Цель: Повторить и обобщить знания по теме
“Тип. Членистоногие”.
Задачи:
• Обобщение знаний по классификации
типа Членистоногие;
• определения места Членистоногих в
естественной системе животного мира;
• закрепление навыков и умений в
анализе и синтезе знаний по особенностям морфологического и физиологического
строения представителей типа Членистоногих классы: Ракообразные, Паукообразные,
Насекомые;
• Развитие творческих способностей.
• Воспитание интереса к предмету и к
процессу обучения; эстетическое воспитание, пропаганда идей охраны
Членистоногих, как неотъемлемая часть окружающей нас среды.
Оборудование:
• ТСО: интерактивная доска, компьютер
• Ватман, рисунки животных
Ход игры:
Организационный момент. Сообщение задач и
плана мероприятия.
Сегодня мы с вами должны:
– повторить основные понятия темы
«Членистоногие»;
– углубить материал по данной теме;
– а также вы должны показать мне какие вы
трудолюбивые, добрые и внимательные.
– Вы готовы это сделать?
Вступительное слово учителя:
У всех животных этих, скажу без промедленья,
Конечности имеют членистое строение,
На несколько отделов разделено их тело,
Отделы – на сегменты, сегменты тоже тело.
Скелет у них наружный – хитиновый покров,
Он защитить способен от всяческих врагов.
Все это характерные особенности животных
многих,
Относящихся к типу Членистоногих.
Раунд I.
Представление команд: сообщить имя и девиз. Оценивается
выступление баллами 5,10, 15
Наше имя? - Муравьи!
Муравей в глуши лесной
Груз несет к себе домой,
Тяжелей себя в пять раз,
Разве слабый он у нас?
Кто на свете всех сильней?
Муравей!
Если плохо муравью,
Он зовет свою семью.
Поспешили, прибежали,
Помогли и поддержали.
Кто на свете всех дружней?
Муравей!
Наш девиз: Мы лесные муравьи
В мире нет дружней семьи!
Наше имя? - Паучки!
Сети ловчие плетет,
Вредным мухам счет ведет,
Притаился паучок,
Паучок - крестовичок.
Не нужны мне ловчьи сети,
Есть такой паук на свете!
И зовусь я птицеед,
Равных мне в охоте нет!
Наш девиз? - Паучки везде пройдут!
Всех поймают и найдут!
Наше имя? – Речные раки!
Мы не любим ссоры, драки.
Ходим задом наперед,
Обожаем водный спорт
Не бродим мы в полях и рощах,
Не топчем мы земных дорог,
Хотя имеем, между прочим,
Тридцать восемь цепких ног.
Наш девиз: С раками жить легче,
Вмиг очистят речки.
Команда 1. Насекомые
Муравьи относятся к отряду Перепончатокрылых.
Они возникли 70 - 100 млн. лет назад и всегда были общественными насекомыми.
Рабочие особи бескрылы, крылаты только самцы и самки, участвующие в
размножении, после чего самцы погибают, а самки отгрызают себе крылья. У
муравьев есть ядовитые железы, вырабатывающие муравьиную кислоту, струйкой яда
насекомое может "выстрелить" на расстояние в 500 раз больше своего
размера.
Мы все видели лесные муравейники, сделанные из
веточек и хвоинок, но есть виды с подземными гнездами, или сделанными в
древесине, или склеенными из бумажной массы, как у ос, или сшитыми из древесных
листьев. Есть муравьи - кочевники, которые всю жизнь кочуют колоннами и поедают
все на своем пути. Большинство муравьев всеядны, но чаще тащат в дом мертвых
насекомых. Другие собирают сухие зерна, их называют муравьями - жнецами.
Муравьи - листорезы складывают в подземные камеры кусочки листьев, на которых
выращивают грибы.
В целом муравьи полезны, так как уничтожают
массу вредных насекомых. Рыжие муравьи - настоящие санитары леса.
Команда 2. Паукообразные
Отряд пауков относят к классу Паукообразных, в
нем около 27 тысяч видов. Тело паука делится на головогрудь и нечленистое
брюшко, на конце которого паутинные бородавки, возникшие из брюшных ножек. К
ним ведут протоки паутинных желез. Хелицеры снабжены ядовитыми железами.
Прочность паутины на разрыв 260 кг на 1 мм2 сечения, паутину некоторых
экзотических видов местные жители используют для изготовления сувенирных
платочков. Не все пауки строят ловчие сети, у некоторых паутины хватает лишь на
кокон, такие пауки прыгают на жертву. Пауки - очень полезные животные,
истребляющие немало вредных насекомых. Яд большинства пауков безопасен для
человека, но есть исключения: маленький каракурт(черная смерть), обитающий в
степях и пустынях Средней Азии, на Кавказе, близкий американский вид
"черная вдова", некоторые тропические пауки, от их укусов человек
может погибнуть.
Команда 3. Ракообразные
Ракообразные — водные членистоногие, дышащие
жабрами. Тело расчленено на сегменты и состоит из нескольких отделов: из
головы, груди и брюшка или из головогруди и брюшка. Имеются две пары усиков.
