Главная / Классному руководителю / «Расставшиеся с детством: жизни и судьбы». 70-ю победы в Великой Отечественной войне посвящается… Классный час в 3 классе.

«Расставшиеся с детством: жизни и судьбы». 70-ю победы в Великой Отечественной войне посвящается… Классный час в 3 классе.


Управление образования Администрации НГО

МКОУ «Учебно-методический центр развития образования»


МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНКУРС КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»

2014-2015 учебный год





«На войне детей не бывает»





I ЭТАП

Методическая разработка

классного часа

«Расставшиеся с детством: жизни и судьбы»

70-ю победы

в Великой Отечественной войне посвящается…



Категория участника: классный руководитель 1-4 классов





Автор:

Никуленок Ирина Викторовна,

классный руководитель 3 «Б» класса

МАОУ «Гимназия»












НГО, 2015 уч. г.



СОДЕРЖАНИЕ




  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………3

  2. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ……………………………………………7

Ш. ПРИЛОЖЕНИЯ ………………………………………………………………...11

Приложение 1. Подготовительный и заключительный этапы

проведения классного часа

Приложение 2. «Лента времени»

Приложение 3. Организация пространства классной комнаты

Приложение 4. Оформление классной комнаты

Приложение 5. Выставка детских книг о войне

Приложение 6. Ассоциативные ряды «Война»-«Мир»

Приложение 7. Лист- «вопрос»

Приложение 8. Сведения о х/ф «Мальчик в полосатой пижаме»

Приложение 9. Перечень mp3 файлов, используемых в работе

Приложение 10. Задания группам***


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ………………………………….27























  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



все это случилось очень давно

и никогда больше не повторится.

Не в наши дни и не в нашем веке.

Джон Бойн [1]



1945 г.год Победы нашего государства в Великой Отечественной войне… XX век- век прошлый …

2015 г.- год 70-летия со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Век нынешний – век XXI

Ни нашим родителям, ни моим сверстникам – коллегам, ни мне не довелось быть свидетелями той страшной войны… Как нам, самим не видавшим ужасов тех событий, рассказать современным детям о жизни, судьбах и чувствах людей того времени, как донести боль страданий, потерь и утрат?.. Как показать ЦЕНУ, завоёванной в войне ПОБЕДЫ?.. Как достучаться до самой глубины детского сердца, вызвать сопереживание, сочувствие?..

Для младших школьников характерна «заразительность» эмоциональными переживаниями других людей, особенно, значимых для них взрослых. Возникновение эмоций у детей этого возраста связано с конкретной обстановкой, в которую они попадают. И в этом деле нет мелочей. Важно всё: и цвет, и форма, и звук, и слово, и содержание, и организация пространства, в котором происходит диалог людей и времён.

Когда ребёнок непосредственно наблюдает и «проживает» события, испытывает яркие жизненные переживания, максимально приближенные к его возрасту, тогда в нём самом рождаются сильные эмоции, которые помогают понять и осознать эмоции и чувства других людей. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью и является важным моментом в становлении личности растущего человека.

Учитывая эту особенность чувств младших школьников, автором методической разработки осознанно был сделан выбор темы классного часа, посвящённого 70-ю Победы в Великой Отечественной войне.

Тема классного часа: Расставшиеся с детством: жизни и судьбы.

Место мероприятия в образовательном процессе гимназии: в гимназии классные часы проводятся во всех без исключения коллективах по понедельникам в закреплённых за классом учебных помещениях.

Цель: создание условий для понимания младшими школьниками особенностей жизни детей в годы войны, нечеловеческих испытаний, не совместимых с детством, выпавших на их долю и судеб, которым так и не дано было сложиться.

Планируемые результаты:

  • Результаты первого уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной

реальности и повседневной жизни):

- приобретут знания о жизни и судьбах детей войны, их чувствах, переживаниях;

- приобретут знания о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;

  • Результаты второго уровня (формирование ценностного отношения к социальной

реальности):

- приобретут опыт эмоционального переживания и отношения к таким базовым ценностям

общества как осознание ценности людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к

действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному

здоровью и духовной безопасности личности;

- проявят эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам

сверстников-детей войны;

- получат опыт сотрудничества с классным руководителем, одноклассниками, свидетелями

событий тех лет – людьми, которые в годы войны были детьми.

Краткое тематическое содержание:

        • Подготовительная работа к классному часу на протяжении всего учебного года

(Приложение 1).

