Урок 18.
«Грибы в биосфере и жизни человека».
Цели.
Предметные результаты:
– формировать умение характеризовать роль
грибов в природе;
– формировать умение объяснять значение
грибов в жизни человека;
– формировать умение различать съедобные и
ядовитые грибы;
– формировать умение понимать смысл
биологических терминов: микориза.
Метапредметные и личностные результаты:
Личностные УУД
1. Сформировать умение оценивать жизненные
ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Познавательные УУД
1.
Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать
и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
- Сформировать
умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в
текст и пр.).
- Сформировать умение определять возможные источники
необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и
оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД
- Сформировать умение самостоятельно организовывать
учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать
учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка
вопроса урока).
- Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать
самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Сформировать умение работать по плану, сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
- Сформировать умение составлять (индивидуально или в
группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Этап
|
Содержание
|
Оборудование
|
Формирование УУД и технология оценивания учебных
успехов (ТОУУ)
|
I.
Проблемная
ситуация и актуали-зация знаний.
|
Начало стихи о
грибах. (добавь слово)
1. Диалог
Антошки и биолога на с. 96.
– Какой вопрос
(проблему) будем обсуждать на уроке?
Какова роль грибов на нашей планете?
Учитель
выслушивает предположения детей, лучшая формулировка фиксируется на доске. 1
– Почему собирать грибы на одном месте можно много лет?
Версии школьников.
2. –
Расскажите мне, что вы уже знаете о роли грибов в природе и жизни человека и
что нам пригодится из имеющихся знаний при дальнейшем изучении.
Учитель
фиксирует на доске понятия, названные ребятами, комментирует их связь с
данной темой. Ученики отвечают на вопросы под плашкой «Вспоминаем то, что
знаем».
– Какую роль в
экосистемах играют разрушители? (§ 2)
–
Что такое симбиоз? (§ 13)
–
Какое строение имеют грибы? (§ 15)
–
Какая часть гриба используется людьми в пищу? (Жизненный опыт.)
Какова
тема сегодняшнего урока?
Какие
умения нам необходимы? (на доске)
В
тетради число, тему урока.
|
Гербарий
растений с поражениями спорыньей и головней, открытки «Грибы», микроскоп,
трутовик, дрожжи, покровные, предметные стёкла.
5 мин.
|
Регулятивные УУД
1.
Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную
проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
|
II.
Совместное
открытие знаний.
|
1. – На даче
картофель и томаты портятся от фитофторы, яблоки – от парши.
– Самый ценный
гриб – трюфель, а может, пеницилл?
– Какова же
роль грибов в этих примерах?
2. – Почему
нельзя есть заплесневелые продукты, но можно делать уколы пенициллина при
некоторых заболеваниях, если у человека нет к нему аллергии?
3. Работа в
группах с текстом § 17. 1. Заполните в тетради схему «Значение грибов для человека и для
биосферы».
1 2 1
1 группа: Теоретики: выяви отрицательную
роль грибов, стр. 96-97.
2 группа: Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр97-98.
3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые
грибы, определите диагностические признаки каждой группы, запомните их.
4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде.
Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники
хлебопёков», стр 99. учебника.
5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100
(№2)
6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов.
(выступление представителей групп)
4. «Больных
мучили сильные, нестерпимые боли, так, что они громко жаловались, скрежетали
зубами и кричали... Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей
и пожирал его», – так писал старинный летописец о неизвестной болезни,
называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнём». Эта болезнь только во
Франции в 1129 году унесла более 14 тыс. человек. Не один век прошёл, пока
открыли причину этого заболевания (XIX в.).
– Что вызывало
это заболевание? (Вещества, выделяемые возбудителем спорыньи, поражавшем
хлебные злаки.)
Физминутка.
Влез
опенок на пенек,
Простоял
один денек.
На ветру
качался,
Резко
наклонялся.
Тоненький,
тоненький,
Ножка,
что соломинка!
А потом
склонился
И совсем
свалился.
Проверка
схемы: Значение грибов для жизни и для биосферы
Дополнительно
3. Презентация
«Грибы нашей местности»
4. Интервью
грибника.
Плакаты
«Дрожжи», «Древесные грибы-трутовики». 2
Подведение
итогов изучения темы. Фиксация на доске найденного ответа на проблемный
вопрос.
Выражение
решения в виде схемы. 2
|
На доске «Особенности вегетативного, бесполого спорового и полового
размножения».
Плакаты
«Дрожжи», «Древесные грибы- трутовики».
7 мин.
Обсуждение
По 3 мин=18
мин.
Самоанализ
Выводы.
1 -2 мин.
3 мин.
