Главная / Биология / 10 кл. Генетика пола.

10 кл. Генетика пола.

Конспект урока биологии в 10 классе.

Учитель Дергачева В.В.

Тема урока «Генетика пола».


Место урока: Раздел 3 «Организм». Шестой урок по теме «Генетика – наука о

наследственности и изменчивости».

Цель урока: продолжить формирование генетического мышления.

Задачи урока:

- сформировать у учащихся знания о генетическом определении пола у человека и других организмов, о наследовании признаков, сцепленных с полом у человека (на примерах дальтонизма и гемофилии у человека)

- научить школьников правильно объяснять причины приблизительно равной вероятности рождения мальчика или девочки

-сформировать у старшеклассников познавательный интерес к изучению научных проблем, связанных с генетикой пола.


Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма организации учебной деятельности: Работа с информацией, представленной на учебном диске.

Этапы урока: 1. Организационный.

2. Актуализация прежних знаний. Выявление опорных знаний.

3. Формирование и усвоение новых знаний.

4. Заключительный.


Ход урока:


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Продолжительность (мин.)

1. Организация готовности учащихся. Создание рабочей обстановки. Объявление темы и плана урока. Постановка цели перед учащимися.

Готовятся. Слушают.

2

2. Задает задания по пройденной теме.

Требует выполнять задания письменно на листочках. Задания см. в приложении №1.

Собирает выполненные задания.

Совместно с учащимися проверяет выполнение задания.

Письменно, на листочках выполняют три задания.


10

3. Объясняет новую информацию, используя фрагменты диска (электронного пособия к учебнику) После каждого учебного фрагмента задает задание. Перечень заданий см. в приложении №2.

Для закрепления пройденного использует вопросы открытого теста, представленные на последнем фрагменте. Проверяет ответы вместе с учащимися.

Выполняют задания устно.

Записывают ключевые моменты по ходу объяснения.

Отвечают устно с места или у доски.

Отвечают с помощью компьютера учителя.

Решают задания, представленные на диске.

Обращаются к учебнику.

При закреплении материала урока выполняют тест с помощью компьютера учителя.

30

4. Подводит итоги.

Оценивает. Задает Д.З.

Записывают Д.З.

3



Основные понятия темы.


Аутосомы. Половые хромосомы. Гетерогаметный пол. Гомогаметный пол. Наследование, сцепленное с полом. Гемофилия. Дальтонизм.



Требования к уровню подготовки.


Должны знать:

основные понятия темы,

хромосомное определение пола у человека,

цитологические основы рождения особей разного пола,

гены, расположенные в половых хромосомах,

причины и цитологические основы заболеваний гемофилии и дальтонизма.


Должны уметь:

объяснять причину равной вероятности рождения мальчиков и девочек,

определять гомогаметный и гетерогаметный пол организмов,

объяснять основы наследования гемофилии и дальтонизма.




1. Задания для этапа актуализации:


Задания приведены в Приложении №1.

Правильные ответы подчеркнуты.



2.Вопросы для этапа 3. Формирование и усвоение новых знаний.

Смотри Приложение №2



3. Этап №4. Заключительный.

Домашнее задание: Составить генетическую задачу на наследование признаков, сцепленных с полом. Решить её.


Персональное задание (успевающему ученику):

Написать сообщение или составить презентацию по теме «Аномалии половых хромосом у человека».






Приложение №2.


Вопросы и задания к просмотренным на диске фрагментам.


1-ый фрагмент. Запишите сколько у человека аутосом и половых хромосом.

Ответ: Аутосом 44, половых 2


2-ой фрагмент. Запишите генотипы женщины и мужчины.

Ответ: генотип женщины ХХ, генотип мужчины ХУ


3-ий фрагмент. Запишите возможность рождения девочек и мальчиков в % отношении.

Запишите на доске и в тетрадях гаметы, которые образуют самцы

млекопитающих.

Ответ: Соотношение рожденных девочек и мальчиков 50% на 50%.

Самцы образуют гаметы Х и У, а самки Х и Х.


4-ый фрагмент. Определите какой пол является у кроликов гетерогаметным . А у бабочки?

Ответ: У кроликов гетерогаметный пол - мужской. У бабочек – женский.


5-ый фрагмент. Задание на диске. Определите, какой пол является гомогаметным, а какой

гетерогаметным, состав гамет, пол и название зигот. Объект – человек.


6-ый фрагмент. Задание на диске. Определите, какой пол является гомогаметным, а какой

гетерогаметным, состав гамет, пол и название зигот. Объект – страус.


7-ой фрагмент. Объясните понятие «наследование, сцепленное с полом».


8-ой фрагмент. Какие гены расположены в У хромосоме? Какие гены расположены в Х

хромосоме?

Ответ: В У – хромосоме расположены гены, отвечающие за дифференцировку половых желез, раннего облысения, повышенную волосатость ушей, развитие перепонок между пальцами ног. В Х – хромосоме находятся гены, определяющие свертываемость крови, влияющие на размер и форму зубов, развитие дальтонизма, атрофию зрительного нерва и другие.


9-ый фрагмент. Ознакомительно.


10-ый фрагмент. Цитологические основы наследования гемофилии.

11-ый фрагмент. Задание на диске. Наследование дальтонизма. Определите возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся в браке здоровой по цветовому ощущению женщины (гомозигота) с мужчиной дальтоником. Известно, что ген, отвечающий за цветовое ощущение, сцеплен с Х – хромосомой и признак нормального зрения является доминантным - D, а признак дальтонизма – рецессивным - d. Сделайте цитологическую запись.


12-ый фрагмент. Тест «Генетика пола» для закрепления пройденного материала.


10 кл. Генетика пола.
  • Биология
Описание:

   Данный  урок - шестой урок по теме "Генетика - наука о наследственности и изменчивости".

   Задания для этапа АКТУАЛИЗАЦИИ позволяют повторить основные понятия этой трудной для усвоения темы  и  "настроить"  учеников  на понимание материала.

   Эта тема интересна ещё и потому, что  существуют многочисленные  аномалии половых хромосом. Об этом учитель рассказывает на уроке, стимулируя учеников к поиску подобного материала и задавая в разделе "Домашнее  задание" специальный доклад успевающим ученикам.

   Современные технические средства (у меня в кабинете установлен проектор) позволяют  украсить  рассказ учителя и задания для учеников различного рода демонстрациями.

Автор Дергачёва Вера Владимировна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 619
Номер материала 48169
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