  • Работа с «Лентой времени». Определение юбилейной даты- 70- летия Победы в Великой

Отечественной войне (Приложение 2).

  • Работа с ассоциативным рядом «Война» - (Приложение 6).

  • Работа в группах . История жизни двух девочек Т.Савичевой и А.Франк. Дневники.

  • Просмотр фрагмента х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (Приложение 8).

  • Исполнение ритуалов, связанных с традицией памяти событий Вов (Минута памяти).

  • Исполнение стихотворения «Прадедушке» учителем.

  • Работа с ассоциативным рядом «Мир».

  • Заключительный этап классного часа (Приложение 1).

Вся работа классного руководителя гимназии на ступени начального общего образования строится с учётом принципов и особенностей организации содержания воспитания и социализации обучающихся [3].

  • Принцип ориентации на идеал.

Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном.

  • Аксиологический принцип.

Ценности определяют основное содержание духовно- нравственного развития и воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности.

  • Принцип следования нравственному примеру.

Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

  • Принцип идентификации (персонификации).

Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений, живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

  • Принцип диалогического общения.

В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

  • Принцип полисубъектности воспитания.

В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

  • Принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Воспитание… включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь? Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного значения ценностей и открытие их личностного смысла. Обучающиеся вместе с педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются к содержанию:

общеобразовательных дисциплин;

произведений искусства;

периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих

современную жизнь;

духовной культуры и фольклора народов России;

истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;

жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;

общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически

организованных социальных и культурных практик;

других источников информации и научного знания.

Технология проведения: технология междисциплинарного обучения.

Проведение классного часа в технологии междисциплинарного обучения позволит младшим школьникам использовать собственную исследовательскую активность поиску и нахождению ответов на поставленные вопросы.

В соответствии с технологией проведения мероприятия были определены следующие этапы экспедиции:

1. Обзор.

2. Мотивация.

3. Исследование.

5. Обмен информацией.

6. Организация и связывание информации.

7. Применение.

8. Рефлексия.

9. Итог.

Форма сотрудничества: фронтальная , групповая (6 групп по 4-5 человек).

Основной метод: метод исследования, который предполагает построение классного часа как творческого процесса.

Область применения: материалы, представленные в разработке, могут быть использованы:

а) в урочной деятельности на ступени начального общего образования:

- учителями начальных классов на уроках литературного чтения в рамках изучения

тем, посвящённых истории нашего государства (в качестве дополнительного материала к

уроку);

- учителями начальной школы в рамках организации внеклассной работы по предмету

(проектно-исследовательская деятельность учащихся по данной тематике).

б) во внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:

- руководителями кружков и клубов патриотической направленности (в рамках

дополнительного образования);

в) в методической работе ШМО классных руководителей гимназии на всех ступенях

общего образования:

- участниками ШМО классных руководителей (в качестве материала для ознакомления с

формами, приёмами, технологиями работы классного руководителя).

г) в семейном воспитании на ступени начального общего образования:

- родителями учащихся младших классов (в качестве материала для индивидуальной работы

с детьми).

Продолжительность мероприятия:45 мин.

В ходе проведения виртуальной экспедиции планируется видео и фотосъёмка с целью анализа мероприятия и представления опыта работы в рамках школьного методического объединения классных руководителей.

Информационное обеспечение, оборудование и материалы:

hello_html_m1047a52.gif1. Видеокамера.

2. Фотоаппарат.

3. Экран, мультимедиа-оборудование, компьютер, пульт, презентация.

4. Таблички с номерами групп.

5. Листы – «вопросы» для этапа мотивации- 5-6 шт.(Приложение 7).

6. mp3 файлы с музыкальными произведениями (Приложение 9).

7. Организация пространства кабинета (Приложение3).

7. Х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (Приложение 8).

8. Выставка книг и рисунков о войне (Приложение5).

9. Оформление классного комнаты и уголка (Приложение 4).

10. Цветная бумага.

11. Фломастеры- у детей; маркеры для работы в группах- 6 штук.

12. Магниты.




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА


Ход

проведения классного часа


Этапы

классного

часа

Содержание этапов классного часа

КР- классный руководитель, Д- дети

Примечания

1.Обзор



а) Работа с лентой времени

КР:Добрый день, гимназисты. Посмотрите на запись,

выполненную на доске (Приложение 2.)

