Главная / Русский язык и литература / . НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ».

. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ».

. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ».


ХОД УРОКА

Цель:

обучающая

- выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина; показать актуальность этих идей сегодня.

развивающая

- развитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;

- развитие речи учащихся; навыков групповой исследовательской работы

- развитие ассоциативного мышления;

воспитательная

пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;

- воспитание любви к родителям, способности признания своих ошибок.

Оборудование: портреты А. С. Пушкина; иллюстрации к повести, презентация, раздаточный материал

Тип урока: урок-исследование.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Ход урока

1) Интрига.

1- СЛАЙД - ЯПОНСКОЕ ЖИЛИЩЕ

А для начала посмотрите на экран. Перед вами традиционное японское жилище, окна в котором сделаны из бумаги и традиционное японское стихотворение-хокку, написанное в 18 веке японской поэтессой Тиё.

- Скажите, о чем это стихотворение?

- Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в окнах?

- Странно, почему же когда окна целы, вдруг стало очень холодно? (Холод в душе, с ребёнком что-то случилось, дом опустел)

- Мир дома наполняется светом, радостью и особым теплом, когда в доме есть дети, когда звучит детский лепет или смех. И наоборот, отсутствие ребёнка вызывает ощущение пустоты.

- А как это японское стихотворение связано с повестью А.С.Пушкина “Станционный смотритель”? (Холод в душе Самсона после исчезновения Дуни приводит к трагедии)

Итак, тема нашего урока “Нравственные проблемы в повести А.С.Пушкина “Станционный смотритель”. Запишите в тетрадь. СЛАЙД -2

2) Анализ темы.

- Как вы понимаете смысл темы?

СЛАЙД- 3

На доске: Проблема - сложный вопрос, задача, требующие исследования, разрешения. А слово нравственные, о чем вам говорит?

Нравственность – духовные качества, которыми руководствуется человек; правила поведения, определяемые этими качествами.

- Есть поступки, которые с точки зрения закона не наказуемы, но есть другой закон, закон совести.

Нравственные проблемы - это проблемы с точки зрения их человечности, гуманности.

И одну проблему мы уже затронули, сопоставляя японское стихотворение и пушкинский текст. Какую? Проблема чьих отношений уже прозвучала (Отношения детей и родителей) В тетрадь: проблема отношений детей и родителей (поступок Дуни).

III.РАБОТА НАД ТЕМОЙ УРОКА

План урока (на доске)


  1. Трагедия Самсона Вырина.

  2. Была ли Дуня хорошей дочерью?

3. В чём состоит человеческий долг детей?


  1. Беседа с учащимися. Анализ текста

Повесть «Станционный смотритель» — это история одной человеческой жизни, в которую вторглись и безжалостно растоптали. Здесь, главный герой повести — Самсон Вырин.

СЛАЙД -5-7.

Кто такой станционный смотритель? Какую работу он выполняет? Действие в этой повести происходит в XIX веке. Тогда не было железных дорог. Сообщение между городами осуществлялось с помощью дорог, в повести они называются трактами, и единственным транспортом, единственным средством передвижения были упряжки лошадей, или перекладные, как говорится в повести. Лошади не могли выносить долгие расстояния, поэтому на протяжении длинных трактов находились почтовые станции или постоялые дворы. Служащие этих станций назывались станционными смотрителями. Они смотрели, то есть наблюдали и отвечали за пересылку почтовой корреспонденции, меняли уставших лошадей проезжающих. А если лошадей не оказывалось на станционной конюшне на этот час, то проезжим предлагалось зайти в дом станционного смотрителя, который был одновременно и служебным помещением, и жильём для семьи смотрителя. Здесь их регистрировали, то есть записывали их подорожные (документы) в почтовую книгу.

СЛАЙД-8 видео-отрывок

Что вы можете рассказать о Самсоне Вырине?

СЛАЙД -9


4. Сообщение учащегося «Табель о рангах»

24 января 1722 года российский царь Пётр I издал Табель о рангах, который распределял по классам чиновников, военных и придворных, составлявших элиту Российской империи.

