Управление образования
Администрации НГО
МКОУ «Учебно-методический центр
развития образования»
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ
КОНКУРС КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ
ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ»
2014-2015
учебный год
«На войне детей не бывает»
I
ЭТАП
Методическая разработка
классного часа
«Расставшиеся с детством: жизни и судьбы»
70-ю
победы
в
Великой Отечественной войне посвящается…
Категория
участника: классный руководитель 1-4 классов
Автор:
Никуленок Ирина
Викторовна,
классный руководитель
3 «Б» класса
МАОУ «Гимназия»
НГО, 2015 уч. г.
СОДЕРЖАНИЕ
I.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА ………………………………………………3
II. МЕТОДИЧЕСКАЯ
РАЗРАБОТКА ……………………………………………7
Ш. ПРИЛОЖЕНИЯ
………………………………………………………………...11
Приложение 1. Подготовительный и заключительный этапы
проведения классного часа
Приложение 2. «Лента времени»
Приложение 3. Организация
пространства классной комнаты
Приложение
4. Оформление классной комнаты
Приложение 5. Выставка детских книг о войне
Приложение
6. Ассоциативные ряды «Война»-«Мир»
Приложение
7. Лист- «вопрос»
Приложение
8. Сведения о х/ф «Мальчик в полосатой пижаме»
Приложение
9. Перечень mp3 файлов,
используемых в работе
Приложение
10. Задания группам***
СПИСОК
ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ………………………………….27
1.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ
ЗАПИСКА
…все это случилось очень давно
и никогда больше не повторится.
Не в наши дни и не в нашем веке.
Джон Бойн [1]
1945 г. – год Победы нашего
государства в Великой Отечественной войне… XX
век- век
прошлый …
2015 г.- год 70-летия
со Дня Победы в Великой Отечественной войне. Век нынешний – век XXI…
Ни нашим родителям, ни моим
сверстникам – коллегам, ни мне не довелось быть свидетелями той страшной
войны… Как нам, самим не видавшим ужасов тех событий, рассказать
современным детям о жизни, судьбах и чувствах людей того времени, как донести
боль страданий, потерь и утрат?.. Как показать ЦЕНУ, завоёванной в войне
ПОБЕДЫ?.. Как достучаться до самой глубины
детского сердца, вызвать сопереживание, сочувствие?..
Для младших школьников характерна
«заразительность» эмоциональными переживаниями других людей, особенно, значимых
для них взрослых. Возникновение эмоций у детей этого возраста связано с
конкретной обстановкой, в которую они попадают. И в этом деле нет мелочей.
Важно всё: и цвет, и форма, и звук, и слово, и содержание, и организация
пространства, в котором происходит диалог людей и времён.
Когда
ребёнок непосредственно наблюдает и «проживает» события, испытывает яркие
жизненные переживания, максимально приближенные к его возрасту, тогда в нём
самом рождаются сильные эмоции, которые помогают понять и осознать эмоции и
чувства других людей. Пережитое
и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью
и является важным моментом в становлении личности растущего человека.
Учитывая эту особенность
чувств младших школьников, автором методической разработки осознанно был сделан
выбор темы классного часа, посвящённого 70-ю Победы в Великой
Отечественной войне.
Тема
классного часа: Расставшиеся с детством: жизни и судьбы.
Место мероприятия
в образовательном процессе гимназии: в гимназии классные часы проводятся во всех без
исключения коллективах по понедельникам в закреплённых за классом учебных
помещениях.
Цель: создание
условий для понимания младшими школьниками особенностей жизни детей в годы
войны, нечеловеческих испытаний, не совместимых с детством, выпавших на их
долю и судеб, которым так и не дано было сложиться.
Планируемые
результаты:
Ø Результаты первого
уровня (приобретение социальных знаний, понимания социальной
реальности и повседневной жизни):
- приобретут
знания о жизни и судьбах детей войны, их чувствах, переживаниях;
-
приобретут знания о традициях памяти событий Великой Отечественной войны;
Ø
Результаты
второго уровня
(формирование ценностного отношения к социальной
реальности):
- приобретут опыт эмоционального переживания и отношения к таким базовым
ценностям
общества
как осознание ценности людей, ценности человеческой жизни, нетерпимость к
действиям
и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному
здоровью
и духовной безопасности личности;
-
проявят эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание
чувствам
сверстников-детей
войны;
- получат
опыт сотрудничества с классным руководителем, одноклассниками, свидетелями
событий тех лет – людьми, которые в годы войны были детьми.