- Что это? (это «лента» времени)

- Что обозначают на ленте времени годы:

2004г., 2005г.?...(годы рождения детей нашего класса);

2012 г.?... (год, когда все мы пошли в первый класс);

а 2015 г.?...(затруднение…)

- Почему напротив 2004 г., 2005 г. 2012 г. изображены фигурки

счастливых детей? (в эти годы связаны с приятными, тёплыми

воспоминаниями )

- Почему напротив 2015 г. сразу 2 фигурки: счастливого и

несчастного ребёнка? (высказывают предположения…;

затрудняются)


КР: Объясните записи , сделанные в левой половине «ленты».

Д: 1941 г. – год начала ВОв, поэтому напротив года грустная

фигурка;

1945 г. – год окончания ВОв; помещены фигурки и радостных

и грустных человечков, так как все радовались победе, но

люди потеряли своих родных, кто-то умирал от ран, кто-то

пропал без вести.

КР: Вернитесь к 2015 г.? Почему одна из фигурок грустная? (…)

КР соединяет стрелкой 1945г. и 2015 г., просит установить, сколько лет прошло с того времени (70 лет).

КР: Верно, в 2015 году мы отмечаем 70-летие со Дня Победы нашей страны в ВОв.


Приложение 2

«Лента» времени (левая часть «ленты» закрыта)












КР открывает вторую половину «ленты»




б) Работа с ассоциативным рядом «Война»:

  • Произнесите слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это слово? Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот цвет, с которым оно ассоциируется.

  • Произнесите слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы слышите его. На выбранном цветном листе запишите 2-3 слова.

  • Произнесите слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в них. Изобразите их в виде знака/ символа/рисунка и т.п.

Д: озвучивают с каким цветом, с какими словами и образами ассоциируется у них ВОЙНА.

КР: Вы точно подобрали цветовые , словесные и символические ассоциации, почувствовали настроение. Именно в таком состоянии находились в дни войны дети. Многие из них в один день потеряли детство.


Голос

Левитана

Приложение 6











все листы вывешиваются в кл. уголок «Мы памяти этой верны» (Приложение4)

2.Мотивация



- Как вы думаете, почему говорят: ««На войне детей не бывает»?

(…..)

- Какие вопросы возникают у вас в связи с этим высказыванием?

Д:формулируют вопросы и записывают их на листах- «вопросах»

- Почему на войне не бывает детей?

- Как жили дети во время войны?

- Как сложились их судьбы? и др.

КР: Чему будет посвящён наш сегодняшний классный час?

Д: поиску ответов на поставленные вопросы

hello_html_43ac7e71.gif










Приложение 7































3.Исследование.


Работа в группах по плану

Задание группам 1,3,5.

Таня Савичева. Дневник Т. Савичевой.

Жизнь и судьба.

  1. Прочитайте текст.

  2. Опишите жизнь детей во время войны.

  3. Найдите факты, доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.

  4. Найдите ответы на вопросы, сформулированные в начале классного часа.

  5. Как сложилась судьба ребёнка?

  6. Как люди чтят память о девочке?



Задание группам 2, 4, 6)

Анна Франк. Дневник Анны Франк.

Жизнь и судьба.

  1. Прочитайте текст.

  2. Опишите жизнь детей во время войны.

  3. Найдите факты, доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.

  4. Найдите ответы на вопросы, сформулированные в начале классного часа.

  5. Как сложилась судьба ребёнка?

  6. Как люди чтят память о девочке?


Приложение 10.

4. Обмен информацией.


Группы выступают по плану.



5.Организация и связывание информации




КР:

Таня Савичева и Анна Франк… Две жизни. Две судьбы.

- Сравните жизнь девочек и их судьбы?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Реквием

Приложение 9

6.Применение

а) просмотр отрывка х/ф «Мальчик в полосатой пижаме»




б) обсуждение жизни и судьбы двух мальчиков Бруно и Шмуэля.

- Сравните жизнь мальчиков и их судьбы?

- Чем они похожи?

- Чем отличаются?

Бруно — восьмилетний немецкий мальчик, который беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на новую должность семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную ферму с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам, и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым.

Все члены семьи, кроме отца и дочери, тяжело переживают соседство с концентрационным лагерем, в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники.

Только Бруно не понимает, что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуэль, который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно: там люди ходят в кафе и бары, играют в футбол, дети весело играют на улице.