Военные, гражданские и придворные чины разделялись на 14 классов. 14 класс — самый низкий класс. Ниже его находились только крепостные, единственное преимущество этого класса состояло в том, что в нём числились люди, которые только назывались свободными. Свобода их заключалась в том, что их нельзя было бить, потому что ударивший преследовался бы по закону. Положение в обществе завоёвывалось годами, продвижение по служебной лестнице было медленным, порядок строго соблюдался. Чины имели наименования — от канцлера для первого класса до коллежского регистратора для 14 класса. Без службы нельзя было получить чин. Дворянин мог перейти в следующий класс, лишь прослужив в низшем 3-4 года. Самсон Вырин был чиновником 14 класса.



Почему многие высокопоставленные чиновники относятся к смотрителю с пренебрежением?

Найдите и прочтите цитату в подтверждение своих мыслей. Потому что он был чиновником всего лишь 14 класса.

Чтобы проверить, насколько вы внимательны, я подготовила вам тесты по содержанию повести

СЛАЙД 10-20 тесты на знание содержания повести

СЛАЙД -21 видео-отрывок

Узнали ли вы кого-нибудь из героев?

5.Продолжение обсуждения:

Прочитайте, как описывает путешественник (рассказчик) своё знакомство с Самсоном Выриным и его дочерью.

(Чтение отрывка)

  • Дома вам нужно было выписать портрет Самсона Вырина. Зачитайте, как он выглядел в начале повести.

  • Зачитайте описание интерьера комнаты.

  • Зачитайте портрет Дуни.

СЛАЙД 22 видео-отрывок



  • Что нарушает тихое течение жизни Вырина? (Счастье Самсона Вырина разрушает офицер, Минский, который тайно увозит дочь смотрителя в Петербург. Совершив поездку, Вырин не смог вернуть Дуню. Он приезжает домой, спивается и умирает.)

  • Как изменилась комната и сам смотритель во время второго посещения рассказчиком дома Самсона Вырина? Зачитайте цитату из повести.

6.Анализ частей таблицы. СЛАЙД 23-25

Вывод: Время в повести выбрано не случайно. Зима - холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Некому стало делать дырки в бумаге окон. Но как стало холодно. А лето – пора созревания плодов, для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.

- Почему же Минский так поступил со смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму отнесся к нему? Почему не боится, что смотритель будет на него жаловаться, и почему Самсон не жалуется, а говорит “подумал, махнул рукой и решил отступиться. (Бесполезно, т.к. смотритель мелкий чиновник, никто его не послушает, а послушают Минского, т.к. тот богат и имеет более высокое звание)

- Но есть в тексте эпизод, в котором автор показывает нам, что “маленький человек” Самсон Вырин в нравственном смысле намного выше Минского. Он честный труженик, любящий отец, человек, который знает, что не всё в этом мире продается и покупается, гордый человек.

СЛАЙД 26 видео-отрывок

Выводы (запись в тетради или на доске)

. Самсон Вырин смирился. Он уехал домой, с горя запил и вскоре умер. Смирение унижает человека, делает его жизнь бессмысленной, вытравливает в человеке гордость, достоинство, превращает в добровольного раба, в покорную ударам судьбы жертву. Пушкин изобразил «маленького человека» беспомощным, забитым. В повести автор выражает глубокое сочувствие тем

- О каком эпизоде речь? Прочитайте (В этих смятых ассигнациях отношение к человеку)



  • Многозначительная деталь помогает осмыслить сюжет повести в более широком контексте: на стенах комнаты станционного смотрителя были развешаны картинки, изображающие историю блудного сына. Эта притча была широко известна, так как входила в Библию.

  • О чём эта притча? Давайте вспомним.



СЛАЙД 27-32 рассказ ученика

7.Комментарий СЛАЙД -33

В притче рассказывается о непослушном сыне, который, покинув отца, пошёл в дальнюю сторону и там расточил имение своё, живя распутно. Осознав свой грех, юноша возвращается к отцу, который очень обрадовался возвращению сына: «Сын мой был мёртв и ожил, пропадал и нашёлся».

СЛАЙД -34

Пушкин также использует этот сюжет, но несколько смещает угол зрения. Обычно всё внимание обращается на сына, на его тяжелую жизнь, нищету, голод. Пушкин же задался вопросом: что должен был переживать отец, которого покинул сын (в повести дочь, но это не имеет принципиального значения)? Вот почему судьба Дуни, сложившаяся на удивление благополучно, Пушкина не очень-то интересует. Всё его внимание уделено рассказу о тех переменах, которые происходили с отцом после того, как он оказался неожиданно покинутым дочерью — его единственным утешением, гордостью, надеждой. И когда, наконец, Дуня всё же приезжает домой в богатой карете, она находит не традиционное прощение, как в притче, а отцовскую могилу.

