Главная / История / 25-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана "Время уходит - память остается»

25-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана "Время уходит - память остается»



Российская Федерация

Муниципальное образование Ямальский район

Муниципальное бюджетное учреждение общеобразовательная школа-интернат

«Новопортовская школа-интернат среднего (полного) общего образования»Логотип

hello_html_4ba5c82b.png



Сценарий вечера памяти, посвященного 25-й годовщине вывода

Советских войск из Афганистана

"Время уходит - память остается»

F:\Ключевые компетенции\Клабукова В.И\фото\афган\IMG_7645.JPG

Автор: Клабукова Валентина Ивановна, воспитатель группы интерната Новопортовской школы-интерната



с. Новый Порт

-2014-


Аннотация

Методическая разработка Сценарий вечера памяти, посвященного 25-й годовщине вывода Советских войск из Афганистана "Время уходит - память остается» может использоваться в качестве основы для подготовки мероприятий, посвящённых событиям жестокой геополитической войны. Данная разработка выдержана по всем правилам исполнения и очередности ритуалов мероприятий военно-патриотической направленности: Почетный караул у макета Вечного Огня, проведение минуты молчания и возложения гирлянды под звук Метронома. Данное мероприятие содержит материал об историческом прошлом и настоящем нашей страны, о героизме и подвиге солдат страны, округа, оно показывает сопричастность каждого человека к судьбе «малой родины» на примере судеб солдат.

Мероприятия по данной разработке можно проводить с учащимися 8-11 классов.

Введение

Формированию патриотических чувств и воспитанию гражданственности у подрастающего поколения способствуют мероприятия с исполнением ритуалов. Воинские и патриотические ритуалы характеризуются, прежде всего, эмоциональностью, торжественной строгостью, красотой и величественностью. Отдавая почести историческим событиям, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России. Поэтому важно грамотно исполнять торжественные ритуалы.

У времени есть своя память  история. И потому мир никогда не забывает о  трагедиях,   потрясавших планету в разные эпохи, в том числе и о жестоких войнах, уносивших миллионы жизней, отбрасывавших назад цивилизации, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Именно такой трагедией для нашего народа была афганская война, которая продолжалась   9 лет, 1 месяц и 18 дней. Война, унёсшая 14 427 жизней, через которую прошло в общей сложности 620 тысяч человек, и которая стала одной из мощных предпосылок к коренному изменению геополитической ситуации во всём мире.


Техническое оснащение мероприятия:

  1. Макет Вечного Огня;

  2. Гирлянды, гвоздики для возложения;

  3. ПК, проектор;

  4. Озвучивание (микрофоны, музыкальное сопровождение, «Минута молчания», мелодия на возложение, песни, соответствующие тематике литературно-музыкальной композиции)

5. Презентация по теме.
























Цель: Логотип

  • воспитать уважительное отношение к истории нашей страны, нашего народа, которая вершится реальными людьми, живущими рядом с нами.

Задачи:

1. Сформировать представление о влиянии афганской войны на историю.

2. Показать сопричастность каждого человека к судьбе «малой родины» на примере судеб русских солдат;

3. На примерах воинского мужества и героизма, опыта службы офицеров запаса российских вооруженных сил воспитывать уважение подрастающего поколения к профессии военного, к воинской чести и долгу.

Целевая аудитория: воспитанники группы 9-11 классов.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, видеофильм «Афганистан».

Оформление: Летящие журавли ввысь, надпись «Время уходит - память остается», «15 февраля - День воинов-интернационалистов», макет вечного огня.

















Ход мероприятия:


Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня у нас особенный день! 15 февраля – День памяти воинов-интернационалистов России. Эта дата выбрана не случайно. Именно в этот день, 15 февраля 1989 года, последняя колонна советских войск, покинула территорию Афганистана. В Афганистане и у нас на Родине хорошо знают о мужестве и отваге наших воинов.