Когда Бруно приходит время уезжать, он решает в последний раз увидеть своего друга. Он приходит к забору лагеря и прокапывает подкоп под ним, чтобы перебраться в лагерь. Шмуэль дает

ему арестантскую робу, они идут к баракам, найти отца, якобы пропавшего на новой работе. Сразу после этого их гонят в газовую камеру. Все думают, что их гонят в душ, заставляют раздеваться. Бруно и Шмуль погибают вместе с остальными узниками в газовой камере.

Судьбы миллионов детей из разных стран были похожи друг на друга. Многие были лишены детства.. Многие погибли…

Давайте почтим память о детях, расставшихся с детством и потерявших детство навсегда МИНУТОЙ молчания….

Дети и учитель встают.








































Минута молчания.

Метроном- 1 мин

в) Чтение учителем стихотворения собственного сочинения о прадедушке. Показ фотографий и наград деда.


Священная война- мелодия


г) Работа с ассоциативным рядом «Мир».

Пролетели годы…. Мы живём с вами в мире … У нас есть право на детство, которого были лишены ваши сверстники.

  • Произнесите слово «МИР». Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это слово? Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот цвет, с которым оно ассоциируется.

  • Произнесите слово «МИР». Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы слышите его. На выбранном цветном листе запишите 2-3 слова.

  • Произнесите слово «МИР». Вслушайтесь в них. Изобразите их в виде знака/ символа/рисунка и т.п.

Д: озвучивают с каким цветом, с какими словами и образами ассоциируется у них слово «МИР».


Листы вывешивают в уголок.

КР:

Вы точно подобрали цветовые , словесные и символические ассоциации, почувствовали настроение. Именно в таком состоянии находились в дни войны дети. Многие из них в один день потеряли детство.


Приложение 6


















Приложение 4.

  1. Рефлексия.

Поделитесь своими впечатлениями о классном часе.

Продолжите фразы:

* Классный час заставил меня задуматься о …

* Сегодня я узнал(а)…..

* После классного часа мне захотелось….

* Оказывается,….

* Сегодня я сумел(а)….

* Я был(а) удивлен(а) тому, что…

* Мне было приятно….



  1. Итог.


- Какие вопросы возникли у нас в начале классного часа?

- Как бы теперь смогли объяснить смысл фразы «На войне детей

не бывает»

- Почему детях, живущих в войну, говорят как о

расставшихся с детством?

- Что чувствовали и переживали дети?

- Как складывались их судьбы ?

- Как люди чтят память тех, кто ценой своей жизни подарил нам

МИР?

- Что каждый из нас может сделать в День Победы 9 мая?


Наш классный час не заканчивается. В течение ещё нескольких дней мы будем участвовать в юбилейных мероприятиях:

  1. Участие в акции «Память» с классом.

  2. Участие в акции «Бессмертный полк».

  3. Участие в возложении цветов к памятнику на Аллее Боевой славы (с семьёй).

  4. Поздравление родственников- участников и свидетелей (дети войны) с праздником.










































ПРИЛОЖЕНИЯ




Приложение 1.

Подготовительный этап к проведению классного часа


Приложение 2.

«Лента времени»


Приложение 3.

Организация пространства классной комнаты


Приложение 4.

Оформление классной комнаты


Приложение 5.

Выставка детских книг о Великой Отечественной войне


Приложение 6.

Ассоциативные ряды «Мир» - «Война»


Приложение 7.

Лист – «вопрос»


Приложение 8.

Сведения о художественном фильме «Мальчик в полосатой пижаме»


Приложение 9.

Перечень mp3 файлов, используемых в работе


Приложение 10.

Задание группам











Приложение 1


Подготовительный этап

к проведению классного часа



  1. Чтение книг о Великой Отечественной войне (классное и семейное чтение).

  2. Просмотр художественных и документальных фильмов о Великой Отечественной войне.

  3. Посещение музейной выставки в ЦВР, посвящённой 70-ю Победы в Великой Отечественной войне.

  4. Участие в конкурсах художественного слова, посвящённых юбилейным мероприятиям.

  5. Участие в Городских конкурсах рисунков о войне.

  6. Поисковая работа:

  • расспросить у членов семьи о родственниках, которые :

- участвовали в Великой отечественной войне;

- были детьми в годы Великой Отечественной войны;

  • расспросить участников и свидетелей о жизни в годы Великой Отечественной войны

  1. Оформление классной комнаты.



Заключительный этап

проведения классного часа


  1. Участие в акции «Память» с классом.

  2. Участие в акции «Бессмертный полк».

