Главная / Классному руководителю / 2. Конспект занятия в рамках Семейного клуба

2. Конспект занятия в рамках Семейного клуба

2. Занятие для родителей

Конструктивные формы выражения чувств. Формирование толерантности

Цель: осознание родителями своих личностных возможностей в процессе воспитания ребенка.

Задачи:

  • Повышение психолого-педагогической компетентности родителей;

  • оптимизация детско-родительских отношений.

Оборудование: лист ватмана, фломастеры.

Притча. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему 100 лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром.

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь к мудрому старцу.

Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот  выбирай, - сказал волшебник, – одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя правда, - ответил волшебник. - Они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

А кого бы выбрали вы?

Все слышали фразу «Красота спасет мир». Но сегодня более правильно выражение «Доброта спасет мир». Мы всё чаще и чаще с экранов телевизоров, Интернета, прессы слышим слова: преступление, жертва насилия. В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особенно затрагивают молодежь, наблюдается увеличение подростковой преступности.

Мы часто стали часто слышать незнакомое до недавнего времени слово «толерантность» В русском языке наиболее близким по значению понятию «толерантность» является «терпимость» и означают «способность терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других». Родители – пример для детей, они одними из первых должны развивать в себе толерантное отношение к другим. Современные дети довольно рано активно включаются во взрослую жизнь, осваивают различные социальные роли, и их жизненная ориентация зависит от того, как они будут относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире.

В нашей школе обучается более 30 национальностей, поэтому одной из задач родителей является воспитание у детей понимание толерантности как восприятия единства человечества, взаимозависимости всех от каждого и каждого от всех, уважение прав другого, в том числе и права быть иным. Межличностные отношения складываются как между взрослыми, свидетелями которых являются дети, так между взрослыми (родителями, учителями) и детьми и между самими детьми. Умение общаться друг с другом - основа мирного, бесконфликтного общества.

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим.

2. Снисходительность.

3. Терпение.

4. Чувство юмора.

5. Чуткость.

6. Доверие.

7. Бескорыстие.

8. Терпимость к различиям.

9. Умение владеть собой.

10.Доброжелательность.

11 Умение не осуждать других.

12.Гуманизм.

13.Умение слушать.

14.Любознательность

15.Способность к сопереживанию – эмпатия.

Школа с первого класса прививает толерантность, учит детей уважать не только себя, но и тех, кто рядом. Однако недостаточно воспитывать ребенка только в школе. Дело в том, что ребенка воспитывает еще и вся среда обитания, тот социум, в котором он находится, семья, любые взрослые и домашние разговоры, и отношение между родителями. Прежде всего, воспитание начинается в семье, а продолжается в детском саду. Первые проявления нетерпимости - это те самые дразнилки, которыми начинают дразнить толстого ребенка, в очках, другого цвета кожи (по реакции родителей), потом появляются проблемы с национальной принадлежностью и т.д. Необходимо контролировать ситуацию, ведь жертвой, соответственно, может стать и тот, кто начал дразнить. Безусловно, надо пресекать те разговоры или действия, которые приводят к унижению личности.

Итак, все начинается в семье, а продолжается в школе, где оно основано:

  • на формировании чувства уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре разных народов;

  • на развитии способности адекватно и наиболее полно познавать себя и других людей.

Толерантная личность

Нетолерантная личность

  • Уважение мнения других

  • Отзывчивость, доброжелательность;

  • Желание что-либо делать вместе

  • Понимание и принятие

  • Чуткость, любознательность

  • Снисходительность

  • Доверие

  • Гуманизм, взаимоуважение

  • Доброта

  • Непонимание

  • Игнорирование

  • Эгоизм

  • Нетерпимость

  • Выражение пренебрежения

  • Раздражительность

  • Равнодушие

  • Цинизм, негативизм

  • Немотированная агрессивность

В подростковом возрасте одной из форм взросления является агрессивное поведение, нередко принимающее враждебную форму (драки, оскорбления). Для некоторых подростков участие в драках, утверждение себя с помощью кулаков может становиться устоявшейся линией поведения. Ситуация усугубляется определенной нестабильностью в обществе, межличностными конфликтами - проявлениями нетолерантного поведения, наблюдаемое по ТВ, в Интернете.


Усиливаются проявления агрессивности в подростковом возрасте, поэтому с раннего возраста необходимо учить умению реагировать на различные житейские ситуации. И именно родители как кик другой способны на собственном примере показывать детям, как необходимо реагировать на различные травмирующие, провоцирующие ситуации, что предпринять, чтобы подобные ситуации не создавать.