1-ведущий:
27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством Народно-Демократической партии произошла революция. Новая власть уничтожила деспотический королевский режим и начала строить новую жизнь. Однако новая жизнь в Афганистане не устраивала правительство Пакистана и Ирака, они, при помощи США развернули подрывную деятельность. Руководство Афганистана обратилось к СССР с просьбой об оказании политической и материальной помощи, включая военную поддержку. Все эти события происходили на наших южных рубежах, практически на границе. И Советский Союз решил оказать поддержку Афганистану.

C:\Users\ПК\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7593.jpg

2-ведущий: 25 декабря 1979 года в 15.00 часов в Кабул и Баграм самолетами военно-транспортной авиации был высажен десант. Советские войска вошли в Афганистан. Началась эта страшная, чудовищная, чужая война... Афганская война. Надолго ли? На этот вопрос не мог ответить никто!  (Отрывок из фильма «Афганская война»)

Ведущий: Более девяти лет продолжалась война - страшная, жестокая...

Помолитесь за нас, родные, 
даже если не верите в Бога, 
чтобы мы возвратились живые, 
чтобы нас не скрутила дорога. 
Сколько нам предстоит быть в разлуке – 
мы не знаем, гадать не умеем. 
Вы ж гадалкам подставите руки, 
суевернее став и сильнее. 
Если что – отпевать не спешите. 
Может быть, ошибутся пророки. 
И вы нас обязательно ждите, 
даже если на всё выйдут сроки

Ведущий: Они, рискуя собственной жизнью, спасали афганских стариков и детей от рук бандитов. Совершали подвиги, достойные славы своего Отечества.D:\фото\афган\IMG_7586.JPG

Наша молодость была недлинной,F:\Ключевые компетенции\Клабукова В.И\фото\афган\IMG_7639.JPG

Покрывалась ранней сединой,

Нашу молодость рвало на минах,

Заливало афганскою войной.

Наша молодость неслась тараном,

Сокрушить душманский самолет,

Чтоб огонь ослабить ураганный,

Падала на вражий пулемет.

Ведущая: Много горя бед и страданий принесли нашему народу эти девять лет и пятьдесят один день жестоких сражений в чужом краю.

Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

C:\Users\ПК\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7578.jpg

Ведущий: По данным военного комиссариата Ямала, из округа в Афганистан для прохождения службы были направлены 1267 человек. Сегодня в автономном округе проживают  1870  человек, участвовавших в афганской войне. Награждены орденами и медалями 229 человек. При исполнении служебного долга в Афганистане погибли шесть ямальцев. Это рядовые Геннадий Ядне (1965 -1985) из Ямальского района, Олег Кельчин (1958-1981) из Приуральского района и Шамиль Анваров (1963-1982) из Салехарда, младшие сержанты Александр Гребнев (1957-1982) из Надыма, Владимир Орел (1966-1985) из города Лабытнанги и Геннадий Хайданов (1966-1985) из Ноябрьска.

Ведущий:

Я меняю седьмой экипаж –
Каково воевать на чужбине!
Наш вчерашний к душманам вояж
Завершился на вражеской мине.

Мой механик-водитель спокоен
И, раненье не приняв в расчёт,
Четверых вынес нас с поля боя,
Задыхаясь, шептал: «Пронесёт».
Он за пятым пошёл «на ура»,
Дай-то бог ему вынести ношу,
Но ударили враз снайпера.
Словно в «яблочко», в сердце Алёши.
Он лежал у меня на руках,
Как моя неизбывная рана,
На прощанье три слова сказал:
«Мужики, сберегите гитару...»
Что ж, гитара теперь - сирота
На гвозде в нашей ротной каптёрке,
И хозяин не тот, да и песня не та,
И в казарме пустует галерка.
Только раз выпадает нам жизнь,
И второй мы взаймы не одолжим,
Но от пули соседа прикрыть
Кто-то должен в бою, кто-то должен.
Ночь придется в афганском краю
Мне со смертью венчаться на пару,
Я Алёши слова повторю: «Мужики, сберегите гитару...»
D:\фото\афган\IMG_7537.JPG

