Главная / Математика / 6 класс элективный курс

6 класс элективный курс

Элективный курс «Введение в геометрию» 6 класс

«Внеурочная деятельность»

Выполнила: Трифонова Надежда Викторовна

Учитель математики МБОУ СОШ №10 г. Сургута

Пояснительная записка

Внеурочная деятельность обучающихся предполагает решение познавательных, увлекательных и интересных задач, способных привить интерес к предмету, развить логику мышления, воображения, способность думать и принимать решения в нестандартных ситуациях. Внеурочная работа создаёт условия для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Мною был выбран курс «Введение в геометрию» для учеников 6 класса как пропедевтика и подготовка детей к основному курсу геометрии 7 класса. И это не случайно, поскольку геометрия помогает детям приобрести знаний о пространстве, формирует умения описывать объекты окружающего мира, развивает пространственное воображение, интуицию, логику мышления.

Курс «Введение в геометрию» основан на базе основных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по алгебре, рекомендованной Министерством образования РФ для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта М. Просвещение 2011, и авторской программе «Математика 5-11 кл.» Г.М. Кузнецова, Н.Г. Миндюк, от 2010 года, вариативная часть.

  3. Программа составлена на основе материалов книг авторов: Фотин И.В. Введение в геометрию 6 класс-В.: «Учитель»,2010.-143с ; Фарков А.В. Математические кружки в школе. 5-8 классы. – М.:Айрис-пресс, 2005. – 144 с. – (Школьные олимпиады); Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения); Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).

Программа базируется на системно-деятельностном подходе. Он создает основу для самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, компетенций, умений, видов и способов деятельности. Программа формирует такие качества ученика как креативность (логика мышления, гибкость ума, умение отстоять свою позицию), коммуникативность (общение в неформальной обстановке). Позволяет сформировать у учеников такие способности, как: моделирование (создавать алгоритм, уметь выделять главное); целеполагание (умение поставить цель и достичь её); рефлексия (умение анализировать, видеть трудности, ошибки, радоваться своим успехам и удачам своих товарищей); коммуникативность (умение отстаивать свою точку зрения, принимать мнение других); инициативность (искать несколько путей и способов решения) Данные способности развивают УУД детей, что является важнейшей задачей современной школы.

Программа обусловлена ее методологической значимостью: знания и умения приобретённые в ходе реализации программы (развитие интеллекта и пространственного мышления) могут дать толчок для организации исследовательской деятельности в будущем, воспитывает математическую грамотность школьника.

В соответствии с требованиями образовательного стандарта к внеурочной деятельности данная Программа относится к научно-познавательной деятельности. Программа позволит раскрыть и реализовать познавательные способности ученика, развить его творческие возможности, что даст возможность воспитать успешного гражданина нашего общества и страны в целом.

В ходе реализации программы дети расширят свой кругозор о геометрии как науки, познакомятся с учёными геометрами, в ходе решения математических задач разовьют логику мышления, познавательный интерес, умение самостоятельно работать, отстаивать свою точку зрения, ИКТ- компетенции.

Цель программы:

знакомство с геометрией как с наукой; формирование геометрической грамотности, упорства в достижении цели, трудолюбия, любознательности; развитие пространственного воображения и логического мышления; приобретение умений ясно и точно излагать свою точку зрения, проводить доказательство и обосновывать своё решение, развитие навыков самостоятельной и исследовательской работы.

Задачи программы:

- прививать интерес к геометрии как к науки, расширить знания, необходимые для продолжения обучения в старшей школе,

применения в повседневной жизни; развитие познавательного интереса;

- развивать вариативное и образное мышление; способствовать развитию математического мышления учащихся

- способствовать формированию геометрической интуиции, усвоить геометрическую терминологию и символику;

- формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, устный счёт).