  3. Участие в возложении цветов к памятнику на Аллее Боевой славы (с семьёй).

  4. Поздравление родственников - участников и свидетелей (дети войны) с праздником.











Приложение 2



ЛЕНТА ВРЕМЕНИ




hello_html_m137ebe84.gif



2

0

1

5

hello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gif

2

0

1

2

hello_html_m13ab102a.gif

hello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gif

2

0

0

5

2

0

0

4

hello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_391e333d.gifhello_html_391e333d.gifhello_html_391e333d.gifhello_html_391e333d.gifhello_html_391e333d.gifhello_html_m3e0d8b3a.gif


hello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gifhello_html_m13ab102a.gif

19

4

5


1

9

4

1






hello_html_m3e0d8b3a.gifhello_html_m3e0d8b3a.gif

hello_html_391e333d.gifhello_html_m3e0d8b3a.gif





Фигурки весёлых мальчиков и девочек



Фигурки печальных мальчиков и девочек


Приложение 3


Организация пространства классной комнаты


Э К Р А Н

Место для размещения

материалов


Место для размещения

материалов












О







К






Н






О

hello_html_2093f8bf.gifhello_html_b0c6c17.gif


hello_html_20cfd4bf.gif



hello_html_m44a6129a.gif

hello_html_m6a9d2afe.gif

«

М

ы



п

а

м

я

т

и


э

т

о

й



в

е

р

н

ы…»








hello_html_m58edbaa3.gif

hello_html_258f8c22.gif









hello_html_m55d2b65.gif

hello_html_1418fe54.gif








hello_html_197cc5e8.gif




Приложение 4


Оформление классной комнаты



Пространство


Пространство классной комнаты условно разделено на 2 части, по центру проходит линия.

Дети занимают места по обе стороны от линии (друг напротив друга, в группах).







Классный уголок «Мы памяти этой верны…»



Рубрика «Два мира» (мир- война):

оформляется в ходе классного часа


  1. выбор цвета листа в зависимости от цветовой ассоциации, возникшей при

упоминании слов «мир» и «война» (Приложение 1 – а);


  1. запись детьми на разноцветных листах слов- ассоциаций, которые у них возникают при упоминании слов «мир» и «война» (Приложение 1-б);


  1. выбор знака/символа/рисунка, который возникает в воображении при произношении слов «мир» и «война» (Приложение 1-в).



Рубрика «Две жизни. Две судьбы» :

выставка детских фотографий родственников учащихся времён Великой Отечественной войны (выставка пополнится в ходе классного часа фотографиями киногероев-детей, реальных детей войны):


Выставка детских рисунков о войне.
































hello_html_3c06d5e4.jpghello_html_m7be5e155.gifhello_html_3c06d5e4.jpg


Мир


Два мира




Война

Чhello_html_3795c980.gifистое небо

Любовь

Сhello_html_m2ee17324.gifмех/Улыбки

Радость

Дhello_html_m523db267.gifружба

Счастье

Жhello_html_m428144c8.gifизнь

Солнце

Пhello_html_44060408.gifокой/Тишина

Дети

Сhello_html_m698b660.gifемья

Труд

Творчество

Уhello_html_17e5fcc6.gifверенность




«…все это случи-лось очень давно и никогда больше не повторится. Не в наши дни и не в нашем веке»

Джон Бойн


«Умерли все.

Осталась одна Таня»…

Из дневника

Тани Савичевой.

Ленинград, 1942 год.


Сhello_html_36af8fcc.gifмерть

Плач/Слёзы

Кhello_html_1dbff96b.gifровь

Страх

Оhello_html_m5f37042a.gifружие

Бой/Битва

Гhello_html_6daf6bd6.gifолод

Взрывы

Сhello_html_m3a9b5f5a.gifтоны

Горе

Рhello_html_m5670f00a.gifазруха

Боль

Темнота/ мрак

Сhello_html_m706859dd.gifтрадания

Тревога



Две жизни.

Две судьбы.