(Песня «Афганистан»)

Ведущий 5: Не всем выпало пройти живыми эту дорогу через войну - домой из Афганистана. Шли домой солдатские письма. Шли с войны, обожженные, пропахшие потом, кровью и порохом. Неприметные в гряде почты конверты. Но не было в них рассказов о войне. Не разрешалось об этом ни писать, ни говорить. Вроде бы и нет ничего. А любящие сыновья, конечно-же, жалели своих родителей. Поэтому в письмах описывали обычную службу, как у всех, просили за них не переживать, не беспокоиться. Как они похожи друг на друга - эти солдатские письма с афганской войны, хотя и были написаны разными по сути людьми...C:\Users\ПК\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7548.jpg

(Песня «Письмо Матери»)

Я постоянно над вопросом мучаюсь

И все никак не нахожу ответ,

Но почему от нас уходит лучшие?

Уходят в мир потерь и страшных бед.

Ведущий: Летели на родину в Союз «Черные тюльпаны» с цинковыми гробами, солдаты возвращались, но уже мертвыми, выполнив свой воинский долг до конца. Война не щадила ни сильных, ни слабых. И если говорят, что кто-то погиб случайно, то это не так - на войне не бывает случайностей.

Ведущий: Чёрным, зловещим крылом ударяли в окна матерей похоронки. Сколько выплакано слёз, сколько горя обрушилось на женщин один миг! Ни одна мать не сможет смириться со смертью сына. Она всю жизнь ждёт и надеется: а вдруг произойдёт чудо и на пороге появится сын, её кровинушка. 
До сих пор ждут своих любимых несостоявшиеся невесты….
Танец «Афганский вальс»

C:\Users\ПК\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\IMG_7564.jpg


Ведущий:
15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по фарватеру которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал-лейтенант Борис Всеволодович Громов. Всю свою боль вложил этот мужественный человек вот в такие строки:

Ведущий: F:\Ключевые компетенции\Клабукова В.И\фото\афган\IMG_7647.JPG

Наша боль и опасений тень
С вашими тревогами слились,
Наконец настал последний день,
Наконец его мы дождались.
Кто вставал, кто падал под огнём,
У судьбы не спросишь что - кому,
Девять лет вы жили этим днём,
Девять лет с боями шли к нему.
Как измерить боль горячих ран?
Облегчить как горе матерей?
Будет сердце жечь Афганистан
И в объятьях Родины своей.

Ведущий: 
Профессионально и мужественно выполняли свой долг военные, гражданские и политические советники, офицеры разведки, армейские штабники и замполиты, партийные и комсомольские работники, учителя и врачи, агрономы и архитекторы, геологи и связисты, журналисты и строители. Около миллиона советских людей прошло через горнило Афганистана. Немало полегло их на той каменистой земле: тысячи погибших и умерших от ран и болезней, сотни пропавших без вести.

Ведущий: По официальным данным, за годы войны в Афганистане мы потеряли
14 433 военнослужащих и 
20 гражданских лиц погибшими,
298 пропавших без вести, 
54 тысячи раненых 
416 тысяч больных (болезни: от гепатита до холеры, ранения, контузии, инвалидности) 

Ведущий:
в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу. (Песня «Память»).

Воспитатель:
15 февраля 1989 года для многих стал днём, когда кончился счёт потерям наших солдат, служащих. Тяжёлый, печальный итог. Много матерей и отцов не дождались своих сыновей, и не сказали они «Мама, я жив...».