- сформировать навыки самостоятельной работы, работы малых группах; сформировать навыки работы со справочной

литературой, компьютером;

- сформировать навыки исследовательской работы;

- воспитание качеств личности, обеспечивающих социальную мобильность, способность принимать самостоятельные решения;

- формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе;

Информационная справка об особенностях реализации УТП в 2014- 2015 учебном году:

Общий срок реализации исходной программы

2014-2015 (1 год)

Год обучения

первый

Возраст обучающихся

11-12 лет, 6 класс

Учёт возрастных особенностей

необходимо на занятиях проводить физкультминутки, математические игры, создавать игровые ситуации.

Количество часов в неделю

1 час в неделю, продолжительностью 40 минут

Общее количество в год

35 недель, 35 часов.

При подготовке к занятиям использовать энциклопедии, справочники, интернет, СМИ и т. д. Также можно привлекать родителей, в профессии которых требуются знания геометрии, увлеченных учащихся старших классов, историко-математического материала (с целью знакомства с прошлым и настоящим науки), решение жизненных задач, связанных с потребностями практической деятельности человека.

Планируемые результаты освоения программы

Курс «Введение в геометрию» даёт условия для развития личности учащегося, активизирует познавательную деятельность. Планируемые результаты освоения программы включают следующие направления: формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных), опыт проектной деятельности , навыки работы с информацией , учебную и общепользовательскую ИКТ-компетентность учащихся, положительное отношение к урокам математики, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций, формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений, усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения простейших геометрических и практических задач. Достичь планируемых результатов помогут педагогические технологии, использующие методы активного обучения.

Формы контроля

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который представляет обучающимся возможность самим проверить, как ими усвоен изучаемый материал. В свою очередь учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения вопросов курса. Формой итогового контроля после изучения каждого раздела может стать проверочная работа в виде практической работы, собеседования, реферата, проекта, тестовой работы. Лучшие исследовательские работы предоставляем на школьный «День науки». По количеству решенных задач выстраивается рейтинговая таблица. Участие в различных математических соревнованиях повышает самоконтроль учащихся, усиливает познавательную деятельность.

Учебно-тематический план на 2014- 2015 учебный год

тема

Количество часов




Теоретическая часть

Практическая часть

Всего часов

1

Геометрические фигуры

2

7

9

2

Головоломки

4

10

14

3

Симметрия

2

5

7

4

Координатная плоскость

1

2

3

5

Заключение

-

2

2

итого


9часов

26часов

35 часов

Программа кружка по геометрии поможет школьникам более успешно справляться с заданиями математической олимпиады, международной игры «Кенгуру», «Зимних интеллектуальных игр» и других предметных олимпиад.

ситуациями.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ





Тема урока


Дата по плану



Дата фактически

Освоение предметных знаний (формирование базовых понятий, умений, навыков)

Формирование универсальных учебных действий

Образовательный продукт

Формы контроля

/ Тип занятия

(педагог. технологии)/

Цифровые образовательные ресурсы

  1. 1.

Вводное занятие. История возникновения геометрии



Знать: Правила техники безопасности на занятиях, историю возникновения и развития геометрии, правила составления ребусов.

Уметь:

Решать задачи.

Точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику

Познавательные:

-структурирование знаний;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности;

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные: смыслообразование, то есть установление учащимся связи между целью учебной деятельности и ее результатом

- готовность и способность учащихся к саморазвитию

-овладение геометрическим языком, развитие умения использовать его для описания предметов окружающего мира


Просмотр презентации; разбор математических ребусов; составление математических ребусов.

Пр. работа «Собери звезду»

Проблемные задания;
проверка составленных ребусов.

/ занятие- спектакль

(обучение в сотрудничестве, игры) /

http://illusion.turist.by/main/index/

http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html

  1. 2.

Геометрические фигуры на плоскости

Биографическая миниатюра. Пифагор (ок.570г.-ок.500г. до н.э.)



Знать: биографию Пифагора. Простейшие геометрические фигуры: точка прямая отрезок луч, плоскость.

Уметь:

Строить геометрические фигуры с помощью приборов на нелинованной бумаге, выполнять чертежи от руки

Просмотр презентации;

сообщения по теме

Тест

/Занятие – викторина

(технологии критического мышления «Карусель», «Галерея»)/


  1. 3.