Бруно:

- восьмилетний немецкий мальчик;


- литературный герой (роман Джона

Бойна «Мальчик в полосатой

пижаме»);

-киногерой (х/ф Марка Хермана  «Мальчик в полосатой пижаме»)



















Таня Савичева:

- советская девочка, умершая от последствий блокадной Ленинградской зимы ;

- автор «Дневника Тани Савичевой».



hello_html_2ba54cfa.jpg









hello_html_5f8cdb55.jpghello_html_m15c265f1.jpg































hello_html_59c3bb5c.jpghello_html_7104384c.jpg



Шмуэль:

- восьмилетний еврейский мальчик,

уроженец Германии;

- литературный герой (роман Джона

Бойна « Мальчик в полосатой пижаме»);


- киногерой (х/ф Марка Хермана 

«Мальчик в полосатой пижаме»)




Анна Франк:

-  еврейская девочка, уроженка Германии, умершая в нацистском концлагере;

- автор «Дневника Анны Франк».




hello_html_1cc8c7fd.jpg




Приложение 5


Выставка детских книг о Великой Отечественной войне



hello_html_m62fe911a.jpghello_html_m6147c46f.jpghello_html_m684e734a.jpghello_html_4b204b07.jpghello_html_f6acc3f.jpghello_html_1f9cf3e9.jpg

hello_html_17e70acb.jpghello_html_me55f12a.jpghello_html_75f73acc.jpghello_html_m5b55165b.jpghello_html_m2d940df6.jpg

Алексеев С. «Рассказы о войне»

Баруздин С. «Шел по улице солдат»

Кассиль Л. «Твои защитники»

Маркуша А. «Я – солдат, и ты – солдат»

Митяев А. «Письмо с фронта»

Артюхова Н. «Светлана»

Воронкова Л. «Девочка из города»

Голявкин В. «Рисунок на асфальте»

Катаев В. «Сын полка»

Лиханов А. «Последние холода»

Осеева В. «Васек Трубачев и его товарищи»

Верейская Е. «Три девочки»

Миксон И. «Жила, была»

Никольская Л. «Должна остаться живой»

Балтер Б. «До свидания, мальчики!»

Богомолов В. «Иван», «Зося»

Ильина Е. «Четвертая высота»

Кассиль Л. «Улица младшего сына»

Печерская А. «Дети – герои Великой Отечественной войны»

Сухова А. «Дети войны» и др.



Приложение 6



Ассоциативные ряды

«МИР» - «ВОЙНА»




а) Цветовые ассоциации



  • Произнесите слово «МИР». Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это слово? Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот цвет, с которым оно ассоциируется.


  • Произнесите слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это слово? Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот цвет, с которым оно ассоциируется.






б) Словесные ассоциации



  • Произнесите слово «МИР». Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы слышите его. На выбранном цветном листе запиши 2-3 слова.

  • Произнесите слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы слышите его. На выбранном цветном листе запиши 2-3 слова.


«МИР»

«ВОЙНА»

1.

2.

3.

1.

2.

3.




в) Зрительные ассоциации


  • Произнесите слова «МИР» и «ВОЙНА». Вслушайтесь в них. Изобразите их в виде знака/ символа/рисунка и т.п.

Прямоугольник 1Прямоугольник 2










мир война



Приложение 7

hello_html_30f6cd49.gif


























2 шт.






















Приложение 8


Сведения о

художественном фильме

«Мальчик в полосатой пижаме»

http://kinogo.net/1518-malchik-v-polosatoy-pizhame-2008.html


hello_html_m34992c1d.jpg

Сведения о фильме


Год выпуска: 2008.

Страна: Великобритания.

Жанр: Драма. Военный. Исторический.

Перевод: Дублированный.

Продолжительность: 1ч 34 мин 27 с.

Премьера: 30 апреля 2009 г.

Режиссёр: Марк Херман.






«Мальчик в полосатой пижаме» (англ. The Boy in the Striped Pyjamas) — фильм режиссёра Марка Хермана, снятый по одноимённому роману Джона Бойна в 2008 году. Съёмки фильма проходили в Будапеште.

Сюжет

Бруно — восьмилетний немецкий мальчик, который беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на новую должность семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную ферму с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам, и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым.

Все члены семьи, кроме отца и дочери, тяжело переживают соседство с концентрационным лагерем, в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники.

Только Бруно не понимает, что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуэль, который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно: там люди ходят в кафе и бары, играют в футбол, дети весело играют на улице.

Когда Бруно приходит время уезжать, он решает в последний раз увидеть своего друга. Он приходит к забору лагеря и прокапывает подкоп под ним, чтобы перебраться в лагерь. Шмуэль дает

ему арестантскую робу, они идут к баракам, найти отца, якобы пропавшего на новой работе. Сразу после этого их гонят в газовую камеру. Все думают, что их гонят в душ, заставляют раздеваться. Бруно и Шмуль погибают вместе с остальными узниками в газовой камере.