Краткое тематическое содержание:
· Подготовительная работа к
классному часу на протяжении всего учебного года
(Приложение 1).
· Работа с «Лентой времени».
Определение юбилейной даты- 70- летия Победы в Великой
Отечественной
войне (Приложение 2).
· Работа с ассоциативным
рядом «Война» - (Приложение 6).
· Работа в группах . История
жизни двух девочек Т.Савичевой и А.Франк. Дневники.
· Просмотр фрагмента х/ф
«Мальчик в полосатой пижаме» (Приложение 8).
· Исполнение ритуалов,
связанных с традицией памяти событий Вов (Минута памяти).
· Исполнение стихотворения
«Прадедушке» учителем.
· Работа с ассоциативным
рядом «Мир».
· Заключительный этап
классного часа (Приложение 1).
Вся работа классного руководителя гимназии на ступени начального общего
образования строится с учётом принципов и особенностей организации содержания воспитания
и социализации обучающихся [3].
· Принцип ориентации на идеал.
Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного
коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений,
превосходная степень нравственного представления о должном.
· Аксиологический принцип.
Ценности определяют основное содержание духовно- нравственного развития и
воспитания личности младшего школьника. Любое содержание обучения, общения,
деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к
определённой ценности.
· Принцип следования
нравственному примеру.
Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Пример — это
возможная модель выстраивания отношений ребёнка с другими людьми и с самим
собой, образец ценностного выбора, совершённого значимым другим. Содержание
учебного процесса, внеурочной и внешкольной деятельности должно быть наполнено
примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет
расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу,
пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при
построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку
реальную возможность следования идеалу в жизни. В примерах демонстрируется
устремлённость людей к вершинам духа, персонифицируются, наполняются конкретным
жизненным содержанием идеалы и ценности. Особое значение для духовно-нравственного
развития обучающегося имеет пример учителя.
· Принцип идентификации
(персонификации).
Идентификация
— устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на
него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие
действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к
идентификации. В этом возрасте выражена ориентация на персонифицированные
идеалы — яркие, эмоционально привлекательные образы людей (а также природных явлений,
живых и неживых существ в образе человека), неразрывно связанные с той
ситуацией, в которой они себя проявили. Персонифицированные идеалы являются
действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.
· Принцип диалогического
общения.
В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое
общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными
представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Наличие значимого
другого в воспитательном процессе делает возможным его организацию на
диалогической основе. Диалог исходит из признания и безусловного уважения права
воспитанника свободно выбирать и сознательно присваивать ту ценность, которую
он полагает как истинную. Диалог не допускает сведения нравственного воспитания
к морализаторству и монологической проповеди, но предусматривает его
организацию средствами свободного, равноправного межсубъектного общения.
Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни
невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со
значимым взрослым.
· Принцип полисубъектности
воспитания.
В
современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет
полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в
различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в
содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие
установки.
· Принцип
системно-деятельностной организации воспитания.
Воспитание…
включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой
деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов
деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и
воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей. Каждая
из ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в
воспитательную задачу. Что есть Отечество? Семья? Милосердие? Закон? Честь?
Понимание — это ответ на вопрос. Оно достигается через вопрошание общественного
значения ценностей и открытие их личностного смысла. Обучающиеся вместе с
педагогами и родителями, иными субъектами воспитания и социализации обращаются
к содержанию:
–
общеобразовательных дисциплин;
–
произведений искусства;
–
периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих
современную жизнь;
–
духовной культуры и фольклора народов России;
–
истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
–
жизненного опыта своих родителей (законных представителей) и прародителей;
–
общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически
организованных социальных и культурных практик;
– других источников
информации и научного знания.
Технология проведения: технология
междисциплинарного обучения.
Проведение классного часа в
технологии междисциплинарного обучения позволит младшим школьникам использовать собственную исследовательскую активность поиску и нахождению ответов на поставленные
вопросы.
В
соответствии с технологией проведения мероприятия были определены следующие этапы экспедиции:
1. Обзор.
2. Мотивация.
3. Исследование.
5. Обмен информацией.
6. Организация и связывание информации.
7. Применение.
8. Рефлексия.
9. Итог.
Форма сотрудничества: фронтальная , групповая
(6 групп по 4-5 человек).
Основной метод: метод исследования, который
предполагает построение классного
часа как
творческого процесса.
