Главная / Биология / 5 класс биология ФГОС ООО

5 класс биология ФГОС ООО

Урок 18. «Грибы в биосфере и жизни человека».

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать роль грибов в природе;

– формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;

– формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

  2. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  3. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

  4. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).


Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)


I.

Проблемная ситуация и актуали-зация знаний.

Начало стихи о грибах. (добавь слово)

1. Диалог Антошки и биолога на с. 96.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Какова роль грибов на нашей планете?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. 1

– Почему собирать грибы на одном месте можно много лет?

Версии школьников.

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.

Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».

– Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2)

– Что такое симбиоз? (§ 13)

– Какое строение имеют грибы? (§ 15)

– Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.)


Какова тема сегодняшнего урока?

Какие умения нам необходимы? (на доске)

В тетради число, тему урока.

Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла.









5 мин.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).



II.

Совместное открытие знаний.

1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши.

– Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл?

– Какова же роль грибов в этих примерах?

2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии?

3. Работа в группах с текстом § 17. 1. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы».

1 2 1

1 группа: Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97.

2 группа: Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр97-98.

3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы, определите диагностические признаки каждой группы, запомните их.

4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника.

5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (№2)

6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов.

(выступление представителей групп)


4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.).

– Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.)

Физминутка.

Влез опенок на пенек,

Простоял один денек.

На ветру качался,

Резко наклонялся.

Тоненький, тоненький,

Ножка, что соломинка!

А потом склонился

И совсем свалился.

Проверка схемы: Значение грибов для жизни и для биосферы

Дополнительно

3. Презентация «Грибы нашей местности»

4. Интервью грибника.

Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы-трутовики». 2

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы. 2


На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения».

Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики».






7 мин.







Обсуждение

По 3 мин=18 мин.

Самоанализ

Выводы.



























1 -2 мин.







3 мин. Самооценка

Личностные УУД

1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.



III.

Само-стоятельное применение знаний.


Задание 3 : Закончи предложение, одним словом.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).


1 вариант -17.1, 17.5

2 вариант - 17.2, 17.5.


Самооценка по алгоритму. 2




2-3 мин.

Самопроверка.

самооценка

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД

3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.


IV.

Итог урока.

Домашнее задание:

Повторить § 14-16. Изучить § 17, вопрос 1-6 , подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М» 1 задание на выбор из задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь




  1. Работа в группах с текстом § 17 учебника.


1 группа: Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97.

2 группа: Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр97-98.

3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы, определите диагностические признаки каждой группы, запомните их.

4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника.

5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (№2)

6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов.

2. Самостоятельное применение знаний:

1. Составьте схему: Значение грибов для биосферы и человека.

Значение грибов

hello_html_med0d507.gif

hello_html_m7bf6d309.gif

В природе

hello_html_m14bc4640.gifhello_html_54c31579.gif

Для человека

hello_html_m5189a28f.gifhello_html_m6072155e.gifhello_html_m78e0a5c9.gifhello_html_5b168c08.gifhello_html_m1e0f6405.gif

- - + + +

3.Закончи предложение, одним словом.

  1. Тело гриба образовано ……………………………………

  2. В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….

  3. В отличие от растений в клетках грибов нет …………...

  4. Специальные клетки, с помощью которых гриб размножается и расселяется ……………………………………

  5. Пример плесневого гриба………………………………...

  6. Гифы гриба это………………………………..

  7. Устройство для вынашивания спор………………………

  8. Корни, сросшиеся с грибами……………………………..

Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза, мукор, мицелий, плодовое тело.

  1. Домашнее задание: повторить параграфы 14-15, изучить параграф 17, подготовиться к самостоятельной работе по теме «Грибы», на выбор решить одно задание по практикуму задачнику: «П», « М» в рабочей тетради.

Самостоятельная работа по теме «Грибы»

1.Закончи предложение, одним словом


  1. Тело гриба образовано ……………………………………

  2. В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….

  3. В отличие от растений в клетках грибов нет …………...

  4. Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется ………

  5. Пример плесневого гриба………………………………...

  6. Гифы гриба это………………………………..

  7. Устройство для вынашивания спор………………………

  8. Корни сросшиеся с грибами……………………………..

Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,

мукор, мицелий, плодовое тело.


2. Выбери правильный ответ


1 вариант:

1. Грибы выделяют в отдельное царство, потому что:

А) они неподвижны, но способны к фотосинтезу,

Б)они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами

В) они не размножаются спорами и не имеют органов,

Г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества

2. Наиболее важным отличием клеток бактерий от клеток грибов является:

А) способность к образованию спор

Б) наличие клеточной стенки

В) отсутствие ядра

Г) отсутствие хромосом


2 вариант:

1. Грибы обитают:

А) только в почве и на теле животных и человека,

Б)только в воде, почве и на продуктах питания,

В) в почве, воде, на продуктах питания, на растениях, на теле человека и животных, в жилищах,

Г) только на деревьях, продуктах и почве.

2. Грибы размножаются:

А) только спорами,

Б) только грибницей

В) только половым путём

Г) всеми способами





5 класс биология ФГОС ООО
  • Биология
Описание:

Урок "Роль грибы в  природе и жизни человека" разработан в рамках опробации ФГОС ООО для обучающихся 5 класса, соотвествует требованиям проведения урока,  в ходе урока реализуются личностные, метапредметные личностные результаты. Урок составлен в рамках реализации "Школы 2100" по УМК  ,  по учебнику  Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. «О тех, кто растёт , но не бегает».           В ходе урока реализуются:  технология проблемного диалога (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), технологии оценивания учебных успехов, технология продуктивного чтения.

 

Урок реализуется согласно этапам: 1 этап - проблемная ситуация и актуализация знаний (на котором определяется совместно ув учениками проблема урока и кратко формулируются   версии школьников для  решения проблемы (мозговой штурм)  , 2 этап -совместное открытие знаний  (что мы уже знаем по этой проблеме? а) диалог ― кто что помнит? (мозговой штурм), б) чтобы вспомнить,   выполняются    задания по изученному материалу.  Планирование и поиск решений проблемы.   3  этап - самостоятельное применение знаний   (проверка и самооценка 1―2 учеников по технологии оценивания учебных успехов: 1. Каким было задание? 2. Получил ли результат? 3. Сам или с помощью? 4. Правильно или с ошибкой? 5. Какую ставишь себе отметку?) , 4  этап - подведение итогов урока.   Предварительно ученикам предлагалось дома   подготовить проекты:  «Грибы нашей местности» (проектная работа), составить  «Интервью грибника».    На уроке организована  работа в группах. 

 

Автор Котова Галина Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1263
Номер материала 24764
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