Инфоурок Биология Другие методич. материалы5 класс биология ФГОС ООО

5 класс биология ФГОС ООО

Скачать материал

Урок 18. «Грибы в биосфере и жизни человека».

Цели.

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать роль грибов в природе;

– формировать умение объяснять значение грибов в жизни человека;

– формировать умение различать съедобные и ядовитые грибы;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: микориза.

Метапредметные и личностные результаты:

Личностные УУД

      1. Сформировать умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1.      Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

  1. Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
  2. Сформировать умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
  2. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
  3. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
  4. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

 

Этап

Содержание

Оборудование

Формирование УУД и технология оценивания учебных успехов (ТОУУ)

 

I.

Проблемная ситуация и актуали-зация знаний.

Начало стихи о грибах. (добавь слово)

1. Диалог Антошки и биолога на с. 96.

– Какой вопрос (проблему) будем обсуждать на уроке?

Какова роль грибов на нашей планете?

Учитель выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске.        1

– Почему собирать грибы на одном месте можно много лет?

Версии школьников.

2. – Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.

 Учитель фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что знаем».

– Какую роль в экосистемах играют разрушители? (§ 2)

– Что такое симбиоз? (§ 13)

– Какое строение имеют грибы? (§ 15)

– Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.)

 

Какова тема сегодняшнего урока?

Какие умения нам необходимы? (на доске)

В тетради число, тему  урока.

Гербарий растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп, трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла.

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин.

Регулятивные УУД

1. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 

 

II.

Совместное открытие знаний.

1. – На даче картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши.

– Самый ценный гриб – трюфель, а может, пеницилл?

– Какова же роль грибов в этих примерах?

2. – Почему нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии?

3. Работа в группах с текстом § 17. 1. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для биосферы».

 1  2  1

  1 группа: Теоретики:  выяви  отрицательную  роль грибов,  стр. 96-97.

2 группа: Теоретики:  выяви положительную  роль грибов, стр97-98.

3 группа: Теоретики:  рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы,  определите диагностические признаки каждой группы, запомните их.

 4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника.

5 группа:  Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика,  стр.100 (№2)

6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов.  

 (выступление   представителей групп)

 

4. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока открыли причину этого заболевания (XIX в.).

– Что вызывало это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем хлебные злаки.)

Физминутка.

Влез  опенок  на  пенек,

Простоял  один  денек.

На  ветру  качался,

Резко  наклонялся.

Тоненький,  тоненький,

Ножка,  что  соломинка!

А  потом  склонился

И  совсем  свалился.

Проверка  схемы: Значение грибов для жизни и для биосферы

Дополнительно

3. Презентация «Грибы нашей местности»

4. Интервью грибника.     

Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы-трутовики».             2

Подведение итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный вопрос.

Выражение решения в виде схемы.    2

 

На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового размножения».

Плакаты «Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики».

 

 

 

 

 

7 мин.

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

По 3 мин=18 мин.

Самоанализ

Выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 -2 мин.

 

 

 

 

 

 

3 мин. Самооценка

Личностные УУД

1. Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

2. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

Коммуникативные УУД

1. Формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).

Регулятивные УУД

2. Формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 

 

III.

Само-стоятельное применение знаний.

 

Задание 3 : Закончи предложение, одним словом.

Обмен мнениями по заданиям.

– Сделайте вывод по уроку (главная мысль урока).

 

1 вариант -17.1,   17.5

2 вариант - 17.2,  17.5.

 

Самооценка по алгоритму.         2

 

 

 

2-3 мин.

Самопроверка.

самооценка

ТОУУ

Регулятивные УУД

2. Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

4. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

Познавательные УУД

3. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

 

IV.

Итог урока.

Домашнее задание:

Повторить § 14-16. Изучить § 17, вопрос 1-6 , подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М»  1 задание на выбор из  задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь

 

 

 

1.     Работа в группах с текстом § 17 учебника.

 

1 группа: Теоретики:  выяви  отрицательную  роль грибов,  стр. 96-97.

2 группа: Теоретики:  выяви положительную  роль грибов, стр97-98.

3 группа: Теоретики:  рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы,  определите диагностические признаки каждой группы, запомните их.

 4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде. Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники хлебопёков», стр 99. учебника.

5 группа:  Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика,  стр.100 (№2)

6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов.  

2. Самостоятельное применение знаний:

1. Составьте схему: Значение грибов для биосферы и человека.

 

 

 

 

 

 


     -         -        +      +      +

 

3.Закончи предложение,  одним словом.

1.     Тело гриба образовано   ……………………………………

2.     В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….

3.     В отличие от растений в клетках грибов нет …………...

4.     Специальные клетки, с помощью которых гриб размножается и расселяется    ……………………………………

5.     Пример плесневого гриба………………………………...