Самооценка
|
Личностные УУД
1. Оценивать
жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения
здоровья.
Познавательные УУД
1. Анализировать,
сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и
следствия простых явлений.
2. Преобразовывать информацию из одного вида в
другой (таблицу в текст и пр.).
Коммуникативные УУД
1. Формирование умения самостоятельно
организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
2. Формирование умения работать по плану, сверять
свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
|
III.
Само-стоятельное
применение знаний.
|
Задание 3 :
Закончи предложение, одним словом.
Обмен
мнениями по заданиям.
– Сделайте
вывод по уроку (главная мысль урока).
1 вариант
-17.1, 17.5
2 вариант -
17.2, 17.5.
Самооценка
по алгоритму. 2
|
2-3 мин.
Самопроверка.
самооценка
|
ТОУУ
Регулятивные УУД
2.
Формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно
выработанные критерии оценки.
4.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения
проекта).
Познавательные УУД
3. Уметь определять возможные источники необходимых
сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её
достоверность.
|
IV.
Итог урока.
|
Домашнее
задание:
Повторить § 14-16.
Изучить § 17, вопрос 1-6 , подготовиться к тесту «Грибы», Выполнить «П» и «М»
1 задание на выбор из задачника-практикума в рабочую тетрадь (проверка на
следующем уроке). Выписать определение слова «микориза» в рабочую тетрадь
|
|
|
1.
Работа
в группах с
текстом § 17
учебника.
1 группа: Теоретики: выяви отрицательную роль грибов, стр. 96-97.
2 группа: Теоретики: выяви положительную роль грибов, стр97-98.
3 группа: Теоретики: рис. 17.3 стр.98. , определите съедобные и ядовитые грибы,
определите диагностические признаки каждой группы, запомните их.
4 группа: Исследователи: разведите немного дрожжей в подслащённой воде.
Рассмотрите их под микроскопом и зарисуйте. Подготовь: «Грибы-помощники
хлебопёков», стр 99. учебника.
5 группа: Исследователи: исследование древесного гриба-трутовика, стр.100 (№2)
6 группа: Проектная группа: правила безопасного сбора грибов.
2. Самостоятельное применение
знаний:
1. Составьте
схему: Значение грибов для биосферы и человека.
- -
+ + +
3.Закончи предложение, одним словом.
1.
Тело гриба образовано
……………………………………
2.
В отличие от бактерий в
клетках грибов есть ………….
3.
В отличие от растений в
клетках грибов нет …………...
4.
Специальные клетки, с
помощью которых гриб размножается и расселяется ……………………………………
5.
Пример плесневого
гриба………………………………...
6.
Гифы гриба
это………………………………..
7.
Устройство для вынашивания
спор………………………
8.
Корни, сросшиеся с
грибами……………………………..
Варианты
ответов: спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза, мукор, мицелий, плодовое
тело.
2
Домашнее задание: повторить параграфы 14-15, изучить параграф
17, подготовиться к самостоятельной работе по теме «Грибы», на выбор решить
одно задание по практикуму задачнику: «П», « М» в рабочей тетради.
Самостоятельная
работа по теме «Грибы»
1.Закончи предложение, одним словом
9.
Тело гриба образовано ……………………………………
10. В отличие от бактерий в клетках грибов есть ………….
11. В отличие от растений в клетках грибов нет …………...
12. Специальные клетки с помощью которых гриб размножается и расселяется ………
13. Пример плесневого гриба………………………………...
14. Гифы гриба это………………………………..
15. Устройство для вынашивания спор………………………
16. Корни сросшиеся с грибами……………………………..
Варианты ответов:
спора, ядро, гифами, хлорофилл, микориза ,
мукор, мицелий, плодовое тело.
2. Выбери правильный ответ
1 вариант:
1. Грибы выделяют в отдельное царство, потому
что:
А) они неподвижны, но способны к фотосинтезу,
Б)они неподвижны и питаются готовыми
органическими веществами
В) они не размножаются спорами и не имеют
органов,
Г) они не имеют органов, но сами создают
органические вещества
2. Наиболее важным отличием клеток бактерий от
клеток грибов является:
А) способность к образованию спор
Б) наличие клеточной стенки
В) отсутствие ядра
Г) отсутствие хромосом
2 вариант:
1. Грибы обитают:
А) только в почве и на теле животных и
человека,
Б)только в воде, почве и на продуктах питания,
В) в почве, воде, на продуктах питания, на
растениях, на теле человека и животных, в жилищах,
Г) только на деревьях, продуктах и почве.
2. Грибы размножаются:
А) только спорами,
Б) только грибницей
В) только половым путём
Г) всеми способами
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.