Геометрические фигуры на плоскости

Биографическая миниатюра. Архимед (287-212гг.до н.э.)



Знать: биографию Архимеда. Виды углов, понятие биссектрисы угла, вертикальные и смежные углы

Уметь:

Обозначать углы, измерять и изображать угол заданной величины, классифицировать.

Познавательные:

-выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

-пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах.

Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Коммуникативные:

- научатся планировать и координировать совместную деятельность (согласование и координация деятельности с другими ее участниками;

- объективное оценивание своего вклада в решение общих задач группы;

- учет способностей различного ролевого поведения – лидер, подчиненный).

Личностные:

умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей

-развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений

Исследовать числовые

закономерности. Просмотр презентации; составление задач на разрезание фигур;

Проблемные задания, упражнения.

Зачёт по задачам.
Проверка составленных задач.

/Урок сообщения новых знаний

(технологии критического мышления «Корзина» идеи, понятия, имена)/

http://illusion.turist.by/main/index/

http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html

  1. 4.


Многоугольники.

Оригами.



Знать: виды многоугольников :четырёхугольник, прямоугольник, квадрат, треугольник и его виды.

Уметь:

Строить многоугольники; изготавливать по описанию фигуры оригами

Математический конструктор


Зачёт по задачам;
Обсуждение работы над проектом.

Накопительная система оценивания (портфолио)

/ Урок систематизации изученного материала

( ИКТ, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, «Кубик»)/

  1. 5.


Пространственные геометрические фигуры Логические задачи (табличный метод).



Знать: виды многогранников: прямоугольный параллелепипед, пирамида, шар, цилиндр, конус. Знать табличный способ решения логических задач

Уметь: изготавливать модели простейших многогранников.

Решать логические задачи, состоящих из двух множеств табличным способом.

Коммуникативные:

-осуществлять взаимный контроль

- верно использовать в речи термины

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Познавательные:

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

- находить в тексте требуемую информацию

Личностные:

готовность и способность учащихся к саморазвитию; мотивация деятельности

-развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений

Просмотр презентации; Обсуждение решения задач табличным методом. творческая мастерская по изготовлению многогранников


Просмотр изготовленных моделей простейших многогранников.


/ Урок сообщения новых знаний

( ИКТ, технология критического мышления, составление кластера)/

http://illusion.turist.by/main/index/

  1. 6.

Геометрические величины.

Игры, поиск выигрышной стратегии.




Знать: единицы измерения длины, площади, объёма

понятие математической игры, понятие позиции, выигрышной стратегии.

- Уметь: применять выигрышную стратегию

Работа в группах, в парах.

Поиск выигрышной стратегии


викторина для учащихся

/ Урок систематизации изученного материала

( ИКТ, обучение в сотрудничестве, технология критического мышления, «Кубик»)/

http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html

  1. 7.


Разрезание и складывание плоских фигур. Пентамино.






Знать: методы решения задач на разрезания, знать понятие «Пентамино»

- Уметь: решать задачи на разрезание, развивать логическое мышление


Познавательные:

-осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

-осуществлять взаимный контроль

Личностные:

умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

-усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения простейших геометрических и практических задач

Решение задач. Практическая работа.

Работа в группах, в парах.





Проверка решенных задач

Накопительная система оценивания портфолио)

/ занятия самостоятельного поиска знаний

(ИКТ, технология проблемного обучения)


http://www.math.ru

  1. 8.

Разрезание и складывание плоских фигур. Пентамино.




Знать: методы решения задач на разрезания, знать понятие «Пентамино»

- Уметь: решать задачи на разрезание, развивать логическое мышление



Просмотр презентации; обсуждение решения задач методом оценки.

Защита творческих заданий, проектов.

Накопительная система оценивания (портфолио)

/Урок закрепления знаний

(ИКТ, обучение в сотрудничестве)/

  1. 9.

Точки и ломанные.

Уникурсальные кривые (фигуры).



Знать: взаимное расположение точек на прямой, уникурсальные кривые

- Уметь: решать задачи с использованием чертежа,

чертить, не отрывая карандаша от бумаги.