Область применения: материалы,
представленные в разработке, могут быть использованы:
а) в
урочной деятельности на ступени начального общего образования:
- учителями
начальных классов на уроках литературного чтения в рамках изучения
тем,
посвящённых истории нашего государства (в качестве дополнительного материала к
уроку);
- учителями
начальной школы в рамках организации внеклассной работы по предмету
(проектно-исследовательская деятельность учащихся по данной тематике).
б) во
внеурочной деятельности на ступени начального общего образования:
-
руководителями кружков и клубов патриотической направленности (в рамках
дополнительного
образования);
в) в
методической работе ШМО классных руководителей гимназии на всех ступенях
общего
образования:
- участниками ШМО классных
руководителей (в качестве материала для ознакомления с
формами,
приёмами, технологиями работы классного руководителя).
г) в
семейном воспитании на ступени начального общего образования:
-
родителями учащихся младших классов (в качестве материала для индивидуальной
работы
с детьми).
Продолжительность мероприятия:45 мин.
В ходе проведения
виртуальной экспедиции планируется видео и фотосъёмка с целью анализа
мероприятия и представления опыта работы в рамках школьного методического
объединения классных руководителей.
Информационное
обеспечение, оборудование и материалы:
1. Видеокамера.
2. Фотоаппарат.
3. Экран, мультимедиа-оборудование, компьютер, пульт, презентация.
4. Таблички с номерами групп.
5. Листы – «вопросы» для этапа мотивации- 5-6 шт.(Приложение 7).
6. mp3 файлы с музыкальными
произведениями (Приложение 9).
7. Организация пространства кабинета (Приложение3).
7. Х/ф «Мальчик в полосатой пижаме» (Приложение
8).
8. Выставка книг и рисунков о войне (Приложение5).
9. Оформление классного комнаты и уголка (Приложение
4).
10. Цветная бумага.
11.
Фломастеры- у детей; маркеры для работы в группах- 6 штук.
12. Магниты.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Ход
проведения
классного часа
Этапы
классного
часа
|
Содержание
этапов классного часа
КР-
классный руководитель, Д- дети
|
Примечания
|
1.Обзор
|
а) Работа с лентой
времени
КР:Добрый день, гимназисты.
Посмотрите на запись,
выполненную на доске (Приложение
2.)
- Что это? (это «лента» времени)
- Что обозначают на ленте времени
годы:
2004г., 2005г.?...(годы
рождения детей нашего класса);
2012 г.?... (год, когда все мы пошли
в первый класс);
а 2015 г.?...(затруднение…)
- Почему напротив 2004 г.,
2005 г. 2012 г. изображены фигурки
счастливых детей? (в эти
годы связаны с приятными, тёплыми
воспоминаниями )
- Почему напротив 2015 г.
сразу 2 фигурки: счастливого и
несчастного ребёнка?
(высказывают предположения…;
затрудняются)
КР: Объясните записи , сделанные в
левой половине «ленты».
Д: 1941 г. – год начала ВОв, поэтому
напротив года грустная
фигурка;
1945 г. – год окончания ВОв;
помещены фигурки и радостных
и грустных человечков, так как
все радовались победе, но
люди потеряли своих родных,
кто-то умирал от ран, кто-то
пропал без вести.
КР: Вернитесь к 2015 г.?
Почему одна из фигурок грустная? (…)
КР соединяет стрелкой 1945г. и
2015 г., просит установить, сколько лет прошло с того времени (70 лет).
КР: Верно, в 2015 году мы
отмечаем 70-летие со Дня Победы нашей страны в ВОв.
|
Приложение 2
«Лента» времени (левая часть «ленты» закрыта)
КР
открывает вторую половину «ленты»
|
|
б) Работа с ассоциативным
рядом «Война»:
·
Произнесите
слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это
слово? Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот
цвет, с которым оно ассоциируется.
·
Произнесите
слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда
вы слышите его. На выбранном цветном листе запишите 2-3 слова.
·
Произнесите
слово «ВОЙНА». Вслушайтесь в них. Изобразите их в виде знака/
символа/рисунка и т.п.
Д: озвучивают с каким цветом, с какими словами и
образами ассоциируется у них ВОЙНА.
КР: Вы точно подобрали цветовые ,
словесные и символические ассоциации, почувствовали настроение. Именно в
таком состоянии находились в дни войны дети. Многие из них в один день
потеряли детство.
|
Голос
Левитана
Приложение 6
все
листы вывешиваются в кл. уголок «Мы памяти этой верны» (Приложение4)
|
2.Мотивация
|
- Как вы думаете, почему
говорят: ««На войне детей не бывает»?
