Главная / Русский язык и литература / 1. Использование технологий модульного и блочно – модульного обучения при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в СПО

1. Использование технологий модульного и блочно – модульного обучения при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в СПО

  1. Использование технологий модульного и блочно – модульного обучения при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в СПО

  2. Соколова Светлана Николаевна – преподаватель дисциплин: «Русский язык», «Русский язык и культура речи», «Литература»

  3. Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ржевское медицинское училище (техникум).

  4. 2 курс, группа «Сестринское дело», квалификация –медицинская сестра.


Использование технологий модульного и блочно – модульного обучения при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в СПО

Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи является важным этапом в подготовке среднего медицинского персонала.

Основная цель – повышение уровня речевой культуры студентов средних медицинских учебных заведений через усвоение ими общих закономерностей функционирования языка и речи. Изучение основ культуры речи имеет важное значение, так как в силу своих профессиональных обязанностей медицинские работники постоянно вступают в контакт с больными, их родственниками, коллегами по работе, оформляет документацию.

Использование технологий блочно – модульного обучения при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, т. е. обучающийся учится сам, а преподаватель осуществляет мотивационное управление его обучением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценивать свои способности, результаты своего труда, что является немаловажным в подготовке среднего медицинского персонала. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний.

Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности студентов, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.

При переходе на модульное обучение система действий преподавателя следующая:





Структуирование деятельности студента в логике этапов усвоения знаний: воспитание, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация является важным критерием построения модуля. И здесь большая возможность осуществлять проблемность в обучении и возможности для повторения основного содержания. Эти возможности реализуются через учебный элемент “Резюме”.

Что же дает модульное обучение? Главное – это то, что каждый работает самостоятельно в присущем ему темпе, представляются возможности получить консультацию у преподавателя, помощь у одногруппника. Значительно глубже осознать содержание, все время себя контролировать. Каждый студент включается в активную и эффективную познавательную деятельность, работает с дифференцированной по содержанию и дозе помощи программой. Первым и главным критерием оценки успешности обучения в модульном режиме является желание студентов учиться, пробуждение интереса к предмету, выбранной специальности. Чем меня заинтересовала эта технология? Во -первых, осуществляется индивидуальный подход к каждому студенту, во-вторых, создается условие для развития сильных студентов (они не ждут остальных, сами дальше разбираются в заданиях), в- третьих, предоставляется большая возможность для чтения, говорения, оформления своей мысли, что является немаловажным в полфессии медицинского работника

Каждый модуль оформляется в виде технологической карты, которая является фактическим руководством по освоению темы, т. е. данного модуля, состоящего из отдельных учебных элементов.

Применение модульной технологии на уроке русского языка хочу показать на примере одного занятия

Тема:

Нормы устной и письменной речи: морфологические и морфолого – стилистические

Педагогическая технология: модульная,

Оборудование: экран, медиапроектор, карта студента, оценочный лист, раздаточный материал ( карточки с заданиями).


Цели:

1. Образовательные:

Студенты должны знать:

  • основные типы синтаксических и синтаксисо – стилистических норм русского литературного языка,

  • причины вариантности в управлении и согласовании, причины возникновения синтаксических и синтаксисо- стилистических ошибок и способы их устранения,

Студенты должны уметь:

  • строить свою речь в соответствии с синтаксическими и синтаксисо - стилистическими нормами устной и письменной речи,

  • распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих (пациентов, их родственников, коллег) в соответстви с синтаксическими и синтаксисо – стилистическими нормами устной и письменной речи русского литературного языка.

2. Развивающие:

Формировать умение анализировать, сравнивать, делать выводы.

3. Воспитательные:

Побуждать студентов к само-, взаимоконтролю, вызывать у них потребность в обосновании своих высказываний.









Ход урока:

УЭ 1

Повторение (устный опрос):

а) Выполнение задания по нахождению и исправлению изученных типов ошибок в предложенных текстах (преподаватель раздаёт карточки с примерами)

б) Чтение подготовленных текстов на тему: «Общение с пациентами, имеющими нарушения в работе головного мозга», с использованием опорных слов.