Прислушайтесь, люди, 
Пожалуйста, тише ! 
Вдали отгремела война. 
Минута молчанья. 
Погибших мальчишек 
Чтит в эту минуту страна. 
Чтит павших героев, 
Чтит русских «афганцев», 
Тускнеет эмаль орденов. 
Прислушайтесь, люди, 
Пожалуйста, тише! 
Они вас услышат без слов…F:\Ключевые компетенции\Клабукова В.И\фото\афган\IMG_7554.JPG

(Минута молчания. Звучит метроном)

Воспитатель: На сегодняшний день более 270 участников боевых действий в Афганистане 70-80-х годов числятся пропавшими без вести в странах СНГ и Балтии. Их разыскивают в Афганистане, Пакистане, США - они могут быть в плену, они могут быть похоронены. У нас в России создан при помощи всех стран СНГ Банк крови для идентификации погибших воинов-афганцев. Этот банк уже насчитывает более 200 образцов от членов их семей из различных уголков бывшего Союза..

Представители Комитета по делам воинов-интернационалистов рассказывают, что в течение длительного времени в Афганистан, Пакистан и другие государства региона совершались десятки поездок. Сотрудники Комитета провели эксгумацию останков из более 15 захоронений военнослужащих. Останки доставлены в Россию для проведения медицинской экспертизы. К настоящему времени в результате сложных исследований идентифицированы пять человек, в том числе трое — в 2012 году. Поиск воинов продолжается..и каждый в нашей стране знает, что пока не найден последний солдат этой войны - мы не можем спокойно

жить. F:\Ключевые компетенции\Клабукова В.И\фото\афган\IMG_7621.JPG










Песня «Разве это было зря»

Воспитатель: Мы благодарны всем кто пришел на этот вечер - памяти посвященный 25-годовщине вывода войск из Афганистана. Большое спасибо за внимание!


C:\Users\ПК\AppData\Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files\Content.Word\P1090528.jpg
























Список литературы:

  1. Батурин Е. Народное сопротивление: [стихи об Афганистане]/Е. Батурин//Наркомат. - 2005. - № 22. – С. 75.

  2. Беликов С. Я служил в Афганистане: стихи / С. Беликов//Дон. – 1989. - № 1. – С.5

  3. Булушев П. Афганский реквием: стихи / П. Булушев//Звезда. – 1989. - № 7. – С. 3.

  4. Верстаков В. «Я позабыл афганскую войну»: [стихи] / В. Верстаков//Родина. – 1999. - № 2. – С. 89.

  5. Кублановский Д. Долгое путешествие: стихи / Д. Кублановский//Новый мир. – 2001. - № 7. – С. 35 – 40.

  6. Куценко В. Раскаленный камень. Стихотворение / В. Куценко// Родина. – 1999. - № 2. - С. 88.

  7. Павлов А. В. Афганский дневник: [локальные и вооруженные конфликты ХХ века] / А. В. Павлов // Военно-исторический журнал. – 2005. - № 3. – С. 41 – 45.

  8. Фотоальбом о десантниках в Афганистане и Чечне / [С. Г. Галицкий]. – СПб.: ПИРС, 2008. – 123 с.: цв. ил.


Электронные ресурсы:

  1. http://afgan (История Афганистана и Афганской войны).

  2. http://afgan /vet/stihi.htm (Стихи, проза, воспоминания об Афганистане).


Сценарии:

  1. Алексина Е. Ю. Музыкально-историческая композиция «Афганистан – боль в моей судьбе»: [сценарий]/Е. Ю. Алексина//Преподавание истории в школе. – 2003. - № 10. – С. 39 – 44.

  2. Пашканова Н. А. Живая память. Встреча, посвященная 15 февраля – Дню памяти погибших в Афганистане и др. «горячих точках» / Н. А. Пашканова // Классный руководитель. – 2006. - № 1. – С. 22 – 30.


25-я годовщина вывода Советских войск из Афганистана "Время уходит - память остается»
  • История
Описание:

Цель:

  • воспитать уважительное отношение к истории нашей страны, нашего народа, которая вершится реальными людьми, живущими рядом с нами.

Задачи:

1. Сформировать представление о влиянии афганской войны на историю.