(…..)
- Какие вопросы возникают у вас в связи с этим
высказыванием?
Д:формулируют вопросы и записывают их на
листах- «вопросах»
- Почему на войне не
бывает детей?
- Как жили дети во время войны?
- Как сложились их судьбы? и др.
КР:
Чему будет посвящён наш сегодняшний классный час?
Д:
поиску
ответов на поставленные вопросы
|
Приложение 7
|
3.Исследование.
|
Работа в группах по плану
Задание группам 1,3,5.
Таня Савичева. Дневник Т. Савичевой.
Жизнь и судьба.
1. Прочитайте текст.
2. Опишите жизнь детей во
время войны.
3. Найдите факты, доказывающие,
что жизнь детей в годы войны была полной опасности.
4. Найдите ответы на
вопросы, сформулированные в начале классного часа.
5. Как сложилась судьба
ребёнка?
6. Как люди чтят память о
девочке?
Задание группам 2, 4, 6)
Анна Франк. Дневник Анны Франк.
Жизнь и судьба.
1. Прочитайте текст.
2. Опишите жизнь детей во
время войны.
3. Найдите факты,
доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.
4. Найдите ответы на
вопросы, сформулированные в начале классного часа.
5. Как сложилась судьба
ребёнка?
6. Как люди чтят память о
девочке?
|
Приложение
10.
|
4.
Обмен информацией.
|
Группы выступают по плану.
|
|
5.Организация и
связывание информации
|
КР:
Таня
Савичева и Анна Франк… Две жизни. Две судьбы.
- Сравните
жизнь девочек и их судьбы?
- Чем они
похожи?
- Чем отличаются?
|
Реквием
Приложение
9
|
6.Применение
|
а)
просмотр отрывка х/ф «Мальчик в полосатой пижаме»
|
|
б)
обсуждение жизни и судьбы двух мальчиков Бруно и Шмуэля.
- Сравните
жизнь мальчиков и их судьбы?
- Чем они
похожи?
-
Чем отличаются?
Бруно — восьмилетний немецкий мальчик,
который беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский
чиновник. После назначения отца на новую должность семья вынуждена переехать.
В окрестностях нового дома Бруно обнаруживает странную ферму с необычными
людьми: они ходят в пижамах, играют в номера, которые пришиты к пижамам, и
зачем-то сжигают старую одежду в больших печах, поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым.
Все члены семьи, кроме
отца и дочери, тяжело переживают соседство с концентрационным
лагерем,
в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники.
Только Бруно не понимает,
что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуэль,
который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно: там люди
ходят в кафе и бары, играют в футбол, дети весело играют на улице.
Когда Бруно приходит
время уезжать, он решает в последний раз увидеть своего друга. Он приходит к
забору лагеря и прокапывает подкоп под ним, чтобы перебраться в лагерь. Шмуэль
дает
ему арестантскую робу, они идут
к баракам, найти отца, якобы пропавшего на новой работе. Сразу после этого их
гонят в газовую камеру. Все думают, что их гонят в душ, заставляют
раздеваться. Бруно и Шмуль погибают вместе с остальными узниками в газовой
камере.
Судьбы миллионов детей из разных стран были похожи друг на друга. Многие
были лишены детства.. Многие погибли…
Давайте почтим память о детях, расставшихся с
детством и потерявших детство навсегда МИНУТОЙ молчания….
Дети и учитель встают.
|
Минута
молчания.
Метроном-
1 мин
|
в)
Чтение учителем стихотворения собственного сочинения о прадедушке. Показ
фотографий и наград деда.
|
Священная
война- мелодия
|
г) Работа с ассоциативным рядом «Мир».
Пролетели годы…. Мы живём с вами
в мире … У нас есть право на детство, которого были лишены ваши сверстники.
·
Произнесите
слово «МИР». Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это
слово? Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот
цвет, с которым оно ассоциируется.
·
Произнесите
слово «МИР». Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы
слышите его. На выбранном цветном листе запишите 2-3 слова.
·
Произнесите
слово «МИР». Вслушайтесь в них. Изобразите их в виде знака/
символа/рисунка и т.п.
Д: озвучивают с каким цветом, с
какими словами и образами ассоциируется у них слово «МИР».