Познавательные:

-структурирование знаний;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результата товарищеской деятельности;

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, выражать

свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Личностные:

-самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций; доброжелательность и отзывчивость


викторины для учащихся

/ Урок сообщения новых знаний

(игровые технологии, групповые формы работы )/

http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm

  1. 10.

Сложи квадрат. Геометрия Гулливера. Танаграм.



Знать: каким образом нужно провести прямые для решения задач, историю возникновения танаграм

- Уметь: путём проб отыскивать верное решение, собирать фигуры танаграм


Решение задач, практическая работа

Выполненных проектов, творческих работ

/ Занятие – фантазия.

Игровые технологии. Работа в парах/

Упражнения со спичками. Биографическая миниатюра. П.Ферма (1601-1665.)




Знать: биографию и вклад П.Ферма в геометрию, приёмы и правила решения задач со спичками.

Уметь: решать задачи со спичками, практическим путём уметь предвидеть как перекладывая спички добиться нужного результата.

Познавательные:

-формирование умения обобщать (от частичного к целому), составлять алгоритм математических действий

Регулятивные:

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

-учитывать установленные правила в плане решения и контроля способа решения ; работа по алгоритму

Коммуникативные:

-осуществлять взаимный контроль

Личностные:

умение оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей


Разгадывание математического фокуса, составление математических фокусов.




Зачёт по задачам;

конкурс на лучший математический фокус.

/ Комбинированное занятие

Игровые технологии

http://www.matematika-na.ru/6class/index.php


Отрезок. Графики. Лабиринты (метод проб и ошибок, зачёркивание тупиков, правило одной руки)



Знать: методы выходов из лабиринтов: метод проб и ошибок, зачёркивание тупиков, правило одной руки

- Уметь: решать задачи на нахождение чисел по их сумме, используя отрезки

Решение задач.


Самостоятельная работа.

/ Урок систематизации изученного материала / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы /

http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html


Задачи с возможными жизненными ситуациями. Биографическая миниатюра. И. Ньютон (1643-1723)




Знать: биографию и вклад . И. Ньютон в геометрию , геометрические фигуры и нестандартные способы нахождения их площадей и объёмов

Уметь:

Находить способы решения задач с возможными жизненными ситуациями

Познавательные:

-осуществлять синтез как составления целого из частей

-обобщать

-моделирование;

-синтез – составление целого из частей

Регулятивные:

--выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку,

-пользоваться библиотечными каталогами, специальными справочниками, универсальными энциклопедиями для поиска учебной информации об объектах

Коммуникативные:

-осуществлять взаимный контроль

Личностные: - смыслообразование, то есть установление учащимся связи между целью учебной деятельности и ее результатом

-усвоение элементарных знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также развитие умения на наглядном уровне применять систематические знания о них для решения простейших геометрических и практических задач

Просмотр презентации. Обсуждение решения задач обратным ходом


Проектно-исследовательская деятельность Обсуждение работы над проектом.



http://www.matematika-na.ru/6class/index.php


Площади комбинированных фигур. Происхождение математических знаков.



Знать:

нахождение площади прямоугольника, квадрата, знать историю происхождения математических знаков

Уметь:

находить площади фигур с опорой на знание площади прямоугольника

Решение задач.


Лист с вопросами по саморефлексии деятельности

/Комбинированное занятие/

: http://mat.1september.ru


Равные фигуры. Деление треугольника на равные части. Биографическая миниатюра. Л.Ф. Магницкий (1669-1739)

.



Знать: понятие «равные фигуры», биографию и вклад Л.Ф. Магницкого в математику

Уметь:

Решать задачи на построение равных фигур, применяя элементы исследования.

Рисование на клетчатой бумаге.

Викторина для учащихся

/ Комбинированное занятие

Игровые технологии /

http://summercamp.ru


Комбинированные фигуры. Вычисление площади комбинированной фигуры. Из истории интересных чисел. Число П



Знать:

Способы для нахождения площади комбинированных фигур, познакомиться с трапецией и параллелограммом, историю происхождения и значение числа П

Уметь:

Решать задачи на вычисление площади фигур.