Покровы тела содержат особое твердое вещество — хитин, а у некоторых к тому же
они укреплены (пропитаны) углекислым кальцием.
Известно около 40 тыс. видов ракообразных.
Размеры их разнообразны — от долей миллиметра до 80
см. Ракообразные широко распространены в морях и пресных водоемах, немногие,
например мокрица, пальмовый вор, перешли к наземному образу жизни.
Речной рак обитает в различных пресных
водоемах с чистой водой: речных заводях, озерах, больших прудах. Днем раки
прячутся под камнями, корягами, корнями прибрежных деревьев, в вырытых ими
самими в мягком дне норках. В поисках корма они покидают свои убежища в
основном ночью.
Раков называют санитарами водоемов. Многие
ракообразные служат пищей как человеку, так и многим другим животным .
Раунд II.
Разминка.
Команды отвечают на вопросы «ДА-НЕТ» с помощью
зеленых и красных карточек.
1. Членистоногие имеют хитиновый покров
(да).
2. Тело рака состоит из двух отделов:
головогруди и брюшка (да).
3. Паукообразные имеют две пары усиков
(нет).
4. Насекомые имеют три пары ног (да).
5. Вши, блохи, и клопы – бескрылые
насекомые (да).
6. Паукообразные – это восьминогие
членистоногие (да).
7 . Майский жук имеет три отдела тела:
голову, грудь и брюшко (да).
8. Бабочки имеют сосущий ротовой аппарат
(да).
9. Усики членистоногих являются органами
вкуса (нет).
10. У паукообразных глаза сложные (нет).
11. У речного рака первая пара ходильных ног
несут клешни (да).
12. Ноги насекомых располагаются и на груди и
на брюшке (нет).
13. Паукообразные имеют одну пару крыльев (нет).
14. У жуков ротовые органы грызущие, а у
комаров – колюще-сосущие (да).
15. Тело клещей состоит из головы, груди и
брюшка (нет).
16. Насекомые имеют одну пару усиков (да).
17. Представители отряда перепончатокрылых
имеют чешуйчатые крылья (нет).
18. У рака простые глаза (нет).
19. Подвижность глаз рака возмещает ему
неподвижность головы (да).
20. Насекомые имеют две пары крыльев (да).
Раунд III.
«Своя игра»
Правила:
• Отвечает та команда, капитан
которой первым поднимает руку после вопроса ведущего.
• При правильном ответе на счёт
команды записывается соответствующее число баллов.
• При неправильном ответе команда
штрафуется на соответствующее число баллов.
• Сектор «Кот в мешке» - команда
передает право ответа одной из команд-соперниц.
• Сектор «Вопрос - аукцион» - команда
назначает любую цену за вопрос, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов,
имеющейся на счету команды.
• Сектор «Своя игра» - команда имеет
право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению.
• Сектор «Счастливый случай» -
команда получает указанную на табло сумму баллов.
• Сектор «Несчастный случай» -
команда получает указанную на табло сумму баллов.
Раунд IV.
Конкурс капитанов. Задаются по очереди за
минуту. Каждый правильный ответ 1 балл.
1. Откуда берётся паутина у паука?
2. Где раки зимуют?
3. Лесной богатырь таскает груз
тяжелее себя? (муравей)
4. Какой тип ротового аппарата у
клопа?
5. Какое пищеварение у паука?
6. С кем вступает в симбиоз
рак-отшельник?
7. Кто переносит энцефалит?
8. К какому классу относят скорпионов?
9. Как называется у рака первая пара
ходильных ног?
10. Из чего пчёлы делают мёд?
11. Сколько пар конечностей у бабочек?
12. Кто над нами вверх ногами? (муха)
13. Почему брюшко насекомых всё время
сокращается?
14. Какой тип ротового аппарата у
комара?
15. Кого называют чешуекрылыми?
16. Как называются органы дыхания рака?
17. Что случается с пчелой после того
как она ужалит? (погибает)
18. Какой тип развития у бабочек?
19. От кого произошли членистоногие?
20. К какому классу относятся циклоп и
дафния?
21. Кто является переносчиком малярии?
22. Имеют четыре пары конечностей?
23. Какой тип ротового аппарата у
бабочки?
24. Сколько ног у комара?
25. Какой паук живёт под водой?
26. Кто такая "чёрная вдова"?
27. У кого есть жировое тело?
28. К какому классу относят мокриц?
29. О чём может говорить окраска
насекомых?
30. Какой тип развития у кузнечика?
31. Сколько ног у паука?
32. Из каких отделов состоит тело
ракообразных?
33. Каких комаров называют малярийными?
34. Кто в лесу без топоров строит избу
без углов? (муравьи)
35. Орган выделения у этого животного –
зеленые железы
V. Итоги игры. Пока проводится подсчет баллов
– учащиеся самооценивают.
Подведение итогов. Команда - победительница
получает почетные грамоты.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.