Приложение 9



Перечень mp3 файлов, используемых в работе:


http://sovmusic.ru/


  • Голос Левитана

  • Священная война

  • 7-ая симфония Шостаковича

  • «Реквием» В.-А. Моцарта

  • Минута Памяти. Метроном (60 сек)

















Приложение 10



Задание группам 1,3,5.


  1. Прочитайте текст.

  2. Опишите жизнь детей во время войны.

  3. Найдите факты, доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.

  4. Найдите ответы на вопросы, сформулированные в начале классного часа.

  5. Как сложилась судьба ребёнка?

  6. Как люди чтят память о девочке?


hello_html_5acc500f.jpg

ТАНЯ САВИЧЕВА. ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ.

ЖИЗНЬ и СУДЬБА.

Таня Савичева, ленинградская школьница, была дочерью пекаря и портнихи, младшей в семье и всеми любимой. Отец рано умер. Мать  работала много, чтобы поднять пятерых детей. У  неё, портнихи ленинградского Дома моды, всегда было много заказов, она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых - нарядные занавески, салфетки, скатерти. В семье Савичевых все были музыкально одарены. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне у Чудского озера.  Уехать успел только  Миша.
Начало войны изменило планы. Семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, помогать фронту. Мать шила обмундирование для бойцов. Брат Леонид, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе. Сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, дяди Тани, несли службу в ПВО. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи.
Гитлер обещал Ленинград «задушить голодом и сровнять с лицом земли». Кольцо блокады быстро сжималось.

hello_html_m4c32076e.jpg

Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки ожидания, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка, начиная с декабря 1941 года, записывала  даты смерти своих родных, умерших от голода.
Сестра Женя работала по 2 смены на заводе. Ещё и сдавала кровь для раненых бойцов, сил не хватило –
  умерла прямо на заводе. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену в цех, сообщили, что он умер…».


Таня все чаще открывала записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло от голода людей, сколько вымерло семей.

Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Летом 1942 года девочку эвакуировали из Ленинграда   вместе с другими истощенными голодом ленинградскими детьми в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки.
Жители откармливали и согревали сиротские души. Многие из них окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась
  в  больнице от неизлечимой болезни — прогрессирующей дистрофии.
Ее похоронили на поселковом кладбище. Установили стелу с барельефом девочки и страничками из ее дневника.


hello_html_m379fc770.jpg


Дневник Тани Савичевой выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия — в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.
В память о Тане Савичевой её именем назван астероид.
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина, в чьей книжке вела записи Таня, на самом деле не умерла. Она не пришла домой с работы, потому что её увезли в больницу, а потом
  вывезли в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди  голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша. 
Среди обвинительных документов против фашистских преступников, представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка ленинградской школьницы Тани Савичевой.

hello_html_m6663ed06.jpg


Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на третьем километре  блокадной «Дороги Жизни».


Задание группам 2, 4, 6


  1. Прочитайте текст.

  2. Опишите жизнь детей во время войны.

  3. Найдите факты, доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.

  4. Найдите ответы на вопросы, сформулированные в начале классного часа.

  5. Как сложилась судьба ребёнка?

  6. Как люди чтят память о девочке?


АННА ФРАНК. ДНЕВНИК АННЫ ФРАНК.

ЖИЗНЬ И СУДЬБА.


hello_html_7104384c.jpgАнна Франк родилась 12 июня 1929 года во Франкфурте-на-Майне, в ассимилированной еврейской семье. Отец Анны, Отто Франк, был офицером в отставке, мать, Эдит Холлендер Франк, — домохозяйкой. Старшая сестра Анны, Марго Франк родилась 16 февраля 1926 года. Франки принадлежали к евреям-либералам и не соблюдали традиции и обычаи иудаизма. Они жили в ассимилируемой общине еврейских и нееврейских граждан, где их дети росли вместе с католиками, протестантами.

После прихода Гитлера к власти в стране и победы НСДАП на муниципальных выборах во Франкфурте в 1933 году, Отто Франк эмигрирует в Амстердам, где становится директором акционерного общества «Opekta». В сентябре того же года в Амстердам переезжает мать Анны. В декабре к ним присоединяется Марго, а в феврале 1934 года — и сама Анна.

До шести лет Анна Франк посещала детский сад при школе Монтессори, потом пошла в первый класс этой школы. Там она проучилась до шестого класса, после чего перешла в Еврейский лицей.