СЛАЙД 35

IV.Решение проблемы «Дуня. Хорошей ли дочерью она была?»

Комментарий

Все ученики объединяются в 2 группы.

Первая группа — защищает Дуню; на стол группы ставится табличка «Я защищаю».

Вторая группа — обвиняет героиню; на стол группы ставится табличка «Я обвиняю». Каждая группа получает план, по пунктам которого будет происходить работа. После работы в группах, их представители предоставляют аргументы по каждому вопросу, зачитывая цитаты из текста повести.

План

  1. Счастлива ли Дуня?

  2. Переживает ли Дуня разлуку с отцом?

  3. Испытывает ли она чувство вины?

  4. Как вы относитесь к её поступку? .

  5. Выполнила ли Дуня свой человеческий долг перед отцом?

  6. Хорошая ли она дочь?

Вывод

Дуня не была хорошей дочерью. Её поступок перечёркивает всё хорошее, что она сделала. Дуня — неблагодарная дочь.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

  1. Слово учителя

Три несчастья есть у человека: смерть, старость и плохие дети — говорит украинская пословица. Старость — неотвратима, смерть — неумолима, перед этими несчастьями никто не может закрыть двери своего дома. А от плохих детей дом можно уберечь, как и от огня. И это зависит не только от родителей ваших, но и от вас — детей.

  1. Чтение подготовленным учащимся стихотворения Д. Кедрина «Сердце»

СЕРДЦЕ

Дивчину пытает казак у плетня:

Когда ж ты, Оксана, полюбишь

меня?

Я саблей добуду для крали своей

И светлых цехинов, и звонких

рублей! -

Дивчина в ответ, заплетая косу:

Про то мне ворожка гадала в лесу.

Пророчит она: мне полюбится тот,

Кто матери сердце в дар принесёт.

Не надо цехинов, не надо рублей,

Дай сердце мне матери старой твоей.


Я пепел его настою на хмелю,

Настоя напьюсь — и тебя полюблю! —

Казак с того дня замолчал, захмурел,

Борща не хлебал, саламаты не ел.

Клинком разрубил он у матери грудь

И с ношей заветной отправился в путь.

Он сердце её на цветном рушнике

Коханой приносит в косматой руке.

В пути у него помутилось в глазах,

Всходя на крылечко, споткнулся казак.

И матери сердце, упав на порог,

Спросило его: «Не ушибся, сынок?»

Учитель.- Помните, что раннюю старость и болезнь матери и отцу приносят не столько труд и усталость, сколько сердечные муки, волнения, огорчения, обиды. Сердце матери и отца всегда ранит сыновья неблагодарность, равнодушие дочери, сына к тому, как отражаются на здоровье родителей труд, жизнь, поведение их детей.

3. Чтение подготовленными учащимся сказки «Семь дочек»

СЕМЬ ДОЧЕК

Было у матери семь дочек и сын. Однажды она поехала к сыну в гости. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали.

«Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу»,— сказала первая. «Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды»,— проговорила вторая. «Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке»,— сказала третья. «Мне было без тебя, как пчеле без цветка»,— щебетала четвёртая. «Ты снилась мне, как розе снится капля росы»,— промолвила пятая. «Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья»,— сказала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды — помыть уставшие ноги.

4. Беседа

  • Поступок Дуни привёл Самсона Вырина к смерти. В чём же состоит человеческий долг детей? (Платить родителям за их заботы, за их любовь и преданность любовью, заботами, преданностью.)

  • Что значит быть хорошими дочерью и сыном? (Приносить в дом покой, радость, счастье, и не приносить огорчений, тревог, обид, позора семье.)

  • Свои желания вы должны подвергать контролю своего разума: а как это отразится на моих родителях? Что оно даст им, а что отнимет?

5. «Микрофон»

  • Достигли ли мы цели, которую ставили в начале урока?

  • Вам понравился урок? Чем?

5.Оценивание работы учащихся

СЛАЙД 36

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

  1. Написать сочинение-миниатюру «Роль Дуни в трагедии отца».