Виды агрессии

  • Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого лица.

  • Косвенная агрессия – действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки), так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.).

  • Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).

  • Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении вспыльчивости, резкости, грубости.

  • Негативизм – оппозиционная манера поведения, обычно направленная против авторитета родителей или педагогов. Может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

Способы выражения эмоций (используются все цвета радуги)

Опасно! Безопасно!

  • Фальшивить (делать вид, что не злишься) Ф Физический труд

  • Сердиться, страдать, спорить С Спорт, смеяться, сплясать

  • Горевать, грубить, грозить Г Говорить, гладить, гудеть

  • Злиться, запугивать, зудеть З Закаляться, зевать, затопать

  • Жалеть, жаловаться Ж Жужжать, жевать

  • Обижать, оскорблять О Отжиматься, обдумывать

  • Корить, критиковать, кипятиться К Купаться, колотить подушку

Исследования психологов показывают, что подростки, склонные к проявлению физической и косвенной агрессии, способны к разрушительным действиям. Эмоциональность, агрессивность - личное дело каждого до тех пор, пока не затрагивает других людей.

Проблема межличностных отношений между подростками существует не только в школе, но и выходит далеко за ее пределы. И от того, с какими установками ребята выходят на улицу, зависит их адаптация в окружающем мире. Формируются эти установки в семье.

А насколько мы, родители, готовы к проявлению толерантности по отношению к своим детям?

На основе понимания сложности и противоречивости внутреннего мира детей взрослые должны строить свои отношения с ним. Все мы хоти, чтобы наши дети были похожи на нас. На нас таких, какими мы хотели себя видеть. Мы хотим передать им те качества своей личности и черты характера, которые сами считаем хорошими. И нам очень горько видеть, когда дети перенимают у нас то, что нам в себе хотелось подавить. Происходит это потому, что свои положительные черты мы хорошо осознаём. А всё плохое, что в нас есть, мы стараемся напоказ не выставлять, боясь признаться в этих своих недостатках самим себе.

Когда мы общаемся с ребёнком или с кем-то другим, он, естественно, обращает внимание на те наши слова и поступки, которые очень сильно эмоционально выражены. Но как раз в тех случаях, когда что-то нас действительно сильно волнует, мы меньше всего способны за собой следить. В этот момент мы теряем контроль над собой, и начинают проявляться те самые «спрятанные» черты, которые и предаются нашему ребёнку. В такие моменты нам не всегда удаётся управлять мимикой, жестами, тоном голоса, мы выплёскиваем свои эмоции на ребёнка. Чаще всего это случается, когда ребёнок становиться подростком. Ведь именно для подростков характерны эмоциональная неустойчивость, психологические срывы, грубость, нежелание ничего слушать. Отсюда возникают конфликты.

Попробуйте присмотреться в этот момент к своему ребёнку, взгляните на него как бы посторонним взглядом. Не увидите ли вы в его поведении черты самого себя? А ребенок учится принципам общения у нас, у взрослых. Создание в семье атмосферы уважения друг к другу, к правам и обязанностям каждого, в том числе и подростка, является одним из важных факторов профилактики интолератности. Иногда родители требуют от ребенка выполнения какой-нибудь работы, поручений, не считаясь с тем, что у него могут быть свои планы на этот день, обязательства по отношению к товарищам.

Когда взрослый человек нарушает данное ребёнку слово, то у него зачастую быстро находиться оправдание этому. Ребёнку же, случается, взрослые не дают даже возможности объяснить причину его поведения. Иногда, чтобы разрешить ту или иную трудную ситуацию, надо лишь постараться в этой ситуации разобраться, не считая себя последней и обязательно правой инстанцией.

Разбор житейских ситуаций

Ситуация №1. Мальчик поздно возвращается домой. Родители, заждавшись, налетают на него с упрёками и криками, не давая ему высказаться. Мальчик уходит спать, так и не объяснив ничего родителям.

Позже раздаётся телефонный звонок, и родители узнают, что их ребёнок задержался по очень уважительной причине.

- Реальная ситуация? В чём сложность данной ситуации?

В том, что мальчик опоздал, не позвонил, есть, конечно, и его вина, но надо понять, что в этот момент было что-то более важное для него.