Выполненных проектов, творческих работ

/ Комбинированное занятие

Игровые технологии /

http://summercamp.ru


Конструирование фигур из прямоугольных параллелепипедов. Вычисление объёмов этих фигур. Биографическая миниатюра. П.Л.Чебышев (1821-1894)



Знать: формулы вычисления объёмов тел и площадей их поверхностей, способ нахождения объёмов твёрдых тел без применения формул. Биографию и вклад П.Л.Чебышева в математику

- Уметь: находить объёмы и площади поверхности фигур, находить объёмы и площади поверхности

используя развёртки прямоугольного параллелепипеда.

Сообщение уч-ся), презентация

Защита творческих заданий, проектов.



: http://mat.1september.ru


http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html

Мозаики. Головоломки Сома.



Знать: понятие «мозаика»

- Уметь: выполнять мозаичные рисунки


Решение задач.

Практическая работа.

практические и творческие работы

/ Комбинированное занятие

Игровые технологии

http://summercamp.ru


Полимино



Знать: понятие «полимино» и их типы; познакомиться с гексамино

- Уметь: играть в игры связанные с полимино

Решение задач.

Практическая работа.

практические и творческие работы

/ Комбинированное занятие

Игровые технологии

: http://mat.1september.ru


Иллюзии зрения









Знать: понятие «геометрического зрения»

- Уметь: развивать «геометрическое зрение»


Познавательные:

-моделирование; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные:

-оценка; выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и того, что еще нужно усвоить;

-осознание качества и уровня усвоения; коррекция

Коммуникативные:

-осуществлять взаимный контроль

Личностные: -самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

-навыки сотрудничества в разных ситуациях, умения не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

-этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость

Решение занимательных геометрических задач. Обсуждение работы над проектом.

Проектно-исследовательская деятельность

/ Комбинированное занятие

Игровые технологии /

http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm


Задачи комбинаторной геометрии. Покрытия и разрезания.



Знать: как вычисляются объёмы тел, состоящие из прямоугольных параллелепипедов; иметь представление о комбинаторной геометрии

- Уметь: решать задачи на комбинаторную геометрию

Презентация.

Практическая работа.

Выполненных проектов, творческих работ

Накопительная система оценивания (портфолио)


http://www.matematika-na.ru/6class/index.php


http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html

Введение в топологию. Лист Мёбиуса



Знать: понятие «топологии», иметь представление о листе Мёбиуса

- Уметь: решать топологические задачи


Изготовление листа Мёбиуса

Лист с вопросами по саморефлексии деятельности


Зашифрованная переписка.

Принцип Дирихле







Знать: вид шифровки способом решётки ; познакомиться с принципом Дирихле

Уметь:

применять принцип Дирихле при решении задач.

Личностные:

-развивать логическое мышление

Познавательные:

-действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-моделирование

Регулятивные:

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном коррекции

Коммуникативные:

-осуществлять взаимный контроль

Просмотр презентации; обсуждение решения задач на применение принципа Дирихле.

Зачёт по задачам.
Обсуждение работы над проектом.


http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm

Осевая симметрия.



Знать: понятие равенство фигур. Определение фигур, обладающих осью симметрии

Уметь: строить симметричные фигуры относительно оси; использование осевой симметрии в жизни человека

Личностные:

-развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

-формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни

Познавательные:

-действие самоконтроля и самооценки процесса и результата деятельности;

-моделирование

Регулятивные:

-контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Коммуникативные:

-осуществлять взаимный контроль

Сообщение уч-ся (применение симметрии)

Проблемные задания,

зачёт по задачам

Конкурс на лучшее изображение осевой симметрии.

Накопительная система оценивания (портфолио)



http://www.math.ru


http://summercamp.ru

Центральная симметрия.



Знать: определение фигур, обладающих центром симметрии; представление о центре симметрии прямоугольника

Уметь: строить центрально-симметричные фигуры; использовать центральную симметрию в жизни человека.