  2. Прочитать другие повести А. С. Пушкина, вошедшие в сборник «Повести Белкина», «Метель»




«Переможе краса і любов»

Мета заходу: Формувати в учнів переконання, що любов до рідного краю, до батьків, до всього світу є надбанням кращих людських якостей, утверджувати високі норми народної моралі, національної свідомості, через спілкування з цікавими талановитими людьми рідного краю.

Форма проведення: літературна вітальня

Обладнання: Святково прибраний зал, виставка робіт вишиванок, книжкова виставка зі збірок поетеси, репродукції ілюстрацій до творів Л.М.Челнокової.



І душа, і серце наше,

І сила й спромога,

І талант писати вірші

Дані нам від Бога…

В.Симоненко



Хід заходу

Ведуча: Бути людиною – це почувати себе відповідальним за все, а бути поетом – це мати не тільки співочу душу, а й відчувати увесь світ.

Ведучий: Людина – дитя природи, і саме природа надихає поетів, дає їм натхнення.

Ведуча: Краса, тепло, щедрість, любов – їх дарує нам життя сповнене бурхливих перетворень.

Ведучий: І саме Людина, яка відчуває життя, нанизуючи перли віршів на низку епохи, допоможе зрозуміти сенс життя, його силу і свободу.

Ведуча: І саме сьогодні, ми зможемо доторкнутися до душі поета , через його твори зрозуміти, яким прекрасним є навколишній світ, знайомтесь поетеса, майстриня, прекрасна людина, наша землячка Лідія Миколаївна Челнокова.

Привітне слово поетеси, виступ за планом:



1) Автобіографічна замальовка;

2)Батьки – перші вчителі;

3) Захоплення вишивкою;

4)Перша збірка віршів «Щиросердя»;

5) Портрети земляків у вишивках та віршах;

6) Родина;

7) Декламування віршів зі збірок самою поетесою та дітьми. (Перша збірка для дітей «Ящірка Зі»)

Діти декламують вірші:


Мамина пісня

Матуся сидить під горіхом в садочку

І шиє татусеві білу сорочку.

По білому білим узор вишиває,

Тихесенько пісню в замрії співає.

І я, коли виросту, стану велика,

Такого, як тато, візьму чоловіка.

І вишию хрестиком гарну сорочку

Йому і на щастя – малому синочку.

Білі голуби

Білі голуби, неначе квіти,

Мов лілеї білі розцвіли.

Тягнуть руки в небо мої діти -

Божим пташкам зерна принесли.



Дай їм Бог душею не з черствіти,

Зберегти до сущого любов,

Все живе плекати і любити,

З віком , щоб цей дар не охолов.




Ведучий: Немає в світі кращої краси, ніжнішої любові і тривоги, ніж наша любов до матері-землі, до всього живого, і тому в дітей завжди багато запитань, тож давайте спробуємо віднайти істину поспілкувавшись.

(Перелік запитань, на які б діти хотіли почути відповідь від Л.М.Челнокової)

  1. Що для вас є поезія?

  2. Чи допомагають вірші в житті?

  3. Хто в вашій родині був першим слухачем та критиком?

  4. Щоб стати письменником, які людські якості потрібно мати?

  5. Що для вас є головним у житті?

  6. Могли б ви залишити Україну, що для вас є поняттям патріотизму?

  7. Чи пов’язані ваші вірші з вишивками?

  8. Ви розповідали, що ваша родина дуже співоча, чи пробували ви класти вірші на музику?

  9. Що для вас є найбільшим злочином в житті людини?

  10. Чи вважаєте ви вміння складати вірші Божим провидінням?

  11. Серед ваших творів є багато прозових, чому саме жанр казки ви вибрали?

  12. Ваші вірші для малечі, збірка «Ящірка Зі», сповнені доброти і любові, чи вважаєте ви, саме любов і краса врятують світ?

  13. Які нагороди ви маєте за свою творчість?

  14. До вашого ювілею має вийти ваша остання збірка оповідань та віршів, не могли ви нам дещо продекламувати.


(Поетеса розповідає вірш)



«За лелеками вслід»



Летіли лелеки крило до крила

У парі закохані до джерела

Над степом розкішним в одвічній красі,

Що райдуги барви плекає усі.



І червень сміявся вишнево до них,

Торкався вітрами пір’їнок легких,

Їм добре на струменях синіх було,

Їм пахло до неба усе, що цвіло.