6.     Гифы гриба это………………………………..

7.     Устройство для вынашивания спор………………………

8.      Корни, сросшиеся с грибами……………………………..

Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза, мукор, мицелий, плодовое тело.

2        Домашнее задание:   повторить параграфы 14-15, изучить параграф 17, подготовиться к самостоятельной работе по теме «Грибы», на выбор решить  одно задание по практикуму задачнику: «П», « М» в рабочей тетради.

 

Самостоятельная работа по теме «Грибы»

1.Закончи предложение,  одним словом

 

9.      Тело гриба образовано   ……………………………………

10.  В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….

11.  В отличие от растений в клетках грибов нет …………...

12.  Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется ………  

13.  Пример плесневого гриба………………………………...

14.  Гифы гриба это………………………………..

15.  Устройство для вынашивания спор………………………

16.  Корни сросшиеся с грибами……………………………..

Варианты ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,

мукор, мицелий, плодовое тело.

 

 2. Выбери правильный ответ

 

1 вариант:

1. Грибы выделяют в отдельное царство, потому что:

А) они неподвижны, но способны к фотосинтезу,

Б)они неподвижны и питаются готовыми органическими веществами

В) они не размножаются спорами и не имеют органов,

Г) они не имеют органов, но сами создают органические вещества

2. Наиболее важным отличием клеток бактерий от клеток грибов является:

А)  способность к образованию спор

Б) наличие клеточной стенки

В)  отсутствие ядра

Г) отсутствие хромосом

 

2 вариант:

1. Грибы обитают:

А)  только в почве и на теле животных и человека,

Б)только в воде, почве и на продуктах питания,

В) в почве, воде, на продуктах питания, на растениях, на теле человека и животных, в жилищах,

Г) только на деревьях, продуктах и почве.

2. Грибы размножаются:

А) только спорами,

Б) только грибницей

В) только половым путём

Г) всеми способами

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "5 класс биология ФГОС ООО"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок "Роль грибы в  природе и жизни человека" разработан в рамках опробации ФГОС ООО для обучающихся 5 класса, соотвествует требованиям проведения урока,  в ходе урока реализуются личностные, метапредметные личностные результаты. Урок составлен в рамках реализации "Школы 2100" по УМК  ,  по учебнику  Вахрушев А.А., Ловягин С.Н., Раутиан А.С. Биология. «О тех, кто растёт , но не бегает».           В ходе урока реализуются:  технология проблемного диалога (типы диалогов: подводящий ― цепочка вопросов с логически выводимыми ответами; побуждающий ― ряд вопросов с многовариантными ответами), технологии оценивания учебных успехов, технология продуктивного чтения.

 

Урок реализуется согласно этапам: 1 этап - проблемная ситуация и актуализация знаний (на котором определяется совместно ув учениками проблема урока и кратко формулируются   версии школьников для  решения проблемы (мозговой штурм)  , 2 этап -совместное открытие знаний  (что мы уже знаем по этой проблеме? а) диалог ― кто что помнит? (мозговой штурм), б) чтобы вспомнить,   выполняются    задания по изученному материалу.  Планирование и поиск решений проблемы.   3  этап - самостоятельное применение знаний   (проверка и самооценка 1―2 учеников по технологии оценивания учебных успехов: 1. Каким было задание? 2. Получил ли результат? 3. Сам или с помощью? 4. Правильно или с ошибкой? 5. Какую ставишь себе отметку?) , 4  этап - подведение итогов урока.   Предварительно ученикам предлагалось дома   подготовить проекты:  «Грибы нашей местности» (проектная работа), составить  «Интервью грибника».    На уроке организована  работа в группах. 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 982 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Презентация к уроку биологии в 11 классе (по учебнику «Биология. 11 класс : углубленный уровень / под ред. В.К. Шумного и Г.М. Дымшица. – М. : Просвещение, 2019)
  • Учебник: «Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.
  • Тема: § 10. Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции
  • 04.10.2020
  • 1161
  • 37
«Биология (углублённый уровень)», Бородин П.М., Саблина О.В. и др./Под ред. Шумного В.К., Дымшица Г.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 491
    • DOCX 71 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Котова Галина Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Котова Галина Николаевна
    Котова Галина Николаевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 9234
    • Всего материалов: 10

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Курс повышения квалификации

Инновационные технологии обучения биологии как основа реализации ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 136 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 517 человек

Курс профессиональной переподготовки

Биология: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель биологии

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3650 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 460 человек из 69 регионов
  • Этот курс уже прошли 2 166 человек

Мини-курс

Формирование здоровых детско-родительских отношений: влияние и преодоление сепарации

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 159 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 85 человек

Мини-курс

Основы искусствознания

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 10 человек

Мини-курс

Психология аддикции: понимание и распознование

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 19 регионов