Листы
вывешивают в уголок.
КР:
Вы
точно подобрали цветовые , словесные и символические ассоциации,
почувствовали настроение. Именно в таком состоянии находились в дни войны
дети. Многие из них в один день потеряли детство.
|
Приложение 6
Приложение 4.
|
7. Рефлексия.
|
Поделитесь своими впечатлениями о классном часе.
Продолжите фразы:
* Классный час заставил меня задуматься о …
* Сегодня я узнал(а)…..
* После классного часа мне захотелось….
* Оказывается,….
* Сегодня я сумел(а)….
* Я был(а) удивлен(а) тому, что…
* Мне было приятно….
|
|
8. Итог.
|
- Какие вопросы возникли у нас в начале классного
часа?
- Как бы теперь смогли объяснить смысл фразы «На
войне детей
не бывает»
- Почему детях, живущих в войну, говорят как о
расставшихся с детством?
- Что чувствовали и переживали дети?
- Как складывались их судьбы ?
- Как люди чтят память тех, кто ценой своей жизни
подарил нам
МИР?
- Что каждый из нас может сделать в День Победы 9
мая?
Наш классный час не заканчивается. В течение
ещё нескольких дней мы будем участвовать в юбилейных мероприятиях:
1. Участие в акции «Память»
с классом.
2. Участие в акции
«Бессмертный полк».
3. Участие в возложении
цветов к памятнику на Аллее Боевой славы (с семьёй).
4. Поздравление
родственников- участников и свидетелей (дети войны) с праздником.
|
|
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
|
Подготовительный
этап к проведению классного часа
|
Приложение 2.
|
«Лента
времени»
|
Приложение 3.
|
Организация
пространства классной комнаты
|
Приложение 4.
|
Оформление
классной комнаты
|
Приложение 5.
|
Выставка
детских книг о Великой Отечественной войне
|
Приложение 6.
|
Ассоциативные
ряды «Мир» - «Война»
|
Приложение 7.
|
Лист
– «вопрос»
|
Приложение 8.
|
Сведения
о художественном фильме «Мальчик в полосатой пижаме»
|
Приложение 9.
|
Перечень
mp3
файлов, используемых в работе
|
Приложение 10.
|
Задание
группам
|
Приложение 3
Организация
пространства классной комнаты
|
|
|
|
|
|
|
Место для размещения
материалов
|
|
|
|
|
Место для размещения
материалов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«
М
ы
п
а
м
я
т
и
э
т
о
й
в
е
р
н
ы…»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 4
Оформление классной
комнаты
Пространство
|
Пространство
классной комнаты условно разделено на 2 части, по центру проходит линия.
Дети
занимают места по обе стороны от линии (друг напротив друга, в группах).
|
Классный
уголок «Мы памяти этой верны…»
|
Рубрика «Два
мира»
(мир- война):
оформляется в
ходе классного часа
1) выбор
цвета листа в зависимости от цветовой ассоциации, возникшей при
упоминании
слов «мир» и «война» (Приложение 1 – а);
2) запись
детьми на разноцветных листах слов- ассоциаций, которые у них возникают при
упоминании слов «мир» и «война» (Приложение 1-б);
3) выбор
знака/символа/рисунка, который возникает в воображении при произношении слов
«мир» и «война» (Приложение 1-в).
|
Рубрика «Две
жизни. Две судьбы» :
выставка
детских фотографий родственников учащихся времён Великой Отечественной войны
(выставка пополнится в ходе классного часа фотографиями киногероев-детей,
реальных детей войны):
|
Выставка
детских рисунков о войне.
|
|
Мир
|
Два мира
|
Война
|
Чистое небо
Любовь
Смех/Улыбки
Радость
Дружба
Счастье
Жизнь
Солнце
Покой/Тишина
Дети
Семья
Труд
Творчество
Уверенность
|
«…все это случи-лось очень давно и никогда больше не
повторится. Не в наши дни и не в нашем веке»
Джон Бойн
«Умерли все.
Осталась одна
Таня»…
Из дневника
Тани Савичевой.
Ленинград, 1942
год.
|
Смерть
Плач/Слёзы
Кровь
Страх
Оружие
Бой/Битва
Голод
Взрывы
Стоны
Горе
Разруха
Боль
Темнота/ мрак
Страдания
Тревога
|
|
Две жизни.