Карточки- задания на изображения фигур. Решение задач.

конкурс на лучшее изображение центральной симметрии

Накопительная система оценивания (портфолио)

Симметрия вокруг нас (парковое занятие).



Знать:

применение центральной и осевой симметрии в жизни.

Уметь:

Распознавать центральную и осевую симметрию в архитектуре и природе

Познавательные:

-выбор наиболее эффективного способа решения задач в зависимости от конкретных условий

Регулятивные:

-самостоятельно оценивать правильность действий и вносить необходимые коррективы в исполнение действий

Коммуникативные:

-управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

Личностные:

-развитие умений находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять ее в понятной форме;

-формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни

Симметрия в природе.

Практическая работа.

Проектно-исследовательская деятельность

Защита творческих заданий, проектов.


/Занятие- практикум/

http://www.matematika-na.ru/6class/index.php



















http://summercamp.ru

Орнаменты и бордюры



Знать: Понятие «орнамент», «бордюр»

Уметь: Выполнять орнаменты, бордюры

Сообщение уч-ся (орнаменты), презентация. Орнамент в народном художественном ремесле. Орнаменты и узоры.

Практическое применении геометрии (изображение орнамента)

Накопительная система оценивания (портфолио)

Орнаменты и бордюры







Знать: общее представление о центральной, осевой симметрии, параллельном переносе; новые способы построения орнамента

Уметь: уметь строить орнамент

Изобразить орнамент народов севера

Конкурс орнаментов народов севера

Накопительная система оценивания (портфолио)

/Занятие- практикум/

Секреты квадрата и куба



Знать: понятие развёртки; метод трёх проекций для изображения для изображения объёмных тел

Уметь: представлять с помощью развёрток , куда раскраску граней и наоборот; раскрашивать развёртку согласно условиям

Просмотр презентации; Обсуждение решения задач на раскрашивания развёрток.

Решение задач.

/ Комбинированное занятие

Игровые технологии /

Мозаики Эшера. Задачи на «смеси и сплавы».



Знать:

Решение задач на «смеси и сплавы», состав числа, переход от переменных, обозначающих разряд числа к самому числу

Уметь:

показать решение таких задач с помощью таблицы.

Зачёт по задачам; Обсуждение работы над проектом.

Обучающая самостоятельная работа, тесты

/ Комбинированное занятие

Игровые технологии /

http://www.matematika-na.ru/6class/index.php


Координатная плоскость



Знать: название осей координат, их взаимное расположение, координатные четверти

Уметь: строить точки по заданным координатам


Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно

Личностные:

- умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

-формирование умения изображать геометрические фигуры на бумаге

Коммуникативные:

--формирование умения видеть геометрическую задачу в окружающей жизни


Карточки – задания.

Построение фигур по точкам.

Накопительная система оценивания (портфолио)

/Урок сообщения новых знаний

( ИКТ, технология проблемного обучения)

Координатная плоскость.



Знать: название осей координат, их взаимное расположение, координатные четверти

Уметь: находить точки по заданным координатам


Презентация

Самостоятельное фантазирование фигур на плоскости игра «Расшифруй»

Конкурс фигур на плоскости.

/Урок систематизации изученного материала (ИКТ, метод проектов, групповые формы работы)/

http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html


Координатная плоскость.



Знать: название осей координат, их взаимное расположение, координатные четверти

Уметь: работать на компьютере, правильно наносить координаты на координатную плоскость


Построение фигур на координатной плоскости с помощью компьютера.

Проектно-исследовательская деятельность Выполненных проектов, творческих работ

Накопительная система оценивания портфолио)

/Комбинированный урок

Возможно применение всех технологий /

Геометрия вокруг нас.





Познавательные:

-построение логической цепи рассуждений; -поиск и выделение необходимой информации;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные:

-целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся и того, что еще неизвестно

Личностные:

- умение самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей)

Коммуникативные:

-управлять поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

Выпуск газеты. Проектно-исследовательская деятельность. Защита творческих заданий, проектов.