Как часто мы, взрослые, забываем о проблемах детства

Как заранее предусмотреть такие проблемы, как задержка после уроков, поздний приход домой, отвлечение от домашних дел? Всё это вполне реально заранее обсудить со своим ребёнком, но не в стиле указания, а в стиле совета, обсуждения, чтобы ребёнок сумел понять, почему вы волнуетесь в данной ситуации, к чему это может привести. И ещё: умейте прощать даже то, что прощать трудно. Любовь и справедливость – вот что требуется нашим детям постоянно!

Ситуация №2. Многим из нас хорошо знакомы чувства, которые мы с радостью несём домой, в семью. Кого-то из нас повысили в должности, кого-то наградили или ещё что-то в этом роде. Как хочется в этот момент с кем-нибудь поделиться, быть выслушанным.

Сама домашняя среда объективно способствует возникновению доверия и искренности. Но, к сожалению, не во всех семьях складывается ситуация доверительного общения. Нам, взрослым, часто кажется, что только наши новости достойны того, чтобы о них узнали все члены семьи. А часто мы слушаем новости других?

Пример. Девочки идут из школы и обсуждают, что будут делать дома. Одна из них говорит, что мама только приехала и сейчас девочка сообщит её новости за 3 дня. Но, как только девочка входит домой, мама быстро спрашивает об оценках, ругает за неряшливый вид и отправляет делать уроки, ссылаясь на свою усталость. Огорчённая девочка уходит в свою комнату. Представьте свои ощущения.

Формирование толерантности: дети учатся жить у жизни

  • Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

  • Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности;

  • Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

  • Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины;

  • Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других;

  • Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя;

  • Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным;

  • Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым;

  • Если ребенок в безопасности, он учится верить в людей;

  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя;

  • Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

В школе развитие толерантности происходит через проведение тематических классных часов, совместных праздников детей, формирование общего круга интересов детей и родителей. Привлечение к участию в различных мероприятиях, кружках, спортивных секциях, работе в органах самоуправления класса, школы способствует повышению самооценки, формированию чувства ответственности как за себя, так и за других.

Мы все – это большая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье царили доброта, уважение, взаимопонимание. А для этого нужно желание слышать и понимать друг друга.

Выбор активной жизненной позиции взрослыми – пример для наших детей.

Творческое задание «Моя семья. Будни и праздники». Рисунки выполняются родителями на большом листе ватмана, могут быть в виде коллажа, а могут быть связанны единым сюжетом.

Рефлексия. Обсуждение итогов встречи.

Приложение

Анкета для родителей «Что Вас волнует в Ваших детях?»

1. Хорошо ли Вы знаете своих детей? Да. Нет. Затрудняюсь ответить.

2. Доверяете ли Вы своему ребенку? Да. Нет

3. Помогаете ли Вы своим детям в учебе? Да. Нет. Иногда.

4. Воспитывая Ваших детей, применяете ли Вы физическую силу? Да. Нет. Иногда.

5. Помогают ли Вам Ваши дети в домашних делах? Да. Нет. Иногда.

6. Считаете ли Вы, что дети сами должны нести ответственность за свои поступки? Да. Нет.

7. Считаете ли Вы, что ребенок имеет право на личную жизнь и свои секреты? Да. Нет.

8. Часто ли дети заслуживают Вашей похвалы? Да. Нет.

9. Делаться ли с Вами дети своими проблемами? Да. Нет. Иногда.

10. Часто ли Вы говорите с Вашими детьми «по душам»? Да. Нет. Иногда.

11. Говорите ли Вы со своими детьми о правилах поведения? Да. Нет. Иногда.

12. Хочется ли Вам, чтобы Ваши дети были лучше, чем они есть? Да. Нет.



2. Конспект занятия в рамках Семейного клуба
  • Классному руководителю
Описание:

В условиях кардинальных изменений в области просвещения - введения Федеральных  государственных образовательных стандартов (ФГОС) - проблемы взаимодействия семьи и школы являются особенно актуальными. В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы, а школа постоянно нуждается в поддержке со стороны родителей. Формирование детско-взрослой общности в школе стало одной из самых актуальных задач современного образования. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника. Таким образом, организация семейного клуба для родителей, направленного на совершенствование семейного воспитания и повышение педагогической культуры родителей не просто вооружает родителей определенным минимумом педагогических знаний, но делает первый шаг к созданию детско-взрослой общности в школе, что, безусловно, благотворно влияет на развитие ребенка.

 

 
Автор Дубасова Татьяна Николаевна
Дата добавления 04.01.2015
Раздел Классному руководителю
Подраздел
Просмотров 463
Номер материала 29298
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