Главная / Биология / 7 класс. Внеклассное мероприятие по биологии на тему: «Членистоногие»

7 класс. Внеклассное мероприятие по биологии на тему: «Членистоногие»

Цель: Повторить и обобщить знания по теме “Тип. Членистоногие”.

Задачи:

• Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие;

• определения места Членистоногих в естественной системе животного мира;

• закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые;

• Развитие творческих способностей.

• Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.

Оборудование:

• ТСО: интерактивная доска, компьютер

• Ватман, рисунки животных

Ход игры:

Организационный момент. Сообщение задач и плана мероприятия.

Сегодня мы с вами должны:

– повторить основные понятия темы «Членистоногие»;

– углубить материал по данной теме;

– а также вы должны показать мне какие вы трудолюбивые, добрые и внимательные.

– Вы готовы это сделать?

Вступительное слово учителя:

У всех животных этих, скажу без промедленья,

Конечности имеют членистое строение,

На несколько отделов разделено их тело,

Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.

Скелет у них наружный – хитиновый покров,

Он защитить способен от всяческих врагов.

Все это характерные особенности животных многих,

Относящихся к типу Членистоногих.



Раунд I.

Представление команд: сообщить имя и девиз. Оценивается выступление баллами 5,10, 15


Наше имя? - Муравьи!

Муравей в глуши лесной

Груз несет к себе домой,

Тяжелей себя в пять раз,

Разве слабый он у нас?

Кто на свете всех сильней?

Муравей!


Если плохо муравью,

Он зовет свою семью.

Поспешили, прибежали,

Помогли и поддержали.

Кто на свете всех дружней?

Муравей!


Наш девиз: Мы лесные муравьи

В мире нет дружней семьи!



Наше имя? - Паучки!

Сети ловчие плетет,

Вредным мухам счет ведет,

Притаился паучок,

Паучок - крестовичок.


Не нужны мне ловчьи сети,

Есть такой паук на свете!

И зовусь я птицеед,

Равных мне в охоте нет!


Наш девиз? - Паучки везде пройдут!

Всех поймают и найдут!


Наше имя? – Речные раки!

Мы не любим ссоры, драки.

Ходим задом наперед,

Обожаем водный спорт


Не бродим мы в полях и рощах,

Не топчем мы земных дорог,

Хотя имеем, между прочим,

Тридцать восемь цепких ног.


Наш девиз: С раками жить легче,

Вмиг очистят речки.



Команда 1. Насекомые

Муравьи относятся к отряду Перепончатокрылых. Они возникли 70 - 100 млн. лет назад и всегда были общественными насекомыми. Рабочие особи бескрылы, крылаты только самцы и самки, участвующие в размножении, после чего самцы погибают, а самки отгрызают себе крылья. У муравьев есть ядовитые железы, вырабатывающие муравьиную кислоту, струйкой яда насекомое может "выстрелить" на расстояние в 500 раз больше своего размера.

Мы все видели лесные муравейники, сделанные из веточек и хвоинок, но есть виды с подземными гнездами, или сделанными в древесине, или склеенными из бумажной массы, как у ос, или сшитыми из древесных листьев. Есть муравьи - кочевники, которые всю жизнь кочуют колоннами и поедают все на своем пути. Большинство муравьев всеядны, но чаще тащат в дом мертвых насекомых. Другие собирают сухие зерна, их называют муравьями - жнецами. Муравьи - листорезы складывают в подземные камеры кусочки листьев, на которых выращивают грибы.

В целом муравьи полезны, так как уничтожают массу вредных насекомых. Рыжие муравьи - настоящие санитары леса.


Команда 2. Паукообразные

Отряд пауков относят к классу Паукообразных, в нем около 27 тысяч видов. Тело паука делится на головогрудь и нечленистое брюшко, на конце которого паутинные бородавки, возникшие из брюшных ножек. К ним ведут протоки паутинных желез. Хелицеры снабжены ядовитыми железами. Прочность паутины на разрыв 260 кг на 1 мм2 сечения, паутину некоторых экзотических видов местные жители используют для изготовления сувенирных платочков. Не все пауки строят ловчие сети, у некоторых паутины хватает лишь на кокон, такие пауки прыгают на жертву. Пауки - очень полезные животные, истребляющие немало вредных насекомых. Яд большинства пауков безопасен для человека, но есть исключения: маленький каракурт(черная смерть), обитающий в степях и пустынях Средней Азии, на Кавказе, близкий американский вид "черная вдова", некоторые тропические пауки, от их укусов человек может погибнуть.


Команда 3. Ракообразные

Ракообразные — водные членистоногие, дышащие жабрами. Тело расчленено на сегменты и состоит из нескольких отделов: из головы, груди и брюшка или из головогруди и брюшка. Имеются две пары усиков. Покровы тела содержат особое твердое вещество — хитин, а у некоторых к тому же они укреплены (пропитаны) углекислым кальцием.

Известно около 40 тыс. видов ракообразных. Размеры их разнообразны — от долей миллиметра до 80 см. Ракообразные широко распространены в морях и пресных водоемах, немногие, например мокрица, пальмовый вор, перешли к наземному образу жизни.