Я степом ішла за лелеками вслід,

Птахів розпитати про свій родовід.

Що помах крилатий на волі, щомить

Надія зростала, що родові жить.



В окисленім серці надію несу:

Чорнобильський атом не знищить красу.

Вона проростає крізь горе і біль,

Прихованих сліз затамованих сіль.

Дивлюся у небо я знову і знов –

На крилах лелечих життя і любов.

Моя Україно, лелечинько ти,

Надію крилату несеш у світи.




Ведуча: Поезія – тонка невидима субстанція, яка робить людину ніжною та чутливою.

Ведучий: Тому спробуємо провести вікторину на найкращого знавця творчості Л.М.Челнокової


Ця пташечка барвиста

Виспівує мені

Бадьорі, голосисті

З подякою пісні.

(«Синичка»)

Пливе між дерев нескінченно

Струмочка веселого спів.

Щасливий у світі той, певно.

Хто пісню його зрозумів.

(«Струмок»)

Вся в руді залізній киця,

Криворізька мандрівниця.

(«Мандрівниця»)

У садочку є ропушка,

Мабуть, має сірі вушка.

Тільки їх чомусь не бачу,

Бо ропушка швидко скаче.

(«Смішні вуха»)

Плавают в море под солнцем они,

В брызгах играются, как шалуны,

Выгнув, блестящие черные спины,

Прыгают с гребня на гребень они.

(«Дельфины»)

Тужи, тужи, сльоза моя крилата,

На те й талант від Господа, згори,

Аби душа уміла обіймати

Всі почуття – від щастя до журби.

(«Сльоза»)



Кожне серце жіноче,

Наче скрипка бринить

П’ють замріяні очі

Зачудовану мить.

(«Бабине літо»)

І червень сміявся вишнево до них,

Торкався вітрами пір’їнок легких,

Їм добре на струменях синіх було,

Їм пахло до неба усе, що цвіло.

(«За лелеками вслід»)

Я живу! Мов іскра незгасима,

В пам’яті вкарбовуюсь у вас,

Щоб не повторилась Хіросіма,

Не настав для всіх останній час!

(«Щоб не повторилась Хіросіма»)

І дивуються зорі космічні,

У мовчанні довкола світи.

Українці! Ми все ж таки вічні:

Нам надію у генах нести!

(«Надія»)

Біля школи бузок відцвітає.

Не рахуємо ми пелюстки.

Білим птахом любов відлітає

В наші юні, далекі роки.

(«Однокласники»)

Доню, гарні чорнобривці.

Не спопелити вічної краси.

Їм не страшні розщеплені убивці,

Їм небо дасть цілющої роси.

(«Чорнобривці»)




Ведуча: Наша зустріч добігла кінця, знайомство наше справжнє, ніжне , дружнє. В цьому залі не знайти людини, яка б залишилася в світі бездуховності, смутку, розпачу.

Ведучий: І все це - поезія, і не тільки вона, а людина, яка створює красу – поетеса, майстриня, прекрасна талановита людина, наша землячка - Лідія Миколаївна Челнокова. Ми не прощаємося. Талант потребує уваги і тому, ми можемо сказати: «До нових зустрічей!». З новими талантами мріємо познайомитись, відшукати коштовні самородки рідної Дніпропетровщини.





. НРАВСТВЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «СТАНЦИОННЫЙ СМОТРИТЕЛЬ».
  • Русский язык и литература
Описание:

Творчество А.С. Пушкина - это не только кладезь мудрости,но и познание мира героев, благодаря которым мы

учимся сопереживать,учимся быть милосердными, гуманными, если хотите - толерантными к поступкам людей, которые окружают нас. Именно урок, посвященный человеческим отношениям, где дочь предала отца, а может просто хотела быть счастливой...Разный взгляд на тему оцов и детей, тему прощения и покаяния.Использование компаративного анализа  текстов, связь художественного слова с миром киноискусства. Личное отношение детей к поступкам героев возможно узнать, выполнив одно из самых важных заданий на уроке, когда мы сравниваем текст повести с кинокадром и подбором музыки в ассоциативном ряду.Попробуйте, добавьте что-то свое..и ваш урок будет совсем другим.

Автор Зуева Елена Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Конспекты
Просмотров 2139
Номер материала 2992
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