2. Самостоятельная работа:

Определите тип допущенных ошибок, объясните их причины. Исправьте текс (карточки с текстами медицинской тематики раздаёт преподаватель)

Новая тема:

УЭ 2.

Цели: Знакомство с новым материалом, усвоить основные типы синтаксических и синтаксисо – стилистических норм русского литературного языка, причины вариантности в управлении и согласовании, причины возникновения синтаксических и синтаксисо –стилистических ошибок .

Теория:

Актуальность: Синтаксические и синтаксисо – стилистические нормы русского литературного языка являются одними из важнейших, ибо относятся вместе с морфологическими нормами к грамматике русского языка. Нарушение синтаксических норм являются грубейшими ошибками. Кроме того, положение осложняется большим количеством вариантных форм, наблюдающихся на ярусе синтаксиса в области управления и согласования

Задание 1. Исходный контроль - тест (коллективная работа)

Синтаксические ошибки русского языка связаны с

  1. Неправильным образованием слов;

  2. Нарушением грамматических форм слов;

  3. Нарушением управления;

  4. Незнанием лексического значения слова;

  5. Контаминацией.

С чем обычно бывают связаны

А. Лексико – стилистические ошибки;

Б. Синтаксисо – стилистические ошибки.

1) с использованием деепричастных оборотов в разговорном стиле;

2) с использованием речевых штампов в школьных сочинениях;

3) с использованием канцеляризмов в чужом контексте;

4) с использованием лексики с уменьшительно – ласкательными суффиксами в научном и деловом стилях.

Задание 2 (групповая работа)

Исправьте следующий текст. Определите тип допущенных ошибок, объясните их причины.

Пример текста: «У язвенника, страдающего заболеванием желудка в течение 10 лет, появились признаки внутреннего кровотечения. Больной бледноват. Пульс 106. Живот мягенький. Симптомы раздражения брюшины отрицательные. Какое осложнение излагаемого заболевания развилос? Для подтверждения диагноза какие экстремальные исследования должны проводиться


УЭ 3

Цель – закрепление изученного материала

1.Выполнение заданий по нахождению и исправлению синтаксических и синтаксисо - стилистических типов ошибок в предложенных текстах

Задание 1.(индивидуальная работа) Найдите в предложенных текстах ошибки в форме слов и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.





Найдите в предложенных текстах ошибки в форме слов и исправьте их. При выполнении задания заполните таблицу.


Пример нарушения нормы

Исправление.

Объяснение.

Тип ошибки.

1.

Среди психологов широкое рапространение получила точка зрения о творческом процессе как явлении психологическом.

точка зрения (на что?) на творческий процесс…

Нарушение управления

синтаксическая














  1. Зачем ему превосходство превосходство перед отцом?

  2. Слушая эту волнующую музыку, мне представляется картина уранана.

  3. Он не оплатил за проезд в автобусе.

  4. Делаются выводы по получению различных химических соединений.

  5. Лизавета возвращалась. Придя домой, труп Алены Ивановны лежал в луже крови.

  6. По ком будем решать вопрос?

  7. Поскольку нигде не разъясняют о сроках сбора орехов, их чаще всего собирают преждевременно.

  8. В борьбе по снижению дорожно – транспортных происшествий мы занимаем не последнее место.

  9. Оратор, который сообщил эти данные и оказавшийся страстным патриотом речного транспорта, привёл интересное сравнение.

  10. Художник изобразил, как Пётр 1 ведёт в бой войска, придерживаясь манеры Сурикова.

  11. В слесарной мастерской мы учим делать наших детей, делать , а не ломать.

  12. Тургенев любил и рассказывал нам о неиссякаемой мощи природы, её неумирающей красоте.

  13. В своей критической статье по произведению Островского «Гроза» Добролюбов писал , что…

  14. Они – то впоследствии и представят наибольший интерес потомкам.

  15. Ну, а что можно ждать от другой организации?

  16. Иванов сказал, что не засну, но выучу до утра все билеты.

  17. Сегодня мы работали не только в кабинете, а также в лаборатории.