Речной рак обитает в различных пресных водоемах с чистой водой: речных заводях, озерах, больших прудах. Днем раки прячутся под камнями, корягами, корнями прибрежных деревьев, в вырытых ими самими в мягком дне норках. В поисках корма они покидают свои убежища в основном ночью.

Раков называют санитарами водоемов. Многие ракообразные служат пищей как человеку, так и многим другим животным .



Раунд II.

Разминка.

Команды отвечают на вопросы «ДА-НЕТ» с помощью зеленых и красных карточек.

1. Членистоногие имеют хитиновый покров (да).

2. Тело рака состоит из двух отделов: головогруди и брюшка (да).

3. Паукообразные имеют две пары усиков (нет).

4. Насекомые имеют три пары ног (да).

5. Вши, блохи, и клопы – бескрылые насекомые (да).

6. Паукообразные – это восьминогие членистоногие (да).

7 . Майский жук имеет три отдела тела: голову, грудь и брюшко (да).

8. Бабочки имеют сосущий ротовой аппарат (да).

9. Усики членистоногих являются органами вкуса (нет).

10. У паукообразных глаза сложные (нет).

11. У речного рака первая пара ходильных ног несут клешни (да).

12. Ноги насекомых располагаются и на груди и на брюшке (нет).

13. Паукообразные имеют одну пару крыльев (нет).

14. У жуков ротовые органы грызущие, а у комаров – колюще-сосущие (да).

15. Тело клещей состоит из головы, груди и брюшка (нет).

16. Насекомые имеют одну пару усиков (да).

17. Представители отряда перепончатокрылых имеют чешуйчатые крылья (нет).

18. У рака простые глаза (нет).

19. Подвижность глаз рака возмещает ему неподвижность головы (да).

20. Насекомые имеют две пары крыльев (да).

Раунд III.

«Своя игра»

Правила:

• Отвечает та команда, капитан которой первым поднимает руку после вопроса ведущего.

• При правильном ответе на счёт команды записывается соответствующее число баллов.

• При неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов.

• Сектор «Кот в мешке» - команда передает право ответа одной из команд-соперниц.

• Сектор «Вопрос - аукцион» - команда назначает любую цену за вопрос, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющейся на счету команды.

• Сектор «Своя игра» - команда имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению.

• Сектор «Счастливый случай» - команда получает указанную на табло сумму баллов.

• Сектор «Несчастный случай» - команда получает указанную на табло сумму баллов.



Раунд IV.

Конкурс капитанов. Задаются по очереди за минуту. Каждый правильный ответ 1 балл.

1. Откуда берётся паутина у паука?

2. Где раки зимуют?

3. Лесной богатырь таскает груз тяжелее себя? (муравей)

4. Какой тип ротового аппарата у клопа?

5. Какое пищеварение у паука?

6. С кем вступает в симбиоз рак-отшельник?

7. Кто переносит энцефалит?

8. К какому классу относят скорпионов?

9. Как называется у рака первая пара ходильных ног?

10. Из чего пчёлы делают мёд?

11. Сколько пар конечностей у бабочек?

12. Кто над нами вверх ногами? (муха)

13. Почему брюшко насекомых всё время сокращается?

14. Какой тип ротового аппарата у комара?

15. Кого называют чешуекрылыми?

16. Как называются органы дыхания рака?

17. Что случается с пчелой после того как она ужалит? (погибает)

18. Какой тип развития у бабочек?

19. От кого произошли членистоногие?

20. К какому классу относятся циклоп и дафния?

21. Кто является переносчиком малярии?

22. Имеют четыре пары конечностей?

23. Какой тип ротового аппарата у бабочки?

24. Сколько ног у комара?

25. Какой паук живёт под водой?

26. Кто такая "чёрная вдова"?

27. У кого есть жировое тело?

28. К какому классу относят мокриц?

29. О чём может говорить окраска насекомых?

30. Какой тип развития у кузнечика?

31. Сколько ног у паука?

32. Из каких отделов состоит тело ракообразных?

33. Каких комаров называют малярийными?

34. Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (муравьи)

35. Орган выделения у этого животного – зеленые железы


V. Итоги игры. Пока проводится подсчет баллов – учащиеся самооценивают.


Подведение итогов. Команда - победительница получает почетные грамоты.

7 класс. Внеклассное мероприятие по биологии на тему: «Членистоногие»
  • Биология
Описание:

7 класс. Внеклассное мероприятие по биологии на тему: «Членистоногие»

Цель:  Повторить и обобщить знания по теме “Тип. Членистоногие”.

Задачи:

•          Обобщение знаний по классификации типа Членистоногие;

•          определения места Членистоногих в естественной системе животного мира;

•          закрепление навыков и умений в анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные, Насекомые;

•          Развитие творческих способностей.

•          Воспитание интереса к предмету и к процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.

Оборудование:

•          ТСО: интерактивная доска, компьютер

 

•          Ватман, рисунки животных

Автор Рыбалкина Ирина Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 586
Номер материала 35056
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