Жизнь в убежище

В мае 1940 года Германия оккупировала Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев.

В июле 1942 года Франкам приходит повестка в гестапо на имя Марго. 6 июля семья Анны Франк переселились в убежище, устроенное сотрудниками фирмы «Опекта», производящей джемовые добавки, в которой работал Отто Франк, по адресу Принсенграхт 263. Поскольку квартиру Франки покидали в спешке, то Отто Франк оставил записку, в которой написал, что вся семья уехала в Швейцарию. Утро 6 июля было очень дождливым, что Франкам было на руку, потому что они рассчитывали, что при такой погоде на улице будет мало гестаповцев. Поскольку амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным транспортом, то Анна с родителями (Марго перебралась в убежище раньше) шли несколько километров под дождём. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа, на всех троих было по несколько комплектов одежды.

Как и другие здания Амстердама, стоящие вдоль каналов, дом номер 263 на набережной Принсенграхт состоит из парадной и задней части. Офис и помещение хранилища занимают переднюю часть строения. Задняя часть дома — нередко пустующее помещение. Вот его-то с помощью своих коллег Виктора Кюглера, Йоханнеса Клеймана, Мип Гиз и Элизабет (Беп) Фоскёйл и приспособил Отто Франк под будущее убежище. Вход был замаскирован под шкаф с документами.

13 июля к ним присоединилась семья Ван Пельс из Оснабрюка в составе Германа ван Пельса, его жены Августы и сына Петера. Незадолго до этого менеер ван Пельс, который был в курсе, что Франки ушли в убежище, распустил среди всех знакомых слух, что Франки уехали в Швейцарию.

16 ноября 1942 года в убежище принимается восьмой житель — дантист Фриц Пфеффер.

В убежище Анна вела дневник в письмах на нидерландском языке (первым её языком был немецкий, но и нидерландский она начала учить с раннего детства). Эти письма она писала вымышленной ею подруге Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала Het Achterhuis (рус. В заднем доме).

Первую запись в дневнике Анна сделала в день своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1 августа 1944 года……









































Список источников информации:


  1. Бойн Дж. Мальчик в полосатой пижаме. Роман. Изд-во «Фантом-Пресс»-, 2013 г., 288 с.

  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишаков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения». Издательство «Просвещение»- М., , 2009 г.

3. Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Гимназия»

Новоуральск (с изменениями и дополнениями), 2012 г. [Электронный ресурс ]-режим доступа:

http://gim47ngo.ru/.Документы. (05.12.2014).

4. План воспитательной работы на 2014-2015 учебный год, Новоуральск, 2014 г., с.3]. [Электронный

ресурс]- режим доступа: http://gim47ngo.ru/. Документы. (01.12.2014).

5. Проблемы воспитания гражданина и патриота. Об организации воспитательной деятельности по

ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов Российской

Федерации и их популяризации. Рекомендации [Электронный ресурс]- режим доступа:

http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-5-4.htm (04.12.2014).

6.Таня Савичева https://ru.wikipedia.org/

7. Анна Франк https://ru.wikipedia.org/














10


«Расставшиеся с детством: жизни и судьбы». 70-ю победы в Великой Отечественной войне посвящается… Классный час в 3 классе.
  • Классному руководителю
Описание:

    1945 г. – год Победы нашего государства в Великой Отечественной войне… XX век- век прошлый …

   2015 г.- год 70-летия  со Дня Победы в  Великой Отечественной войне. Век нынешний – век XXI

 

    Ни нашим родителям, ни моим   сверстникам – коллегам, ни мне не довелось быть свидетелями той страшной войны… Как нам, самим не видавшим ужасов тех событий, рассказать современным детям о жизни, судьбах  и  чувствах людей того времени, как донести боль страданий, потерь и утрат?.. Как достучаться до самой глубины детского сердца, вызвать сопереживание, сочувствие?.. Как показать ЦЕНУ, завоёванной в войнеПОБЕДЫ?.. 

     В методической разработке автором сделана попытка  через цвет, форму, звук, слово,  «проживание» событий  давних лет показать диалог людей и времён; вызвать у обучающихся яркие жизненные переживания, максимально приближенные к их возрасту, которые будут способствовать рождению сильных эмоций,  помогающих понять и осознать эмоции и чувства других людей.

 

 

    

Автор Никуленок Ирина Викторовна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 620
Номер материала 48671
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