  18. Учебник по сестринскому делу, прочитанный мною, который мне очень понравился.

  19. Он любит музыку и танцевать.

  20. Ночь была дождливая и темна.

  21. Брат был врач.


УЭ 4.

Цель – уметь строить свою речь в соответствии с синтаксическим и синтаксисо -стилистическими нормами устной и письменной речи, распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих .

Задание 1.(парная работа)

Проанализируйте следующий текст. Определите, какими средствами пользовался автор для создания комического эффекта.

« Я рос в обычной семье, в которой поэтому всегда было место подвигу. Мой отец стоял на часах. Вернее, сидел: он работал часовых дел мастером. Образно выражаясь, небо над головой охраняла и моя мать: она трудилась вахтёром в обсерватории. Стало быть, ещё с молоком я всосал настоящую цену хлебу, маслу, яйцам и шпротам. Это оставило неизгладимый след на всю жизнь. Трудовые мозоли – это понятие я натёр себе с детства».

Задание 2

Исправьте предложения. Определите, какие из коммуникативных качеств хорошей речи в них не соблюдаются.

  1. В проходной следили за снятием верхней одежды.

  2. В работу надо как можно больше включать людей, которые бы справлялись с уборкой картофеля.

  3. Раскольников проснулся и сладко потянулся за топором.

  4. Мария Кирилловна была одета в медицинскую форму.

  5. Моя мама работает в детской больнице Татьяной Васильевной.

  6. В горницу вошёл негр, румяный с мороза.

  7. Стихотворение написано в рифму, что нередко наблюдается у поэта.

  8. Эта картина просто лезет мне в душу.

  9. Главный врач представляет нового сотрудника: «Он из большого года. Там даже зоопарк есть. Вот оттуда он к нам и прибыл».

  10. Из книги по теории воспитания: «Дети рассказывают о животных, о том, как они живут в зоопарке и на воле».

  11. Из газетных заметок: «Санитарки мыли полы – казалось, тряпка не касалась их уже неделю».

  12. «Критика врача в нашей стране естественна».

  13. При инфаркте миокарда назначается постельный режим. Однако нельзя давать сердцу дрябнуть. Нужно давать больному физическую нагрузку и раннее вставание.

  14. -Вы вычислили этот показатель неправильно. Надо было разделить на 5, а Вы шуранули на все число.

-Как шуранули «на всё»? Я разделила на число дней трудоспособности!

15. Я поставил больному Н., 17 лет, диагноз: нейроциркуляторная дистония смешанного типа. Ставить диагноз гипертонической болезни этому молодому человеку ручка не поднимается.


УЭ 5.

Цель – проверить уровень усвоения нового материала

Задание1 (индивидуальная и групповая работа)

Подготовьте небольшой устный рассказ на тему «Мой рабочий день в процедурном кабинете, включив изученные виды норм

Аудитория, прослушав рассказ должна проанализировать его по следующему алгоритму:

1.Цель речи.

2.Разновидность речи.

3.Соблюдение/несоблюдение норм устной речи

Задание2

Придумайте несколько связных предложений (4-5) с синтаксическими и синтаксисо – стилистическими ошибками на медицинскую тематику. Обменяйтесь с соседом для их нахождения и исправления. Затем оцените свой ответ.


УЭ 6. Цель -подведение итогов. Возвращение к целям, обсуждение: все ли цели урока достигнуты?


УЭ 7. Дифференцированное домашнее задание.









Оценочный лист
Фамилия, имя студента

Учебный элемент (этапы работы)

Количество баллов по номерам заданий

Итого (кол-во баллов)

 

1

2

3

 

УЭ - 1.
Проверка изученного материала.
УЭ - 2.
Изучение нового материала
УЭ - 3.
Обобщение и закрепление изученного материала.
УЭ - 4.
Проверка умения правильно строить свою речь с учётом изученных типов ошибок

Контроль.

УЭ - 5.

Проверка уровня усвоения материала

УЭ -6.

Оценка своей деятельности Подведение итогов занятия


УЭ -6.

Домашнее задание

 

 

 

 




























Карта студента


УЭ

Учебный материал

Рекомендации по выполнению заданий

Время

УЭ -1.