»

Проект «Ох, уж эта геометрия Итоговый зачёт по задачам;
Защита творческих заданий, проектов.

/ Урок систематизации изученного материала

( ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве)/

http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm


Игра «Геометрический лабиринт». Заключительный урок.



Знать: знать правила игры

Уметь: показать накопленные знания и умения, проявить себя


Игра-конкурс

Конкурс знаний, умений и творчества

Портфолио

(обучение в сотрудничестве, групповые формы работы  ,технологии критического мышления)

Методические пособия:

1.Фотин И.В. Введение в геометрию 6 класс-В.: «Учитель»,2010.-143с.

2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. М. : Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения).

3. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – 159 с. – (Стандарты второго поколения).

Литература для учителя:

  1. Горский, В. А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В. А. Горский [и др.] ; под ред. В. А. Горского. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

  2. Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор : пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения).

  3. Григорьев, Д. В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М. : Просвещение, 2011

  4. Панчищина, В. А. О концепции и содержании экспериментальной программы «Геометрия для младших школьников» : вводный курс геометрии / В. А. Панчищина. – Томск : Томский государственный университет, 1998.

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М. : Просвещение, 2011. – (Стандарты второго поколения).

  6. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)

Литература для учащихся:

  1. Гарднер, М. Математические чудеса и тайны. Математические фокусы и головоломки / М. Гарднер ; сокр. пер. с англ. В. С. Бермана ; под ред. Г. Е. Шилова. – М. : Наука, 1978.

  2. Шарыгин, И. Ф. Задачи на смекалку : учеб. пособие для 5–6 классов общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, А. В. Шевкин. – М. : Просвещение, 2006

  3. Шарыгин, И. Ф. Наглядная геометрия. 5–6 классы : пособие для общеобразоват. учреждений / И. Ф. Шарыгин, Л. Н. Ерганжиева. – М. : Дрофа, 2010

  4. Рабинович, Е. М. Геометрия. 7–9 классы. Задачи и упражнения на готовых чертежах : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е. М. Рабинович. – М. : Илекса, 2010

  5. Едуш, О. Ю. Геометрия. 7 класс. Подсказки на каждый день / О. Ю. Едуш. – М. : Владос, 2001.

Интернет-ресурсы.

  1. Григорьев, Д. В. Методический конструктор внеурочной деятельности школьников / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – Режим доступа : http://www.tiuu.ru/content/pages/228.htm

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. – Режим доступа : www.school-collection.edu.ru

  3. Математика : учеб.-метод. газ. – М. : ИД «Первое сентября», 1999, 2003, 2004. – Режим доступа : http://mat.1september.ru

  4. Методики игровой педагогики. – Режим доступа : http://summercamp.ru

  5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – Режим доступа : http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2588

  6. Физкультпаузы на уроках и дома. – Режим доступа : http://www.trud-prk.narod.ru/p59aa1.html

Оборудование.

1. Набор геометрических фигур; 2. Компьютер, мультимедийный проетор, магнитофон; 3. Таблицы по геометрии для 7 класса;

4.Подборка дидактического раздаточного материала к каждому занятию; 5.Подборка ЦОР; 6. Плакаты с игровыми

ситуациями.


14


6 класс элективный курс
  • Математика
Описание:

Внеурочная деятельность обучающихся предполагает решение познавательных, увлекательных и интересных задач, способных привить интерес к предмету, развить логику мышления, воображения, способность думать и принимать решения в нестандартных ситуациях. Внеурочная работа создаёт условия для неформального общения учащихся, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность. Мною был выбран курс «Введение в геометрию» для учеников 6 класса как пропедевтика и подготовка детей к основному курсу геометрии 7 класса. И это не случайно, поскольку геометрия помогает детям  приобрести знаний о пространстве, фор­мирует умения описывать объекты окружающего мира, развивает пространственное воображение, интуицию, логику мышления.

Автор Трифонова Надежда Викторовна
Дата добавления 10.01.2015
Раздел Математика
Подраздел
Просмотров 834
Номер материала 51181
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