2. Показать сопричастность каждого человека к судьбе «малой родины» на примере судеб русских солдат;

3. На примерах воинского мужества и героизма, опыта службы офицеров запаса российских вооруженных сил воспитывать уважение подрастающего поколения к профессии военного, к воинской чести и долгу.

Целевая аудитория: воспитанники группы 9-11 классов.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, видеофильм «Афганистан».

Оформление: Летящие журавли ввысь, надпись «Время уходит - память остается», «15 февраля - День воинов-интернационалистов», макет вечного огня.

Время: 45 минут

Место проведения: Актовый зал

Метод: Литературно-музыкальная композиция

Возрастная категория: воспитанники 6-11 классов

 

 

Планируемые результаты занятия:    

  Личностные: воспитывать воспитать уважительное отношение к истории нашей страны, нашего народа.                                                                                                             Метапредметные: развивать умения анализировать,  обобщать и делать самостоятельные выводы;  развивать устную речь воспитанников, коммуникативные навыки в ходе групповой работы.

Развивать творческие, познавательные возможности детей.                                                                                                                Предметные: обогащать представления о важных исторических событиях нашей страны, способствовать осознанию  воспитанниками  долга перед старшим поколением нашей страны.

Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, репродуктивный, исследовательский (при подготовке к мероприятию)

Литературно-музыкальная композиция была поставлена на должном методическом и организационном уровне с использованием различных приемов (музыкальные, театральные, литературные), что сопутствовало достижению цели.

Занятие построено в рамках реализации темы самообразования: «Перспектива развития личностных универсальных действий в патриотическом воспитании»

   Данное занятие соответствует календарно-тематическому планированию.  Занятие построено с учётом дидактических принципов традиционной системы обучения с элементами развивающего обучения, с использованием личностно-ориентированного подхода.   На протяжении всего занятия прослеживалось соблюдение одного из основных принципов дидактической системы – работа над развитием всех воспитанников, в том числе и самых слабых.

В ходе подготовки к  мероприятию были реализованы принципы разностороннего развивающего воздействия (ребята самостоятельно добывали информацию из разных источников, репетировали, рисовали, создавали презентацию), была создана хорошая рабочая обстановка, взаимопонимание, вызван интерес детей к данному мероприятию, что подкреплялось высокой организованностью и дисциплинированностью. В ходе подготовки и проведения мероприятия были использованы элементы следующих педагогических технологий:

·        информационно- коммуникационной технологии;

·        исследовательской,   проблемно-поисковой;

·        коммуникативной (дискуссионной);

·        личностно-ориентированной;

·        воспитательной;

·        рефлексивной;

·        деятельностной;

При подготовке к мероприятию был использован индивидуальный и групповой метод, личный пример.

Для достижения целей занятия были использованы ТСО. Воспитанники под моим руководством делали монтаж презентации, вставляя кадры из художественных и документальных фильмов об Афганской войне, в библиотеке брали художественную и документальную литературу по этой теме, сканировали фото, письма с  войны, отбирали стихотворения и песни. Я научила ребят увидеть  это событие через мир литературы, кино, документов, писем, воспоминаний фронтовиков.

В ходе мероприятия был установлен хороший эмоциональный контакт между участниками мероприятия  его организаторами и зрителями.

В сфере познавательных универсальных учебных действий воспитанники получили возможность научиться:

  • Осуществлять поиск информации;
  • Строить речевое высказывание в устной форме;
  • Осуществлять анализ предлагаемых объектов;
  • Приобретать устойчивые нормы - образцы нравственного поведения;
  • Совершенствовать  творческие способности;
  • Формировать свое историческое мировоззрение;
  • Продуктивно  сотрудничать со сверстниками,  взрослыми в подготовке  и проведении мероприятия;
  • Формировать свою готовность к служению Отечеству, его защите.

Считаю, что цель данного мероприятия достигнута в полном объеме.

 

                

Автор Клабукова Валентина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 667
Номер материала 34832
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