Две судьбы.
|
|
Бруно:
-
восьмилетний
немецкий мальчик;
-
литературный герой (роман Джона
Бойна «Мальчик в полосатой
пижаме»);
-киногерой (х/ф Марка Хермана «Мальчик
в полосатой пижаме»)
Таня Савичева:
- советская девочка, умершая от последствий
блокадной Ленинградской зимы ;
-
автор «Дневника Тани Савичевой».
|
|
Шмуэль:
-
восьмилетний еврейский мальчик,
уроженец
Германии;
-
литературный герой (роман Джона
Бойна « Мальчик в полосатой пижаме»);
- киногерой (х/ф
Марка Хермана
«Мальчик в
полосатой пижаме»)
Анна Франк:
- еврейская девочка, уроженка Германии,
умершая в нацистском концлагере;
- автор «Дневника
Анны Франк».
|
Приложение
5
Выставка
детских книг о Великой Отечественной войне
Приложение
6
Ассоциативные
ряды
«МИР» - «ВОЙНА»
а)
Цветовые ассоциации
·
Произнесите
слово «МИР».
Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это слово? Выберите
из огромного количества разноцветных листов только тот цвет, с которым
оно ассоциируется.
·
Произнесите
слово «ВОЙНА».
Вслушайтесь в него. С каким цветом ассоциируется у вас это слово?
Выберите из огромного количества разноцветных листов только тот цвет,
с которым оно ассоциируется.
б) Словесные ассоциации
·
Произнесите
слово «МИР».
Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы слышите
его. На выбранном цветном листе запиши 2-3
слова.
·
Произнесите
слово «ВОЙНА».
Вслушайтесь в него. Какие слова приходят вам на память, когда вы слышите
его. На выбранном цветном листе запиши 2-3
слова.
«МИР»
|
«ВОЙНА»
|
1.
2.
3.
|
1.
2.
3.
|
в)
Зрительные ассоциации
·
Произнесите
слова «МИР» и «ВОЙНА».
Вслушайтесь в них. Изобразите их в виде знака/ символа/рисунка и т.п.
мир
война
Приложение
7
2 шт.
Приложение 8
Сведения о
художественном
фильме
«Мальчик в
полосатой пижаме»
http://kinogo.net/1518-malchik-v-polosatoy-pizhame-2008.html
Сведения
о фильме
Год
выпуска: 2008.
Страна:
Великобритания.
Жанр:
Драма. Военный. Исторический.
Перевод:
Дублированный.
Продолжительность:
1ч 34 мин 27 с.
Премьера:
30 апреля 2009 г.
Режиссёр:
Марк Херман.
«Мальчик в полосатой пижаме» (англ. The Boy in the Striped Pyjamas) — фильм
режиссёра Марка Хермана, снятый по одноимённому роману Джона Бойна в
2008 году. Съёмки фильма проходили в Будапеште.
Сюжет
Бруно — восьмилетний немецкий мальчик, который
беззаботно живёт в Берлине во время Второй мировой войны. Его отец — высокопоставленный нацистский чиновник. После назначения отца на
новую должность семья вынуждена переехать. В окрестностях нового дома Бруно
обнаруживает странную ферму с необычными людьми: они ходят в пижамах, играют в
номера, которые пришиты к пижамам, и зачем-то сжигают старую одежду в больших печах,
поэтому из длинных печных труб часто идёт чёрный дым.
Все члены семьи, кроме отца
и дочери, тяжело переживают соседство с концентрационным лагерем, в котором при помощи газа «Циклон Б» регулярно уничтожаются узники.
Только Бруно не понимает,
что происходит. Он знакомится с еврейским мальчиком по имени Шмуэль,
который довольно хорошо устроился на этой ферме, как думает Бруно: там люди
ходят в кафе и бары, играют в футбол, дети весело играют на улице.
Когда Бруно приходит время уезжать,
он решает в последний раз увидеть своего друга. Он приходит к забору лагеря и
прокапывает подкоп под ним, чтобы перебраться в лагерь. Шмуэль дает
ему арестантскую робу, они идут к
баракам, найти отца, якобы пропавшего на новой работе. Сразу после этого их
гонят в газовую камеру. Все думают, что их гонят в душ, заставляют раздеваться.
Бруно и Шмуль погибают вместе с остальными узниками в газовой камере.
Приложение 9
Перечень mp3 файлов,
используемых в работе:
http://sovmusic.ru/
Ø Голос
Левитана
Ø Священная
война
Ø 7-ая симфония Шостаковича
Ø «Реквием» В.-А. Моцарта
Ø Минута
Памяти. Метроном (60 сек)
Приложение 10
Задание группам
1,3,5.