Цель -Повторение изученного материала

А)Найти и исправить ошибки в предложенных текстах.

Б)Внимательно слушайте

10мин

УЭ -2.

Цель - Знакомство с новым материалом

Основные типы синтаксических и синтаксисо– стилистических норм русского литературного языка, причины возникновения синтаксических и синтаксисо– стилистических ошибок .

Блок информации

Перечислите основные типы синтаксических и синтаксисо– стилистических ошибок Приведите примеры нарушения синтаксических и синтаксисо– стилистических ошибок

Приведите примеры на каждый тип

Исходный контроль


10 мин

УЭ -3

Цель - Закрепление изученного материала


1.Выполненить задания, исправить синтаксические и синтаксисо - стилистические ошибки в предложенных текстах


35 мин.

УЭ- 4.

Цель – уметь строить свою речь в соответствии с синтаксическим и синтаксисо -стилистическими нормами устной и письменной речи, распознавать и исправлять ошибки и неточности в своей речи и речи окружающих .


1.Анализ текста

Исправьте предложения. Определите, какие из коммуникативных качеств хорошей речи в них не соблюдаются.


15мин.

УЭ -5.

Цель – Проверить уровень усвоения нового материала


Подготовьте небольшой устный рассказ на тему «Мой рабочий день в процедурном кабинете, включив изученные виды норм

Придумайте несколько связных предложений (4-5) с синтаксическими и синтаксисо – стилистическими ошибками на медицинскую тематику. Обменяйтесь с соседом для их нахождения и исправления. Затем оцените свой ответ.




12мин.

УЭ -6.

Цель -Подведение итогов.


Обсуждение: все ли цели урока достигнуты? Ответьте на вопрос

Подсчитайте количество баллов.


5мин.

УЭ - 7

Домашнее задание

Записать домашнее задание

3мин.





Представленное занятие с использованием технологий модульного и блочно – модульного обучения позволяет реализовать принцип активности обучения через структуирование и алгоритмизацию самостоятельной работы, использование активных методов: студент учится самостоятельно, а не его учат. Взаимодействие происходит как в форме непосредственного контакта с преподавателем, так и через самостоятельную работу, познавательную деятельность.




1. Использование технологий модульного и блочно – модульного обучения при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» в СПО
  • Русский язык и литература
Описание:

Представленное занятие с использованием технологий модульного и блочно – модульного обучения позволяет реализовать принцип активности обучения через структуирование и алгоритмизацию самостоятельной работы, использование активных методов: ст   Изучение дисциплины «Русский язык и культура речи является важным этапом в подготовке среднего медицинского персонала.

   Основная цель – повышение уровня речевой культуры студентов средних медицинских учебных заведений через усвоение ими общих закономерностей функционирования языка и речи. Изучение основ культуры речи имеет важное значение, так как в силу своих профессиональных обязанностей медицинские работники постоянно вступают в контакт с больными, их родственниками, коллегами по работе, оформляет документацию.

   Использование технологий блочно – модульного обучения при изучении дисциплины «Русский язык и культура речи» позволяет реализовать  личностно-ориентированное обучение, т. е. обучающийся учится сам, а преподаватель осуществляет мотивационное управление его обучением: мотивирует, координирует, консультирует и контролирует. В модульном обучении применяется самооценка, которая приучает студента объективно оценивать свои способности, результаты своего труда, что является немаловажным в подготовке среднего медицинского персонала. Учащийся максимальное время работает самостоятельно, учится целенаправленно. Это дает возможность осознать себя в деятельности, учит самоорганизации, самооценке, позволяет каждому обучающемуся видеть уровень усвоения знаний.

   Цель модульного обучения - содействие развитию самостоятельности студентов, их умению работать с учетом индивидуальных способов проработки учебного материала.удент учится самостоятельно, а не его учат. Взаимодействие происходит как в форме непосредственного контакта с преподавателем, так и через самостоятельную работу, познавательную деятельность.

 

 

Автор Соколова Светлана Николаевна
Дата добавления 31.12.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 989
Номер материала 19059
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