (почему?).

Задание 2.

Работая в паре или группе, определите:

  1. Тему работы

  2. Цель работы

  3. План действий

  4. Необходимое оборудование

  5. Схему электрической цепи

  6. Таблицу результатов измерений

Сделайте самооценку – справился успешно

- затруднился (в каком пункте)

- не справился (с каким пунктом, почему)


Задание 3.

Выполните работу. Проанализируйте полученные результаты, сделайте выводы в соответствии с целями работы. Объясните результаты.

Ответьте на вопросы:

  1. Выполнил ли я поставленную цель?

  2. Испытывал ли я затруднения? В чём? Почему?

  3. Все ли этапы выполнения лабораторной работы я освоил? В какой степени?

  4. Что мне нужно сделать, чтобы ликвидировать затруднения?

  5. Доволен ли я собой, своей работой на уроке?

  6. Сделайте итоговую самооценку.



Спасибо за работу на уроке!

8 класс. Лабораторная работа №6 «Проверка зависимости сопротивления проводника от силы тока в нём и напряжения на его концах» Система развивающего обучения.
  • Физика
Описание:

Как выполнить ученику лабораторную работу по собственной инструкции? Это возможно,  если учебная деятельность учащихся  на уроке организована по технологии развивающего обучения. Лабораторная работа проводится учащимися как решение проблемной ситуации. Тема и  цель работы, оборудование,  ход работы, таблица результатов - всё это предлагается самими учащимися. Такой подход  позволяет ученику лабораторную  работу сначала осознать и проделать  в мысленном плане,    а затем быстро, на полном понимании  проделать  практически.  Вывод по результатам проведённого исследования позволяет ответить на проблему, сформулированную учениками в начале урока. 

Автор Каптелова Наталья Владимировна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Физика
Подраздел
Просмотров 1004
Номер материала 28358
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