1. Прочитайте
текст.
2. Опишите
жизнь детей во время войны.
3. Найдите
факты, доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.
4. Найдите
ответы на вопросы, сформулированные в начале классного часа.
5. Как
сложилась судьба ребёнка?
6. Как люди
чтят память о девочке?
ТАНЯ
САВИЧЕВА. ДНЕВНИК ТАНИ САВИЧЕВОЙ.
ЖИЗНЬ
и СУДЬБА.
Таня Савичева, ленинградская школьница, была дочерью
пекаря и портнихи, младшей в семье и всеми любимой. Отец рано умер. Мать работала много, чтобы поднять пятерых детей. У неё, портнихи ленинградского Дома моды, всегда было много заказов,
она неплохо зарабатывала. Искусные вышивки украшали уютный дом Савичевых -
нарядные занавески, салфетки, скатерти. В семье Савичевых все были музыкально
одарены. Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне у Чудского
озера. Уехать успел только Миша.
Начало войны изменило планы. Семья Савичевых решила остаться в
Ленинграде, помогать фронту. Мать шила обмундирование для бойцов. Брат
Леонид, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на
Адмиралтейском заводе. Сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была
мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, дяди Тани,
несли службу в ПВО. Таня вместе с другими ребятами помогала взрослым тушить
«зажигалки», рыть траншеи.
Гитлер обещал Ленинград «задушить голодом и сровнять с лицом земли».
Кольцо блокады быстро сжималось.
Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был
сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки
ожидания, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку,
в которой девочка, начиная с декабря 1941 года, записывала даты смерти своих родных, умерших от голода.
Сестра Женя работала по 2 смены на заводе. Ещё и сдавала кровь для
раненых бойцов, сил не хватило – умерла прямо на
заводе. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не
выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие
строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен.
Однажды он не пришел на смену в цех, сообщили, что он умер…».
Таня все чаще открывала записную книжку – один за другим ушли из жизни
ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы
умерли все. Осталась одна Таня».
Трагедия этой семьи типична для блокадного Ленинграда: сколько погибло
от голода людей, сколько вымерло семей.
Таню обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие
ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Летом 1942 года девочку
эвакуировали из Ленинграда вместе с другими
истощенными голодом ленинградскими детьми в Горьковскую (ныне –
Нижегородская) область, в поселок Шатки.
Жители откармливали и согревали сиротские души. Многие из них окрепли,
встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. 1 июля 1944 года Таня Савичева
скончалась в больнице
от неизлечимой болезни — прогрессирующей дистрофии.
Ее похоронили на поселковом кладбище. Установили стелу с барельефом
девочки и страничками из ее дневника.
Дневник Тани Савичевой выставлен в музее истории Ленинграда, а его копия
— в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища.
В память о Тане Савичевой её именем назван астероид.
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается.
Сестра Нина, в чьей книжке вела записи Таня, на самом деле не умерла. Она не
пришла домой с работы, потому что её увезли в больницу, а потом вывезли в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной
дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки
нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения
на фронте и брат Миша.
Среди обвинительных документов против фашистских преступников,
представленных на Нюрнбергском процессе, была маленькая записная книжка
ленинградской школьницы Тани Савичевой.
Танины записи вырезаны и на сером камне памятника
«Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на третьем километре блокадной «Дороги Жизни».
|
Задание группам
2, 4, 6
1. Прочитайте
текст.
2. Опишите
жизнь детей во время войны.
3. Найдите
факты, доказывающие, что жизнь детей в годы войны была полной опасности.
4. Найдите
ответы на вопросы, сформулированные в начале классного часа.
5. Как
сложилась судьба ребёнка?
6. Как люди
чтят память о девочке?
АННА ФРАНК. ДНЕВНИК
АННЫ ФРАНК.
ЖИЗНЬ И
СУДЬБА.
Анна Франк родилась 12 июня 1929
года во Франкфурте-на-Майне, в ассимилированной еврейской семье.
Отец Анны, Отто Франк, был офицером в отставке, мать, Эдит Холлендер Франк, — домохозяйкой. Старшая сестра Анны,
Марго Франк родилась 16 февраля 1926 года. Франки принадлежали к
евреям-либералам и не соблюдали традиции и обычаи иудаизма. Они жили в
ассимилируемой общине еврейских и нееврейских граждан, где их дети росли
вместе с католиками, протестантами.
После прихода Гитлера к власти
в стране и победы НСДАП на муниципальных выборах во Франкфурте в 1933 году,
Отто Франк эмигрирует в Амстердам, где становится директором акционерного общества «Opekta». В сентябре того же года в Амстердам
переезжает мать Анны. В декабре к ним присоединяется Марго, а в феврале 1934
года — и сама Анна.
До шести лет Анна Франк
посещала детский сад при школе Монтессори, потом пошла в первый класс этой
школы. Там она проучилась до шестого класса, после чего перешла в Еврейский
лицей.
Жизнь в убежище
В мае 1940 года Германия оккупировала
Нидерланды, и оккупационное правительство начало преследовать евреев.
В июле 1942 года Франкам приходит повестка
в гестапо на имя Марго. 6 июля семья Анны Франк переселились в убежище,
устроенное сотрудниками фирмы «Опекта», производящей джемовые добавки, в
которой работал Отто Франк, по адресу Принсенграхт 263. Поскольку квартиру
Франки покидали в спешке, то Отто Франк оставил записку, в которой написал,
что вся семья уехала в Швейцарию.
Утро 6 июля было очень дождливым, что Франкам было на руку, потому что они
рассчитывали, что при такой погоде на улице будет мало гестаповцев. Поскольку
амстердамским евреям в то время уже запрещалось пользоваться общественным
транспортом, то Анна с родителями (Марго перебралась в убежище раньше) шли
несколько километров под дождём. Чтобы создать иллюзию, что они без багажа,
на всех троих было по несколько комплектов одежды.
Как и другие здания Амстердама, стоящие
вдоль каналов, дом номер 263 на набережной Принсенграхт состоит из парадной и
задней части. Офис и помещение хранилища занимают переднюю часть строения.
Задняя часть дома — нередко пустующее помещение. Вот его-то с помощью своих
коллег Виктора Кюглера, Йоханнеса Клеймана, Мип Гиз и Элизабет (Беп) Фоскёйл
и приспособил Отто Франк под будущее убежище. Вход был замаскирован под шкаф
с документами.
13 июля к ним присоединилась семья Ван Пельс из Оснабрюка в
составе Германа ван Пельса, его жены Августы и сына Петера. Незадолго до
этого менеер ван Пельс, который был в курсе, что Франки ушли в убежище,
распустил среди всех знакомых слух, что Франки уехали в Швейцарию.
16 ноября 1942 года в убежище принимается восьмой
житель — дантист Фриц Пфеффер.
В убежище Анна вела дневник в письмах на
нидерландском языке (первым её языком был немецкий, но и нидерландский она
начала учить с раннего детства). Эти письма она писала вымышленной ею подруге
Китти. В них она рассказывала Китти всё, что происходило с ней и с другими
обитателями убежища каждый день. Свой дневник Анна назвала Het Achterhuis (рус.
В заднем доме).
Первую запись в дневнике Анна сделала в день
своего рождения, 12 июня 1942 года, когда ей исполнилось 13 лет. Последнюю — 1
августа 1944 года……
|
Список источников
информации:
1.
Бойн
Дж. Мальчик в полосатой пижаме. Роман. Изд-во «Фантом-Пресс»-, 2013 г., 288 с.
2.
Данилюк
А.Я., Кондаков А.М., Тишаков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и
воспитания личности гражданина России». Серия «Стандарты второго поколения».
Издательство «Просвещение»- М., , 2009 г.
3. Основная образовательная программа начального
общего образования МБОУ «Гимназия»
Новоуральск (с изменениями и дополнениями),
2012 г. [Электронный ресурс ]-режим доступа:
http://gim47ngo.ru/.Документы. (05.12.2014).
4.
План воспитательной работы на 2014-2015 учебный год, Новоуральск, 2014 г.,
с.3]. [Электронный
ресурс]- режим доступа: http://gim47ngo.ru/. Документы. (01.12.2014).
5. Проблемы воспитания гражданина и патриота. Об организации
воспитательной деятельности по
ознакомлению с историей и значением официальных государственных символов
Российской
Федерации и их популяризации. Рекомендации [Электронный ресурс]- режим доступа:
http://gcon.pstu.ac.ru/pedsovet/programm/ced1-5-4.htm (04.12.2014).
6.Таня Савичева https://ru.wikipedia.org/
7. Анна Франк https://ru.wikipedia.org/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.